экономические науки
УДК 657.6
Организация и проблемы современной системы аттестации аудиторов в России
ГОЛУБЕВА Светлана Германовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
e-mail: [email protected]; [email protected]
ФГБОУ ВПО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н. В. Верещагина»
Аннотация: статья посвящена вопросам организации современной системы аттестации аудиторов. Основу работы составляет анализ проблем, существующих в системе аттестации при сдаче квалификационного экзамена в упрощенном порядке, а также возникших в аудиторской деятельности в связи с проводимой реформой аудита.
ключевые слова: аудит; аудиторская деятельность; система аттестации; квалификационный экзамен; Единая аттестационная комиссия; упрощенный экзамен; единый аттестат.
С первого января 2011 г. вступила в действие статья 11 Федерального Закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 года № 307-Ф3, в соответствии с которой изменился порядок аттестации аудиторов.
Система аттестации аудиторов во многих странах является одной из самых сложных. В России до 2011 г. она была организована с учетом опыта других стран, но имела ряд недостатков.
До 2009 г., в соответствии с временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 12 сентября 2002 г. № 93н, у аудиторов было четыре типа аттестатов:
1) в области общего аудита;
2) в области банковского аудита;
3) в области страхового аудита;
4) в области аудита бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов.
Структура по типам аттестатов представлена в таблице 1.
Таблица 1. Структура типов аттестатов аудитора по состоянию на начало
2009 года
а Виды аттестатов Количество, тыс.шт. Структура,%
і в области общего аудита 36,1 93
2 в области банковского аудита 1,2 3
3 в области страхового аудита 0,9 2
4 в области аудита бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов 0,9 2
5 Итого 38.8 100
С 1 ноября 2009 года по результатам аттестации аудиторов выдавали аттестаты двух типов: в области общего аудита и банковского аудита.
С первого января 2011 г. были отменены различные типы аттестатов и введен единый квалификационный аттестат, дающий право осуществлять аудит во всех областях и проводить обязательный аудит общественнозначимых компаний.
Согласно положениям ст. 23 Закона № 307-ФЗ аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до перехода на систему единого аттестата, могут до 1 января 2012 года участвовать в аудиторской деятельности в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата.
С 01.01.2012 г. аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 года N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», вправе участвовать в аудиторской деятельности в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в обязательном аудите общественнозначимых организаций, предусмотренных частью 3 статьи 5 Федерального закона № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности».
Согласно этой статьи к общественнозначимым организациям относят организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, открытым акционерным обществом, в уставном капитале которого доля государственной собственности
составляет не менее 25 %, кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности. Министерство финансов РФ 07.03.2012 г. разместило на своем сайте перечень организаций, которые подлежат обязательному аудиту, в котором уточнил, кто обязан получить аудиторское заключение, подписанное аудитором с аттестатом, полученным после 01.01.2011 г.
Начавшаяся с 01.01.2009 г. реформа аудиторской деятельности имеет основной целью повышение качества аудиторских услуг. Однако средства достижения поставленной цели часто вызывают не просто сомнения в получении намеченного результата, но и опасения за будущее профессии.
До 01 января 2013 г. установлен переходный период, в течение которого аудиторы, имеющие квалификационные аттестаты, выданные до перехода на единый аттестат, могут сдать квалификационный экзамен в упрощенном порядке. Порядок организации и проведения упрощенного экзамена регламентирован Приказом Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 118н «Об утверждении Положения об упрощенном порядке сдачи квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора».
Результаты сдачи упрощенного экзамена за 2011 г. и три квартала 2012 г. представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты сдачи упрощенного экзамена за 2011 г. и три квартала 2012 г.
Год Общее количество аудиторов, сдававших экзамен Количество претендентов, сдавших экзамен Процент претендентов, сдавших экзамен
Всего 2011 год 3264 1157 35,4
1 квартал 2012 года 942 269 28,5
2 квартал 2012 года 1050 275 26,2
3 квартал 2012 года 2824 573 20,3
Всего 2012 года 4816 1117 23,2
Всего за два года 8080 2274 23,1
Всего по данным контрольного реестра аудиторов, размещенного на сайте Министерства финансов РФ, на середину ноября 2012 г. в России насчитывается 23571 аудиторов, из них на эту дату имеют новый аттестат 2295 чел., с учетом 21 аудитора, получивших за 2011-2012 г. аттестаты аудиторов впервые.
По мнению участников рынка России, число аудиторов, получивших аттестаты нового образца, недостаточно для удовлетворения потребностей рынка. На 2012 г. на российском рынке действует приблизительно 9 тысяч организаций, аудит отчетности которых могут осуществлять лишь специалисты с новым аттестатом. Поэтому количество аудиторов, имеющих такой аттестат должно быть больше.
Процесс проведения упрощенного экзамена вызывает много нареканий со стороны аудиторов.
Процент сдавших экзамен из уже однажды аттестованных и сдававших экзамены опытных аудиторов составляет лишь 23,1 %. Первая попытка сдачи экзамена стоит для аудитора приличные деньги - 10 тыс. руб. С 1 августа 2011 г. Единая Аттестационная комиссия (ЕАК) созрела для уступок, и предложила скидку в оплате экзамена в размере 50 %, но только для таких редких категорий представителей аудиторской профессии, как ветеранов боевых действий, ликвидаторов аварии на
ЧАЭС 1986-1987гг., доноров - граждан, награжденных знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР».
С марта 2012 г. стоимость повторной попытки снизилась до 8 тыс. руб., но остается не низкой. У аудиторов возникает подозрение, что на них дополнительно зарабатывают. А если учесть еще все ежегодные обязательные платежи в СРО, то нагрузка на аудиторов при реальном снижении возможности заработать, становится просто не подъемной.
По мнению аудиторов, низкий процент сдачи квалификационный экзамен в упрощенном порядке по отношению к общему количеству аудиторов в России свидетельствуют о неадекватном подходе к организации экзамена.
Практически все аудиторы не понимают, зачем от них требуют излишний объем знаний, реально не требующийся в повседневной работе.
Кроме того, аудиторы оказались в неравной ситуации: этот экзамен сдать несравнимо проще молодым, но менее опытным и в силу своего возраста более склонным к обучению аудиторам, чем более опытным и уже не молодым аудиторам. Поэтому возникает вопрос, а достигается ли при сдаче этого экзамена повышение качества аудита, если опытные аудиторы не получают аттестаты.
Понятно что, переходный период, связанный со сдачей экзамена в упрощенном порядке, сопряжен с проблемами, многие из которых решаются методом «проб и ошибок», что подтверждается многочисленными жалобами аудиторов, дополнительными пояснениями на сайте Единой аттестационной комиссии. Но много новых норм законодательства, которые существенно ущемляют права и обнажают возникающие в связи с этим проблемы. А именно:
1) Введение дополнительных правил и экзаменов для квалификационной аттестации однажды уже аттестованных (в соответствии с действующим на тот момент федеральным законом) аудиторов нарушает права, гарантированные аудиторам Конституцией Российской Федерации, что провоцирует аудиторов на массовые обращения в суды, включая Конституционный Суд Российской Федерации, с заявлениями о выдаче им квалификационного аттестата нового образца без повторной сдачи экзаменов.
2) Возникает сомнение в целесообразности объединения банковского, страхового, инвестиционного и общего аудитов и введения единого аттестата аудиторов. Так по данным сайта Министерства финансов РФ следует, что удельный вес в общем количестве проведенных обязательных аудитов, приходящихся на банковский, страховой и инвестиционный аудиты составляет менее 10 %. Из этого следует, что значительная часть аудиторов России будут вынуждены сдавать дополнительный экзамен или сдавать квалификационные экзамены заново менее, чем из-за 10 % заказчиков аудиторских услуг, которых они никогда не проверяли и, возможно, никогда не будут проверять в будущем.
Много нареканий имеет и действующая процедура сдачи экзамена в соответствии с упрощенным порядком:
1) Аудиторы лишены возможности знать формулировки вопросов, вынесенных на экзамен, что нарушает часть 4 статьи 11 Закона 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»: «Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования».
2) Отсутствует прозрачность в порядке определения результатов экзамена, так как по итогам сдачи экзамена аудитору на руки не выдается протокол его
тестирования с указанием вопросов теста, неправильных ответов аудитора и правильных вариантов ответа, аудитор лишен права заверить своей рукописной или электронной подписью выбранные им ответы.
3) Волокита с принятием решения о сдаче (несдаче) квалификационного экзамена: согласно приказу № 118н «Об утверждении положения об упрощенном порядке сдачи квалификационного аттестата аудитора» решение о сдаче (несдаче) претендентами упрощенного экзамена принимается единой аттестационной комиссией не позднее 10 календарных дней со дня проведения экзамена», в то время как претендент должен быть ознакомлен с результатами компьютерного тестирования сразу же после ответа на последний во- прос.
4) Аудиторы фактически лишены права подачи апелляции по порядку определения результатов экзамена из-за соблюдения ЕАК конфиденциальности экзаменационных вопросов. Формально такое право закреплено в нормативных актах. На практике реализовать это право практически невозможно: по результатам экзамена аудитор не имеет на руках списка экзаменационных вопросов, вариантов выбранных им ответов и вариантов правильных, по мнению ЕАК, ответов или протокола тестирования с указанием данной информации, которые необходимы, чтобы доказать свою правоту в процессе апелляции. Без этих данных аудитор не может даже понять, имеет ли смысл подача апелляции.
3) Аудиторы, сдававшие такой экзамен, нередко отмечают некорректность формулировок экзаменационных вопросов и ответов к ним. Часто попадается вопрос и варианты ответов, которые требуют дословного знания части текста нормативного документа, а не понимания его сути и умения правильно его применить. При этом, как уже отмечалось выше, объем этих нормативных документов очень большой. Подобное положение дел в сочетании с практически безграничным многообразием русского языка делают подобные вопросы практически непроходными.
4) Высокий проходной балл сдачи экзамена в сочетании с тем, что практически все действующие аудиторы не имеют опыта работы одновременно во всех экзаменуемых областях знаний. Из 60 экзаменационных вопросов аудитор должен правильно ответить не менее чем на 52, что составляет почти 87 %.
5) Аудиторы отмечают низкое качество программного обеспечения, используемого при их тестировании:
■ при прохождении тестирования возможно движение по списку вопросов только последовательно, без возможности пролистать вопрос, не ответив на него, чтобы вернуться к нему позже;
■ выбор варианта ответа экзаменующимся не фиксируется ни электронной, ни цифровой подписью, ни каким-либо другим способом. Это дает возможность администраторам компьютерной системы манипулировать в течение 10 дней после окончания тестирования с вариантами ответов претендентов.
Если говорить о квалификационном экзамене, проводимом для новых аудиторов, то достаточно сказать, что за весь 2011 г. и первую половину 2012 г.
было проведено только электронное тестирование, ни одного письменноустного экзамена так и не состоялось. Результаты сдачи тестирования не превышают процент сдачи от упрощенного экзамена.
Несогласные с политикой государства в области аттестации российские аудиторы подготовили Обращение в органы государственной власти, а именно, в Федеральную антимонопольную службу, Министерство Финансов РФ и Министерство Юстиции РФ, в котором обосновали нецелесообразность отмены существую-
щих типов аттестатов и проводят анализ влияния последствий реформы, как на дальнейшее развитие аудиторской деятельности, так и на развитие экономики в целом. Но пока ко многим проблемам аудиторов государство остается глухо.
Так по рассмотрению обращений аудиторов России по вопросу соответствия действий Автономной некоммерческой организации «Единая аттестационная комиссия» антимонопольному законодательству Федеральная антимонопольная служба пришла к выводу об отсутствии в действиях АНО «ЕАК» признаков нарушения антимонопольного законодательства, и приняла решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Как бы далее не развивались события, уже сейчас очевидно, что рынок аудита в России переживает серьезные потрясения. Реформа аудита в России находится в той стадии, когда условный «поворот обратно» невозможен. Не-которые аудиторы видят в скрытом смысле реформы связь с антикоррупционной деятельностью государства. В сегодняшней ситуации, когда в России огромный коррупционный «бюджет теневой экономики» аудитор, имеющий прямой доступ к документам учета и отчетности на предприятиях, подлежащих аудиту, выглядит как лицо, которое можно использовать в борьбе с коррупцией, легализацией доходов, полученных преступным путем. А для этого необходимо сформировать принципиально новое профессиональное сообщество аудиторов, в котором изменится качество требований к представителю «проверяющей» профессии. Инструментально такое сообщество уже создается с помощью «упрощенного экзамена» как серьезного барьера для «старого аудита». Поэтому что-то радикально менять вряд ли кто-то заинтересован. Но отсутствие четкой программы развития российского аудита со стороны государства, не прозрачность действий и политики Минфина по отношению к аудиторам порождает непонимание происходящих событий и их непринятие и негативное отношение со стороны аудиторского сообщества, даже того положительного, что, в принципе, несомненно имеется в происходящих изменениях в области аудита. Не надо забывать, что по сути, аудиторская деятельность - это предпринимательская деятельность, а это значит, что любые изменения на прямую затрагивают интересы отдельных людей, причем профессионалов, которые многие годы занимались этой деятельностью и на законных основаниях организовывали свой бизнес, законный бизнес. Поэтому они имеют право на получение информации от государственных органов, чтобы хотя бы понимать, что их ждет дальше и что преследуется государством в проводимой им политике в отношении аудита.
Список литературы:
1. Закон № 307-Ф3 от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» [Электронный ресурс] : официальный сайт Министерства финансов РФ - Режим доступа : http://minfin.ru
2. Приказ Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 118н «Об утверждении Положения об упрощенном порядке сдачи квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора» [Электронный ресурс] : официальный сайт Министерства финансов РФ - Режим доступа : http:// minfin.ru
3. Приказ Минфина РФ от 12 сентября 2002 г. № 93н «Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : официальный сайт Министерства финансов РФ - Режим доступа : http://minfin.ru
The organization and problems of modern system of certification of auditors in Russia
Golubeva Svetlana Germanovna, Candidate of Economic Sciences, associate professor of accounting and audit
The Federal State Budget Higher Professional Education the Vereshchagin Vologda State Dairy Farming Academy
Abstract: The article is devoted to matters of the modern system organization of auditors certification. The basis of work is made by the analysis of the problems existing in the system of certification at a qualification examination in the simplified order, as well as arisen in the auditor activity in connection with carried-out audit reform.
Keywords: audit; auditor activity; certification system; qualification examination; Uniform certifying commission; the simplified examination; uniform certificate.