УДК 338.467
Гребенникова Ю.Д. студент магистратуры Уральский институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации
Россия, г. Екатеринбург ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ
СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ») Аннотация: В статье рассмотрена культурно-досуговая деятельность как инфраструктурная сфера экономической деятельности. Изучена специфика создания, воспроизведения и распространения культурных ценностей в культурном пространстве города Екатеринбурга. Рассмотрены возможности сотрудничества в области культуры и досуга, при государственной и муниципальной поддержке социокультурных инициатив коммерческого и некоммерческого сектора культуры.
Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, культура и досуг, сфера культуры, организация культурно-досуговой деятельности, менеджмент в культуре, государственное и муниципальное управление, государственная поддержка культуры, частные инициативы, креативные формы, культурные индустрии.
Grebennikova Y.
student
Ural institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public administration
Russia, Yekaterinburg STATE REGULATION OF THE INFRASTRUCTURAL COMPONENT OF CULTURAL ENVIRONMENT (ON THE EXAMPLE OF MUNICIPAL EDUCATION «CITY EKATERINBURG») Abstract: The article discusses cultural and leisure activities as an infrastructure sector of economic activity. Creation, reproduction and distribution of cultural values in the cultural space of the city of Yekaterinburg. Consideration of opportunities for cooperation in the field of culture and leisure, with state and municipal support for social and cultural initiatives in the field of culture and the non-profit sector of culture.
Keywords: cultural and leisure activities, culture and leisure, cultural sphere, organization of cultural and leisure activities, management in culture, state and municipal government, state support of culture, private initiatives, creative forms, cultural industries.
Введение. Описание проблемы
Сфера культуры и досуга ориентирована на обогащение духовной жизни людей, повышение разнообразия их свободного времени, а также на
социализацию жителей и реализацию их способностей средствами культурно -массовой деятельности. Как и любая другая сфера деятельности, культура в масштабах страны является частью государственной экономики и в идеале работает на развитие общества и благосостояние граждан.
Исследователи говорят о феномене культуры в этом отношении. В современной экономике формируется обширная область производства, связанная с функционированием и обслуживанием сегментов культуры -повседневных отношений людей, их досуговых занятий, системы образования, искусства, информации [1]. Кроме того, культуре и досугу отводится одна из ведущих ролей в области сохранения и формирования человеческого капитала, который непосредственно участвует в «создании экономики знаний». В Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации до 2020 года говорится о значении культурных процессов в период перехода от сырьевой к инновационной экономике, с точки зрения современных требований к кадрам, «включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества» [2]. Поэтому исключительно важно представлять себе ориентиры государственной культурной политики, с точки зрения их практического применения.
Однако в настоящее время невозможно составить характеристику государственного управления в области культуры в отрыве от состояния культуры в широком значении этого слова. Поэтому своей целью мы ставим изучение современных подходов к регуляции данных процессов с учетом инфраструктуры культурной деятельности в масштабах города Екатеринбурга и культурно-досуговых потребностей жителей города.
Основная часть
Инфраструктурную развитость культурно-досуговой деятельности легко можно проиллюстрировать на примере города Екатеринбурга -крупного делового и научно-промышленного центра Российской Федерации, где культурно-досуговая деятельность развивается на протяжении длительного времени. Кроме многочисленных государственных бюджетных организаций: библиотечных центров, театров и музеев Екатеринбурга, зоопарка, парка культуры и отдыха, центров досуга - культурно-досуговую деятельность развивают коммерческие организации, предоставляющие к услугам горожан выставки, экскурсии, концерты и театральные постановки. В городе существует более 40 детских образовательных организаций в области культуры и уникальный муниципальный вуз - Екатеринбургская академия современного искусства, осуществляющая подготовку кадров в культурной сфере. Одновременно работает более десяти интернет-ресурсов, информирующих горожан о событиях в области культуры; выходит журнал «Культура Урала». Таким образом, в городе существует развитая инфраструктура культуры и досуга. Технологическое развитие основных отраслей жизни городской среды предопределило преобразование
культурного производство на муниципальном уровне города Екатеринбурга в многопродуктовое и многоотраслевое.
На примере видно, как отдельные элементы на уровне муниципального управления объединяются в единый «отраслевой комплекс», состоящий из деятельности государственных (муниципальных) учреждений культуры и частных культурно-досуговых заведений. Согласно определению, инфраструктура (от лат. - строение) представляет внутреннее строение отрасли. Как представляется, интеграция форм культурной деятельности, социальных институтов и субкультур, как форма муниципальной и региональной культурной политики будет в полной мере эффективной, если она дополнится, с одной стороны, коррекцией типологических форм культуры и регулированием появляющихся инновационных форм при опосредовании важнейшей культурно-политической составляющей - социально-культурных фильтров [3].
Так, на первом уровне культурного производства (инфраструктуры) происходит непосредственное создание культурных ценностей (музыки, прозы, спектаклей и т. д.). Этому способствует развитие креативных возможностей - наличие музыкальных, артистических и театральных коллективов, писательских и поэтических сообществ и т. д. Особенностью Екатеринбурга в этом отношении является наличие в городе нескольких высших и средних специальных учебных заведений различной творческой направленности: Уральская государственная консерватория, Уральского государственного театрального института (в том числе отделение драматической прозы под руководством известного драматурга и режиссера Николая Коляды), Уральская академия архитектуры и дизайна и многих других, - которые ежегодно выпускают будущих художников, актеров, режиссеров, музыкантов, драматургов и критиков.
На втором уровне культурного производства производится отбор культурных ценностей. Кроме непосредственной, зрительской и читательской оценки произведений творчества, отбор ценностей происходит, благодаря экспертному сообществу, а также государственным мерам поддержки: конкурсам и фестивалям, премиям в области искусства. На муниципальном уровне (в масштабах Екатеринбурга) ценностный отбор возможен, с точки зрения формирования вкусов аудитории, с помощью культурно-просветительских мероприятий, а также бюджетирования, в соответствии с системой муниципальных грантов.
Третий этап модели культурного производства связан с тиражированием и распространением культурных ценностей. Данный процесс регулируется посредством государственных учреждений, предоставляющих площадки для презентаций творческих работы, проведения выставок и показа театральных спектаклей, концертных программ и т. д. В Екатеринбурге подобные программы организуются с помощью сети муниципальных библиотек, предоставляющим начинающим писателям и поэтам возможность встретиться со зрителями и читателями, организацию
программ молодых артистов и композиторов в учебных заведениях, центрах культуры и досуга и другим формам популяризации.
В свою очередь, на всех этапах модели культурного производства задействованы и другие, негосударственные механизмы и инструменты. Сосредоточение внимания на ценностной, ресурсной, креативной природах культуры способствует наращиванию в стране культурного капитала, созданию пространства для распространения позитивных социокультурных практик. При таком подходе в культурной политике возможно решение ряда актуальных проблем: социально-экономические диспропорции в обществе, доступность лучших образцов отечественной и зарубежной культуры, внедрения научно-технических инноваций [1].
Так, в области культурно-досуговой деятельности в масштабах города Екатеринбурга развиваются частные инициативы в области культуры: реализуются социокультурные проекты, работают картинные галереи, организуются спектакли и концерты, выходят сборники произведений, действуют творческие группы и сообщества. Многообразные и неодинаковые культурные звенья, из которых формируется культурно-досуговая сфера как часть экономики, наряду с муниципальной деятельностью в области культурного производства составляют инфраструктуру культуры города Екатеринбурга. Это помогает, в числе других мер, решению проблем в области организации культуры и досуга.
Самые острые из них обозначены в муниципальной программе «Развитие культуры и искусства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург" на 2017-2020 годы», - это узковедомственный подход к культуре, отсутствие экономических механизмов для финансовых и налоговых преференций для отрасли, общее снижение расходов на отрасль «Культура» в бюджете всех уровней, что связано с экономическими особенностями текущего периода, агрессивное влияние массовой культуры и отдельных зарубежных образцов культурной деятельности, низкие темпы модернизации культурной инфраструктуры и др. [4].
Данные проблемы объективно существуют на общегосударственном уровне, что было обозначено на парламентских слушаниях в Государственной Думе Российской Федерации в 2017 г. Предметом дискуссии, в которой приняли участие депутаты, представители министерств, творческих союзов, учреждений науки и культуры, стал законопроект о государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание услуг в социальной сфере, в целях развития культурной сферы на всех уровнях.
Смысл законопроекта - доступ для некоммерческих и коммерческих организаций, а также индивидуальных предпринимателей к освоению бюджетных средств в социальной сфере. Предполагается, что государственный (муниципальный) социальный заказ будет распределяться по итогам конкурсов. Инициатива Минфина еще на стадии подготовки вызвала многочисленные споры в профессиональном сообществе [5].
Естественно, механизм регулирования законодательной инициативы
еще будет обсуждаться и совершенствоваться, но подобный вопрос, очевидно, назрел в российском обществе. Мы связываем его с динамическим развитием всех технологических процессов, информатизацией общества, расширением культурной инфраструктуры многих городов и регионов. Так, по данным Министерства финансов РФ, услуги в культурно -досуговой сфере в настоящее время оказывают более 70 тысяч НКО из 31 региона. Сегодня на государственном уровне ведется поиск механизмов, направленных на расширение возможностей и развитие деятельности в сфере культуры с помощью государственных и муниципальных организаций в сфере искусства и культуры, а также некоммерческих и коммерческих структур. Это означает и расширение инфраструктуры культуры и досуга, и государственное регулирование модели культурного производства на всех имеющихся уровнях.
Выводы и перспективы дальнейшего развития в этом направлении (заключение)
Так, с помощью деятельности по формированию и расширению инфраструктуры культуры Екатеринбурга возможно осуществить содействие в решении обозначенных ранее вопросов, мешающих развитию муниципального культурного пространства. В то же время, совместные социокультурные проекты, реализуемые с помощью государственных организаций в области культуры при поддержке муниципальных органов власти, профильных министерств и творческих союзов будут способствовать поднятию уровня частных культурных инициатив.
В области культурного развития городов и регионов России в настоящее время существуют следующие тенденции:
— инкультурация и социализация новых поколений;
— поддержание социальных связей и взаимодействий;
— закрытие потребности человека в рекреации и самореализации, преимущественно в свободное время;
— духовное развитие (эстетическое, нравственное, интеллектуальное, религиозное, этническое и др.) как всего общество, так и социальных групп, а также отдельных граждан [6].
Сотрудничество в области культуры и реализация совместных проектов будет способствовать реализации названных направлений. Экономика и рыночные отношения способны содействовать развитию культуры и досуга, если с их помощью осваиваются эффективные технологии социального и культурного обслуживания, а также формируются и обрабатываются дифференцированные досуговые потребности.
Политическая роль культурных регуляторов проявляется в своеобразной входной «фильтрации», которая делает приемлемыми актуальные и социально-допустимые системы деятельности и задерживает нежелательные, выходящие за рамки социально-культурных норм и принципов. [3]. Этот аспект циркуляции подкрепляется активной
диверсификацией государственных и негосударственных субъектов культурной политики.
Следовательно, разнообразие культурных практик, реализуемых различными учреждениями в сфере культуры, требует высокопрофессиональной организации. И самая главная задача государственного и муниципального управления в сфере культуры и досуга -поддерживать высокий уровень культурных потребностей, способствовать распространению лучших социокультурных практик.
Использованные источники:
1. Каверина Н.А. Основы государственной культурной политики и процесс модернизации общества РЭУ им. Г. В. Плеханова // «Гуманитарное образование в экономическом вузе» // Материалы V Междунар. науч.-практ. интернет-конференции. - 2017. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова. - С.213-2018.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 186 «О федеральной целевой программе "Культура России (2012 -2018гг.)». -[Электронный ресурс]. - URL.: http://docs.cntd.ru/document/429069325 -(дата обращения: 25.07.2018)
3. Генова Н.М. Инфраструктура культурного пространства региона как основа адаптации культурной политики // ОНВ. 2010. №6 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infrastruktura-kulturnogo-prostranstva-regiona-kak-osnova-adaptatsii-kulturnoy-politiki-1 (дата обращения: 06.12.2018).
4. Седова Светлана Александровна. Государственное регулирование инфраструктуры сферы культуры : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 : СПб., 2001 167 с. РГБ ОД, 61:01-8/2600-4
5. Постановление Администрации города Екатеринбурга № 2165 от 21 октября 2016г. «Об утверждении муниципальной программы "Развитие культуры и искусства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург" на 2017-2020 годы». - [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/429069325 - (дата обращения: 25.07.2018)
6. Культура и социальный заказ: законодательные инициативы Правительства обсудили на парламентских слушаниях в Госдуме. - URL: http:// duma. gov.ru/news/14317/