Научная статья на тему 'Совершенствование мер государственного регулирования АПК в условиях рыночной экономики'

Совершенствование мер государственного регулирования АПК в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
663
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ДОТАЦИИ / СУБСИДИИ / STATE REGULATION / AGRICULTURE / A STATE-SPONSORED PROGRAM / GOVERNMENTAL GRANTS / SUBSIDIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багавудинова Мадина Багавудиновна

В статье рассмотрены инструменты совершенствования мер государственного регулирования в сельскохозяйственной сфере агропромышленного комплекса. Проанализированы характерные особенности экономических и государственных методов воздействия, выявлена целесообразность совместного использования вышеуказанных методов. Особое внимание уделено аграрной политике государства, а именно государственным программам поддержки АПК по различным направлениям. Рассмотрены вопросы эффективности государственного регулирования АПК. Затронута тема приоритетных направлений поддержки сельского хозяйства с помощью государственных программ. На основе проведенного анализа предлагаются меры и способы повышения уровня развития различных секторов АПК. Рассмотрен вопрос совершенствования разделения информационного обслуживания аграрного сектора, учитывая активно развивающиеся информационные технологии и способы донесения информации, которые многократно увеличились. Доказывается необходимость комплексного исследования этого вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING MEASURES OF STATE REGULATION OF THE AIC IN THE CONDITIONS OF THE MARKET ECONOMY

The manuscript discusses the instruments of improving measures of state regulation in the agricultural industry of the Agro-Industrial Complex. The characteristic features of economic and state methods of impact have been analyzed, and the viability of joint use of the above mentioned methods has been found. Special attention has been given to the agrarian policy of the state, specifically to state programs of support of the AIC on different areas of focus. The issues of effectiveness of state regulation of the AIC have been discussed. The topic of priority areas of focus of support of agriculture by state programs has been touched upon. Based on the analysis performed, measures and ways to improve the level of development of different sectors of the AIC have been suggested. The issue of improving the division of information servicing of the agrarian sector has been discussed taking into account the actively developing information technologies, ways of information delivery that have grown. The need of a complex study of this issue is being substantiated.

Текст научной работы на тему «Совершенствование мер государственного регулирования АПК в условиях рыночной экономики»

БАГАВУДИНОВА М.Б.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье рассмотрены инструменты совершенствования мер государственного регулирования в сельскохозяйственной сфере агропромышленного комплекса. Проанализированы характерные особенности экономических и государственных методов воздействия, выявлена целесообразность совместного использования вышеуказанных методов. Особое внимание уделено аграрной политике государства, а именно государственным программам поддержки АПК по различным направлениям. Рассмотрены вопросы эффективности государственного регулирования АПК. Затронута тема приоритетных направлений поддержки сельского хозяйства с помощью государственных программ. На основе проведенного анализа предлагаются меры и способы повышения уровня развития различных секторов АПК. Рассмотрен вопрос совершенствования разделения информационного обслуживания аграрного сектора, учитывая активно развивающиеся информационные технологии и способы донесения информации, которые многократно увеличились. Доказывается необходимость комплексного исследования этого вопроса.

Ключевые слова: государственное регулирование, сельское хозяйство, государственная программа, дотации, субсидии.

BAGAVYDINOVA М.В.

IMPROVING MEASURES OF STATE REGULATION OF THE AIC IN THE CONDITIONS OF THE MARKET ECONOMY

Abstract. The manuscript discusses the instruments of improving measures of state regulation in the agricultural industry of the Agro-Industrial Complex. The characteristic features of economic and state methods of impact have been analyzed, and the viability of joint use of the above mentioned methods has been found. Special attention has been given to the agrarian policy of the state, specifically to state programs of support of the AIC on different areas of focus. The issues of effectiveness of state regulation of the AIC have been discussed. The topic of priority areas of focus of support of agriculture by state programs has been touched upon. Based on the analysis performed, measures and ways to improve the level of development of different sectors of the AIC have been suggested. The issue of improving the division of information servicing of the agrarian sector has been discussed taking into account the actively developing information technologies, ways of information delivery that have grown. The need of a complex study of this issue is being substantiated.

Keywords: State regulation, agriculture, a state-sponsored program, governmental grants, subsidies.

Правительство страны, Министерство сельского хозяйства, местные органы государственного и хозяйственного управления предпринимают ряд мер по стабилизации и развитию агропромышленного сектора. В настоящее время совершенствование мер государственного регулирования аграрного сектора базируется на бюджетной и внебюджетной поддержке субъектов аграрной политики. Разработана Программа социально-экономического развития и возрождения села, введено льготное кредитование и налогообложение сельскохозяйственных предприятий, действуют механизмы лизинга.

Программы по поддержке АПК, функционирующие на сегодняшний день, направлены на предоставление бюджетных услуг и не являются обязанностью государства. Они представляют собой определенную договоренность по расходованию государственных средств на решение той или иной проблемы, а это подразумевает, что необходимость их применения должна быть обоснована. Эффективность подобных субсидий оценивается исходя из того, насколько установленный порядок расходования средств по различным программам субсидирования аграрного сектора позволяет достигнуть поставленной задачи при минимальных средствах.

Государственная поддержка аграрного сектора на финансирование отдельных мероприятий осуществляется в виде трансфертов, субсидий из федерального и региональных бюджетов. Средства из федерального бюджета направляются, как правило, на целевые программы, но основная их часть играет не стимулирующую, а компенсационную роль. Планирование и регулирование сельскохозяйственного сектора АПК осуществляется в основном через корректи-

Багавудинова М.Б.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

ровку программ, которые применялись в предыдущие годы, а анализ эффективности не проводится. В такой ситуации часть программ, применяемых для поддержки аграрного сектора, не достигает поставленной цели и зачастую приводит к изъятию средств.

Главная причина низкой эффективности государственной поддержки заключается в отсутствии долгосрочной стратегии развития аграрного сектора как на общенациональном уровне, так и в отдельных регионах.

Программы по поддержке АПК можно условно разделить на две группы. Первая — это меры, направленные на увеличение выручки производителей, например прямые субсидии производителям (животноводческие дотации), интервенции на рынках. Вторая группа направлена на снижение издержек сельхозпроизводителей. Это компенсация затрат на средства производства, субсидирование кредита и др.

Целью настоящей работы является анализ совершенствования мер государственного регулирования и поддержки научного обеспечения аграрного сектора:

- применение новейших технологий производства в сельском хозяйстве;

- сохранение и бережное отношение к экологии;

- повышение качества и безопасности сельхозпродукции.

- совершенствование аграрной политики.

Государственные программы влияют на интенсификацию процесса развития АПК и направлены на повышение конкурентоспособности российской сельхозпродукции на внутреннем и внешнем рынках, а также способствуют импортозамещению и увеличению сельхозэкс-порта. Осуществляется поддержка со стороны государства инвестиционных процессов в аграрном секторе — когда так называемый лизинговый фонд закупает на зарезервированные в федеральном бюджете средства сельскохозяйственную технику и предоставляет ее сельхозпроизводителям на условиях оплаты в рассрочку.

Незначительная государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, частичное или полное отсутствие собственных источников финансирования подталкивают предприятия сельского хозяйства обращать свое внимание на такой источник осуществления деятельности, как банковский кредит. Одним из основных факторов успешного развития аграрной отрасли экономики является доступность кредитных ресурсов, без которых невозможно решить проблемы технической базы и ее последующей модернизации. Объективная необходимость и возможность использования кредита для повышения эффективности развития сельского хозяйства обусловлена тем, что кредит охватывает обширную сферу распределительных отношений, связанных с образованием и использованием ссудного капитала в процессе распределения общественного продукта. Обслуживая движение оборотного капитала, кредит непосредственным образом оказывает влияние на воспроизводственный цикл. Однако и в этом направлении существуют преграды, и прежде всего это:

- тяжелое финансовое состояние предприятий аграрного сектора, сопряженное для банковской системы с высокими кредитными рисками;

- недостаточность ликвидного залогового имущества;

- высокие процентные ставки по кредитам.

К сожалению, в настоящее время прямые сезонные кредиты банков не носят массового характера. По объективным причинам банки не заинтересованы в кредитовании сельскохозяйственных предприятий, так как многие из них являются неблагонадежными заемщиками. На кредитование сельского хозяйства приходится примерно 3% от общей суммы выданных банками кредитов предприятиям и организациям нефинансового сектора. Основной объем кредитных ресурсов (около 90%), предоставленных сельскохозяйственным организациям АПК, приходится на ОАО «Сбербанк России» и ОАО «Россельхозбанк».

Льготное кредитование — это инструмент для развития аграрного сектора как для частных фермеров, так и для фирм, занимающихся производством и последующей реализацией сельхозпродукции. Долгое время кредитованию сельского хозяйства не уделялось должного внимания. Государственная программа по поддержке сельского хозяйства на 2013-2020 годы оказывает помощь сельхозпроизводителям через льготное кредитование, стремясь увеличить эффективность сельскохозяйственного производства. Процентная ставка по льготному кредитованию составляет 14-15% годовых. Данные меры должны обеспечить развитие отечественных

фермеров, они направлены на укрепление их деятельности. И льготное кредитование сельского хозяйства — один из самых эффективных инструментов для их успешного функционирования.

Субсидирование приобретения элитных сортов семян — еще одна эффективная мера, цель которой состоит в повышении продуктивности растениеводства. Так, в 2015 году на субсидирование приобретения элитных семян было заложено около 1,3 млрд руб., против 476 млн руб. в 2014 году; ставка субсидии на покупку семян колосовых выросла до 4,5 тыс. руб. за тонну с 1,52 тыс. руб. в прошлом году, семян кукурузы — до 130 тыс. руб. с 50 тыс. руб. соответственно. Кроме того, предусмотрены субсидии на покупку семян подсолнечника, сахарной свеклы и других культур.

Необходимость данной работы связана с тем, что российский АПК в значительной степени зависит от импортных семян, прежде всего семян сахарной свеклы (до 98% по стоимости), кукурузы (до 78%), подсолнечника (до 80%). Государственная политика на рынке зерна направлена на импортозамещение, снижение себестоимости и повышение качества продукции.

Если рассматривать отдельно Республику Дагестан, то по итогам 2015 года объем валовой аграрной продукции составил 99,3 млрд руб. при индексе производства 105,1%. Также в 2015 году на поддержку агропромышленного комплекса республики было выделено более 2,9 млрд руб. бюджетных средств, в том числе из федерального бюджета — 2,2 млрд руб., из республиканского бюджета — более 600 млн руб. Стоит также отметить, что в 2015 году было построено 8 га теплиц, посажено 2 067 га садов, в том числе 404 га интенсивных садов. В части реализации инвестиционных проектов в животноводстве введены в эксплуатацию 10 животноводческих ферм на 2 350 скотомест, завершено строительство 10 откормочных площадок на 11 тыс. голов мелкого рогатого скота, установлены 8 охладителей молока мощностью 8 тыс. тонн в год.

Основная цель государственных программ заключается в регулировании рынка, а также в решении проблем растущего диспаритета цен на ресурсы для сельхозпроизводства и готовую сельскохозяйственную продукцию. В частности, в России осуществляются дотации на минеральные удобрения, электроэнергию, топливо, на покупку крупного и мелкого рогатого скота, сортовых семян и другие ресурсы. Государство покрывает часть расходов на работы по повышению плодородия почв. Такие меры минимизируют издержки производителя и тем самым увеличивают его доходность.

Научные исследования в области аграрного сектора финансируются на всех уровнях. Направления научных разработок должны соответствовать и производственной специализации и курсу программ поддержки аграрного сектора, а также развитию рыночных структур. Необходимо совершенствовать правовые механизмы привлечения финансовых ресурсов для финансирования научного обеспечения аграрного сектора, в частности, содействовать привлечению международных организаций к финансированию научных исследований. Финансирование государственной науки не должно быть приоритетом, многие исследования могут проводиться негосударственными организациями на договорной основе. Одна из важных задач государственной поддержки заключается в подготовке кадров, то есть привлечение молодых специалистов в сельскую местность, сохранение квалифицированных кадров в сельском хозяйстве, что позволит повысить эффективность сельскохозяйственного производства.

В современных условиях значительно возрастает доля информационной составляющей в устойчивом аграрном и сельском развитии. Информационное обслуживание аграрного сектора является важным условием для создания конкурентоспособной среды сельскохозяйственных рынков. Правовая неурегулированность проблемы равного доступа к рыночной информации в АПК становится фактором несправедливой конкуренции на рынке агропродовольствен-ной продукции: крупные компании, имеющие возможность собирать собственную информацию о рынках, или компании, имеющие доступ к официальной информации, получают рыночные преимущества перед остальными. Кроме того, неравный доступ к официальной информации становится фактором коррупции в органах управления АПК. В связи с этим необходимо законодательно закрепить обязанность государства обеспечивать необходимый набор информации и ее равную доступность для всех субъектов рынка как основу поддержания справедли-

Багавудинова М.Б.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

вой конкуренции. Кроме доведения до субъектов рынка необходимой информации, органы управления АПК на федеральном и региональном уровнях должны проводить маркетинговые исследования, в частности исследования рынков, с целью закупки продовольствия для государственных нужд. Такие исследования должны финансироваться за счет бюджетных средств, а их результаты распространяться через веб-сайты органов управления в АПК.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что современное сельское хозяйство — это высокотехнологичная отрасль, тесно связанная с наукой и техникой и требующая пристального внимания. Проблемами данной отрасли занимаются как отдельные институты, которые призваны развивать АПК, так и государство. Для решения указанных проблем необходим стратегический взгляд на трансформационные процессы в аграрном секторе экономики, учитывающий не только будущее, но и оценивающий пройденные этапы. Другими словами, аграрный сектор должен иметь четко разработанную и обоснованную стратегию развития.

Для предприятий аграрного сектора экономики важнейшим условием при выборе стратегии развития является их финансовое состояние и фактический уровень обеспеченности ресурсами. По оценкам, лишь 8-12% сельскохозяйственных предприятий имеют финансовые возможности интенсификации производства и реализации стратегии усиления позиции на существующем рынке. Применение информационных технологий в сельском хозяйстве позволяет проводить оперативный мониторинг всех секторов АПК и своевременно выявлять и решать возникающие проблемы.

А конечной целью государственного управления в области АПК является создание условий для эффективного функционирования сельхозпредприятий. Современный агропромышленный комплекс России стоит на пороге нового этапа развития, который будет связан с полным насыщением внутреннего рынка основными сельскохозяйственными продуктами собственного производства и ростом экспортных поставок на мировой агропродовольственный рынок. Для этого есть все предпосылки: государственная поддержка, благоприятный инвестиционный климат в отрасли, хороший ресурсный потенциал. Эффективное решение поставленных краткосрочных и долгосрочных задач позволит перейти к инновационной модели АПК, в центре которой будет обеспечение продовольственной безопасности страны и устойчивое комплексное развитие села.

Литература

1. Казиханов А. М. Проблемы инновационного развития АПК // Вестник ДГУ. — Вып. 5. — 2015. — С. 16-24.

2. Серова Е. В. Перспективы реформирования аграрной политики России. — М.: ИЭПП, 2004. — С. 113.

3. Серова Е. В., Янбых Р. Г. Кредитование сельского хозяйства в России: состояние и перспективы // Вопросы экономики. — 1996. — № 8. — С. 59-73.

4. Сайт http://www.finmarket.ru/news/.

5. Сайт http://get-online-credit.com/.

6. Сайт http://www.riadagestan.ru/.

References:

1. Kazikhanov A. M. problems of innovative development of the agroindustrial complex // journal of the DSU. — Vol. 5. — 2015. — S. 16-24.

2. Serova E. V. prospects of reforming of an agrarian policy of Russia. — M.: IET, 2004. — P. 113.

3. Serova E. V., R. G. Yanbykh In Crediting of agriculture of Russia: state and prospects // problems of Economics. — 1996. — No. 8. — S. 59-73.

4. The website http://www.finmarket.ru/news/.

5. The website http://get-online-credit. com/.

6. The website http://www.riadagestan.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.