Направления поддержки развития малого предпринимательства
Аннотация: Рассматриваются основные проблемы функционирования и развития малого предпринимательства на уровне региона. Приводятся некоторые направления, которые, при эффективной реализации способны послужить стимулом развития данной сферы, увеличить налогооблагаемую базу, доходы бюджета региона.
Ключевые слова: Малое предпринимательство, бизнес, регион, экономика Gasanova M.A. Areas of the support of small business development
Abstract: The basic problem of the functioning and development of small business at the regional level. Are some areas that are under the effective implementation can serve as a stimulus for the development of this field, increase the tax base, budget revenues in the region. Key words: Small business, business, region, economy
Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства, независимо от отраслевой принадлежности и сферы деятельности, являются: создание льготных условий доступа МП к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям; помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами, а также привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности и предоставления государственной статистической отчетности; формирование и реализация федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства.
Экономическая самостоятельность граждан в выборе формы участия в общественном, производстве и вида занятий сочетается с усилением их ответственности за возможные негативные последствия при самодеятельном предпринимательстве. Меняются также цели, задачи, формы и рычаги управления занятостью.
Государственная поддержка малого предпринимательства на региональном уровне должна включать в себя:
- прямое финансовое субсидирование;
- льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов;
- предоставление льгот по местному налогообложению;
- передачу предприятиям госимущества, а также ноу-хау, технических лицензий из подведомственного региону госсектора;
- обеспечение на льготных условиях совместного с подведомственными организациями госсектора проведения НИОКР;
- участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий; ограниченное регулирование в ценообразовании;
- формирование и регулирование рынка труда;
- частичное обеспечение МП дефицитным сырьем и материалами;
- предоставление выгодных региональных госзаказов;
- упрощенную регистрацию и лицензирование деятельности, и в том числе, в сфере внешнеэкономических операций;
- юридический и экономический льготный консалтинг;
- содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики;
Гасанова Мадина Ахмедовна
аспирант ИСЭИ ДНЦ РАН Г. Махачкала
- обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т.п.;
- содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей.
Но главное - чтобы все это происходило на основе объективных критериев, с должной «прозрачностью» и гласностью, а не стало еще одной питательной средой для развития коррупции.
Развитие малого бизнеса в России отстает от возможностей и потребностей российской экономики. Не смотря на то, что за прошедшее десятилетие было принято множество программ поддержки малого бизнеса, Россия уступает большинству стран с развитой рыночной экономикой по количественным и качественным показателям его развития. Проявляющиеся в последние годы тревожные тенденции сокращения субъектов МП в целом по стране позволяют сделать вывод о том, что потенциал его роста при существующих условиях исчерпан.
Для нашей республики не менее важно, что развитие малого бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности. Но этот процесс протекает трудно и медленно, поэтому показатели развития малого бизнеса в стране за прошедшее десятилетие оказались более чем скромными. По количеству действующих в регионе малых предприятий можно судить о качестве работы региональных органов власти и их усилиях, направленных на развитие рынка и создание предпринимательского климата.
В условиях, когда на крупное производство невозможно надеяться, наиболее реальным представляется всемерная поддержка развития малого предпринимательства. Важным показателем оценки развития МП является структура по отраслям экономики и видам деятельности, которая позволяет установить интересы предпринимателей, приоритетные и эффективные сферы вложения капитала. Основные показатели, характеризующие деятельность малых предприятий в СКФО приведены в табл. 1.
Таблица 1
Основные показатели, характеризующие деятельность малых предприятий в СКФО (без микропредприя-
тий*) в 2012 году
Число малых предприятий на 1 января 2013г. Число замещенных рабочих мест (работников)1' Оборот малых предприятий всего, млрд.ру блей Из него
тыс. единиц в % к итогу по Рос- тысяч в % к итогу по России обрабатывающие производства строительство оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Транспорт и связь операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
Российская Федерация 238,1 100 6840,0 100 15116,3 1614,1 1768,4 8838,4 527,4 1367,1
СКФО 5,6 2,3 184,6 2,7 301,8 43,1 50,2 161,6 7,4 12,7
Республика Дагестан 0,7 0,3 24,3 0,4 51,0 3,4 14,8 25,7 0,6 1,2
Республика Ингушетия 0,1 0,0 1,8 0,0 5,2 2,6 1,6 0,6 0,2 0,2
Кабардино-Балкария 0,5 0,2 11,8 0,2 18,4 8,3 1,4 5,9 0,5 0,6
Карачаево-Черкесская Республика 0,3 0,1 8,3 0,1 14,5 1,4 3,7 6,6 0,6 0,6
Республика Северная Осетия - Алания 0,5 0,2 13,1 0,2 14,7 3,3 1,9 6,5 0,3 0,9
Чеченская Республика 0,1 0,0 0,8 0,0 3,5 0,0 3,1 0,3 - 0,1
Ставропольский край 3,5 1,5 124,6 1,8 194,5 24,1 23,7 116,0 5,1 9,1
1) Работники списочного состава, внешние совместители и лица, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера.
Источник: Социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа, в I квартале 2013 года. - Москва, 2013
Как видно из табл. 1 низок удельный вес производственного МП, тогда как значительно преобладают торговля и сфера услуг. В общем обороте малых предприятий по видам экономической деятельности в СКФО высока доля оптовой и розничной торговли; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий - 161,6 млрд. руб., самые низкие значения у показателя транспорт и связь - 7,2 млрд. руб.
Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, как показывает мировой опыт, различны. Это благоприятное законодательство, специальные налоговые режимы, кредитно-финансовые рычаги, система государственных фондов. Заслуживают одобрения осуществляемые меры по значительному снижению административных барьеров, стоящих перед бизнесом. Всеобъемлющая система лицензирования, проверок и разрешительной документации, штрафы, поборы и взятки буквально связывают предпринимателей по рукам и ногам.
Создание для малых предприятий общих благоприятных налоговых правил и условий кредитования не исключает необходимости сохранения специальных механизмов финансовой поддержки их через систему государственных фондов поддержки МП. Такая система хорошо зарекомендовала себя за рубежом. Ее целью является обеспечение условий интенсивного роста МП и выравнивания потенциала развития МП в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды. В то же время необходимо совершенствование механизмов реализации государственной политики в области поддержки МП и ее более тесной координации с общегосударственными задачами на долгосрочную перспективу.
Одним из показателей развития малого предпринимательства служит доля занятых в этой сфере. В целом по республике в малом секторе экономики занято более 24 тыс. человек, что характеризует неразвитость данной сферы (см. табл. 1).
Одним из основных рычагов поддержки МП является развитие рынка лизинговых услуг. Главное его преимущество по сравнению с другими способами инвестирования заключается в том, что предприниматель может начать собственное дело, располагая лишь частью необходимых финансовых средств для приобретения основных фондов. Предприятию при этом предоставляются не денежные ресурсы, контроль за использованием которых не всегда можно осуществить, а непосредственно оборудование.
Жизнеобеспеченность и устойчивость МП остается на сегодня острой проблемой. Необходимо отметить, что формирование и расширение налогового потенциала в районном звене, особенно в горной зоне возможно в основном через развитие малых форм хозяйствования. При этом система государственной поддержки МП в республике еще не завершена. На муниципальном уровне большинства районов и городов не созданы условия для эффективной поддержки малых предприятий, в связи с чем субъекты МП сталкиваются со многими проблемами, которые «гасят» их импульс к ро-сту[5].
Государственное регулирование малого бизнеса, эффективная система его поддержки имеют большое значение не только непосредственно для малых предприятий, но и для экономики страны в целом, поскольку малый бизнес обеспечивает условия для повышения жизненного уровня широких слоев населения. Создавая новые рабочие места, производя необходимые обществу товары и услуги, выступая одновременно и потребителем различной продукции, малые предприятия занимают все более заметное место в экономике страны и ее регионов.
Финансовая поддержка малого предпринимательства должна носить стимулирующий и выборочный характер. Стимулировать надо, прежде всего, жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых отвечает целям и направлениям социально-экономической политики. Поддержка не должна принимать форму основного источника увеличения дохода и повышения рентабельности. В поддержке малых производственных и инновационных предприятий, сочетающих стадии старта и развертывания деятельности, государство должно переходить от предоставления прямых льготных кредитов, имеющих низкую степень возвратности, к выдаче адресных поручительств, гарантий. Они являются более эффективным средством использования финансовых ресурсов и привлечения частных инвестиций.
В целом следует подчеркнуть, что необходима активизация государственной поддержки в сфере кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Центр тяжести при решении этих проблем надо переносить на региональный и муниципальный уровни, четко разграничив сферы компетенции и подведомственности. Поддержку малого предпринимательства на федеральном уровне целесообразно ограничить определением общефедеральных
приоритетов, формированием необходимого фонда финансовых ресурсов за счет средств федерального и регионального бюджетов, разработкой и обеспечением реализации единых принципов организации помощи малым предприятиям по всей территории страны.
Литература
1. Кутаев Ш.К. Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. - № 1(09).
2. Гимбатов Ш.М. Роль социального капитала в формировании условий экономического развития региона // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - №4. - С. 44-49.
3. Кутаев Ш.К. Развитие региональной экономики на основе эффективного использования кадрового потенциала // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2012. - №1. - С. 78-82.
4. Тумсоев А.Б., Кутаев Ш.К. Оценка социально-экономического потенциала сельских районов региона // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. - 2012. - №1. - С. 255-258.
5. Кутаев Ш.К. К вопросу о неформальной занятости // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 22 (115) - 47-50.