Научная статья на тему 'Сельское хозяйство Вологодской области накануне присоединения России к ВТО'

Сельское хозяйство Вологодской области накануне присоединения России к ВТО Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
993
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / WTO / VOLOGDA OBLAST / AGRICULTURAL PRODUCTION / EFFICIENCY / PROBLEMS OF DEVELOPMENT / FOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Анищенко Николай Иванович, Иванова Марина Николаевна, Бильков Валентин Алексеевич

В статье представлены основные проблемы развития сельского хозяйства Вологодской области, необходимость ускоренного решения которых в условиях присоединения к ВТО обостряется. Авторы рассматривают возможности региона в обеспечении продовольственной безопасности, обозначают главные направления практических действий органов региональной власти и управления для преодоления угроз, которые могут возникнуть в аграрном секторе областной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agriculture of the Vologda Oblast on the eve of Russia's accession to the World Trade Organisation

Federal authorities consider Russia's joining the WTO as the step of paramount importance, which will give an impetus to the modernization of national economy. At the same time, it is acknowledged, that Russia's accession to the WTO will lead to serious complications in the functioning of certain real sector branches. First of all, it concerns agriculture and the provision of the country's food security. As a matter of fact, national economy considerably lags behind the developed countries in the issues of productivity and competitiveness. Despite the fact that the WTO norms and regulations will be introduced gradually, the fundamentally new economic and organizational-legal environment is being created for Russian agribusiness. This article presents the main problems of the Vologda Oblast agricultural development, the rapid solution of which becomes even more important in the conditions of joining the WTO. The authors also consider the region's opportunities of food security provision. In general, the problems raised in the article, highlight the main directions of the necessary activities of regional authorities and handling the threats that may emerge in the agricultural sector of the Oblast economy under the conditions of Russia's membership in the WTO.

Текст научной работы на тему «Сельское хозяйство Вологодской области накануне присоединения России к ВТО»

ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

УДК 338.43(470.12) © Анищенко Н.И., Иванова М.Н., Бильков В.А.

Сельское хозяйство Вологодской области накануне присоединения России к ВТО

В статье представлены основные проблемы развития сельского хозяйства Вологодской области, необходимость ускоренного решения которых в условиях присоединения к ВТО обостряется. Авторы рассматривают возможности региона в обеспечении продовольственной безопасности, обозначают главные направления практических действий органов региональной власти и управления для преодоления угроз, которые могут возникнуть в аграрном секторе областной экономики.

ВТО, Вологодская область, сельскохозяйственное производство, эффективность, проблемы развития, продовольственная безопасность.

Николай Иванович АНИЩЕНКО

кандидат экономических наук, начальник Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области

Марина Николаевна ИВАНОВА

начальник управления экономической политики Департамента

Валентин Алексеевич БИЛЬКОВ

доктор сельскохозяйственных наук, доцент, начальник сектора

управления Департамента

[email protected]

Вступление России во Всемирную торговую организацию рассматривается федеральными органами власти в качестве важнейшей меры, которая подстегнет модернизацию национальной экономики. Вместе с тем признается, что присоединение России к ВТО приведет к серьезным осложнениям в функционировании отдельных отраслей реального сектора. Это связывается прежде всего с сельским хозяйством и обеспечением продовольственной безопасности страны. Дело в том, что в этой сфере отечественная экономика существенно уступает развитым странам по производительности и конкурентоспособности.

И хотя нормы и правила ВТО будут вводиться поэтапно, для агробизнеса России создается принципиально новая экономическая и организационно-правовая среда деятельности.

Актуальные проблемы развития сельского хозяйства области

Отрасль сельскохозяйственного производства Вологодской области на начало 2011 года представляли 480 сельскохозяйственных организаций (включая подсобные хозяйства предприятий, организаций, учебных заведений), 2363 крестьянских (фермерских) хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей, и 258,9 тысячи индивидуальных хозяйств (личных подсобных хозяйств населения).

На сельских территориях проживает 29% населения области. В сельхозпроиз-водстве занято 7% от числа занятых в экономике региона [1, 8].

Располагая 0,6% сельскохозяйственных угодий Российской Федерации, область производит 0,7% валовой продукции сельского хозяйства страны. По объему продукции, произведенной сельхозорганиза-циями в 2011 году в расчете на 1 жителя, область занимает в России 3 место по молоку; 8-е — по яйцу; 24 место — по мясу.

Вместе с тем подчеркнем, что отрасль функционирует в сложных экономических условиях, которые определяются дефицитом финансовых ресурсов сельскохозяйственных товаропроизводителей, устаревшей материально-технической базой сельского хозяйства, неблагоприятными соотношениями цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, а также другими неблагоприятными факторами, многие из которых сформировались в процессе перехода к рыночному типу хозяйствования [5]. В результате агроресурсный потенциал области используется далеко не в полной мере.

Ключевой проблемой является низкая эффективность использования сельскохозяйственных земель. За 20 лет рыночных реформ из хозяйственного оборота выбыло 106 тыс. га пахотных угодий, а доля пашни, занятой посевами сельскохозяйственных культур, сократилась с 95,7 до 60% (табл. 1).

Таблица 1. Динамика площадей сельскохозяйственных угодий в хозяйствах всех категорий, на конец года, тыс. га

Показатели 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2011 г. к 1990 г., в %

Сельхозугодья, всего 1369 1335 1189 1141 1096 1089 79,5

Из них пашня 851 847 792 764 748 745 87,5

в т.ч. занято посевами 815 757 686 542 478 446 54,7

Доля пашни под посевами, % 95,7 89,4 86,6 70,9 63,9 60 -35,7п.п.

Естественные сенокосы и пастбища 468 469 357 326 295 291 62,2

Прочие 50 19 40 51 53 52 104,0

Идет процесс снижения плодородия земель. Одним из факторов, сдерживающих развитие отраслей растениеводства, является неудовлетворительное физико-химическое состояние почв (избыточная кислотность и увлажненность, отрицательный баланс питательных веществ и гумуса и др.), которое может быть улучшено посредством реализации комплекса специальных мероприятий, но действий в этом направлении осуществляется крайне недостаточно (табл. 2).

За годы реформ общий объем вносимых органических удобрений сократился в 8,3 раза, минеральных удобрений — в 7,5 раза, а в расчете на 1 га посева — соответственно в 4 и 3,5 раза; практически прекратилось известкование кислых почв (площади известкования уменьшились в 135 раз). Из-за недостатка финансовых ресурсов одновременно происходит разрушение ранее созданных мелиоративных систем.

Проблема воспроизводства основных фондов и обеспеченности техникой. Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства в 2010 — 2011 годах росли в меньшей степени, чем в других отраслях АПК области.

Динамика инвестиций, показанная в таблице 3, представлена в текущих ценах каждого года, а в сопоставимой оценке роста инвестиций не обнаруживается.

Объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства существенно отстает от той потребности, которая необходима для восстановления выбывающих фондов (прежде всего, сельскохозяйственной техники) и их качественного обновления (табл. 4).

Вследствие высоких цен на технику и оборудование уровень технической оснащенности сельхозпредприятий падает, что обусловливает несвоевременное и некачественное проведение сезонных полевых работ, несоблюдение технологий и в конечном счете низкую урожайность сельскохозяйственных культур.

Проблема обеспеченности кадрами. Несмотря на наличие в сельской местности значительного количества незанятого трудоспособного населения, сельскохозяйственные предприятия испытывают дефицит квалифицированных кадров всех категорий — от руководителей до рабочих (табл. 5).

Таблица 2. Объемы работ по повышению плодородия почв сельхозугодий Вологодской области

Показатели Год 2011 г. к 1990 г., раз

1990 1995 2000 2005 2010 2011

Внесение органических удобрений

Всего, тыс. тонн 7770 3695 1653 1249 922 936 8,3

На 1 га посева, тонн 10,1 5,5 2,6 2,5 2,3 2,5 4,0

Внесение минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ)

Всего, тыс. тонн 118,4 22,5 26,3 14,7 13,7 15,8 7,5

На 1 га посева, кг д.в. 144 32 42 28,5 34,0 41,5 3,5

Известкование кислых почв

Всего, тыс. га 108,0* 8,8 4,7 2,2 1,4 0,8 135

* В среднем за период 1986 - 1990 годов.

Таблица 3. Динамика инвестиций в основной капитал АПК Вологодской области в 2000 - 2011 годах, млн. руб. (в фактически действующих ценах)

Показатели Год 2011 г. к 2000 г., раз

2000 2001 2002 2005 2008 2010 2011

Инвестиции в АПК, всего 745,8 973 1024,6 2406,4 3196,6 2845,0 3029,0 4,1

В т.ч. сельское хозяйство 435,2 593,4 775,8 1075,6 2242,9 1765,5 2153,5 4,9

Доля сельского хозяйства, % 58,4 61,0 75,7 44,7 70,2 62,1 71,1 X

Таблица 4. Наличие технических средств в сельскохозяйственных организациях Вологодской области, единиц на конец года

Виды техники Год 2011 г. к 2000 г., в %

2000 2001 2002 2005 2008 2009 2010 2011

Тракторы 10417 9686 9218 6722 5055 4699 4397 3907 37,5

Сеялки 1527 1315 1246 1083 788 731 690 549 36,0

Зерноуборочные комбайны 1458 1361 1321 937 698 655 579 554 38,0

Льноуборочные комбайны 307 246 218 109 74 76 64 60 19,5

Кормоуборочные комбайны 886 906 892 729 539 539 496 436 49,2

Пресс-подборщики 1108 1061 1023 775 568 526 516 462 41,7

Таблица 5. Потребность, наличие и дефицит руководящих работников и специалистов сельскохозяйственных организаций Вологодской области по состоянию на 01.01.2012 года

Наименование должностей Потребность по штату, чел. Наличие, чел. Дефицит, чел. Укомплектованность, %

Руководящие работники и специалисты, всего 4636 4345 291 93,7

В том числе: - руководители организаций 247 245 2 99,2

- главные специалисты, всего 993 887 106 89,3

Из них: агрономы 134 105 29 78,4

Зоотехники 169 154 15 91,1

Ветврачи 125 111 14 88,8

Инженеры 159 147 12 92,5

Экономисты 114 93 21 81,6

Бухгалтеры 226 220 6 97,3

Прочие 66 57 9 82,6

- специалисты всех специальностей (кроме главных) 2109 1984 125 94,1

- руководители среднего звена 750 726 24 96,8

- работники служб по управлению персоналом 95 91 4 95,8

- прочие 442 412 30 93,2

По состоянию на начало 2012 года лишь 54% руководителей хозяйств имели высшее образование, а у 13% из них не было даже специального образования. Из 3793 фактически работающих специалистов 2395 чел. (63%) не имеют высшего образования, 453 человек (12%) относятся к лицам пенсионного возраста. Наибольший дефицит главных специалистов отмечается среди агрономов, экономистов и зоотехников.

Существующий в настоящее время и прогнозируемый в среднесрочной перспективе дефицит квалифицированных специалистов в аграрном секторе области определяется достаточно сильной межотраслевой конкуренцией и его низкой конкурентоспособностью на рынке труда (заработная плата

в сельском хозяйстве за 2011 год составила 69% к среднеобластному уровню). В связи с этим необходима реализация системы кардинальных мер со стороны государства по предоставлению выпускникам вузов, техникумов и других учебных заведений социальных гарантий и льгот [4, 8].

Проблема высоких издержек производства в сельскохозяйственных предприятиях. Издержки производства и реализации в сельскохозяйственных предприятиях области в расчете на единицу продукции в силу целого ряда объективных и субъективных причин существенно выше, чем цены реализации, что обусловливает убыточность и низкую рентабельность производства в аграрной сфере (табл. 6).

Таблица 6. Соотношение себестоимости производства и цены реализации основных видов сельскохозяйственной продукции в Вологодской области, руб. / тонну

Виды продукции 2010 год 2011 год

Себестоимость продукции (производственная) Цена реализации Разница цены реализации и себестоимости _о 35 _ абзац су тзз ние елб р Себестоимость продукции Цена реализации Разница цены реализации и себестоимости _о 35 _ абзац су тзз ние елб р

Зерно 7141 5142 -1999 -4,9 6475 6355 -120 4,8

Картофель 5062 8908 + 3846 51,1 4209 12103 +7894 97,8

Молоко 11507 14979 +3472 21,5 12891 16988 +4097 20,1

Мясо КРС 105827 56132 -49695 -32,5 120357 65695 -54662 -29,6

Мясо свиней 64905 68959 +4054 13,0 77571 69742 -7829 -8,1

Мясо птицы 42466 57861 +15395 18,2 49593 70572 +20979 4,8

Яйца, руб./1000 штук 2060 2309 +249 20,6 2072 2308 +236 21,1

Таблица 7. Динамика качества сырого молока, реализованного хозяйствами Вологодской области

Показатели Годы 2011 +, -к 2000

2000 2005 2006 2009 2010 2011

Реализовано молока, всего, тыс. тонн 282,6 360,7 382,4 403,0 392,3 410,3 +127,7

В том числе: высшим и 1-м сортом, % 84,6 95,3 93,8 88,8 94,6 95,3 +10,7

2-м сортом, % 14,4 4,5 5,8 10,7 5,2 4,6 -9,8

В основном это вызвано нарастающим год от года диспаритетом цен на ресурсы производства и сельскохозяйственную продукцию.

В связи с неблагоприятным рыночным ценовым соотношением между продукцией сельского хозяйства и материально-техническими ресурсами, потребляемыми отраслью, сельхозпредприятия вынуждены привлекать все в больших объемах кредитные и заемные средства. В результате растет задолженность предприятий. Например, кредиторская задолженность за период с 2000 года выросла в 2,9 раза (с 1636,5 млн. руб. до 4728,0 млн. руб. на конец 2011 года), задолженность по краткосрочным кредитам и займам — в 59 раз (с 86,3 млн. руб. до 5088,3 млн. руб. соответственно), долгосрочная кредиторская задолженность по кредитам и займам сельхозпредприятий — в 17,9 раза (с 381,2 млн. руб. до 6812,3 млн. рублей соответственно).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По итогам 2011 года сельхозорганиза-ции области, представившие в Департамент бухгалтерскую отчетность, получили выручку от реализации продукции, работ, услуг в сумме 15,4 млрд. рублей (117% к уровню 2010 года); прибыль до налогообложения составила 0,65 млрд. рублей (83,8%), в том числе за счет субсидий, отнесенных на прибыль, — 1,06 млрд. рублей; рентабельность — +4,5% с учетом субсидий и -2,8% без субсидий. Таким образом, без государственной поддержки отрасль продолжает оставаться убыточной [7, 9].

Проблема качества производимой и реализуемой продукции. Качество продукции существенно влияет на ее реализационную цену. Вместе с тем, до сих пор качество реализуемой продукции не является стабильным (табл. 7).

Присоединение России к странам-членам ВТО требует повышения качества реализуемой продукции. От этого будет во

многом зависеть ее конкурентоспособность на продовольственном рынке, а следовательно, и перспективы сельскохозяйственных организаций [2].

Проблема неплатежеспособности сель-хозорганизаций. Суммарный удельный вес неплатежеспособных предприятий третьей группы (неплатежеспособные, требующие нерыночных мер воздействия для улучшения своего финансово-экономического положения), четвертой группы (несостоятельные и неспособные управлять имуществом) и пятой группы (хозяйства-банкроты, где отсутствует товарное производство) в общих областных показателях составляет: по числу предприятий — 39,9%, численности работников — 39,6%, площади пашни — 43,2%, по стоимости основных производственных фондов—41,1% (табл. 8).

Таким образом, почти 40% хозяйств области являются неплатежеспособными, требующими той или иной формы государственной поддержки. В условиях функ-

ционирования сельхозорганизаций при присоединении России к ВТО потребуется определить и реализовать дополнительные меры по сокращению числа убыточных и неплатежеспособных хозяйств [4, 5].

Проблема развития сельского хозяйства в периферийных районах области. Следствием действия рыночных механизмов при несовершенстве мер государственного регулирования явилось резкое усиление территориальной дифференциации в развитии сельского хозяйства области. Если сельское хозяйство четырех пригородных районов (Вологодский, Грязовецкий, Череповецкий и Шекснинский) в 1990 году производило 50% валовой продукции, получало 46% прибыли, то в 2010 году эти показатели достигли 62 и 77% соответственно по прибыльным хозяйствам. Сельхозпредприятия данных четырех районов получили в 2010 году из бюджетов всех уровней 65% субсидий, отнесенных на прибыль (табл. 9).

Таблица 8. Количество и обеспеченность основными ресурсами неплатежеспособных сельхозорганизаций области на 01.01.2011 года

Показатели Всего по области В том числе неплатежеспособные Доля хозяйств III, IV, V групп в общих показателях области, %

III группа IV группа V группа Итого III, IV, V группы

Количество хозяйств 258 40 53 10 103 39,9

Численность работников, тыс. чел. 22,3 4,5 4,3 0,03 8,83 39,6

Площадь пашни, тыс. га 437 91,9 91,7 5,3 188,9 43,2

Стоимость основных производственных фондов, млн. руб. 18967 4376,6 3416,2 0,7 7793,5 41,1

Таблица 9. Показатели территориальной дифференциации в развитии сельского хозяйства Вологодской области в 1990 и 2010 годах

Районы Доля районов в областных показателях, %

Площадь сельхозугодий Стоимость валовой продукции Прибыль до налогообложения сельхозорганизаций Субсидии, отнесенные на прибыль сельхоз-организаций

1990 2010 1990 2010 1990 2010 1990 2010

Пригородные районы: Вологодский, Грязовецкий, Череповецкий, Шекснинский 28 29 50 62 46 77 X 65

Остальные 22 района области 72 71 50 38 54 23 X 35

Всего по области 100 100 100 100 100 100 X 100

В свою очередь, на долю остальных 22 районов, где проживает 65% жителей села, приходится всего 38% производства продукции сельского хозяйства и 35% государственной поддержки.

На долю 22 периферийных районов приходится лишь 39% молока и 12% мяса скота и птицы, реализуемых сельскохозяйственными организациями области.

В половине из этих районов отмечается процесс стихийного сползания сельского хозяйства на экстенсивный путь развития и постепенной ликвидации в них отдельных отраслей сельского хозяйства. В 18 районах области хозяйственная деятельность связана исключительно с молочным скотоводством. При этом в 11 районах плотность коров составляет менее 10 голов в расчете на 100 гектаров сельхозугодий, а в Бабушкинском, Бабаевском, Вытегор-ском и Кадуйском районах на одного работника сельского хозяйства приходится не более трех дойных коров.

Если в пригородных районах растут инвестиции в основной капитал, осваиваются новые технологии, реализуются крупные инвестиционные проекты, создаются предпосылки для дальнейшего развития сельского хозяйства, то на большей части остальной территории области деградирует товарное производство сельхозпродукции — основа занятости и источник доходов сельского населения, что предопределяет в перспективе дальнейшее обострение кризисной ситуации.

Сокращение объемов сельскохозяйственного производства в периферийных районах ведет к росту постоянных издержек в расчете на единицу продукции, недозагрузке имеющихся здесь мощностей перерабатывающих предприятий, убыточности и прекращению производственной деятельности некоторых из них, а следовательно, к нежелательным социальным последствиям.

Вопросы продовольственной безопасности

Продовольственная безопасность считается обеспеченной, если:

— на рынке присутствуют продукты питания в объемах, достаточных для гарантированного обеспечения населения не ниже рекомендуемых норм потребления;

— реальные доходы населения позволяют ему потреблять продукты питания в рекомендуемых нормах;

— обеспечено должное качество пищевых продуктов, присутствующих на рынке [6].

В таблице 10 приводятся данные о производстве и потреблении основных видов продовольствия в расчете на душу населения области. Как видно, по ряду продуктов потребление отстает от норм [1, 6, 8].

В решении задач продовольственного обеспечения жителей области особая роль принадлежит мясной и молочной промышленности как жизненно важной сфере агропромышленного комплекса. По данным Вологдастата, эти отрасли обеспечивают 62% областного объема товарного производства пищевой продукции.

Таблица 10. Производство и потребление основных продуктов питания в расчете на 1 жителя Вологодской области в 2010 году, кг

Продукты Производство Потребление Рациональная норма Потребление, в % к норме

Молоко и молокопродукты 368 237 320 - 340 72

Мясо и мясопродукты 42 66 70 - 75 91

Яйцо и яйцепродукты, шт. 488 318 260 199

Картофель 144 86 95 - 100 89

Овощи 44 96 120 - 140 74

Население области потребляет в год:

♦ 148 тыс. тонн цельномолочной продукции (в пересчете на молоко), из них 91% составляет продукция внутриобластного производства;

♦ 4,6 тыс. тонн масла, из них 54% — вологодского производства (ввоз масла из других регионов составляет 46% вследствие влияния ценового фактора);

♦ 4,3 млн. условных банок молочных консервов, из них 88% — вологодская продукция;

♦ 5,2 тыс. тонн сыра, из них 17% — сыры внутриобластного производства (ввоз этой продукции составляет 83% по причине отсутствия необходимых мощностей для ее производства).

Специфика регионального мясного рынка такова, что его основной объем (90%

— колбасные изделия и полуфабрикаты) обеспечивает готовая продукция местных производителей. В то же время для изготовления колбас и полуфабрикатов используется 56% завозного мясного сырья.

По остальным продуктам фактическая обеспеченность населения области внутренними ресурсами (с учетом вывоза) составляет: по яйцу и яйцепродуктам — 64%, картофелю — 98%, овощам и продовольственным бахчевым — 46%, фруктам и ягодам

— 10%, продовольственному зерну — 14%, муке — 71%, хлебу и хлебобулочным изделиям — 70%, рыбе и рыбопродуктам — 13%.

Одним из важных видов продукции, которые не производятся в достаточном объеме на территории области, является продовольственное зерно, направляемое на производство муки. Ввоз данного вида продукции составляет 95 — 100%. Кроме того, в область завозится фуражное зерно

— до 70% потребности в нем.

По продуктам питания, не производимым на территории области, таким как сахар, соль, крупы, растительное масло, договоры о поставках заключаются напрямую хозяйствующими субъектами оптовой торговли. Ценовую и ассортиментную политику оптовики определяют самостоятельно.

В период экономического кризиса им было рекомендовано поддерживать двухмесячный запас данных товаров. Департамент, в свою очередь, осуществляет мониторинг товарных запасов продовольственных товаров длительного срока хранения, ввозимых на территорию области, по состоянию на 1-е число каждого месяца.

По информации Департамента международных, межрегиональных связей и туризма, Вологодская область имеет двусторонние соглашения о сотрудничестве с 33-мя субъектами Российской Федерации, заключено также соглашение с Республикой Беларусь. С каждым субъектом Российской Федерации разрабатываются совместные меры по реализации данных соглашений, предусматривающие организацию взаимодействия в агропромышленном комплексе и поставки продовольственных товаров на региональные рынки.

В сфере обеспечения населения области основными продуктами питания по доступным ценам большое значение придается организации сельскохозяйственных ярмарок. Так, в 2010 году было организовано 89 сельскохозяйственных ярмарок, общий товарооборот которых составил 156 млн. рублей.

В течение 2011 года проведены 83 сельскохозяйственные ярмарки с общим товарооборотом 126,5 млн. рублей в 20 муниципалитетах. Среднее количество торговых точек — 60. По данным органов местного самоуправления области, средние цены на ярмарках в сравнении с ценами в стационарной торговле ниже в среднем на 12%.

Определенную значимость при формировании постоянного сбыта сельскохозяйственной продукции имеют сельскохозяйственные розничные рынки.

Данный сегмент потребительского рынка крайне важен для организации канала прямых (минуя оптовое звено) поставок сельхозтоваропроизводителя потребителю.

3 (21) 2012 Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз

Таблица 11. Действующие в АПК области долгосрочные целевые программы

№ п/п Программа Нормативно-правовой акт об утверждении программы

1. Развитие льняного комплекса Вологодской области на 2009 - 2012 годы Постановление Правительства области от 09.09.2008 № 1719

2. Развитие молочного животноводства Вологодской области на 2009 - 2012 годы Постановление Правительства области от 09.09.2008 № 1727

3. Развитие мясного животноводства Вологодской области на 2011 -2020 годы Постановление Правительства области от 23.08.2010 № 983

4. Социальное развитие села на 2009 - 2012 годы Постановление Правительства области от 09.09.2008 № 1734

5. Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области на 2011 - 2013 годы Постановление Правительства области от 04.10.2010 № 1130

6. Предотвращение распространения сорного растения борщевик Сосновского на территории Вологодской области на 2011 - 2013 годы Постановление Правительства области от 04.10.2010 № 1122

7. Здоровое школьное питание на 2009 - 2015 годы Постановление Правительства области от 09.09.2008 № 1732

8. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в Вологодской области на 2012 -2017 годы Постановление Правительства области от 28.03.2011 № 273

9. Развитие семейных ферм в Вологодской области на 2012 - 2020 годы Постановление Правительства области от 21.09.2011 № 1158

10. Обеспечение качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов в Вологодской области на 2012 - 2020 годы Постановление Правительства области от 21.09.2011 № 1163

Сельское хозяйство Вологодской области накануне присоединения России к ВТО

В настоящее время в реестр розничных рынков включено 27 рынков. По состоянию на 1 января 2012 года общее количество торговых мест на них составило 2598 единиц, из них доля свободных торговых мест — 37,3% (969 мест) от общего количества. Шесть рынков из 27 — это сельскохозяйственные розничные рынки, три из которых открыты в 2011 году (в Усть-Кубинском, Кичменгско-Городецком и Сямженском муниципальных районах). В 2012 году планируются к открытию еще 2 сельскохозяйственных розничных рынка (в Харовском и Междуреченском районах).

Завершая статью, вновь возвратимся к главной проблеме сельского хозяйства области. Это проблема высокой закреди-тованности сельхозтоваропроизводителей. Уже сейчас в господдержке, выделяемой региону из федерального бюджета, наибольший удельный вес занимают субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам.

В Вологодской области совокупная ссудная задолженность сельхозоргани-заций по итогам 2011 года превысила 11,9 млрд. рублей — это почти 77% годовой валовой выручки. Около 8% этой выручки ежегодно направляется на уплату процентов по привлеченным кредитам и займам (то есть 1,1 — 1,2 млрд. рублей в год изымается из оборота, а возмещается из бюджета

— частично и после совершения затрат).

Для повышения конкурентоспособности отечественного агропромышленного комплекса в условиях присоединения России к ВТО Правительству РФ следует пересмотреть механизм выделения субсидий на уплату процентов по привлеченным кредитам и займам.

Возмещение за счет средств федерального бюджета напрямую российским

кредитным организациям выпадающих доходов по кредитам, выданным ими предприятиям агропромышленного комплекса (по аналогии с автомобильными кредитами

— постановление Правительства РФ от 19 марта 2009 года № 244), позволило бы значительно сократить текущие затраты сельхозпроизводителей по обслуживанию кредитов и направить денежные средства на расчеты по прочим текущим обязательствам (заработной плате, налогам, расчетам с кредиторами).

В 2011 году Правительством области была одобрена Стратегия развития агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области до 2020 года [8]. В настоящее время Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли приступил к разработке Государственной программы по развитию АПК области на 2013 — 2020 годы. Основные разделы Программы и направления поддержки соответствуют Государственной программе Минсельхоза России. Рассмотрение и защита Программы в Правительстве области пройдет до 1 августа текущего года.

На сегодня в регионе действуют 10 долгосрочных целевых программ (табл. 11). На их реализацию предусмотрено выделить 455,1 млн. рублей из областного и федерального бюджетов. Всего на поддержку сельского хозяйства из федерального и областного бюджетов в 2012 году предусмотрено выделение 1130,7 млн. рублей.

Таким образом, в области есть достаточно прочная база для того, чтобы обеспечить продовольственную безопасность, и весомые резервы для развития и повышения эффективности аграрного сектора.

Литература

1. Агропромышленный комплекс и потребительский рынок Вологодской области в цифрах / Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области. — Вологда, 2012. - 84 с.

2. Бильков, В.А.Развитие молочного скотоводства в Вологодской области / В.А. Бильков // АПК: экономика, управление. - 2007. - № 2. - С. 34-36.

3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы: утв. пост. Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://law7.ru/regions /national /-2007/page 48.htm.

4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (проект) [Электронный ресурс] / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. - Режим доступа: http: //www.mcx.ru /navigation/ docfeeder/show/342.htm.

5. Закон Вологодской области от 6 декабря 2005 года № 1384-03 «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Вологодской области»: принят пост. Законодательного Собрания Вологодской области от 22.11.2005 № 972 // Красный Север. - 2005. - № 174.

6. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации от 30.01.2010 № 120 // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - № 2. - С. 71-74.

7. Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года: утв. пост. Правительства Вологодской области от 28.06.2010 № 739 // Красный Север. - 2010. - № 89, 92, 95.

8. Стратегия развития агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области до 2020 года: утв. пост. Правительства Вологодской области от 30.05.2011 № 591 // Красный Север. -2011. - № 102.

9. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru / law | review / 77253/ html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.