Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА РЕГИОНА'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МОЛОЧНОПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Мокрушин Александр Александрович, Рычковская Дарья Николаевна

Статья посвящена вопросам государственного регулирования развития молочнопродуктового подкомплекса региона депрессивного типа. Раскрыты территориально-отраслевые особенности молочнопродуктового подкомплекса Республики Адыгея, а также структура государственной поддержки молочного животноводства региона. На основе корреляционно-регрессионного анализа выявлена степень влияния отраслевых факторов на развитие молочного животноводства Республики Адыгея. Выделены проблемы и приоритетные направления государственной поддержки развития данной отрасли. Раскрыта специфика государственного регулирования хозяйственных процессов в АПК Республики Адыгея. Обосновано, что структурные диспропорции в развитии молочнопродуктового подкомплекса Республики Адыгея обусловлены результатами трансформации отношений собственности и действующими противоречиями в системе государственного регулирования подкомплекса. Раскрыты стратегические направления и задачи экономического развития молочнопродуктового подкомплекса Республики Адыгея в соответствии с приоритетами Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года. Выделены приоритетные направления совершенствования системы государственного регулирования молочнопродуктового подкомплекса Республики Адыгея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Мокрушин Александр Александрович, Рычковская Дарья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF DEVELOPMENT OF DAIRY SUBCOMPLEX IN THE REGION

The article is devoted to the issues of state regulation of the development of the dairy subcomplex in the depressed region. Territorial and sectoral features of the dairy subcomplex of the Republic of Adygea, as well as the structure of state support for dairy farming in the region, are revealed. On the basis of correlation and regression analysis, the degree of influence of industry factors on the development of dairy farming in the Republic of Adygea is revealed. The problems and priority areas of state support for the development of this industry are highlighted. The specifics of state regulation of economic processes in the agro-industrial complex of the Republic of Adygea are revealed. It is proved that structural imbalances in the development of the dairy subcomplex of the Republic of Adygea are caused by the results of the transformation of property relations and existing contradictions in the system of state regulation of the subcomplex. Strategic directions and tasks of economic development of the dairy subcomplex of the Republic of Adygea in accordance with the priorities of the Strategy of socio-economic Development of the Republic of Adygea until 2030 are revealed. Priority areas for improving the system of state regulation of the dairy subcomplex of the Republic of Adygea are highlighted.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА РЕГИОНА»

ЭКОНОМИКА АПК

AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

ECONOMY

УДК 338.439.4:637.1

ББК 65.325.2

М 74

А.А. Мокрушин,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики

и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп.

Тел.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: mokrushin_alex@inbox.ru

Д.Н. Рычковская,

магистрант Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.:

8 (8772) 59-37-56, e-mail: rychkovskayadasha@gmail.com

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА

РЕГИОНА

(Рецензирована)

Аннотация. Статья посвящена вопросам государственного регулирования развития молочнопродуктового подкомплекса региона депрессивного типа. Раскрыты территориально-отраслевые особенности молочнопродуктового подкомплекса Республики Адыгея, а также структура государственной поддержки молочного животноводства региона. На основе корреляционно-регрессионного анализа выявлена степень влияния отраслевых факторов на развитие молочного животноводства Республики Адыгея. Выделены проблемы и приоритетные направления государственной поддержки развития данной отрасли. Раскрыта специфика государственного регулирования хозяйственных процессов в АПК Республики Адыгея. Обосновано, что структурные диспропорции в развитии молочнопродуктового подкомплекса Республики Адыгея обусловлены результатами трансформации отношений собственности и действующими противоречиями в системе государственного регулирования подкомплекса.

Раскрыты стратегические направления и задачи экономического развития молочнопродуктового подкомплекса Республики Адыгея в соответствии с приоритетами Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года. Выделены приоритетные направления совершенствования системы государственного регулирования молочнопродуктового подкомплекса Республики Адыгея.

Ключевые слова: государственное регулирование, молочнопродуктовый подкомплекс, агропромышленный комплекс, экономическое развитие, Республика Адыгея, территориально-отраслевые особенности, стратегические приоритеты, государственная программа, агропромышленный кластер.

A.A. Mokrushin,

Doctor of Economics, Professor, Professor of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: mokrushin_alex@inbox.ru

D.N. Rychkovskaya,

Master's student of the Adyghe State University, Maikop. Ph.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: rychkovskayadasha@gmail.com

STATE REGULATION OF DEVELOPMENT OF DAIRY SUBCOMPLEX IN THE REGION

Abstract. The article is devoted to the issues of state regulation of the development of the dairy subcomplex in the depressed region. Territorial and sectoral features of the dairy subcomplex of the Republic of Adygea, as well as the structure of state support for dairy farming in the region, are revealed. On the basis of correlation and regression analysis, the degree of influence of industry factors on the development of dairy farming in the Republic of Adygea is revealed. The problems and priority areas of state support for the development of this industry are highlighted. The specifics of state regulation of economic processes in the agro-industrial complex of the Republic of Adygea are revealed. It is proved that structural imbalances in the development of the dairy subcomplex of the Republic of Adygea are caused by the results of the transformation of property relations and existing contradictions in the system of state regulation of the subcomplex.

Strategic directions and tasks of economic development of the dairy subcomplex of the Republic of Adygea in accordance with the priorities of the Strategy of socio-economic Development of the Republic of Adygea until 2030 are revealed. Priority areas for improving the system of state regulation of the dairy subcomplex of the Republic of Adygea are highlighted.

Keywords: state regulation; dairy subcomplex; agro-industrial complex; economic development; the Republic of Adygea; territorial and sectoral features; strategic priorities; state program; agro-industrial cluster.

В условиях волатильности товарно-сырьевого и финансового рынков, неэквивалентности межотраслевого обмена и неразвитости материально-технической, социальной инфраструктуры сельских территорий перспективы развития территориального АПК связаны с государственным регулированием хозяйственных процессов. Гибкая система государственного регулирования в сочетании с активной стимулирующей ролью рыночных механизмов способствует формированию дополнительных конкурентных преимуществ территориального АПК. Применение эффективных методов государственного регулирования агроэкономики способствует модернизации материально-технической

базы агропромышленного производства, достижению целевых параметров в продовольственном обеспечении населения региона. При этом меры государственного регулирования должны носить комплексный характер и осуществляться на регулярной основе. Данные обстоятельства актуализируют проблему формирования действенного механизма государственного регулирования экономического развития АПК региона, адекватного приоритетным направлениям развития территории и способствующего обеспечению продовольственной безопасности населения региона.

Организационно-экономические аспекты государственной поддержки и регулирования отечественной

агроэкономики отражены в научных работах Алтухова А.И., Буз-далова И.Н., Бершицкого Ю.И., Милосердова В.В., Нечаева В.И., Никонова А.А., Серкова А.Ф., Уша-чева И.Г., Хайруллина А.Н., Хиц-кова И.Ф. и др. [1-7]. При этом остаются дискуссионными вопросы обоснования приоритетов, методов и инструментов государственной поддержки и регулирования отдельных продуктовых подкомплексов с учетом территориально-отраслевых особенностей.

В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности РФ стратегическое развитие АПК предусматривает собственное производство субъектами РФ в совокупности не менее 90% молока и молочных продуктов, обеспечение конкурентоспособности молочнопродуктового подкомплекса. При этом востребована государственная поддержка сельскохозяйственного производства, призванная решать целый ряд актуальных задач:

Формирование организационно-правовой среды функционирования предприятий сельского хозяйства;

Развитие инфраструктуры различного рода, ведущей к увеличению производственной эффективности сельскохозяйственных предприятий;

Осуществление всесторонней помощи хозяйствующим субъектам в производственно-хозяйственной деятельности.

Молочнопродуктовый подкомплекс следует рассматривать как межотраслевую цепочку создания ценности, функционирующую и управляемую в целях максимального соответствия разнообразной молочной продукции потребностям конечных потребителей при минимизации совокупных затрат на ее производство на основе поддержания динамичной системы материально-вещественных, стоимостных, территориальных и воспроизводственных пропорций [8]. Молочно-продуктовый подкомплекс региона

состоит из следующих структурных звеньев: кормопроизводство, племенное скотоводство, молочное скотоводство; оптовые посредники (сбытовые кооперативы, ИП); предприятия молочной промышленности, перерабатывающие мини-цеха в К(Ф)Х, ЛПХ; оптовые посредники (логистические провайдеры, дистрибуторы, сетевые распределительные центры), организации розничной торговли.

Молочнопродуктовый подкомплекс является одним из системообразующих компонентов в структуре экономики Республики Адыгея, относящейся к типу депрессивных регионов. Следует отметить нестабильную динамику развития молочного животноводства Республики Адыгея в 2015-2019 гг., выраженную в следующем: в незначительном росте объемов производства молока в хозяйствах всех категорий (с 117,9 до 119,1 тыс. т) на фоне сокращения поголовья коров (с 24,3 до 24,1 тыс. голов), роста расходов кормов на одну голову условного КРС (с 28,1 до 33,5 ц корм. ед.) и роста величины надоя молока на одну корову (с 4857 до 5683 кг). Основным направлением использования молока и молокопродуктов, произведенных в Республике Адыгея, является вывоз за пределы региона, объем которого в 2015-2019 гг. вырос с 140,7 до 150,3 тыс. тонн. Основной объем производства молока в Республике Адыгея локализован в хозяйствах Красногвардейского, Коше-хабльского и Гиагинского районов (23,4, 21,2 и 20,2% от общерегионального объема соответственно).

Основная часть поголовья коров, овец и коз в Республике Адыгея содержится в хозяйствах населения (рис. 1). Для К(Ф)Х характерен рост поголовья КРС в 2014-2019 гг. с 3,7 до 5,9 тыс. голов (на конец года), поголовья овец и коз (с 7,6 до 17,5 тыс. голов), а также коров (с 1,6 до 3,0 тыс. голов).

Анализ структуры производства молока свидетельствует о

доминировании малых форм хозяйствования: доля хозяйств населения в 2014-2019 гг. в среднем превышала 70%. Доминирование малых форм хозяйствования в молочном животноводстве Республики Адыгея обусловлено государственной политикой, направленной на обеспечение самозанятости сельского населения, и, соответственно, реализуемыми мерами государственной поддержки агробизнеса регионов депрессивного типа (в т.ч. в рамках нацпроекта «Развитие АПК»).

Территориально-отраслевыми особенностями молочнопродуктово-го подкомплекса Республики Адыгеи являются:

Сохранение структурных диспропорций в развитии отраслей подкомплекса, низкий уровень развития инфраструктурных звеньев подкомплекса;

Сохранение экстенсивного типа производства на фоне доминирующих позиций малых форм агробизнеса в структуре животноводства Республики Адыгея; аграрная политика региона направлена на стимулирование деятельности

малых форм хозяйствования, в

особенности крестьянских (фермерских) хозяйств;

Низкий уровень специализации сельхозпроизводителей региона на молочном животноводстве;

Острый дефицит сырья для производства молочной продукции, ориентация молзаводов на внереги-ональные рынки молочного сырья и готовой продукции;

Низкий уровень развития сельскохозяйственной кооперации и вертикальной интеграции в подкомплексе.

Следует отметить наличие серьезных проблем в молочном животноводстве региона, включая недостаточный уровень государственной поддержки, низкий уровень технологической оснащенности сельхозпредприятий, низкий уровень самообеспеченности сырьем и значительная зависимость от внереги-ональных закупок сырья, а также высокий риск ухудшения финансового положения сельхозпроизводителей, сокращения производства молока вследствие действия кризи-согенных факторов. Низкая рентабельность сельскохозяйственных предприятий молочнопродуктового

Рис. 1. Поголовье скота по категориям хозяйств Республики Адыгея (на конец года), тыс. голов

подкомплекса обусловлена рядом причин, среди которых можно выделить волатильность финансовых и товарно-сырьевых рынков современной России, значительный диспаритет цен в подкомплексе, недостаточный объем государственного субсидирования сельхозпроизвод-ства, а также ухудшение социально-экономического положения вследствие пандемии Covid-19.

Государственное регулирование молочнопродуктового подкомплекса Республики Адыгея основывается на действующих документах стратегического планирования, в т.ч.:

1. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2021 годы (далее - Госпрограмма);

2. Региональный проект «Экспорт продукции АПК в Республике Адыгея» в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт»;

3. Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года.

В соответствии с подпрограммой «Развитие отраслей АПК» Госпрограммы оказываются следующие виды господдержки хозяйствующих субъектов молочнопродуктового подкомплекса региона:

1. Возмещение части затрат на поддержку молочного скотоводства;

2. Возмещение части затрат, связанных с содержанием племенного молочного поголовья, с приобретением племенного молодняка сельскохозяйственных животных;

3. Возмещение части затрат на развитие мясного скотоводства, овцеводства и козоводства;

4. Государственная поддержка начинающих фермеров, семейных ферм, сельскохозяйственных кооперативов путем предоставления грантов в форме субсидий, предоставляемых К(Ф)Х для финансового обеспечения части затрат;

Возмещение части затрат сельхозпроизводителям (кроме ЛПХ, СПоК), связанных с оплатой процентов по кредитным договорам.

В рамках Госпрограммы в 20162019 гг. были достигнуты следующие целевые индикаторы, характеризующие развитие молочнопродуктово-го подкомплекса Республики Адыгея (табл. 1).

Следует отметить превышение фактического над плановым значением таких индикаторов, как маточное поголовье овец и коз в СХП, К(Ф)Х (13,39 против 5,4 тыс. голов), объем производства молока в СХП, К(Ф)Х (16,72 против 14,3 тыс. тонн), сохранность племенного поголовья сельскохозяйственных животных (124,3 против 100,0%)

Таблица 1

Достижение целевых индикаторов государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2021 годы

Наименование показателя Единица измерения 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Производство молока в хозяйствах всех категорий тыс. тонн 120,3 121,9 119 119,2

Производство молока в сельскохозяйственных организациях, К(Ф)Х, включая ИП тыс. тонн 14,3 15,4 15,1 16,7

Маточное поголовье овец и коз в сельскохозяйственных организациях, К(Ф)Х, ИП тыс. голов 7,2 10,3 11,6 13,4

Производство масла сливочного тыс. тонн 2,3 1,6 1,4 1,8

Производство сыров и сырных продуктов тыс. тонн 11,5 12,8 13,6 17,2

в 2019 г. В настоящее время в Республике Адыгея одним из стратегических направлений развития молочного животноводства является развитие овцеводства и козоводства. В 2016-2019 гг. в регионе отмечался резкий рост поголовья коз и овец (с 7,2 до 13,4 тыс. голов). При этом рост продуктивности молочного скотоводства во многом связан с развитием кормовой базы в регионе.

В данном контексте основными направлениями формирования эффективного молочного животноводства являются: организация собственной кормовой базы местными предприятиями; выстраивание интеграционных отношений с растениеводческими хозяйствами, ориентированными на выращивание фуражных культур; развитие кооперации с другими животноводческими хозяйствующими субъектами по формированию кормовой базы.

Согласно Приказу Министерства сельского хозяйства РФ от 20.04.2020 г. № 213 приоритетными направлениями развития АПК Республики Адыгея, на которые выделяются субсидии из федерального бюджета, являются развитие овцеводства и производство молока [9].

Государственная поддержка молочного животноводства Республики

Адыгея представлена субсидиями и грантами (рис. 2):

- субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (С1);

- субсидии на стимулирование развития овцеводства и козоводства (С2);

- субсидии на поддержку племенного животноводства (С3);

- субсидии на возмещение части затрат на приобретение крупного рогатого скота молочного направления (С4);

- грантовая поддержка развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств (Г5).

В 2017-2019 гг. отмечается значительный рост объемов финансовой поддержки животноводства Республики Адыгея (с 35829,3 до 85252,2 тыс. руб.) за счет предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х, а также субсидирования затрат сельхозпроизводителей сферы овцеводства и козоводства. При этом отмечалось сокращение размеров субсидий на поддержку племенного животноводства, на повышение продуктивности в молочном скотоводстве Республики Адыгея. С каждым годом увеличивается

483(Я

59850

29556

6924Д 7979,2

8359,4

9501

7115 Зб78,8 4473'7 7586,6 11850

С 1

1С 2

1С S 1С 4

Рис. 2. Структура государственной поддержки молочной отрасли в Республике Адыгея в 2017-2019 гг., тыс. руб.

объем государственного субсидирования козоводства и овцеводства, относительно новых секторов экономики региона.

Для оценки тесноты связи между объемом производства молока в Республике Адыгея и влияющими на него факторами был проведен корреляционно-регрессионный анализ (табл. 2).

В расчетах использовались такие факторы, оказывающие влияние на производство молока, как надой молока на одну корову (кг), расход кормов на одну условную голову крупного скота (ц корм. ед.), масса выращенного КРС на одну голову в сельскохозяйственных организациях (кг), число доильных установок и агрегатов (шт.), объем предоставленных субсидий на развитие молочного скотоводства (тыс. руб.). В результате корреляционного анализа выявлена мультиколлинеарность между надоем молока и производством молока (0,84), расходом кормов на одну

условную голову крупного скота (0,85), а также с доильными установками и агрегатами (- 0,97). Результатом расчетов стало исключение из многофакторной модели одного из факторов (надой молока).

В результате исследования была получена следующая эконометриче-ская модель:

а= 0,05; R = 0,934; R2= 0,873; Fф=16,62; F = 2,50,

7 7 7 7 7 7 ф 7 7 кр 7 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где У - производство молока, тыс. тонн;

- расход кормов на одну условную голову крупного скота, ц корм. ед.; Х2 - выращено КРС на одну голову в сельскохозяйственных организациях, кг; Х3 - доильные установки и агрегаты, шт.; Х4 - субсидии на развитие молочного производства, тыс. руб.

Значение коэффициента множественной корреляции (0,918) свидетельствует о тесной зависимости производства молока от представленных четырех факторов. Наибольшее влияние на производство оказывают следующие факторы: выращено КРС,

Таблица2

Влияние уровня субсидий на производство молока в хозяйствах Республики Адыгея

Годы Y, производство молока, тыс. т Xj, расход кормов на усл. голову КРС, ц к.ед. X2, выращено КРС на одну голову в СХП, кг Х3, число доильных установок и агрегатов, шт. Х4, субсидии на повышение молочной продуктивности, тыс. руб.

2005 88,2 16,4 32 88 2409

2006 89,8 17,0 49 63 2304

2007 90 7,9 72 64 2607

2008 104,0 10,2 71 65 3198

2009 104,9 8,4 88 49 4307

2010 107,7 17 114 45 5234

2011 110 17,2 63 51 4236

2012 112,7 26,4 98 50 4045

2013 113,9 25,8 117 41 20238,7

2014 115,3 23,7 122 31 4080,1

2015 117,9 28,1 108 17 2789,5

2016 120,3 29,5 114 19 23298,3

2017 122 32,5 124 19 8359,37

2018 119 31,3 112 19 7979,22

2019 119,1 31,6 96 18 6924,11

доильные установки, расход кормов; наименьшее влияние оказывает размер субсидий на развитие молочного производства. Увеличение кормовых расходов на 1 ц корм. ед. приводит к повышению производства молока в среднем на 0,287 тонн. Рост выращенных КРС на 1 кг в сельскохозяйственных организациях увеличивает производство молока в среднем на 0,118 тонны; увеличение доильных установок и агрегатов на 1 шт. уменьшает производство молока в среднем на 0,255 тонны; увеличение уровня субсидий на повышение молочной продуктивности на 1000 руб. ведет к росту производства молока на 0,00005 тонны. Достоверность результатов анализа подтверждает значение критерия Фишера ^=16,62), указывая на обоснованность включения в регрессионную модель факторов Х1, Х2, Х3, Х4.

Специфика государственного регулирования АПК Республики Адыгея состоит в следующем:

- ориентированность системы государственного регулирования на развитие малого и среднего предпринимательства в агроэкономике региона;

- ограниченный набор инструментов госрегулирования, недостаток финансовых возможностей господдержки АПК региона;

- недостаточный уровень развития институциональной среды, информационной инфраструктуры АПК региона;

- недостаточный уровень внимания к проблемам межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции.

Основными стратегическими целями развития молочнопродук-тового подкомплекса Республики Адыгея являются увеличение объемов производства молока, наращивание выпуска сыра «Адыгейский» для реализации экспортного потенциала региона. Для достижения указанных целей было заключено инвестиционное соглашение по созданию в Республике Адыгея

сельскохозяйственного кластера в сфере молочного козоводства при непосредственном участии ООО «Агро-холдинг Мирный». В начале 2020 г. в регионе состоялось открытие первого молочно-товарного комплекса ООО «Мирный-Адыгея - дочерней компании агрохолдинга. В комплекс завезено более 1 тыс. голов дойного стада высокопродуктивной зааненской породы коз. Выпускаемая продукция включает в себя 15 ассортиментных групп, среди которых йогурты, сыр, творог, кефир, масло и иная кисломолочная продукция под товарным знаком «Белое Золото». Поставку продукции, производимой данным кластером, планируется осуществлять в крупные торговые сети (в т.ч. «Перекресток», «Лента», «Ашан», «Мираторг», «Азбука Вкуса»).

Осуществляется активная государственная поддержка ООО «Мирный-Адыгея»: предоставлены налоговые льготы, включая освобождение от уплаты налога на имущество и транспортного налога; планируется предоставление до 2022 г. субсидий из федерального и регионального бюджетов в размере 120 млн руб.

Таким образом, система государственного регулирования мо-лочнопродуктового подкомплекса Республики Адыгея отличается следующими характеристиками:

1. Активное использование программно-целевого подхода к управлению агропромышленным производством;

2. Ориентация органов государственной власти на стимулирование деятельности малых форм хозяйствования посредством выделения бюджетных средств в виде субсидий, грантов, а также финансовых средств на возмещение расходов;

3. Отсутствие в документах, регулирующих функционирование отрасли инновационных инструментов, способствующих повышению эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, развитию

взаимодействия власти и бизнеса, активизации межрегиональных связей;

4. Усиление государственной поддержки отрасли козоводства, производства молочной продукции из козьего молока; активная государственная поддержка производства сыра «Адыгейский».

В Ill квартале 2020 г. объем финансирования регионального проекта «Экспорт продукции АПК в Республике Адыгея» составил 27,23 млн руб., из них 26,96 млн руб. за счет средств федерального бюджета, 0,27 млн руб. - средств регионального бюджета. В рамках данного проекта за 9 месяцев 2020 года получены краткосрочные кредиты на молочное скотоводство в размере 95 млн руб. (приобретение молока).

Предприятия молочной промышленности Республики Адыгея нацелены на расширение рынков сбыта как за счет регионов РФ, так и экспортных поставок. В частности, ООО «Красногвардейский молочный завод» получил разрешение от Южного межрегионального Управления Россельхознадзора на поставку продукции в Китай. Предприятие активно реализовывало продукцию в Германию и Объединенные Арабские Эмираты.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года планируется реализация флагманского проекта по развитию АПК региона, предусматривающая создание мясомолочного субкластера. В рамках флагманского проекта основными направлениями развития АПК Республики Адыгея являются: реализация экспортного потенциала предприятий подкомплекса; формирование высокотехнологичных перерабатывающих производств; создание экономических взаимосвязей между всеми участниками производства продукции АПК совместно с органами государственной власти, науки; проведение в регионе сертификации

и стандартизации сельскохозяйственной продукции.

Создание условий для развития конкурентоспособного мясомолочного субкластера предполагает разработку «дорожной карты» его научно-технического развития, внедрение экологически чистых агротехнологий, биотехнологий резидентами кластера, развитие территориальных ассоциаций, а также синхронизацию стратегий и планов развития резидентов кластера.

Стратегическими направлениями развития молочнопродуктового подкомплекса Республики Адыгея являются: развитие воспроизводственных процессов в подкомплексе за счет реализации крупных инвестиционных проектов, повышения инвестиционной привлекательности агропромышленного производства региона, вовлечения в животноводство сельхозпроизводителей, располагающих более 500 га земли сельхозназначения; соблюдение экологической безопасности при производстве молока, молочных продуктов; развитие производства экологически чистой молочной продукции и др.

В данном контексте приоритетными направлениями совершенствования системы государственного регулирования молочнопродуктового подкомплекса Республики Адыгея являются:

1. Повышение уровня доходности хозяйствующих субъектов за счет государственного субсидирования, предоставления грантов; оказание финансовой помощи при модернизации производственных фондов молзаводов, создании сельхозпроизводителями перерабатывающих цехов;

2. Развитие производственной, транспортно-логистической инфраструктуры подкомплекса; развитие лизинговой деятельности по предоставлению специализированного автотранспорта для доставки молока;

3. Снижение административных барьеров реализации инвес-

тиционных проектов в мясомолочном животноводстве, молочной промышленности региона; государственное участие в развитии системы сбыта и продвижения молочной продукции;

4. Содействие в развитии крупнотоварного производства в мо-лочнопродуктовом подкомплексе региона, ориентированного на производство экологически чистой продукции с использованием современных биотехнологий;

5. Формирование условий для развития многоукладной аграрной экономики, реализации моделей интеграционного взаимодействия

малых форм агробизнеса с крупными перерабатывающими структурами в молочнопродуктовом подкомплексе региона.

Вместе с тем инструменты государственного регулирования нуждаются в спецификации применительно к особенностям подкомплекса, приоритетным направлениям стратегического развития. Также востребована разработка действенного механизма государственного регулирования системного развития подкомплекса, учитывающего динамику и тенденции изменения уровня экономической активности государства.

Примечания:

1. Алтухов А.И. Продовольственная безопасность Российской Федерации: вопросы методологии оценки // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 3. С. 2-7.

2. Буздалов И.Н., Ушачев И.Г. Социально-экономическое развитие АПК России: проблемы и перспективы // АПК: Экономика, управление. 2016. № 12. С. 88.

3. Милосердов В.В. Политика обеспечения продовольственной независимости России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. № 3. С. 13-16.

4. Нечаев В.И., Бершицкий Ю.И., Резниченко С.М. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства: монография. СПб: Лань, 2009. 336 с.

5. Никонов А.А. Проблемы села и АПК в России // Финансовый контроль. 2005. № 4. С. 13.

6. Актуальные направления совершенствования аграрной политики России / И.Г. Ушачев, А.Ф. Серков, В.В. Маслова [и др.] // АПК: Экономика, управление. 2019. № 3. С. 4-16.

7. Хицков И.Ф., Крупко А.Э. Устойчивое развитие агропромышленного комплекса и проблемы повышения занятости населения ЦЧР // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. 2016. № 4. С. 119-126.

8. Долбилова Е.А. Государственное регулирование сбалансированного развития молочнопродуктового подкомплекса (на примере Саратовской области): авто-реф. дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2015. С. 7.

9. О внесении изменений в Приложение к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20 декабря 2019 г. № 713 «Об определении приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса по субъектам Российской Федерации на 2020 год»: приказ от 20.04.2020 г. № 213 // Гражданский кодекс Российской Федерации. URL: https://gkrfkod.ru/zakonodatelstvo/ prikaz-minselkhoza-rossii-ot-20042020-n-213/ (дата обращения: 16.11.2020).

10. Информация о финансировании агропромышленного комплекса Республики Адыгея за 2017-2019 годы // Официальный сайт Республики Адыгея. Министерство сельского хозяйства. URL: http://www.adygheya.ru/ministers/departments/ ministerstvo-selskogo-khozyaystva/i-respubliki/svedeniya/informatsiy/ (дата обращения: 17.11.2020).

References:

1. Altukhov A.I. Food security of the Russian Federation: issues of assessment methodology // Economy of agricultural and processing enterprises. 2016. No. 3. Pp. 2-7.

2. Buzdalov I.N., Ushachev I.G. Socio-economic development of the agro-industrial complex of Russia: problems and prospects // Agro-industrial complex: Economics, management. 2016. No. 12. P. 88.

3. Miloserdov V.V. Policy of ensuring food independence of Russia // Economy of agricultural and processing enterprises. 2000. No. 3. Pp. 13-16.

4. Nechaev V.I., Bershitskiy Yu.I., Reznichenko S.M. Regional aspects of state regulation of agroindustrial production: monograph. Saint Petersburg: Lan, 2009. 336 pp.

5. Nikonov A.A. Problems of the village and agro-industrial complex in Russia // Financial control. 2005. No. 4. P. 13.

6. Actual directions of improving the agrarian policy of Russia / I.G. Ushachev, A.F. Serkov, V.V. Maslova [et al.] // Agro-industrial complex: Economics, management. 2019. No. 3. Pp. 4-16.

7. Khitskov I.F., Krupko A.E. Sustainable development of the agro-industrial complex and problems of increasing employment of the population of the Central Black Earth Region // Bulletin of the Voronezh State University. Ser.: Economics and Management. 2016. No. 4. Pp. 119-126.

8. Dolbilova E.A. State regulation of the balanced development of the dairy subcomplex (on the example of the Saratov region): abstract of the dissertation of the Candidate of Economic Sciences. Saratov, 2015. P. 7.

9. On amendments to the Appendix to the order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation dated December 20, 2019 No. 713 "On determining the priority areas for the development of the agro-industrial complex in the constituent entities of the Russian Federation for 2020: order No. 213 dated April 20, 2020 // Civil code of the Russian Federation. URL: https://gkrfkod.ru/zakonodatelstvo/prikaz-minselkhoza-rossii-ot-20042020-n-213/ (date of access: 16.11.2020).

10. Information on financing the agro-industrial complex of the Republic of Adygea for 2017-2019 // Official site of the Republic of Adygea. Ministry of Agriculture. URL: http://www.adygheya.ru/ministers/departments/ministerstvo-selskogo-khozyaystva /i-respubliki/svedeniya/informatsiy/ (date accessed: 17.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.