Научная статья на тему 'Институциональный подход к аудиту: региональный компонент'

Институциональный подход к аудиту: региональный компонент Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
692
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АУДИТ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ИНСТИТУТ АУДИТА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / АУДИТОРСКИЙ КОНТРОЛЬ / AUDIT ACTIVITIES / AUDIT / INSTITUTIONALISM / AUDIT INSTITUTION / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / INSTITUTIONAL STRUCTURE / SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS / AUDIT CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекавинская Галина Алексеевна

В статье доказано преимущество применения критериев институционального подхода в анализе аудиторской деятельности РФ и регионов. Выполнено ранжирование аудиторских фирм на региональном уровне в разрезе СРО. Выделены причинно-следственные связи изменения показателей аудиторской деятельности. Обоснована необходимость дальнейшего существования института аудита в РФ и регионах на основе институционального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional approach to auditing: regional component

The article proves the advantage of applying the criteria of institutional approach in the analysis of auditing activity in the Russian Federation and its regions. It presents the ranking of audit firms at the regional level in the context of self-regulatory organizations. The article also identifies the cause-effect relations of the changes in audit activities and substantiates the necessity for the further existence of the audit institution in Russia and its regions on the basis of institutional approach.

Текст научной работы на тему «Институциональный подход к аудиту: региональный компонент»

УДК 657.63 ББК 65.053

© Чекавинская Г.А.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АУДИТУ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

В статье доказано преимущество применения критериев институционального подхода в анализе аудиторской деятельности РФ и регионов. Выполнено ранжирование аудиторских фирм на региональном уровне в разрезе СРО. Выделены причинно-следственные связи изменения показателей аудиторской деятельности. Обоснована необходимость дальнейшего существования института аудита в РФ и регионах на основе институционального подхода.

Аудиторская деятельность, аудит, институционализм, институт аудита, институциональная среда, институциональная структура, саморегулируемые организации, аудиторский контроль.

Задачами исследования являются следующие: доказать преимущество применения критериев институционального подхода в анализе аудиторской деятельности РФ и регионов, обозначить причинно-следственные связи изменения показателей аудиторской деятельности, обосновать необходимость дальнейшего развития института аудита.

Научная новизна состоит в оценке использования институциональных концепций в аудите РФ и регионов, выделении особенностей институционального подхода к исследованию аудита как науки.

Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции»

- нормы, обычаи поведения в обществе и «институты» - закрепление норм и обычаев в виде законов, формировании организаций, учреждений. Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в него институты, учитывать внеэкономические факторы [8].

Рынок аудиторских услуг на сегодняшний день рассматривается как крупный специализированный рыночный сегмент, имеющий самостоятельное экономическое и информационное значение. Согласно ст. 1 Федерального закона № 307 от 30.12.2008, аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Цель исследования заключается в обосновании и использовании критериев институционального подхода к оценке аудиторской деятельности РФ и регионов.

ЧЕКАВИНСКАЯ Галина Алексеевна кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный технический университет» (ВоГТУ) galina1173@rambler.ru

В работах Е.М. Гутцайта [4] активно предлагается перейти от традиционного экономического к экономико-социологическому подходу в аудите. Н.В. Ким в исследовании «Методологические и институциональные проблемы аудита» подчёркивает, что российский аудит, являясь экономико-правовым и социальным институтом, должен стать гарантом выхода российской экономики на качественно новый уровень, соответствующий мировым стандартам [5].

Модель взаимодействия сторон в рамках института аудита построена и обоснована в работе Н.В. Фабисович, которая считает, что с учётом институциональной среды аудиторская деятельность оказывается в фокусе интересов различных заинтересованных сторон, отношения которых во многом определяют структуру и особенности функционирования института аудита на текущий момент [13].

В.И. Подольский указывает, что основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчётности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделёнными соответствующими полномочиями, в этом отношении институт аудита становится одним из главных инструментов развития бухгалтерского учёта и отчётности [11].

В работе Н.В. Фабисович впервые вводятся понятия «институт аудита» и «институциональная среда аудиторской деятельности». Необходимость их введения определяется логикой проводимого исследования, а также потребностью в соответствующем понятийном аппарате, отражающем особенности используемой методологии [13].

Институт аудита следует рассматривать как совокупность формальных и неформальных норм, правил и стан-

дартов, определяющих рамки взаимодействия различных субъектов относительно аудиторской деятельности [13].

Институт аудита - это комплекс основополагающих концепций, норм, правил и стандартов, формирующих ключевое содержание аудиторской деятельности, и механизмов, регулирующих их действие на практике [6].

По нашему мнению, применение институционального подхода к изучению социально-экономических процессов обусловлено рядом причин:

- критика некоторыми исследователями общего неоклассического подхода к анализу экономических процессов, основанного на чрезмерно абстрактных и статичных представлениях;

- учёт действия исторических факторов на развитие хозяйственных процессов; возможность объяснения эволюционных изменений в экономике;

- необходимость междисциплинарных исследований с опорой на интеграцию экономики с другими науками и расширения теоретического описания экономических систем.

Институциональный подход к экономического анализу в аудите может быть построен в рамках концепции институциональной или неоинституциональ-ной экономики. Сравнительный анализ в разрезе основополагающих признаков институциональных концепций представлен в таблице 1.

При применении институционального подхода аудит рассматривается как практическая деятельность и как наука. В первом случае он связан с предпринимательской деятельностью по проведению аудита и оказанию сопутствующих услуг экономическим субъектам. Во втором его можно представить как систему знаний о методах и приёмах независимого финансового контроля (табл. 2).

Таблица 1. Сравнение институциональных концепций и их применение в аудите

Признак Применение в аудите

Неоклассическая теория

Методологический индивидуализм Заключается в объяснении существования институтов через интересы и поведение индивидов, которые их используют для координации своих действий. Например, характеристики аудита выводятся из интересов и особенностей поведения участников рынка аудиторской деятельности.

Концепция спонтанной эволюции институтов Исходит из предположения, что институт аудита возник в результате действий людей, но не обязательно в результате их желаний, т. е. спонтанно.

Концепция экономического человека Участники аудиторской деятельности руководствуются в первую очередь экономическим принципом, т. е. сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.

«Старый» институционализм

Методология холизма Исходный пункт в анализе - не индивиды, а институты, т. е. характеристики индивидов выводятся из характеристик институтов. Институт аудита объясняется через те функции, которые он выполняет в воспроизводстве системы отношений на макроуровне.

Институциональный детерминизм Институты рассматриваются в качестве основного препятствия спонтанности развития, это стабилизирующий фактор.

Неоинституционализм

Методологический индивидуализм Люди действуют в сфере аудита, преследуя свои личные интересы. Нет чёткой грани между бизнесом, социальной сферой и политикой.

Концепция экономического человека Аудиторская деятельность рассматривается как обмен. Допустимо наличие трансакционных издержек в аудите.

Деятельность как обмен Изучение аудиторской деятельности по аналогии с товарным рынком. Аудиторам присуща ограниченная рациональность, а принятие решений связано с риском и неопределённостью.

Таблица 2. Особенности применения институционального подхода к исследованию аудита как науки

Признак Общий методологический подход к исследованиям аудита как области экономических наук Институциональный подход

Аудит как наука Система знаний о методах аудита Система знаний о методах независимого финансового контроля

Объект аудита Финансово-хозяйственная деятельность и достоверность представления её результатов Хозяйственная деятельность организаций как совокупность производственных отношений, рассматриваемая во взаимодействии с техническими, социальными и природными её условиями

Предмет аудита Финансовая (бухгалтерская) отчётность экономического субъекта Независимый контроль достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемого лица для принятия решений пользователями этой отчётности

Цель исследований Изучение экономических факторов, воздействующих на аудит Изучение внешних факторов, воздействующих на аудит

Сфера исследования Исследование аудита в чистом виде (без учёта социальной стороны) Исследование аудита как части социальной системы

Источники исследований Экономические науки (общетеоретические, фундаментальные, отраслевые, территориальные, специальные, управленческие, смежные с экономикой науки) Экономические науки, экономическая история, право, социология, политология, организационная теория

Аргументы подхода Основаны на опыте, логике, статистике Основаны на математических науках, используются формулы, графический метод

Перспективы развития подхода Преимущественно неоклассическая методология Эволюция в сторону синтеза с неоклассическим направлением

Согласно институциональному подходу, рынок аудиторской деятельности может быть определён нами как: институт; совокупность институтов-норм (аудиторское законодательство, аудиторское заключение); совокупность институтов-организаций (Министерство финансов РФ, Департамент финансового контроля и аудита, Совет по аудиторской деятельности, саморегулируемые объединения).

Обоснованием применения институционального подхода к изучению аудита как науки служат вышеприведённые определения объекта и предмета аудита. Содержание предмета аудита при институциональном подходе включает целевую установку - принятие решений пользователями финансовой (бухгалтерской) отчётности, т. е. наблюдается необходимость междисциплинарных исследований с опорой на интеграцию аудита с другими науками. Мы проанализировали аргументы, объясняющие особенности институциональной среды аудита.

Институциональная среда - совокупность основополагающих социальных, политических и юридических правил, определяющих рамки для установления институциональных соглашений [2].

Н.В. Фабисович [13] считает, что институциональная среда включает взаимодей-ствиеразличныхсубъектовотносительно аудиторской деятельности (их организационно-экономические отношения).

История создания аудиторских фирм в Вологодской области берёт свое начало в 1992 году, когда были зарегистриро-

ваны три организации. Уже в конце года в Вологде формируется профессиональная общественная организация аудиторов и консультантов - Ассоциация аудиторов Вологодской области. Тенденции развития рынка аудиторских услуг в Вологодской области отражают показатели пятилетнего цикла (1995 - 1999 гг.) (табл. 3).

В целях повышения экономической эффективности деятельности данных предприятий в феврале 1998 года при Департаменте сельского хозяйства и продовольствия администрации Вологодской области был создан ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов (впоследствии - Северо-Западный Аудиторский союз сельскохозяйственных кооперативов). Его задачей стало внедрение и апробация методов аудита в агроформированиях региона. Наши исследования показали, что за период работы с 1998 по 1999 год деятельность Аудиторского союза сводилась в основном к предоставлению услуг по реформированию сельскохозяйственных предприятий, приведению в соответствие уставных документов, оказанию юридических консультаций. Следовательно, данная служба не смогла решить всех проблем сельскохозяйственных предприятий и союз был реорганизован.

В течение 2009 года при Министерстве финансов РФ были созданы и аккредитованы саморегулируемые организации аудиторов (СРО). К началу 2010 года были аккредитованы 6 СРО, которые работают в настоящее время.

Таблица 3. Количество субъектов по виду деятельности «Аудиторская деятельность» в Вологодской области за 1995 - 1999 гг. (на начало года, единиц) [9]

Показатель Численность, ед.

1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. Отклонение 1999/1995

Аудиторские организации 5 16 18 14 13 в 2,6 раза

Составлено по: Официальные данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области: центральная база статистических данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.vologdastat.ru

Согласно Ф3-307, для получения права заниматься аудиторской деятельностью нужно стать членами какого-либо профессионального объединения. Саморегу-лируемые организации ведут учёт своих членов, реестры аудиторов и аудиторских организаций. Контрольный реестр формирует Министерство финансов на основе данных, представленных СРО.

По данным Минфина РФ, за период с 2006 по 2011 год на рынке аудиторских услуг сложилась следующая ситуация (табл. 4).

В 2006 - 2010 гг. численность аудиторских организаций и аудиторов постоянно менялась. На начало 2011 года по сравнению с 2009 годом численность участников рынка аудиторских услуг снизилась: на 16% - по аудиторским организациям, на 13% - по индивидуальным аудиторам.

По данным Минфина РФ (табл. 5), снижение численности аудиторов и аудиторских организаций за 2009 - 2010 гг. в Северо-Западном федеральном округе составило: 14% - по аудиторским организациям, 20% - по индивидуальным аудиторам.

В настоящее время в Вологодской области аудиторской деятельностью занимаются 14 частных аудиторов, 49 аудиторских фирм, расположенных в основном в Вологде и в Череповце. Все предприятия находятся в частной собственности.

За 2009 - 2010 гг. количество аудиторских организаций увеличилось на 17%, а количество индивидуальных аудиторов уменьшилось на 7% (табл. 6). Таким образом, сжатие рынка аудиторских услуг в Вологодской области значительно меньше, чем в целом по России и СевероЗападному федеральному округу.

Таблица 4. Численность аудиторов и аудиторских организаций в Российской Федерации за 2006 - 2010 гг. [10]

Показатель Численность, тыс.

01.01.06 01.01.07 01.01.08 01.01.09 01.01.10 01.01.11 Отклонение 2011/2009, %

Аудиторские организации 6,6 7,1 6,4 6,2 6,7 5,2 84

Индивидуальные аудиторы 1,1 1,1 0,9 0,7 0,8 0,6 87

Составлено по: Официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации: центральная база статистических данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.gks.ru

Таблица 5. Численность аудиторов и аудиторских организаций по Северо-Западному федеральному округу за 2009 - 2010 гг. [1]

Показатель Численность, ед.

01.01.09 01.01.10 01.01.11 Отклонение 2011/2009, %

Аудиторские организации 700 800 600 86

Индивидуальные аудиторы 100 100 80 80

Составлено по: Аудит-практика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.audit-it.ru/articles/audit/a105/431200.html

Таблица 6. Количество хозяйствующих субъектов по виду деятельности «Аудиторская деятельность» в Вологодской области за 2007 - 2011 гг. (на начало года, единиц) [9]

Показатель Численность, ед.

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Отклонение 2011/2009, %

Аудиторские организации 53 47 42 42 49 117

Индивидуальные аудиторы 16 16 15 14 14 93

Составлено по: Официальные данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области: центральная база статистических данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.vologdastat.ru

Некоторые организации и аудиторы не осуществляют аудиторскую деятельность. По данным контрольного реестра Минфина РФ, на 01.01.2011 в Вологодской области насчитывалось 24 аудиторские организации.

Первой ступенью к получению права заниматься аудиторской деятельностью является прохождение аттестации, по результатам которой претенденты получают аттестаты аудиторов. До 01.01.2011 квалификационные аттестаты аудитора выдавались Минфином РФ лицам, отвечающим установленным квалификационным требованиям и успешно сдавшим квалификационный экзамен. С 1 января 2011 года по результатам квалификационного экзамена выдаётся единый аттестат, дающий право работать во всех областях аудита финансовой отчётности.

До 1 ноября 2009 года квалификационные аттестаты аудитора выдавались по следующим видам аудита: общий аудит, банковский аудит, аудит страховщиков, аудит бирж. Позднее аттестаты стали выдаваться по общему и банковскому аудиту (аттестат по общему аудиту также включает аудит страховщиков и аудит бирж). Количество квалификационных аттестатов и распределение их по видам аудита приведено в таблице 7.

В 2009 году было выдано 1487 квалификационных аттестатов аудитора, что почти на 8% больше, чем в 2008 году. Из общего количества выданных аттестатов 92% - по общему аудиту.

Число выданных Минфином России квалификационных аттестатов аудиторов возросло за год на 3,7%. В 2009 году количество выданных квалификационных аттестатов аудитора превысило аналогичный показатель 2008 год на 0,2%, в 2010 году - на 1,2%. Однако, как и в 2008 году, значения показателей оказались существенно ниже уровня 2005 - 2006 гг.

Те же тенденции наблюдаются и в Вологодской области. Так, в 2008 году были получены 8 аттестатов аудиторов, в 2009 - 4, в 2010 - 5. С 01.01.2011 введена новая система аттестации в соответствии с Ф3-307 «Об аудиторской деятельности» [7].

Данные о количестве выданных квалификационных аттестатов аудитора показывают число тех, кто имеет право заниматься аудиторской деятельностью. На практике количество аудиторов, ведущих данную профессиональную деятельность, отличается от числа специалистов, имеющих право заниматься ею. Экспертная оценка показывает, что в 2009 году в целом по России фактически занимались аудиторской деятельностью около

Таблица 7. Наличие квалификационных аттестатов аудитора в РФ за 2006 - 2010 гг. [3]

Показатель Численность, тыс.

01.01.06 01.01.07 01.01.08 01.01.09 01.01.10 01.01.11

Квалификационные аттестаты аудитора, всего 35,0 36,7 37,5 38,8 40,2 40,7

в том числе общий аудит 32,8 34,3 35,0 36,1 37,5 38,6

банковский аудит 0,9 1,0 1,1 1,2 1,2 2,1

аудит бирж 0,8 0,8 0,8 0,9 0,9 -

аудит страховщиков 0,5 0,6 0,6 0,6 0,6 -

Составлено по: Голубева С.Г. Влияние на развитие аудита изменений в организации и регулировании аудиторской деятельности // Леденцовские чтения. Бизнес. Наука. Образование. Материалы международной научно-практической конференции. - Вологда: ВИБ, 2011. - С. 84-89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 - 28 тыс. аудиторов (включая индивидуальных). Также данный год характеризуется снижением объёма оказанных услуг аудиторскими фирмами по сравнению с динамикой предыдущих лет (табл. 8).

В 2009 году объём оказанных аудиторских услуг уменьшился по сравнению с 2008 годом на 1,0% и составил 49,6 млрд. рублей, на это повлияла сложная экономическая ситуация второй половины 2008 и 2009 годов. Положение не изменилась и в 2010 году. По мнению экспертов, можно выделить следующие основные негативные факторы:

- уменьшение количества новых клиентов;

- сокращение бюджетов на привлечение аудиторов и консультантов у имеющихся клиентов;

- снижение или фиксация на постоянном уровне цен на аудиторские и консультационные услуги;

- ухудшение платёжеспособности клиентов.

Те же тенденции в изменении объёмов оказанных услуг наблюдаются и в аудите Вологодской области (табл. 9).

В целом в РФ на долю услуг по проведению аудита приходится более 46,5% всего объёма оказанных аудиторских услуг.

В Москве и Санкт-Петербурге преобладающими являются прочие услуги (соответственно 56,9 и 55%). В других регионах основным видом услуг по-прежнему является проведение аудита (почти 60%), в то время как в Северо-Западном федеральном округе их доля составляет лишь 47%.

Таким образом, в перспективе объём оказанных услуг продолжит уменьшаться. Это следует из принятия очередной поправки в Ф3-307, которая касается изменения критериев обязательного аудита, в результате чего выручка увеличилась в 8 раз (с 50 до 400 млн. руб.), сумма активов баланса - в 3 раза (с 20 до 60 млн. руб.).

Представим аналитическую группировку аудиторских фирм Вологодской области на основе данных реестра Минфина РФ (табл. 10).

По состоянию на 25.10.2011 только 24 из 49 аудиторских фирм (49%) зарегистрированы в реестре Минфина РФ, что отражает негативную тенденцию их дальнейшего развития. Ранжирование зарегистрированных в реестре аудиторских фирм по принадлежности к само-регулируемым организациям (СРО) указывает на преимущество СРО «Гильдия аудиторов Региональных Институтов

Таблица 8. Объём услуг, оказанных аудиторскими фирмами в РФ за 2005 - 2010 гг. [10]

Показатель Объём услуг за

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Объём оказанных услуг, всего, млрд. руб. 28,9 34,4 41,7 50,1 49,6 48,9

Прирост по сравнению с предыдущим годом, % - 19,2 21,3 20,1 -1,0 -1,5

Составлено по: Официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации: центральная база статистических данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.gks.ru

Таблица 9. Объём услуг, оказанных аудиторскими фирмами Вологодской области за 2005 - 2010 гг. [9]

Показатель Объём услуг за

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Объём оказанных услуг, всего, тыс. руб. 45773 74567 81006 97207 96130 93246

Прирост по сравнению с предыдущим годом, % - 63 7 19 -2,0 -3,0

Составлено по: Официальные данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области: центральная база статистических данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.vologdastat.ru

Таблица 10. Ранжирование аудиторских фирм Вологодской области (зарегистрированных в реестре Минфина) по принадлежности к саморегулируемым организациям по состоянию на 25.10.2011 [12]

Наименование аудиторской фирмы Год регистрации юридического лица

ГА ИПБР (Гильдия аудиторов Региональных Институтов профессиональных бухгалтеров) - 12 фирм

Аудиторская фирма «АудитЭксперт» 2010

Аудиторско-консультационная фирма «Проф-аудит» до 2004

Аудиторско-консультационная Фирма «Союз-Интеллект» 2006

Аудиторская фирма «Учёт» до 2004

Аудиторская фирма «Союз-аудит» до 2004

Фирма «ИНГ-Аудит» до 2004

Фирма «ЧЕАУДИТ» до 2004

Север-Аудит до 2004

ВЕДА-Аудит 2007

Аудиторская компания «Тэндем» 2009

Аудит-Консалтинг до 2004

Ассоциация НАУДЭКС 2008

МоАП (Московская аудиторская палата) - 5 фирм

Аудит-Престиж 2007

Аудиторско-консалтинговая фирма «Эксперт» 2006

Аудиторская фирма «Анлен» до 2004

Аудиторская фирма «Анлен-Консалтинг» до 2004

Аудит-М до 2004

АПР (Аудиторская палата России) - 2 фирмы

Консультационно-информационная фирма «Аудит-Экспертиза» до 2004

ИНФОРМ-АУДИТ до 2004

РКА (Российская коллегия аудиторов) - 2 фирмы

Аудит 2010 2010

Аудит-эксперт до 2004

ААС (Аудиторская Ассоциация Содружество) - 2фирмы

Центр бухгалтерского учёта и аудита до 2004

МИГ-аудит до 2004

ИПАР (Институт профессиональных аудиторов) - 1 фирма

Аудиторско-консультационная фирма «БАЛАНС_В» до 2004

Всего зарегистрировано фирм: 24

Составлено по: Реестр аудиторских фирм России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.audit-it.ru/sro/

профессиональных бухгалтеров» - этому объединению отдали предпочтение 12 аудиторских фирм, в том числе старейшие представители рынка аудиторских услуг.

Таким образом, показатели аудиторской деятельности снижаются.

Институциональная структура упорядочивает отношения в ходе аудиторской деятельности [6]. Принятие Федерального закона от 30.12.2008 № 307 «Об

аудиторской деятельности» положило начало формированию новой модели рынка аудиторских услуг. Её основными чертами являются:

1. Перераспределение функций государственного регулирования от Правительства Российской Федерации к уполномоченному федеральному органу регулирования аудиторской деятельности и от уполномоченного органа к саморегу-лируемым организациям (далее - СРО).

2. Отмена лицензирования и обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируе-мых организациях, причём только в одной СРО.

3. Внешний контроль качества аудиторских услуг со стороны СРО по отношению к их членам, а в некоторых случаях и со стороны уполномоченного федерального органа.

4. Отмена обязательного страхования ответственности аудитора и обеспечение ответственности аудиторов через механизм компенсационных фондов, формируемых СРО.

Аудиторский контроль существует параллельно с государственным финансовым контролем. В 2009 году произошёл переход от ранее действовавшей к новой системе регулирования. С 2010 года уполномоченный федеральный орган регулирования аудиторской деятельности (Минфин РФ) не осуществляет лицензирование, снизился контроль за соблюдением аудиторами стандартов.

Наряду с аудитом система контроля качества бухгалтерской отчётности предполагает соответствующую надзорную деятельность уполномоченных государственных органов (Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора и др.). Однако после принятия Концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности

в Российской Федерации на среднесрочную перспективу реформа аудита задерживалась и сроки начала её осуществления неоднократно переносились [11].

Поскольку от результатов аудиторских проверок зависит принятие важных экономических решений, эта деятельность в большинстве стран жёстко регулируется. Например, это государственное регулирование в странах с континентальной системой права (Австрия, Испания, Франция, ФРГ и другие страны Европы), саморегулирование в странах с англосаксонской системой права (США, Канада, Великобритания, Австралия). В РФ принятие Федерального закона «О саморегу-лируемых организациях» (Ф3-315) привело к следующим результатам в 2011 году (табл. 11).

Функция независимого контроля в сфере аудиторской деятельности РФ передана СРО. Функции регионального контроля за аудиторской деятельностью в законодательстве чётко не обозначены. Например, во Франции независимый контроль осуществляется на национальном и региональном уровнях.

При определении стадии развития экономики страны, её эффективности в целом и рынков в частности эксперты ВЭФ ориентируются на трёхуровневую модель экономического развития М. Портера. Используя приём аналогии, можно перенести идею М. Портера в область аудиторской деятельности РФ и регионов.

Таблица 11. Саморегулируемые организации аудиторов РФ на 25.10.2011 [12]

Наименование саморегулируемой организации Количество членов

Аудиторская палата России 1121

Институт профессиональных аудиторов 299

Московская аудиторская палата 1092

Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров 1193

Российская Коллегия аудиторов 780

Аудиторская Ассоциация Содружество 751

Всего 5236

Составлено по: Реестр аудиторских фирм России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.audit-it.ru/sro/

При этом необходимо выделить стадии экономического развития аудиторской деятельности:

1. Факторная стадия развития аудиторской деятельности. Экономика аудита развивается в результате использования «дешёвых» факторов производства и природных ресурсов (при этом учитываются функционирование общественных институтов, состояние инфраструктуры, макроэкономические показатели, состояние трудовых ресурсов).

2. Эффективная стадия развития аудиторской деятельности. Возрастает качество и объём обработки продукции, а конкурентоспособность определяется

состоянием системы высшего образования, эффективностью товарного рынка и рынка аудита, степенью развитости финансового рынка, технологическим обновлением, объёмами рынка.

3. Инновационная стадия развития аудиторской деятельности связана с использованием инноваций и новых технологий. Конкурентоспособность отрасли аудита на этой стадии обусловлена степенью совершенства бизнес-среды и инноваций (институциональный подход).

Таким образом, в настоящее время основной задачей органов власти является переход на инновационную стадию развития аудита.

1.

ЛИТЕРАТУРА

Режим доступа http://www.audit-it.ru/articles/

2.

3.

Аудит-практика [Электронный ресурс]. audit/a105/431200.html

Аузан, А.А. Институциональная экономика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// lib.rus.ec/b/351521/read

Голубева, С.Г. Влияние на развитие аудита изменений в организации и регулировании аудиторской деятельности / С.Г. Голубева // Леденцовские чтения. Бизнес. Наука. Образование. Материалы международной научно-практической конференции. - Вологда: ВИБ, 2011. - С. 84-89.

Гутцайт, Е.М. Аудит и другие науки / Е.М. Гутцайт // Аудитор. - 2010. - № 10. - С. 15-26.

Ким, Н.В. Методологические и институциональные проблемы аудита: автореферат на соиск. уч. степени д.э.н. / Н.В. Ким. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2008. - 44 с.

Кондрашова, Н.Г. Институциональный подход к исследованию аудита как науки в России / Н.Г. Кондрашова // Аудитор. - 2012. - № 3. - С. 30-35.

Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ: ред. от 13.12.2010: принят ГД ФС РФ 24.12.2008 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Олейник, А.Н. Институциональная экономика: учебное пособие / А.Н. Олейник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 416 с.

9. Официальные данные Территориального органа Федеральной службы государственной

статистики по Вологодской области: центральная база статистических данных [Электрон-

ный ресурс]. - Режим доступа: http:www.vologdastat.ru

10. Официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации: центральная база статистических данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.gks.ru

11. Подольский, В.И. Основы аудита: учебное пособие по Программе подготовки и аттестации

профессиональных бухгалтеров. Базовый курс / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова. - М.: Издательский дом БИНФА, 2010. - 189 с.

12. Реестр аудиторских фирм России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. audit-it.ru/sro/

13. Фабисович, Н.В. Институциональные аспекты обеспечения качества аудита: автореф.... канд. экон. наук / Н.В. Фабисович. - М., 2011. - 24 с.

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.