Научная статья на тему 'Государственное регулирование качества аудиторских услуг'

Государственное регулирование качества аудиторских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование качества аудиторских услуг»

Е.Г.Богров

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

Государственное регулирование качества аудиторских услуг строится на предварительном и последующем контроле качества аудита. К предварительному контролю следует отнести аттестацию и лицензирование аудиторов и аудиторских организаций.

Аттестация на право получения квалификационного аттестата проводится в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации.

К аттестации допускаются лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо имеющих документ о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, а так-

же стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних пяти на территории Российской Федерации (либо в российских или совместных с российскими организациях и учреждениях на территории иностранных государств). Данные критерии отбора претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора, изложенные во Временном положении о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, стали более жесткими по сравнению с ранее предъявляемыми требованиями. Однако данные требования нуждаются в корректировке. Так, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ к аттестации не допускаются лица, имеющие среднее специальное образование; кандидаты экономических наук (если базовое образование не является высшим экономическим); претенденты, имеющие дипломы о профессиональной переподготовке на базе высшего образования. Для таких категорий претендентов необходимо предусмотреть допуск к аттестации на право получения аттестата аудитора с увеличением стажа работы по

2006 № 1

Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

экономическому профилю с 3 до 8 лет из последних 10, поскольку многие специалисты, не имеющие базового высшего экономического или высшего юридического образования, имеют огромный опыт работы по экономической специальности.

С другой стороны, требование к стажу претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора 3 года из последних пяти лет является недостаточным. Данное требование необходимо увеличить до 5 лет из последних 7 лет с обязательной стажировкой или стажем работы в аудиторской организации в должности не ниже ассистента аудитора или помощника аудитора не менее 1 года. Данные изменения позволят более тщательно проводить отбор претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора и соответственно повысить качество аудиторских услуг.

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов Российской Федерации через учебно-методические центры следующие документы:

а) заявление, заполненное в печатном виде, о допуске к аттестации;

б) заверенную в установленном порядке копию диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;

в) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, либо справка с места работы с указанием занимаемой должности срока пребывания в ней);

г) свидетельство Министерства образования Российской Федерации о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и

(или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);

д) копию платежного документа о внесении платы за проведение аттестации;

е) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.

Приведенный выше перечень документов в полной мере позволит получить представление о претенденте на получение квалификационного аттестата аудитора. Однако на данном этапе сотрудникам Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (далее Департамента) необходимо усилить контроль за проверкой подлинности представляемых документов, поскольку разрешенные требования о заверении трудовой книжки по последнему месту работы могут стать причиной дописок и умышленного увеличения стажа. Поэтому в целях контроля за подлинностью поступающих документов необходимо ужесточить требования к представляемым документам. Включить в заявление обязательные реквизиты «рабочий телефон» и «адрес последнего места работы» для получения при необходимости и в целях выборочного контроля сведений о претенденте и занимаемой им должности. Ограничить представление учебно-методическими центрами копий трудовых книжек, заверенных не нотариально. Посылать запросы в вузы с целью определения подлинности представленных в Департамент дипломов. Установить срок проверки подлинности представленных в Департамент документов 1 год. В случае выявления недостоверных и (или) ложных сведений в представленных документах решением Совета по аудиторской деятельности принимать решение об аннулировании квалификационного

аттестата, полученного по поддельным документам.

Обучение претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора осуществляется через учебно-методические центры по Программе проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (Программа), утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. Данная программа включает 5 разделов:

- правовое регулирование хозяйственной деятельности;

- бухгалтерский учет и отчетность;

- налогообложение юридических и физических лиц;

- финансы предприятий: менеджмент и анализ;

- аудит.

Обучение претендентов по Программе на сегодняшний день является необязательным.

В целях усиления контроля за качеством подготовки аудиторов рекомендуется внести исправления в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», добавив пункт об обязательном обучении претендентов по Программе, получении сертификата о прослушанных в соответствии с Программой дисциплинах и допуске к квалификационному экзамену претендентов только с наличием данных сертификатов.

Министерству финансов Российской Федерации рекомендуется не позднее, чем раз в полгода обновлять Программу проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора, поскольку действующая на сегодняшний день Программа одобрена Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 26.12.2002г., за прошедший с момента вступления в силу данной программы в нормативном регулировании бухгалтерского учета, аудита, налогообложения, правового регулирования

произошли коренные изменения, не нашедшие отражения в действующей Программе.

Квалификационные экзамены по направлениям аудита проводятся один раз в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах, своевременно подавших необходимые документы. Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведением письменно-устной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней). В период квалификационного экзамена письменно-устная работа проводится исключительно по местонахождению учебно-методического центра. Квалификационные экзамены сдаются на русском языке без помощи переводчика.

Тестирование проводится в течение 3 акад. час. При информационно-техническом обеспечении проведения квалификационных экзаменов тестирование проводится с 10 до 12 час. 15 мин. (по московскому времени) в режиме реального времени.

Процедура сдачи тестирования имеет слишком жесткие рамки. Тестирование длится 135 мин., за которые претенденту необходимо ответить на 50 вопросов, то есть 2,7 мин. на один вопрос. К тому же при проведении тестирования с использованием информационно-технического обеспечения претендент тратит время на ввод информации в прибор тестирования. Процесс сдачи тестирования построен на скорости решения тестов, что является в корне неверным. Необходимо увеличить временной интервал сдачи тестирования с 3 до 4 акад. час., то есть предоставить претенденту 3,6 мин. для ответа на один вопрос.

В соответствии с Временным положением при проведении квалификационных экзаменов претендентам запрещается пользоваться законодатель-

ными и нормативными актами Российской Федерации, инструктивными и справочными материалами, за исключением периода решения задачи.

При проведении аудиторской проверки аудитор обязательно использует законодательные и нормативные акты, инструктивные и справочные материалы для подтверждения правоты своих выводов. Запрет в использовании нормативной литературы является нецелесообразным. По нашему мнению, на этапе тестирования необходимо разрешить использование законодательных и нормативных актов Российской Федерации. В этом случае тестирование отразит реальные возможности претендента в знании законодательной базы и возможности находить ответы на поставленные вопросы.

Результаты тестирования оцениваются следующим образом: за каждый правильный ответ на поставленный вопрос тестов дается 2 балла, за неправильный ответ - 0 баллов. Претендент, набравший по тестированию менее 86 баллов, считается не сдавшим экзамен и к письменно-устной работе по экзаменационным билетам не допускается.

Данная система распределения баллов требует корректировки, поскольку претенденту, набравшему 80 баллов по бухгалтерскому учету, праву, финансам и налогообложению, достаточно набрать 6 баллов, то есть правильно ответить лишь на 3 вопроса по разделу аудит, который должен являться профилирующим при сдаче данного экзамена, и он будет допущен к письменно-устной работе. По нашему мнению, необходимо ввести ограничение на количество допустимых ошибок по каждому разделу тестирования, довести количество допущенных ошибок до 50%. Добиться данных показателей рекомендуется, снизив общее количество ошибок с 7 до 5. Данный показатель будет оправдан лишь в том случае, если будет увеличено общее количество вре-

мени при сдаче тестов с 3 до 4 акад. час. и претендентам будет предоставлена возможность при ответе на тесты пользоваться нормативно-справочной литературой.

Претенденты, успешно прошедшие тестирование, допускаются к сдаче письменной-устной части работы (с 23.03.2005г. в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ №46н, «письменно-устная работа» заменена «письменной работой»).

Результаты письменной работы оцениваются следующим образом: за каждый ответ на поставленный вопрос в билете, оцененный экзаменационной комиссией «отлично», дается 10 баллов, соответственно «хорошо» - 8 баллов, «удовлетворительно» - 6 баллов, «неудовлетворительно» - 0 баллов. За решение практической задачи даются следующие баллы: 50 баллов - задача решена без замечаний, 25 баллов - задача решена с замечаниями, 0 баллов - задача не решена или решена неверно. При этом успешно сдавшим квалификационные экзамены считаются претенденты, набравшие по второму этапу квалификационного экзамена от 67 до 100 баллов при условии получения за ответы на вопросы экзаменационных билетов не менее 42 баллов.

При формировании базы билетов разработчикам необходимо уделять больше внимания равнозначности вопросов и их соответствию Программе подготовки. Зачастую времени (1 акад. час. на 1 вопрос), отведенному на ответ, претенденту не хватает для полного раскрытия вопроса.

Вторым этапом предварительного внешнего контроля аудиторской деятельности является лицензирование. Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании аудиторской деятельности» №190 от 29.03.2002г.

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов Российской Федерации. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002г. №190 «О лицензировании аудиторской деятельности», выдается сроком на пять лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться неограниченное количество раз.

В соответствии с Постановлением Правительства №190 от 29.03.2002г., лицензионными требованиями и условиями при осуществлении аудиторской деятельности являются:

а) наличие у индивидуального аудитора или у аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;

б) наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;

в) осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, и органов, регулирующих деятельность аудиторских организаций;

г) соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с представлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

е) представление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;

ж) участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;

з) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее двух лет;

и) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет.

Лицензионные требования о наличии в штате аудиторской организации минимум 5 аттестованных аудиторов являются наиболее оптимальными для организации аудиторской деятельности небольшой аудиторской фирмы, однако, на сегодняшний день большинство аудиторских фирм, не имеющих в штате 5 аттестованных аудиторов, выходят из положения, принимая на работу аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты, по совместительству. Часто фирмы получают лицензии, не имея в штате ни одного аттестованного аудитора, работающего на постоянном месте именно в этой аудиторской фирме. Некоторые фирмы принимают на работу «мертвых душ», то есть аудиторов, имеющих квалификационный аттестат, но работающих бухгалтерами и желающих положить свой квалификационный аттестат в аудиторскую фирму, чтобы аттестат не утратил силу и не был аннулирован.

В пункт 5 статьи 4 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» необходимо внести исправление, добавив к фразе «В штате аудиторской орга-

низации должно состоять не менее пяти аудиторов» следующую фразу «работающих в данной организации по основному месту работы». Данное исправление не повлияет на возможность работы аудиторов по совместительству, однако, квалификационные аттестаты таких аудиторов будут учитываться Министерством финансов РФ при выдаче, обмене, продлении лицензии или осуществлении процедур контроля качества аудита только в организациях, которые являются постоянным местом работы данного аудитора.

Лицензирование аудиторской деятельности является также возможностью воздействия на аудиторские фирмы и частных аудиторов в случае выявления проведения некачественного аудита и (или) выдачи заведомо ложного аудиторского заключения.

Лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводит проверки их деятельности. Основанием для проведения проверки являются:

а) распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;

б) план проверок, утвержденный лицензирующим органом;

в) нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;

г) обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации

Механизм проверок качества аудита со стороны уполномоченного федерального органа (Министерства финансов Российской Федерации) должен быть ужесточен. Проверкам качества аудита и соблюдения лицензионных требований

должны подвергаться все аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, имеющие лицензию с целью выявления фактов выдачи заведомо ложных аудиторских заключений и проведения аудита не в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности и Кодексом этики аудиторов.

Для осуществления последующего контроля за качеством аудиторской деятельности Министерством финансов Российской Федерации разработана Типовая программа проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов). Целью проверки является определение соответствия деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов требованиям Федерального закона от 07.08.2001г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Положения о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2002г. №190, Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2002г. №80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2002г. №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».

Программой проверки предусмотрено раскрытие (с учетом Методических рекомендаций по проведению проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и по заполнению унифицированных форм) следующих основных вопросов:

1. Достоверность данных в документах, представленных для получения лицензии, и своевременность внесения в них изменений аудиторской организацией и (или) индивидуальным аудитором.

2. Соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) лицензионных требований и условий.

3. Соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) правил внутреннего контроля качества проводимых аудиторских проверок и требований правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Для поддержания системы контроля качества аудита в Российской Федерации на высоком уровне и вытеснения с рынка аудиторских услуг аудиторских фирм, выдающих заведомо ложные аудиторские заключения или проводящих аудит некачественно и непрофессионально необходимо проводить проверки контроля качества не реже 1 раза в три года в каждой аудиторской организации и у индивидуального аудитора, имеющего лицензию.

Программой проверки предусматривается выезд на место проверки специалиста (проверяющего), представителя Министерства финансов Российской Федерации. Как видно из таблицы 1 на 01.06.2005г., выдано 7,3 тыс. лицензий на осуществление аудиторской

деятельности, то есть для проверки качества оказываемых аудиторских услуг сотрудниками Министерства финансов Российской Федерации необходимо провести более 7000 проверок в течение 3 лет. Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, осуществляющий данный контроль, не обладает достаточным для выполнения соответствующих проверок штатом.

По нашему мнению, функции осуществления проверки качества аудита необходимо передать саморегулируемым аудиторским объединениям (САО) в части проверок качества аудита своих членов, одновременно обязав всех аудиторов и аудиторские организации, на законодательном уровне, вступить в саморегулируемые аудиторские объединения.

Для проверки качества оказываемых аудиторскими фирмами и индивидуальными аудиторами услуг приказом Министерства финансов Российской Федерации №69н от 27.10.1999г. утвержден Порядок представления

Таблица 1. Справка о количестве лицензий на право осуществления аудиторской деятельности и квалификационных аттестатов,

*

выданных Министерством финансов Российской Федерации

Количество, по состоянию на

01.03.05 01.04.05 01.05.05 01.06.05

1 2 3 4 5

Лицензии на право осуществления

аудиторской деятельности - всего 7,2 тыс. 7,2 тыс. 7,2 тыс. 7,3 тыс.

в том числе:

- у аудиторских организаций 6,1 тыс. 6,2 тыс. 6, 2 тыс. 6,3 тыс.

- у индивидуальных аудиторов 1,1 тыс. 1 тыс. 1 тыс. 1 тыс.

- приостановлено действие 19 19 646 646

Квалификационные аттестаты аудитора - всего 31,9 тыс. 32,5 тыс. 32,9 тыс. 33, 5 тыс.

в том числе:

- по общему аудиту 29,9 тыс. 30,5 тыс. 30,8 тыс. 31,4 тыс.

- по банковскому аудиту 0,8 тыс. 0,8 тыс. 0,8 тыс. 0,8 тыс.

- по аудиту бирж, внебюджетных фондов

и инвестиционных институтов 0,7 тыс. 0,7 тыс. 0,8 тыс. 0,8 тыс.

- по аудиту страховщиков 0,5 тыс. 0,5 тыс. 0,5 тыс. 0,5 тыс.

* По данным сайта Министерства финансов РФ: http:// www.minfin.ru/audit/spravka_030605.htm

отчета аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков.

Данный Порядок устанавливает состав, содержание и сроки представления отчетов аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

В отчет входят следующие разделы:

1. Общие сведения.

- наименование аудиторской организации (фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора);

- номера лицензий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сведения о руководителе и численном составе организации за отчетный и предыдущий период (раскрывается общая численность работников, в том числе не состоящих в штате);

- сведения об аттестованных аудиторах, работающих в организации и привлекаемых по договорам гражданско-правового характера (с указанием изменений и даты информирования лицензирующего органа о произошедших изменениях);

- сведения о повышении квалификации аудиторов;

- сведения о наличии собственных стандартов, программ и методик проведения аудиторских проверок;

- сведения о членстве в общественных профессиональных российских и международных аудиторских организациях и объединениях (с указанием наименования объединения и года вступления в него лицензиата).

2. Экономические показатели деятельности за отчетный период.

Отражается выручка от реализации аудиторских услуг за отчетный и предшествующий ему период по видам аудита и совокупности других услуг.

3. Данные об аудиторских проверках организаций, подлежащих обязательной годовой аудиторской проверке.

- наименование, адреса и виды деятельности организаций, в которых были проведены обязательные аудиторские проверки;

- результаты проверок, сгруппированные по критериям обязательности аудита, с указанием форм аудиторских заключений.

Как видно из структуры отчета, представляемого аудиторскими фирмами и индивидуальными аудиторами, имеющими лицензию на ведение аудиторской деятельности, отсутствуют разделы, позволяющие сделать выводы о наличии системы соблюдения правил внутреннего контроля качества аудита, хотя данный пункт и является одним из лицензионных требований.

На основании данных представленных отчетов Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности может провести анализ и сделать ряд выводов о работоспособности организации или индивидуального аудитора, представившего отчет, о повышении квалификации и количестве аудиторских проверок, доле выручки на каждого сотрудника аудиторской организации, однако вопросы качества проведения аудиторских проверок в данных отчетах не затрагиваются.

Ежегодный отчет аудиторской организации должен состоять из двух независимых отчетов: в первом отчете необходимо раскрывать финансово-экономические показатели деятельности аудиторской организации, а во втором -вопросы наличия в организации или у индивидуального аудитора системы внутреннего контроля качества аудита, системы внутрифирменных стандартов, системы организации повышения квалификации персонала, использования компьютерных технологий при прове-

дении аудита и процедуре повышения квалификации персонала. Это позволит проводить не только анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и предварительный анализ системы качества оказываемых аудиторских услуг. В случае обнаружения нестыковки данных в отчетах либо в случае непредставления отчета решением уполномоченного федерального органа должна быть назначена проверка деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора, имеющего лицензию.

В целях облегчения и ускорения обработки данных представляемых отчетов необходимо обязать аудиторские фирмы и индивидуальных аудиторов, имеющих лицензию, сдавать отчеты как в печатной форме, так и на машиночитаемых носителях (дискетах) по единому образцу, с обязательным заполнением всех граф. Для этого уполномоченному федеральному органу, занимающемуся обработкой отчетов, необходимо разработать электронную форму отчета и разместить ее в свободном доступе в сети Internet на сайте Министерства финансов Российской Федерации.

Исходя из данных Министерства финансов Российской Федерации, представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что на основании представленных аудиторскими фирмами и индивидуальными аудиторами, имеющими лицензии, отчетов Министерством финансов РФ принято решение о приостановлении в мае 2005г. 646 лицензий. Данная мера связана в большей степени с непредставлением в Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности сведений в установленном порядке в соответствии с требованиями Порядка представления отчета аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в

области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, аудита страховщиков, а также отсутствие в штате аудиторских организаций установленного законом необходимого количества аттестованных аудиторов.

Одной из форм внешнего последующего контроля является в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» является следующее: каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

Повышение квалификации осуществляется через уполномоченные учебно-методические центры. После прохождения курсов повышения квалификации аудитору выдается сертификат о прохождении курсов в объеме прослушанных часов с указанием наименования изученных дисциплин. В случае непрохождения аудитором установленного законом ежегодного повышения квалификации квалификационный аттестат аудитора аннулируется. Данная процедура осуществляется посредством представления аудитором в Департамент регулирования государственного финансового контроля аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности сведений о повышении квалификации за последние три года.

Повышение квалификации проводится по спецкурсам, утвержденным уполномоченным федеральным органом. На сегодняшний день действуют спецкурсы, утвержденные еще ЦАЛАК МФ РФ, и, по своей сути, требуют коренного пересмотра и обновления.

Посещение аудиторами ежегодных 40-часовых курсов повышения квалификации является обязательным ус-

ловием. Контроль за проверкой посещаемости возложен на уполномоченные учебно-методические центры, которые, в свою очередь, подвергаются проверке со стороны Министерства финансов Российской Федерации. По нашему мнению, более действенной мерой контроля посещаемости курсов повышения квалификации и получения сведений о качестве подготовки является введение обязательного тестирования по итогам прохождения повышения квалификации. На сегодняшний день контрольная проверка знаний не предусмотрена.

Если в аудиторской организации, направившей аудитора на повышение квалификации, должным образом разработана система внутрифирменного

контроля качества, то после прохождения повышения квалификации в учебно-методическом центре аудитор может участвовать в проведении семинара для сотрудников своей организации по вопросам, изученным на курсах повышения квалификации. Сотрудникам учеб-но-методического центра необходимо вести журналы посещаемости, реестры лиц, прошедших повышение квалификации и результатов тестирования. В случае возникновения конфликтных ситуаций с руководством аудиторской фирмы по вопросам некачественного повышения квалификации данные документы должны являться свидетельством уровня подготовки аудитора, прошедшего 40-часовое обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.