Научная статья на тему 'Перспективы развития контроля качества аудиторской деятельности'

Перспективы развития контроля качества аудиторской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития контроля качества аудиторской деятельности»

г

РАЗДЕЛ 3

РАЗВИТИЕ АУДИТА В РОССИИ

Багров Е.Г.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Контроль качества аудиторских услуг можно разделить на внешний контроль и внутренний контроль. Исходя из данной классификации, необходимо определить перспективы развития изменения внешнего влияния со стороны государства и саморегулируемых аудиторских объединений и процедуры, направленные на изменение системы внутреннего управления аудиторской организацией как основополагающей базы соблюдения внутрифирменного качества аудита.

Перспективным направлением внешнего воздействия на качество аудиторских услуг является изменение в структуре подготовки аудиторов и выдачи квалификационных аттестатов.

Необходимо изменить подходы к квалификации претендентов на получение аттестата аудитора. Для получения квалификационного аттестата аудитора, в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ, стаж претендента должен составлять не менее 3 лет из последних 5 лет работы по экономической или юридической специальности. Данный критерий должен быть ужесточен. Так, в проекте закона «Об аудиторской деятельности», принятом Государственной думой РФ в первом чтении, требования к стажу претендента на получение квалификационного аттестата аудитора также составляют 3 года. Однако стаж работы претендента должен быть связан с проведением аудита и оказанием сопутствующих аудиту услуг, а также ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской отчетности. Еще одним планируемым условием к стажу работы является требование о необходимости иметь стаж работы в аудиторской организации в течение не менее 2 лет из последних 3 лет указанного

стажа работы.

Данные меры, безусловно, окажут значительное воздействие на отбор претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора. Требование о наличии стажа работы в аудиторской организации в течение 2 лет позволит в дальнейшем повысить качество аудиторских услуг, поскольку данный стаж даст работнику возможность получить практический профессиональный опыт работы в аудиторской организации, основываясь на практике, понять методику проведения аудита, познакомиться со структурой аудиторской организации и существующими в ней методами контроля.

В соответствии с проектом закона «Об аудиторской деятельности» полномочия по контролю за качеством аудиторских услуг планируется передать саморегулируемым аудиторским объединениям. Помимо непосредственного контроля качества аудиторской деятельности саморегулируемые аудиторские объединения получат полномочия по организации профессионального обучения лиц, желающих пройти аттестацию на право осуществления аудиторской деятельности. Передача функций по обучению и аттестации аудиторов из-под юрисдикции Министерства финансов Российской Федерации к саморегулируемым аудиторским объединениям может повлечь за собой снижение качества обучения. Подготовка аудиторов должна проходить на базе учебно-методических центров, аккредитованных при Министерстве финансов РФ, поскольку критерием аттестации УМЦ является наличие следующих условий:

♦ учебно-методический центр действует (создан) в структуре образовательного учреждения или с участием образовательно-

го учреждения и аккредитованного профессионального аудиторского объединения;

♦ образовательное учреждение имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и (или) «Финансы и кредит». Длительность обучения, предусмотренная лицензией, должна быть не менее 200 часов;

♦ учебно-методический центр имеет в штате или привлекает преподавателей высшей квалификации по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и (или) «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» либо по кафедрам, читающим курсы по аудиту, бухгалтерскому учету, анализу, налогообложению, финансам и кредиту;

♦ учебно-методический центр имеет необходимую материально-техническую базу;

♦ образовательное учреждение имеет трехлетний опыт работы по подготовке (переподготовке) или повышению квалификации кадров экономического профиля.

Данные требования, предъявляемые к учебно-методическим центрам, позволяют выразить мнение о качественной подготовке аудиторов. В случае передачи функций по подготовке аудиторов саморегулируемым аудиторским объединениям для них необходимо установить требования не ниже чем те, которые предъявляются к учебно-методическим центрам.

В проекте закона не нашла отражения проблема обязательности прохождения обучения на получение квалификационного аттестата аудитора. По нашему мнению, в целях повышения качества оказываемых аудиторских услуг при разработке закона «Об аудиторской деятельности» необходимо предусмотреть обязательное прохождение обучения с получением сертификата о прослушанных во время обучения дисциплинах и часах.

В соответствии с действующим законом «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ, обучение является необязательным критерием - многие претенденты не проходят обучение перед сдачей квалификационных экзаменов. В случае неуспешной сдачи экзамена данные претенденты

оплачивают 2000 рублей и вновь сдают экзамен. Для некоторых из них данная процедура превращается из процесса полно -ценной подготовки к экзамену в процесс поиска возможного решения проблемы сдачи экзамена без подготовки или самообучения. В практике сдачи квалификационных экзаменов на получение аттестата аудитора известны случаи шестикратной сдачи экзаменов, закончившиеся успешной сдачей и получением аттестата аудитора.

Практика сдачи экзаменов без подготовки является неправильной и требующей пересмотра и отражения в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности». Однако нельзя отрицать тот факт, что процедура сдачи квалификационного экзамена на получение аттестата аудитора с использованием телекоммуникационных средств связи является достаточно сложной не только по уровню необходимой подготовки, но и по проведению процедурных вопросов. Претендент во время сдачи экзамена может растеряться, не справиться с прибором тестирования или просто переволноваться, что естественно негативно отразится на результате. В законе «Об аудиторской деятельности» необходимо предусмотреть возможность бесплатной пересдачи экзамена в течение года. В случае повторной неудачной сдачи необходимо предусмотреть прохождение повторного курса обучения, получение сертификата о повторно прослушанных курсах и часах обучения и допуска к экзамену. Помимо этого, рекомендуется ограничить число возможностей сдачи квалификационного экзамена. Если претендент, дважды прослушав программу подготовки в полном объеме, 4 раза не сдал квалификационные экзамены, необходимо запретить ему повторные пересдачи как лицу, не отвечающему требованиям звания аудитора. Данные процедуры в дальнейшем позволят повысить качество аудиторских услуг, вытесняя с рынка аудиторских услуг лиц, не способных овладеть программой подготовки аудиторов.

В проекте закона «Об аудиторской деятельности» особое внимание уделено необходимости прохождения повторной аттестации аудиторам, имеющим уже квалификационные аттестаты. В случае непрохождения аттестации до 1 января

2009 г. аттестаты аудиторов, выданные в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ будут аннулированы. Планируемые изменения могут вызвать негативную реакцию со стороны аудиторов, уже имеющих квалификационные аттестаты, поскольку им придется заново проходить аттестацию. Решение данной проблемы предложены Л.З. Шнейдманом, руководителем Департамента регулирования государственного финансового контроля аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности: «Действующие аудиторы будут просто досдавать экзамены, необходимые для получения аттестатов, позволяющих заниматься аудиторской деятельностью в других сферах».

Планируется ввести единый квалификационный аттестат аудитора, объединяющий в себе все виды аудита. С точки зрения повышения качества аудиторских услуг данная мера может способствовать повышению квалификации и профессионального уровня всех аудиторов, уже имеющих квалификационные аттестаты, и углубленному и всестороннему подходу к аттестации аудиторов, получающих аттестаты.

С другой стороны, из данных рис. 1 видно, что доля выданных Министерством финансов РФ аттестатов аудиторов в области общего аудита значительно превышает доли выданных аттестатов в других видах деятельности. Такое соотношение выданных аттестатов аудиторов по различным направлениям аудита связано, в первую очередь, с невостребованностью наличия аттестатов по банковскому аудит}', аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов и по аудиту страховщиков. Объемы проверок не настолько велики, чтобы каждый аудитор аудиторской организации имел еще один, два или три квалификационных аттестата аудитора помимо аттестата по общему аудиту.

Введение единого квалификационного аттестата приведет к необходимости дополнительного обучения аудиторов, имеющих аттестат как минимум по общему аудиту. Этот процесс связан с изучением экономических областей, имеющих свою специфику и направленность. Для получения единого квалификационного аттестата планируется организовать процесс подтверждения навыков и знаний в областях, выходящих за рамки имеющихся аттестатов.

i

Количество аттестатов аудиторов, выданных Министерством финансов РФ, но состоянию на 1 июля 2 0 0 5 г.

XI

о «

G

г

■л а

ô

ЗэООО -

30000

25000 ■ ■

20000

15000

10000

5000

Г- ЙШ • • Wi - • "Si •

, -Î. : irx i v

-- .-- --•' ->?,1 ; ■ .»Ж :

% |

к s = = s

s & i ; s =

s

Рис. 1. Количество аттестатов аудиторовл выданных Министерством финансов РФ,

по состоянию на 1 июля 2005 г. "

По данным, полученным на сайте Министерства финансов РФ: http://minfin.ru/audit/spravka_010705.htm

онного дополюющих ЗУДИТу. >НОМИ-ифику

МНОГО

руется навы-а рам-

1Ш1

Возникает существенная проблема, связанная с необходимостью получения единого квалификационного аттестата, в случае если аудитор, уже имеющий аттестат по общему аудиту, не собирается заниматься аудитом в другой области. Выделенные на сегодняшний день виды аудита настолько разнообразны и специфичны, что прохождение переподготовки (подтверждения знаний) заставит аудиторов оторваться от своей основной работы, пройти курс переобучения, имеющий совершенно другую экономическую направленность.

Несмотря на то, что обучение аудиторов, уже имеющих квалификационные аттестаты, будет являться повышением их квалификации (как планируется, повышающим качество оказываемых ими услуг), оно в то же время потребует значительных затрат времени, материальных ресурсов и возможного отрыва от основной работы для подготовки к сдаче квалификационных экзаменов, что, в свою очередь, может негативно сказаться на качестве аудита.

Часть аудиторов, имеющих большой опыт работы, в силу различных обстоятельств (возрастной уровень, отсутствие материальной базы и т.п.) не смогут или не захотят пройти переподготовку. В случае введения требований об обязательном получении единого квалификационного аттестата, аудиторская профессия может лишиться многих профессионалов, имеющих многолетний аудиторский стаж, приобретя на их замену лиц, имеющих квалификационные аттестаты аудиторов, позволяющие работать во всех областях аудита, но не имеющих профессионального опыта.

В проекте закона «Об аудиторской деятельности» функции по внешнему контролю переданы саморегулируемым аудиторским объединениям в отношении своих членов. Данная процедура должна улучшить контроль над качеством аудита, так как проверкам качества, в соответствии с проектом закона, будут подвергаться все аудиторские организации, входящие в саморегулируемое аудиторское объединение, не реже 1 раза в три года. Однако процесс проверок необходимо организовать таким образом, чтобы избежать возможностей воровства технологий. Нельзя отдавать

функции проверки аудиторским организациям, входящим в саморегулируемое аудиторское объединение. Необходимо внутри саморегулируемого аудиторского объединения создать комитет или комиссию, отвечающую за проведение таких проверок, обладающую необходимыми возможностями и штатом.

Система внутрифирменного управления аудиторской организации может быть построена на 4 аспектах: процесс, потребители, финансы, развитие. Данные аспекты последовательно и параллельно связаны между собой.

Охарактеризуем более подробно аспекты внутрифирменного управления аудиторской организацией:

♦ Процесс - организация аудиторской деятельности по проведению аудиторских поверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

♦ Потребители - клиенты аудиторских организаций.

♦ Финансы - получение прибыли от ведения аудиторской деятельности.

♦ Развитие - обучение, приобретение новых навыков, внедрение новых внутрифирменных технологий.

Процесс осуществления и проведения аудита на сегодняшний день остается процессом творческим, и в полной мере не поддается алгоритмизации. Государство пытается регулировать данный процесс, используя нормативную базу. Однако такое регулирование должно носить исключительно внешний (контрольный) характер, не дающий возможности подорвать авторитет аудиторской профессии. Основную нагрузку на разработку процедур, посвященных процессу регулирования аудиторской деятельности, должны возложить на себя сами аудиторские организации, разрабатывая внутрифирменные методики осуществления аудита, общения с клиентами, внутрифирменных взаимосвязей внутри аудиторской организации, проведении контрольных процедур качества. Основной целью государственного регулирования и контроля над аудиторской деятельностью должно стать повышение доверия к аудиту как к одному из основополагающих элементов конкурентного механизма функционирования экономики госу-

дарства. В настоящее время в общественном сознании сложилось мнение о недобросовестности аудита. Многие клиенты не понимают необ одимости проведения аудита. Эта проблема обусловлена тремя факторами:

♦ Во-первых, несостоятельность законодательной базы, в которой не раскрыта необходимость проведения аудита, и эта необходимость не отражается в сознании клиентов, желающих лишь получить положительное заключение и забыть о потраченном времени и средствах на аудиторскую проверку.

♦ Во-вторых, степень подготовки аудиторов не позволяет выразить мнение о качественном аудите. Результатом подготовки является решение 50 тестов (зачастую не отражающих практической деятельности организации), ответ на 5 теоретических вопросов билета и решение всего одной практической задачи. Для получения практических знаний аудитору необходимы, помимо прохождения различных этапов контроля знаний, еще и дополнительные стажировки в аудиторских организациях, позволяющие потенциальным аудиторам на практике столкнуться с производственными проблемами и вариантами их решения.

♦ В-третьих, непонимание клиентами необходимости проведения аудита. Поскольку среди бухгалтеров и зачастую главных бухгалтеров появляются индивиды, оценивающие процесс бухгалтерского учета лишь с точки зрения проводок, не акцентируя внимание на бизнесе в целом. При осуществлении аудита такие клиенты требуют от аудитора лишь проверку правильности составления бухгалтерских проводок, то есть перепроверки своей деятельности и страховки от возможных санкций в случае обнаружения неточностей.

Таким образом, необходимо стереть грань между имитацией аудита (зачастую некачественной) и реальным осуществлением аудиторской проверки.

Потребители аудиторских услуг должны получать качественный аудит, а аудиторские организации (частные аудиторы), несмотря ни на какие факторы (тяжелое финансовое положение, личные связи, внешнее давление и т.п.), не должны при-

нимать клиентов, запятнавших свою репутацию. Центральным звеном в аудиторской деятельности является клиент, дающий заказ аудиторской организации, и правильно организованная, основанная на внутрифирменных методиках, система отбора клиентов, которая позволит аудиторским фирмам не стать жертвами недобропорядочных клиентов. В мировой практике известны случаи скандалов и судебных разбирательств по некачественно проведенному аудиту, отразившиеся на деятельности аудиторской фирмы. В случае правильной организации внешнего контроля качества аудиторской деятельности подобные скандалы в ближайшем времени могут возникнуть и в России. С другой стороны, после проведения аудита или оказания сопутствующих аудиту услуг аудиторским организациям необходимо разработать систему определения удовлетворенности клиента оказанными услугами. К таким системам могут относиться тесты удовлетворенности клиента, тесты эффективности аудита и консалтинга как средства контроля качества оказанных аудиторских услуг и средства повышения эффективности деятельности. С другой стороны, необходимо оценить и осмыслить как клиентом, так и самой аудиторской организацией действенность оказанных аудиторских услуг. Аудиторские услуги должны превратиться в инструмент повышения эффективности деятельности клиента. Аудит должен принять на себя функции повышения эффективности бизнеса, диагностики и управлении рисками клиента.

Целью деятельности любой коммерческой организации (каковыми и являются аудиторские фирмы) является получение прибыли от своей деятельности. Финансовый аспект является одним из наиболее значимых в цепи аспектов, регулирующих внутрифирменное управление аудиторской организацией. Основным направлением распределения финансов в аудиторской организации должно стать воспроизводство интеллектуального капитала (как самого основного) для аудиторской организации. Большую часть полученных средств необходимо направить на оплату труда, так как это способствует производительности специалистов, на внутрифирменное развитие, приобрете-

ние объектов, повышающих квалификационный уровень персонала, разработку методик и рекомендаций по проведению аудита, осуществление рекламных акций, направленных на привлечение клиентов. Главная задача при распределении прибыли - создание источников для материального стимулирования сотрудников аудиторской организации, что является одним из основных факторов, оказывающих влияние на работоспособность и качество деятельности персонала.

Развитие аудиторских организаций во многом зависит от финансового аспекта как основополагающего и дающего возможности разрабатывать новые технологии в сфере бизнеса, обучения и повышения квалификации. Повышение квалификации аудиторов закреплено на законодательном уровне (ФЗ «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ) и является одним из этапов к достижению качественного аудита. Однако аудиторским организациям нельзя останавливаться лишь на ежегодном повышении квалификации. Необходимо стимулировать процесс обучения, приобретения новых навыков и повышения квалификации своих сотрудников. Разрабатывать внутрифирменные методики повышения квалификации, стимулировать участие сотрудников в различных семинарах, поощрять участие в конкурсах (например, в конкурсе «Лучший аудитор России»), оплачивать требуемую для повышения квалификации и пополнения знаний сотрудников литературу, приглашать специалистов в различных областях для проведения внутрифирменных семинаров по актуальным вопросам.

От квалификации и компетентности сотрудников напрямую зависит качество оказываемых аудиторских услуг. Необходимо разрабатывать и развивать процедуры, направленные на создание методик по отбору квалифицированных кадров, а также стимулирование профессиональных и научных достижений у остальных сотрудников аудиторской организации. Правильная организация управления кадровым потенциалом аудиторской организации направлена на повышение эффективности деятельности аудиторской фирмы.

Развитие научного и квалификационного потенциала организации («Развитие») напрямую влияет на удовлетворенность потребителей в качестве предоставляемых аудиторских услуг («Потребители») и на эффективность процесса проведения аудита («Процесс»), которые, в свою очередь, влияют на финансовое состояние аудиторской организации («Финансы»), посредством которых происходит ее развитие («Развитие»). Ненадлежащая организация одного из элементов данной цепи приведет к предоставлению некачественных аудиторских услуг, остановке развития кадрового потенциала, потере клиентов и, как следствие, к финансовым проблемам аудиторской фирмы.

Построение управления аудиторской организацией по схеме, учитывающей такие аспекты, как финансы, развитие, потребители и процесс, позволит правильно организовать внутрифирменную систему качества, упростить осуществление внешнего контроля со стороны государства, повысить доверие к аудиту со стороны общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.