УДК: 338.43 ШЕИХОВА ПАТИМАТ МАГОМЕДОВНА
к.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория и менеджмент» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова»,
e-mail: [email protected]
АШУРБЕКОВА ФИРУЗА АЛИМИРЗАЕВНА
старший преподаватель кафедры «Экономическая теория и менеджмент» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова»,
e-mail: [email protected]
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСПОДДЕРЖКИ — КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ДИНАМИЧНОГО РАЗВИТИЯ АПК РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Цель работы. Рассмотреть вопросы перехода предприятий АПК на импортозамещение. Исследовать механизмы государственной поддержки сельского хозяйства, объемов и направления поддержки аграрного сектора Республики Дагестан и предложить меры по их совершенствованию. Метод проведения работы. Проведен анализ производства основных видов продукции сельского хозяйства, а также показателей рентабельности сельскохозяйственных предприятий Республики Дагестан. Результаты работы. Государственная поддержка предприятий, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, осуществляется в основном в форме предоставления различных видов субсидий. Установлено, что наиболее распространенной формой финансирования для отечественных предприятий на закупку нового оборудования и другой сельскохозяйственной техники является банковский кредит и лизинг. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы органами региональной власти в целях защиты внутреннего товаропроизводителя путем замещения импортируемых товаров и технологий в АПК продуктами национального производства, за счет стимулирования модернизации производства, роста его эффективности и освоения новых видов продукции и развития эффективных механизмов государственной поддержки АПК. Выводы. Низкий уровень оборачиваемости капитала, низкая инвестиционная привлекательность и высокие показатели трудоемкости наряду с финансовой неустойчивостью субъектов хозяйствования в АПК региона привели к необходимости изменения подходов к государственному регулированию аграрного сектора экономики. Эффективность форм хозяйствования в сельском хозяйстве находится в зависимости и от финансово-кредитной политики, которая осуществляется в регионах РФ. Внутренних ресурсов для ускоренного замещения импорта предприятия АПК пока не имеют. Для этого требуются дополнительные инвестиции в повышение качества продукции, обновление парка техники отечественного лизинга, освоение новых технологий. Ключевые слова: государственное регулирование, кредит, лизинг, импортозамещение, предприятия АПК, субсидии.
SHEIKHOVA PATIMAT MAGOMEDOVNA
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of "Economic Theory and Management" FSBEI of HE "Dagestan State Agrarian University named after M.M. Jambulatov",
e-mail: [email protected]
ASHURBEKOVA FIROOZA ALIMIRZAEVNA
Senior Lecturer of the Department of "Economic Theory and Management" of FSBEI of HE "Dagestan State Agrarian University named after M.M. Jambulatov",
e-mail: [email protected]
EFFECTIVE MECHANISMS OF STATE SUPPORT ARE THE KEY FACTORS OF A DYNAMIC DEVELOPMENT OF THE AIC OF THE REGION IN THE CONDITIONS OF IMPORT SUBSTITUTION
The goal of the paper. Discuss the issues of transitioning enterprises of the AIC towards import substitution. Studying mechanisms of state support of agriculture, volumes and areas of focus of support of the agrarian sector of the Republic of Dagestan, and offering measures to improve them. The method of performing work. An analysis of production of the main types of products of agriculture, as well as of indicators of profitability of agricultural enterprises of the Republic of Dagestan has been performed. The results of the work. The state support of enterprises that are involved in production and processing of agricultural products is mostly performed in the form of providing different types of subsidies. It has been established that the most widespread form of financing for domestic enterprises for purchasing new equipment and other agricultural technology is a bank credit and leasing. The area of application of the results. The results of the study performed may be used by the regional authorities in order to protect the domestic producer through substituting imported products and technologies in the AIC with the products of the national production, from stimulating modernization of production, growth of its effectiveness and developing new types of products and effective mechanisms of governmental support of the AIC. Conclusions. The low level of capital turnover, low investment attractiveness and high indicators of labor intensity, together with the financial instability of economic entities in the AIC of the region led to the need to change the approaches to the state regulation of the agrarian sector of the economy. The effectiveness of economic forms in the agriculture is also dependent on the financial-credit policy that is taking place in the regions of the RF. Enterprises of the AIC do not possess internal resources for an accelerated import substitution as of this moment. To be able to do that, it is necessary to have additional investments in improving the quality of products, renewing the equipment that is available for domestic leases, learning new technologies. Keywords. State regulation, credit, leasing, import substitution, enterprises of the AIC, subsidies.
Введение. Снижение цен на сырьевые ресурсы, падение курса рубля по отношению к иностранным валютам в 2014 году поставило отечественную экономику в ситуацию, когда актуальным встал вопрос о необходимости мобилизации имеющихся внутренних возможностей поддержки экономики и проведения политики импортозамещения.
Импортозамещение в России рассматривается как тип экономической стратегии, направленной на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых товаров и технологий продуктами национального производства, которая реализуется с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции за счет стимулирования модернизации производства, роста его эффективности и освоения новых видов продукции. Наряду с этим импортозамещение характеризуется как целостная реиндустриализация экономики, способствующая созданию крупных инновационных производств, интеграции промышленности и науки и созданию тысяч новых рабочих мест [17].
С точки зрения экономической теории, это уменьшение или прекращение импортных поставок товаров посредством роста отечественного производства данной продукции или ее аналогов. В целом ожидается сокращение импорта из третьих стран, в частности, мясной продукции, картофеля и продуктов его переработки в 2 раза, молочной продукции — на 45 %, сахара — на 36 %. В основе организации бюджетной поддержки развития отрасли должна лежать финансовая самодостаточность АПК.
Методы исследования. Проведенный анализ тенденций развития показал, что Республики Дагестан располагает значительным аграрным потенциалом. У нас сосредоточено 20,49 % российского поголовья овец и коз (1-е место), 4,96 % поголовья КРС (3-е место), 7,6 % овощей (1-е место), около трети производимого в стране винограда (2-е место), 4,11 % плодов (5-е место), 25,7 % шерсти (1-е место). Дагестан поставляет в регионы России более 500 тыс. тонн овощей, около 15 тыс. тонн плодов, более 30 тыс. тонн столового винограда.
Агропромышленный комплекс вносит большой вклад в формирование налоговых доходов республики, причем суммы налоговых поступлений из года в год заметно растут. Если в 2012 году во все уровни бюджетов от АПК поступило 2 млрд 937 млн руб., то в 2014 году — уже 4 млрд 279 млн руб.
Низкий уровень оборачиваемости капитала, низкая инвестиционная привлекательность и высокие показатели трудоемкости наряду с финансовой неустойчивостью субъектов хозяй-
ствования в агропромышленном комплексе РФ привели к необходимости изменения подходов к государственному регулированию аграрного сектора экономики. Эффективность форм хозяйствования в сельском хозяйстве находится в зависимости и от финансово-кредитной политики, которая осуществляется в регионах РФ.
Из-за высокой кредитной задолженности сельхозпредприятий, высоких инфраструктурных издержек, ограниченной доступности кредитов многие предприятия снижают инвестирование и создание новых производств, направляя ресурсы на модернизацию и повышение эффективности имеющихся активов. Внутренних ресурсов для ускоренного замещения импорта предприятия АПК пока не имеют. Для этого требуются дополнительные инвестиции в повышение качества продукции, обновление парка техники отечественного лизинга, освоение новых технологий. Требуются денежные средства для вложения в долгосрочные инвестиционные проекты. Факторами, препятствующими внедрению инноваций и реализации инновационного потенциала предприятий в условиях импортозамещения, являются:
- высокий инвестиционный риск,
- неразвитость кооперационных связей и инновационной инфраструктуры;
- отсутствие информации о рынках сбыта;
- низкий технологический уровень и морально устаревшие производственные фонды;
- зависимость от сложной технологической продукции и импортного оборудования;
- высокая стоимость нововведений;
- недостаток собственных денежных средств.
Направлениями совершенствования инновационной деятельности российских предприятий, реализующих инновационные проекты импортозамещения, являются: оценка риска перехода отрасли на импортозамещение при реализации инновационных проектов с учетом наиболее значимых факторов, влияющих на инновационную деятельностью предприятия; создание региональной информационной базы данных о возможностях и потребностях местных предприятий в расширении кооперационных связей с формированием открытого реестра выпускаемой продукции; разработка и реализация региональной программы поддержки местных товаропроизводителей на основе внедрения инновационной импортозамещающей продукции; развитие инфраструктуры посредством создания фирменной торговой сети, комбинированной с сервисом интернет-заказа.
Приоритетное направление развития АПК — это ускорение оснащения сельскохозяйственных товаропроизводителей техникой, оборудованием, а также приобретение животных в кредит или лизинг. Рынок лизинговых услуг получает большее распространение в сравнении с кредитом. Лизинг представляет собой экономико-правовые отношения по приобретению в собственность имущества и последующей сдаче его в аренду [14].
Необходимо ввести государственный заказ на закупку КРС, производство тракторов и основных видов сельскохозяйственной техники, грузовых автомобилей, технологического оборудования для животноводства, которые реализовывались бы на основе лизинга, льготного кредитования, бюджетных ссуд.
Преимущество лизинга проявляется в возможности уменьшения налога на прибыль, т. к. лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции, что позволит налогоплательщику снизить отчисления на уплату налога на прибыль. Особенностью лизинга является страховка от приобретения оборудования у недобросовестных поставщиков, так как покупает оборудование не лизингополучатель, а лизинговая компания, передающая затем его лизингополучателю в пользование. Лизинговая компания берет на себя анализ надежности поставщиков и проведения с ними переговоров, экспертизу и заключение договоров. При лизинге деньги лизингополучатель начинает выплачивать после поставки оборудования. Поощрение лизинговых сделок станет средством стимулирования товаропроизводителей. Что касается банковского кредита, то банки часто требуют предоставление под залог имущества предприятия, и стоимость залога по кредиту может в разы превышать размер самого кредита. Это весьма проблематично для малого и среднего бизнеса. К лизингу предприятие может прибегнуть даже при наличии отрицательных финансовых показателей у компании. В то время как для получения банковского кредита наличие отрицательного баланса недопустимо. Развитию малого бизнеса будет способствовать и снижение размеров авансовых платежей, и установление льгот по
предоставлению оборудования в лизинг [5].
Программа импортозамещения основных продовольственных товаров до 2020 года обойдется в 636 млрд руб. Предполагается, что реализация Программы импортозамещения к 2020 году обеспечит увеличение производства сельскохозяйственной продукции, а также снижение зависимости внутреннего рынка продовольствия от импортных поставок в несколько раз [7].
Если в 2012 году на развитие АПК Республики Дагестан из федерального бюджета было выделено 1 млрд 950 млн руб., то в 2014 году финансирование находилось на уровне 2 млрд 600 млн руб.; из республиканского бюджета было выделено 886 млн руб. в 2012 году и 534 млн руб. в 2014 году.
Приоритетное направление в сельском хозяйстве республики — овощеводство защищенного грунта. По состоянию на сентябрь 2015 года в Дагестане общая площадь теплиц составляла 136,8 гектара, а площадь строящихся теплиц — около 15 гектаров. В республике идет строительство тепличных комплексов по двум направлениям: строительство теплиц вокруг городов и строительство малогабаритных теплиц в сельской местности. Необходимо создание логистической инфраструктуры, которая позволит в короткие сроки собирать и доставлять готовую продукцию в города, районы республики и за ее пределы. Выстраивание эффективных логистических цепочек «поле-прилавок» позволит добиться безубыточности и повысить рентабельность производства независимо от объемов господдержки.
Введены новые виды господдержки, в том числе возмещение 20 % понесенных прямых затрат по нескольким направлениям — от создания тепличных комплексов и животноводческих комплексов до оптово-распределительных и селекционно-генетических центров. Также введена новая форма поддержки овцеводства за сданную на переработку шерсть. На эти цели из федерального бюджета получено около 25 млн руб. За 2013-2015 годы государство выделило на поддержку сельского хозяйства 618,6 млрд руб. — это сопоставимо с тем, сколько отрасль получила за все пять лет действия предыдущей программы до 2012 года. При правильной разработке и внедрении механизма импортозамещения предприятия АПК смогут эффективно функционировать, развиваться с устойчивой конкурентоспособностью.
Как свидетельствуют данные таблицы 1, наблюдается устойчивый рост валовой продукции сельского хозяйства республики.
Таблица 1
Производство основных видов продукции сельского хозяйства в Республике Дагестан
Показатели Годы 2015 год в %
2013 2014 2015 2013 2014
Зерновые и зернобобовые (после обработки), тыс. т 269,6 310,8 345,0 127,8 111,0
Картофель, тыс. т 335,6 359,5 380,0 113,2 105,7
Овощи, тыс. т 1117,4 1293,8 1325,0 118,5 102,4
Плоды, ягоды, тыс. т 120,9 108,1 140,2 115,9 126,7
Виноград, тыс. т 136,3 137,2 147,8 108,4 107,7
Мясо (в убойном весе), тыс. т 99,7 112,7 120,0 120,3 106,5
Молоко, тыс. т 732,6 792,1 816,0 111,4 103,1
Яйцо куриное, млн шт. 188,8 217,9 230,0 121,8 105,6
Шерсть (в фактическом весе, т) 14 100 14 300 14 300 101,4 100,0
Основная часть сельскохозяйственной продукции производится в хозяйствах населения. Потенциал АПК Республики Дагестан используется не в полной мере. Одной из основных причин такого состояния является недостаточный уровень развития инфраструктуры АПК региона, и в первую очередь системы промышленной переработки.
Таблица 2
Показатели рентабельности сельскохозяйственных предприятий Республики Дагестан
Годы
2013 2014 2015
Число сельскохозяйственных предприятий 653 960 966
Число прибыльных сельхозпредприятий 569 808 816
Сумма дотаций, компенсаций, тыс. руб. 288 227 492 330 473 145
Рентабельность от всей деятельности с учетом дотаций и компенсаций), % 7,9 6,5 6,6
Основными показателями, характеризующими финансовое состояние сельскохозяйственных организаций, является прибыль, уровень рентабельности, доля убыточных хозяйств. В течение 2010-2015 годов рентабельность сельхозпредприятий колебалась в пределах 6,5 % и 7,9 %. Согласно Республиканской программе, рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) должна была достичь 11 %.
Общая сумма дотаций и компенсаций составила в 2014 году 492 330 тыс. руб. и 473 145 тыс. руб. в 2015 году.
Однако многие сельхозпредприятия имеют неустойчивое финансовое состояние. Среднегодовой объем прибыли, полученный сельхозпредприятиями за 2010-2015 годы с учетом дотаций и компенсаций, составил 140,7 млн руб., без дотаций и компенсаций убытки составили 176,9 млн руб. Сумма прибыли, приходящаяся на 1 хозяйство с учетом дотаций и компенсаций, в среднем за год составляет 193,2 тыс. руб., а без учета дотаций имеют отрицательный результат в среднем в сумме 243,1 тыс. руб. убытков. Условия деятельности сельхозтоваропроизводителя не обеспечивают ему получение стабильных доходов. Серьезный диспаритет цен на потребляемые ресурсы и реализуемую продукцию сельского хозяйства не позволяет получать доход, достаточный для ведения расширенного производства.
Убыточность сельскохозяйственного производства во многом определяется высокой себестоимостью продукции, ее высокой материалоемкостью, а также низкой производительностью труда. Сельскохозяйственные предприятия ряда районов предпочитают сдавать земли в аренду гражданам, нежели обрабатывать самим. Арендаторы вкладывают средства лишь на улучшение краткосрочного плодородия земли. Одна треть всей пашни в Дагестане в принципе не обрабатывается [6].
Вложения в некоторой сфере хозяйствования оказывают стимулирующее воздействие на развитие производства и занятости в других сферах хозяйствования, т. е. меры государственной поддержки в АПК носят мультипликативный характер. По оценкам специалистов, государственные вложения в сельское хозяйство дают общий мультипликативный эффект, в 4-5 раз превышающий первоначальные вложения [15].
Развитие растениеводства сдерживается из-за сокращения орошаемых площадей. Значительная часть продукции сельского хозяйства республики (около 80 %) производится на орошаемых землях. Земли нуждаются в мелиоративном улучшении, ежегодных ремонтно-восстановительных работах на гидромелиоративных системах. В этой связи выделение значительной части суммы государственной поддержки (40 %) на развитие мелиорации оправдано. Однако фактически было освоено лишь чуть более 5 % выделенных средств, что крайне недостаточно.
Для господдержки АПК в растениеводстве необходимо освоить и интенсивные технологии, основанные на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений и выполнении работ по защите растений от вредителей и болезней, переходе на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами. По отдельным культурам необходимо существенное расширение их посевных площадей [6].
На развитие животноводства из федерального и республиканского бюджетов были выделены средства в 2012 году 658, 4 млн руб. и в 2014 году 582,6 млн руб. Больше всего средств за этот период направлено на развитие овцеводства и поддержание молочного скотоводства. В животноводстве необходимо решить задачи по ускоренному наращиванию производства мяса и
молока. Дагестан занимает первое место в России по количеству овец и коз — более 5 млн голов. Спросом пользуется лишь тонкорунная шерсть, и низкие закупочные цены на шерсть сдерживают развитие овцеводства. В этой связи необходимы усилия по переориентации пород овец. Что касается племенной поддержки животноводства, то она адресная и получают ее лишь те сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйствам по племенному животноводству, которые отвечают предъявляемым требованиям. Сумма субсидий на поддержку племенного дела в животноводстве республики за период 2012-2014 годов составили 60 млн и 81,5 млн руб.
Значительную сумму финансируемых средств на господдержку АПК занимают субсидии на возмещение процентных ставок по кредитам, полученным предприятиями АПК. В 2014 году были выданы субсидии на эти цели на сумму 324, 6 млн руб. из бюджета РФ и 28,3 млн руб. из бюджета РД.
Необходимо обеспечить переход от использования механизма субсидирования процентных ставок к более эффективным мерам поддержки (прямые адресные дотации, поддержка инструмента финансовой аренды (лизинга).
В целях совершенствования государственной поддержки агропромышленного комплекса региона нужно направить средства в сферы хозяйствования с большим мультипликативным эффектом, а именно на вырабатывание социальной и логистической инфраструктуры, в особенности на развитие дорожной сети.
Таблица 3
Объемы финансовых средств, выделенных на поддержку сельского хозяйства в Республике Дагестан
Из бюджета РФ Из бюджета РД
2012 год 2014 год 2012 год 2014 год
Поддержка овцеводства 192,0 202,0 48,5 10,6
Поддержка племенного дела 51,3 74,1 8,7 7,4
Приобретение кормов 7,2 - - -
Поддержка молочного скота 191,9 225,4 55,4 21,9
Поддержка мясного скота 46,3 20,6 16,8 11,2
Поддержка птицеводства 30,3 0,9 10,0 8,5
Поддержка пищевой и перерабатывающей промышленности 75,9 36,1 15,0 96,2
Поддержка элитного семеноводства 13,7 3,5 10,0 0,6
Поддержка садоводства 101,6 13,2 30,0 8,1
Поддержка виноградарства - 121,6 - 32,0
Поддержка овощеводства 6,8 75,2 10,0 20,0
Мелиорации 115,1 155,4 106,0 33,8
Поддержка начинающих фермеров 120,8 89,5 21,1 27,8
Развитие семейных ферм 38,9 46,9 17,5 27,8
Возмещение процентной ставки по кредитам 306,4 324,6 32,3 28,3
Капельное орошение - - - 12,0
Приобретение техники - - - 13,9
Поддержка рисоводства - - 22,0 20,0
Поддержка рыболовства - - 20,0 -
Борьба с вредителями - - 11,0 -
На технологическую оснащенность - 16,0 -
Компенсация по минеральным удобрениям 2,0 - 3,0 -
Прочие цели - 8,65 -
В соответствии с Государственной программой за 2014-2020 годы инвестиции в сельское хозяйство должны увеличиться на 36,5 %. Как известно, основными источниками инвестиций в сельское хозяйство являются собственные доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей (43 %) и заемные средства (около 57 %).
Важнейшим направлением в решении задачи импортозамещения выступает и рост конкурентоспособности предприятий АПК.
В агропромышленном комплексе РД создаются логистические центры по хранению и первичной переработке продукции общей мощностью 60 тыс. т, семеноводческие центры и современные питомниководческие хозяйства на площади 12 га, тепличные комплексы площадью 18 га, посадка новых виноградников на площади 2040 га, строительство 10 животноводческих ферм и откормочных площадок для молодняка КРС мясного направления. Решению многих проблем способствует формирование в регионах инновационных промышленно-образовательных кластеров. Понятие кластера в экономику ввел М. Портер. Согласно его теории, кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. Он рассматривал кластер как способ повышения конкурентоспособности экономической системы [11].
Предприятия и другие учреждения кластера не идут на полное слияние, а формируют механизм взаимодействия, позволяющий при сохранении статуса юридического лица сотрудничать с другими предприятиями кластера и за его пределами. Кластеры позволяют использовать сложные комбинации конкуренции и кооперации [1]. Выгоды кластера проявляются по всем направлениям кластерных связей: стимулируются научно-исследовательские работы, находятся необходимые средства для внедрения новых разработок и стратегий для производителей, пришедших в кластер; обеспечиваются свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств; появляются совершенно новые возможности и пути повышения конкурентоспособности благодаря использованию взаимосвязей внутри кластера; создаются новые рабочие места, студентам вузов предоставляется возможность в рамках кластера получать те компетенции, которые необходимы работодателю, реализовывать свой интеллектуальный потенциал в рамках создания инновационных продуктов кластера; взаимодействуют предприятия разных отраслей, что дает возможность перехода от узкой специализации к интеграции в управленческой деятельности; объединяются предприятия и организации различной направленности (промышленные предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские структуры, венчурные фирмы и т. д.), что приводит к возрастанию роли инноваций и предпринимательства; поддерживается благоприятный инвестиционный климат, что обеспечивает рост количественных и качественных показателей инвестиций в расширенное производство товаров и услуг.
Результаты. Государственная поддержка предприятий, занимающихся производством и переработкой продукции АПК, осуществляется в основном в форме предоставления различных видов субсидий. Установлено, что наиболее распространенной формой финансирования для отечественных предприятий на закупку нового оборудования и другой сельскохозяйственной техники является банковский кредит и лизинг.
Выводы. Низкий уровень оборачиваемости капитала, низкая инвестиционная привлекательность и высокие показатели трудоемкости наряду с финансовой неустойчивостью субъектов хозяйствования в АПК региона привели к необходимости изменения подходов к государственному регулированию аграрного сектора экономики. Эффективность форм хозяйствования в сельской сфере находится в зависимости и от финансово-кредитной политики, которая осуществляется в регионах РФ.
Литература
1. Глухова М. Кластеры — нужны ли они российской экономике? // Промышленник России. — 2012. — № 10.
2. Егорова М. С. Технологические платформы и кластеры как инструменты модернизации экономического развития// Фундаментальные исследования. — 2013. — № 11-8. — С. 1626-1630.
3. Курбанов К. К., Юнусов М. А. Территориально-отраслевая структура и формирование трудового потенциала села //Апробация. — 2014. — № 7. С. 69-70.
4. Лосевская С. А., Кулапчина Т. А., Черников А. М. Перспективы развития реального и банковского сектора экономики в условиях импортозамещения // В сборнике: Современное состояние и приоритетные направления развития агарной экономики в условиях импортозамещения / Материалы международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 317-320.
5. Лосевская С. А., Фролов Р. С. Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей при участии ОАО «Россельхозбанк» // В сборнике: Экономика. Теория и практика. Перспективы XXI века / Материалы международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. — С.11-13.
6. Магомедов А. М. Логистика рационального землепользования // Экономика и предпринимательство. — 2013. — № 6 (35). — С. 221-224.
7. Новиков А. И. Импортозамещение на российском рынке продовольствия [Электронный ресурс]. Режим доступа: vestnikes.vlsu.ru/fileadmin/_temp_/ Novikov_A.I._Importozameshchenie_na_rossiiskom_rynke_prodovolstvija.pdf свободный. Загл. с экрана.
8. О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 3. Стратегия инновационного развития России до 2020 года.
9. Петросянц В. З., Курбанов К. К., Абдуллаева И. М. Системная организация эффективной деятельности регионального АПК//Региональные проблемы преобразования экономики. — 2007. — № 1. — С. 5155.
10. Портер М. Ю. Конкуренция. М.: Издат. дом «Вильямс», 2005.
11. Постникова Л. В. Проблемы импортозамещения продукции сельского хозяйства России // Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление». — 2015. — № 1. — Т. 2. — С. 44-48.
12. Проблемы импортозамещения в современных российских условиях // Молодой ученый. — 2015. — № 12.1. — С. 72-75.
13. Серикова Н. В. Проблемы импортозамещения в современных российских условиях // Молодой ученый. — 2015. — № 12.1. — С. 72-75.
14. Танифа В. В., Алексеев А. А., Цой Ю. А. Технологические решения при проектировании ферм по производству молока на основе импортозамещающей техники // Вестн. АПК Верхневолжья. — 2014. — № 2 (26). — С. 74-77.
15. Шаталов М. А., Ахмедов А. Э., Блашенцев Б. О. Проблемы развития интеграционных процессов в агропромышленном комплексе // Научно-исследовательские публикации. — 2015. — № 16 (20). — С. 4449.
16. Щербина Т. А. Политика импортозамещения: финансово-экономические и управленческие аспекты // Экономика. Налоги. Право. — № 1. С. 52-58.
17. Экономика АПК: учебное пособие для системы дополнительного профессионального образования / В. А. КундиуС. — М.: Кнорус, 2010. С. 41.
18. Maht L. Five Proposals for a Europeans Model of the Countryside / L. Mailt, F. Ortalo-Magne // Cap and Countryside, Economic Policy. 1999. P. 93.
19. Markovitz Н. Mean-Variance Analysis in Portfolio Choice and Capital Markets / H. Markovitz. Cambridge, MA: Blackwell, 1990.
20. Porter M. The competitive advantage on nations. London. 1990. References:
1. Glukhova M. Clusters — whether they are Russian economy? //Manufacturer OfRussia. — 2012. — No. 10.
2. Egorova M. S. Technology platforms and clusters as instruments of modernization and economic development// Fundamental research. — 2013. No. 11-8. — P. 1626-1630.
3. Kurbanov K. K., Yunusov, M. A. Territorial structure and the formation of labor potential of the village // Testing. — 2014. — No. 7. S. 69-70.
4. Losevskaya S. A., Kulapina T. A., And Chernikov. M. prospects of development of the real and banking sector of the economy in terms of import // collection: Modern status and priority directions of development of agrarian economy in terms of import / international scientific-practical conference. — 2015. — S. 317-320.
5. Losevskaya S. A., Frolov, R. S., the State support of agricultural producers with the participation of OAO Rosselkhozbank"// In the collection: Economy. Theory and practice. Perspectives of the XXI century / / Materials of international scientific-practical conference. Saratov, 2014. — S. 11-13.
6. Magomedov A. M. logistics land management //Economics and entrepreneurship. — 2013. — № 6 (35). — S. 221-224.
7. Novikov A. I. import Substitution on the Russian market offood [Electronic resource]. Mode of access: vest-nikes.vlsu.ru/fileadmin/_temp_/Novikov_A.L_Importozameshchenie_na_rossiiskom_rynke_prodovolstvija.pdf free. Tit. screen.
8. On long-term state economic policy: the presidential Decree of 7 may 2012 № 596 3. The strategy of innovative development of Russia until 2020.
9. Petrosyants. V.Z., Kurbanov K. K., Abdullayev. M. System performance management of regional agro-industrial complex // Regional problems of transformation of the economy. — 2007. — No. 1. — P. 51-55.
10. Porter, M. Y. Competition. M.: Izdat. house Williams'2005,.
11. Postnikova L. V. Problems of import substitution of agricultural products in Russia // Vestnik of Tver state University. Series Economy and management"— 2015. — № 1. — Vol. 2. — P. 44-48.
12. The problem of import substitution in the modern Russian conditions // Young scientist. — 2015. No. 12.1. — S. 72-75.
13. Serikova N. V. Problems of import substitution in modern Russian conditions // Young scientist. — 2015. No. 12.1. — S. 72-75.
14. Tarifa. V., Alekseev A. A., Choi, Y. A. Technological solutions in the design of farms in milk production
based on import-substituting technology, Vestn. APK upper. — 2014. — № 2 (26). — P. 74-77.
15. M Shatalov. A., Akhmedov A. E., Bloshentsev B. O. problems of development of integration processes in agriculture // Scientific research publishing. — 2015. — № 16 (20). — P. 44-49.
16. Scherbina T. A. Policy of import substitution: the financial-economic and management aspects // Economics. Taxes. Right. — No. 1. Pp. 52-58.
17. Agricultural Economics: a training manual for the system of additional professional education / V. A. Kun-dius. — M.: KnoRus, 2010,. S. 41.
18. Maht five sentences of L. for the model of the Europeans in the countryside /1. Mailt, F. Ortalo-Magne // cover and terrain, economic policy. 1999. P. 93.
19. Markowitz N. Mean-variance Analysis in portfolio choice and capital markets / H. Markowitz. Cambridge, MA: Blackwell, 1990.
20. Porter M. The competitive advantages of countries. London. 1990.