3. Факторы ускорения инновационных и производственных процессов. Сб. научи. Трудов / Под ред. В.В. Одиноченкова. Брянск: Изд-во БГТУ, 2001.
Об авторе
Н.В. Грачева - канд. экон. наук, доц., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, [email protected].
УДК 657.26
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО АУДИТА
H.H. Ковалева
Рынок аудиторских услуг сравнительно молод в России, однако он развивается быстрыми темпами. Сегодня это самостоятельный сегмент бизнеса с большим годовым оборотом и множеством занятых в нем специалистов. Представители данной профессии столкнулись с определенными трудностям», такими как качество аудиторских проверок, лицензирование и переаттестация аудиторов, текучесть аудиторских кадров и прочие. Решение данных проблем позволит профессии аудитора развиваться как самостоятельной и перспективной отрасли экономики.
Ключевые слова: аудит, лицензирование аудиторской деятельности, аттестация аудиторов, саморегулируемые аудиторские организации, аудиторское заключение, рынок аудиторских услуг.
В России аудиторская деятельность - явление достаточно новое, обусловленное переходом к рыночной экономике. В последнее десятилетие наблюдается тенденция к уменьшению количества аттестованных высококлассных аудиторов. Если раньше аудиторские фирмы пополнялись бухгалтерскими кадрами, пришедшими с предприятий, то сегодня, наблюдается обратная тенденция. В настоящее время специалисты из действующих производственных организаций в аудиторские компании практически не идут. Те. кто пришел в аудит в 90-х, начале 2000-х годов, уходят в реальный сектор экономики. Причины этого кроются в серьезном опережающем росте зарплат управленческого персонала организаций, в большей стабильности и уверенности в завтрашнем дне, в отсутствии цикличности в работе. К тому же представители реального сектора экономики активно привлекают специалистов из серьезных аудиторских фирм даже с небольшим опытом работы, сразу же предлагая им не только более интересные с финансовой стороны предложения, но и обещая быстрый карьерный рост.
По данным таблицы 1 видно, что количество действующих лицензий увеличилось с марта 2005г по январь 2008г всего на 100 единиц. Здесь же наблюдается опасная тенденция уменьшения количества претендентов, желающих стать аудиторами. Только за 2005г. аудиторская профессия выросла на 3100 человек, а в 2006г. - на 1700 специалистов.
В определенной мере настораживает резкий спад в 2007г. За двенадцать месяцев количество аттестованных аудиторов увеличилось всего на 800 человек, причем из них 100 претендентов прошли на банковский аудит. Серьезное снижение темпов пророста аттестованных аудиторов говорит о том, что специалисты перестали видеть в данной профессии значимую и высокооплачиваемую работу.
В настоящее время существенно усложнились условия, в которых кандидаты сдают экзамен на аттестат аудитора. Всего 30% претендентов получают квалификационный аттестат. С учетом принятия поправок в ФЗ «Об аудиторской деятельности» более 36000 аудиторов со всей России пересдают экзамены на право дальнейшего пользования своим «бессрочным» аттестатом. Если взять за основу цифры статистики за 2008г., то для подтверждения квалификационного аттестата потребуется 32 года (в
проекте на это отводится всего 2-3 года). Понятно, что будут серьезные злоупотребления в ходе, как подготовки, так и сдачи данных экзаменов.
Таблица 1 - Сводная таблица выданных лицензий на право осуществлять аудиторскую ___________деятельность, тыс. шт._______________
Показатель Количество
01.03.05 01.07.05 01.01.06 01.07.06 01.03.07 01.07.07 01.03.08
Лицензии на 7,2 7,4 7,7 7,9 8,2 7,8 7,3
право осуществ-
лять аудитор-
скую деятель-
ность. всего
в том числе 6,1 6,4 6,6 6,8 7,1 6,8 6,4
- в аудиторских
организациях
- у индивидуаль- 1,1 1,0 1,1 1,1 и 1 1,0 0,9
ных аудиторов
Квалификацион- 31,9 33,6 35,0 36,2 36,7 37,0 37,5
ные аттестаты
аудитора, всего
в том числе, 29,9 ~~1 гТи 32,8 33,9 34,3 34,6 35,0
- по общему ау-
диту
- по банковскому 0,8 0.8 0,9 1,0 1,0 1,0 1,1
аудиту
- по аудиту бирж. [__ 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8
внебюджетных
фондов и инве-
стиционных ин-
ститутов
- по аудиту стра- 0,5 0,5 0,5 0,5 0,6 0,6 0,6
ховщиков
В тоже время меняется подход к получению статуса профессионального аудитора. 22 февраля 2008г. Правительство РФ утвердило Положение о лицензировании аудиторской деятельности. На данном этапе лицензирование будет осуществляться Министерством финансов РФ. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности предоставляется на 5 лет. Основными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются: наличие у соискателя лицензии правил внутреннего контроля качества аудиторских проверок и соблюдение лицензиатом указанных правил при осуществлении аудиторской деятельности, соблюдение ст.1 ФЗ «Об аудиторской деятельности», запрещающей занятие им иными видами предпринимательской деятельности, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг; наличие квалификационного аттестата аудитора, тип которого соответствует профилю проводимого аудита; страхование лицензиатом риска ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг при проведении обязательного аудита.
Кроме того, лицензиат должен иметь стаж аудиторской деятельности не мене 2 лет, а при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских компаний стажа проведения аудиторской проверки кредитных организаций не менее 2 лет; в проводимом лицензиатом обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов должно участвовать не менее 2 аудиторов, имеющих квалификационный аттестат аудитора в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов. Аудитор должен обеспечивать сохранность сведений, составляющих аудиторскую тайну, за исключением случаев установленных законодательством РФ'\
Этот порядок предоставления лицензии будет действовать до 1 июля 2008г., когда вступят в силу положения Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об аудиторской деятельности». Данный нормативный документ ужесточил требования к
саморегулируемых аудиторским объединениям (CAO). Для приобретения статуса CAO требуется не менее 3000 аудиторов (вместо 1000 по ФЗ N119-ФЗ), в том числе индивидуальных аудиторов, или не менее 1500 аудиторских организаций (вместо 1000). Подобные требования позволили сформировать в России 5 саморегулируемых аудиторских объединения, таких как :
- некоммерческое партнерство «Аудиторская палата России», созданное в 2000году и дважды аккредитованное в Минфине России насчитывает свыше 2000 членов;
- некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата» была создана в 1992году и насчитывает сегодня более 1600 членов;
- некоммерческое партнерство «Институт профессиональных аудиторов», учрежденное в 200г. 36 компаниями, сегодня насчитывает 942 действительных члена, а также 24 ассоциированных и 9 аффилированных;
- некоммерческое партнерство «Российская коллегия аудиторов», учрежденное в 2002г. и «поглотившее» в 2004г. Национальную Федерацию Консультантов и Аудиторов, сегодня насчитывает 1864 аудитора и 497 аудиторских организаций;
- некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», созданное в 1997г. и насчитывающий около 1000 членов в лице аудиторских фирм.
Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» вступил в действие лишь 7 декабря 2007г. Данный закон создал законодательную базу функционирования саморегулируемых организаций. Однако в нем не было законодательно определено ограничение числа саморегулируемых организаций, которое не должно иметь место, поскольку приведет к существенной концентрации рынка и доминированию нескольких игроков.
Введение нового порядка регулирования аудиторской деятельности, прежде всего, вызовет рост цен на услуги аудитора, т.к. с переходом к CAO затраты компаний возрастут, а также спровоцируют уход с рынка небольших компаний, прежде всего, региональных.
Изменится качественный состав участников рынка аудиторских услуг: произойдет укрупнение и концентрация компаний, появятся новые игроки рынка за счет распада одних и объединения других.
Возможно, в краткосрочный перспективе увеличится количество фирм, желающих заниматься аудитом, однако, они, скорее всего, быстро и исчезнут.
Изменения окажут положительное воздействие на рынок «черного аудита»- он постепенно начнет исчезать. Демпингующим компаниям станет не выгодно содержать определенное количество сотрудников, в соответствии с требованиями CAO, при низком уровне цен на их услуги.
Лицензия и сегодня необременительна, поскольку является минимальной гарантией профессионализма аудитора. Однако, присутствие в России в условиях саморегулирования аудиторской деятельности нескольких сильных профессиональных аудиторских объединений создаст основу для конкуренции среди них и в целом будет способствовать повышению эффективности их деятельности и росту авторитета профессии аудитора. К тому же, при условии введении обязательного членства в CAO, все аудиторские организации попадут в единый реестр Минфина РФ, следовательно, в зону контроля.
По данным Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ в 2008г. в рамках системы внешнего контроля работы аудиторских организаций было проведено 515 проверок. Данными проверками были охвачены 11-13% всех аудиторских организаций России. Из них 93% было проверено в рамках планового контроля аудиторских общественных объединений, аккредитованных при Минфине РФ, 6% (31
аудиторская фирма), проверены по поручению Минфина РФ, 1% - на основании поступивших жалоб.
Из 478 плановых проверок, 281 проверка была проведена Аудиторской Палатой РФ. т.е. более 2/3 всех проверок качества работы аудиторов проверены одним общественным объединением. Этот показатель отражает сущность работы других саморегулируемых общественных аудиторских объединений.
Очень важной проблемой остается качество аудиторских проверок.
Таблица 2 - Аудиторские заключения, выданные при проведении обязательного аудита
Виды аудиторских заключений Удельный вес в общем количестве, выданных аудиторских заключений, %
2005г. 2006г. 2007г.
Выдано аудиторских заключений, всего 100 100 100
в том числе. а) безусловно-положительных 51,1 56.9 61,7
б) модифицированных, всего из них: 48,9 43,1 38,3
- с выражением мнения с оговоркой 46,8 41,5 36,7
- с выражением отрицательного мнения 1,0 1,1 __ 0.9
- с отказом от выражения мнения 0.4 0,5
- с выражением сомнения в возможности продолжать свою деятельность 0,7 - 0,2
С учетом сложности нашего российского законодательства, регулирующего бухгалтерский и налоговый учет, вызывает огромное сомнение выдача всего 1% отрицательных аудиторских заключений. Опыт проведения аудиторских проверок и выдачи отрицательных заключений говорит о том, что количество модифицированных заключений должно быть выше как минимум на порядок.
Не менее странным кажутся цифры (0,7%) с выражением сомнения в возможности продолжать свою деятельность экономического субъекта. Любой простой анализ финансового состояния предприятия покажет, что показатели деятельности многих экономических субъектов находятся ниже крайних рекомендуемых уровней. Причем очень многие хозяйствующие субъекты имеют размер уставного капитал выше размера чистых активов. Данные цифры говорят о том, что аудиторские заключения составляются не всегда объективно и попадают под статус «заведомо ложного аудиторского заключения».
Таким образом, с каждым годом проблемы в области становления и развития аудита увеличиваются. Для их решения необходимо предпринять ряд мероприятий по дополнительному контролю качества тех аудиторских организаций, которые в течение ряда лет не выдали ни одного модифицированного аудиторского заключения; перенести вектор в борьбе общественных объединений аудиторов России с дискредитации другого общественного объединения в область взаимного сотрудничества с целью повышения статуса профессии аудитора; оказывать содействие региональным аудиторам: и многое другое.
Additional services market is comparatively young in Russia, however, it is developing with high rates. Nowadays it is an independent business segment with a large turn per year and with many specialists occupied in it. Representatives of the given profession came across definite difficulties such as the quality of auditorial examinations, licensy and reattestation of auditors, fluctuation of auditorial staff and others. The salvation of the given problems will let the auditor profession develop as an independent and perspective branch of economics. The key words: aaudit, licensy of auditorial activity, attestation of auditors, self-regulating auditorial organizations, auditorial conclusion, auditorial services market
Список литературы
1. Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» N119-ФЗ от 7 августа 2001г. /./ СПС «Гарант»,
2. Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» N128-03 от 8 августа 2001г N128-03.// СПС «Гарант».
3. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 7 декабря 2007г. // СПС «Гарант».
4. Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» N2263 от 1993г. // СПС «Гарант».
5. Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утверждено Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2008г. // СПС «Гарант».
Об авторе
H.H. Ковалева - канд. экон. наук, доц., Брянский государственный университет им. академика И.Г, Петровского, [email protected].
УДК 336.7 (075.8)
ИНТЕГРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
O.E. Никонец
Работа посвящена проблемам формирования и развития региональных финансовых рынков. Автором показана роль региональных финансовых рынков в финансовой и банковской системе Российской Федерации, определены инструменты и методы воздействия на национальную экономику. Региональные финансовые рынки в ближайшее время займут лидирующее место в экономике Российской Федерации, при этом наиболее важными игроками на рынках станут коммерческие банки.
Ключевые слова: финансовый рынок, финансовая система, банковская система, инвестиционная политика, реальный сектор экономики.
Развитие экономической системы невозможно без нормального функционирования финансового рынка, который должен привлекать финансовые ресурсы, необходимые для поддержания макроэкономического равновесия системы кругооборота товаров и доходов и расширения масштаба воспроизводства. Кроме того, финансовый рынок должен обеспечивать рациональное использование имеющихся в экономической системе финансовых ресурсов, что еще более повышает ее эффективность. Однако процесс монополизации финансового рынка снижает его эффективность и, как следствие, снижает эффективность функционирования экономической системы в целом. Это особенно опасно для России, в которой как финансовый рынок, так и экономика в целом находятся на стадии становления, а потому воздействие на них интенсивного процесса монополизации финансового рынка может оказаться значительным и привести в итоге к разрушительным последствиям.
Финансовая деятельность предприятий неразрывно связана с функционированием финансового рынка, развитием его видов и сегментов, состоянием его конъюнктуры. В наиболее общем виде финансовый рынок представляет собой рынок, на котором объектом покупки-продажи выступают разнообразные финансовые инструменты и финансовые услуги.
Финансовый рынок представляет собой чрезвычайно сложную систему, в которой деньги и другие финансовые активы и обязательства предприятий и иных его участников обращаются самостоятельно, независимо от характера вращения реальных товаров. Этот рынок оперирует многообразными финансовыми инструментами, обеду-