Научная статья на тему 'Государственное регулирование агропромышленного комплекса и внедрение информационных технологий (на примере электронной торговли)'

Государственное регулирование агропромышленного комплекса и внедрение информационных технологий (на примере электронной торговли) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЫНОЧНЫЕ УСЛОВИЯ / GOVERNMENT REGULATION / AGRICULTURE / E-COMMERCE / MARKET CONDITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власов Сергей Дмитриевич

Основная цель работы – изучение участия государства в управлении агропромышленным комплексом в условиях информационного общества. Автор статьи пытается исследовать инновационные способы, информационные технологии воздействия государства на предприятия агропромышленного комплекса, включая электронную торговлю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF AGRICULTURE AND INFORMATION TECHNOLOGY INTRODUCTION (CASE-STUDY OF ELECTRONIC COMMERCE)

The author studies the issue of the state participation in agricultural sector management – in the situation of information society. The article tries to investigate innovative methods and information technology impact on the state agricultural enterprises, including e-commerce.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование агропромышленного комплекса и внедрение информационных технологий (на примере электронной торговли)»

В. Н. Мальцев. - Л. : Машиностроение, 1990. -ISBN 5-217-00933-0.

5. Мухамедзянов Р. А. Проблема оптимизации информационного обеспечения социального управления на региональном уровне [Текст] : автореф. ... канд. социол. наук. - Уфа, 2000.

6. Пространственно-временная организация страны: региональный анализ [Текст] / под ред. Самсонова В. Б. - Саратов: Прив. кн. изд-во, 2000. - 270 с. - ISBN 5-7633-0875-1.

7. Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление [Текст] / под ред. д. т. н., проф. Р. Е. Тихонова. - М. : Российская академия управления, 1993. - ISBN 5-282-02054-8.

8. Osborne D. Reinventing Government: How the Entrepreneurial Spirit is Transforming the Public Sector / D. Osborne, T. Gaebler. - N. Y., 1993.

V. N. Mal'cev. - L. : Mashinostroenie, 1990. - ISBN 5-217-00933-0.

5. Muhamedzjanov R. A. Problema optimizacii informacionnogo obespechenija social'nogo upravlenija na regional'nom urovne [Tekst] : avtoref. ... kand. sociol. nauk. - Ufa, 2000.

6. Prostranstvenno-vremennaja organizacija strany: regional'nyj analiz [Tekst] / pod red. Samsonova V. B. - Saratov: Priv. kn. izd-vo, 2000. - 270 s. - ISBN

5-7633-0875-1.

7. Regional'noe soobwestvo: mnogostoronnee razvitie i upravlenie [Tekst] / pod red. d. t. n., prof. R. E. Tihonova. - M. : Rossijskaja akademija upravlenija, 1993. - ISBN 5-282-02054-8.

8. Osborne D. Reinventing Government: How the Entrepreneurial Spirit is Transforming the Public Sector / D. Osborne, T. Gaebler. - N. Y., 1993.

УДК 94(47) (063)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ)

О

hi

© Власов Сергей Дмитриевич

кандидат исторических наук, соискатель кафедры экономической и политической истории России, Саратовский государственный социально-экономический университет.

И mari.sidorova2010@yandex.ru

Основная цель работы - изучение участия государства в управлении агропромышленным комплексом в условиях информационного общества. Автор статьи пытается исследовать инновационные способы, информационные технологии воздействия государства на предприятия агропромышленного комплекса, включая электронную торговлю.

Ключевые слова: государственное регулирование, агропромышленный комплекс, электронная торговля, сельское хозяйство, рыночные условия.

При переходе к рыночным отношениям существенно меняется значение государства в регулировании экономических процессов. В отличие от административных методов управления, в условиях рынка государственное вмешательство в экономику носит принципиально новый и ограниченный характер [1]. Оно должно быть направлено, прежде всего, на решение конкретных проблем, обеспечение устойчивого функционирования рыночного механизма, развитие современных произво-

88

дительных сил, включая информационные технологии, а также на социальную защиту уязвимых слоёв населения.

Особое значение в экономике страны имеет агропромышленный комплекс (АПК). Его значение заключается не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но и в том, что он существенно влияет на занятость населения, эффективность национального производства [1, с. 63]. Сельское хозяйство с его трудоёмким производством может разрешить

одну из самых острых социальных проблем -трудовую занятость населения [4, с. 24]. Большую актуальность вопросы управления получают в аграрном секторе экономики, так как риски сельскохозяйственных предприятий являются наиболее сложными и слабо прогнозируемыми [2, с. 21].

Сельское хозяйство имеет характерные особенности, которые обусловлены спецификой земледелия. Наиболее существенные из них обуславливают научно-технический прогресс в сельском хозяйстве:

- сельскохозяйственное производство ведётся на земле, поэтому научно-технический прогресс способствует повышению экономического плодородия почвы и влияет на окружающую среду;

- производство в сельском хозяйстве связано с возделыванием растений и содержанием животных, следовательно, оно во многом регулируется естественно-биологическими законами [2, с. 47];

- осуществление научно-технического прогресса зависит от сезонности выполнения работ в сельском хозяйстве, поэтому предъявляются требования к его более высокой технической оснащённости, внедрению комплекса универсальных машин и механизмов на различных работах;

- сельскохозяйственное производство в значительной степени связано с природными и экономическими условиями, которые опосредованно оказывают влияние на реализацию НТП в сельском хозяйстве;

- выполнение процессов производства сельскохозяйственной продукции ограничено агротехническими сроками;

- сельское хозяйство отличается территориальной рассредоточенностью, а механизированные работы выполняются на больших площадях [3, с. 124].

Вопросы руководства лучше всего решать посредством стратегического управления как оптимального для сельскохозяйственного производства. В современных условиях агропромышленный комплекс занимает особое положение, не позволяющее ему на равных условиях участвовать в отраслевой конкуренции. Сельское хозяйство имеет ярко выраженный сезонный, циклический характер производства, зависит от природных факторов и является наиболее отсталой в техническом плане отраслью народного хозяйства. Отсюда вытекает необходимость государственной, в том числе информационной поддержки этого сектора.

Текущая ситуация в агропромышленном комплексе характеризуется кризисными факторами. Главной их причиной стала коренная

трансформация собственности на средства производства. Изменились организационно-правовые формы коллективных предприятий, получил развитие сектор индивидуального предпринимательства на селе.

Необходимость государственного регулирования аграрного сектора экономики обоснована структурными деформациями, произошедшими в последнее время. Государственная поддержка и регулирование АПК России предполагает осуществление мер воздействия государства на систему экономических отношений, обусловлена ролью аграрного сектора в рыночной экономике. Кризис, охвативший агропромышленный комплекс, усиливает потребность дополнить рыночный механизм государственным вмешательством. Сегодня отрасли, имеющие повышенную конкурентоспособность, в обстановке неуправляемого рынка заняли монопольное положение, осуществляют ценовое давление на сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Разработка системы мер государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса является важнейшим фактором его дальнейшего развития. Аргументация в отношении государственной поддержки однозначна, но по поводу направлений и мер регулирования, его форм и методов единого мнения нет. Споры в основном по вопросам соответствия тех или иных мер механизму рынка и состоянию отрасли. В этой связи особенно актуальна проблема разработки оптимальных моделей, механизмов и систем поддержки агропромышленного комплекса в рыночных условиях.

На наш взгляд, решение проблемы вывода АПК из кризисного состояния требует проведения последовательной продовольственной политики, которая включала бы ряд основных стратегических направлений:

- стимулирование развития отечественного сельского хозяйства, в первую очередь посредством определённого перераспределения национального дохода в пользу сельскохозяйственных производителей;

- придание аграрной реформе основной целевой функции - роста производства;

- осуществление протекционистской аграрной политики;

- внесение корректив в социальную политику, существенное улучшение уровня жизни населения с низкими доходами [4, с. 85].

Каждая из этих проблем требует радикальных мер для своего решения. Прежде всего, необходимо приостановить падение сельскохозяйственного производства, затем должен наступить этап стабильного развития и последовательный рост. Для этого целесообразно установление

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

более благоприятного ценового климата для сельского хозяйства и предоставление государственных субсидий на основные виды средств производства. Большинство сельхозпредприятий из-за сокращения производственного потенциала нуждаются в существенной финансовой поддержке со стороны государства для достижения стадии равновесия.

Аграрная политика должна быть ориентирована на устойчивость и рост производства с учётом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать все формы хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов и прирост производства сельскохозяйственной, в особенности товарной продукции.

Отечественный опыт регулирования аграрного сектора экономики показывает, что система форм и методов поддержки предпринимательских структур АПК включает две подсистемы:

1) государственная координация рыночного механизма;

2) государственная поддержка предпринимателей [3, с. 45].

Цель государственной поддержки - придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов. Государственное регулирование в АПК предполагает осуществление его преимущественно экономическими методами и включает защиту отечественного продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от высокомонополизирован-ных отраслей, выпускающих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию; сохранение и совершенствование функции государства в качестве заказчика, инвестора применительно к условиям переходного периода; содействие развитию рыночной инфраструктуры; поддержание государственного сектора АПК; улучшение социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовка кадров для сельского хозяйства. Регулирующая роль государства особенно важна на нынешнем этапе перехода к рыночной экономике, когда ещё не сформировался эффективный механизм экономического регулирования.

Воздействие на развитие АПК экономическими методами государство может осуществлять через кредитную и налоговую политику, бюджетное финансирование, обеспечение условий и уровня оплаты труда, современные информационные технологии, включая электронную торговлю, государственные программы, госзаказы и т. д. [4, с. 35]. Степень и формы аграрного протекционизма должны зависеть от

состояния сельскохозяйственного производства, насыщения рынка и конкурентоспособности отечественной продукции. В настоящее время реализация государственного курса в области развития АПК опирается на значительное бюджетное финансирование. Российская практика государственной поддержки предприятий аграрного сектора показывает, что большая часть расходов осуществляется на региональном уровне.

Важнейшим принципом государственного регулирования на современном этапе является обеспечение взаимовыгодного обмена между сельским хозяйством и отраслями, выпускающими средства производства. На этапе рыночных реформ правительство пустило этот вопрос на самотёк. Возникший диспаритет цен привёл к тяжёлым финансовым последствиям для большинства сельских товаропроизводителей.

Государство не смогло сдержать роста цен и тарифов в сельскохозяйственном машиностроении, нефтепереработке, электроэнергетике и др. Темпы увеличения цен и тарифов в этих отраслях намного превышали рост закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Следует учитывать, что поддержка сельскохозяйственных производителей, несмотря на дополнительные затраты государства, создаёт условия для развития производства, инфраструктуры, снижает безработицу, поддерживает равновесие цен, а в целом - социальную стабильность. На подобные затраты идут практически все страны. Одна из серьёзных проблем сельскохозяйственного производства - резкое снижение объёма инвестиций. Низкая рентабельность АПК, постоянный недостаток собственных оборотных средств, а также отсутствие ликвидного залогового имущества делают его отрасли неперспективными для капитальных вложений, а следовательно, обрекают их на стагнацию. Снижение инвестиционной активности ведёт к физическому и моральному старению основных фондов, износ которых по отдельным отраслям АПК составляет от 50 до 70% [3, с. 45]. Одним из вариантов улучшения финансирования аграрного сектора может стать возрождение сельской кредитной кооперации. Вновь созданные кооперативы позволят объединять собственные средства, свободные средства сельского населения, а также жителей малых городов. Но здесь на первых порах со стороны государства должна быть оказана конкретная помощь в виде льготных банковских кредитов [4, с. 36].

Одной из сфер применения информационно-коммуникационных технологий, которая получила развитие в США, ЕС, Японии и других странах и рассматривается как часть новой электронной постиндустриальной экономики, является электронная торговля. В России,

несмотря на интенсивное внедрение информационных технологий, не сокращается разрыв с развитыми странами в уровне информатизации экономики и общества.

В Федеральной целевой программе «Электронная Россия на 2002-2010 годы» ставятся задачи:

- обеспечить гармоничное вхождение в мировую постиндустриальную экономику на основе кооперации и информационной открытости;

- сократить информационное неравенство между Россией и другими развитыми странами, обеспечить равноправное вхождение России в глобальное информационное сообщество.

Создание условий для распространения современных информационных технологий во всех сферах общественной жизни не имеет альтернатив, поскольку только опережающие темпы в этой области позволят России сократить отставание от развитых стран мира, избежать информационной и экономической изоляции от мирового сообщества.

В сфере электронной торговли применение современных способов передачи информации и введение электронного документооборота позволят существенно сократить затраты времени:

- на осуществление коммерческих сделок;

- при взаимодействии с федеральными органами власти;

- при взаимодействии с другими органами местного самоуправления, что в итоге приведёт к уменьшению транзакционных издержек и улучшению конкурентоспособности производителей сельхозпродукции.

Наиболее заметно в России обозначается отставание электронной коммерции в сельском хозяйстве. Создание базы электронных рынков в данной области может кардинально изменить экономику не только отдельных хозяйств, но и целых регионов. Отметим, что между производителем сельхозпродукции и её переработчиком есть целая сеть так называемых «перекупщиков», которые значительно увеличивают стоимость товара, поступающего непосредственно к потребителю. Тем самым производитель недополучает прибыль, что является причиной медленного развития отрасли, а потребитель необоснованно расплачивается за конечный продукт. Схема «производитель-перекупщик-переработчик-перекупщик-потребитель» даёт возможность конкурировать у нас на сельхозрын-ке зарубежным продуктам, которые сбываются в разы дешевле, чем товар отечественного производителя. Комплексная схема электронных рынков позволит значительно снизить стоимость конечного продукта и уменьшить время на реализацию товара. Достижимая при этом

«прозрачность» в доступе к информации о продажах сельхозпродукции способствует быстрому поиску покупателя и увеличению количества заинтересованных потребителей.

Ускорение продажи скоропортящихся продуктов (молоко, мясо и т. д.) снижает риски разорения фермерского хозяйства, тем самым обеспечивает более устойчивое развитие АПК.

При всех видимых преимуществах, электронной коммерции в сельском хозяйстве России мешают несколько факторов.

1. Неразвитая информационно-коммуникационная сеть. В деревенской глубинке не везде есть точки доступа к сети Интернет. Виной тому - устаревшие телекоммуникационные линии, нежелание частных компаний вкладывать деньги в приобретение нового оборудования и неповоротливая бюрократическая система, где можно «утонуть» в различного рода согласованиях.

2. Низкий уровень подготовки жителей села в сфере компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Производители сельхозпродукции не изучали курс информатики и не умеют обращаться с компьютерном на требуемом уровне.

С целью преодоления проблемы телекоммуникационного обеспечения сельской местности государство начало работу, и сейчас телефонные линии проведены во все населённые пункты в регионах, что даёт возможность хотя бы низкоскоростного подключения к сети Интернет, тем самым обеспечивая самые удалённые уголки области доступом в сеть. Для системы электронного рынка этого будет достаточно.

Для решения проблемы повышения квалификации сельхозработников нами предлагается использовать данный проект совместно с информационно-консультационной службой. Эти два проекта напрямую помогут освоить компьютер с помощью специалистов, которые будут работать на горячей линии и объяснять удалённо, как работать в системе «электронный рынок». Если этого будет недостаточно, то есть возможность использовать специальные программы удалённого администрирования, что облегчит и ускорит освоение компьютера пользователем.

Таким образом, многие факторы свидетельствуют об актуальности проблемы повышения конкурентоспособности организаций агропромышленного комплекса за счёт внедрения систем электронной коммерции на основе информационного обеспечения и разработки научно обоснованных рекомендаций по формированию, функционированию и комплексному развитию электронного рынка АПК на регионально уровне. И есть возможность не только в теории, но и на практике решить проблемы

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

сельхозпредприятий в области сбыта своей продукции. Очевидно, что кризис в сельском хозяйстве вызван не только объективными природными условиями, но и просчётами в проведении аграрной политики. Государство должно участвовать в рыночных процессах на правах

субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства.

Материалы поступили в редакцию 21.09.2012 г.

Библиографический список

1. Агропромышленный комплекс России [Электронный ресурс] : национальный агропромышленный портал. - URL: http://www. apkrus.ru/ (дата обращения:21.08.2012).

2. Афанасьев В. Н. Государственная поддержка и государственное регулирование агропромышленного производства в Оренбургской области [Текст] / В. Н. Афанасьев, А. П. Мартынов, А. С. Пешков. - Оренбург : Южный Урал, 2003. - 104 с.

3. Карташов Л. П. Повышение надёжности системы человек-машина-животное [Текст] / Л. П. Карташов, С. А. Соловьёв ; РАН, Урал. отд-ние, Ин-т прикл. мех. - Екатеринбург : УрО РАН, 2000. - ISBN 5-7691-0979-З.

4. Огородников П. И. Научно-технический прогресс - основа эффективной реализации инновационных проектов в АПК [Текст] : монография / П. И. Огородников. - Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2009. - ISBN 978-594646-249-5.

5. Хорохорин А. О проблемах функционирования АПК и путях их решения [Текст] // Экономист. - 1998. - № 9. - ISSN 0869-4672.

1. Agropromyshlennyj kompleks Rossii [Jelektronnyj resurs] : nacional'nyj agropromyshlennyj portal. - URL: http://www.apkrus.ru/ (data obrawenija:2i.08.20i2).

2. Afanas'ev V. N. Gosudarstvennaja podderzhka i gosudarstvennoe regulirovanie agropromyshlennogo proizvodstva v Orenburgskoj oblasti [Tekst] / V. N. Afanas'ev, A. P. Martynov, A. S. Peshkov.

- Orenburg : Juzhnyj Ural, 2003. - 104 s.

3. Kartashov L. P. Povyshenie nadjozhnosti sistemy chelovek-mashina-zhivotnoe [Tekst] / L. P. Kartashov, S. A. Solovjov ; RAN, Ural. otd-nie, In-t prikl. meh. - Ekaterinburg : UrO RAN, 2000.

- ISBN 5-7691-0979-3.

4. Ogorodnikov P. I. Nauchno-tehnicheskij progress - osnova jeffektivnoj realizacii inno-vacionnyh proektov v APK [Tekst] : monografija / P. I. Ogorodnikov. - Ekaterinburg : In-t jekonomiki UrO RAN, 2009. - ISBN 978-5-94646-249-5.

5. Horohorin A. O problemah funkcionirovanija APK i putjah ih reshenija [Tekst] // Jekonomist. -1998. - № 9. - ISSN 0869-4672.

^тммшмжмммшшжмммшшммммшщ,

I —— •

I ПОДПИСНОЙ ИНДЕКС I

I

7/

ПО КАТАЛОГУ АГЕНТСТВА «РОСПЕЧАТЬ» 36829

36829 36829

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.