УДК 342.7
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В ПЕРИОД КАРАНТИНА
Макенов Тимур Канатович
Старший научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан, магистр экономических наук г. Нур-Султан, Республика Казахстан, e-mail.: timur_makenov@mail.ru
Ключевые слова: Конституция Республики Казахстан, чрезвычайное положение, чрезвычайная ситуация, права и свободы человека, пандемия.
Аннотация. В данной статье, анализируются нормы права, регулирующие введение правовых режимов, допускающих определенные ограничения конституционных прав и свободы граждан Республики Казахстан, прав юридических лиц при реализации мер по борьбе с эпидемиями и ликвидации их последствий. Исследуется взаимосвязь обеспечения конституционных прав и свободы человека с обеспечением безопасности граждан и защиты конституционного строя Республики Казахстан.
В статье отмечается, что сегодня употребляются различные понятия: «чрезвычайная ситуация», «чрезвычайное положение», «режим повышенной готовности», «карантин», «самоизоляция», — и очень часто эти понятия не разграничиваются. Автор считает, что нужно определиться, что эти термины значат и какие порождают последствия.
Вместе с тем, в рамках статьи и на основе анализа действующих нормативных правовых актов проведено сравнительно-правовое исследование понятий «самоизоляция (режим самоизоляции)» и «карантин», которые удалось сопоставить, выявив их сходства и различия, определить их как однопорядковые юридические понятия.
В статье предпринимается попытка раскрыть черты дискуссии об основаниях и пределах ограничения конституционныхправ и свободы человека и гражданина, основываясь на анализе мнений юристов, экономистов, должностных лиц и авторов формулирующую собственную точку зрения по рассматриваемому вопросу.
В заключительной части статьи представлен общий вывод о правомерности действий государственной власти, в части прав и свободы граждан, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции.
КАРАНТИН КЕЗЕЩНДЕ АЗАМАТТАРДЬЩ КОНСТИТУЦИЯЛЫЦ Ц¥ЦЬЩТАРЫ МЕН БОСТАНДЫЦТАРЫН МЕМЛЕКЕТТ1К ЦАМТАМАСЫЗ ЕТУ
Тимур Цанат^лы Макенов
Казацстан Республикасы Зацнама цуцыцтыц жэне ацпарат институтыныц конституциялыц, эюмшшк зацнама жэне мемлекеттгк басцару ага гылыми цызметкер, экономика гылымдарыныц магистр1, Нур-Султан ц., Казацстан Республикасы, e-mail: timur_makenov@mail.ru
ТYйiн создер: Казацстан Республикасыныц Конституциясы, тетенше жагдай, тетенше жагдай, адам цуцыцтары мен бостандыцтары, пандемия.
Аннотация. Бул бапта эпидемияга царсы курес жэне олардыц зардаптарын жою жешн-дег1 шараларды ¡ске асыру кезтде Казацстан Республикасы азаматтарыныц конституциялыц цуцыцтары мен бостандыцтарын, зацды тулгалардыц цуцыцтарын белгш б1р шекте-уге жол беретт цуцыцтыц режимдердг енггзудг реттейтт цуцыц нормалары талданады. Адамныц конституциялыц цуцыцтары мен бостандыцтарын цамтамасыз етудгц азамат-тардыц цаугпсгздтн жэне Казацстан Республикасыныц конституциялыц цурылысын цоргау-ды цамтамасыз етумен езара байланысы зерттеледг.
Мацалада буггнде эртурлг угымдар цолданылады: «тетенше жагдай», «жогары дайын-дыц режимг», «карантин», «ез\н - ез\ оцшаулау» - жэне кебтесе бул угымдар ажыратылмай-
Жас галым Mmdepi
ды. Автор бул терминдердщ нет 6indipeminin жэне салдары цандай болатынын шешу керек деп санайды.
Сонымен бгрге, мацала шецбертде жэне цолданыстагы нормативтж цуцыцтыц ак-тглердг талдау неггзтде «Озт-езг оцшаулау (e3rn-e3i оцшаулау режимг)» жэне «карантин» угымдарына салыстырмалы-цуцыцтыц зерттеу ЖYpгiзiлдi, оларды уцсастыцтары мен айы-рмашылыцтарын аныцтай отырып салыстыруга, оларды 61р цатарлы зацды узымдарретт-де аныцтауга болады.
Мацалада зацгерлердщ, экономистердц лауазымды тулгалар мен авторлардыц царасты-рылып отырган мэселе бойынша ез кезцарасын цалыптастыратын птрлерт талдау нег1з1н-де адамныц жэне азаматтыц конституциялыц цуцыцтары мен бостандыцтарын шектеудщ неггздерг мен шектерг туралы пшрталастыц ерекшел1ктер1н ашуга эрекет жасалады.
Мацаланыц соцгы белгмтде коронавирустыц инфекцияныц таралуын болдырмауга багыт-талган азаматтардыц цуцыцтары мен бостандыцтары белтнде мемлекеттгк билжтщ ю-эрекеттерМц зацдылыгы туралы жалпы цорытынды келтгрглген.
STATE SUPPORT OF CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS DURING THE QUARANTINE PERIOD
Makenov Timur Kanatovich
Senior researcher of the Department of constitutional, administrative legislation and public administration Institute of legislation and legal information of the Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan, master of economic sciences e-mail: timur_makenov@mail.ru
Keywords: Constitution of the Republic of Kazakhstan, state of emergency, emergency, human rights and freedoms, pandemic.
Abstract. This article analyzes the norms of law governing the introduction of legal regimes that allow certain restrictions on the constitutional rights and freedoms of citizens of the Republic of Kazakhstan, the rights of legal entities in the implementation of measures to combat epidemics and eliminate their consequences. The relationship between ensuring constitutional human rights and freedom with ensuring the safety of citizens and protecting the constitutional order of the Republic of Kazakhstan is investigated.
The article notes that today different concepts are used: «emergency», «state of emergency», «high alert», «quarantine», «self-isolation» - and very often these concepts are not differentiated. The author believes that it is necessary to define what these terms mean and what are the consequences.
At the same time, within the framework of the article and on the basis of an analysis of the existing normative legal acts, a comparative legal study of the concepts of «self-isolation (self-isolation regime)» and «quarantine» was carried out, which we managed to compare, revealing their similarities and differences, and define them as single-order legal concepts.
The article attempts to reveal the features of the discussion about the grounds and limits of limiting constitutional rights and freedoms of man and citizen, based on an analysis of the opinions of lawyers, economists, officials and authors, formulating their own point of view on the issue under consideration.
Конституция Республики Казахстан принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года провозгласила высшими ценностями человека, его жизнь, права и свободы. Развитие любого современного общества рождает новые ограничения конституционно гарантируемых прав либо расширение уже существующих.
В 2020 году ведется активная дискуссия о том, какими правовыми актами определяются пределы действия введенных ограничительных мер в связи с профилактикой распространения пандемии коронавируса.
Алгоритм борьбы с СОУГО-19, сложившийся в большинстве зарубежных государств, включает в себя:
1. Меры выявления фактов заболевания и госпитализации больных в специализированные лечебные учреждения, нахождение в которых исключает дальнейшее распространение болезни.
Здесь возникает первая проблема: какие нормы действующего законодательства должны быть применены, если госпитализированные граждане самовольно покидают лечебное учреждение либо уклоняются от госпитализации?
2. Меры предупреждения распространения заболевания, заключающиеся в установлении лиц, контактировавших с больными, а также прибывающих из зарубежных регионов, пораженных коронавирусом, и требова-
ние к ним перейти на «режим самоизоляции» от 2-х и более недель.
Вторая проблема заключается в том, какие правовые последствия грозят лицам, уклоняющимся от рекомендованного им персонально режима самоизоляции?
3. Меры общей профилактики, заключающиеся в устранении причин и факторов, способствующих распространению инфекции, предусматривающие ограничение свободы перемещения граждан.
Третья проблема заключается в правовой обоснованности ограничительных мер, а также в законности применяемых санкций за их возможное несоблюдение1.
Организационная составляющая приведенного выше алгоритма противодействия ко-ронавирусу представляется вполне логичной и особых вопросов не вызывает.
Правовая составляющая вызывает ряд вопросов, наиболее значимым из которых является вопрос: в рамках какого правового режима (самоизоляции, чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации, карантина и пр.) в стране введены ограничения отдельных прав и свобод человека, гарантированных Конституцией Республики Казахстан?
Широко используемое в связи с пандемией коронавируса понятие «самоизоляция» не используется в законах Республики Казахстан.
Самоизоляцию следует разграничивать с карантином, определение которого приведено в подпункте 118) пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 года № 193-1У где, ограничительные мероприятия, в том числе карантин, - меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим предпринимательской и (или) иной деятельности.
Краткое упоминание о самоизоляции присутствует в подзаконном актев подпункте 9) пункта 8 Приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан «О некоторых вопросах здравоохранения» от 6 мая 2020 года № ^Р ДСМ-45/2020, где ограничительные мероприятия, в том числе карантин, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний, включают применение мер личной и коллективной профилактики инфекционных заболеваний (разобщение, социальная дистанция, самоизоляция, использование средств индивидуальной защиты и дезинфицирующих средств).
Таким образом, для граждан, не попада-
ющих под карантин, установлен режим самоизоляции, представляющий собой комплекс ограничительных мер, таких как запрет на выход из дома, за исключением обращения за неотложной медицинской помощью, совершения покупок в ближайшем магазине или аптеке, выноса мусора, выгула домашних животных), которые вводит Правительство Республики Казахстан на определенный срок для ограничения распространения опасного заболевания, что собственно и порождает риск нарушения конституционных прав и свобод граждан.
Определимся с понятием «права и свободы человека», которые в согласно Конституции Республики Казахстан принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, являются высшей ценностью. Их принято рассматривать как абсолютные и относительные. К абсолютным правам относятся право на жизнь, право не подвергаться пыткам, насилию, право на неприкосновенность частной жизни, свободу совести, право на правосудие и связанные с ним важнейшие процессуальные права. Ограничение или приостановление абсолютных прав человека не допускается, они не затронуты рассматриваемыми ограничительными мерами.
Остальные права, в том числе, право свободного передвижения, право выбора места пребывания, право проводить собрания и т.д., считаются относительными и могут быть ограничены в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Конституции РК где, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
Здесь важно понимать что, к примеру, пандемия — как заболевание в рамках мирового масштаба, обязывает государства вводить меры, которые в той или иной степени связаны с ограничением прав человека, включая ограничение естественного права любого человека, на свободное передвижение. Такие ограничения могут вводиться на государственном уровне, на межгосударственном уровне, так и в целом на международном уровне, посредством заключения межправительственных соглашений [1].
А также при регулировании прав человека и их ограничении, согласно принципу соразмерности (пропорциональности), государство не должно возлагать на граждан обязательства, превышающие пределы необходимости,
1 Коронавирус против прав человека. Разговор Сергея Смирнова с главой «Агоры» Павлом Чиковым. // URL: https://yandex.ru/turbo?text=https; Коронавирус и права человека // URL: https://www.golos-ameriki.ru/a7russia-coronavirus/5342796.html
Жас галым мiнберi
вытекающие из публичного интереса, для достижения целей, которых требуется достичь с помощью применяемой меры [2]
Так, согласно пункту 1 Указа Президента Республики Казахстан «О введении чрезвычайного положения в Республике Казахстан» от 15 марта 2020 года № 285, в связи с объявлением Всемирной организацией здравоохранения нового коронавируса СОУГО-19 пандемией, в целях защиты жизни и здоровья граждан в соответствии с законодательством Республики Казахстан на всей территории Республики Казахстан вводится режим чрезвычайного положения на период с 08 часов 00 минут 16 марта 2020 года на срок до 07 часов 00 минут 15 апреля 2020 года. Вместе с тем, Указ Президента Республики Казахстан «О продлении действия чрезвычайного положения в Республике Казахстан» от 14 апреля 2020 года № 306, продлил действие чрезвычайного положения на всей территории Республики Казахстан до 07 часов 00 минут 1 мая 2020 года.
Как известно, в соответствии с подпунктом 5) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О чрезвычайном положении» от 8 февраля 2003 года №387, чрезвычайное положение -временная мера, применяемая исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Республики Казахстан и представляющая собой особый правовой режим деятельности государственных органов, организаций, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности.
Следует отметить, что созданная правовая база в сфере противодействия распространению опасных инфекционных заболеванийсо-ответствует уровню угрозы и международным стандартам, в том числе и в сфере защиты прав и свобод человека.
Однако правоохранительная практика убеждает в том, что наличие эффективных законов не дает гарантии их соблюдения, как гражданами, так и государственными институтами. Все упирается в людей, в реальных исполнителей, которые должны в своей деятельности руководствоваться «буквой и духом закона», однако в реальной жизни не все и не всегда поступают надлежащим образом.
Несомненно, в современном Казахстане имеет место ценностная дезориентация людей, разрыв органического единства между их представлениями о правах человека и его обязанностях. Основная причина, как пред-
ставляется, в ценностной дезинтеграции, отсутствии четкого понимания взаимоотношений личности и государства, что способствует распространению правового нигилизма, ведущего к уклонению граждан от выполнения установленных ограничений, в контексте данной статьи нарушению режима карантина и самоизоляции. Примечательно, что режим карантина и самоизоляции, в конечном счете, вводится для безопасности граждан, однако многие граждане нарушают этот режим, подвергая себя и окружающих риску заражения. В конце концов, собственное здоровье - личное дело индивида. Но подобным поведением нарушители карантина и самоизоляции создают реальную угрозу для широкого круга лиц, которые соблюдают установленный режим, прежде всего для тех, кто в период пандемии вынужден выполнять свои служебные или трудовые функции.
Противодействуя нарушителям установленного режима, государство по сложившейся традиции, в большей мере ориентируется на императивные методы, вводя ответственность для потенциальных нарушителей, нежели на диспозитивные методы убеждения, внушения, сдерживания, поощрения, которые, возможно, не столь эффективны как методы принуждения, но более перспективны, так как они направлены на воспитание уважения к закону и государству, повышение уровня солидарности и сплоченности населения, уважения к власти.
Представляется, что меры усиления административной и уголовной ответственности за нарушение ограничений, установленных режимами самоизоляции и карантина, едва ли остановят потенциальных нарушителей.
Примечательно, что нарушение карантина в обычных условиях наказывается строже, чем в чрезвычайных. В соответствии со статьей 425 КоАП, нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в обычных условиях граждане несут ответственность в виде штрафа в размере 30 МРП (83 340 тг.).Согласно статье 476 КоАП, за нарушение же карантинных правил в условиях ЧП предусмотрены предупреждение, штраф в размере 10 МРП (27 780 тг.) и административный арест (до 15 суток). Единственное ужесточение наказания в условиях ЧП проявляется в том, что на нарушителя может быть наложен административный арест2.
Примечательно что, прокуратура и суды прекращают дела по нарушению самоизоляции, указывая на недоказанность того, что выход здорового человека на улицу нарушил санитарно-эпидемиологическое благополучие.
2 Подопригора Р.А. Карантин увеличивает обязанности, но не отменяет прав /Комсомольская правдаhttps:// www. кр.ЬШ1у/27118.3/4198353/
Это связано с тем, что в числе нарушителей режима самоизоляции есть лица, которые по объективным причинам вышли из квартиры на улицу. Но в большинстве граждане не осознают свою ответственность, и их объяснения сводятся к тому, что гражданин не понимает опасности последствий своих действий для безопасности общества.
Последнее обстоятельство дает основание подчеркнуть, что конституционные права и свободы человека неразрывно связаны с уровнем обеспечения его безопасности. Абрахам Гарольд Маслоу в своей работе «Мотивация и личность» указал, что понятие «безопасность» представляет собой жизненно важную потребность человека. Это внешний для организма феномен, и потому организм испытывает в нем нужду, проходя бесконечную цепочку ситуаций свободного выбора между безопасностью и опасностью [3].
Следует согласиться с мнением Р. Мэй-берна, что в реальном мире абсолютная безопасность недостижима, потому что опасность или риск повсеместно присутствуют в нем в той или иной степени [4].
Таким образом, возникает спорный вопрос с юридической и экономической стороны. С юридической точки зрения, в целях обеспечения стабильной санитарно-эпидемиологической обстановки в стране необходимо строгое соблюдение установленного правового режима.
Так, по заявлению председателя Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения РК Т. Султангазиева, никто не может исключить, что не будет новой вспышки. Вероятность всегда существует, особенно с учетом того, что осенью и зимой появляются сезонный грипп и ОРВИ. Существует вероятность того, что появится и коронавирусная инфекция. Наряду с этим, по словам Т. Султангазиева, для того, чтобы данная вспышка не повторилась, необходимо соблюдать все эпидемиологические и карантинные нормы, которые рекомендует Министерство здравоохранения РК: «Мы держим этот вопрос на контроле. Надо наблюдать, мы видим, что в некоторых государствах идет вторая волна заболеваемости. Надо соблюдать карантин», - отмечает Т. Султангазиев3.
Как отмечает экс-глава Национального банка Республики Казахстан Г. Марченко, сэкономическойточки зрения, в Казахстане 18 млн человек, в день умирает по разным причинам около 500 человек. Официальная
эпидемия 42 дня, с 13 марта, когда был обнаружен первый больной. За 42 дня в Казахстане от разных причин умерли 21 тыс. человек, за этот же период от коронавируса умерли 25 человек, это 0,12% от общего количества. При этом 4 миллиона человек остались без работы. То есть на самом деле если проводить экономический анализ, то он будет не в пользу карантинной самоизоляции, то есть экономическая ситуация, складывающаяся в период самоизоляции, больше вредит жизням граждан. Таким образом, экономические последствия могут стать необратимы, и социальные последствия будут очень тяжелыми4.
Поэтому отсутствие нормы, позволяющей принудительно госпитализировать людей с подозрением на коронавирус, напрямую сказывается на уровне безопасности всего населения, которое ставится в зависимость от того, пожелает ли вирусоноситель добровольно соблюдать установленные запреты и ограничения. В данной ситуации речь должна идти не только о том, что целесообразно делать с точки зрения медицины и врачей, а о том, что говорит закон, как утверждал Цицерон, «закон повелевает то, что следует делать, и запрещает противное этому»5.
В этой связи представляется особо значимым соблюдение оптимального баланса между временным ограничением конституционных прав и свободы граждан и обеспечением безопасности общества и государства.
Учитывая вышеизложенное, можно заключить, что режим самоизоляции - это мера (мероприятие) превентивного характера, определенный способ реагирования на эпидемиологическую обстановку, который не позволит очагу инфекции распространиться до масштабов эпидемии, предотвратит ее развитие.
Понятие «самоизоляция» и «карантин» разнятся друг от друга, их взаимосвязь заключается в принадлежности к режимно-ограни-чительным мероприятиям. Ввод режима самоизоляции или иных способов реагирования обусловлен оценкой степени санитарно-эпидемиологического состояния - чем выше степень неблагополучия, тем строже меры.
Самоизоляция не является рекомендацией. Это мера должного поведения и ее обязательный характер обусловлен требованиями государства, а нарушение режима самоизоляции влечет наступление определённых правовых последствий.
Таким образом, можно сделать вывод,
3 Повторятся ли эпидемия коронавируса и карантин в Казахстане осенью https://www.kazpravda.kz/news/ obshchestvo/povtoritsya-li-epidemiya-koronavirusa-i-karantin-v-kazahstane-osenu
4 Григорий Марченко: Самоизоляция и карантин — это неправильно https://forbes.kz/life/opinion/grigoriy_ marchenko_samoizolyatsiya_i_karantin_eto_nepravilno/
5 Цицерон. // иЯЬ: https://millionstatusov.ru/statusy/cont/42993.html
Жас галым Mm6epi
что на каждом этапе своего развития человечеству приходилось делать нелегкий выбор: какими конституционными правами и свободами оно готово пожертвовать во имя своей безопасности. Принятые правовые акты в Республике Казахстан, определяющие пределы действия введенных ограничительных мер в связи с профилактикой распространения пандемии коронавируса, напрямую руководству-ютсяКонституцией Республики Казахстан, принятой на республиканском референдуме
30 августа 1995 года, так как главной целью ограничений является охрана основных ценностей в обществе, к которым относятся человек, его жизнь, права и свободы. Данная аксиома в полной мереотносится к ситуации, связанной с введением запретов и ограничений в целях профилактики распространения коронавируса, при которой часть нефундаментальных прав граждан может ограничиваться в соответствии с законом в интересах безопасности окружающих.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жалсанов Б.Ц. Возможность применения административного принуждения полицией при ограничительных мероприятиях (карантине). Вестник Московского университета МВД России № 4, 2020 г. С. 167-169.
2. Илесанми М. А. Пандемии и проблема ограничения прав человека // Юрист. 2018. № 8. С. 59-65.
3. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб. : Евразия, 1999. - 478 с.
4. Maybourn, R. Der Preis für Sicherheit. Die Ansichteneines Reeders // Schiff&Hafen/ Kommandobrücke. Heft 10.-1981, 33. Jahrtag. p. 144-149 (нем.).
REFERENCES
1. Zhalsanov B.C. Vozmozhnost' primenenija administrativnogo prinuzhdenija policiej pri ogranichitel'nyh meroprijatijah (karantine). Vestnik moskovskogo universiteta MVD Rossii № 4, 2020 g. S. 167-169.
2. Ilesanmi M. A. Pandemii i problema ogranichenija prav cheloveka // Jurist. 2018. № 8. -S. 59-65.
3. Maslou A. Motivacija i lichnost'. SPb.:Evrazija, 1999. -478 s.
4. Maybourn, R. Der PreisfürSicherheit. Die Ansichteneines Reeders // Schiff &Hafen/ Kommandobrücke. Heft 10.-1981, 33. Jahrtag. p. 144-149 (nem.).
УДК34.342.7
АЗАМАТТАРДЬЩ МЕМЛЕКЕТТ1К БАСКДРУГА КДТЫСУ НЫСАНДАРЫ
Айгер^м М^хатайцызы Немеребаева
М.С.Нэржбаев атындагы КАЗГЮУ УниверситетШц докторанты, Нур-Султан ц., Казацстан Республикасы;в-таИ: aigerim_nm@mail.ru
ТYйiн свздер: коммерциялыц цупия, сауда цупиялары, ноу-хау, ендгргс цупиялары, жабыц ацпарат, ашылмаган ацпарат, цупия ацпарат, цупиялылыц, жосыцсыз бэсекелестЫ, коммерциялыц цупияны цоргау.
Аннотация. Мацалада елгмгздегг элеуметтЫ коммуникация тетжтершц жеттдгртуте жэне заманауи технологиялардыц дамуына байланысты цалыптасцан азаматтардыц мем-лекет ¡стерте цатысу нысандары царастырылган. Азаматтардыц мемлекет ¡стерте цаты-су нысандарын билгктгц Yш тармацтары бойынша саралау тшмд1л1г1 аныцталган. Жасалган талдау негтнде мацалада царастырылатын конституциялыц цуцыцты жет\лд1р1лу1 тшмдг Yрдiс болып табылатындыгы жэне ез тимдшгт дэлелдегендг туралы айтылган.
Автордыц пайымдауынша, азаматтардыц мемлекет iстерiне цатысудыц жаца нысан-дарыныц цалыптасуы цогамда орын алган саяси Yрдiстерге барынша кеп адамдардыц тар-тылуына ыцпал етедI Бул нэтижеш Казацстан Республикасында халыц билтн ЖYзеге асыру цагидаттарыныц дамуына ыцпал етушi факторреттде оц багалау керек. Заманауи ацпарат-