УДК 33
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Аннотация. В данной статье рассмотрено современное состояние агропромышленного комплекса на региональном уровне. Выделяется ряд проблем развития предприятий агропромышленного сектора, приводятся основные показатели развития отраслей агропромышленного комплекса региона. Отмечаются условия необходимые для развития предприятий в сфере агропромышленного производства. Особое внимание уделяется проблеме инвестиций в предприятия агропромышленного комплекса.
Ключевые слова: эффективность, производство, интеграционный процесс, конкурентоспособность, агропромышленный комплекс, инвестиции, государственное регулирование, сельское хозяйство, предприятие.
THE PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURE'S ENTERPRISE ON THE REGIONAL LEVEL
Annotation. The author of the article analyses the modern state of agricultural complex on the regional level and identifies some problems of it's development, presents the main indicators of development of agricultural industries of the region. The author distinguishes also the conditions which are necessary for the development of enterprises in the sphere of agricultural production. Special attention is paid to the problem of investments in the agribusiness companies. Keywords: efficiency, production, integration process, competitiveness, agriculture complex, investment, government regulation, agriculture, enterprise.
Развитие экономики Дагестана во многом зависит от уровня состояния агропромышленного комплекса (АПК) региона. Реформирование АПК на региональном уровне отчетливо отразило как положительные, так и слабые стороны данных преобразований. Четче обозначились проблемы, нерешенные вопросы, включающие исправление явных ошибок в реорганизации и приватизации, законодательное разрешение земельных противоречий, а также разумное финансирование и кредитование, развитие рыночной инфраструктуры, налаживание структуры управления государственной собственностью и отраслью в целом. Этому сопутствуют создание экономических и организационных условий развития агропромышленного комплекса, отвечающих особенностям региона.
Изменения, связанные с отменой централизованного планирования и снабжения, привели к тому, что многие предприятия АПК столкнулись с высокими предпринимательскими рисками. Наряду с этим, при отсутствии эффективного управления деятельностью АПК наблюдается бесконтрольное повышение цен. Не адаптировавшись к рыночным изменениям, не усвоив принципы современного рыночного поведения, многие предприятия работают в условиях разнообразного сочетания факторов, стремясь тем самым к максимальному потреблению. Такие предприятия будучи слабо приспособленными к хозяйствованию в условиях рынка зачастую невосприимчивы к взаимодействию предложения и спроса на свою продукцию, то есть неспособны гибко реагировать на состояние рынков сельхозпродукции, капитала, труда, материальных ресурсов. Одновременно с этим возникает проблема, связанная с отсутствием контроля со стороны государства за данными предприятиями, что подталкивает нерадивых руководителей предприятий данного сектора экономики региона воспользоваться создавшимся положением и перераспределить долю государственной (общественной) собственности в свое личное управление. Положительным моментом во всей этой ситуации явилось то, что товаропроизводители сельхозпродукции получили право выбора установления организационно -
А.А. Омарова Т.С. Рахметов
Aishat Omarova Telman Rakhmetov
© Омарова А.А., Рахметов Т.С., 2015
правовой формы своих предприятий, появилась возможность планировать деятельность, устанавливать ценовую политику, владеть и распоряжаться продукцией и доходами. Таким образом, на участников реорганизованных предприятий легла большая ответственность за результаты своих действий.
На современном этапе выхода предприятий АПК из кризисного состояния требуется радикальная модернизация реформирования данного комплекса. Весомая доля в этих переменах отводится структурному реформированию АПК, при котором ключевая роль отведена государственному регулированию за ходом экономических процессов. Успешное решение данной проблемы напрямую влияет на состояние продовольственной безопасности как региона, так и страны в целом. Государство при этом играет ведущую роль в защите интересов всех форм собственности, проводя определенные разграничения в ценовой, налоговой и кредитной политике. Особенно актуальной проблемой является разработка научно-обоснованного способа хозяйствования в АПК региона, с элементами государственного регулирования. Необходимо корректировать отдельные положения реформ в соответствии с изменяющимися условиями рынка.
Обращаясь к известным публикациям можно найти главные черты, характерные для современного периода функционирования агропромышленного комплекса. Наиболее значимые представлены следующим образом:
- АПК в данном контексте, представлен совокупностью некоторого числа отраслей народного хозяйства, которые ориентированы на производство продовольственной продукции, а также непродовольственных предметов потребления, изготовленных на основе сельхозсырья. Данные отрасли объединены в несколько групп в соответствии с возложенными на них производственными функциями. Первую группу объединяют отрасли, специализирующиеся на изготовлении продовольственных и непродовольственных предметов потребления, а также сырьевых ресурсов для экспорта. Вторую группу составляют отрасли, производящие средства производства для агросектора, то есть промышленного происхождения. Третью группу объединяют отрасли материально-технического снабжения, сбыта, транспорта и связи, сюда же относят ветеринарные службы, агротехническое обслуживание -это и есть инфраструктура АПК. Заключительная группа отраслей представлена сферой обращения, то есть розничная торговля, система общественного питания, которые доводят конечную продукцию АПК до потребления [2, с. 95];
- «Агропромышленный комплекс - экономическая категория, отражающая совокупность экономических отношений между отраслями, связанными с производством сельскохозяйственной продукции, ее заготовкой, хранением, переработкой и реализацией и объединенными единой целью: удовлетворить потребности населения в высококачественных продуктах питания и товарах из сельскохозяйственного сырья по научно обоснованным нормам потребления и достичь наивысшей социально-экономической эффективности» [1, с.158];
- «Наиболее общими критериями образования и функционирования зрелого АПК является, во-первых, создание оптимальной, соответствующей требованиям пропорциональности структуры АПК, обеспечивающей возможность достижения наилучших конечных результатов, во-вторых, согласованная на основе эффективно функционирующего хозяйственного механизма работа всех отраслей АПК в направлении достижения цели системы, и, в-третьих, учитывая необходимость перехода всей экономики на интенсивные рельсы, последовательное ускорение научно-технического прогресса» [3, с. 28].
Приведенные выше определения содержат, в сущности, характерные особенности АПК, его цели и задачи. Кроме этого, они отмечают основные признаки агропромышленной структуры, объективно следующие вследствие общественного разделения труда и развития научно-технического прогресса, отражая процесс его формирования как структурной части единого народнохозяйственного комплекса страны.
Дагестан является одним из крупнейших регионов Северного Кавказа, где ведущим является агропромышленный комплекс, достаточно высоко развито сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность. АПК республики занимает особое место в обеспечении региона продовольственной и сельскохозяйственной продукцией. Население сельской местности составляет 53 %, большая часть населения фактически занята в сфере сельского хозяйства, где производится около 27 % валового регионального продукта (ВРП), при занятости около 30 % от численности занятых во всей экономике региона. Предприятий сельскохозяйственного назначения насчитывается в составе АПК около 1000, более 450 тыс. личных подсобных хозяйств населения региона, а также фермерских (крестьянских) хозяйств 145, 9 тыс. [6, с. 29].
В Дагестане производится 7,4 % овощей, примерно 30 % винограда от общего производимого в стране. Кроме этого республика является крупным регионом орошаемого земледелия, где площадь орошаемых земель составляет 392 тыс. га, т.е. почти 10 % поливных площадей России, или 37 % площади Северо-Кавказского федерального округа. Продукция растениеводства составляет 70 %, что подтверждает значимость водной мелиорации для устойчивого развития экономики республики [6, с. 332].
В структуре сельскохозяйственных земель региона преобладают угодия под пастбища, что способствует интенсивному развитию ряда животноводческих отраслей. Республика является лидером по поголовью овец и коз, на долю которых приходится около 22,3 % поголовья РФ. Особенностью региона является применение отгонной системы ведения животноводства, что заметно осложняет развитие животноводства. В данной ситуации возникают дополнительные расходы на отгонку скота, в связи с этим данную проблему необходимо учитывать в региональной аграрной политике.
Учитывая, что АПК является ведущим в Дагестане, необходимо разработать подходы для преодоления сложных кризисных явлений, стабилизации и последующего развития предприятий АПК региона, включая совершенствование экономических отношений между хозяйствующими субъектами АПК, эффективного государственного контроля и управления структуры АПК. Необходимо отметить, что существенная роль отводится государственному механизму структурных преобразований агропромышленного комплекса для более эффективного управления организационными структурами АПК. При этом, анализируя тенденции и особенности функционирования предприятий АПК в регионе, выявляются некоторые особенности организации управления предприятиями в рыночных условиях, определяются основные направления работы предприятий АПК. Эффективность структурной перестройки предприятий АПК связана с созданием различных региональных агропромышленных компаний, создаваемых на основе паевых соглашений предприятий, которые обеспечивают все основные стадии производства товара для конечного потребления [5, с. 39].
Такие крупные компании, так называемые агрохолдинги, позволят значительно снизить тран-сакционные издержки и одновременно задействовать неиспользованные резервы других отраслей АПК. Экономика агропромышленного комплекса Республики Дагестан являет собой целостную производственно-экономическую структуру, которая возникла в условиях расширения общественного разделения труда и обусловила интеграцию сельского хозяйства и промышленности. Содержание такой интеграции состоит в объединении разрозненных, но взаимосвязанных видов сельскохозяйственного и промышленного производства в единый агропромышленный сектор экономики. Углубление и расширение производственных связей напрямую влияет на производство, хранение, переработку и торговлю сельхозпродукцией. При этом можно наблюдать двоякую связь с одной стороны, развитие масштабов сельскохозяйственного производства обусловливает развитие ряда отраслей промышленности, осуществляющих обеспечение и обслуживание производства и развитие сельского хозяйства. С другой стороны, развитие промышленности требует необходимую рабочую силу, отвлекая ее из
сельского хозяйства, но одновременно компенсируя ее сокращение увеличением поставок средств производства, созданных в промышленности.
В рамках национального проекта «Развитие АПК» в соответствующей программе принимаются меры по взаимодействию разных форм хозяйствования. В числе реализуемых приоритетных направлений программы следует выделить мероприятия по мелиорации, развитию мясомолочного животноводства, усовершенствованию технической оснащенности и инфраструктуры агропродо-вольственного рынка, являющийся важнейшим фактором повышения конкурентоспособности АПК региона [3, ^ 254]. Разделение и кооперация агропромышленного производства в современных условиях требуют тесного взаимодействия предприятий АПК как на отраслевом, так и региональном уровнях. Интеграция промышленности и сельского хозяйства - объективно необходимое условие для воспроизводства регионального АПК. На современном этапе сельское хозяйство из относительно самостоятельной отрасли трансформируется в одну из сфер многоотраслевой системы, являясь решающей стадией единого воспроизводственного процесса. Для равновесного развития всех отраслей экономики страны необходимо организационное объединение и создание на их основе единых межотраслевых органов на различных уровнях системы АПК [4, а 215].
Главной целью развития регионального агропрома является удовлетворение потребностей населения в продовольственной продукции, обеспечении промышленности сельхозсырьем. В рамках реформирования системы АПК происходит увеличение сельхозпредприятий различных организационно-правовых форм, то есть создается основа многоукладной экономики регионального АПК, где зачастую предприятия сталкиваются с различными проблемами, связанными с недостатком инвестиций, сбытом готовой продукции, и т.д. Снижение инвестиций в развитие АПК региона обусловлено ограниченными финансовыми возможностями предприятий и организаций и многолетним сокращением бюджетных ассигнований. Немаловажная роль при обосновании дальнейшего развития и роста предприятий отводится методике оценки эффективности инвестиционных проектов в АПК региона. Инвестиции в АПК, осуществляемые в течение последнего десятилетия, характеризуются немалыми вложениями и невысокой эффективностью результатов.
Сельскохозяйственное производство на современном этапе вынуждено развиваться по законам новой расширенной воспроизводящей системы регионального АПК. Это предопределено следующим факторами:
- в чистом виде до потребителя доводится лишь четверть продукции, остальная подвергается переработке;
- происходит увеличение доли затрат предприятий промышленного направления в аграрном продукте;
- для обеспечения выживания в жестких рыночных условиях предприятия агросектора вынуждены считаться с потребностями заказчика, инвестирующего в них новые технологии, меняя свою ценовую политику [4, ^ 194].
Первостепенной задачей в таких условиях является привлечение в агропромышленный сектор Республики Дагестан инвестиций. Здесь важно выделить несколько этапов, связанных с:
1) отработкой и систематизацией основных направлений инвестирования в агропромышленном комплексе;
2) определением содержания предлагаемых к инвестированию проектов с обоснованием экономической эффективности;
3) созданием благоприятного инвестиционного климата и достаточно эффективной инфраструктуры;
4) доведением до потенциальных инвесторов инвестиционных проектов.
Определенную роль в повышении инвестиций могли бы сыграть средства предпринимателей, которые чаще всего направляются на депозиты банков и приобретение ценных бумаг. Следует отметить, что долевое участие банковского капитала характеризуется низкой инвестиционной активностью. Данное положение можно изменить осуществлением мер государственной поддержки, с применением льготного налогообложения, уменьшением размеров отчислений в резервные фонды.
Библиографический список
1. Видяпин, В. И. Региональная экономика. Основной курс : учебник / Под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. - М. : Инфра-М, 2010. - 686 с. - (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова). - ISBN 5-16-00244-3.
2. Кистанов, В. В. Региональная экономика России : учебник / В. В. Кистанов, Н. В. Копылов. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 584 с. - ISBN 5-279-02378-7.
3. Камилова, И. К. Стратегия экономического развития РД до 2020 года / Под ред. И. К. Камиловой. - Махачкала : Типография ДНЦ РАН, 2008. - 1214 с.
4. Курнышев, В. В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования : учебное пособие / В. В. Курнышев. - M.: КНОРУС, 2010. - 255 с. - ISBN 978-5-406-0780-6.
5. Кучуков, Р. А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов : учебное пособие / Р. А. Кучуков. - М. : Экономика, 2012. - 503 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-282-03026.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 990 с.