Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ДОМБАЕВ А.Р.
Ростовский государственный педагогический университет, центр подготовки кадров высшей квалификации,
аспирант, Всероссийский научно-исследовательский институт экономики и нормативов, младший научный
сотрудник, 344082, РФ, г.Ростов-на-Дону, ул.Б.Садовая, 33.
В данной статье раскрыты проблемы становления и развития малого предпринимательства. Развитие малого бизнеса в России отстает от имеющихся возможностей и потребностей. Для устранения такого противоречия предлагается комплекс мер по государственному регулированию малого предпринимательства как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Ключевые слова: государство; бизнес; регулирование; поддержка; налоги; льготы; кредитование; регистрация; лицензирование; программа; законодательство; конкуренция; финансирование; предприятие; аренда; договор; санкции; политика; государство; предпринимательство
Коды классификатора JEL: М 21, М 38
Необходимость государственного регулирования экономики страны вызвана тем, что рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд социально, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.
Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство. Прерогатива государства - обеспечение надежного правопорядка в стране, национальной безопасности, а это, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики. Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующих условий для этого. Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавшей по времени с переходом на рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы; тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.
Малое предпринимательство является объективно необходимым условием реформирования современной российской экономики. Более того, малый бизнес, являясь важнейшим сектором рыночной экономики, занимает особое место и играет особую роль в воспроизводственной системе, создавая новую структуру взаимосвязи с крупным и средним бизнесом. Причем более чем десятилетний период реформирования российской экономики свидетельствует о том, что ускоренное развитие малого бизнеса является одним из важнейших и необходимых условий повышения эффективности экономики и выхода ее на стационарную траекторию развития.
Уже сегодня малый и средний бизнес играет существенную роль в обеспечении занятости, формировании современной структуры рынка труда, поддержании конкурентной среды, реализации предпринимательского потенциала российских граждан. Однако мощные резервы этого института масштабно все еще не задействованы [5].
Для российского малого и среднего бизнеса последние полтора десятилетия стали периодом утверждения на социально-экономическом пространстве страны. С дальнейшим развитием этого наиболее массового сегмента экономики в немалой степени связано решение ряда приоритетных задач - достижение устойчивого роста, укрепление национальной конкурентоспособности, повышение уровня и качества жизни населения.
Начиная с 1989 г. принимаются правительственные решения по поддержке малого бизнеса. Однако несмотря на это малый бизнес развивается неравномерно и не последовательно.
В рыночной экономике малый бизнес занимает достойное место и выполняет ряд важных функций. Россия, совершившая переход от плана к рынку, решает задачи как можно быстрее выстроить данный сектор. К сожалению, пока становление малого предпринимательства сталкивается с проблемами как на уровне страны, так и в регионах [1].
Развитие малого бизнеса в России отстает от возможностей и потребностей российской экономики. Подъем малого предпринимательства в стране при государственной поддержке может стать значительным экономическим ростом. Несмотря на то, что за прошедшее десятилетие было принято несколько программ поддержки малого бизнеса, его становление и развитие сопровождается трудностями и нерешенными вопросами.
В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:
• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
• создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
• установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.
Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, как показывает мировой опыт, могут быть различны. Это благоприятное законодательство, оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и другие формы поддержки. Заслуживают одобрения осуществляемые меры по значительному снижению административных барьеров, стоящих перед бизнесом. Всеобъемлющая система лицензирования, проверок и разрешительной документации, штрафы, поборы и взятки буквально связывают предпринимателей по рукам и ногам.
К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.
Государственная поддержка развития малого предпринимательства должна предусматривать следующие меры:
• осуществление органами власти правовой защиты малого предпринимательства от незаконных действий должностных лиц;
• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
• совершенствование налоговой политики;
• создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
• установление упрощенного порядка предоставления статистической и бухгалтерской отчетности;
• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства.
Поддержка тех или иных проектов помимо прямого финансирования может оказываться в виде выдачи квот и лицензий, предоставления гарантий по заемным средствам, а также налоговых и других льгот. Однако система государственной поддержки малого предпринимательства пока не носит целостного характера. В этом плане необходимо восстановить вертикальную связь с федеральными органами. Несмотря на Указ Президента РФ от 29.06.1998 №730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства», на пути развития малого предпринимательства еще сохраняются определенные препятствия. Основные причины таковы:
• неустойчивый и незавершенный характер законодательной базы, регулирующей деятельность малого предпринимательства;
• несовершенство структуры органов управления, на которые возложено регулирование малого предпринимательства, что обусловливает недостаточную координацию действий по его государственной поддержке;
• отсутствие стимулирующей налоговой политики и инвестиционной помощи;
• низкая платежеспособность и, как следствие, уменьшение спроса на продукцию;
• проблемы лицензирования отдельных видов деятельности;
• трудности в организации сбыта и т.д.
В рамках приоритетных направлений государственной поддержки решаются следующие проблемы: упорядоченность государственного регулирования и форм поддержки предпринимательской деятельности; прямой финансовой помощи субъектов малого бизнеса и проектам в этой сфере: совершенствования механизма финансово-кредитной поддержки малых предприятий; микрокредитования малого бизнеса; льготного налогообложения; нормативно-правовой помощи малому предпринимательству; поддержки материально-технической базы МП, содействия их технологическому развитию; поддержки рынков субподряда и госзаказов для субъектов малого предпринимательства; обеспечения доступа к информационным ресурсам; поддержки системы обучения кадров для малого бизнеса; содействия развитию негосударственной инфрастуктуры малого бизнеса; защиты его интересов, в том числе в социальной сфере; его целевой поддержки в отдельных территориях, отраслях.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Приоритетной задачей государственного регулирования является создание условий, способствующих эффективному развитию малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях.
На федеральном уровне необходимо обеспечить: 1) стратегическое планирование поддержки малого предпринимательства; 2) повышение эффективности федеральных программ поддержки малого предпринимательства: получение денег из государственного бюджета (на возвратной основе) участниками федеральных программ; 3) преодоление административных барьеров, предотвращение коррупции и ухода в теневую экономику; 4) формирование федеральной нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства; 5) совершенствование системы финансовой поддержки, ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов (микрокредитования, инвестиционных конкурсов и др.); 6) предоставление налоговых льгот, упрощение и стабильность системы налогообложения, стабилизации и сертификации; 7)создание системы информационного обеспечения малого предпринимательства; 8) подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для малого и среднего бизнеса; 9) надежность статистической информации в секторе МСБ.
На региональном уровне целесообразно обеспечить: 1) создание равных условий для участия субъектов малого предпринимательства в программах государственной поддержки; 2) создание межведомственных комиссий при администрации области в целях ликвидации административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; 3) взаимодействие малых предприятий с крупными промышленными структурами; 4) разработку механизма привлечения субъектов малого бизнеса к выполнению областного и муниципальных заказов на конкурсной основе; 5) производственно-техническую поддержку малого предпринимательства; 6) подготовку кадров через бизнес-инкубатор; 7) мероприятия по государственной поддержке малого и среднего бизнеса в регионах с участием фондов поддержки и развития конкуренции; 8) безопасность бизнеса и личности.
Общая и частные цели государственной поддержки определяются исходя из стратегии и приоритетных направлений государственной поддержки малого предпринимательства (по видам деятельности).
Наиболее важными направлениями государственной поддержки являются следующие направления: льготное целевое кредитование, микрокредитование, налоговые льготы, гарантии по коммерческим кредитам, содействие в лизинге оборудования, поддержка инновационной деятельности, бесплатные или льготные информационные ресурсы, льготная аренда помещений, нормативно-правовая поддержка малого бизнеса, упрощение процедур регистрации, лицензирования и т.д., упрощение и стабильность системы налогообложения, предоставление госзаказов, содействие в подготовке и переподготовке кадров, содействие в проведении конкурсов инвестиционных проектов, ярмарок реализации продукции, защиту конкурентной среды, обеспечение безопасности бизнеса и личности.
В рамках ресурсного обеспечения, можно подвести итог, потребность в основных видах ресурсов - финансовых, материально-технических, трудовых. Организационно-управленческий механизм реализации поддержки включает следующие элементы: проблемно-ориентированный анализ состояния малого бизнеса в РФ и ее субъектах; стратегическое планирование поддержки малого бизнеса; планирование государственной поддержки и ресурсного обеспечения; оценка ожидаемых результатов; механизм регулирования государственной поддержки.
Государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:
• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
• создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
• установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.
Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например, через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция).
В России также существуют различные организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы и ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены своими собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.
К настоящему времени практически во всех ведущих странах мира, в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой разработано множество законов и постановлений, созданы ин-
фраструктурные системы для поддержки и развития малых и средних предприятий. Характерной чертой государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса в большинстве стран мира является многосторонняя поддержка Государственная поддержка МСП реализуется через развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, финансово-кредитную поддержку, налоговые льготы, помощь в получении банковского кредита, субподрядов и т.д.
В развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов государство осуществляет определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п.
Необходимо подчеркнуть: везде государство инициирует создание и развитие определенной инфраструктуры, обеспечивая для этого правовую базу, финансовые условия, организационно-методическое и аналитическое сопровождение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аборнева О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. // Проблемы теории и практики управления, 2004, № 4. С. 112-117.
2. Андреянов А.П. Предпринимательская деятельность в современных условиях. М.: Экономика, 1993. 112 с.
3. Вакулец У.Н. Организационное развитие малых предприятий. -Новосибирск: Сибирь, С. 59.
4. Куликова Л.П., Полонцева Ф.П. Регулирование и поддержка предпринимательства в условиях рынка. Достижение науки и техники, 1995, №5. С. 12 -18.
5. Лебедева Л., Емельянов Е. Малый и средний бизнес: критерии и оценки, Человек и труд //№ 8. 2006, С. 71-75.
6. Оганян О. О государственной поддержке малого бизнеса в России //Вопросы управления, 2006. С. 45-50.
7. Прудников В.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: учебное пособие. М.: РИОР, 2006. С. 248.
8. Шахматов Ф.И., Нечипоренко В.С. Государственная поддержка предпринимательства в России. М.: 1997. С. 12.
9. Strategia guvemamentala pentrn sustinerea dezvoltarii intreprinderilor mici si mijlocii in perioda 2004-2008/ Monitorul official al Romanei. Partea 1, № 790. 27. VIII. 2004, p. 22. Bucuresti.
10. US Small Business Act. F.L. 85-516, approved 10.15.01. §4.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
РОССИИ В ПЕРИОД РЕФОРМ
АЛИЕВА А.В.
НОУ ВПО «Институт Дружбы народов Кавказа», кафедра «Философских и социально-политических дисциплин»,
доцент, кандидат исторических наук, е- mail [email protected].
В статье рассматривается один из самых сложных периодов, который связан с переходом от плановой экономики к рыночной. Автором отмечено, что экономические реформы в России 1990-х г. представляют собой целенаправленные преобразования, являясь одним из ключевых эпизодов российской экономической истории.
Ключевые слова: реформа; преобразования; инфляция; кризис; производство; рынок; инвестиции; инфраструктура; дефицит; трансформация; капитал; интеграция; либерализация
Коды классификатора JEL: P 21, 0 53
Экономические реформы в России проходили в тяжелой форме. Их проведение осложнялось неопределенностью и напряженностью политической обстановки, сложившейся в результате распада СССР в 1991 г. Неэффективность традиционных инструментов макроэкономической политики и невозможность обеспечить реализацию принятых решений поставили Правительство Российской Федерации перед необходимостью выработки экстренных стабилизационных мер.
В подобной неустойчивой обстановке появление отдельных ошибок и промахов нельзя считать неожиданным. В целом же программа реформ хотя и неравномерно, но продолжала продвигаться вперед.
По масштабу и сложности решаемых проблем процесс реформ, осуществляемый в Российской Федерации, не имеет себе равных. Вместе с тем экономические преобразования приходилось проводить в крайне неблагоприятных условиях. Социально-экономическую ситуацию в стране к концу 1991 г. можно было
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2