DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_251
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ State regulation of entrepreneurial activity: main methods
БАТТАХОВ Петр Петрович,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: battakhov@mail.ru;
Battakhov Petr Petrovich,
candidate of of jurisprudence, senior researcher of Institute of the state and right of the Russian Academy of Sciences. 10 Znamenka str., 119019 Moscow, Russia. E-mail: battakhov@mail.ru
Краткая аннотация: Данная работа посвящена формам и методам государственного регулирования предпринимательской деятельности. Изучены три основных метода государственного регулирования предпринимательской деятельности, например, императивный, автономный и консультативный методы. Также исследованы основные формы государственного регулирования.
Abstract: This work is devoted to the forms and methods of state regulation of entrepreneurial activity. Three main methods of state regulation of entrepreneurial activity have been studied, for example, imperative, autonomous and advisory methods. Also its investigated the main forms of state regulation.
Ключевые слова: метод, государственное регулирование, экономика, императивный, предпринимательская деятельность, санкция.
Keywords: method, government regulation, economics, imperative, entrepreneurial activity, sanction.
Для цитирования: Баттахов П.П. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: основные методы // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 251-254. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_251.
For citation: Battakhov P.P. State regulation of entrepreneurial activity: main methods // Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 251-254. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_251.
Статья поступила в редакцию: 30.08.2023
Российская государственная система претерпела существенные изменения. Причины заключались в следующих фактора: переход к рыночной экономике, возникновение условий для ведения бизнеса и появление новых форм собственности. На протяжении длительного времени менялась система законодательства и, в соответствии с современными тенденциями и потребностями общества, модернизировалось регулирование деятельности предпринимателей.
Мировой рынок постоянно расширяется, глобализация остается неизбежным процессом, который сложно игнорировать. Благодаря развитию российской экономики и внедрению цифровых технологий отечественная система предпринимательской деятельности становится более эффективной. Чтобы решить проблемы отечественного и мирового рынков, необходимо задействовать меры правового регулирования предпринимательской деятельности. На данный момент очевидно, что санкции, которые введены против РФ, угрожают экономике всего мира. Но полностью изолированной российскую экономику представить трудно. Россия все равно остается частью мирового рынка[1].
Предпринимательская деятельность нацелена на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи различной продукции и оказания услуг. При этом порядок ее регистрации закреплен законодательством. Под государственным регулированием предпринимательской деятельности стоит понимать взаимодействие государства с контролирующими органами, которое направлено на осуществление политики в области предпринимательства^].
В научной литературе для юристов и экономистов отсутствует единство терминологии по средствам осуществления государственного регулирования предпринимательской деятельности. Термины «метод», «форма», «инструмент», «средство» часто совпадают, и между этими словами в тексте нет особого различия[3]. Терминологическое обозначение средств реализации государственного регулирования в секторе экономики не имеет особого значения, кроме возникновения каких-то неудобств для студентов при изучении предпринимательского права. Однако, оказывается принципиально важным использование термина «метод» в качестве дополнения к другим перечисленным словам, описывающим процесс осуществления госрегулирования предпринимательской деятельности. Считается, что термин «метод» должен использоваться в дополнении к «средствам».
Методы реализации государственного регулирования
При изучении процесса осуществления госрегулирования какой бы то ни было хозяйственной деятельности определения «методы» и «формы» не следует отождествлять, так как это разные понятия. Будет достаточно назвать три главных метода осуществления госрегулирования экономических отношений со стороны государства, которые используются в коммерческом праве и предпринимательской деятельности, а именно:
• автономный (т.е. согласовательный);
• императивный (предписывающий);
• консультативный.
Существует и иное авторитетное мнение о том, что применяемые на практике методы осуществления госрегулирования предпринимательской деятельности нельзя отождествлять с правовым регулированием. По содержанию они не являются одним и тем же понятием. Такая точка зрения преуменьшает роль правовых норм регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства. Представляется, что верховенство права в сфере экономики не обеспечивается, если осуществление госрегулирования предпринимательства выполняется неправовыми рычагами. Следует различать, какие из методов государственного хозяйственного регулирования, применяемого в сфере предприни-
мательской деятельности, относятся к таковым, а какие нет[4].
Методы самостоятельного принятия решений, императивного госрегулирования и экспертные рекомендации правового характера специфичны. Они всегда соответствуют отношениям, что складываются непосредственно в процессе осуществления регулирования со стороны государственных структур какой-либо конкретной предпринимательской деятельности. И все это относится к сфере хозяйственного права. Выделение иных рычагов осуществления госрегулирования предпринимательской деятельности стало бы искусственным.
Императивный метод
К примеру, «запретный» метод подразумевает императивное регулирование. Без него даже в самых развитых рыночных экономиках обойтись невозможно, особенно на стадии вступления в рыночную экономику. Пределы директивных методов также должны очерчиваться, учитывая общую политику и цель осуществления госрегулирования всей экономики и отдельных её составляющих, чтобы хозяйствование было объективно рациональным.
Метод согласований (автономный)
Автономные схемы принятия решений (согласовательные) хорошо работают в горизонтальных бизнес-отношениях. Однако, так же эффективны они и в вертикальных процессах осуществления регулирования предпринимательства со стороны государственных уполномоченных органов. Формы официального прямого воздействия, базирующиеся на автономном методе вынесения решений в формате заключения контрактов и оказания государственной помощи, отличаются большим потенциалом в условиях реальной рыночной экономики.
Рекомендательный метод
Также перспективны и методы экспертных рекомендаций, в особенности хорошо работающие в сфере правового госрегулирования внутри саморегулируемых организаций. Известный профессор Губин Е.П. отмечает особую структуру предпринимательского права, включающую локальное регулирование изнутри, в т.ч. с помощью корпоративного права[5]. В отличие от иных форм законодательства (отраслевого права), рекомендательные нормы оказывают важное влияние на хозяйственные отношения в любой специфической сфере предпринимательства.
Если говорить о фактическом соотношении форматов и методов адресного применения государственного регулирования предпринимательской деятельности, то в большинстве случаев влияние государства базируется на тандеме трёх методов хозяйственного права, а не на каком-то одном методе, специфичном для данного предпринимательства. При этом данные методы могут применяться как непосредственно, так и в разной степени опосредованно, через давно разработанные и конкретные формы. Например, все 3 метода хозяйственного права, применяемые по отношению к предпринимателям, могут относиться к антимонопольному регулированию. Оно стало одной из базисных форм осуществления госрегулирования деятельности индивидуальных предпринимателей. Таким образом, антимонопольные органы имеют право выдавать любым хозяйствующим субъектам властные предписания, строго обязательные для выполнения.
Также уполномоченные лица выдают рекомендации и представителям государственной власти местного самоуправления о мерах, которые следует принять для обеспечения конкуренции. Ещё они предварительно соглашаются на выполнение каких-либо действий, цель которых заключается в экономической концентрации. Согласие можно получить в ответ на поданное ходатайство (запрос).
Формы регулирования
Внедряемые на практике формы правового бизнес-регулирования со стороны государственных структур, такие как вертикальные деловые контракты, часто базируются на автономных методах принятий решений, т.е. на согласованиях. Возможны и иные формы и методы практического осуществления государственного регулирования деятельности в формате предпринимательской деятельности, где их уже произвольное сочетание. Формы осуществления госрегулирования предпринимательской деятельности позволяют власти достигать поставленных целей. Принципиально формы осуществления госрегулирования предпринимательской деятельности разделяются на следующие:
• административно-организационные;
• нормативно-правовые;
• чисто экономические.
Формат экономического воздействия
Основное место в государственном регулировании "железно" занимает экономическая форма. К ней можно отнести меры, задающие тренд и глобально-стратегические цели развития сектора предпринимательства как в целом по стране, так и по специфическим его видам. Также к сугубо экономической форме воздействия относятся меры стимулирующие (а при необходимости и сдерживающие) отдельных субъектов целых сфер предпринимательства.
В первую очередь к экономической форме осуществления госрегулирования относится налогообложение. Без него государственные интересы реализовать практически невозможно. Ещё к экономическим формам воздействия относятся тарифные и валютные методы и стратегическое планирование, которое обеспечивает все условия для нормального процесса развития предпринимательства.
Безусловно, без организационных аспектов управления в виде налоговой, денежно-валютной и таможенной разновидности госрегулирования невозможно реализовать контрольные мероприятия. Немного подробнее о применяемых мерах господдержки предпринимателей можно узнать в Налоговом кодексе России. Экономическое воздействие такого плана является основным вектором и целью денежно-кредитного или налогового регулирования, практически осуществляемого частной предпринимательской деятельностью со стороны официальных государственных структур.
Контроль и практическое регулирование в ценообразовании также относится к сугубо экономической форме практического воздействия государственных уполномоченных структур на экономику страны. При этом ценовая политика в масштабах всего государства нацелена на
продолжение либерализации ценообразования, хотя в этих рамках государственного вмешательства присутствует и организационный элемент.
Таким образом, сохраняется и осуществляется госрегулирование цен (тарифов) на монопольные услуги и продукты (при условии, что монополии естественные). Система цен является одним из базисных методов воздействия на естественные монополии. Кроме того, манипуляции монопольно высокими либо низкими ценами различных хозяйствующих субъектов, которые заняли доминирующие позиции на рынке товаров в своей нише, признаётся антимонопольным законом одним из форматов монополистической деятельности. Отсюда вытекают соответствующие последствия: современная экономика развитого рынка не способна нормально функционировать без применения госрегулирования предпринимательской деятельности (частного бизнеса) в чисто организационных формах.
Организационные формы
В отношении практического предпринимательства (частного бизнеса) организационная форма осуществления госрегулирования - это мера административного порядка. Уполномоченные государственные представители применяют ее в отношении субъектов индивидуального предпринимательства в отдельных специфических сферах, да и в целом во всей предпринимательской деятельности в огромных масштабах целого государства. Однако, всегда в границах, воздвигнутых законом. Так к организационной форме практического осуществления госрегулирования предпринимательской деятельности относятся такие функции, как:
• регистрация субъектов предпринимательства;
• обязательный надзор;
• использование нормативов;
• выставление квот.
Постоянный государственный контроль за фактическим соблюдением законодательных норм субъектами предпринимательства стал, по сути, также организационной (административной) формой осуществления госрегулирования предпринимательской деятельности. Самые развитые экономически цивилизованные страны неизбежно, хотя и в разной степени, подвергаются госрегулированию на финансовых рынках. Также широко распространена организационная форма официального воздействия на бизнес в виде лицензирования. В финансовой области регулирование особенно динамично и изменчиво.
Санкции
Организационные формы осуществления государственного регулирования предпринимательской деятельности со стороны уполномоченных государственных структур следует отличать от применения санкций, которые могут накладываться на хозяйственные субъекты, имеющие задолженности в вертикальных экономических отношениях. Например, санкцией является приостановление движения денежных средств по расчётному счёту предприятия либо индивидуального предпринимателя, не представившего налоговую декларацию согласно статье 76 Налогового Кодекса Российской Федерации. Такое воздействие не является организованной формой осуществления госрегулирования, а относится к хозяйственно-экономическим санкционным мерам вертикального типа. Меры ответственности в виде санкций, накладываемые на субъектных нарушителей в вертикальных экономических отношениях представляет собой правовую форму чисто экономического регулирования коммерции со стороны государственных структур. Поскольку любая форма осуществления государственного регулирования коммерческой деятельности требует нормативного закрепления (плюс обеспечения), то все они являются правовыми мерами воздействия.
Правовые формы
Ни одна из практикуемых форм осуществления госрегулирования не может применяться вне правоотношений. Основная правовая база для любых форм осуществления госрегулирования предпринимательской деятельности уполномоченными государственными структурами -это действующие законы и соответствующие им подзаконные акты. Однако, представляется необходимым различать разные формы правового государственного воздействия на разнотипные сферы предпринимательства. Отдельные формы осуществления госрегулирования экономического плана именуются правовыми формами в определённых правовых актах, нормирующих ту или иную деятельность.
Во время переходного периода на инновационные рельсы в экономике усиливается роль технического аспекта регулирования. Он также реализуется в правовой форме, а законодательно введённые технические нормативы превращаются в техно-правовые нормативные акты, которые можно применять на практике.
«О техническом регулировании» - так называется закон, в котором под техническим регулированием понимаются правовые нормативные акты, работающие в сфере установления и реализации существенных требований к товарной и сопутствующей продукции на этапах ее:
• проектирования, в том числе изысканий;
• производственного изготовления;
• строительства;
• установки;
• пусконаладочных работ;
• эксплуатации;
• транспортировки;
• хранения;
• продажи;
• утилизации.
Также существуют нормативные правовые акты по части добровольного применения их к выпускаемой продукции, этапам проектирования (в т.ч. исследования), изготовления и утилизации.
В специальной литературе для юристов обоснованно выделяют надлежащие правовые формы осуществления госрегулирования предпринимательской деятельности в виде санкций, договоров и так далее.
В статусе правовой формы тотального экономического государственного надзора и регулирования рассматриваются также санкции и любые неблагоприятные последствия противоправных действий хозяйствующих субъектов в плоскости вертикальных экономических отношений, а не саму ответственность в рамках правовых отношений. Санкции в вертикально-ориентированных экономических отношениях - это любые неблагоприятные воздействия, возникающие в результате незаконных действий хозяйствующих субъектов. Санкции накладываются на них, как на юридические лица, которые представляют собой ещё одно «разноплановое» правовое явление[5].
Во-вторых, тот факт, что применение санкций носит индивидуальный и односторонний характер, никак не подрывает их роль правовой формы сугубо экономического формата государственного регулирования. К примеру, организационные формы выполнения госрегулирования в виде официальной регистрации отдельного субъекта и лицензирования, являющиеся формами легитимацию предпринимательской деятельности, не являются персональными в отношении конкретных субъектов хозяйствования.
Не следует забывать также и о функциях санкций. В вертикальных предпринимательских (и вообще хозяйственных) отношениях санкции выполняют не только сугубо карательную, но и восстановительную функцию. Они косвенно служат для стимулирования правильного и законопослушного поведения субъектов предпринимательства, обеспечения максимально рационального хозяйствования в любых сферах. В такой «жестокой» форме стимуляции и скрывается особая роль санкций при осуществлении государственного контроля и регулирующего воздействия на деятельность предпринимателей.
В-третьих, в адресном применении санкций воплощается глобальная воля государства. Исходя из принципа партнёрства предприниматель может добровольно заявить о своих нарушениях и быть готовым к санкциям. Однако, если бы это происходило, то выглядело странно.
Вертикальные предпринимательские контракты представляют собой взаимную волю государства и частного предпринимателя, а также то, что из неё вытекает. Например, на государственной регистрации предприятия существует обоюдная воля и государства, и предпринимателя. На запрет же антимонопольного органа в отношении какого-то предпринимателя - исключительно воля государства[6].
В реальных условиях современного рынка значительно повысилась роль хозяйственных договоров вертикального характера в качестве чистой (надлежащей) правовой формы регулировки деятельности предпринимателей со стороны государственной машины. Например, свидетельством осуществления госрегулирования коммерческой деятельности в отрасли инвестиций является возможность реализации инвестиционных проектов на базе государственно-частного партнёрства, включая договорное софинансирование, а также способность (в т.ч. финансовая возможность) государства стать надёжным гарантом сделки и являться инвестором.
Для большинства форм организаций применяемое государством регулирование соответствующей хозяйственной деятельности становится прямым. Но отдельные формы осуществления госрегулирования, особенно экономические, становятся косвенными. Форматы регулирования государством, кажущиеся прямыми, могут включать косвенные формы, но может быть и обратная ситуация.
Соответствующую отдельной специфике форму осуществления госрегулирования хозяйственной деятельности определяет конкретная цель государственного воздействия, специфичная для каждого отдельного вида частной предпринимательской деятельности.
По характеру воздействия большинство организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности являются прямыми. Очевиднейшим примером косвенных организаций являются экономические формы. Однако, прямые формы государственного регулирования могут содержать в себе в качестве факультативных элементы косвенных форм регулирования, и наоборот. А также государственное регулирование предпринимательской деятельности обусловлено набором задач и различных методов воздействия, которые имеют большое значение для экономики страны в целом.
Библиография:
1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"// Парламентская газета от 31 декабря 2008 г. № 90.
2. Чернопятов А.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. М: Издательство ООО "Винчера". 2013 - С. 95.
3.Вайпан В.А. Источники предпринимательского права: учебно-методический комплекс (учебное пособие в рамках дисциплины "Предпринимательское право Российской Федерации") / В.А. Вайпан - М.: Юстицинформ, 2017. С.83.
4. Белых В. С. Предпринимательское право России: учебник для бакалавров; ответственный редактор В. С. Белых; Уральская государственная юридическая академия. Москва: Проспект, 2017. - 649 с.
5. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 2006. С. 407.
6. Проблемы развития и перспективы предпринимательского права в современных экономических условиях: монография /отв. ред. С. С. Занковский. Москва: Проспект. 2020. С. 656.
References:
1. Federal Law of December 26, 2008 N 294-FZ "On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Implementation of State Control (Supervision) and Municipal Control "//Parliamentary Newspaper of December 31, 2008 No. 90.
2. Chernopyatov A.M. State regulation of entrepreneurial activity: A textbook for students of higher educations. institutions. M: Publishing house LLC "Winchera." 2013 -
P. 95.
3. Vaipan V.A. Sources of entrepreneurial law: educational and methodological complex (a textbook within the framework of the discipline "Entrepreneurial Law of the Russian Federation") /V.A. Vaipan - M.: Yustycinform, 2017. S.83.
4. Belykh V. S. Entrepreneurial law of Russia: a textbook for bachelors; executive editor V. S. Belykh; Ural State Law Academy. Moscow: Prospect, 2017. - 649 s.
5. Business Law of the Russian Federation/Otv. Ed. E.P. Gubin, P.G. Lahno. 2006. C. 407.
6. Problems of development and prospects of business law in modern economic conditions: monograph/ed. ed. S. S. Zankovsky. Moscow: Prospect. 2020. S. 656.