УДК 336.025
потенциал реализации бюджетно-налогового механизма поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей республики дагестан на современном этапе
с. р. магомедов а,
аспирантка кафедры налогов и денежного обращения E-mail: [email protected] Дагестанский государственный университет
В статье рассмотрены потенциальные возможности бюджетно-налогового механизма поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях становления полноценного рынка сельскохозяйственного землепользования. Разработаны предложения по совершенствованию механизма бюджетного финансирования, широкому применению упрощенной схемы налогообложения на основе использования патента, расширению различных видов ресурсной поддержки малых форм хозяйствования, направленных на развитие сельскохозяйственного производства.
Ключевые слова: сельскохозяйственные товаропроизводители, бюджетно-налоговый механизм, налоги, аграрное производство, механизм поддержки, сельскохозяйственное землепользование.
На современном этапе социально-экономических преобразований ведется активный поиск путей и методов решения актуальных проблем развития отдельных сфер народного хозяйства. Вопросы, связанные с формированием и реализацией стратегических направлений повышения их эффективности, как в целом по стране, так и по регионам, находят отражение в целевых и государственных программах Правительства Российской Федерации.
Что касается преобразований в АПК, начатых в 1990-е гг., то их результаты известны и получили
оценку специалистов и населения в целом. Главная задача этих реформ - создание новых структур рыночного типа, способных самостоятельно хозяйствовать в новых условиях экономического взаимодействия, была решена.
Сейчас вместо колхозов и совхозов, которые в СССР составляли основу производственного потенциала в сельском хозяйстве, сформированы и функционируют новые структуры:
- сельскохозяйственные производственные кооперативы;
- открытые и закрытые акционерные общества;
- крестьянские (фермерские) хозяйства и др.
Они созданы в процессе реорганизации - разукрупнения сельскохозяйственных предприятий и преобразования их в другую организационно-правовую форму, предусмотренную гражданским кодексом РФ.
Следует отметить, что роль коллективных хозяйств в производстве основных видов сельскохозяйственной продукции в Республике Дагестан существенно снизилась (табл. 1). например, доля сельхозорганизаций в выпуске валовой продукции сельского хозяйства за 1990-2010 гг. опустилась с 56,9 до 10,7 %, в том числе:
- продукции растениеводства - с 59,4 до 11,2 %;
- продукции животноводства - с 55,1 до 10,3 %.
Таблица 1
Структура сельхозтоваропроизводителей в Республике Дагестан и их вклад в общие объемы производства сельскохозяйственной
продукции в 1990-2010 гг., %
Сельхозтоваропроизводители 1990 1995 2000 2005 2010
Сельхозпредприятия 56,9 23,9 17,1 9,5 10,7
ЛПХ населения* - 2,2 5,1 8,0 10,6
Крестьянские (фермерские) хозяйства 43,1 73,9 77,8 82,5 78,7
*ЛПХ - личные подсобные хозяйства.
Их место в регионе заняли хозяйства населения. Они увеличили свою долю в валовой продукции с 43,1 до 78,7 % [1].
Реорганизация аграрного сектора, в основе которой лежала земельная реформа в новых экономических условиях хозяйствования, привела к тому, что подавляющее большинство сельхозтоваропроизводителей оказалось на грани полного развала и банкротства. В результате повсеместно резко упали объемы производства сельскохозяйственной продукции, а уровень продовольственной зависимости страны возрос.
Республика Дагестан в настоящее время - один из крупнейших регионов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), характеризующийся развитым сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью. В агропромышленном комплексе (АПК) заняты 28 % экономически активного населения Республики Дагестан и создается около 20 % валового регионального продукта.
Агропромышленный комплекс Республики Дагестан включает более 900 сельскохозяйственных предприятий, 42 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), более 400 тыс. личных подсобных хозяйств населения. Республика поставляет про-
Динамика индекса валовой продукции в хозяйствах всех категорий в 2005-2(
довольствие для многих промышленных регионов Российской Федерации, занимая 1-е место по доле производства овощей (5 % в целом по РФ) и производя 25 % винограда от общего производства в России. Численность поголовья овец ставит Республику Дагестан на 1-е место по этому покащателю, а численность поголовья крупного рогатого скота -на 5-е место в целом по РФ.
Площадь земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан составила в 2011 г. 3 276,3 тыс. га, тогда как площадь, занимаемая сельхозорганизациями, - 3 176,2 тыс. га. На пашни приходится 353,4 тыс. га, на кормовые угодья -2 598,9 тыс. га.
Динамика индексов физического объема валовой добавленной стоимости по сельскому хозяйству в СКФО в 2005-2011 гг. представлена в табл. 2. При этом следует отметить, что аграрный сектор в последние годы показывает положительную динамику - валовая продукция сельского хозяйства выросла с 5 до 10,5 % в целом по СКФО, также наблюдался рост объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции. Увеличение производства продукции сельского хозяйства в Республике Дагестан в 2011 г. по сравнению с уровнем 2010 г. составило 6,3 % [2].
Однако можно констатировать, что процесс реформирования экономики и социальной сферы в России негативно отразился на хозяйственной деятельности в Республике Дагестан. В особенно тяжелом положении оказались сельхозпроизводители, сельские жители в целом (более 57 % населения региона проживает в сельской местности).
В настоящее время республика испытывает настоятельную потребность в реконструкции и техническом перевооружении аграрного производства в связи с тем, что имеющийся потенциал аграр-
Таблица 2
ьского хозяйства Республики Дагестан I гг., в процентах к предыдущему году
Год СКФО Республика Дагестан Республика Ингушетия Кабардино-Балкарская Республика Карачаево-Черкесская Республика Республика Северная Осетия -Алания Чеченская Республика Ставропольский край
2011 110,5 106,3 110,5 104,9 111,6 104,8 110,6 118,7
2010 103,7 103,9 101,2 111,0 101,3 102,6 95,1 103,4
2009 98,7 104,4 103,6 102,0 102,7 100,8 109,7 89,7
2008 108,4 103,3 113,4 108,8 105,5 125,9 114,4 107,7
2007 105,6 105,2 81,8 108,9 104,7 111,2 113,9 103,9
2006 103,4 105,2 101,4 101,8 109,6 100,0 171,9 97,7
2005 105,0 108,1 90,8 96,1 104,4 106,1 - 108,4
ных предприятий не позволяет достичь глубокой переработки всего объема сельскохозяйственной продукции.
Ведение производства на расширенной основе аграрными предприятиями Республики Дагестан невозможно вследствие низкого уровня доходов. В большинстве хозяйств недостаточно оборотных средств, что свидетельствует о необходимости оказания государственной поддержки АПк региона.
недостаточно развиты аграрные связи сельскохозяйственного производства и перерабатывающих предприятий, что способствует снижению эффективности аграрного сектора. Труд в сельском хозяйстве становится малопривлекательным вследствие низкого уровня оплаты и неразвитости социальной инфраструктуры.
В качестве одного из необходимых условий развития АПк Дагестана выступает устранение диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности.
Серьезной угрозой продовольственной безопасности региона становится самообман органов государственной власти, который заключается в искусственном завышении показателей развития сельскохозяйственной сферы. При сложившейся ситуации, когда 40 % хозяйств являются убыточными, а доля КФХ в валовом выпуске сельскохозяйственной продукции незначительна, единственными эффективными сельхозтоваропроизводителями остаются личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Статистический учет в данном направлении плохо отработан, что приводит к завышению уровня занятости и уровня жизни в сельскохозяйственных районах, затрудняет решение проблем, связанных с развитием сельского хозяйства.
Тотальное падение материального производства по всем программам и концепциям социально-экономического развития Республики Дагестан заставляет руководство республики ориентироваться на интересы ЛПХ, тогда как товарность хозяйств населения не превышает 25-28 %. В связи с этим экономика переводится на рельсы натурального хозяйства.
на региональном уровне мерами, способными оказать благотворное влияние на развитие АПк, являются:
- осуществление модернизации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;
- повышение уровня технического обеспечения сельхозпроизводителей;
- создание социальной и рыночной инфраструктур села;
- очистка действующих и создание новых мелиоративных систем.
Рыночные преобразования привели к ослаблению производственно-технического, кадрового, материального потенциала предприятий агропромышленного комплекса Республики Дагестан. На основе анализа мирового опыта напрашивается вывод о том, что конкурентоспособность сельского хозяйства может быть достигнута при условии механизации технологических процессов, внедрения достижений науки и инноваций.
Таким образом, повышение эффективности работы агропромышленных предприятий требует выработки совершенно новых подходов к развитию АПк в целом, которые базируются на поиске внутренних резервов.
В настоящее время восстановление агропромышленного комплекса Республики Дагестан связано с осуществлением комплекса мероприятий по следующим приоритетным направлениям.
1. Должны стимулироваться объемы производства тех видов продовольствия, которые производятся на основе использования природных, организационно-экономических и других условий хозяйствования - виноградарства, садоводства, плодоовощеводства. При условии эффективного развития данных сфер будут также развиваться винодельческое и консервное производства.
2. Необходимо реформирование государственных и муниципальных унитарных предприятий на основе постепенного перехода к национализированным предприятиям, где:
- выше стимулы для повышения эффективности производства;
- лучше организован контроль за финансово-хозяйственной деятельностью;
- больше возможности для осуществления модернизации технологического оборудования.
Задачей бюджетно-налогового механизма регулирования аграрного сектора становится стабилизация финансового положения в сельском хозяйстве. Основными целевыми индикаторами, характеризующими финансовое состояние сельскохозяйственных организаций, являются:
- уровень рентабельности;
- доля убыточных хозяйств в общем числе хозяйств;
- сумма просроченной задолженности.
Для решения этих задач предусмотрены меры по бюджетной и внебюджетной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, их финансовому оздоровлению.
В рамках проведения аграрной политики на государственном уровне необходимо предусмотреть равную поддержку всех форм собственности и хозяйствования. Анализируя направления реализации бюджетно-налогового механизма поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Дагестан на современном этапе, следует отметить, что практически единственной формой осуществления прямой поддержки из бюджета ЛПХ до недавнего времени рассматривалось субсидирование части затрат по уплате процентов по кредитам. В 2011 г. в республике на субсидирование процентных затрат по кредитам было направлено более 126 млн руб., или 15 % от всего объема осуществляемой поддержки.
Анализ данных, представленных в табл. 3, свидетельствует о том, что с начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (а впоследствии и государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка АПК) личные подсобные хозяйства Республики Дагестан за 2005-2010 гг. получили более 7 млрд руб. кредитных ресурсов. В пересчете на одно ЛПХ получается 300 тыс. руб., тогда как в целом по РФ в среднем на одно ЛПХ было выдано за анализируемый период по 150 тыс. руб.
В связи с тем, что в аграрной структуре республики преобладают малые формы хозяйствования, создаются предпосылки для формирования структур микрофинансирования, сельскохозяйственных кооперативов. Именно этим фактом и объясняется стимулирование создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов в качестве одного из направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
Несмотря на то, что в рамках данного проекта было создано 12 кредитных кооперативов для предприятий АПК, ни один из них не осуществлял уставной деятельности, тогда как в РФ в 2011 г. реально действовало 68,6 % кооперативов из всего количества созданных.
Динамика кредитования ЛП
Низкий уровень развития сельскохозяйственной кредитной кооперации связан с рядом причин, основными из которых являются:
- слабое участие сельского населения в стимулировании кооперации;
- недоверие глав структур малых агропромышленных предприятий по отношению друг к другу.
Для усиления роли личных подсобных хозяйств в процессе формирования доходов сельского населения со стороны государства должны приниматься дополнительные меры по вовлечению их в государственную агропромышленную политику:
- необходимо выделять ЛПХ субсидии на приобретение кормов в целях сохранения маточного поголовья крупного рогатого скота;
- ЛПХ следует освободить от налогов при условиях целевого использования финансовых ресурсов на развитие комплекса.
Многие жители Дагестана не владеют информацией о возможностях, которые предоставляет им законодательство. А ведь эффективной мерой по увеличению занятости выступает расширение личных подворий, хотя это приводит к необходимости со стороны органов местного самоуправления рассматривать свои возможности в данной области.
Средний размер участка КФХ в 2006 г. составлял 4 га. Однако большая часть фермерских хозяйств образовывалась не как эффективная форма хозяйствования, а в качестве единственного источника доходов. Это происходило в силу экономических и социальных причин, возникших в результате кардинальных изменений в правовом и экономическом пространстве страны и республики.
Результаты анализа дифференциации КФХ Республики Дагестан по размеру и структуре площадей, приходящихся под посев, по поголовью скота, а также по товарности производства показывают следующее. В целом по стране наблюдается соизмеримое равенство между соотношением доли КФХ в валовой продукции и объемом оказываемой государственной поддержки. А в Дагестане отмечается существенное превышение доли государственной поддержки в зависимости от роли сектора в структуре агропромышленного комплекса региона.
Таблица 3
* в Дагестане в 2005-2010 гг.
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010
ЛПХ, получившие кредиты, ед. 210 4 918 2 015 1 590 7 673 8 689
Объем выданных ЛПХ кредитов, млн руб. 43 1 010 483,4 370,1 2 245 3 005
*ЛПХ - личные подсобные хозяйства.
Доля фермерского сектора в структуре получателей государственной поддержки в республике составляет 54,1 %, (это объясняется его значительным вкладом в общий объем валовой продукции в регионе), тогда как в целом по России на КФХ приходится всего 24,5 % общего объема валовой продукции, а в СКФО - 37,9 %.
Одним из эффективных направлений развития бюджетно-налогового механизма регулирования агропромышленного сектора в Республике Дагестан является поддержка малого бизнеса, которая осуществляется в рамках программы по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции. Ряд федеральных и ведомственных программ также предусматривает поддержку малых форм хозяйствования на селе. Тем не менее следует отметить труднодоступность системы субсидированного кредитования для большинства малых предприятий, в том числе КФХ. Это объясняется в первую очередь тем, что для данной формы бизнеса характерно низкое залоговое обеспечение. Так, за 2007-2010 гг. в Республике Дагестан субсидии получали ежегодно в среднем от 70 до 80 хозяйств, что практически не оказывало влияния на конкурентоспособность этого сектора. За анализируемый период всего 0,6 % КФХ республики воспользовались льготными кредитами (22,8 % -в целом по России). Средний размер полученных кредитных ресурсов составил 3 823 тыс. руб. (1 221 тыс. руб. - в среднем по России).
В качестве одного из инструментов поддержки малого бизнеса в АПК должны выступать сельскохозяйственные кооперативы. В 2011 г. в аграрной сфере Республики Дагестан было зарегистрировано более 90 кооперативов. 30 из них получили 248,5 млн руб. кредитных ресурсов, что составило 7 530 тыс. руб. в пересчете на один кооператив. Однако эти средства не были потрачены в рамках их целевого назначения. В целом же по России на один сельскохозяйственный кооператив пришлось 2 792 тыс. руб. Следует отметить, что в большинстве российских регионов кооперативы в АПК начинают играть роль заметных игроков при обслуживании малых форм бизнеса.
Среди причин, которые сдерживают развитие АПК в Республике Дагестан, главной является низкая доходность КФХ. В цепи «производство-переработка-реализация» сельхозтоваропроизводитель, выступая в качестве ключевого звена, занимает подчиненное место по уровню доходности: его
доля в розничной стоимости продукции АПК очень мала. Большинство малых сельских предприятий не получают государственной поддержки, так как не имеют залоговой базы и поручителей.
В рамках стимулирования развития КФХ и АПК в целом в Республике Дагестан можно определить следующие направления развития бюджетно-налогового механизма:
- обеспечить финансирование КФХ на селе отдельной строкой;
- определить иной порядок выдачи субсидий для КФХ и ЛПХ, при котором будет осуществляться переход от субсидирования процентных ставок по выданным кредитам к прямой поддержке сельского товаропроизводителя;
- добиться увеличения размеров средств государственной поддержки, которая выделяется сельхозтоваропроизводителям на цели страхования, основываясь на потребности в страховании от природных рисков;
- внести изменения в порядок предоставления бюджетных средств, которые предусмотрены программой поддержки малого предпринимательства, разработанной Минэкономразвития России, с тем чтобы включить сельское хозяйство в одно из приоритетных направлений оказания поддержки;
- обеспечить доступ малых предприятий АПК к сельскохозяйственным рынкам за счет организации рынка выходного дня, сети рынков кооперации, оказания помощи по вовлечению малых предприятий регионального АПК в кооперационные взаимодействия, направленные на реализацию продукции;
- усилить государственную поддержку развития инфраструктуры производства в рамках малых предприятий АПК, что должно основываться в первую очередь на строительстве мощностей по хранению и переработке сельхозпродукции;
- обеспечить для субъектов малых форм хозяйствования создание бизнес-инкубаторов, где будут находиться демонстрационные инновационные участки, включая пилотные проекты, финансирующиеся за счет средств бюджета РФ;
- обеспечить содействие формированию целостной инновационной системы подготовки кадров для села на разных уровнях, а также повышения квалификации работников малых предприятий АПК с использованием инновационных способов обучения;
- проводить мероприятия по повышению уровня занятости и доходов сельского населения, с тем чтобы обеспечить расширение круга субъектов
хозяйствования, которые имеют право получать субсидированные кредитные займы;
- активнее развивать сельский туризм, ремесленничество, а также другие формы предпринимательства на селе, не связанные с АПК, при этом необходимо применять упрощенную схему налогообложения данных форм предпринимательства на основе использования патента;
- обеспечить расширение различных видов ресурсной поддержки малых форм хозяйствования в несельскохозяйственной сфере: гранты, займы, товарные инвестиции, что приведет к повышению спроса на продукцию предприятий АПК.
Итак, можно сделать вывод, что целью бюджетно-налогового механизма регулирования аграрного сектора является обеспечение устойчивого развития территорий. Несмотря на востребованность сельскохозяйственными товаропроизводителями такой меры государственной поддержки, как субсидирование процентной ставки, темпы привлечения инвестиционных кредитов снижаются, что в 2011 г. привело к возникновению невостребованного резерва субсидий по инвестиционным кредитам в размере 3,3 млрд руб.
Основным условием эффективного функционирования аграрного сектора является повышение эффективности сельскохозяйственной кооперации. В этих целях необходимо:
- разработать комплексную программу по развитию кооперации и интеграции в АПК, которая должна охватывать ряд проблем, начиная с реорганизации предприятия, финансового оздоровления, до кооперации и интеграции отдельных производств, включая производство, переработку и сбыт продукции;
- создать при министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан единую
информационную сеть сельскохозяйственного и промышленного производства региона, с помощью которой можно будет организовывать и координировать меры по восстановлению управляемости сельского хозяйства и продовольственного рынка в целях стабилизации и развития агропромышленного производства в регионе;
- в сфере переработки и производства продукции распространить на сельскохозяйственные потребительские кооперативы льготное налогообложение, т. е. дать право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога. Это позволит устранить двойное налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей, участвующих в сельскохозяйственных кооперативах.
Важным инструментом государственного экономического регулирования аграрного сектора экономики Республики Дагестан могут стать меры по совершенствованию механизма налогообложения предприятий АПК. Следует освободить их от множественности налогов, расширить перечень налоговых льгот, предоставить возможность принять обязанности налогоплательщика НДС.
Установление критериев уровня налоговой нагрузки, на взгляд автора, даст возможность определить налоговую нагрузку на субъекта экономической системы, а также на сельскохозяйственную сферу в целом.
Список литературы
1. Ахмедова Ж. А. Организационно-экономический механизм функционирования и развития аграрной сферы депрессивного региона. М. 2012.
2. URL: http://www. beintrend. ru/2012-10-0506-45-14.
3. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/ rosstat main/rosstat/ru/statistics/accounts.