Научная статья на тему 'Инвестиционный механизм финансирования сельскохозяйственных предприятий в регионе'

Инвестиционный механизм финансирования сельскохозяйственных предприятий в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ / ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE INVESTMENT MECHANISM OF FINANCING / AGRICULTURAL ENTERPRISES / METHODS OF FINANCING OF INVESTMENTS / EVALUATION OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS / A MECHANISM OF STATE SUPPORT OF INVESTMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алклычев Алклыч Магомедович

Осуществляемая сегодня в РФ политика финансовой стабилизации и аккумулирования финансовых ресурсов направлена на реализацию таких инвестиционных проектов, которые способствовали бы наращиванию объема товарной продукции и преодолению зависимости от импорта продовольствия. В связи с этим без финансового участия государства и внешних инвестиций в виде льготных кредитов торгово-промышленных компаний, других предпринимательских, а также банковских структур, обладающих капиталами, создания системы мер, способствующих реализации аграрно-инвестиционных проектов в регионе, этой задачи не решить. В статье рассмотрены различные методы финансирования инвестиций, определены основные направления активизации инвестиционного процесса и совершенствования инвестиционного механизма финансирования сельскохозяйственных предприятий в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INVESTMENT MECHANISM OF FINANCING OF AGRICULTURAL ENTERPRISES IN THE REGION

TThe policy that is being used in the Russian Federation of financial stability and accumulating financial resources is directed towards the implementation of such investment projects that would promote the volume of products and overcoming the dependency from food import. In relation to this, this task cannot be resolved without the financial participation of the state and external investments in the form of low interest credits for trading and manufacturing companies, other entrepreneurial businesses, as well as banking structures that have capital, creating a system of measures that assist the implementation of agrarian-investment projects in the region. The manuscript discusses different methods of financing of investments, defines the main areas of focus of activation of the investment process and improving the investment mechanism of financing of agricultural enterprises in the region.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный механизм финансирования сельскохозяйственных предприятий в регионе»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

АПК И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

АЛКЛЫЧЕВ А.М.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕГИОНЕ

Аннотация. Осуществляемая сегодня в РФ политика финансовой стабилизации и аккумулирования финансовых ресурсов направлена на реализацию таких инвестиционных проектов, которые способствовали бы наращиванию объема товарной продукции и преодолению зависимости от импорта продовольствия. В связи с этим без финансового участия государства и внешних инвестиций в виде льготных кредитов торгово-промышленных компаний, других предпринимательских, а также банковских структур, обладающих капиталами, создания системы мер, способствующих реализации аграрно-инвестиционных проектов в регионе, этой задачи не решить.

В статье рассмотрены различные методы финансирования инвестиций, определены основные направления активизации инвестиционного процесса и совершенствования инвестиционного механизма финансирования сельскохозяйственных предприятий в регионе.

Ключевые слова: инвестиционный механизм финансирования, сельскохозяйственные предприятия, методы финансирования инвестиций, оценка инвестиционной привлекательности, механизм государственной поддержки инвестиционной деятельности.

ALKLYCHEV A.M.

THE INVESTMENT MECHANISM OF FINANCING OF AGRICULTURAL ENTERPRISES IN THE REGION

Abstract. The policy that is being used in the Russian Federation of financial stability and accumulating financial resources is directed towards the implementation of such investment projects that would promote the volume of products and overcoming the dependency from food import. In relation to this, this task cannot be resolved without the financial participation of the state and external investments in the form of low interest credits for trading and manufacturing companies, other entrepreneurial businesses, as well as banking structures that have capital, creating a system of measures that assist the implementation of agrarian-investment projects in the region.

The manuscript discusses different methods of financing of investments, defines the main areas of focus of activation of the investment process and improving the investment mechanism of financing of agricultural enterprises in the region.

Keywords: the investment mechanism of financing, agricultural enterprises, methods of financing of investments, evaluation of investment attractiveness, a mechanism of state support of investment activity.

Современный этап развития АПК, характеризуется кризисными явлениями, обусловленными трудностями в осуществлении действенной аграрной реформы и дестабилизацией мировой финансово-экономической системы, необходимостью активизации импортозамещения. Всё это требует срочной модернизации всего АПК и обеспечения его непрерывного воспроизводственного процесса. Эффективная реализация вышеназванных мероприятий невозможна без участия современных инвестиционных механизмов.

В настоящее время хозяйствующие субъекты АПК могут использовать различные методы финансирования инвестиций: самофинансирование за счет прибыли, финансовый лизинг, налоговые льготы и государственные гарантии, льготные государственные кредиты, различные формы сотрудничества с инвестиционными компаниями.

Обеспечение динамически устойчивого развития агропромышленного комплекса региона определило зависимость распределения инвестиций, источников инвестиций, инвестиционных проектов от эффективности управления процессом инвестирования. Именно поэтому исследования инвестиционного механизма управления как важного элемента повышения эффективности функционирования агропроизводства является в настоящее время актуальным. Неэффективное использование инвестиционного механизма в сельхозорганизациях вызвано формированием неконкурентоспособной инвестиционной политики, что послужило причиной поиска эффективных методов управления инвестиционным процессом, что, в свою очередь, обусловливает необходимость пересмотра существующих подходов к государственному регулированию аграрного сектора в целом [4, 6, 11].

На республиканском уровне главным регулятором экономики сельского хозяйства является инвестиционный механизм финансирования. Его основной блок — подсистема «Распределения инвестиций», оптимально функционирование которой служит залогом эффективного управления сельскохозяйственным производством.

На базе результатов анализа содержания подсистемы «Распределения инвестиций» с учетом структурной организации системы государственного регулирования АПК была разработана структура инвестиционного механизма управления сельскохозяйственным производством. Инвестиционный механизм управления агропромышленным комплексом может быть представлен в виде следующей схемы (рис. 1) [10].

Рис. 1. Инвестиционный механизм управления агропромышленным комплексом региона

Нехватка финансовых ресурсов на пополнение оборотных средств является одной из причин депрессивного состояния экономики АПК Республики Дагестан. Производственные предприятия финансируют свою деятельность в основном за счет собственных средств, причинами являются высокий уровень риска, отсутствие кредитного обеспечения, высокая стоимость финансирования, ограниченный набор используемых финансовых инструментов, неудовлетворительный менеджмент, низкая конкурентоспособность хозяйств.

Многие сельхозорганизации не могут осуществлять необходимые преобразования, вести расширенное производство, так как вынуждены расходную большую часть прибыли пустить на уплату налогов, что негативно сказывается на эффективности функционирования всей отрасли. Не хватает средств, чтобы вывести экономику предприятий сельского хозяйства из кризиса, перерабатывающим предприятиям — реконструировать производство, наладить выпуск конкурентоспособной продукции.

В связи с этим без финансового участия государства и внешних инвестиций в виде льготных кредитов, торгово-промышленных компаний, других предпринимательских, а также банковских структур, обладающих капиталами, создания системы мер, способствующих реализации аграрно-инвестиционных проектов в регионе, этой задачи не решить.

Важно отметить, что частный капитал, крупные финансово-промышленные группы в последнее время меняют отношение к аграрному бизнесу, проявляют интерес к этой сфере, однако объем инвестиций в основной капитал сельхозорганизаций по-прежнему остается незначительным.

За период 2009-2013 гг. инвестиции в основной капитал предприятий АПК Республики Дагестан увеличились с 5974,8 тыс. до 27836,7 тыс. руб. или в 4,7 раза, в т. ч. в сельское хозяйство — с 615,4 тыс. до 3652,1 тыс. руб., или в 6 раз, но при этом доля инноваций в сельское хозяйство в общем объеме инвестиций изменилась значительно — с 10,3 до 13%.

Для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий, улучшения предпринимательского климата, стимулирования притока инвестиций в сельскохозяйственной производство и обеспечения «прозрачности» экономики инвестиционных компаний необходимо:

1. Создание благоприятной инвестиционной обстановки.

2. Проведение протекционистской политики для привлечения в аграрный сектор частного капитала в целях устойчивого инвестиционного роста.

3. Обоснование мер и объемов участия инвестиционных компаний в развитии сельских территорий и решений социальных проблем тех районов, в собственности или пользовании которых находится значительная доля ресурсного потенциала.

4. Обеспечение равного доступа сельхозтоваропроизводителей, включая инвестиционные компании, к бюджетным ресурсам, обеспечение контроля обоснованности выделения бюджетных средств.

5. Участие инвестиционных компаний в решении проблем продовольственной безопасности регионов.

6. Создание механизмов регулирования и усиления государственного контроля, обеспечение санации нерентабельных сельскохозяйственных предприятий и защиты производства от недобросовестных инвесторов.

7. Системный государственный протекционизм даст импульс для устойчивого притока инвестиций в АПК [1].

Агропромышленный комплекс работает в условиях присоединения России к ВТО, что открывает как новые перспективы, так и дополнительные сложности. Поэтому необходимо стимулировать дальнейший рост конкурентоспособности отечественных сельхозтоваропроизводителей, их переход на новый технологический уровень производства, создание современной инфраструктуры хранения, переработки и транспортировки продукции. В решении этих задач немаловажную роль играет создание благоприятного инвестиционного климата в регионе [4, 5, 7, 9].

Одним из важнейших этапов работы по привлечению инвестиций в инвестиционном механизме является оценка инвестиционной привлекательности сельхозтоваропроизводителей.

Инвестиционная привлекательность — это совокупность характеристик, позволяющая по-

тенциальному инвестору оценить, насколько тот или иной объект инвестиций предпочтителен других для вложения имеющихся средств.

Оценка инвестиционной привлекательности необходима для определения достигнутого уровня в сравнении с предыдущим периодом, с бизнес-планом, нормативными значениями под воздействием различных факторов и принятия обоснованных управленческих решений по финансированию инвестиционных проектов. Анализ инвестиционной привлекательности предприятия проводится для оценки:

1) уровня устойчивости финансового состояния, обеспеченности собственными оборотными средствами, достаточности основных средств, производственных запасов и незавершенного производства для обеспечения конкурентоспособности и рентабельности выпускаемой продукции;

2) платежеспособности и ликвидности предприятия;

3) имущественного состояния и достаточности собственного и заемного капитала для текущей хозяйственной деятельности, а также эффективности использования данных ресурсов;

4) факторов риска и неопределенности, связанных с инвестиционной привлекательностью;

5) внутрипроизводственных резервов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности [8].

Задачей проведения оценки инвестиционной привлекательности сельхозорганизаций является возможность концентрации внимания потенциальных инвесторов на предприятиях, вложения в которые дадут большой эффект.

Главной целью государственной инвестиционной политики в АПК является повышение эффективности инвестиционной привлекательности агропромышленного производства, привлечение в него инвестиционных ресурсов. Основными задачами системы управления инвестиционным процессом в АПК на региональном уровне являются: формирование спроса на сельскохозяйственную продукцию и инвестиционные ресурсы; создание условий для привлечения в АПК инвестиций из внебюджетных источников; поддержка крупных инвестиционных проектов в АПК, осуществляемых совместно с ведущими корпорациями, при участии заинтересованных ведомств; расширение совместного государственного и коммерческого финансирования целевых отраслевых программ и инвестиционных проектов.

Для эффективного регулирования (управления) факторами внешней среды в регионе создан действенный механизм государственной поддержки инвестиционной деятельности (рис. 2).

Рис. 2. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в Республике Дагестан

Государственные инвестиции должны стать в первую очередь источником роста средств производства как для государственной, так и для частной собственности (а также государственно-частного партнерства).

Таким образом, предлагаемые изменения механизма управления государственными инвестициями могут создать дополнительные возможности для развития отечественного АПК

На уровне региона можно создать автономное учреждение, реализующее функции управления государственными инвестициями в АПК (рис. 3).

В предлагаемом варианте центр ответственности за реализацию государственных инвестиций в АПК перемещается в региональные автономные учреждения, при этом финансирование, координация и контроль их деятельности остаются за Минсельхозом России и департаментом

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ, №12, 2015

АПК соответствующего региона.

Функция автономного учреждения — выплаты субсидий и дотаций сельхозтоваропроизводителям; перечисление средств банкам по статье «Субсидирование процентных ставок». Но главной функцией таких учреждений будет реализация конкретных инвестиционных проектов, направленных на улучшение материально-технической оснащенности отрасли региона [2].

В целях успешной реализации инвестиционной стратегии необходимо: улучшение позиций региона (предприятий) в рейтинге инвестиционной привлекательности; предоставление правовых гарантий инвесторам, формирование прогрессивного законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность в регионе, обеспечение благоприятного налогового режима; создание специализированной структуры по планированию и координации инвестиционной деятельности квалифицированных руководителей и специалистов. Основой перечисленных мероприятий должно стать совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, стимулирующей приток финансовых ресурсов в реальный сектор экономики. Для развития сельскохозяйственного производства региона требуется гораздо больший объем капиталовложений, чем имеющийся в настоящее время. Финансовое положение большинства сельхозтоваропроизводителей снижает их инвестиционную привлекательность по сравнению с производителями других секторов экономики. Необходимо существенная адресная поддержка хозяйств, направленная на развитие их инвестиционной деятельности в будущем.

В условиях дефицита средств у отечественных товаропроизводителей, ограниченности бюджетного финансирования целесообразно привлечение в АПК иностранного капитала.

На наш взгляд, основными направлениями по улучшению инвестиционной привлекательности в регионе являются:

— развитие малого и среднего бизнеса, способного к сотрудничеству с иностранными

партнерами;

— снятие инфраструктурных ограничений по проектам;

— минимизация административных барьеров и создание условий для реинвестирования капитала;

— создание производств с конечной продукцией, полученной при участии иностранных компаний;

— стимулирование привлечения передовых иностранных технологий и иностранных инвестиций в перерабатывающие отрасли, в аграрный сектор;

— государственная поддержка предпринимателей, сотрудничающих с иностранными компаниями.

Активизация инвестиционной деятельности в АПК может осуществляться как путем мобилизации внутренних ресурсов, так и путем привлечения иностранного капитала. И в этом, и в другом случае необходим благоприятный инвестиционный климат, при котором внутренние ресурсы АПК будут мобилизованы и эффективно вложены в агропромышленное производство, а иностранные инвестиции допущены в те деятельности и в том количестве, которые отвечают интересам АПК и страны в целом.

От того как российский производитель будет работать в условиях ВТО, во многом будет зависеть от нас самих. Основная задача — консолидироваться в новых условиях, выпускать качественную конкурентоспособную продукцию на современном оборудовании и комплексах и выходить со своей продукцией на экспорт [9].

Реализация названных мероприятий поможет сформировать крепкую диверсификацион-ную экономику и заметно повысит привлекательность сельского хозяйства в регионе.

Приоритетными задачами по направлению инвестиционных ресурсов в сельское хозяйство Дагестана должны стать:

1) повышение технического и технологического уровня сельскохозтоваропроизводителей;

2) оптимизация бюджетных инвестиций в сельское хозяйство, реализация комплекса мер по финансовому оздоровлению сельхозорганизаций;

3) совершенствование законодательно-нормативной базы;

4) формирование информационного банка данных об инвестиционных возможностях региона;

5) социальное развитие села на основе содействия развитию занятости и росту доходов сельского населения;

6) создание прозрачной системы управления инвестиционными процессами.

Внедрение достижений науки и техники в производство требует значительных финансовых

средств. Ни одно предприятие АПК, даже успешное, не в состоянии осуществить полное финансирование этих процессов за счет собственных средств, требуется привлечение инвестиций со стороны.

Для ускоренного инновационного развития отрасли необходимо:

1) Повысить финансовую устойчивость сельского хозяйства за счет мер по финансовому оздоровлению сельхозтоваропроизводителей, расширению их доступа к кредитным ресурсам и страхованию.

2) Обеспечить ускоренное развитие приоритетных отраслей, прежде всего, животноводства и растениеводства, путем обновления и модернизации основных фондов, роста эффективности использования производственного потенциала, улучшения регулирования агропродоволь-ственных рынков.

3) Усовершенствовать механизмы внутреннего и внешнеэкономического регулирования рынков сельхозпродукции и продовольствия.

В целях выполнения названных условий нужно создать стимулы для роста отечественных и иностранных инвестиций в АПК региона, сформировать в соответствии с международными требованиями систему контроля и качества продукции и фитосанитарного контроля [3].

Таким образом, активизацию инвестиционного процесса целесообразно осуществлять в следующих направлениях:

1) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сельском хозяйстве;

2) привлечение кредитных ресурсов инвестиционного характера через залоговые, ипотечные операции;

3) применение механизма, обеспечивающего выведение из текущего финансового оборота амортизационных средств предприятий АПК и использования их по целевому назначению;

4) выделение инвестиционного кредита и целевое назначение приемлемой процентной ставки в участии в реализации целевых программ на конкурсной основе сельхозтоваропроизводителей;

5) повышение конкурентоспособности сельхозпродукции;

6) привлечение иностранных инвестиций.

Необходимо разработка и реализация концепции, охватывающей все стадии инвестиционного процесса и позволяющей осуществлять их эффективное регулирование. В АПК республики заемные средства практически не используются для финансирования крупных долгосрочных инвестиционных проектов. Автономные источники финансирования не отвечают инвестиционным требованиям предприятий, а лишь ограничиваются решением текущих хозяйственных задач. При разработке решений о трансформации долгосрочных инвестиций целесообразно применять системный подход, поскольку АПК представляет собой сложную интеграционную систему технологического функционирования с множеством подсистем и выполняет комплекс задач, объединенных единой целью стратегического развития, что особенно актуально в условиях перехода к новому технологическому укладу с использованием масштабных инвестиционных проектов, не носящих фрагментарный характер, а приобретающих комплексную направленность. Поэтому все вопросы, связанные с развитием АПК, невозможно решить без долгосрочного инвестиционного обеспечения, без изучения ретроспективного инвестиционного поведения конкретных отраслей предприятий.

Все перечисленные проблемы развития сельхозтоваропроизводитлелй взаимосвязаны и взаимообусловлены, и поэтому необходим комплексный подход к их решению.

Литература

1Алклычев, А. М. Инновационная политика регионов Российской Федерации в целях привлечения инвестиций и возможности ее реализации // Региональная экономика : теория и практика. 2014. № 3. С. 210.

2.Аржанцев, Д. Совершенствовать механизм управления государственными инвестициями в АПК // АПК : экономика, управление. 2011. № 3. С. 90-93.

3.Ашинова, М. К. Инвестиционный процесс в АПК региона // Экономика сельского хозяйства России. 2008. № 6. С. 67-70.

4.Дохолян, С. В. Развитие ресурсного потенциала агропромышленного комплекса в системе регионального воспроизводства / С.В. Дохолян, Ю.Д. Умавов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 4. С.135—159.

5.Дохолян, С. В. Ресурсный потенциал аграрной сферы региона / С.В. Дохолян, Ю.Д. Умавов // Экономика и предпринимательство. 2012. № 1. С. 37-45.

6.Дохолян, С. В. Системный подход к формированию концепции развития агропродовольственного комплекса региона / С.В. Дохолян, В.З., Петросянц // Проблемы развития АПК региона. 2012. №3. С. 121130.

7.Дохолян, С. В. Стратегические направления устойчивого высокоэффективного аграрного производства / С.В. Дохолян, Д.Г. Эмиргамзаев //Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 3. С. 168-185.

8.Ламовская, А. А. Оценка инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных предприятий / Азово-Черноморская гос. агроинженерная академия //Актуальные проблемы экономики и учета в отраслях АПК. 2008. Вып. 8. С. 82-86.

9.Никитина, А. Инвестиции в агропромышленный комплекс региона // Экономика сельского хозяйства России. 2013. № 9. С. 32-39.

10.Ходыревская, В. Н., Медведкова, О. О. Модель инвестиционного механизма в аграрном секторе экономики региона //Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2009. № 2. С. 2629.

11.Юнусова, П. С. Инвестиционная политика в АПК в условиях структурных преобразований / П.С. Юнусова, М.М. Азизова //Вопросы структуризации экономики. 2000. № 5. С. 4-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Alklychev, A. M. Innovative policy of régions of the Russian Fédération for attraction of investments and possibility of its realization //Regional economy : theory andpractice. 2014. No. 3. P. 2-10.

2. Arzhantsev, D. Sovershenstvovat mechanism of management of the state investments into agrarian and industrial complex //Agrarian and industrial complex : economy, management. 2011. No. 3. P. 90-93.

3. Ashinova, M. K. Investment process in agrarian and industrial complex of the region // Rural economics of

Алклычев А.М.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕГИОНЕ Russia. 2008. No. 6. P. 67-70.

4. Dokholyan, S. V. Development of the resource potential of agro-industrial complex in the system of regional reproduction / S. W. Dokholyan, J.D. Umavov // Regional problems of transformation of economy. 2011. No. 4. P. 135-159.

5. Dokholyan, S. V. Resource potential of the agrarian sphere of the region / S.V. Dokholyan, J.D. Umavov // Economics and entrepreneurship. 2012. No. 1. P. 37-45.

6. Dokholyan, S. V. A systematic approach to the formation of the concept of development of agricultural complex of the region / S.V. Dokholyan, Z. V., Petrosyants // Problems of agricultural development in the region. 2012. No. 3. P. 121-130.

7. Dokholyan, S. V. Strategic directions of sustainable high-efficient agricultural production / S.V. Dokholyan, D.G. Amurgushev // Regional problems of transformation of economy. 2012. No. 3. P. 168-185.

8. Lamovsky, A. A. Otsenka of investment appeal of the agricultural enterprises / The Azovo-Chernomorsky state. agroengineering academy // Actual problems of economy and the account in branches of agrarian and industrial complex. 2008. V. 8. P. 82-86.

9. Nikitina, A. Investments into agro-industrial complex of the region // Rural economics of Russia. 2013. No.

9. P. 32-39.

10. Hodyrevskaya, V. N., Medvedkovo, O. O. Model of the investment mechanism in agrarian sector of economy of the region // The Bulletin of Kursk state agricultural academy. 2009. No. 2. P. 26-29.

11. Yunusov, S. P. Investment policy in agro-industrial complex in the conditions of structural transformations / P. S. Yunusova, M. M. Azizov // Issues of economy structuring. 2000. No. 5. P. 4-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.