Научная статья на тему 'Концептуальные основы эффективного развития агропромышленного комплекса на основе государственного регулирования процесса формирования бюджетно-налогового механизма в Республике Дагестан'

Концептуальные основы эффективного развития агропромышленного комплекса на основе государственного регулирования процесса формирования бюджетно-налогового механизма в Республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / АПК / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алклычев Алклыч Магомедович, Магомедова Сайгибат Ризвановна, Магомедов А.И.

В статье освещены проблемы государственного регулирования процессов формирования бюджетно-налогового механизма агропромышленного комплекса в Республике Дагестан и определены концептуальные основы его эффективного функционирования в условиях рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алклычев Алклыч Магомедович, Магомедова Сайгибат Ризвановна, Магомедов А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы эффективного развития агропромышленного комплекса на основе государственного регулирования процесса формирования бюджетно-налогового механизма в Республике Дагестан»

Концептуальные основы эффективного развития агропромышленного комплекса на основе государственного регулирования процесса формирования бюджетно-налогового механизма в Республике Дагестан.

Аннотация: в статье освещены проблемы государственного регулирования процессов формирования бюджетно-налогового механизма агропромышленного комплекса в Республике Дагестан и определены концептуальные основы его эффективного функционирования в условиях рыночной экономики.

Ключевые слова: сельское хозяйство, сельхозтоваропроизводители, АПК, государственное регулирование, кредитование и налогообложение сельхозтоваропроизводителей, бюджетно-налоговый механизм, продовольственная безопасность

Alklychev A.M., Magomedovа S.R., Magomedov A.I .Conceptual bases of effective development of agro-industrial complex on the basis of state regulation of process of formation of the budgetary and tax mechanism in the Republic of Daghestan

Abstract: in article problems of state regulation of processes of formation of the budgetary and tax mechanism of agro-industrial complex in the Republic of Dagestan are covered and conceptual bases of its effective functioning in the conditions of market economy are defined.

Key words: agriculture, agricultural producers, agrarian and industrial complex, state regulation, crediting and taxation of agricultural producers, budgetary and tax mechanism, food security

Сегодня превращение сельского хозяйства в высокопроизводительную отрасль является важным условием технического, социального и экономического прогресса общества.

Выход производства и потребления сельскохозяйственной продукции на обеспечение снабжения не ниже социальных норм, является главной задачей для успешной реализации продовольственной безопасности региона и страны в целом. Решение этой проблемы имеет несколько аспектов. Во - первых, оно тесно связано с состоянием собственного производства продукции в регионе, а во - вторых зависит от завоза недостающих товаров.

Агропромышленный комплекс занимает особое положение в условиях рынка. Низкий доход сельского хозяйства, который сильно зависит от природных факторов и имеет сезонный, цикличный характер производства, является более отсталым по сравнению с промышленностью, другими отраслями народного хозяйства и не позволяет эффективно участвовать в межотраслевой конкуренции. Сельское хозяйство медленнее приспосабливается к условиям, которые имеют свойство меняться, а уровень сельскохозяйственного производства влияет на продовольственную безопасность страны.

До 20% бюджета страны в предреформенный период составляла государственная поддержка аграрного производства, но в связи с рекомендациями МВФ эта политика была практически свернута. Была проведена либерализация цен как объсняли реформаторы, в целях обеспечения рентабельности отраслей реального сектора экономики. Но это не принесло желаемого результата. Из - за монополизма переработки, снижения объемов производства, сельское хозяйство стало не рентабельным. В дальнейшем его нерентабельность стала основным фактором кризиса.

Разработка концепции эффективного развития агропромышленного комплекса на основе государственного регулирования процесса формирования бюджетно-налогового механизма в Республике Дагестан обусловлена необходимостью признания сельскохозяйственной отрасли в качестве первичной в условиях развития экономической системы республики.

При этом механизм бюджетного финансирования сельскохозяйственного производства должен строиться таким образом, чтобы способствовать реальному укреплению экономики и формиро-

Алклычев Алклыч Магомедович

д.э.н., профессор ФГБОУ ВПО ЧГУ alklych@mail.ru

Магомедова Сайгибат Ризвановна

ДГУ

saygibat@list.ru

Магомедов А.И.

ДГАУ

arsen.magomedov05@mail.ru

ванию условий для последующего развития и экономического роста сельскохозяйственных товаропроизводителей, согласно приоритетов аграрной политики [1, с. 217].

В качестве основных блоков концепции развития аграрного сектора Республики Дагестан следует использовать такие,как:

- разработка нормативно-правовой базы с целью осуществления протекционистских мер (следует использовать закон о предоставлении льготного налогообложения местным производителям аграрного сектора, также следует использовать закон об обеспечении продовольственной безопасности);

- проведение экономических исследований с целью формирования аграрной политики и выявление на этой основе приоритетных направлений вложения денежных средств, необходимых для определения стратегического норматива продовольственной безопасности, а также норматива обеспечения населения региона продовольствием сельскохозяйственного назначения;

- определение специфических черт осуществления потребления продовольствия с целью построения модели потребления применительно к разным социальным группам региона;

- оценка общего состояния Республики Дагестан в экологическом плане и определение на этой основе возможности получения экологически чистых продовольственных товаров;

- проведение технико - технологических исследований, которые позволяют создать прогрессивные технологии по производству упаковки и фасовки сырья, полуфабрикатов и готовой пищевой продукции на базе местного сырья;

- активное использование экономико-математического моделирования, которое необходимо для прогнозирования вариантов продовольственной безопасности региона, а так же состояния насыщения или самодостаточности региона продовольствием и сельскохозяйственным сырьём.

Чтобы активно развивать АПК, нужно определить формы государственной поддержки тех предприятий, которые могут быть рентабельными. Однако невозможно постоянно поддерживать государству существующий низкий уровень технологии и производства в большинстве предприятий отрасли. Необходим переход на более эффективные технологии и в сельском хозяйстве, как это имеет место в других отраслях народного хозяйства. И здесь немаловажное значение имеет агропромышленная интеграция. Немаловажное значение имеет и льготное кредитование сельскохозяйственного производства, когда рентабельным предприятиям выдаются льготные кредиты сроком на 2 - 3 года. Это одна из системы мер, которая как вода необходимы сельхозтоваропроизводителям в современных условиях рыночного хозяйствования и без которой не может быть успешного реформирования АПК.

В своё время рентабельность отраслей сельскохозяйственного производства была достигнута с помощью девальвации рубля и повышением цен на сельхоз- продукцию, и сохраняющейся при этом низкой оплатой труда в сельском хозяйстве. Но этот источник прибыли постепенно исчезал с ростом диспаритета цен и объективной необходимостью повышения оплаты труда в отрасли.

Некоторые западные экономисты - аграрники, которые исследовали проблемы АПК в постсоциалистических странах, выделяли роль дальнейшей либерализации экономики. Они отрицали такие меры, как развитие госзаказа, квотирование импорта, использование таможенных барьеров, которые нужны для развития производства сельскохозяйственной продукции.

Развитие АПК возможно, если рыночные механизмы будут дополняться государственным регулированием и не разрушать рыночные механизмы, а только ограничивать их в случае необходимости [2, с. 23]. Каждое предприятие должно иметь перспективы по достижению рентабельности. Предприятия, которые занимаются откормом КРС, птицы, мелкого рогатого скота должны интегрироваться с предприятиями комбикормовой промышленности. Предприятия, которые занимаются откормом, могут выставляться на конкурсную продажу комбикормовым заводам, если последние будут инвестировать в развитие откормочного производства.

Макроэкономические условия по развитию АПК заключаются в том, чтобы проводить внешнюю и внутреннюю экономическую поддержку отечественного сельскохозяйственного товаропроизводства.

Чтобы эффективно задействовать потенциальные возможности агропродовольственного сектора и проводить реализацию мер, направленных на масштабное использование рыночного механизма, необходимо предпринять все усилия по разработке рекомендаций для формирования механизмов обеспечения продовольственной безопасности региона.

На рисунке 1 предлагается механизм повышения эффективности развития АПК Республики Дагестан, предполагающий три этапа1.

Первый этап

-разрабатывается механизм вовлечения инвестиций в раз витие АПК территории;

- происходит коррекция зональных систем ведения сельского хозяйства; -разрабатываются нормативные акты, которые регулируют использование сельскохозяйственных земель;

-пр оизводится расчет значений факторов, определяющих эффективность использования сельскохозяйственных территорий; -осуществляется разработка и внедрение системы социальных индикаторов;

- производится совершенствование системы с/х образования

Второй этап

-создание системы сельскохозяйственной информации;

-производятся структурные преобразования в АПК определенной территории; -происходит развитие рынка земель сельскохозяйственного назначения; -происходит формирование финансово-кредитной системы;

-осуществляется государственная поддержка АПК на более эффективном уровне; -происходит создание оптовых прод. рынков. -осуществляется управление в системе ПБ

Третий этап

-происходит создание сельскохозяйственных кооперативов;

-формируется система осуществления мониторинга при построении продовольственной безопасности; -создается система обеспечения занятости населения в сельских районах; -формируются продовольственные резервы; -формируются системы социальной защиты и страхования в агропромышленном комплексе Республики Дагестан;

- создается зонированная система машинного парка;

- совершенствуется система управления качеством продукции АПК системы

Рис. 3.2. Механизм обеспечения продовольственной безопасности региона1

Первый этап связан с последовательным решением следующих задач:

- разрабатывается механизм вовлечения инвестиций в развитие АПК территории;

- происходит коррекция зональных систем ведения сельского хозяйства;

- разрабатываются нормативные акты, которые регулируют использование сельскохозяйственных земель;

- производится расчет значений факторов, определяющих эффективность использования сельскохозяйственных территорий;

- осуществляется разработка и внедрение системы социальных индикаторов;

- производится совершенствование системы образования в сельскохозяйственной отрасли.

На втором этапе (в процессе структурных преобразований) происходит создание системы сельскохозяйственной информации; производятся структурные преобразования в АПК определенной территории; происходит развитие рынка земель сельскохозяйственного назначения; происходит формирование финансово-кредитной системы; осуществляется государственная поддержка АПК на более эффективном уровне; происходит создание оптовых продовольственных рынков.

На третьем этапе производится отработка основных решений и строятся модели решения оставшихся задач, решение которых необходимо для эффективного развития АПК Республики Дагестан. На данном этапе:

- происходит создание сельскохозяйственных кооперативов;

- формируется система осуществления мониторинга при построении продовольственной безопасности;

- создается система обеспечения занятости населения в сельских районах;

- формируются продовольственные резервы;

- формируются системы социальной защиты и страхования в агропромышленном комплексе Республики Дагестан;

- создается зонированная система машинного парка;

1 Разработка авторов исследования

- совершенствуется система управления качеством продукции АПК.

Эффективное развитие АПК в Республике Дагестан связано с необходимостью решения следующих важных задач:

-создание условий для льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей;

- создание условий для повышения покупательной способности населения;

- снижение налогового бремени с целью повышению прибыли и рентабельности АПК Республики Дагестан;

-рынок закупок продовольствия обязан иметь оптимальную сбалансированность. Должны быть соблюдены все основы рынка, элементами которого являются:

- правила игры (условия производства, покупки, продажи, единая обменная валюта, сфера услуг);

- участники (производитель, сфера услуг, продавец, покупатель);

- судья (закон спроса и предложения, государство, другие экономические законы);

- сведение к минимуму диспаритета цен.

Государственная поддержка сельского товаропроизводителя является необходимой, вплоть до прямого дотирования. Часто средства за свою продукцию сельхозтоваропроизводитель получает только после ее реализации, хотя в идеале было бы желательно иметь деньги, хотя бы частично, заранее на проведение весеннее - полевых работ и других сельхозработ. Это бы являлось прогрессивным шагом по оздоровлению экономики сельского хозяйства.

Важной задачей является и задача подъёма уровня образования, культуры и социального обеспечения села. Выпускники сельскохозяйственных учебных заведенийдолжны иметь доступ к сельскохозяйственному производству, им должно быть оказано содействие в трудоустройстве по специальности и они должны активно привлекаться на село - для этого надо разработать и принять на федеральном и региональном уровне специальные целевые государственные программы.

Другой, не менее важной задачей, является также задача обеспечить организацию торговли сельхозпродукцией на продовольственных рынках - оптовых и розничных. Так же необходимыми являются формы организации торговли, которые будут сводить к минимуму потери сельхозпродукции, прекратят монополию посредников, извлекающих больше выгоды при реализации продукции потребителю, чем даже непосредственные производители этой продукции.

Сельские товаропроизводители должны получать гарантии на выгодные условия реализации продукции, а также на право пользования объектами земельной собственности.

Для этого нужно ограничить нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения, организовать систему контроля для их рационального использования, запретить спекуляцию земель, установив на нее срок продажи после последней покупки, например, в 15 лет. Необходимо принятие комплексной программы недопущения вывода сельскохозяйственных земель из оборота, в том числе путём создания экономических условий невыгодности их вывода из сельхозоборота [3, с. 201]. Необходимо создавать условия для коллективного использования земель сельскохозяйственного назначения джамаатами сёл, оставив при этом возможность государственного вмешательства в критических случаях или же при нецелевом её использовании.

Всё это будет способствовать обеспечению развития сельскохозяйственного комплекса региона, позволит более полно использовать потенциал агропродовольственного сектора Республики Дагестан и решению задачи ее продовольственного самообеспечения.

Литература

1.Магомедова С.Р., Алклычев А.М. Организационно-экономический механизм государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей//Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2012. - С.217

2.Нуралиев С.У.Продовольственный рынок: проблемы становления и персрективы развития. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2003. — 23 с.

3.Магомедова С.Р. Особенности инвестиционной и налоговой составляющей механизма подднржки аграрного производства// Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2012. - С.201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.