Научная статья на тему 'Экономические риски деятельности сельскохозяйственных организаций Вологодской области в условиях членства России в ВТО'

Экономические риски деятельности сельскохозяйственных организаций Вологодской области в условиях членства России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ / ПУТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК / WTO / VOLOGDA OBLAST / AGRICULTURAL PRODUCTION / ECONOMIC RISKS / THE DEVELOPMENT OF REGIONAL AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Марина Николаевна

Вступление России в ВТО создает для отечественного агробизнеса принципиально новую экономическую и организационно-правовую среду деятельности.В статье анализируется финансовое состояние сельскохозяйственных организаций Вологодской области, обозначается возрастающая острота существующих в отрасли проблем и раскрываются экономические риски сельхозтоваропроизводителей северного региона в условиях членства Российской Федерации в ВТО. Обосновываются первоочередные меры, направленные на повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций, и необходимость внесения изменений в механизм государственной поддержки отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic risks of agricultural organizations’ activity in the Vologda Oblast in the context of Russia’s membership in WTO

Russia’s accession to the World Trade Organization provides the domestic agribusiness with a fundamentally new economic and organizational-legal business environment.The article analyzes the financial condition of agricultural organizations in the Vologda Oblast, indicates increasing acuity of the problems in the industry and identifies the economic risks for the agricultural commodity producers of the northern region in the context of Russia’s membership in WTO. It substantiates the top priority measures to improve the financial sustainability of agricultural organizations and the need for changes in the mechanism of state support for the industry.

Текст научной работы на тему «Экономические риски деятельности сельскохозяйственных организаций Вологодской области в условиях членства России в ВТО»

УДК 338.432(470.12) ББК 65.321(2Рос-4Вол) © Иванова М.Н.

Экономические риски деятельности сельскохозяйственных организаций Вологодской области в условиях членства России в ВТО

Вступление России в ВТО создает для отечественного агробизнеса принципиально новую экономическую и организационно-правовую среду деятельности.

В статье анализируется финансовое состояние сельскохозяйственных организаций Вологодской области, обозначается возрастающая острота существующих в отрасли проблем и раскрываются экономические риски сельхозтоваропроизводителей северного региона в условиях членства Российской Федерации в ВТО. Обосновываются первоочередные меры, направленные на повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций, и необходимость внесения изменений в механизм государственной поддержки отрасли.

ВТО, Вологодская область, сельскохозяйственное производство, экономические риски, пути развития регионального АПК.

Марина Николаевна ИВАНОВА

начальник управления экономической политики Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области m.ivanova@vologda-agro.ru

В сельском хозяйстве Вологодской области, являющемся одной из базовых отраслей экономики, производится порядка 4% валового регионального продукта, занято 4,5% общей численности работающих. На сельских территориях проживает около 30% общей численности населения.

В 2011 году всеми категориями сельхозтоваропроизводителей области произведено продукции на сумму 23,3 млрд. рублей, в том числе: продукции растениеводства

— 8,2 млрд. рублей, животноводства —

15,0 млрд. рублей.

В структуре производства сельхозпродукции на долю сельхозорганизаций приходится 68,5% общего объема, крестьянских (фермерских) хозяйств — 2,9%, населения — 28,6% (рис. 1).

Сельскохозяйственные товаропроизводители обеспечивают населению области возможность потребления основных продуктов питания в соответствии с рациональными нормами (за исключением мяса и овощей; рис. 2).

Сельскохозяйственные организации области являются основными производителями молока (90%), мяса (83%), яйца (97%)

Рисунок 1. Структура производства продукции сельского хозяйства Вологодской области

2007 год 2011 год

и зерна (96%). Картофель и овощи производятся преимущественно личными подсобными хозяйствами населения (74 и 82% соответственно). Таким образом, задачу обеспечения продовольственной безопасности области решают прежде всего сель-хозорганизации.

Усиление конкуренции в связи со вступлением России в ВТО негативно отразится в первую очередь на общественном сельскохозяйственном секторе, который не только несет основную нагрузку по обеспечению продовольственной безопасности, но и обеспечивает 21,4 тыс. человек рабочими местами со среднемесячным доходом 13845 рублей (в 2011 году).

Ситуацию могут чрезвычайно усугубить существующие в сельскохозяйственных организациях проблемы, а именно малая доходность, высокая закредито-ванность, недостаточная государственная поддержка, слабая обеспеченность техническими средствами и, как следствие, низкая эффективность производства.

239 сельскохозяйственных организаций области, представивших в отраслевой департамент бухгалтерскую отчетность за 2011 год, получили следующие результаты (рис. 3):

• выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, работ, услуг составила 13706,8 млн. рублей (118% к 2010 году);

• себестоимость продаж сельхозпродукции — 12841,0 млн. рублей (122%);

• прибыль до налогообложения (с учетом субсидий) — 654 млн. рублей (83,8%).

В условиях постоянно растущих тарифов на энергоносители, минеральные удобрения, корма и другие материально-технические ресурсы значительно возросла кредиторская задолженность организаций. Кроме того, испытывая острый дефицит собственных оборотных средств, они всё в большем объеме привлекали кредитные и заемные средства.

По итогам 2011 года совокупная ссудная задолженность сельхозорганизаций

Рисунок 2. Производство и потребление основных видов продуктов питания в расчете на душу населения в год, кг

Вологодская область

600

500 -

400 -

300 -

200

100

Российская Федерация

300 -

200 -

100 -

287

269

260

69 70

52

ІШ

95 103 101

ПТ1

молоко и мясо и яйцо и картофель овощи

молокопродукты мясопродукты яйцепродукты

□ Производство

□ Потребление

□ Медицинская норма

0

0

области составляет 11,9 млрд. рублей (долгосрочная и краткосрочная), или 77% всей валовой выручки, а по некоторым организациям превышает её. Почти 8% выручки ежегодно направляется на уплату процентов по привлеченным кредитам и займам — это 1,1-1,2 млрд. рублей, что сопоставимо с объемом всей государственной поддержки отрасли из средств федерального и областного бюджетов (таблица).

Данные расходы учитываются в «прочих расходах» организаций и наравне с субсидиями («прочие доходы») влияют на конечный результат — прибыль организаций.

По итогам 2011 года удельный вес прибыльных организаций составил 67%, сумма прибыли в них — 1065,7 млн. рублей. Сумма убытка 78 убыточных организаций достигла 411,7 млн. рублей, что больше, чем в 2010 году, в 2,1 раза.

Рисунок 3. Анализ финансовой устойчивости сельхозорганизаций Вологодской области

Млн. руб. 16000

14000

12000 -

10000

8000 -

6000

4000

2000

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, товаров и услуг Прибыль (убыток) до налогообложения В т.ч. за счет субсидий

Долгосрочная кредиторская задолженность Краткосрочная кредиторская задолженность

0

Расходы на обслуживание привлеченных кредитных ресурсов сельхозорганизациями Вологодской области в 2008 - 2011 гг.

Направления расходов 2008 2009 2010 2011 2011 год в % к 2008 году

Обслуживание сельхозорганизациями кредитов и займов - всего, млн. рублей 795,9 1064,9 1272,1 1205,1 151

В том числе: долгосрочных 466,7 569,7 756 718,9 154

краткосрочных 329,2 495,2 516,1 486,2 148

Причем среди прибыльных организаций (161) преобладают организации с прибылью до 5 млн. рублей (119), в их числе 56 организаций с прибылью до 1 млн. рублей (рис. 4). Такая доходность ведет к сужению производства и повышает риски для обеспечения всей деятельности организаций.

Управлением экономической политики Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области, исходя из сложившихся условий, проанализирован ряд показателей (21) на предмет соответствия их значений нормативным (рекомендуемым) либо оптимальным

Рисунок 4. Распределение сельхозорганизаций Вологодской области по сумме полученной прибыли до налогообложения

2007 год

7%

57%

■ Убыточные (87 хозяйств)

■ С прибылью до 5 млн. руб. (177 хозяйств)

■ С прибылью от 5 до 10 млн. руб. (27 хозяйств) И С прибылью свыше 10 млн. руб. (22 хозяйства)

2011 год

11%

50%

■ Убыточные (78 хозяйств)

Л С прибылью до 5 млн. руб. (119 хозяйств)

■ С прибылью от 5 до 10 млн. руб. (16 хозяйств) Я С прибылью свыше 10 млн. руб. (26 хозяйств)

значениям финансовой устойчивости, эффективности (результативности) и технического обеспечения деятельности сельскохозяйственных организаций.

В зависимости от суммарного значения балльной оценки этих показателей организации распределены по пяти группам риска:

■ 1 группа (до 50 баллов) — имеются риски в пределах допустимых значений;

■ 2 группа (от 50 до 80) — повышенные риски;

■ 3 группа (от 80 до 120) — высокие риски;

■ 4 группа (свыше 120) — сверхвысокие риски;

■ 5 группа — организации, которые прекратили производственную деятельность либо находятся в стадии ликвидации, финансовое оздоровление которых практически невозможно.

Суммарное число организаций, имеющих высокие риски для продолжения деятельности в новых экономических условиях (с 3-й по 5 группу), по расчетам Департамента составляет 113 единиц, или 47,3% от общего числа организаций. Причём в шести муниципальных районах из 26-ти более 75% организаций имеют высокие и сверхвысокие риски, а в двух районах — все сельхозорганизации.

В организациях, имеющих высокие и сверхвысокие риски, среднегодовая численность работников в 2011 году составляла 4960 человек (23% численности работников сельхозорганизаций области), их среднемесячная заработная плата — 11 227 рублей. В этих организациях используется 42% сельскохозяйственных угодий сельхозорганизаций области, в т.ч. 39% пашни (173,1 тыс. га), содержится 23% поголовья крупного рогатого скота, в т.ч. 25% коров (18,6 тыс. голов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2011 году в этих организациях было произведено 25% зерна, 54% льнотресты, 20% молока, 10% мяса, 49% яиц от объемов производства сельхозорганизаций области. Удельный вес задолженности таких организаций по долгосрочным кредитам и займам составлял на 1 января 2012 года 39%, по краткосрочным кредитам и займам

— 34%. Ситуация продолжала ухудшаться и в текущем году в связи с сокращением государственной поддержки (на 20% — из федерального бюджета и на 34,5% — из областного бюджета).

В этих условиях, принимая за критерий прогноза развития ситуации уровень государственной поддержки отрасли, можно просчитать, что при его дальнейшем снижении треть сельскохозяйственных организаций будет доведена до банкротства и без наложения всех условий и требований ВТО. В результате этого общественное мелкотоварное производство, размещенное в периферийных районах области, необходимое в большей степени для обеспечения занятости и доходов сельского населения и реализации социального контроля за территориями, прекратит свое существование.

В случае сокращения уровня господдержки сельхозтоваропроизводители области уже в 2013 году смогут провести яровой сев зерновых культур на площади не более 110 тыс. га, посев льна — 1,7 тыс. га; площади под картофелем и овощами удастся сохранить на том же уровне — порядка 20-21 тыс. га (с учетом личных подворий). Валовые сборы при этих посевных площадях составят: зерна—не более 153,2 тыс. тонн (62,5% к 2011 году), картофеля — 233,3 тыс. тонн (87,5% соответственно), овощей —

57,1 тыс. тонн (94,3%), льносемян — 0,2 тыс. тонн (45%), льноволокна — 1,2 тыс. тонн (42,9% к 2011 году).

В животноводстве удастся обеспечить объемы производства молока не более чем 430 тыс. тонн (96,3% к 2011 году), мяса

скота и птицы в живом весе — не более 67 тыс. тонн (89,3% соответственно). Данные объемы будут следствием сокращения поголовья коров в общественном секторе на 2,5 тыс. голов, в 2014 году — на 5,3 тыс. голов, в 2015 году — еще на 6 тыс. голов (до 73 тыс. голов). В результате производство молока во всех категориях хозяйств в 2015 году может составить 370 тыс. тонн (-76 тыс. тонн к 2011 году).

Дальнейшее сокращение государственной поддержки может привести к повальной ликвидации общественного сельскохозяйственного производства в 18 районах области (рис. 5). Это обусловит высвобождение свыше 5 тыс. работающих в сельском хозяйстве, что, в свою очередь, приведет к росту расходов бюджета на выплату социальных пособий и предоставление различных льгот малоимущим гражданам. Доходы работников сельского хозяйства в 2011 году составляли в целом 668,3 млн. рублей — это налогооблагаемая база по НДФЛ, следовательно, в бюджеты не поступит свыше 86 млн. рублей данного налога.

Вследствие отмеченных процессов возникнет угроза продовольственной безопасности области, так как производство основных видов сельскохозяйственной продукции не будет соответствовать необходимым нормам потребления в расчете на душу населения (рис. 6).

Судя по данным рисунка, в 2020 году, в условиях ВТО, при минимальном уровне господдержки отрасли собственное производство основных продуктов питания на душу населения снизится в среднем на 30%, данные показатели окажутся ниже рациональных норм потребления. При максимальном уровне господдержки сохранятся положительные темпы производства сельхозпродукции и пищевых продуктов, будут сохранены рабочие места и социальный контроль за обширными территориями области.

Рисунок 5. Прогноз развития АПК Вологодской области к 2020 году в условиях членства России в ВТО (с минимальной господдержкой отрасли)

Вытегорский

I

'

Ваш ки некий

V

Вожегодский

, Верховажский Ларногский /Нюксенски^

г \ Белозерский * -ч.

[ Бабаевский ( ^ Кириллов-^ усть.

Кубинскийуу

^ский ^

Кадуйский (|Н

/С / ) \Волог°Дский -'-Междуреченский

^Іагодощен-Сч^У (ШекснинЛ-. -

>'"»|| \.іии ) ¡йайй/“

Сокольский ■.

Велико-

Устюгский

Кичменгско-

Городецкий

Никольский

Устюженский

Череповецкий

С Грязовецкий

относительно высокий уровень развития (4 пригородных района центральной зоны)

средний уровень (4 района: Кирилловский, Сокольский, В.-Устюгский, Тарногский)

низкий уровень (остальные 18 районов области, где сельское хозяйство сохранится в личных подворьях и КФХ по типу семейных ферм)

Рисунок 6. Прогноз производства основных продуктов питания на 1 жителя Вологодской области в условиях ВТО при различных уровнях господдержки сельского хозяйства

700 и

600 -

500 -

400 -

300 -

200 -

100 -

586

454

70 77

41

222

237

120

55

32

молоко и мясо и мясопродукты

молокопродукты

яйцо, штук картофель

овощи

0

□ 2011г. □ Норма □ 2020 (при миним. господдержке) П 2020 (при максим, господдержке)

В целях минимизации отрицательных последствий членства России в ВТО для агропромышленного комплекса Вологодской области Департаментом сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли по поручению Губернатора области от 11 марта 2012 года №13-СОВ, в соответствии с постановлениями Правительства области от 25 апреля 2011 года №422 и от 22 декабря 2011 года №1629, разработан проект государственной программы «Развитие АПК и потребительского рынка Вологодской области на 2013 — 2020 годы».

Проектом предусматривается комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию. Сохранить положительную динамику развития отрасли, создать условия для её скорейшего перевода на новую технологическую основу, повышения ее конкурентоспособности будет возможно только при обеспечении полноценного финансирования государственной программы (потребность в бюджетных средствах на 2013 год составляет 2390,7 млн. рублей).

В качестве мер государственной поддержки производителей молока (подавляющее число сельхозорганизаций области) предлагается введение новых субсидий: на возмещение части затрат на производство молока (товарное молоко высшего и первого сорта). Введение субсидий на возмещение части затрат на приобретение кормозаготовительной техники будет стимулировать сельхозпроизводителей к переводу производства на новый технологический уровень. Для государственной поддержки специализированных организаций в отраслях свиноводства и птицеводства предлагается введение субсидий на возмещение части затрат на приобретение комбикормов. Поддержка предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, в

первую очередь молокоперерабатывающих предприятий районного звена, позволит сохранить их финансовую устойчивость в условиях возросшей конкуренции, наращивать производственные мощности, развивать логистику и способствовать продвижению товаров с высокой добавленной стоимостью под единым брендом «Настоящий Вологодский продукт».

Кроме того, для преодоления возможных негативных последствий членства России в ВТО потребуется: на федеральном уровне — продление действия ряда налоговых льгот для сельхозтоваропроизводителей (в частности, нулевая ставка налога на прибыль); на региональном уровне — сохранение для всех организаций АПК области льготы по освобождению от уплаты налога на имущество и транспортного налога.

Для повышения инвестиционной привлекательности отраслей АПК области предлагается также рассмотреть возможность предоставления налоговых каникул сроком до 5 лет для организаций АПК, реализующих инвестиционные проекты, имеющие высокую социально-экономическую значимость.

Предлагаемые меры будут способствовать повышению финансовой устойчивости организаций агробизнеса, минимизируют риски банкротства и ликвидации общественного сельскохозяйственного производства и, следовательно, предотвратят рост безработицы и социального напряжения на обширных территориях области. В то же время экономическая активность самих организаций АПК, использование ими своих скрытых резервов, экономия материальных затрат, более смелое внедрение прогрессивных и инновационных технологий позволят получить значительно больший эффект и поднять отрасль на принципиально новый уровень развития.

Литература

1. Агропромышленный комплекс и потребительский рынок Вологодской области в цифрах / Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области. — Вологда, 2012. - 84 с.

2. Анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций Вологодской области за 2011 год / Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области. — Вологда, 2012. — 160 с.

3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы: утв. пост. Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/law/ review/ 77253/ html.

4. Государственная программа развития агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 — 2020 годы (проект) [Электронный ресурс] / Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области. — Режим доступа: http://www. vologda-agro.ru / images / stories / Information / Other_documents /00018.pdf.

5. Наумкин, А.В. Совершенствование форм и методов господдержки развития сельского хозяйства в условиях вступления России в ВТО / А.В. Наумкин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2012. — №3. — С. 33-37.

6. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2011 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы»: утв. распор. Правительства Российской Федерации от 01.06.2012 №881-р [Электронный ресурс] / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. — Режим доступа: http://www.mcx.ru / /navigation/docfeeder/show/342.htm.

7. Стратегия развития агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области до 2020 года: утв. пост. Правительства Вологодской области от 30.05.2011 №591 // Красный Север. — 2011. — №102.

8. Узун, В. Оценка последствий присоединения России к ВТО для производителей сельхозпродукции / В. Узун // Экономика сельского хозяйства России. — 2012. — №8. — С. 12-18.

9. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru /law/review/77253/ html.

10. Холод, Л. Присоединение России к ВТО и развитие агропромышленного комплекса / Л. Холод // Экономика сельского хозяйства России. — 2012. — №6. — С. 22-25.

11. Эльдиева, ТМ. Совершенствование программно-целевого метода решения проблем регионального АПК / Т.М. Эльдиева // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2011. — №10. — С. 12-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.