DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_234
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ State regulation of entrepreneurial activity in the Russian Federation at the present stage
БАТТАХОВ Петр Петрович,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, Институт государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: battakhov@mail.ru;
Battakhov Petr Petrovich,
candidate of of jurisprudence, senior researcher of Institute of the state and right of the Russian Academy of Sciences. 10 Znamenka str., 119019 Moscow, Russia. E-mail: battakhov@mail.ru
Краткая аннотация: В статье рассматривается государственное регулирование предпринимательской деятельности на современном этапе страны. Исследована основная идея развития хозяйственной деятельности в России с помощью института государственного регулирования предпринимательской деятельности. Предложен ряд рекомендаций по усовершенствованию механизмов государственного регулирования предпринимательской деятельности. Сделан вывод о том, что крайне важным шагом видится принятие Предпринимательского кодекса РФ, который станет системообразующим нормативно-правовым актом.
Abstract: The article considers the state regulation of entrepreneurial activity at the current stage of the country. The main idea of developing economic activity in Russia with the help of the Institute of State Regulation of Entrepreneurial Activity was investigated. A number of recommendations have been proposed to improve the mechanisms of state regulation of entrepreneurial activity. It was concluded that the adoption of the Entrepreneurial Code of the Russian Federation, which will become a system-forming regulatory legal act, is an extremely important step.
Ключевые слова: государственное регулирование, экономика, система права, предпринимательская деятельность, объект, защита.
Keywords: state regulation, economics, legal system, business, facility, protection.
Для цитирования: Баттахов П.П. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации на современном этапе//Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 234-237. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_234.
For citation: Battakhov P.P. State regulation of entrepreneurial activity in the Russian Federation at the present stage // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 234-237. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_234.
Статья поступила в редакцию: 09.03.2023
В России изменился государственный строй, причинами чего явились следующие факторы: переход к рыночной экономике, образование различных форм собственности, появление свободного рынка для предпринимательской деятельности. Кардинальные изменения произошли в законодательстве страны и, согласно тенденциям настоящего времени, государственное регулирование предпринимательской деятельности максимально усовершенствовалось с учётом требований общества.
Международный рынок расширяется, идёт глобализация. В последние годы преобразуется российская экономика, совершенствуется система предпринимательской деятельности и подход к развитию цифровых технологий. Для решения проблем на мировом и российском рынке следует принимать меры правового регулирования предпринимательской деятельности. Санкции против России тормозят экономику мира. Однако полная изоляция в условиях современного мира немыслима, и страну потому рассматривают как часть мирового рынка.
Субъекты предпринимательской деятельности свободно осуществляют хозяйственную деятельность, а со стороны государства требуется стабильное правовое регулирование для развития этого направления. Только так можно создать благоприятные условия для новаторов современного предпринимательства. В настоящее время в мире происходит экономический кризис, потому особое внимание следует уделить реальному сектору экономики страны. В последнее время в России хозяйствующие субъекты стали разоряться. Во избежание экономического коллапса, государство обязано принимать меры поддержки вышеозначенных субъектов. Никакая экономика страны без правового воздействия со стороны государства не выживет. Безусловно, эти меры необходимы и для успешного функционирования хозяйствующих субъектов.
Государственная политика должна вестись по двум параллелям, что предусматривает баланс между публично-правовыми и частноправовыми началами. Только так мы можем эффективно регулировать реальный сектор экономики России. При исследовании данной темы следует понимать, что для дальнейшего развития государственного регулирования предпринимательской деятельности необходимо учесть и выделить несколько важных вопросов по правовому регулированию отношений. Путем усовершенствования действующего законодательства нужно создать функциональную базу предпринимательства.
Из вышесказанного следует вывод: к правовому регулированию деятельности субъектов предпринимательства, а также к некоторым условиям технологического развития хозяйственной деятельности должен применяться единый подход.
Необходимо подчеркнуть, что государственное регулирование предпринимательской деятельности в современной России играет большую роль в становления и развития страны. Потому в России государственное регулирование предпринимательской деятельности особенно активно обсуждается после принятия новых законодательных актов. Интерес к данной теме в течение двадцати последних лет проявляют юристы, теоретики, экономисты и студенты, тезисы которых излагаются в их научных трудах.
В современной России проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности юристами стали изучаться после распада Советского Союза. К сожалению, в последние десять лет научных исследований по данной теме проводилось недостаточно. Когда произошел экономический кризис, обусловленный западными санкциями, эксперты стали больше уделять внимания правовому регулированию предпринимательской деятельности, что отразилось в научных и литературных изданиях. Усиленное внимание к правовому регулированию предпринимательской деятельности со стороны юридической науки на современном этапе развития вполне обосновано и целесообразно.
В рамках данной исследовательской работы проводится первое детальное рассмотрение вопроса, связанного с разработкой и последующим обоснованием эффективности научной концепции, регулирующей предпринимательско-правовые основы в области государственного регулирования предпринимательской деятельности. Вместе с этим в ходе исследования была определена основная цель государственного регулирования в области предпринимательства, отдельно выделены ее ключевые компоненты и цели, определяются правовые принципы, которые лежат в основе осуществления подобной деятельности[1]. Важнейшим преимуществом работы является то, что в ней определяются конкретные специальные цели государственного регулирования экономики. Дается подробное рассмотрение и последующее обоснование формулировки понятия государственной поддержки предпринимательской деятельности, которая рассматривается в качестве крайне специфической формы государственного экономического регулирования^]. Как результат, по итогам данной работы были сформулированы конкретные меры и подходы по улучшению действующего правового обеспечения отрасли. Подобные рекомендации могут использоваться в дальнейшей практической и научной деятельности.
Помимо государственного регулирования предпринимательской деятельности имеется понятие государственное регулирование экономики. Следует их отличить при научных исследованиях.
Государство в хозяйственном обороте играет важную роль, так как является особенным участником этого процесса. Существует два основных способа взаимодействия государства с хозяйственной деятельностью: прямой и косвенный. Государство, это также неотъемлемый регулятор хозяйственных отношений. Экономическая государственная функция осуществляется в ходе государственного экономического регулирования.
Финансово-экономический кризис в глобальном масштабе продемонстрировал нам, что либеральные, монетаристские подходы и идеологические стереотипы, например, «государство -ночной сторож» или «приоритет частного права над публичным», нельзя назвать состоятельными.
Кризис, который мы наблюдаем сегодня, в свою очередь, напоминает нам о том, что активное государственное регулирование является неотъемлемой частью современного экономического порядка. Важно использовать правовые инструменты для поддержания устойчивого экономического роста. В частности, регулирование должно быть направлено на развитие здоровой и эффективной экономики, а также на создание процветающей среды для бизнеса. Одним из ключевых причин текущего кризиса является отказ от государственного регулирования экономики или пренебрежение к нему.
В связи с этим возникает вопрос: насколько экономическое государственное регулирование является действенным и релевантным текущему экономическому положению в стране, можно ли назвать его научно аргументированным и обеспеченным необходимыми правовыми инструментами? Эффективное и качественное регулирование экономики - большое достижение современного общества, которое важно сохранять и развивать. Это неотъемлемая задача всех нас, а также государственных, властных структур и сообщества исследователей. Дискуссии правоведов, экономистов о языковых формах интерпретации термина «государственное регулирование экономики» или о необходимости законодательного закрепления этого понятия имеют, скорее, вспомогательное значение. Думается, что нельзя обобщить суть государственного экономического регулирования в кратком определении, охватывающем только точки зрения авторов к интерпретируемому термину.
Согласно данным литературы по праву, существуют нормативный и функциональный подходы к интерпретации концепции государственного регулирования экономики. Нормативный подход включает в себя использование большого числа различных инструментов, в частности финансовых, правовых и организационных. Данные инструменты, которые используются в нормативном подходе, необходимы для обеспечения поддержки, защиты хозяйственных организаций, выполнения контроля со стороны государства и применения наказаний за невыполнение субъектом законодательных требований в этой деятельности. Нормативный подход предполагает юридическое обеспечение мер экономического регулирования, осуществляемого государством. Ввиду того, что эта сфера не предполагает законодательного закрепления в виде хозяйственного кодекса, являющегося системообразующим официальным документом (нормативно-правовым актом), о «системе» данных мер свидетельствовать рано[3]
Позиция Е.П. Губина о госэкономическом регулировании заключается в следующем: функция органов государственной власти направлена на реализацию определенной экономической деятельности (политики) и предполагает определённые методы, а также средства и формы. Госрегулирование предполагает обеспечение нормальных отношений в рыночной экономике посредством их упорядочивания^] В.С. Белых считает, что это понятие следует понимать, как государственную управленческую деятельность, которую представляют органы, имеющие на то необходимые полномочия. Данная деятельность направлена на то, чтобы отношения в предпринимательстве пришли в порядок, что важно для обеспечения защиты интересов сторон данных отношений. Приведенные определения свидетельствуют о работе органов государственной власти и о подходе, являющемся функциональным.
Г. Д. Отнюкова понимает значимость государства в части регулирования предпринимательской деятельности, воздействие на эту деятельность посредством следующих инструментов:
• принятие таких официальных документов, как правовые акты частного регулирования, а также нормативно-правовые акты;
• обеспечение контроля в целях соблюдения предпринимателями возложенных на них юридических норм;
• использование стимулирующих мер и наказаний для тех, кто не соблюдает эти нормы. Данное определение регулирования находится между двумя подходами - функциональным и нормативным, больше склоняясь к последнему. Когда акцентируется внимание на действиях, предпринимаемых органами, право закрепляет деятельность, осуществляемую данными органами.
Эти определения не конфликтуют - напротив, они являются взаимодополняемыми. Если бы они были объединены, определение стало бы слишком длинным[5].
Можно полностью раскрыть сущность процесса, который называется «государственное экономическое регулирование», через определённые цели, формы и принципы и методы регулирования экономики. Госэкономическое регулирование затрагивает различные области и включает в себя управленческие действия, направленные на формирование рациональной экономической системы и на обеспечение защиты интересов различных групп, в частности безопасности государства, граждан, а также человека, экологии, социальных функций и защиты тех категорий лиц, которые являются самыми незащищенными.
Сохранение человечества является приоритетной целью любого государства. Для этой цели рациональное хозяйствование должно быть установлено как компонент госэкономического регулирования. Важно, чтобы государство, используя при необходимости меры принуждения, поощряло субъекты хозяйствования к тому, чтобы они вели разумное госэкономическое управление. В то же время само государство должно взять на себя ответственность за рациональное управление экономикой, если оно активно участвует в хозяйственном обороте. Более того, если государство утверждает, что действует законно, оно должно принимать соответствующие действия для того, чтобы подавлять любое неправомочное вмешательство в деятельность хозяйствования со стороны определённых органов власти, которое может считаться нерациональным.
Следует, выделить основные рекомендации по государственному регулированию предпринимательской деятельности на современном этапе:
1. Основная цель государственного регулирования в области предпринимательской деятельности подразумевает одновременную работу сразу по нескольким направлениям, а именно: рациональная эксплуатация доступных ресурсов в хозяйствовании, обеспечение комплексной защиты прав и свобод человека, отдельный акцент делается на наиболее уязвимых слоях населения, активное участие в социальной деятельности, обеспечение охраны окружающей среды, а также реализация целей и задач, связанных с безопасностью государства. Отмечается, что на основе данной основной цели могут формироваться и различные дополнительные цели, связанные с государственным регулированием предпринимательства.
2. В качестве государственного регулирования предпринимательской деятельности рассматривается совокупность мер экономических, юридических и организационных, которые позволяют оказывать воздействие на экономику. В рамках подобных мер можно использовать государственную поддержку, контроль или защиту субъектов хозяйствования. Отмечается, что на сегодняшний день главная проблема заключается в отсутствии систематического воздействия на данную отрасль, что связано с несовершенством имеющейся нормативно-правовой базы. Решением проблемы мог бы стать некий системообразующий документ, к примеру, Предпринимательский кодекс России.
3. Дано конкретное обоснование позиции, связанной с необходимостью повышения общей эффективности мер защиты прав и законных интересов различных сторон договоров, в рамках которых осуществляется регулирование имущественных прав.
В рамках подхода подразумевается, что ответные меры, направленные на прекращение заключенных договоров, могут приниматься только Правительством Российской Федерации на уровне федерального законодательства. При этом очень важно проработать вопрос существующих условий, в рамках которых могут вводиться подобные ограничения, поскольку они не должны препятствовать развитию экономической активности государства.
4. В качестве государственной поддержки хозяйственной деятельности требуется рассматривать совокупность специфических форм государственного регулирования в области экономики. В частности, важным элементом видится наличие позитивной оценки деятельности хозяйствующих субъектов[6], а основное предназначение данной оценки заключается в том, чтобы стимулировать разнообразные объекты хозяйствования к наиболее рациональному использованию имеющихся у них ресурсов. При этом подобная оценка должна приобретать конкретный материальный и моральный характер. Здесь важно отметить и другую характерную особенность, которая заключается в том, что по своей сути государственная поддержка хозяйственной деятельности выступает в качестве противоположности хозяйственно - правовой ответственности. Объяснить подобный тезис достаточно просто. Санкции и меры наказания используются в отношении хозяйствующих субъектов в том случае, когда они совершают хозяйственное правонарушение, которое получает негативную оценку. В свою очередь положительные действия хозяйствующих субъектов будут приводить к получению государственной поддержки, то есть, положительной оценке их деятельности. Еще одна характерная особенность заключается в том, что государственная поддержка не может рассматриваться в качестве особой заботы о повышении прибыли субъектов предпринимательской деятельности[7] или в качестве инструмента получения дополнительных доходов. Справедливость подобного подхода подтверждается результатами последнего мирового финансового кризиса.
5. Реализация института правового антикризисного механизма в идеале должна подразумевать использование специального режима хозяйствования. В частности, требуется принятие специального нормативно-правового акта, который будет[8] подробно описывать, что такое специальный режим хозяйствования, условия его введения, условия прекращения, а также особенности деятельности субъектов в ходе действия подобного режима. Отдельное упоминание специального режима должно содержаться в рамках предпринимательского или хозяй-
ственного кодекса.
Особенность данной работы заключается в том, что в нем предпринимается попытка формирования конкретного определения и последующего исследования разнообразных предпринимательских и правовых основ в области государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом, с точки зрения автора, подобными основами требуется считать систему целей, принципов, методов и конкретных форм государственного регулирования.
Вместе с этим крайне важным шагом видится принятие Предпринимательского кодекса РФ, который будет выступать в качестве системообразующего нормативно-правового акта, позволяющего обеспечить эффективное регулирование предпринимательской деятельности. Более того, создание подобного документа позволит не только систематизировать все нормативно-правовые акты в данной области, но и унифицировать их, чтобы сделать регулирование предпринимательства наиболее эффективным и прозрачным. Крайне актуальной подобная задача становится при рассмотрении организационных форм, отсутствие которых в достаточном количестве не позволит обеспечить подъем экономики в условиях развитого рынка.
По результатам проведения исследования был сделан ряд выводов, которые предлагается рассмотреть подробнее:
1. Глобальный мировой финансовый кризис продемонстрировал, что тезис о саморегулировании рынка является несостоятельным, и нет никаких аргументов, позволяющих опровергнуть это.
2. На текущем этапе государство не обладает единой стратегией в области государственного регулирования, что подтверждается отсутствием некоторого единого системообразующего документа, например, предпринимательского кодекса. То есть, в России практически полностью отсутствует правовое оформление государственной экономической политики.
3. Проведенное магистерское исследование позволяет подтвердить, что законодатель и правоприменительные органы допускают ряд существенных нарушений в области основополагающих принципов предпринимательского права. В частности, игнорируются принципы свободы предпринимательства и равенства субъектов, участвующих в хозяйственной деятельности. Требуется усилить государственный контроль за соблюдение прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
4. Обеспечение рационального хозяйствования и обеспечение защиты публичных интересов требуется рассматривать в качестве основной и общей цели государственного регулирования в области предпринимательства. Отдельного внимания заслуживает процесс проработки мер и подходов к регулированию, которые должны быть адекватными и полностью соответствовать поставленным целям и задачам, а их итогом должен стать экономический рост, обеспеченный грамотным регулированием предпринимательской деятельности.
5. Крайне перспективным видится подход, который подразумевает, что государственная поддержка предпринимательства будет рассматриваться в качестве одной из специфических форм государственного регулирования. Особо актуальным данный подход становится в связи с целью, поставленной Президентом Российской Федерации, которая заключается в модернизации экономики. Нужно понимать, что именно государственная поддержка по своей сути является самым актуальным и эффективным инструментом регулирования инвестиционной и инновационной деятельности.
Впрочем, как уже подчеркивалось ранее в данном исследовании, государственное регулирование предпринимательства не может быть направлено на получение дополнительного дохода представителями данной сферы.
Таким образом, на основе всех рассмотренных утверждений можно сделать вывод о том, что тема обеспечения государственного регулирования в области предпринимательства является крайне актуальной в Российской Федерации. На сегодняшний день существует определенное количество исследований в данной области, однако они не позволяют дать ответы на все имеющиеся вопросы и решить существующие проблемы.
Библиогра фия:
1. Вайпан В.А. Источники предпринимательского права: учебно- методический комплекс (учебное пособие в рамках дисциплины "Предпринимательское право
Российской Федерации") / В.А. Вайпан - М.: Юстицинформ, 2017. С. 250.
2. Лаптев В.В. Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права // Предпринимательское право в ХХ1 веке: преемственность и развитие.
М., 2002. С. 22.
3. Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. М., 2007. С. 8.
4. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005. С. 32.
5. Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. 4-е изд. М., 2012. С. 89.
6. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: моногр. - М.: Проспект, 2011. С. 432.
7. Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики. М., 2010. С. 3-4.
8. Андреев В.К. Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства как институт развития // Актуальные проблемы российского права. 2016. №
2. С.12.
References:
1. Vaipan V.A. Sources of entrepreneurial law: educational and methodological complex (a textbook within the framework of the discipline "Entrepreneurial Law of the Russian Federation" )/V.A. Vaipan - M.: Yustycinform, 2017. C. 250.
2. Laptev V.V. Modern problems of entrepreneurial (economic) law//Entrepreneurial law in the KhKh I century: continuity and development. M., 2002. S. 22.
3. Shishkin S.N. State regulation of the economy: entrepreneurial and legal aspect. M., 2007. S. 8.
4. Gubin E.P. State regulation of market economy and entrepreneurship: legal problems. M., 2005. S. 32.
5. Russian business law: Textbook/Otv. ed. I.V. Ershova, G.D. Otnyukova. 4th ed. M., 2012. S. 89.
6. Belykh V.S. Legal regulation of entrepreneurial activity in Russia: monogre. - M.: Prospect, 2011. S. 432.
7. Laptev V.V. Entrepreneurial (economic) law and the real sector of the economy. M., 2010. S. 3-4.
8. Andreev V.K. Corporation for the Development of Small and Medium-Sized Businesses as a Development Institute//Actual Problems of Russian Law. 2016. № 2.
S.12.