Научная статья на тему 'Управление АПК в условиях ВТО'

Управление АПК в условиях ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ В АПК / ВТО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ АПК / ПРИБЫЛЬ / AIC MANAGEMENT / WTO / ECONOMICAL AND FOOD SUPPLY SECURITY / SUPPORT MEASURES / PROFIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубничий Валентин Фёдорович, Майоров Александр Алексеевич

В статье рассматривается актуальная проблема управления агропромышленным комплексом с использованием экономических возможностей в условиях ВТО. Показаны итоги первых двух лет пребывания региона в ВТО, а также приведены факты, обозначены перспективы и определены риски агропромышленного комплекса от вступления России в ВТО. Проанализированы затраты и потери от реализации программ развития сельского хозяйства в Оренбургской области в условиях ВТО, обозначены изменения в системе государственной поддержки сельскохозяйственных производителей. Сформулированы задачи, решение которых будет способствовать позитивным экономическим последствиям от присоединения к Всемирной торговой организации и совершенствованию управления в агропромышленном комплексе региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The urgent problem of AIC management based on economic potentials under the conditions of the World Trade Organization (WTO) is considered in the article. The results of the first two years of the region being member of WTO are summed up, the facts and prospects are submitted and the risks facing the agro-industrial complex in connection with Russia entering the WTO are determined. The costs and losses being the result of the program of agricultural development implementation in the Orenburg region under the conditions of WTO have been analyzed and the changes in the system of State support of farm producers have been outlined. The objectives which when solved are to contribute to positive economic consequences of joining the World Trade Organization and to improvement of the system of management in the agro-industrial complex in the region have been formulated.

Текст научной работы на тему «Управление АПК в условиях ВТО»

Управление АПК в условиях ВТО

В.Ф. Голубничий, к.э.н., профессор, Совет старейшин при губернаторе Оренбургской области; А.А. Майоров, к.э.н., ФГБОУ ВПО Оренбургский ГАУ

В государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013—2020 гг. учитывается, что агропромышленный комплекс имеет присущие только ему особенности, отличающие его от всех иных народнохозяйственных комплексов [1]. В связи с этим названная программа предусматривает не только развитие отраслей АПК, но и всех сфер деятельности сельского хозяйства, а также условий проживания сельских жителей.

Объём бюджетного финансирования в рамках госпрограммы развития АПК до 2020 г. из федерального бюджета должен составить 1 трлн 509 млрд руб., в том числе через Минсельхоз — 1 трлн 423,8 млрд руб., через Россельхознадзор — 85 млрд 887,5 млн руб. Объём средств из бюджетов всех субъектов Российской Федерации должен превысить 770 млрд руб., общий объём финансирования — 2,2 трлн руб.

Особенность реализации программы на 2013— 2020 гг. и развития агропромышленного комплекса Оренбургской области за два года пребывания России в ВТО заключается в изменении привычных мер поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. В частности, с вступлением в ВТО были отменены такие виды поддержки, как:

— приобретение горюче-смазочных материалов по льготным ценам (потери сельскохозяйственных товаропроизводителей составили более 2 млрд руб.);

— субсидирование приобретения средств химизации (свыше 100 млн руб. из бюджетов всех уровней).

При этом в целях компенсации потерь доходов товаропроизводителей в области растениеводства была введена новая мера государственной поддержки — оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (погектарные субсидии), на финансирование которой из федерального бюджета было выделено 1105,8 млн руб., из областного бюджета направлено 1004,6 млн руб., что в целом позволило выплатить по 575 руб. на 1 га условной посевной площади. Средства по первому траншу (федер. 667 млн руб. + обл. 607 млн руб.: итого 1274 млн руб.) по 362 руб. на условный гектар поступили сельхозтоваропроизводителям на проведение весенних полевых работ 2013 г. По второму траншу Законодательное собрание Оренбургской области 21.08.2013 г. приняло решение о выделении средств областного бюджета, что с учётом федеральных средств составило по 213 рублей на условный гектар (федер. 438,8 млн руб. + обл. 397,6 млн руб.: итого 836,4 млн руб.).

С учётом дополнительных средств, выделенных на поддержку АПК из федерального бюджета на мясо свиней, мясо птиц и яиц в связи с удорожанием кормов (146,9 млн руб.), приобретение сельскохозяйственной техники (207 млн руб.), общий объём господдержки из областного и федерального бюджетов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области в 2013 г. составил 5227 млн руб., что было на 1292,7 млн руб. выше уровня 2012 г. и позволило компенсировать отрицательные последствия от вступления в ВТО.

В 2014 г. из федерального и областного бюджетов агропромышленный комплекс Оренбуржья получил финансовую поддержку в общей сумме свыше 4 млрд руб. Правительством Российской

Федерации рассматривается вопрос о выделении дополнительных средств агропромышленному комплексу области, которая может составить свыше 1,6 млрд руб.

В.В. Путин, выступая с Посланием к Федеральному Собранию, отметил, что в 2014 г. Россия собрала один из самых высоких урожаев зерновых за весь период новейшей истории страны, а текущий рост производства в целом по АПК составил 6%. В РФ появились эффективные крупные аграрные предприятия, фермерские хозяйства, которые будут поддерживаться государством [2].

Хороший урожай зерновых в 2014 г. отмечался и в Оренбургской области. Поэтапно в течение 8 лет в области будет осуществляться переход от мер поддержки «жёлтой корзины», предполагающих выплату субсидий на конкретный вид продукции, к «зелёной корзине», т.е. мерам, не связанным непосредственно с каким-либо видом сельхозпродукции. При этом главной целью является то, чтобы в Оренбургской области заработала прямая связка «поле — прилавок».

В рамках реализации областной целевой программы «Развитие торговли в Оренбургской области на 2012—2014 годы» министерством экономического развития области предоставлялись в 2013—2014 гг. субсидии из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) и организациям пищевой промышленности (за исключением производителей алкогольной и табачной продукции), зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Оренбургской области, на возмещение части затрат (в размере 70% от общей стоимости произведённых и документально подтверждённых затрат) на оплату услуг по сертификации систем менеджмента качества и/или безопасности пищевых продуктов.

Вместе с тем нельзя не брать во внимание оценки экспертов независимого аналитического центра «ВТО-Информ», сделанные ещё до введения против России экономических санкций в 2014 г. В частности, проведённая оценка негативных последствий после вступления в ВТО для Оренбургской области показала, что потери области от ВТО могут составить к 2020 г. около 34,4 млрд руб. при сокращении 19—38 тыс. рабочих мест. Только в животноводстве прямые потери вследствие увеличения импорта продукции и упущенных возможностей роста в результате инвестиций в развитие собственного производства могут составить 7,84—8,1 млрд руб. (21,4—22,2%). Например, по производству говядины прямые потери могут достигнуть 1,82—1,83 млрд руб. (86,7—87,8%), по производству свинины — 1,45—1,35 млрд руб. (49,3—47,3%), по производству мяса птиц — 1,27—1,27 млрд руб. (22,5-22,5%) [3].

Для того чтобы исключить экспертные прогнозы на негативные последствия от ВТО и добиться наступления позитивных последствий для агропромышленного комплекса области и сельского населения региона от вступления в ВТО и интеграции АПК в рамках Таможенного союза, необходимо, на наш взгляд:

1. Расширить региональную производственную базу, модернизировать сельское хозяйство, перейти на новый технологический уровень - разрабатывать, производить и внедрять передовые исследования и разработки, новые ресурсосберегающие технологии в области животноводства, земледелия, переработки сельхозпродукции, производства новых зерновых культур, при необходимости приобретать новые технологии и оборудование, что позволит повысить производительность труда и нарастить объёмы производства [4].

2. Повысить государственную поддержку до удельного веса региональной продукции по мясу и молоку не менее 85%, по зерну и картофелю — не менее 95%, по растительному маслу — не менее 80%. Это позволит в том числе обеспечить экономическую и продовольственную безопасность (продовольственную независимость) региона.

3. Создать современные формы переработки, хранения, транспортировки сельскохозяйственной продукции и обеспечить их быстрое внедрение в реальное производство с целью увеличения конкурентных преимуществ агроэкспорта зерновых культур и эффективной организации производственных процессов и логистики.

4. Освоить передовую генетику в племенном животноводстве, обновить племенные молочные стада с учётом лучших генетик в рамках «Интегрированной системы животноводства ООН», что позволит региону в том числе обеспечить импортозамещение продукции животноводства и войти:

— в новое направление госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013—2020 гг., подпрограмму «Развитие мясного скотоводства», объём финансирования которой из федерального бюджета составляет 65,3 млрд руб. (с 6,8 млрд руб. в 2013 г. на этапе вступления в ВТО до 9,5 млрд руб. в 2020 г.);

— в подпрограмму по развитию животноводства, переработки и реализации его продукции, которая предусматривает финансирование из федерального бюджета в объёме 499,4 млрд руб.

5. Развивать страхование рискованного земледелия, особенно в засушливых восточных регионах области, гарантированно компенсировать потери в результате стихийных бедствий и оказывать региональную помощь и поддержку территориям, оказавшимся в худших экономических и природно-климатических условиях, использовать возможности федеральной целевой программы «Развитие

мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 г.».

6. За счёт областных, региональных и федеральных программ, привлечения отечественных и иностранных инвестиций профинансировать обновление парков сельскохозяйственных машин в реальном секторе АПК, создать в рамках ФЗ «О развитии сельского хозяйства» имущественные и лизинговые фонды, компенсировать часть затрат на приобретение сельхозтехники не ниже 35% (средства в размере 5 млрд руб. предусмотрены федеральным бюджетом.

7. Использовать качественные семена и удобрения, внедрять эффективные технологии выращивания зерновых культур, что позволит получить максимальную добавленную стоимость и снизить природные и экономические риски.

8. Обеспечить научный подход, учитывающий международный и отечественный научный и практический опыт в области севооборота в растениеводстве с целью стабильных и гарантированных урожаев сельскохозяйственных культур на площади 4,1 млн га оренбургской пашни и получения со-финансирования из подпрограммы по развитию растениеводства, переработки и реализации его продукции, госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013—2020 гг., на реализацию которой до 2022 г. планируется направить в регионы страны 466,6 млрд руб.

9. На базе Оренбургского государственного аграрного университета и его филиалов готовить квалифицированных специалистов-аграриев, животноводов, экономистов на основе передового международного опыта и интеграционных процессов в АПК.

10. Выработать заинтересованное отношение к сельскому хозяйству, создать экономически привлекательный инвестиционный климат, развивать и осваивать современные формы хозяйствования в зависимости от территорий (кооперация с банковским капиталом, кооперация сельхозпроизводителей, мелкие товаропроизводители на узких производственных участках, холдинги на больших площадях, например, Новоорского, Ада-мовского районов). При этом холдинги должны организовывать собственные перерабатывающие производства на местах, с тем чтобы население сёл и деревень могло включиться в работу производств (молочных, консервных, комбикормовых заводов, пекарен, коптилен, сыроварен и т.д.), что в том числе позволит повысить общий уровень рентабельности сельхозпроизводства и придать аграрной реформе основную целевую функцию нарастить производство по переработке продукции сельского хозяйства, существенно улучшить сельскую инфраструктуру и уровень жизни сельского населения.

11. Обеспечить равные условия функционирования субъектов агропромышленного комплекса на всей территории области, ввести региональный справедливый элемент распределения финансовой поддержки для всех сельхозпроизводителей, которые в ней нуждаются, сменить практику ценообразования на рынке сбыта, когда господствует политика продавцов-перекупщиков, а не производителей сельскохозяйственной продукции.

12. Предоставлять сельскохозяйственным производителям косвенные меры поддержки, которые с момента присоединения к ВТО были потеряны, в частности: льготные цены на минеральные удобрения, на газ, на перевозку сельхозпродукции для участия в региональных, всероссийских и международных выставках и рынках, что в итоге даст возможность поднять экономическую эффективность сельхозпроизводства и конкурентоспособность оренбургской сельхозпродукции на региональном и зарубежных рынках.

Предлагаемый комплекс мер позволит не только расширить сельскохозяйственное производство Оренбургской области, но и будет способствовать росту прибыли, повышению производительности труда сельхозтоваропроизводителей, инновационной активности сельхозпредприятий, привлечению прямых инвестиций, обеспечению социально-экономического развития региона [5].

Таким образом, сельское хозяйство, несмотря на существующие риски, является незаменимым, прибыльным видом производства и имеет в условиях экономических санкций источники роста. Для этого нужно расширить отечественную переработку сельскохозяйственного сырья, увеличить производство кормовых культур и удовлетворить все потребности государства, населения, внутренних и мировых рынков на качественную продукцию сельского хозяйства.

Оренбургская область, будучи стратегическим регионом по выращиванию зерновых и источником сырья животноводческой продукции, в условиях экономических санкций способна прокормить себя и другие регионы России. При этом весомым аргументом в пользу роста и расширения региональных конкурентоспособных, продовольственных производств по глубокой переработке сырья агропромышленного комплекса Оренбуржья и наращиванию агропромышленной отрасли является тот факт, что агропродовольственный рынок имеет неиспользованный потенциал из-за огромного потребительского рынка на всех континентах Земли, связанный с ростом численности населения, процессами урбанизации, увеличением доходов и потребностей в пищевых продуктах, а также ростом расходов домохозяйств на животные белки.

Переход от сырьевой модели развития экономики, от политики проедания нефтедолларов к политике модернизации и развития реального

сектора экономики в виде отечественного, конкурентоспособного АПК — это созидательная работа, направленная на национальную устойчивость страны любым внешним колебаниям, на производство продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Литература

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013—2020 гг. URL: http://www. mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm.

2. Послание В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 4.12.2014 г. URL: http://vg-news.ru/n/111969.

3. ВТО-Информ. Потери регионов России от ВТО. URL: http:// wto-inform.ru/map/.

4. Майоров А.А. Совершенствование управления инновациями и инвестициями в сфере российского бизнеса // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2014. № 1 (45). С. 217-220.

5. Майоров А.А. Развитие организационных форм управления и поддержки инновационных решений в АПК // Инновационное развитие экономики АПК: теория, история и современная практика: матер. междунар. науч.-практич. конф. 20 ноября — 1 декабря 2012 г. / под общ. ред. проф. Н.Д. Заводчикова. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2013. С. 148—154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.