ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Ш
РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА РЕГИОНА: ПРОГРАМНЫЙ ПОДХОД
А.Н. Анищенко,
аспирант, младший научный сотрудник Института социально-экономического развития территорий РАН (г.Вологда),
В статье отражены результаты проведенного анализа развития молочного скотоводства Вологодской области за 2008-2012 гг. в рамках реализации на территории региона Долгосрочной целевой программы поддержки отрасли.
Ключевые слова: Вологодская область, агропромышленный комплекс, молочное скотоводство, бюджетная поддержка.
УДК 636.2(470.12) ББК 65.325.250(2Рос-4Вол)
Молочное скотоводство занимает особое место в составе агропромышленного комплекса Вологодской области. Значение этой отрасли определяется не только высокой долей ее в общем объеме сельскохозяйственной продукции (в 2011 г. — 64,4%), но и большим влиянием на уровень обеспеченности населения продуктами питания. Так, среди субъектов СЗФО по производству молока в 2012 г. регион занимал второе место (первое место — Ленинградская область — 569,7 тыс.тонн молока, что выше уровня Вологодской области — на 23,3%) [5]. Главным образом это связано с тем, что область находится в благоприятной зоне для развития интенсивного молочного скотоводства и разведения узкоспециализированных пород молочного направления продуктивности.
В последние годы в центре внимания региональных органов власти постоянно находятся проблемы развития животноводства. Так принятие Долгосрочной целевой программы «Развитие молочного животноводства Вологодской области на 2009-2012 годы» (далее — Программа) [6] послужило тому подтверждением и стало одним из механизмов, стабилизирующих положение отрасли.
Целью данной Программы было повышение эффективности производства продукции молочного животноводства на основе интенсивных методов ведения хозяйственной деятельности, внедрения новых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, продовольственную безопасность региона. Основными целевыми показателями являлись: увеличение производства молока к 2012 г. до 453,8 тыс. тонн1 и удоя молока от одной коровы до 4869 кг при стабилизации поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, на уровне 92 тыс. голов. Вместе с тем удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота в 2012 году должен был составлять не менее 26% [6].
Одним из основных факторов производства в молочном скотоводстве является поголовье скота. Рассматривая динамику изменения поголовья коров в Вологодской области с 2008 по 2012 гг.2 можно отметить, что оно сократилось на 16,8%, КРС — на 18,6% и составило 83,1 тыс. голов (ниже Целевого значения показателя 2012 г. на 9,7%).
Развитие молочного скотоводства связано также с закупками племенной породы за рубежом или в отечественных племхозах по лизингу или инвестиционным кредитам.
В целом наибольшая численность скота в регионе чернопестрой породы — 93,6 тыс. голов (69,4%), на втором месте — холмогорской породы 15,7 тыс. голов (11,7%) и на третьем — айршир-ской 12,1 тыс. голов (8,8%). Причем удельный вес чистопородных и четвертого поколения животных в регионе высокий и продолжает расти, и составляет 95% от числа поголовья, коров — 85,6% (по сравнению с 2010 г. породность крупного рогатого скота увеличилась на 1,0%, коров на 4,1%; табл. 1) [2]. Целевые значения данного показателя были перевыполнены более чем в три раза.
Несмотря на снижение численности поголовья коров в регионе за исследуемый период наблюдается стабильная тенденция роста продуктивности коров (рис. 1).
Средний удой молока от одной коровы в сельскохозяйственных организациях области за 2012 г. составил 5527 кг, что на 398 кг (7,8%) выше уровня 2011 г. и на 732 кг (15,3%) 2008 г., в то время как, значение данного показателя по России составляет 3898 кг (ниже уровня данного показателя по Вологодской области на 1629
Таблица 1
Породность и классность крупного рогатого скота Вологодской области, голов
Год 2011 г. в% к 2010 г. В среднем за 2 года
2010 2011
Крупный рогатый скот, из них 128,7 135,0 104,9 131,9
— чистопородных и четвертого поколения 121,7 124,6 102,4 123,2
— элита и элита-рекорд 93,2 90,9 97,5 92,1
Коровы, из них 80,3 76,9 95,8 78,6
— чистопородных и четвертого поколения 65,4 65,8 100,6 65,6
— элита и элита-рекорд 57,2 56,9 99,5 57,1
Источник: Данные Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области по итогам бонитировки крупного рогатого скота в сельхозпредприятиях Вологодской области за 2011 г. Официальных данных за 2012 г. по составу стада КРС региона на момент проведения исследования — нет.
Кг
6000 1 5500 -5000 -4500 -4000
4795
2008 г.
4893
2009 г
4890
2010 г.
5527
5129
2011 г 2012 г
Рис. 1. Продуктивность скота в сельскохозяйственных организациях региона, кг
кг или на 42%). Данный рост обеспечивается за счет наличия во многих хозяйствах достаточного количества кормов, сбалансированного кормления, а также применения кормосмесей.
Следует отметить, что продуктивность скота, содержащегося в племенных хозяйствах, значительно выше продуктивности животных в товарных хозяйствах благодаря уровню племенной работы (рис. 2).
8000
7000
6000
5000
4000
3000
2000
1000
0
4890
5129
5524
6807 6860 .
7252
5694 5826 5951
Сельскохозяйственные
организации
Племенные заводы Племенные репродукторы
■ 2010 г. 2011 г. 22012 г.
Рис.2. Молочная продуктивность коров, кг
В целом, из 36 имеющихся на территории области племенных сельскохозяйственных организаций, продуктивность коров свыше 5000 кг молока достигнута в 31 хозяйстве, в том
39 1
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
числе в 7 хозяйствах свыше 7000 кг молока и в 2 свыше 8000 кг молока.
Несмотря на увеличение молочной продуктивности коров в среднем по области на 398 кг, снизилась жирность молока на 0,03% (в 2012 г. она составила в среднем по области 3,8%), что, в свою очередь, возможно приведет к тому, что без господдержки остается первый сорт молока, т.к. в нем недостаточное содержание жира и белка, и в последствии большая часть денег, выделенных государством на поддержку молочного животноводства, не будет востребована. Поскольку в соответствии с разработанными Российским министерством сельского хозяйства правилами субсидирования мясомолочной промышленности согласно правилам ВТО. При рассмотрении возможностей субсидирования будут учитываться такие факторы, как объемы производства продукции в сравнении с предыдущим годом, его энергетическая ценность, а также интенсивность воспроизводства скота. И лишь соответствующие этим факторам производители молока могут рассчитывать на дотации в размере 1,5 рубля на 1 литр молока [4].
Вместе с тем негативное влияние на развитие отрасли в период с 2010 г. по 2011 г. оказало отсутствие прямой поддержки производителям молока. Так в 2010 г. все сельскохозяйственные организации и крестьянские фермерские хозяйства получали поддержку из областного бюджета в виде субсидий из расчета 3000 руб. в год на 1 условную голову дойного стада (учитывался прирост валового надоя, товарность и качество молока). На эти цели было выделено из областного бюджета 1456,4 млн руб., что позволило лишь приостановить спад поголовья коров.
Еще одним и необходимым условием развития отрасли в регионе является строительство, реконструкция, модернизация и техническое перевооружение животноводческих комплексов, доильно-молочных блоков, обновление породного состава животных.
За годы реализации Программы внедрены новые технологии производства молока с беспривязным содержанием коров и доением в доильных залах в хозяйствах Бабаевского, Грязовецкого, Вологодского, Великоустюгского, Кирилловского, Междуреченского, Усть-Кубинского, Череповецкого и Шекснинского районов. Всего переведено на беспривязное содержание более 12 тыс. коров с доением в доильных залах (28 хозяйств, 33 доильных зала).
В 11 сельскохозяйственных организациях проводится новое строительство животноводческих объектов на 4,7 тыс. скотомест (среди них ООО «Покровское», СА имени Калинина, ЗАО «Племзавод Заря» Грязовецкого района, СХПК ПЗ «Майский», колхоз ПЗ «Родина» Вологодского района, КФХ Юшкевич Н.Ф. Бабаевского района, ЗАО «Агрофирма «Чернеевское» Шекс-нинского района) [3, с. 15].
В целом участниками Программы за 2009-2012 гг. приобретено 837 единиц современной сельскохозяйственной техники и животноводческого оборудования, проведена реконструкция и модернизация 92 животноводческих помещений на 21,9 тыс. скотомест, из них 7 ферм с доильным залом и беспривязным содержанием скота (СПК колхоз Племзавод «Пригородный», СХПК «Нефедотовский», СХПК «Ильюшинский», колхоз Племзавод «Родина» Вологодского района, Племзавод-колхоз «Аврора» Грязовецкого района, СПК (колхоз) «Коминтерн-2» Кирилловского района, ЗАО «Шексна» Шекснинского района).
Однако слабым звеном на большинстве ферм остается система навозоудаления — более 80% навозных транспортеров требуют замены. Состояние 25% объектов животноводства находится в аварийном состоянии, 25% доильного оборудования составляют устаревшие линейные дойки, изношенность машинно-тракторного парка (в 2011 г. — более 60%) не позволяет активно внедрять передовые ресурсосберегающие технологии.
Также наблюдается невыполнение целевых значений Программы в рамках проведения реконструкции 76 животноводческих помещений (за 2009-2012 гг. реконструировано 54 ед.), приобретения свыше 900 ед. современной сельскохозяйственной техники и животноводческого оборудования (к 2012 г. — приобретено 837 ед.; табл.2).
Финансирование программных мероприятий осуществлялось за счет средств федерального и областного бюджетов. Общий объем ресурсного обеспечения Программы составляет 386667,7 тыс. руб., в том числе федеральный бюджет — 9899,1 тыс. руб., областной бюджет — 376768,6 тыс. руб.
Средства на реализацию Программы предоставлялись в виде субсидий по 4 направлениям государственной поддержки молочного животноводства.
1. Субсидии на возмещение части затрат на развитие племенной базы:
— на создание сервисных центров по воспроизводству сельскохозяйственных животных (реконструкция, модернизация и приобретение оборудования) в размере до 50% затрат,
— на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород и коз в размере до 70% затрат;
2. Субсидии на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования, включая затраты на приобретение грузовых автомобилей, цистерн для перевозки молока (на шасси автомобилей и шасси автоприцепов), тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования, выделялись организациям в размере до 50% их стоимости;
3. Субсидии на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт животноводческих помещений, включая затраты на разработку проектно-сметной
Таблица 2
Ожидаемые результаты реализации Программы по окончанию 2012 г.
Наименование показателя План Факт Отклонение фактического значения показателя от планового показателя
абс., +/- отн., %
Ввод основных фондов в объеме, млнруб. более 2500 2965,3 465,3 18,6
Проведение реконструкции животноводческих помещений, ед. 76 54 -22 -28,9
Приобретение современной сельскохозяйственной техники и животноводческого оборудования, ед. свыше 900 837 -63 -7,0
Вложение на 1 руб. бюджетных средств собственных и заемных средств организаций, руб. 11,1 12,6 1,5 13,5
Увеличение уровня заработной платы,% 31 48 17 54,8
В результате роста налогооблагаемой базы дополнительное перечисление участниками Программы налогов в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, млн руб. 623 98,2 -524,8 меньше в 6,3 раза
Поголовье коров во всех категориях хозяйств, тыс. голов 92,0 83,0 -9,0 -9,8
Производство молока, тыс. тонн 461,0 461,9 0,9 0,2
Удой молока от одной коровы, кг 4869 5387 518,0 10,6
Источник: Постановление правительства Вологодской области от 9 сентября 2008 г. № 1727 об утверждении Долгосрочной целевой программы «Развитие молочного животноводства Вологодской области на 2009-2012 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: sup-port2011.mcx.ru/docs/vologodskaya_oblast/1727.doc и расчеты автора.
392
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Ш
Таблица 3
Наиболее важные для сельхозорганизаций Вологодской области меры государственного
регулирования, в% от числа ответивших
Меры государственного регулирования Год
2008 2009 2010 2011 2012
1. Снижение цен на ГСМ 96 100 98 93 96
2. Снижение цен на удобрения 83 80 86 78 89
3. Снижение налогового бремени для товаропроизводителей 76 50 61 50 73
4. Борьба с коррупцией в государственных структурах (взяточничество) 46 23 49 43 24
5. Обеспечение защиты от монополистов — посредников или переработчиков 46 43 40 23 27
6. Ограничение импорта 41 46 30 30 24
7. Совершенствование механизма страхования урожая, включение в систему страхования сельхозтехники и животных 37 27 26 15 16
8. Развитие системы приобретения сельхозтехники на условиях лизинга 33 25 23 43 22
9. Увеличение объемов госзакупок с/х продукции по гарантированным ценам 44 43 23 33 24
10. Списание долга/части долга по кредиторской задолженности 44 30 19 33 22
11. Улучшение инвестиционного климата (введение налоговых, таможенных и прочих льгот при реализации инвестиционных проектов) 41 27 16 13 16
12. Стимулирование интеграционных связей между с/х организациями, переработкой и торговлей (агрохолдинги) 17 18 14 10 11
13. Развитие земельного рынка 13 7 9 8 2
14. Содействие в развитии отраслевых союзов сельскохозяйственных производителей 4 0 2 10 4
документации, выделялись организациям в размере до 50% их стоимости.
4. Субсидии на возмещение части затрат на производство молока3 выделялись организациям исходя из ставки в квартал 1000 руб. (за год — 3000 руб.) и поголовья коров на 1 апреля, на 1 июля и на 1 октября текущего года, рассчитанного с учетом коэффициентов, отражающих эффективность и темпы развития молочного животноводства организации.
В 2009 г. в число участников Программы по вышеуказанным направлениям субсидирования приняты 5 сельскохозяйственных товаропроизводителей Вологодской области, по итогам 2010 г. количество участников составило — 24, по окончанию 2012 г. их число возросло до 45 (рост к 2009 г. — в 9 раз), исключены 2 организации: ООО «Колос» Тотемского района и ООО «Вологда-молоко» Череповецкого района.
Следует отметить, что в результате проведенного нами мониторингового исследования по данной проблеме было выявлено, что в 2012 г. бюджетная поддержка оказывалась 87% сельхозпредприятиям региона, участвовавшим в опросе (ниже уровня 2011 г. на 13 п.п.), однако ее размер 43% ответивших руководителей не удовлетворил, а треть опрошенных — крайне не удовлетворил. Более 70% руководителей отметили, что в 2012 г. их хозяйства получили субсидии на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ), 72% опрошенных с помощью бюджетных средств компенсировали затраты на покупку минеральных удобрений, 56% — выплатили проценты по банковским кредитам.
Выросла доля опрошенных руководителей, которые получили субсидии на поддержку элитного семеноводства (почти в два раза по сравнению с 2011 г.).
В целом, за исследуемый период в молочном скотоводстве Вологодской области, несмотря на существующие проблемы, наметились положительные тенденции, а уровень государственной поддержки отрасли оказывает значимое влияние на эффективность его производственной деятельности. Однако ориентация господдержки преимущественно лишь на субсидирование процентной ставки по кредитам при высоком уровне закредитованности сельхозпроизводителей снизила эффективность принимаемых в рамках реализации Госпрограммы мер.
В связи с этим, можно говорить о том, что существующие на сегодняшний день в молочном скотоводстве Вологодской области проблемы носят системный характер и соответственно требуют пролонгации данной Программы. Также не стоит за-
бывать, что функционирование сельхозорганизаций в условиях Всемирной торговой организации требует дополнительной поддержки отрасли со стороны Правительства.
Результативность действий Правительства РФ в решении агарных проблем руководители сельхозорганизаций, участвующих в опросе в 2012 г. оценили в среднем на 4,4 балла (по десятибалльной шкале; рост показателя к уровню 2011 г. — 2 п.п.); деятельность администрации области — на 4,6 балла (в 2011 г. — 3,5 балла); администрации района — на 4,7 балла (в 2011 г. — 3,3 балла). По мнению ответивших руководителей сельхозорганизаций, результативность деятельности органов власти всех уровней в целом в 2012 г. выросла.
На наш взгляд в целях стабилизации и развития молочного скотоводства в Вологодской области необходимо:
1. На федеральном уровне — увеличить субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, привлекаемым на строительство и модернизацию объектов отрасли а также объемы государственной поддержки на 1 литр (кг) реализованного молока.
2. На региональном уровне — разработать меры по развитию внутрирегиональной системы сбытовой кооперации, направленной на обеспечение доступа производителей молочной продукции к рынкам сбыта и розничной торговле продукцией.
Вместе с тем среди основных шагов, которые будут способствовать улучшению ситуации в аграрном секторе, по результатам проведенного мониторингового исследования опрошенные руководители чаще всего отмечали снижение цен на ГСМ (96%), минеральные удобрения (89%; в 2011 г — 78%) и снижение налогового бремени (73%; табл. 3).
Также, по мнению 27% руководителей, органам власти следует обеспечить защиту сельхозорганизаций от монополистов, 24% считают необходимым принять дополнительные меры по ограничению импорта сельхозпродукции и увеличению объемов госзакупок сельхозпродукции. За борьбу с коррупцией в государственных структурах высказались 24% опрошенных, что в почти в два раза ниже уровня 2011 г. (43%).
Наряду с этим требуется кратное увеличение объемов выделяемых средств со стороны области и государства, в том числе для решения проблем неустойчивого снабжения кормами и повышения цен на них; неэффективного и нерационального использования технологических возможностей и генетического потенциала животных; необходимости технологической модернизация сельскохозяйственных организаций.
Литература
1. Агропромышленный комплекс и потребительский рынок Вологодской области в цифрах / Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области. — Вологда, 2012. — 84 с.
393
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
\Ь
2. Анищенко А.Н. Интенсификация молочного скотоводства региона на основе развития племенной базы // Инновационные технологии в АПК: теория и практика: сборник статей Всерос. науч.-практ. конф. — Пенза: РИО ПГСХА. — 2013. — С. 14-17.
3. Анищенко Н.И. Вологодская область // Молочная промышленность. — 2013. — №4.- С. 15-17.
4. Каждый литр российского молока защитят от ВТО 1 рублем [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://izvestia.ru/ news/536483
5. Официальные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vologdastat.ru:8085/digital/region4/default.aspx
6. Постановление правительства Вологодской области от 9 сентября 2008 г. № 1727 об утверждении Долгосрочной целевой программы «Развитие молочного животноводства Вологодской области на 2009-2012 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: support2011.mcx.ru/docs/vologodskaya_oblast/1727.doc
1 В ред. постановления Правительства Вологодской области от 11.10.2010 г. № 1175
2 Данный период исследования обусловлен рамками реализации Программы.
3 Субсидии данного вида выплачивались только в 2010 г.
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ, ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ АПК АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ*
В.В.Гинтов,
заместитель директора Архангельского НИИ сельского хозяйства Россельхозакадемии,
кандидат экономических наук, [email protected]
Агропромышленный комплекс в значительной мере определяет состояние развития любого региона. Однако современная экономическая ситуация в агропромышленном комплексе характеризуется низкой рентабельностью производства сельскохозяйственной продукции и сложным финансовым состоянием значительной части сельхозтоваропроизводителей. Автором предлагается комплекс мер по выходу отрасли из кризиса.
Ключевые слова: Архангельская область, агропромышленный комплекс, экономика сельскохозяйственного производства
УДК 332.142 (338.43.01/02:470.11) ББК 65.32/65.9 (2 Рос 231)
Агропромышленный комплекс в значительной мере определяет состояние развития Архангельской области, поскольку он тесно взаимодействует по вопросам экономики, ресурсов и производства со многими отраслями народного хозяйства.
Социально-экономический уровень развития региона определяется многими факторами, в том числе состоянием социальной инфраструктуры общества. Каждый регион характеризуется присущими ему природными ресурсами, национальными и историческими чертами, структурой хозяйства и уровнем экономического развития, специализацией. Стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе модернизации страны [1].
Проводимые в стране с начала 1990 годов аграрные преобразования без предварительной научной проработки, безусловно сказались на АПК области и привели сельское хозяйство в кризисное состояние.
Анализ ситуации показывает, что в настоящее время основными сдерживающими факторами стабилизации развития оставшихся предприятий всех форм собственности в АПК являются: низкий уровень материально-технического обеспечения хозяйств, моральный и физический износ основных средств производства (изношенность тракторного парка, навесной и прицепной техники, оборудования животноводческих ферм — превышает в отдельных хозяйствах 75-85%), только за период с 1998 по 2012 год произошло существенное сокращение парка сельскохозяйственной техники: тракторов — с 5706 до 1363 штук (более чем на 76%), комбайнов зерноуборочных — с 386 до 48 штук (87,6%), комбайнов кормоуборочных — с 340 до 123 штук (63,8%). Как ни парадоксально, но в начале 21 века на фермах наметилась тенденция к увеличению применения
ручного труда. В среднем по Архангельской области у сельскохозяйственных предприятий нагрузка на 1 трактор в 2012 году составляла 116 га, что в 4,6 раза больше, чем в 1991 году. В крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах населения, которые не предоставляют специализированные отчеты, ситуация с обеспеченностью сельскохозяйственной техникой еще более сложная. Большинство сельхозтоваропроизводителей не только не в состоянии приобретать новую технику, но и не могут изыскать средства на поддержание уже имеющейся техники в работоспособном состоянии. За последние два десятилетия в Архангельской области пополнение машинно-тракторного парка не превышает 3-4% в год, а выбытие составляет 5-8%. Постоянный недостаток оборотных средств, дефицит квалифицированных руководителей, специалистов, работников массовых профессий, особенно работников, обслуживающих современные технические средства негативно сказываются на развитии отрасли.
Не менее важной причиной неэффективного функционирования аграрного сектора экономики области, являются низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, которая проходит через руки всевозможных посредников (закупочная цена молока молокоперерабатывающими заводами 12 руб.за литр, картофеля — 11-13 руб.за килограмм), что ниже рыночной в 2,5-3 раза.
В результате этого в Архангельской области, как и в целом по стране, начиная с конца прошлого века наблюдается тенденция сокращения производства сельскохозяйственной продукции (в сопоставимых ценах). Так объем продукции сельского хозяйства всех сельхозтоваропроизводителей в действующих ценах в 2011 году составил 9699,3 млн рублей, что в сопоставимой оценке на 3% меньше, чем в 2010 году [2].
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ РК «Русский Север: история, современность, перспективы» 2013- Архангельская область, проект № 13-12-29003.
394