Управление АПК в условиях ВТО
В.Ф. Голубничий, к.э.н., профессор, Совет старейшин при губернаторе Оренбургской области; А.А. Майоров, к.э.н., ФГБОУ ВПО Оренбургский ГАУ
В государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013—2020 гг. учитывается, что агропромышленный комплекс имеет присущие только ему особенности, отличающие его от всех иных народнохозяйственных комплексов [1]. В связи с этим названная программа предусматривает не только развитие отраслей АПК, но и всех сфер деятельности сельского хозяйства, а также условий проживания сельских жителей.
Объём бюджетного финансирования в рамках госпрограммы развития АПК до 2020 г. из федерального бюджета должен составить 1 трлн 509 млрд руб., в том числе через Минсельхоз — 1 трлн 423,8 млрд руб., через Россельхознадзор — 85 млрд 887,5 млн руб. Объём средств из бюджетов всех субъектов Российской Федерации должен превысить 770 млрд руб., общий объём финансирования — 2,2 трлн руб.
Особенность реализации программы на 2013— 2020 гг. и развития агропромышленного комплекса Оренбургской области за два года пребывания России в ВТО заключается в изменении привычных мер поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. В частности, с вступлением в ВТО были отменены такие виды поддержки, как:
— приобретение горюче-смазочных материалов по льготным ценам (потери сельскохозяйственных товаропроизводителей составили более 2 млрд руб.);
— субсидирование приобретения средств химизации (свыше 100 млн руб. из бюджетов всех уровней).
При этом в целях компенсации потерь доходов товаропроизводителей в области растениеводства была введена новая мера государственной поддержки — оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (погектарные субсидии), на финансирование которой из федерального бюджета было выделено 1105,8 млн руб., из областного бюджета направлено 1004,6 млн руб., что в целом позволило выплатить по 575 руб. на 1 га условной посевной площади. Средства по первому траншу (федер. 667 млн руб. + обл. 607 млн руб.: итого 1274 млн руб.) по 362 руб. на условный гектар поступили сельхозтоваропроизводителям на проведение весенних полевых работ 2013 г. По второму траншу Законодательное собрание Оренбургской области 21.08.2013 г. приняло решение о выделении средств областного бюджета, что с учётом федеральных средств составило по 213 рублей на условный гектар (федер. 438,8 млн руб. + обл. 397,6 млн руб.: итого 836,4 млн руб.).
С учётом дополнительных средств, выделенных на поддержку АПК из федерального бюджета на мясо свиней, мясо птиц и яиц в связи с удорожанием кормов (146,9 млн руб.), приобретение сельскохозяйственной техники (207 млн руб.), общий объём господдержки из областного и федерального бюджетов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области в 2013 г. составил 5227 млн руб., что было на 1292,7 млн руб. выше уровня 2012 г. и позволило компенсировать отрицательные последствия от вступления в ВТО.
В 2014 г. из федерального и областного бюджетов агропромышленный комплекс Оренбуржья получил финансовую поддержку в общей сумме свыше 4 млрд руб. Правительством Российской
Федерации рассматривается вопрос о выделении дополнительных средств агропромышленному комплексу области, которая может составить свыше 1,6 млрд руб.
В.В. Путин, выступая с Посланием к Федеральному Собранию, отметил, что в 2014 г. Россия собрала один из самых высоких урожаев зерновых за весь период новейшей истории страны, а текущий рост производства в целом по АПК составил 6%. В РФ появились эффективные крупные аграрные предприятия, фермерские хозяйства, которые будут поддерживаться государством [2].
Хороший урожай зерновых в 2014 г. отмечался и в Оренбургской области. Поэтапно в течение 8 лет в области будет осуществляться переход от мер поддержки «жёлтой корзины», предполагающих выплату субсидий на конкретный вид продукции, к «зелёной корзине», т.е. мерам, не связанным непосредственно с каким-либо видом сельхозпродукции. При этом главной целью является то, чтобы в Оренбургской области заработала прямая связка «поле — прилавок».
В рамках реализации областной целевой программы «Развитие торговли в Оренбургской области на 2012—2014 годы» министерством экономического развития области предоставлялись в 2013—2014 гг. субсидии из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) и организациям пищевой промышленности (за исключением производителей алкогольной и табачной продукции), зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Оренбургской области, на возмещение части затрат (в размере 70% от общей стоимости произведённых и документально подтверждённых затрат) на оплату услуг по сертификации систем менеджмента качества и/или безопасности пищевых продуктов.
Вместе с тем нельзя не брать во внимание оценки экспертов независимого аналитического центра «ВТО-Информ», сделанные ещё до введения против России экономических санкций в 2014 г. В частности, проведённая оценка негативных последствий после вступления в ВТО для Оренбургской области показала, что потери области от ВТО могут составить к 2020 г. около 34,4 млрд руб. при сокращении 19—38 тыс. рабочих мест. Только в животноводстве прямые потери вследствие увеличения импорта продукции и упущенных возможностей роста в результате инвестиций в развитие собственного производства могут составить 7,84—8,1 млрд руб. (21,4—22,2%). Например, по производству говядины прямые потери могут достигнуть 1,82—1,83 млрд руб. (86,7—87,8%), по производству свинины — 1,45—1,35 млрд руб. (49,3—47,3%), по производству мяса птиц — 1,27—1,27 млрд руб. (22,5-22,5%) [3].
Для того чтобы исключить экспертные прогнозы на негативные последствия от ВТО и добиться наступления позитивных последствий для агропромышленного комплекса области и сельского населения региона от вступления в ВТО и интеграции АПК в рамках Таможенного союза, необходимо, на наш взгляд:
1. Расширить региональную производственную базу, модернизировать сельское хозяйство, перейти на новый технологический уровень - разрабатывать, производить и внедрять передовые исследования и разработки, новые ресурсосберегающие технологии в области животноводства, земледелия, переработки сельхозпродукции, производства новых зерновых культур, при необходимости приобретать новые технологии и оборудование, что позволит повысить производительность труда и нарастить объёмы производства [4].
2. Повысить государственную поддержку до удельного веса региональной продукции по мясу и молоку не менее 85%, по зерну и картофелю — не менее 95%, по растительному маслу — не менее 80%. Это позволит в том числе обеспечить экономическую и продовольственную безопасность (продовольственную независимость) региона.
3. Создать современные формы переработки, хранения, транспортировки сельскохозяйственной продукции и обеспечить их быстрое внедрение в реальное производство с целью увеличения конкурентных преимуществ агроэкспорта зерновых культур и эффективной организации производственных процессов и логистики.
4. Освоить передовую генетику в племенном животноводстве, обновить племенные молочные стада с учётом лучших генетик в рамках «Интегрированной системы животноводства ООН», что позволит региону в том числе обеспечить импортозамещение продукции животноводства и войти:
— в новое направление госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013—2020 гг., подпрограмму «Развитие мясного скотоводства», объём финансирования которой из федерального бюджета составляет 65,3 млрд руб. (с 6,8 млрд руб. в 2013 г. на этапе вступления в ВТО до 9,5 млрд руб. в 2020 г.);
— в подпрограмму по развитию животноводства, переработки и реализации его продукции, которая предусматривает финансирование из федерального бюджета в объёме 499,4 млрд руб.
5. Развивать страхование рискованного земледелия, особенно в засушливых восточных регионах области, гарантированно компенсировать потери в результате стихийных бедствий и оказывать региональную помощь и поддержку территориям, оказавшимся в худших экономических и природно-климатических условиях, использовать возможности федеральной целевой программы «Развитие
мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 г.».
6. За счёт областных, региональных и федеральных программ, привлечения отечественных и иностранных инвестиций профинансировать обновление парков сельскохозяйственных машин в реальном секторе АПК, создать в рамках ФЗ «О развитии сельского хозяйства» имущественные и лизинговые фонды, компенсировать часть затрат на приобретение сельхозтехники не ниже 35% (средства в размере 5 млрд руб. предусмотрены федеральным бюджетом.
7. Использовать качественные семена и удобрения, внедрять эффективные технологии выращивания зерновых культур, что позволит получить максимальную добавленную стоимость и снизить природные и экономические риски.
8. Обеспечить научный подход, учитывающий международный и отечественный научный и практический опыт в области севооборота в растениеводстве с целью стабильных и гарантированных урожаев сельскохозяйственных культур на площади 4,1 млн га оренбургской пашни и получения со-финансирования из подпрограммы по развитию растениеводства, переработки и реализации его продукции, госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013—2020 гг., на реализацию которой до 2022 г. планируется направить в регионы страны 466,6 млрд руб.
9. На базе Оренбургского государственного аграрного университета и его филиалов готовить квалифицированных специалистов-аграриев, животноводов, экономистов на основе передового международного опыта и интеграционных процессов в АПК.
10. Выработать заинтересованное отношение к сельскому хозяйству, создать экономически привлекательный инвестиционный климат, развивать и осваивать современные формы хозяйствования в зависимости от территорий (кооперация с банковским капиталом, кооперация сельхозпроизводителей, мелкие товаропроизводители на узких производственных участках, холдинги на больших площадях, например, Новоорского, Ада-мовского районов). При этом холдинги должны организовывать собственные перерабатывающие производства на местах, с тем чтобы население сёл и деревень могло включиться в работу производств (молочных, консервных, комбикормовых заводов, пекарен, коптилен, сыроварен и т.д.), что в том числе позволит повысить общий уровень рентабельности сельхозпроизводства и придать аграрной реформе основную целевую функцию нарастить производство по переработке продукции сельского хозяйства, существенно улучшить сельскую инфраструктуру и уровень жизни сельского населения.
11. Обеспечить равные условия функционирования субъектов агропромышленного комплекса на всей территории области, ввести региональный справедливый элемент распределения финансовой поддержки для всех сельхозпроизводителей, которые в ней нуждаются, сменить практику ценообразования на рынке сбыта, когда господствует политика продавцов-перекупщиков, а не производителей сельскохозяйственной продукции.
12. Предоставлять сельскохозяйственным производителям косвенные меры поддержки, которые с момента присоединения к ВТО были потеряны, в частности: льготные цены на минеральные удобрения, на газ, на перевозку сельхозпродукции для участия в региональных, всероссийских и международных выставках и рынках, что в итоге даст возможность поднять экономическую эффективность сельхозпроизводства и конкурентоспособность оренбургской сельхозпродукции на региональном и зарубежных рынках.
Предлагаемый комплекс мер позволит не только расширить сельскохозяйственное производство Оренбургской области, но и будет способствовать росту прибыли, повышению производительности труда сельхозтоваропроизводителей, инновационной активности сельхозпредприятий, привлечению прямых инвестиций, обеспечению социально-экономического развития региона [5].
Таким образом, сельское хозяйство, несмотря на существующие риски, является незаменимым, прибыльным видом производства и имеет в условиях экономических санкций источники роста. Для этого нужно расширить отечественную переработку сельскохозяйственного сырья, увеличить производство кормовых культур и удовлетворить все потребности государства, населения, внутренних и мировых рынков на качественную продукцию сельского хозяйства.
Оренбургская область, будучи стратегическим регионом по выращиванию зерновых и источником сырья животноводческой продукции, в условиях экономических санкций способна прокормить себя и другие регионы России. При этом весомым аргументом в пользу роста и расширения региональных конкурентоспособных, продовольственных производств по глубокой переработке сырья агропромышленного комплекса Оренбуржья и наращиванию агропромышленной отрасли является тот факт, что агропродовольственный рынок имеет неиспользованный потенциал из-за огромного потребительского рынка на всех континентах Земли, связанный с ростом численности населения, процессами урбанизации, увеличением доходов и потребностей в пищевых продуктах, а также ростом расходов домохозяйств на животные белки.
Переход от сырьевой модели развития экономики, от политики проедания нефтедолларов к политике модернизации и развития реального
сектора экономики в виде отечественного, конкурентоспособного АПК — это созидательная работа, направленная на национальную устойчивость страны любым внешним колебаниям, на производство продукции с высокой долей добавленной стоимости.
Литература
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013—2020 гг. URL: http://www. mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm.
2. Послание В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 4.12.2014 г. URL: http://vg-news.ru/n/111969.
3. ВТО-Информ. Потери регионов России от ВТО. URL: http:// wto-inform.ru/map/.
4. Майоров А.А. Совершенствование управления инновациями и инвестициями в сфере российского бизнеса // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2014. № 1 (45). С. 217-220.
5. Майоров А.А. Развитие организационных форм управления и поддержки инновационных решений в АПК // Инновационное развитие экономики АПК: теория, история и современная практика: матер. междунар. науч.-практич. конф. 20 ноября — 1 декабря 2012 г. / под общ. ред. проф. Н.Д. Заводчикова. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2013. С. 148—154.