УДК 342.721
К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ ПОНЯТИЙ «СВОБОДА ЛИЧНОСТИ» И «ЛИЧНАЯ СВОБОДА» В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ
Нургазинов Багдат Кабылкадырович
Руководитель отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления, Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, кандидат юридических наук, г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Акишев Максат Серикович
Докторант PhD Жетысуского государственного университета им. И. Жансугурова, г. Талдыкорган, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Борецкий Алексей Владимирович
Старший преподаватель кафедры «Право» Инновационного Евразийского университета, кандидат юридических наук, г. Павлодар, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: конституционное право, права человека, личные права и свободы, свобода личности, личная свобода, право на личную свободу.
Аннотация. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина является важнейшей задачей общества и государства.
Целью настоящей статьи является рассмотрение понятий «свобода личности» и «личная свобода», а также их соотношения в конституционном праве.
В статье отмечается, что пандемия COVID-19 привела к беспрецедентным вызовам в области прав человека во всем мире. В связи с этим исследование понятия «свободы», является актуальной, при этом в статье главное внимание уделяется не столько внутренней сущности свободы, как возможности беспрепятственного раскрытия человеческого потенциала, сколько её внешним и объективным обоснованиям.
Свобода личности является главенствующим «отправным» понятием при исследовании проблем обеспечения прав человека и гражданина. Если человек в должной мере не обладает свободой, то он соответственно не может полноценно обладать и реализовать свои права. Именно понятие «свобода» позволяет личности реально обрести её права и реализовать их.
Кроме того, авторами подчеркивается, что свобода во взаимоотношениях личности и общества является весьма сложным и противоречивым феноменом, который неразрывно связан с системой социальных норм и ценностей.
Авторы статьи, на основе последовательного анализа нормативных и научных источников, раскрывают конституционно-правовые дефиниции понятий «свобода личности» и «личная свобода».
Так, в частности, под свободой личности авторы понимают возможность осуществления человеком и гражданином, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан своих прав и свобод личности без каких-либо ограничений, если осуществление данных прав и свобод не нарушает права и свободы других лиц, а также не посягают на конституционный строй и общественную нравственность.
Рассматривая соотношение данных правовых понятий, авторами отмечается, что «личная свобода» представляет собой структурный элемент понятия «свобода личности», а конституционные личные права и свободы человека и гражданина являются компонентом конституционно-правового института основных прав и свобод.
КОНСТИТУЦИЯЛЫЦ ЦУКЫЦТАГЫ «жеке бас бостандыгы»
ЖЭНЕ «ЖЕКЕ БОСТАНДЫЦ» ¥ГЫМДАРЫН ТYСIНУГЕ ЦАТЫСТЫ МЭСЕЛЕГЕ
Багдат Цабылкадыр^лы Нургазинов
Казацстан Республикасыныц Зацнама жэне цщъщтъщ ацпарат институтыныц конституциялык, эюмшшк зацнама жэне
мемлекеттж басцару бвлшмщ басшысы, зац гылымдарыныц кандидаты, Нур-Султан, Казацстан Республикасы, e-mail: [email protected]
Максат Серж^лы Акышев
ЖансYгiров атындагы Жетс мемлекеттж университетШц PhD докторанты, Талдыцорган ц., Казацстан Республикасы, e-mail: [email protected]
Алексей Владимирович Борецкий
Инновациялыц Еуразия университетШц «Куцыц» кафедрасы ага оцытушысы, зац гылымдарыныц кандидаты, Павлодар ц., Казацстан Республикасы, e-mail: [email protected]
Tyüíh свздер: конституциялыц цуцыц, адам цуцыцтары, жеке цуцыцтар мен бостан-дыцтар, жекетулганыц бостандыгы, жеке бастыц бостандыгы, жеке бастыц бостандыгы-на цуцыц.
Аннотация. Адамныц жэне азаматтыц конституциялыц цуцыцтары мен бостандыцта-рын цамтамасыз ету цогам мен мемлекеттщ мацызды мiндетi болып табылады.
Осы мацаланыц мацсаты «жеке бас бостандыгы» жэне «жеке бостандыц» угымдарын, сондай-ац олардыц конституциялыц цуцыцтагы арацатынасын царау болып табылады.
Мацалада COVID-19 пандемиясы букт элемдегi адам цуцыцтары саласындагы тецдес-Ыз сын-цатерлерге экеп соцты. Осыган байланысты «бостандыц» угымын зерттеу взектi болып табылады, бул ретте мацалада адам элеуетт кедергiсiз ашу мумюндт ретшде бо-стандыцтыц шк мэшне гана емес, оныц сыртцы жэне объективт1 негiздемелерiне де назар аударылады.
Адамныц жэне азаматтыц цуцыцтарын цамтамасыз ету мэселелерт зерттеу кезтде жеке бас бостандыгы басты «бастапцы» угым болып табылады. Егер адам тшстг дэреже-де ерктджке ие болмаса,онда ол тшстше вз цуцыцтарын толыц иелене жэне жузеге асыра алмайды. Тек «ерктдж» угымы тулгага оныц цуцыцтарын нацты табуга жэне оларды жузеге асыруга мумкшдж бередi.
Сонымен цатар, авторлар жеке тулга мен цогамныц взара царым-цатынастарындагы бостандыц элеуметтж нормалар мен цундылыцтар жуйеЫмен тыгыз байланысты вте кур-делi жэне царама-цайшы феномен болып табылатынын атап вттi.
Мацала авторлары нормативтж жэне гылыми дерекквздердi жyйелi талдау негiзiнде «жеке бас бостандыгы» жэне «жеке бостандыц» конституциялыц-цуцыцтыц дефиницияла-рын ашады.
Мэселен, атап айтцанда, авторлар жеке бас бостандыгы деп, егер осы цуцыцтар мен бостандыцтарды жузеге асыру басца адамдардыц цуцыцтары мен бостандыцтарын бузба-са, сондай-ац конституциялыц цурылыс пен цогамдыц имандылыцца цол сугылмаса, адамныц жэне азаматтыц Казацстан Республикасыныц Конституциясы мен зацдарында квзделген взшц цуцыцтары мен бостандыцтарын цандай да бгр шектеулерс1з жузеге асыру мумктдг-гт тусшед1
Осы цуцыцтыц угымдардыц арацатынасын царастыра отырып, авторлар «жеке бостан-дыц»жэне «жеке бас бостандыгы»угымыныц цурылымдыц элементi болып табылатынын, ал адамныц жэне азаматтыц конституциялыц жеке цуцыцтары мен бостандыцтары негiз-si цуцыцтар мен бостандыцтардыц конституциялыц-цуцыцтыц институтыныц цурамдас бвлг болып табылатынын белгтедг.
ON THE ISSUE OF UNDERSTANDING THE CATEGORIES OF «PERSONAL LIBERTY» AND «PERSONAL FREEDOM» IN CONSTITUTIONAL LAW
Nurgazinov Bagdat Kabylkadyrovich
Head of the constitutional and administrative Department legislation and public administration, Institute of legislation and legal information of the Republic of Kazakhstan,Candidate of legal sciences, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Akishev Maksat Serikovich
PhD student of I. Zhansugurov Zhetysu State University, Taldykorgan, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
;;;; ;EE:::i:::::::::::::::::::: КоНСТШЩЦиОННОв U административное Право
Boretsky Alexey Vladimirovich
Senior lecturer of the Department of Law Innovative University of Eurasia, Candidate of legal sciences, Pavlodar, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Keywords: constitutional law, human rights, personal rights and freedoms, personal freedom, personal liberty, the right to personal liberty.
Abstract. Ensuring the constitutional rights andfreedoms of man and citizen is the most important task of society and the state.
The purpose of this article is to consider the concepts of «personal freedom» and «personal freedom», as well as their relationship in constitutional law.
The article notes that the COVID-19pandemic has led to unprecedented human rights challenges around the world. In this regard, the study of the concept of "freedom" is relevant, while in the article the main attention is paid not so much to the internal essence of freedom as to the possibility of unhindered disclosure of human potential, but to its external and objective justifications.
Freedom of the individual is the dominant «starting point» in the study of the problems of ensuring human and civil rights. If a person does not adequately possess freedom, then he accordingly cannot fully possess and exercise his rights. It is the concept of «freedom» that allows a person to really gain her rights and realize them.
In addition, the authors emphasize that freedom in the relationship between the individual and society is a very complex and controversial phenomenon, which is inextricably linked with the system of social norms and values.
The authors of the article, on the basis of a consistent analysis ofregulatory and scientific sources, reveal the constitutional and legal definitions of the concepts of «personal freedom» and «personal freedom».
Thus, in particular, under the freedom of the person, the authors understand the possibility of a person and citizen exercising their rights and individual freedoms provided for by the Constitution and laws of the Republic of Kazakhstan without any restrictions if the exercise of these rights and freedoms does not violate the rights and freedoms of others encroach on the constitutional order and public morality.
Considering the correlation of these legal concepts, the authors note that «personal freedom» is a structural element of the concept of «personal freedom», and constitutional personal rights and freedoms of man and citizen are a component of the constitutional legal institution of fundamental rights andfreedoms.
Правовой статус личности в государстве Ньялетсосси Вуль, отметил, что пандемия представляет собой юридически закреплен- COVID-19 привела к беспрецедентным вы-ное комплексное понятие, отражающее вза- зовам в области прав человека во всем мире. имодействие личности (индивидуума) с го- В связи с этим к вопросу о праве на свободу сударством и его государственно-правовыми мирных собраний и ассоциаций им выделе-институтами. В отличие от общественного но десять ключевых принципов, седьмым он статуса личности, её правовой статус имеет обозначил необходимость обеспечения сво-взаимосвязь только с государством, а не с об- боды выражения мнений. В частности, по ществом в целом. Надо заметить, что главной его мнению, должно быть обеспечено право составляющей правового статуса личности представителей гражданского общества, в является её конституционно-правовой статус, том числе журналистов и правозащитников, так как он основан на правах и свободах чело- свободно искать, получать и распространять века и гражданина, закрепленных в основном идеи и информацию, как касающуюся кри-Законе государства - Конституции. зиса и мер по его преодолению, так и других
Так, согласно статье 32 Конституции, тем. В частности, не должны применяться за-граждане Республики Казахстан вправе мир- коны, криминализирующие распространение но и без оружия собираться, проводить со- «ложной информации» как таковой. Они име-брания, митинги и демонстрации, шествия ют давнюю историю злоупотреблений, в том и пикетирование. Пользование этим правом числе их применение против правозащитни-может ограничиваться законом в интересах ков [1].
государственной безопасности, общественно- Профессор А.С. Сман при рассмотрении го порядка, охраны здоровья, защиты прав и вопроса о конституционном статусе лично-свобод других лиц. сти справедливо отмечает, что его единство
По данному конституционному праву и одинаковость для всех, при этом консти-граждан в своём заявлении Специальный до- туционно-правовойстатус не зависит от ка-кладчик ООН по вопросу о праве на свобо- ких-либо конкретных обстоятельств, то есть ду мирных собраний и ассоциаций Клемана носит базовый и исходный характер, при этом
все иные правовые статусы (административно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой и др.) лишь дополняют его и являются производными от него [2].
В Конституции Республики Казахстан конституционно-правовой статус личности закреплен в Разделе ШЧеловек и гражданин», в котором содержатся основные права и свободы, присущие личности.
Одним из основных прав человека и гражданина, предусмотренных Разделом II Конституции Республики Казахстан, является право человека и гражданина на личную свободу. Так, в частности, пункт 1 статьи 16 Конституции гласит, что «каждый имеет право на личную свободу»1. Вместе с тем, сама сущность рассматриваемого права в основном Законе Республики Казахстан не раскрывается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, правом толкования норм Конституции наделён Конституционный Совет Республики Казахстан. Так, в частности, Конституционный Совет Республики Казахстан в своём Постановлении «Об официальном толковании статей 16 и 83 Конституции Республики Казахстан» от 31 декабря 2003 года № 13 ранее разъяснял, что право, закрепленное в статье 16 Конституции, представляет собой «право человека и гражданина на личную свободу, имеющее естественную природу...»2. Однако, в дальнейшем, данное Постановление было отменено Постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан № 9 от 8 ноября 2007 года3. Следует заметить, что толкование сути рассматриваемого права на личную свободу не получила своего должного отражения ни в одном из указанных Постановлений Конституционного Совета.
Вместе с тем, уяснение содержания дифи-ниции«личная свобода» в конституционном праве представляется нам крайне важным, так как это имеет особую важность в процессе применения таких основных видов нормативных правовых актов после Конституции Республики Казахстан и конституционных законов Республики Казахстан, как кодексы, которые в соответствии с подпунктами 1 -18) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-У «О правовых
актах», принимаются с целью регулирования однородных важнейших общественных отношений (бюджетных, гражданских, гражданских процессуальных, брачно-семейных, экологических, водных, земельных, лесных, налоговых, таможенных, трудовых, связанных с исполнением уголовных наказаний, связанных с привлечением к административной ответственности, связанных с привлечением к уголовной ответственности, уголовно-процессуальных, в сфере здравоохранения, в сфере предпринимательства, в сфере недр и недропользования.
Полагаем, что понимание понятия «личная свобода» представляется невозможным без уяснения понятия общего понятия свободы, как таковой.
Так, в частности, в толковых словарях слово «свобода» имеет несколько значений: «отсутствие угнетений политического и экономического характера, отсутствие притеснений и каких-либо ограничений в сфере общественно-политических отношений каких-либо отдельных классов или общества в целом. Воля, вольность - пребывание не под арестом, не в заключении, не в неволе и т.д.; жизнь, существование и т.д. без зависимости от кого-либо, возможность вести себя по своему усмотрению, простота, непринужденность; возможность действовать без помех и запретов в любой сфере; философская категория - возможность проявления, в условиях осознания сущности законов, развития природы и общества» [3; 4].
Необходимо отметить, что проблема свободы глубоко исследовалась в философии и остается одной из наиболее важных и дискуссионных до настоящего времени. Понятие «свобода» относится к основным философским категориям, характеризующим человека и его сущность, которая представляет собой возможность индивидуального мышления личности и возможность совершения индивидуумом поступков, в зависимости от своих представлений и желаний, а не руководствуясь внутренним или внешним принуждением. Свобода человека являлась предметом размышлений многих философов различного времени, среди которых можно выделить И. Канта, Т. Гоббса, Б. Рассела, Ж.-Ж. Руссо,
1 Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.03.2019 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. akorda.kz > official_documents > сотШиНоп. Дата доступа: 05.05.2020.
2 Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года № 13. «Об официальном толковании статей 16 и 83 Конституции Республики Казахстан» (Утратило силу) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/S030000013_. Дата доступа: 06.05.2020.
3Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 8 ноября 2007 года № 9 «О пересмотре некоторых нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-Ш «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ S070000009 . Дата доступа: 06.05.2020.
Ш. Монтескье, Д. Локка и др.
Так, Ш. Монтескье в качестве свободы граждан рассматривал их безопасность, а также гарантии того, что покуда они соблюдают законы, они не будут побеспокоены со стороны государства. Кроме того, свобода, в его понимании, подразумевала право на выражение своего собственного мнения, вне зависимости от государственной воли. Свобода, в интерпретации Ж.-Ж. Руссо, предполагала под собой участие личности в общественных делах, а также возможность для граждан избрания и назначения правящего класса, что позволяет человеку быть уверенным в том, что он не подчиняется никому, кроме себя.
Соглашаясь с И. Кантом, Б. Рассел отмечал, что самым ужасным является подчинение воли одного человека воле другого [5, с. 220]. В. Франклин, в свою очередь, отмечал недопустимость отказа от свободы во имя безопасности [6, с. 104].
Э. Фром и Р. Хирау указывали на существование различных форм свободы, отмечая её многообразие. Так, в частности, последними выделялись такие формы свободы, как:
- физическая свобода перемещения;
- психическая свобода;
- свобода прессы;
- свобода слова;
- свобода совести;
- академическая свобода и др.
При этом они отмечали, что правильно говорить о той свободе, которая очерчена пределами закона [7, с. 154].
Б. Спиноза, отмечая естественно-правовой характер свободы, понимал под ней индивидуальную способность человека без стороннего принуждения судить о вещах [8, с. 237]. Т. Гоббс указывал, что для наличия свободы должны отсутствовать всяческие внешние препятствия, которые могут помешать человеку действовать так, как он желает, вопреки его воле и разуму [8, с. 175].
Сходной позиции относительно понимания свободы человека придерживался и Д. Локк, который также рассматривал её в качестве естественного права, характеризуя отсутствие обязанности человека подчиняться воле других [9, с. 292].
Наличие возможности выбора и права поступать в зависимости от своей собственной воли - это главное, что есть в свободе, считал В.М. Кудрявцев [10, с. 3].
Таким образом, большинство ученых-философов проблему свободы сводит к вопросу: обладает ли человек свободой воли, то есть свободой выбора в своих поступках. При этом, свобода личности носит противоположный, по отношению к импульсивным стремлениям, характер, а также в ряде случаев отвечает «витальным потребностям» человека (напри-
мер, при самоубийстве). Кроме того, волевой характер свобод, как правило, присущ зрелой личности, которая полностью осознает свои действия и их последствия.
На основании изложенного можно сделать вывод, что в философии при исследовании понятия «свободы» главное внимание уделяется не столько внутренней сущности свободы, как возможности беспрепятственного раскрытия человеческого потенциала, сколько её внешним и объективным обоснованиям. В связи с чем не является случайностью то, что из всего многообразия понятий «свобода» чаще всего используют то определение, которое подразумевает её как осознанную необходимость. Правильным на наш взгляд, также является и то, что нельзя действовать свободно, если не понимать объективного хода вещей, не учитывать законы природы.
Но главным в свободе является обладание возможностью без внешнего принуждения поступать по собственной воле и собственному усмотрению. Именно в этом, на наш взгляд, и заключается главная ценность свободы, как необходимого условия существования общества.
Надо отметить, что в области взаимоотношения личности и общества в науке выделяются несколько форм данных взаимоотношений, среди которых можно выделить такие, как: Личность борется за свою свободу, вступая при этом, в конфликт с обществом, имеющий открытый, и часто примитивный характер. При этом, надо отметить, что данная борьба носит сложный и опасный характер, поскольку личность, начав борьбу за свободу, может впоследствии оказаться в ещё большей зависимости. Так называемое «бегство от общества», при котором лицо не в силах иметь свободу среди людей, в связи с чем «бежит» от общества (становится отшельником, бежит в монастырь и т.д.), чтобы свободно самореализоваться в новых условиях своего бытия. Личность, чаще всего, адаптируется к миру и обществу, тем самым принося в жертву свое стремление к свободе, в целях обретения нового уровня модифицированной свободы.
В то же время следует отметить, что зачастую, интересы свободы личности и интересы свободы общества совпадают, и это, как правило, характерно для развитых демократических государств. Однако, со времени возникновения государственной власти, последняя пыталась определить границы свободы личности. В частности, ещё во времена Древнего Рима состояние свободы («status libertatis») считалось одной из составляющих правоспособности человека. Состояние свободы («status libertatis») представляло собой наличие определенного минимума прав. При этом, в древнеримском праве подчеркивалось «Нет
свободы - нет абсолютно никаких прав» [11, с. 49]. Именно в виду отсутствия состояния свободы рабы считались по римскому праву вещью.
Позднее свобода стала толковаться как физическая безопасность человека. Так, например, в главе 39 Великой хартии вольностей 1215 года провозглашалось, что никакой человек не может быть взят под стражу или в заключение, кроме как по приговору или закону земли [12, с. 131].
Декларация независимости США 1776 г. провозглашает свободу неотъемлемым правом человека4. На государстве лежит обязанность соблюдения и гарантирования соблюдения прав человека. При этом провозглашается, что личность человека преобладает в системе ценностей для общества, опережая интересы отдельных классов, наций и групп людей. Это, в свою очередь, гарантирует невозможность угнетения прав человека, признанного центром социальной системы. С другой же стороны, ценность индивидуалистической модели соотношения общественных и личностных интересов не является бесспорной. Так как в её пределах, при наличии той или иной заинтересованности, может иметь место легализация корыстных мотивов, эгоизма или иных видов несправедливости в обществе. Данная область, как и многие другие, требует присутствия некой «золотой середины», что, в свою очередь, будет способствовать усилению жизнеспособности личности и социума, а также движению к гуманизму. Это подчеркивалось Гегелем, который говорил, что для того, кто сам не является свободным, другие свободными быть не могут.
Таким образом, свобода во взаимоотношениях личности и общества - это весьма сложный и противоречивый феномен, который неразрывно связан с системой социальных норм и ценностей. Именно поэтому в юридической литературе акцент делается на том, что свобода, как правило, понимается в качестве возможности личности действовать так, чтобы не причинять никакого вреда другой личности; естественные права каждого человека могут осуществляться только до того предела, который позволяет другим членам общества осуществлять аналогичные права в аналогичных пределах; предел осуществления личностью своих прав устанавливается только законом [9, с. 61].
Понимание свободы, как возможности свободно действовать, руководствуясь своими намерениями, но с учетом прав других субъектов, имеет чрезвычайно важное значение. Оно
нашло свое воплощение в современных демократических государствах. При этом, свобода «абстрактной личности», провозглашенная на Западе, подвергалась суровой критике со стороны Советской пропаганды. Коммунистическими идеологами утверждалось, что речь может идти только о свободе в контексте классового подхода, а не о свободе человека в целом [9, с. 238-239; 11, с. 29].
Права и обязанности граждан в социалистическом обществе рассматривались через призму соотношения свободы личности и его ответственности перед государством и народом. Именно в таком аспекте анализировалась свобода советского гражданина. Сегодня о границах свободы говорят не только с учетом интересов государства и общества, а прежде всего интересов других людей, групп людей, не исключая, при этом, интересы общества и мирового сообщества.
Необходимо отметить, что в литературе преобладает точка зрения относительно того, что свобода, как понятие или термин, может употребляться в двойном его понимании:
как состояние социума и отдельной личности, что, в свою очередь, даёт возможность индивиду действовать по своей воле, согласно пределам, установленных законом;
как субъективная возможность личности к действию или бездействию [13, с. 19-43; 14, с. 75].
По нашему мнению, если рассматривать свободу только с данной позиции, за пределами нашего внимания остается та сторона свободы, которая включает в себя физическую безопасность и возможность находиться в свободном состоянии, то есть не быть лишенным свободы. В связи с чем, в юридическом плане термин «свобода» следует рассматривать в трех аспектах:
свобода как состояние общества, состояние демократии в государстве;
свобода как субъективная возможность определенного поведения в определенных законом сферах;
свобода как возможность лица действовать по собственной воле и желанию, с учётом прав других людей и интересов общества.
Кроме того, свобода как состояние общества означает, что воля человека независима от воли других, она не является кому-то подчиненной, и ее правовой статус не зависит от воли других. Вместе с тем, свобода означает и определенное состояние демократии в государстве, когда речь идет о признании общечеловеческих ценностей.
Свобода личности является главенству-
4 Декларация независимости Соединенных Штатов Америки. Конгресс, 4 июля 1776 г. Принята единогласно тринадцатью Соединенными Штатами Америки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hist.msu. ru/ER/Etext/indpndnc.htm. Дата доступа: 08.05.2020.
ющим «отправным» понятием при исследовании проблем обеспечения прав человека и гражданина. Если человек в должной мере не обладает свободой, то он соответственно не может полноценно обладать и реализовывать свои права. Именно понятие «свобода» позволяет личности реально обрести её права и реализовать их. Кроме того, правам личности характерны закрепление и конкретизация её возможности осуществления определенных действий, предусмотренных правовым статусом личности.
Что касается свободы личности, как конституционно-правового понятия, то её рассматривают в качестве способности личности действовать в рамках своих интересов и целей, а также возможности делать свой собственный, независимый выбор, принимать то или иное решение. Исходя из этого, гражданские свободы следует толковать как установленную и гарантированную законом сферу автономии граждан по отношению к государству, его власти и другим гражданам. Данная свобода совершения определенных действий и волеизъявлений является, прежде всего, свободой по выражению своего собственного мнения, свободой требований политического характера, свободой граждан относительно невмешательства в сферу его личных убеждений со стороны государства и его органов, а также иных членов общества.
Для свободы личности характерно наличие определенных признаков. Так, например, человек является свободным по рождению, и при этом, никто не вправе посягать на нарушение его естественных прав. Кроме того, для демократического общества характерно то, что именно институт государства выступает в качестве гаранта соблюдения и защиты свободы личности. На наш взгляд, понятие свободы личности достаточно полно получило своё отражение в принципе, заложенном в пункте 5 статьи 12 Конституции Республики Казахстан, в соответствии с которым, человек имеет право делать все, при осуществлении своих прав и свобод, кроме тех случаев, когда это нарушает права и свободы других лиц, а также посягает на конституционный строй и общественную нравственность. Кроме того, для свободы личности характерны принципы гарантирования предоставления гражданам равных юридических возможностей и равной правовой охраны, которые, как правило, закреплены в демократических конституциях, в том числе и в Конституции Республики Казахстан.
Вместе с тем, следует заметить, что что для понятия «свобода личности» могут быть
характерны различные толкования, в связи с тем, что оно с одной стороны характерно для общего состояния личности и её социального статуса, а с другой, конкретизирует возможность совершения тех или иных действий в тех пределах, которые предоставлены личности в соответствии с нормами морали и права. При этом, сюда следует также отнести свободу мировоззрения и вероисповедания, свободу мысли и слова, свободу передвижения и т.п.
Таким образом, исходя из вышесказанного, свобода личности как конституционно-правовое понятие, представляет собой возможность осуществления, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан, прав и свобод личности без каких-либо ограничений, если осуществление данных прав и свобод не нарушает права и свободы других лиц, а также не посягает на конституционный строй и общественную нравственность.
В правовой науке свобода личности предполагает наличие экономических, политических, культурных и других прав, обеспечивающих необходимые условия существования личности, удовлетворение её материальных и духовных потребностей (социально-экономические и духовные свободы); участие в управлении жизнью общества и государства, участие в принятии соответствующих решений в вопросах государственной, хозяйственной и культурной жизни общества (политические свободы); наличие фактической возможности свободно распоряжаться собой; невмешательство в индивидуальную жизнедеятельность личности, что, в свою очередь, находится за рамками обязанностей личности перед обществом и государством; защиту жизни, здоровья, личной свободы и безопасности личности, а также её чести и достоинства (личные свободы).
В качестве юридического выражения этих важнейших элементов свободы человека выступают основные (конституционные) права, свободы и обязанности граждан, подразделяемые на социально-экономические, политические и личные права и свободы граждан.
Предпринимая попытку сформулировать понятие личной свободы, на наш взгляд, необходимо обратиться к пониманию личной свободы в международном праве. Так, например, Замечание общего порядка № 35 к ст. 9 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 2014 года под личной свободой понимает свободу человека от того, чтобы быть подвергнутым физической изоляции, а не общую свободу действий5.
им «отправным» понятием при исследо-нии проблем обеспечения прав человека и ажданина. Если человек в должной мере не ладает свободой, то он соответственно не >жет полноценно обладать и реализовывать ои права. Именно понятие «свобода» по-оляет личности реально обрести её права и ализовать их. Кроме того, правам личности рактерны закрепление и конкретизация её зможности осуществления определенных йствий, предусмотренных правовым стату-м личности.
Что касается свободы личности, как кон-итуционно-правового понятия, то её рас-атривают в качестве способности личности йствовать в рамках своих интересов и це-й, а также возможности делать свой соб-венный, независимый выбор, принимать то и иное решение. Исходя из этого, граждан-ие свободы следует толковать как установ-нную и гарантированную законом сферу тономии граждан по отношению к государ-ву, его власти и другим гражданам. Данная обода совершения определенных действий волеизъявлений является, прежде всего, ободой по выражению своего собственного ения, свободой требований политического рактера, свободой граждан относительно вмешательства в сферу его личных убежде-й со стороны государства и его органов, а кже иных членов общества.
Для свободы личности характерно нали-е определенных признаков. Так, например, ловек является свободным по рождению, при этом, никто не вправе посягать на на-шение его естественных прав. Кроме того, я демократического общества характерно , что именно институт государства высту-ет в качестве гаранта соблюдения и защиты ободы личности. На наш взгляд, понятие ободы личности достаточно полно получи-своё отражение в принципе, заложенном в нкте 5 статьи 12 Конституции Республики ьзахстан, в соответствии с которым, человек геет право делать все, при осуществлении оих прав и свобод, кроме тех случаев, когда о нарушает права и свободы других лиц, а кже посягает на конституционный строй и щественную нравственность. Кроме того, я свободы личности характерны принципы рантирования предоставления гражданам вных юридических возможностей и равной авовой охраны, которые, как правило, закре-ены в демократических конституциях, в том сле и в Конституции Республики Казахстан.
Вместе с тем, следует заметить, что что я понятия «свобода личности» могут быть
5 Замечание общего порядка № 35 к статье 9 (Свобода и личная неприкосновенность) Международного пакта о гражданских и политических правах [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.reJworld.org.ru/ docid/564f3bdb4.hml. Дата доступа: 06.05.2020.
Исходя из приведенного международно-правового понятия, полагаем, что понятие личной свободы должно исходить из понимания физической свободы человека, а именно возможности свободно передвигаться и выполнять действия по своему усмотрению. При этом, право на личную свободу может быть соответствующим образом ограничено в условиях чрезвычайных обстоятельств, например в случае войны, угрозы террористического акта и т.д. [15, с. 53].
С учетом изложенного полагаем, что под личной свободой следует понимать фактическую свободу личности в сфере его индивидуальной жизнедеятельности. Понятие личной свободы находится вне пределов обязанностей личности перед государством. При этом, обеспечение и защита личной свободы человека и гражданина непосредственно связаны с активными действиями общества и государства.
К примеру, развитие административной юстиции формирует правовые предпосылки реализации юридической ответственности государства, как составной части обеспечения
гарантий защиты прав, в том числе личной свободы человека и гражданина. При этом существует прямая связь института административной юстиции с институтом прав и личных свобод личности, поэтому важно определить конституционно-правовые основы механизма обеспечения и защиты прав и личных свобод личности и роль каждого из её инструментов в этом процессе, поэтому в качестве правовой формы опосредования личной свободы выступают конституционные личные права и свободы граждан, наряду с законодательными нормами, их конкретизирующими.
В пункте 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года провозглашено, что высшими ценностями государства являются человек, его жизнь, права и свободы.
Таким образом полагаем, что понятие личная свобода взаимосвязана с понятием свобода личности и является его структурным элементом, а личные права и свободы относятся к такому принципу конституционного права как охрана прав и свобод человека и гражданина.
ЛИТЕРАТУРА
1. Меры по борьбе с угрозой COVID-19 не должны ограничивать свободу собраний и ассоциаций / заявление Специального докладчика ООН по вопросу о праве на свободу мирных собраний и ассоциаций Клемана Ньялетсосси Вуль //www.ohchr.org > NewsEvents > Pages > DisplayNews
2. Сман А.С. О естественных правах и свободах личности и их закрепление в Конституции Республики Казахстан. Правовой портал «Zakon.kz» [Электронныйресурс]. Режим доступа: https:// www.zakon.kz/203484-o-estestvennykh-pravakh-i-svobodakh.html. Дата доступа: 06.05.2020.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 13-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1981. - 816 с.
4. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. 100 000 слов и словосочетаний. - М.: Аделант, 2014. - 801 с.
5. Рассел Б. История западной философии: В 2 Т. /Пер. с англ. - М.: Миф, 1993. - Ч.2. - 445 с.
6. Франклин В. Избранные произведения. - М.: Госполитиздат, 1956. - 256 с.
7. Фром Э., Хирау Р. Предисловие к антологии. Природа человека// Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М. : Прогресс, 1990. - С.19-28.
8. Мир философии: Кн. для чтения: В 2 ч. / Сост.П.С. Гуревич, В.И.Столяров.- М.: Политиздат, 1991. - Ч.2. - 623 с.
9. Локк Д. Сочинения: В 3 Т. /Пер. с англ. А.Н.Савина. - М.: Мысль, 1988. - Т.3. - 668 с.
10. Кудрявцев В. Правовые грани свободы // Советское государство и право. - 1989. - №11. -С. 3-11.
11. Чхиквадзе В.М. Государство, демократия, законность: Ленинские идеи и современность. -М. : Юридическая литература, 1967. - 504 с.
12. Права человека и современный мир. - Киев: Наукова думка, 1980. - 343 с.
13. Берлин И. Две концепции свободы // Современный либерализм. - М., 1998. - С. 19-43.
14. Конституция Республики Казахстан. Научно-практический комментарий / Отв. ред. М.Т. Баймаханов, С.З. Зиманов, Г.С. Сапаргалиев, С.С. Сартаев и И.И. Рогов. - Алматы: Раритет, 2010. - 400 с.
15. Имплементация норм международных договоров в области прав человека (гражданские и политические права) в законодательство Республики Казахстан: Научное издание / Под общ. ред. Р.К. Сарпекова, Ж.О. Кулжабаевой. - Астана: ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан», 2019. - 285 с.
I;;;;;;;;; IEEE::::::::::::::::::::::: КоНСТШЩЦиОННОв U административное Право
REFERENCES
1. Measures to counter the COVID-19 threat should not restrict freedom of assembly and association / Statement by UN Special Rapporteur on the rights to freedom of peaceful assembly and association Clement Nyaletsossi Wool// wwww.ohchr.org Newsevents Pages Displaynews.
2. Sman A. O estestvennyh pravah i svobodah lichnosti i ih zakreplenie v Konstitucii Respubliki Kazahstan. Pravovoj portal «Zakon.kz» [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.zakon. kz/203484-o-estestvennykh-pravakh-i-svobodakh.html. Data dostupa: 06.05.2020.
3. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka / Pod red. N.Ju. Shvedovoj. - 13-e izd., ispr. - M.: Russkij jazyk, 1981. - 816 s.
4. Ushakov D.N. Tolkovyj slovar' sovremennogo russkogo jazyka. 100 000 slov i slovosochetanij. -M.: Adelant, 2014. - 801 s.
5. Rassel B. Istorija zapadnoj filosofii: V 2 T. / Per. s angl. - M. : Mif, 1993. - Ch.2. - 445 s.
6. Franklin V. Izbrannyeproizvedenija. - M.: Gospolitizdat, 1956. - 256 s.
7. From Je., Hirau R. Predislovie k antologii. Priroda cheloveka // Global'nye problemy i obshhechelovecheskie cennosti. -M.: Progress, 1990. - S. 19-28.
8. Mir filosofii: Kn. dlja chtenija: V 2 ch. / Sost. P.S. Gurevich, V.I. Stoljarov. - M.: Politizdat, 1991. - Ch.2. - 623 s.
9. LokkD. Sochinenija: V3 T. /Per. s angl. A.N. Savina. - M.: Mysl', 1988. - T.3. - 668 s.
10. Kudrjavcev V. Pravovye grani svobody // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. -1989. - №11. - S. 3-11.
11. Chhikvadze V.M. Gosudarstvo, demokratija, zakonnost': Leninskie idei i sovremennost'. - M.: Juridicheskaja literatura, 1967. - 504 s.
12. Prava cheloveka i sovremennyj mir. - Kiev: Naukova dumka, 1980. - 343 s.
13. Berlin I. Dve koncepcii svobody // Sovremennyj liberalizm. - M., 1998. - S. 19-43.
14. Konstitucija Respubliki Kazahstan. Nauchno-prakticheskij kommentarij/ Otv. red. M.T. Bajmahanov, S.Z. Zimanov, G.S. Sapargaliev, S.S. Sartaev i I.I. Rogov. - Almaty: Raritet, 2010. - 400 s.
15. Implementacija norm mezhdunarodnyh dogovorov v oblasti prav cheloveka (grazhdanskie i politicheskie prava) v zakonodatel'stvo Respubliki Kazahstan: Nauchnoe izdanie / Pod obshh. red. R.K. Sarpekova, Zh.O. Kulzhabaevoj. - Astana: GU «Institut zakonodatel'stva Respubliki Kazahstan», 2019. - 285 s.