Научная статья на тему 'Формирование благоприятной внешней среды развития малого предпринимательства в регионе'

Формирование благоприятной внешней среды развития малого предпринимательства в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
924
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карлина Елена Прокофьевна, Коган Марина Владимировна

Рассматривается влияние факторов внешней среды на развитие малого предпринимательства на территории Астраханской области. Анализируется мировой и отечественный опыт в сфере государственной поддержки, направленной на формирование условий, благоприятных для развития малого предпринимательства. Предлагаются приоритетные направления в сфере создания условий, стимулирующих активное развитие малого предпринимательства с учетом особенностей региона. Библиогр. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карлина Елена Прокофьевна, Коган Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHING A FAVOURABLE ENVIRONMENT FOR SMALL-SCALE BUSINESS DEVELOPMENT IN THE ASTRAKHAN REGION

The impact of environmental factors on the development of small-scale business in the Astrakhan region is considered. The world and national experience in the field of state support directed to the formation of favorable conditions for small-scale enterprising is analyzed. The priority lines in establishing conditions which stimulate an active development of small-scale business are offered with consideration to peculiarities of this region.

Текст научной работы на тему «Формирование благоприятной внешней среды развития малого предпринимательства в регионе»

СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ББК 65.050.1

Е. П. Карлина, М. В. Коган Астраханский государственный технический университет

ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ

На рубеже веков России удалось в значительной мере преодолеть негативные тенденции, связанные с переходом к рыночным формам хозяйствования. В настоящее время предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к объединению нации, сохранению национального духа и национальной гордости.

Значительная роль в ускорении темпов экономического роста принадлежит малому предпринимательству (МП), представляющему собой важный и органичный элемент экономики.

Значение малого бизнеса для эффективного развития экономики страны, с одной стороны, и сложные условия функционирования малых предприятий в современной России, с другой определяют необходимость создания благоприятных предпосылок для становления и развития субъектов малого бизнеса. При этом одним из направлений решения указанной проблемы является создание благоприятных условий для деятельности малых предприятий в масштабах страны, регионов, на рынках конкретных товаров, т. е. создание благоприятной для этих предприятий внешней среды.

Специфика малого бизнеса заключается в том, что он является динамичной системой, остро реагирующей на изменения внешней среды. Малые предприятия, ориентированные на выпуск массовой продукции, действуют в уже сформировавшейся конкурентной среде и потому испытывают значительное давление со стороны крупных предприятий.

Менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий предопределяют меньшую устойчивость и конкурентоспособность субъектов малого предпринимательства, что обусловливает необходимость государственной поддержки.

Однако мировой опыт показывает, что развитие малого бизнеса, основанное на централизованном регулировании, недостаточно эффективно,

и, как следствие, в практике многих государств наблюдается тенденция децентрализации экономической жизни.

Основы государственной поддержки малого предпринимательства в России закладываются федеральным законодательством. Регионам же предоставляется возможность в рамках своей компетенции конкретизировать общие установки, адаптировать их к региональным условиям функционирования малого предпринимательства. Наряду с этим федеральным законодательством предоставляется свобода для регулирования региональными властями ряда сторон деятельности субъектов малого предпринимательства.

Так, в дополнение к приоритетам, установленным на федеральном уровне, регионы могут определять собственные отраслевые приоритеты в развитии малого предпринимательства. Кроме того, они вправе создавать специальные фонды для поддержки субъектов малого предпринимательства, определять и изыскивать для них дополнительные источники финансирования, привлекать их к участию в региональных госзаказах. Помимо этого, регионы вправе законодательно устанавливать льготы по налогообложению фондов поддержки МП, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также других организаций, создаваемых в целях оказания услуг субъектам малого предпринимательства.

Одним из самых значимых инструментов стимулирования предпринимательства в малом секторе экономики является регулирование ставок некоторых налогов.

Так, например, в Калининградской области малые предприятия в первый год со дня регистрации в законодательном порядке освобождаются от уплаты налога на прибыль в части, поступающей в областной и местный бюджеты; на второй год льгота составляет 50 %, на третий -25 %. При этом для малых предприятий, занятых в материальном производстве и бытовом обслуживании населения, предусмотрено освобождение от налога на прибыль (в части, поступающей в областной и местный бюджеты) в первые два года деятельности и снижение суммы выплат на 50 % в третий и четвертый годы. Эта же схема распространяется и на все остальные налоги и сборы, зачисляемые в областной бюджет [1].

Кроме того, в ряде регионов выделены приоритетные отрасли, которым нормативными актами предоставляются реальные льготы, не дублирующие содержащиеся в федеральном законе, а также особые зоны развития малого предпринимательства.

В частности, в Тверской, Тамбовской и Саратовской областях областными законами установлены специальные зоны, на территории которых субъектам МП предоставляются налоговые льготы в части, зачисляемой в областной и местный бюджеты (территориальные зоны развития малого предпринимательства) [1].

Результатом перечисленных мер поддержки является поступательное развитие малого бизнеса в этих регионах в определенных отраслях.

В Астраханской области, в рамках реализации целевой программы, с 2001 г. возобновлена работа по формированию региональной системы государственной поддержки малого предпринимательства. Основой дан-

ной системы является Астраханский государственный фонд поддержки малого предпринимательства, который осуществляет финансовую политику поддержки малого предпринимательства на региональном уровне путем реализации областной целевой программы поддержки предпринимательства за счет бюджетных и внебюджетных источников, а также за счет средств Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства и иных источников.

Развитие деятельности Астраханского государственного фонда поддержки малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

1. Снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, предоставляемых субъектам МП.

2. Предоставление гарантий фонда по части ссуды, предоставляемой коммерческим банком субъекту МП.

3. Осуществление микрокредитования субъектов МП.

4. Организация долевого кредитования субъектов малого предпринимательства на паритетной основе с коммерческими банками.

5. Оказание финансовой поддержки кредитно-потребительским кооперативам, содействие развитию личных подсобных хозяйств.

6. Развитие лизинговых схем кредитования субъектов МП.

Очевидно, на развитии малого предпринимательства в регионе могло бы

также положительно отразиться использование опыта бизнес-инкубирования.

Бизнес-инкубатор - это организация, которая предоставляет начинающим малым предприятиям на льготных условиях помещения, средства связи, оргтехнику, оказывает целый спектр услуг: секретарских, бухгалтерских, консалтинговых, юридических.

Мировой и отечественный опыт показывает, что именно создание оптимальных условий для начального развития малого предприятия обеспечивает выживаемость 85-86 % новых малых фирм, в то время как их самостоятельное становление удается лишь 14-30 % за тот же промежуток времени.

При этом принадлежность малого предприятия к тому или иному сектору бизнеса или определенной социальной категории не является решающим фактором для принятия в бизнес-инкубатор.

Прежде всего оценивается, насколько реально воплотить в жизнь ту или иную идею. Определяется, насколько свободен тот или иной сектор рынка, как скоро фирма сможет выйти на точку безубыточности. Немаловажен и тот факт, что предприниматель может вложить свои средства или, по крайней мере, четко представить себе реальные источники финансирования. Играют роль также и личностные характеристики предпринимателя. Столь жесткий отбор обусловлен, прежде всего, спецификой работы бизнес-инкубатора - его главной целью является быстрое создание прибыльного крепкого малого предприятия, которое не должно задерживаться внутри его дольше трех, иногда - пяти лет [2].

Кроме того, в рамах технологии бизнес-инкубирования может развиваться партнерство крупных и малых предприятий. Как показывает практика, значительная часть крупных предприятий, независимо от форм

собственности, испытывает трудности, связанные с неэффективностью производства и реализацией продукции. Для преодоления обозначенных проблем им, как правило, необходима глубокая реструктуризация: определение новых видов продукции и технологии производства; радикальное изменение структуры управления; переподготовка кадров. Все это сопровождается высвобождением большого количества работников предприятия. В свою очередь, малые предприятия не имеют перечисленных недостатков, но испытывают нехватку помещений, оборудования и производственной базы, оборотных средств, потребность в консалтинговой и инфраструктурной поддержке. Создание на базе крупного предприятия и при его поддержке бизнес-инкубатора, на площадях которого могут инкубироваться малые предприятия, позволяет частично решить обозначенные проблемы. Малые предприятия отбираются на конкурсной основе по критериям, утвержденным учредителем инкубатора. Критерии зависят от потребностей крупной компании. Вместе с тем приоритеты отдаются предприятиям, доказавшим свою жизнеспособность или жизнеспособность бизнес-идеи, предлагающим услуги или товары, необходимые базовому предприятию, либо потребляющим производимое сырье или комплектующие, либо оказывающим услуги работающим. Подобное взаимодействие дает возможность соединить активность малого предприятия с менеджментом, коммерческими и техническими навыками крупных компаний, что в итоге дает те возможности, которые были бы утеряны в противном случае. Такое партнерство привлекательно и в финансовом плане. Для крупных предприятий это эффективный способ увеличить инвестиции в развитие бизнеса. Для малых - это возможность обеспечить финансовую поддержку со стороны крупных предприятий и возможность привлечь партнеров и дополнительное финансирование через сеть контактов крупного партнера - учредителя инкубатора.

Однако в настоящее время, существенным фактором, сдерживающим развитие бизнес-инкубаторов на базе крупных предприятий, является тот факт, что многие крупные фирмы занимают площади и здания, находящиеся в федеральной собственности. В случае размещения на этих площадях малых предприятий возникают непростые имущественные отношения. Ставка арендной платы не может быть изменена на местном уровне и является непосильной для малого предприятия. Особенно острой данная проблема является в промышленности, где момент преодоления точки безубыточности наступает по истечении 2-3-х лет и необходим значительный стартовый капитал. Кроме того, Минимущество РФ заключает договор аренды на один год, примерно столько же длится процесс его заключения, размер арендных платежей при этом определяется из расчета, что курс долл. для министерства составлять девять рублей, а для арендатора - тридцать три.

И тем не менее сейчас в России успешно функционируют 80 бизнес-инкубаторов и 26 инновационно-технологических центров (ИТЦ). Это тоже своего рода инкубаторы для вступающих на рынок малых предприятий, предоставляющие предпринимателям на льготных условиях помещения для лабораторий, офисов, производственных участков.

Поскольку, в соответствии с Федеральным законом № 88 «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», регионы вправе законодательно устанавливать льготы по налогообложению «... организациям, создаваемым в целях оказания услуг субъектам МП», то представляется возможным стимулировать ряд предприятий области на создание подобных бизнес-инкубаторов введением ряда налоговых льгот (в части, поступающей в областной и местный бюджеты) в течение определенного промежутка времени [3].

Как уже было отмечено выше, для развития малого предпринимательства на местах можно обеспечить создание так называемых «зон особого благоприятствования». Учитывая тот факт, что отраслевая направленность малого предпринимательства является результатом совмещения интересов города, населения и предпринимателей, а также выгодное географическое положение и климатические условия Астраханской области, представляется актуальным областным законодательством определить такие зоны вдоль основных автомагистралей региона, на территории которых субъектам малого предпринимательства, занятым в строительстве объектов инфраструктуры, дорожных работах; общественном питании; сельском хозяйстве; обслуживании и т. д.

Расширение налоговых льгот, упрощение отчетности, помощь в получении кредита в подобных зонах, на наш взгляд, могли бы обеспечить развитие малого предпринимательства в регионе в долгосрочной перспективе, поскольку благоустройство прилегающих к магистрали территорий позволило бы привлечь дополнительные инвестиции в экономику региона за счет увеличения транспортных потоков. Увеличение транспортных потоков могло бы стимулировать развитие ряда отраслей промышленности и сельского хозяйства в том числе. Развитие малого предпринимательства в сельском хозяйстве, укрепление фермерства, накопление капитала в сельском хозяйстве - все это предпосылки создания разнообразных форм кооперации на селе.

Малые кооперативные компании во всем мире, не желая уступать часть прибыли предприятиям пищевой промышленности, оптовым поставщикам, создают молокоперерабатывающие, сыроваренные, винные, консервные заводы, холодильники, лесопилки, компании для закупки машин и удобрений. Тем самым они поддерживают конкуренцию в стране, стабилизируют цены, увеличивают занятость и налоговую базу, в том числе местных бюджетов, способствуют развитию местной экономики и народного хозяйства в целом [4].

Следует отметить, что кооперация может развиваться в самых разных сферах экономики: существуют кооперативные строительные компании, объединения, закупающие и сдающие в аренду дорогостоящую технику. Объединение нескольких адвокатов или врачей разной специализации также выступает как малая или средняя кооперативная компания. Это означает, что кооперацию можно рассматривать как один из показателей улучшения благосостояния населения, что, в свою очередь, является од-

ним из факторов активного развития малого предпринимательства, быстро реагирующего на растущий потребительский спрос.

Таким образом, опираясь на мировой опыт в области поддержки и стимулирования развития МП, можно предположить, что реализация перечисленных мер могла бы значительно способствовать активному развитию малого предпринимательства в регионе.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Анализ роли и места малого и среднего предпринимательства России: // Статистическая справка. - М.: Ресурсный центр поддержки малого предпринимательства, 2004.

2. Глисин Ф., Воронина Г, Лосева О. Деловая активность субъектов малого предпринимательства в различных секторах экономики России во 2-м полугодии 2004 г. // Вопросы статистики. - 2004. - № 5. - С. 68.

3. Закон Российской Федерации от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».

4. Глазатова М., Виленский А. Государственный и муниципальный заказ для малого бизнеса // Вопросы экономики. - 2003. - № 7. - С. 19-27.

ESTABLISHING A FAVOURABLE ENVIRONMENT FOR SMALL-SCALE BUSINESS DEVELOPMENT IN THE ASTRAKHAN REGION

E. P. Carlina, M. V. Cogan

The impact of environmental factors on the development of small-scale business in the Astrakhan region is considered. The world and national experience in the field of state support directed to the formation of favorable conditions for small-scale enterprising is analyzed. The priority lines in establishing conditions which stimulate an active development of small-scale business are offered with consideration to peculiarities of this region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.