Научная статья на тему 'Вопросы организации и автоматизации деятельности учебно-методических центров по аттестации аудиторов'

Вопросы организации и автоматизации деятельности учебно-методических центров по аттестации аудиторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Н. М.

Автор отмечает, что аудиторский контроль является видом негосударственного финансового контроля. Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Рассматривая возможности использования информационных систем, автор делает вывод, что внедрение и использование информационных систем в процесс регулирования аудиторской деятельности позволит получить реальный экономический эффект путем повышения качества и оперативности обработки информации, что является основным критерием совершенствования практики управления экономическими процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы организации и автоматизации деятельности учебно-методических центров по аттестации аудиторов»

Информационные системы и аудит

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ПО АТТЕСТАЦИИ АУДИТОРОВ

Н. М. ЗАХАРОВА,

заместитель директора службы проектирования и тиражирования информационных финансовых систем ОАО «Финтех»

Аудиторский контроль является видом негосударственного финансового контроля. Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики1.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют: обязательный аудит (проводится в отношении определенных субъектов хозяйствова-

1 Основы аудита рассмотрены во многих источниках, в том числе в электронном учебнике кафедры «Финансы» Финансовой академии при Правительстве РФ

ния) и инициативный аудит. Целью обязательного аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом образования, распределения и использования государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения информации о финансовом положении организации, состоянии ее взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима исполнительному органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений2.

В настоящее время обязательному ежегодному аудиту подлежит большинство организаций, что вызывает необходимость соответствующего развития института специализированных аудиторских организаций, а также, в свою очередь, подготовки высококвалифицированных специалистов в области аудиторской деятельности.

Становление российского аудита произошло в начале 1990-х годов в соответствии с глобальными преобразованиями в экономической и политической жизни страны, следовательно, на сегодняшний момент в России существует огромный отряд аудиторов и специализированных аудиторских организаций.

2 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119 ФЗ от 07.08.2001г.

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется на основе законодательных актов и нормативных документов. В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» и Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 12.09.2002 № 93н (с изменениями от 23.03.2005 г., 11.05.2006г. и 27.11.2007г.) все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью, проходят аттестацию на право осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации. Аудиторы, работающие самостоятельно, а также аудиторские фирмы вправе заниматься аудиторской деятельностью в Российской Федерации только при наличии лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Министерство финансов РФ организует в установленном законодательством Российской Федерации порядке систему аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации.

Аттестация, обучение и повышение квалификации аудиторов проводятся в учебно-методических центрах, включенных в государственный реестр учебно-методических центров. Ведение государственного реестра учебно-методических центров осуществляет Министерство финансов РФ.

В настоящее время аттестацию на право осуществления аудиторской деятельности прошло около 38 000 специалистов. В связи с нарастающим потоком специалистов, желающих получить квалификационный аттестат и лицензию на осуществление аудиторской деятельности, должна осуществляться разработка качественно новых инструментов регулирования аудиторской деятельности. Одним из таких инструментов являются разработка и внедрение в практику аттестации и лицензирования компьютерных технологий, позволяющих посредством автоматизации технологии регулирования аудиторской деятельности повысить скорость и качество достижения поставленных перед государственными органами конкретных целей и задач.

Акционерным обществом «Финансы, информация, технология», являющимся организацией-разработчиком компьютерных систем Министерства финансов РФ, была разработана информационная система по автоматизации деятельности учебно-методических центров по аттестации

аудиторов и учету повышения квалификации аудиторов, которая призвана обеспечить качественно новый уровень управления процессом аттестации аудиторов. Целью решения задачи является автоматизации трудоемкого процесса аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и учета повышения квалификации аудиторов, так как работы по аттестационной деятельности в учебно-методических центрах характеризуются большим объемом, трудоемкостью обработки данных и требуют обеспечения полноты, надежности и своевременности потока информации.

В настоящее время осуществляется эксплуатация информационной системы по аттестации аудиторов в 25 учебно-методических центрах.

Для прохождения аттестации претенденты представляют в учебно-методические центры, образованные на базе ведущих вузов Российской Федерации, необходимые документы для сдачи квалификационных экзаменов. Учебно-методические центры определяют состав групп, которые представляются на утверждение в Министерство финансов РФ. Списки претендентов, допущенных Министерством финансов РФ к сдаче квалификационных экзаменов, направляются в учебно-методические центры, в которых будут проходить экзамены, не позднее чем за 5 дней до даты проведения квалификационного экзамена, которая устанавливается Министерством финансов РФ3.

Квалификационные экзамены по направлениям аудита, соответствующим отдельным типам квалификационных аттестатов аудитора, проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменной работы по экзаменационным билетам.

После проведения квалификационного экзамена экзаменационная комиссия выносит положительное или отрицательное решение по результатам сдачи претендентами квалификационных экзаменов. Результаты квалификационных экзаменов оформляются итоговым протоколом экзаменационной комиссии. Итоговые протоколы экзаменов в течение пяти рабочих дней после объявления результатов квалификационного экзамена претендентам передаются в Министерство финансов РФ, которое рассматривает результаты экзаменов и принимает решение о выдаче квалификационного аттестата претендентам, успешно выдержавшим квалификационные экзамены4.

3 Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.09. 2002г. № 93н (с изменениями).

4 Там же

Квалификационный аттестат аудитора соответствующего типа без ограничения срока действия выдается Министерством финансов РФ лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен.

Информационная система по автоматизации деятельности учебно-методических центров по аттестации аудиторов и учету повышения квалификации аудиторов предназначена для создания и поддержки в актуальном состоянии базы данных, включающей полную информацию по аттестации претендентов на право осуществления аудиторской деятельности и учету повышения квалификации аудиторов. При эксплуатации системы предусмотрены ввод и хранение информации по каждому претенденту в соответствии с условиями прохождения каждого этапа для получения квалификационного аттестата, а также данных по учету повышения квалификации аудиторов. Таким образом, на каждого претендента, желающего получить квалификационный аттестат, ведется электронное досье, куда помещается исчерпывающая информация об образовании, профессии, занимаемых должностях и так далее. По мере поступления информации о допуске к квалификационному экзамену, результатах сдачи квалификационного экзамена, о номере аттестата, дате его выдачи, а в дальнейшем и любая другая информация, например, связанная с получением лицензии или квалификационного аттестата другого типа (например, в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов), — вся эта информация дополняет уже имеющиеся данные об аудиторе.

Информационная система организует поиск и просмотр существующих данных по различным критериям, заданных пользователем в процессе диалога с программным комплексом.

Вся информация по претендентам на получение квалификационного аттестата на право работы в качестве аудитора из созданных баз данных в учебно-методических центрах поступает непосредственно в централизованную базу данных Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ на магнитных носителях или с использованием телекоммуникационных каналов связи, что позволяет повысить оперативность представления информации в Министерство финансов РФ.

Таким образом, информационная система по автоматизации деятельности учебно-методических центров по аттестации аудиторов и учету повышения квалификации аудиторов функционирует в рамках единой технологической системы, объединяющей и взаимодополняющей функции

учебно-методических центров и Министерства финансов РФ.

Следовательно, при использовании возможностей информационной системы происходит ужесточение контроля за полнотой представляемых на аттестацию документов, за полнотой и правильностью оплаты за проведение аттестации, за строгим соблюдением условий, при которых возможен допуск к прохождению аттестации, а также при принятии решения о повышения квалификации аудитора.

Даже если претендент не прошел по каким-либо причинам утверждение своей кандидатуры для сдачи квалификационного экзамена, то информация о нем будет записана в базу данных и хранится с указанием причин отказа для идентификации его при последующих обращениях в учебно-методические центры для аттестации.

Особое внимание обращено на усиление контроля за использованием некоторыми претендентами копий одного и того же платежного документа за аттестацию в различных учебно-методических центрах с целью прохождения квалификационного экзамена сразу в двух или нескольких учебно-методических центрах.

Кроме того, информационная система позволяет сформировать комплект документов, необходимый как для деятельности самого учебно-методического центра, так и для представления отчетныхданных в Министерство финансов РФ.

Подготовка документации включает в себя три основных блока:

1) формирование документов, представляемых в Министерство финансов РФ для допуска претендентов к сдаче квалификационного экзамена;

2) формирование документов для проведения квалификационного экзамена;

3) формирование документов после проведения квалификационных экзаменов для передачи в Министерство финансов РФ.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации аудиторов, утверждаемым Министерством финансов РФ.

Курсы повышения квалификации проводятся учебно-методическими центрами. По итогам проведения курсов повышения квалификации учебно-методические центры выдают аудиторам документы о прохождении курсов повышения квалификации.

Учебно-методические центры не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором

проводилось повышение квалификации аудиторов представляют в Министерство финансов РФ информацию о выданных аудиторам документах о прохождении курсов повышения квалификации аудиторов с указанием номеров этих документов и количества прослушанных аудитором академических часов по повышению квалификации в разрезе разделов программы5.

В связи с этим информационная система по автоматизации деятельности учебно-методических центров по аттестации аудиторов и учету повышения квалификации аудиторов осуществляет регистрацию прохождения курсов повышения квалификации аудиторов по разделам учебной программы, подготовку соответствующего комплекта документов для передачи в Министерство финансов РФ.

Таким образом, информационная система реализует основные функции учебно-методических центров на сегодняшний момент, а также осуществляет информационную поддержку повседневной работы сотрудников по аттестации аудиторов и учету повышения квалификации аудиторов и обеспечивает процесс принятия решений по вопросам, входящим в их компетенцию. Информационный фонд базы данных основывается на использовании элементов единой системы классификации и кодирования.

Кроме того, информационной системой предусматривается:

• автоматическая поддержка целостности базы данных в процессе внесения в нее изменений, что повышает достоверность обрабатываемых данных;

• использование системных средств поиска необходимой информации в базе данных;

5 Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.09. 2002 г. № 93н (с изменениями).

• восстановление данных в случае их разрушения;

• автоматизированное архивирование и сохранение данных;

• обеспечение надлежащей защиты информации от несанкционированного доступа;

• меню-ориентированный диалоговый режим работы, рассчитанный на пользователей с разной степенью подготовки, не являющихся профессионалами в области информатики. Следовательно, эксплуатация информационной системы позволит обеспечить:

• упорядочение и сокращение документооборота за счет однократного ввода первичных данных и многократного их использования;

• минимизацию избыточности и дублирования информации;

• повышение уровня достоверности информации за счет организации автоматизированного контроля при вводе, обработке и передаче данных;

• ужесточение контроля за соблюдением условий аттестации;

• сокращение сроков подготовки документов;

• оперативность подготовки информации по различным запросам;

• эффективность работы пользователя за счет рациональной организации диалога и языковых средств системы;

• высвобождение времени у работников учебно-методических центров для аналитической работы.

Таким образом, внедрение и использование информационных систем в процесс регулирования аудиторской деятельности позволит получить реальный экономический эффект путем повышения качества и оперативности обработки информации, что является основным критерием совершенствования практики управления экономическими процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.