Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1008
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БЛОГЕР / САЙТ / ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА / РЕКЛАМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Байрамбекова А.Н.

Статья посвящена исследованию правового регулирования рекламы в сети Интернет в целях выявления пробелов законодательства и повышения правовой культуры рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и пользователей сети Интернет. Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время реклама в Интернет очень востребована у рекламодателей, так как современное общество проводит большую часть времени в Интернет. Однако, российское законодательство, регулирующее рекламную деятельность в Интернет, еще полностью не сформировано, оно отстаёт от стремительно развивающегося рынка рекламы. В статье применяется метод системного научного анализа. В статье проанализировано законодательно закрепленное понятие «реклама», выявлены его недостатки. Исследованы основные виды рекламы в Интернет и выявлены пробелы их законодательного регулирования. Автором даны рекомендации по устранению выявленных пробелов. Автор приходит к выводу о необходимо законодательно закрепить понятие «блогер» и определить его статус; ужесточить процесс регистрации пользователей в социальных сетях, обязав указывать настоящее имя, фамилию, отчество и место жительства; ужесточить ответственность за недостоверную и недобросовестную рекламу. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем для анализа, изменения и дополнения рекламного законодательства и повышения правовой культуры Интернет пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF THE INTERNET ADVERTISING

The article is devoted to study of the legal regulation of advertising on the Internet in order to identify gaps in the legislation in this aspect and to improve the legal culture of advertisers, advertising producers, advertising distributors and Internet users. The relevance of the problem is that recently advertising on the Internet is high demand since modern society spends the mayor of its time surfing the Internet. Nevertheless, Russian legislation, which regulates the Internet advertising activity, is not fully developed, it lags the rapidly developing advertising market. The method of systemic scientific analysis is applied in this article. The research has analyzed the statutory concept of «advertising» and revealed its drawbacks. The primary types of advertising on the Internet have been studied and the gaps in their legal regulation have been detected. The author provides the recommendations to eliminate the identified gaps. The author concludes that it is necessary to legislate the meaning of «blogger» and determine its status; reinforce the users registration process on social networks, obliging them to indicate their real names, surnames, patronymics and places of living; reinforce the responsibility with unreliable and unscrupulous advertising. The results of the research can be used in the future to analyze changes and additions of advertising legislation and to improve the legal culture of Internet users.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

УДК: 342.572

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_4_32

Байрамбекова А.Н.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Bayrambekova A.N.

STATE REGULATION OF THE INTERNET ADVERTISING

Ключевые слова: реклама, Интернет, социальная сеть, средства массовой информации, правовое регулирование, государственное управление, блогер, сайт, поисковая система, рекламные отношения.

Keywords: advertising, internet, social network, mass media, legal regulation, public administration, blogger, site, search system, advertising relationships.

Аннотация: статья посвящена исследованию правового регулирования рекламы в сети Интернет в целях выявления пробелов законодательства и повышения правовой культуры рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и пользователей сети Интернет. Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время реклама в Интернет очень востребована у рекламодателей, так как современное общество проводит большую часть времени в Интернет. Однако, российское законодательство, регулирующее рекламную деятельность в Интернет, еще полностью не сформировано, оно отстаёт от стремительно развивающегося рынка рекламы. В статье применяется метод системного научного анализа. В статье проанализировано законодательно закрепленное понятие «реклама», выявлены его недостатки. Исследованы основные виды рекламы в Интернет и выявлены пробелы их законодательного регулирования. Автором даны рекомендации по устранению выявленных пробелов. Автор приходит к выводу о необходимо законодательно закрепить понятие «блогер» и определить его статус; ужесточить процесс регистрации пользователей в социальных сетях, обязав указывать настоящее имя, фамилию, отчество и место жительства; ужесточить ответственность за недостоверную и недобросовестную рекламу. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем для анализа, изменения и дополнения рекламного законодательства и повышения правовой культуры Интернет пользователей.

Abstract: the article is devoted to study of the legal regulation of advertising on the Internet in order to identify gaps in the legislation in this aspect and to improve the legal culture of advertisers, advertising producers, advertising distributors and Internet users. The relevance of the problem is that recently advertising on the Internet is high demand since modern society spends the mayor of its time surfing the Internet. Nevertheless, Russian legislation, which regulates the Internet advertising activity, is not fully developed, it lags the rapidly developing advertising market. The method of systemic scientific analysis is applied in this article. The research has analyzed the statutory concept of «advertising» and revealed its drawbacks. The primary types of advertising on the Internet have been studied and the gaps in their legal regulation have been detected. The author provides the recommendations to eliminate the identified gaps. The author concludes that it is necessary to legislate the meaning of «blogger» and determine its status; reinforce the users registration process on social networks, obliging them to indicate their real names, surnames, patronymics andplaces of living; reinforce the responsibility with unreliable and unscrupulous advertising. The results of the research can be used in the future to analyze changes and additions of advertising legislation and to improve the legal culture of Internet users.

Рекламная индустрия быстро развивается и претерпевает значительные изменения. Без рекламы тяжело представить ведение успешного бизнеса. Большая часть населения страны проводит в сети Интернет значительную часть своего времени. Многие профессии перешли в Интернет, а также в Интернете появились уже новые. В настоящее время в Интернете люди учатся, работают, общаются и отдыхают. Очень трудно представить современного человека без га-джета с выходом в интернет. Именно поэтому производители товаров и услуг все чаще отдают предпочтение сети Интернет как площадки для размещения рекламы своего товара или услуги. Этот способ оказался более дешевым и эффективным. Данная тема является малоизученной, отдельные ее аспекты затрагиваются научными исследованиями Н.Н. Лебедевой и О.П. Дацюк1, Е.А. Зрайченко2, Е.Г. Ярмолович3, Е.С. Яга-диной4, Л.А. Егорычевой5.

Федеральный закон «О рекламе»6 (далее - закон о рекламе) был принят еще 2006 году. После этого в него вносились многочисленные изменения и дополнения. В главе второй законодатель называет какими способами может распространяться реклама: на телевидении, радио, в периодических печатных изданиях, реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживании, распространяемая по сетям электросвязи, наружная реклама и установка конструкций, реклама на транспортных средствах и с их использованием. Но законода-

1 Дацюк О.П., Лебедева Н.Н. Правовые аспекты Интернет-рекламы // Право и экономика. 2007. № 1. С. 17-19.

2 Зрайченко Е.А. Проблемы правового регулирования рекламной деятельности // Экономика и социум. 2020. № 5-1. С. 666-669.

3 Ярмолович Г.В. Проблемы правового регулирования рекламы в социальных сетях // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 121. С. 70-76.

4 Ягадинова Г.С., Гусейнова Л.В. О пробелах правового регулирования института рекламы и обеспечения правовой культуры в социальной сети «Инста-грам» // Правовая культура. 2020. № 3. С. 61-72.

5 Егорычева Л.А. Правовое регулирование рекламной деятельности в сети интернет // Наука через призму времени. 2018. № 6. С. 120-123.

6 Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3

«О рекламе» (в ред. от 2 июля 2021 г.) // Собрание

законодательства РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

тель не включил в данный перечень статьи регламентирующие распространение рекламы в сети Интернет, за исключением социальной рекламы. Поэтому возникают трудности в понимании «правил игры» и как следствие многочисленные нарушения. Разъяснения федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС) призваны помочь рекламодателям и судебным органам в разрешении спорных ситуаций.

В первую очередь рассмотрим, законодательно закрепленное понятие «реклама». Это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» (статья 3 закона о рекламе).

Законодатель рекламу считает видом информации. А информация, согласно закону Об информации, - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления7. Она может быть представлена в любой форме, в виде текста, фотографии, аудио и видео сообщения.

Во-вторых, она может распространяться любым способом и с использованием любых средств. Из этого следует, что, несмотря на то, что законодатель в главе 2 закона о рекламе не называет такой способ как «распространение рекламы в сети Интернет», рекламодатели могут использовать его для распространения рекламы. А Федеральный закон «О средствах массовой ин-формации»8 под сетевым изданием понимает сайт в сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации и на него распространяются все требования, предъявляемые к средствам массовой информации, а значит и требования к рекламе, которую распространяют электронные СМИ.

Третье условие - информация должна

7 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 2 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

8 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 1 июля 2021 г.) // Российская газета. 1992, 8 февраля. № 32.

быть адресована неопределенному кругу лиц. Этому признаку не соответствует тар-гетированная реклама. В переводе с английского target означает «цель». Целью тарге-тированной рекламы являются пользователи, которые интересуются тем или иным товаром или услугой, являются потенциальными покупателями. Это инструмент, с помощью которого рекламораспространители показывают рекламные объявления определенной категории пользователей, которые с наибольшей вероятностью заинтересуются данным объявлением, что делает ее дешевле и эффективнее. Так как, настраивая таргет можно выбрать платить за показы рекламы, клики на рекламное объявление или переходы по ссылке, а появляться рекламное объявление будет только у пользователей, которые являются потенциальными покупателями.

В-четвертых - реклама должна не только привлекать внимание, но и формировать или поддерживать интерес к товару или услуге. Так как специальных норм о том, как должна выглядеть реклама в сети Интернет законодатель не предусмотрел, поэтому к ней применяются общие требования, содержащиеся в законе о рекламе.

Часть 4 статьи 29 Конституции РФ закрепляет право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом1. Данные права на свободу информации могут реализовываться различными способами - посредством телевидения, радио, книг, периодических печатных изданий, межличностного общения, собраний, митингов и т. д., в том числе и посред-ствам сети Интернет. «Законным способом» вовсе не означает прямое указание на способ в законе, способ должен быть соответствующий праву. Таковым он будет считаться, если при его использовании будут соблюдаться установленные законом правила и запреты.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.

В статье 7 закона о рекламе приведен перечень товаров, которые запрещено рекламировать любым способом, это - запрещенные российским законодательством к изготовлению и распространению товары; табак, табачные изделия и курительные принадлежности; взрывчатые вещества за исключением пиротехники; наркотические и психотропные вещества, включая растения; человеческие органы и ткани для коммерческих целей; медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности; товары, которые не прошли необходимую государственную регистрацию, сертификацию или лицензирование на производство и дальнейшую реализацию, если она требуется согласно российскому законодательству. Данные товары и услуги запрещено рекламировать вообще, не зависимо от способа и места размещения рекламы. Следовательно, их нельзя рекламировать и в Интернет.

Статья 21 комментируемого закона дополняет данный список запретом рекламировать алкогольную продукцию в сети Интернет. Так ФАС возбудило дело против известного блогера Анастасии Ивлеевой, обвинив ее в рекламе итальянского вермута на ее канале в социальной сети YouTube. Где блогер просто готовила коктейль из разных напитков и крупным планом показала этикетку бутылки. На бокале также была видна фирменная эмблема. ФАС посчитала это рекламой. Данный случай был далеко не единственным. Также запрещается рекламировать в сети Интернет арбитражные учреждения и осуществление арбитража третейским судом лицам, не получившим право на осуществление данной деятельности.

Закон также называет виды информации, которые схожи с рекламой, но рекламой не являются. К ним относятся: 1) спра-вочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой; 2) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (примером может служить разовое объявление на сайте Авито).

Так как по статистике у 9 из 10 чело-

век есть страница хотя бы в одной социальной сети, и пользователи проводят там значительную часть своего времени. Многие производители товаров и услуг, несмотря на наличие официального сайта в сети «Интернет», создают страницы в социальных сетях и используют социальные сети для продвижения своего бренда, товаров или услуг. По мнению ФАС России, такая информация не будет считаться рекламой, так как указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией. Следовательно, на такую информацию положения закона о рекламе не распространяются. Но если эта информация направлена на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация уже может быть признана рекламой1.

Также не будет являться рекламой выдача поисковой системой перечня гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и пр.), по результатам запроса пользователя и обработки его поисковой системой. Потому что поисковая система не преследует цель продвигать конкретный бренд или товар. Хотя вместе с перечнем гиперссылок поисковая система может показать и рекламные объявления близкие к теме запроса, но на них будет соответствующая пометка «реклама».

А также не будет считаться рекламой информация, содержащаяся в справочных-каталогах об организациях или товарах (услугах), и объединенная в группы по определенным рубрикам, так как она носит справочно-информационный характер и имеет цель информирование пользователей об имеющихся компаниях и предоставляе-

1 Письмо ФАС России от 25 сентября 2019 г. № АК/83509/19 "О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» // Сайт ФАС России [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/questions/question_categories/13 (дата обращения: 19.10.2021).

мых услугах, продаваемых ими товарах. Так не будут считаться рекламой объявления на сайтах объявлений, объединенные в однотипные рубрики (avito.ru, cian.ru, ozon.ru).

Статья 27 закона о рекламе содержит норму, согласно которой допускается размещение, распространение рекламы, основанных на риске игр, пари в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети «Интернет»), но она не содержит каких-то специальных правил размещения подобной рекламы на данной площадке, как например, установлено правило для такой рекламы «в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени».

Еще одной разновидностью рекламы в сети «Интернет» является социальная реклама. Такой рекламой признается информация, распространенная в благотворительных и иных общественно полезных целях, а также в государственных интересах любым способом и форме, адресованная неопределенному кругу лиц. Согласно изменениям и дополнениям, внесенным Федеральным законом от 30 апреля 2021 года Правительство РФ определяет некоммерческую организацию, которая будет оператором социальной рекламы для обеспечения равных условий при распространении социальной рекламы в сети «Интернет».

Общими требованиями для всех видов рекламы являются добросовестность и достоверность. Не допускается использование некорректного сравнения с конкурентами, использование превосходной степени в описании компании или продукта, например «лучший», «самый красивый», «№1» и т. д. если это не подтверждено соответствующими документами. Для отдельных видов товаров и услуг законодатель предусмотрел дополнительные требования (глава 3 закона о рекламе). Тот факт, что информация в Интернете размещается в виде текстов, графических баннеров, видео роликов с возможностью дальнейшего перехода по ссылке на страницу с более полной информацией или наличия кнопки «подробнее» не освобождает рекламодателя от необходимости включения в такую рекламу полных сведений о рекламируемом продукте и его производителе, предусмотренных законом.

Существуем множество способов распространения рекламы в Интернет. Специалистами маркетологами и программистами постоянно создаются новые, более эффективные способы привлечения внимания потенциальных клиентов, а также совершенствуются уже существующие. Основными и самыми востребованными видами рекламы в Интернет являются: контекстная и тарге-тированная реклама.

Контекстная реклама - это реклама в поисковых системах Яндекса, Google и их партнерских сайтах. После того как пользователь ввел запрос на необходимый ему товар или услугу поисковая система покажет все объявления, связанные с тематикой запроса в том числе и рекламные объявления на эту тему. В таких объявлениях будет пометка «реклама». Контекстная реклама не показывается «неопределенному кругу лиц», а лишь тем пользователям, которые ввели поисковый запрос на данную тему.

Таргетированной рекламой принято считать рекламу в социальных сетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram, TikTok, «Одноклассники» и др., хотя на самом деле таргет может настраиваться и в поисковых системах. Она начинается с момента регистрации пользователя в социальной сети. Регистрируясь, пользователь вводит свои данные: пол, возраст, образование, университет, место работы, семейное положение, интересы и прочую информацию, а также вступает в интересные ему группы, к этой информации добавляется геолокация, места, где вы часто бываете. Социальная сеть отслеживает ваши перемещения, анализирует и определяет ваши интересы и потребности. Таргетированная реклама, как уже было выше сказано, показывается целевой аудитории, которой может быть интересен этот продукт или услуга, используя при этом персональные данные пользователей без их согласия. Существует множество видов таргетированной рекламы. Она может быть текстовой, графической, видео, баннеры, карусели и т.д. Таргет помимо социальных сетей можно настраивать и в рекламной сети ЯндексДирект, Google, почтовых рас-сылках и тд.

В закон Об информации 30 декабря 2020 года внесены изменения и дополнения

касающиеся распространения информации в социальных сетях (ст. 10.6), согласно которой социальной сетью признается информационный ресурс, на котором можно создавать и создаются персональные страницы пользователей, и если доступ к нему в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети «Интернет», а также на котором может распространяться реклама. Она не должна использоваться для совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения государственной тайны, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. Закон обязывает владельца социальной сети разместить правила пользования данной социальной сетью и проводить ее мониторинг для выявления противоречащей закону информации. А также, разместить в социальной сети адрес электронной почты, свои фамилию и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица) и электронную форму для направления жалоб пользователями о распространяемой с нарушением закона информации. Сделано это для того, чтобы пользователи имели возможность направить жалобу на неприемлемый, противоречащий закону и нормам морали контент, а владелец социальной сети мог оперативно проверить, заблокировать или удалить такую информацию в случаи подтверждения ее противоправности.

Законодатель не вводит статью, содержащую правила распространения рекламы в социальных сетях, но указывает, что в социальных сетях может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителя. А Роскомнадзор наделяется правом направить владельцу социальной сети предписание о проведении мониторинга и выявлении информации, противоречащей законодательству.

Следующим, не менее востребованным видом рекламы в интернет, является реклама у блогеров. Блогеры имея многотысячные и миллионные аудитории, выклады-

вают на своих страницах в социальных сетях рекламные объявления различных товаров, услуг и мероприятий, доступных неограниченному кругу лиц. Блогеру не обязательно явно рекламировать товар или услугу, можно просто сказать или показать, что он пользуется каким-то продуктом, или носит одежду определенного бренда, пользуются услугами рекламируемого салона красоты или медицинской клиники и этого будет достаточно, чтобы мотивировать тысячи и миллионы своих подписчиков идти покупать такой же продукт или услугу. Вопрос правового регулирования деятельности блогеров в настоящее время стоит наиболее остро. Ни закон о рекламе, ни ФАС не определяют правовое положение блогеров. Е.А. Палехова приводит доводы, по которым причисляет блогеров к предпринимателям .

Попытка законодательно закрепить понятие «блогер» и определить его правовое положение уже предпринималась законодателем в 2014 году . Блогером считался владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация, и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет», а Роскомнадзор должен был выявлять таких пользователей и включать их в реестр бло-геров. Однако количество блогеров так быстро росло, что реализовать данную норму права Роскомнадзору оказалось не под силу. В 2017 году в Государственную Думу поступил проект Федерального закона «О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который так и не был принят. Ключевые положения данного про-

1 Палехова Е.А. Правовой статус блогера и особенности его ответственности // Предпринимательское право. 2015. № 2. С. 60-65.

2 Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 19. Ст. 2302.

екта рассмотрены мною раннее3. Федеральным законом от 29 июля 2017 №276 статья 10.2 Федерального закона Об информации утратила силу. В настоящее время законодательно закрепленного понятия «блогер» не существует. Блогером принято считать человека, который регулярно на сайте или странице социальной сети выкладывает информацию, пишет посты, делится фотографиями, высказывает свое мнение по каким-либо общественно значимым событиям и т. д., а также делает рекламу. Причем они часто используют вместо настоящего имени ник (псевдоним), что может вызвать трудности при идентификации личности для привлечения его к ответственности. Согласно письму Министерства Финансов РФ № 03-04-05/58764 от 20.08.2018 г. «обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства, в том числе на блогеров, получающих доходы»4. Рекламу на личных страницах в социальных сетях могут распространять также и представители брендов (англ. BrandAmbassador) или просто известные люди, звезды, имеющие большую аудиторию. Это так называемая нативная (от англ. native - «естественный») реклама. Из такой рекламы пользователь не получит полных сведений о производителе товара, о потребительских свойствах продукта, он даже не всегда сможет понять, что это реклама. На них также распространяются общие требования и ограничения на распространяемую в Интернет информацию. Например: они обязаны соблюдать права, свободы и законные интересы других граждан, в частности, честь и досто-

3 Байрамбекова А.Н. Государственное регулирование рекламы в социальных сетях // 65-я Международная научная конференция Астраханского государственного технического университета, Астрахань, 26-30 апреля 2021 года: Материалы / Под общ. ред. Ю.А. Максименко, К.П. Пащенко. Астрахань, 2021. С. 363.

4 Письмо Минфина России от 29 августа 2018 г. № 03-04-05/58764 «Об обложении налогом на доходы физических лиц компенсационных выплат в виде возмещения морального вреда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» // Сайт Минфина России [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/tax_ relations/Answers/fizprofit (дата обращения: 19.10.2021).

инство личности, деловую репутацию. Оценочное суждение, собственное мнение бло-гера или представителя бренда не должны носить оскорбительный характер, а непринятие мер к недопущению оскорбления, унижающего честь и достоинство других лиц высказанные публично, включая сеть Интернет, влечет наложение административного штрафа (ст. 5.61 КоАП РФ)1. К бло-герам и другим пользователям социальных сетей может быть применена административная ответственность за распространение в сети Интернет под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной общественно значимой информации, которая создала угрозу или причинила реальный вред жизни и здоровью граждан, имуществу, общественному порядку и (или) общественной безопасности, помехи функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения (ст. 13.15 КоАП). Размер штрафа не соразмерно мал с возможным ущербом и многомиллионными доходами блогеров. Изменения, внесенные в Федеральный закон Об информации в этом году, не затронули блогеров, их правовое положение вновь осталось вне законодательного регулирования.

Следующим достаточно популярным видом рекламы в Интернет является бан-нерная реклама. Она обычно представляет собой красочное, привлекающее внимание объявление. Оно может быть текстовым, статическим, динамическим, т. е. меняющим картинку, анимационным и т. д. Кли-кая на баннер или прикрепленную ссылку, можно перейти на сайт или лендинг для получения более подробной информации. Баннер может быть размещен на любой площадке, поисковой системе, на различных сайтах, в социальных сетях и т. д. На них также распространяются общие и специальные (к отдельным видам товаров) требования закона о рекламе.

Что касается ответственности за нарушение рекламного законодательства, законодатель не делает различий в ответственности рекламодателей, рекламопроиз-водителей или рекламораспространителей,

1 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

пользователей социальных сетей с большим количеством подписчиков (так называемыми блогерами), представителями брендов и других известных людей, имеющих многотысячные и миллионные аудитории с простыми пользователями социальных сетей, которые тоже имеют возможность распространять информацию в социальной сети. Для всех установлена одинаковая ответственность за нарушение законодательства о рекламе - штраф от 2000 рублей до 2500 рублей для физических лиц, что является не соразмерным с получаемыми доходами и возможным причиненным ущербом (статья 14.3 КоАП РФ).

С рассмотренными выше проблемами сталкивается не только Российская Федерация, но и развитые страны мира. Интернет в развитых станах появился гораздо раньше, чем в России и у них накоплена обширная законодательная база регулирования информационных отношений в сети Интернет. Практика таких стран, как США, Германия, Великобритания, Китайская Народная Республика рассмотрены мною ранее2.

В результате проведенного исследования, проанализировав последние изменения в Федеральные законы Об информации, о рекламе и Кодекс об административных нарушениях РФ, можно прийти к следующим выводам: 1) законодатель не ввел в закон о рекламе специальной главы «о рекламе в сети Интернет», значит считает что реклама в Интернет должна регулироваться общими нормами закона о рекламе; 2) законодательно закрепленное определение понятия «реклама» устарело, третий признак рекламы «адресована неопределенному кругу лиц» должен быть исключен из определения, он не применим к рекламе в Интернет, так как реклама в интернет показывается только потенциальным покупателям, которых может заинтересовать рекламируемый товар или услуга; 3) необходимо законодательно закрепить понятие «блогер» и

2 Байрамбекова А.Н. Информационная безопасность России в сети интернет - правовые аспекты // Актуальные вопросы экономики и права: проблемы и перспективы: Международная научно-практическая конференция, посвященная 90-летнему юбилею со дня образования Астраханского государственного технического университета (Астрахань, 27 ноября 2020 г): материалы. Астрахань, 2020. С. 2.

определить статус блогера; 4) ужесточить процесс регистрации пользователей в социальных сетях, обязав указывать настоящее имя, фамилию, отчество и место жительства; 5) ужесточить ответственность за не-

достоверную и недобросовестную рекламу. Законодательство о рекламе требует дальнейшего дополнения и изменения, так как оно отстает от быстро развивающегося рынка рекламы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 19. Ст. 2302.

3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 2 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

4. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 2 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

6. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» (в ред. от 1 июля 2021 г.) // Российская газета. 1992, 8 февраля. № 32.

7. Письмо Минфина России от 29 августа 2018 г. № 03-04-05/58764 «Об обложении налогом на доходы физических лиц компенсационных выплат в виде возмещения морального вреда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» // Сайт Минфина России [Электронный ресурс]. URL: https://minfm.gov.ru/ru/perfomance/ tax_relations/Answers/fizprofit (дата обращения: 19.10.2021).

8. Письмо ФАС России от 25 сентября 2019 г. № АК/83509/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» // Сайт ФАС России [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/questions/question_categories/13 (дата обращения: 19.10.2021).

9. Байрамбекова, А.Н. Государственное регулирование рекламы в социальных сетях / А.Н. Байрамбекова // 65-я Международная научная конференция Астраханского государственного технического университета, Астрахань, 26-30 апреля 2021 года: Материалы / Под общ. ред. Ю.А. Максименко, К.П. Пащенко; Астраханский государственный технический университет. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2021. С. 362-365.

10. Байрамбекова, А.Н. Информационная безопасность России в сети интернет - правовые аспекты / А.Н. Байрамбекова // Актуальные вопросы экономики и права: проблемы и перспективы: Международная научно-практическая конференция, посвященная 90-летнему юбилею со дня образования Астраханского государственного технического университета (Астрахань, 27 ноября 2020 г): материалы / Астрахан. гос. техн. ун-т. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2020. С. 2.

11. Дацюк, О.П. Правовые аспекты Интернет-рекламы / О.П. Дацюк, Н.Н. Лебедева // Право и экономика. 2007. № 1. С. 17-19.

12. Егорычева, Л.А. Правовое регулирование рекламной деятельности в сети интернет / Л.А. Егорычева // Наука через призму времени. 2018. № 6. С. 120-123.

13. Зрайченко, Е.А. Проблемы правового регулирования рекламной деятельности / Е.А. Зрайченко // Экономика и социум. 2020. № 5-1. С. 666-669.

14. Палехова, Е.А. Правовой статус блогера и особенности его ответственности /

Е.А. Палехова // Предпринимательское право. 2015. № 2. С. 60-65.

15. Ягадинова, Г.С. О пробелах правового регулирования института рекламы и обеспечения правовой культуры в социальной сети «Инстаграм» / Г.С. Ягадинова, Л.В. Гусейнова // Правовая культура. 2020. № 3. С. 61-72.

16. Ярмолович, Г.В. Проблемы правового регулирования рекламы в социальных сетях / Г.В. Ярмолович // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 12-1. С. 7076.

Дата поступления: 27.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.