УДК (075.5) 338.45
ГОСУДАРСТВЕННО-РЫНОЧНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
© 2009 г. Г.В. Овчаренко
Ростовская государственная академия Rostov State Academy
сельскохозяйственного машиностроения, of Agricultural Engineering,
344023, г. Ростов-на-Дону, пл. Страны Советов, 1, 344023, Rostov-on-Don, Strana Sovetov Sq, 1,
rgashm@rgashm. ru rgashm@rgashm. ru
Рассматривается роль государства в инновационной сфере экономики страны. Обосновывается необходимость формирования системы госрегулирования инновационных процессов, создание правовой базы и соответствующих организационных структур.
Ключевые слова: инновационная сфера, государственное инвестирование, принципы госрегулирования, инновационная инфраструктура.
The role of state in the innovation sphere of the economy of the country is examined. The necessity of forming of the system of government control of innovative processes, creation of legal base and proper organizational structures, is grounded.
Keywords: innovation sphere, state investment, principles of the state regulation, innovation infrastructure.
Характеристика внешних для организации условий, обеспечивающих реальность рыночных принципов в сфере микроинновационной активности, предопределяет:
- создание рыночной среды в инновационной сфере;
- применение инновационно-стимулирующих функций;
- формирование инновационно ориентированной налогово-кредитной политики.
Система финансирования инновационной сферы, ядром которой является государственное инвестирование инноваций, необходима для создания рыночной среды в этой области, базовым условием госинвестирования выступает наличие не просто рынка инновационных услуг как одного из секторов макрорынка, а специфического институциального рынка, объективно диктующего фирмам рыночную стратегию инновационного поведения.
Структурная политика в научно-инновационной сфере машиностроительного комплекса должна переориентироваться на удовлетворение потребительского спроса на конкурентоспособные машины на основе перепрофилирования производства и расширения базы экспортного сектора отраслей.
Сегодня инновационная сфера не соответствует изменившимся задачам народнохозяйственного развития в нашей стране. Это проявляется, прежде всего, в отсутствии рыночного механизма в научно-технической государственной политике, адекватной требованиям рынка и потребностям общества.
В России есть множество невостребованных инноваций, находящихся на различных этапах и заключительных фазах их жизненного цикла (например, инновационное развитие ООО «КЗ "Ростсельмаш"») [1]. Это свидетельствует об отсутствии действенного рыночного механизма использования новшеств для интенсификации инноваций. Не находит должного применения и оценки интеллектуальная продукция новаторского творчества ни в науке, ни в производстве. Становление ры-
ночных отношений требует интенсификации науки и производства, соединения их с инновационной сферой. Этому должны способствовать научные центры, парки и технополисы.
Практика подтверждает специфичность инновационной сферы, заключающую в слабой связи между этапами жизненного цикла инноваций из-за отсутствия во многих организациях восприимчивости к изменениям, в объединении разрозненных процессов в единый процесс инноваций, в котором появляется множество новшеств. Их реализация в производстве направлена для удовлетворения запросов конкретного клиента.
Исходя из этого инновационную сферу, по нашему мнению, можно определить как систему взаимодействия новаторов, инвесторов и товаропроизводителей в развитой инфраструктуре при реализации конкурентной продукции и инновационных услуг обществу [2].
Речь идет об эффективном использовании уже накопленного научно-исследовательского потенциала (это особенно важно для России) при интенсификации науки и ее интеграции с инновационной сферой, обусловливающем появление рыночного механизма для внедрения инноваций, а также реализации интеллектуальной продукции.
Роль государства в инновационной сфере должна заключаться в первую очередь в сохранении и увеличении инновационного потенциала страны. Ее возрастание предопределено необходимостью больших инвестиций для решения проблем научно-технического развития и стимулирования инновационной восприимчивости организаций и регионов.
В рамках инновационной политики нужны приоритетные научно-инновационные программы, ориентирующие на развитие и поддержку инновационной деятельности во всех регионах, и поиск новых технологических решений для обеспечения конкурентоспособности продукции, отвечающей мировым требованиям рынка.
Процесс управления в инновационной сфере основан на оценке экономической эффективности инновационного продукта и быстрой окупаемости, это способствует изготовлению продукта на качественно более высоком конкурентном уровне и позволяет ускорить возврат инвестиций для венчурного кредитования.
Экономический механизм в рассматриваемой нами области характеризуется гибкостью взаимодействия участников инновационного процесса, что способствует координации экономических аспектов в организации на новом уровне взаимодействия факторов производства.
Становление рынка инновационных услуг будет способствовать массовому переходу к «рыночной» стратегии, где производитель руководствуется экономической логикой «продавец - клиент» [2]. Поэтому инновация рассматривается как средство увеличения доли фирмы на рынке в ситуации исчерпания рыночного потенциала другими имевшимися у него средствами (маневрирование уровнем издержек, изменение цены предложения, сокращение трансакционных расходов).
Отмеченную двойственность положения участников инновационного процесса характеризуют две стратегии инновационного поведения:
- рыночная - переход к новым технологиям, опережающий по времени момент полной реализации возможностей, обеспечиваемых используемой технологией;
- производственная - бесконечное совершенствование существующей технологии.
Значительный интерес представляет анализ объективной основы становления рынка инновационных услуг. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция отказа большинства корпораций от «фордов-ской» концепции крупномасштабного конвейерного производства. Последняя была порождена (в период «просперити») спросом на большие количества стандартных продуктов. Сегодня же происходит переход к иному характеру потребительского спроса - на ограниченные объемы разнообразной продукции. В организационно-экономическом плане это вызывает диверсификацию фирменного производства, достижение которой, в свою очередь, невозможно без постоянного процесса инноваций на микроуровне экономики.
Фирма-потребитель фактически финансирует инновационный процесс на условиях кредита-предоплаты затрат на создание инновации, что способствует экономическому отделению исследовательских подразделений крупных корпораций в самостоятельные «дочерние» фирмы.
Поскольку ассоциация функционирует на долевой основе, такая стратегия позволяет преодолеть главный «недостаток» инновационных инвестиций - риск неопределенности ожидаемого инновационного эффекта (распределением его между фирмами-потребителями инновационных услуг).
Одним из важных условий перевода инновационного процесса на рыночные отношения является его государственное регулирование. В мировой практике это происходит при условии выполнения следующих функций:
- аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
- координация инновационной деятельности;
- стимулирование инноваций, конкуренции в этой сфере, страхование инновационных рисков;
- формирование научно-инновационной инфраструктуры.
В России также формируется система государственного регулирования инновационных процессов. Основные ее принципы:
- содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции путем освоения научно-технических достижений и обновления производства;
- ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
- сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;
- содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защите интересов национального инновационного предпринимательства и др.
Следующим формирующимся направлением государственного регулирования инноваций является создание правовой базы этого процесса. Существует уже ряд законов и постановлений в инновационной сфере [3]. Однако на практике постоянно возникают новые проблемы по вопросам интеллектуальной собственности, государственной системы лицензирования, поддержания конкуренции на рынке инноваций с разработкой законодательных норм формирования систем механизмов, обеспечивающих их реальное действие. В этой связи создан ряд соответствующих организационных структур.
Органы законодательной власти РФ - Государственная Дума и Совет Федерации, имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. Функционируют - Комитет Госдумы по образованию, культуре и науке и Комитет Совета Федерации по науке, культуре и образованию. Органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в этой области, является комиссия по научно-технической политике, которую непосредственно возглавляет глава правительства.
Принципиальный момент нового управления научной сферой состоит в переходе к государственному регулированию на основе партнерских отношений и использование рынка в качестве инструмента координации деятельности участников научно-производственного цикла. Формирование рыночных отношений не исключает государственного регулирования в выборе приоритетных направлений развития наукоемких отраслей промышленности, отработке действенных методов стимулирования организации и реализации научных разработок (льготы, субсидии, кредиты и т.д.), осуществлении государственной поддержки, принятии соответствующих законов о научно-технической деятельности [4]. Создание организаций, различных форм собственности сделает систему управления инновационными процес-
сами и их регулирования более гибкой и способствует эффективному внедрению инноваций в производство.
Соединение государственных и региональных программ инновационного развития на партнерских отношениях даст мощный импульс экономическому и научно-техническому прогрессу при ускоренном внедрении инноваций.
Сегодня малый инновационный бизнес принципиально отличается от мелкого предпринимательства первой половины XX в. Организационно-экономические соглашения на услуги малого венчурного бизнеса оформляются в соответствующей договорно-правовой форме либо реализуется в форме товарищества. Сложились новая научно-инновационная инфраструктура современных экономически развитых стран, которая приобретает статус международно-организованной системы, и инновационный механизм, объединяющий крупные корпоративные общенациональные и международные структуры: банки, холдинги и банки инновационных данных, производственные и сервисные компании. Это открывает новые возможности для международного научно-инновационного развития компаний и стран. Следовательно, складывается и динамично развивается новый механизм венчурного финансирования инновационной среды, который надо использовать в нашей стране.
Эффективно действующая инфраструктура инновационной сферы - важный фактор адаптации экономики при использовании новых технологий для долговременного взаимодействия фирмы и рынка.
Практика свидетельствует, что новшества формируют рынок новаций, инвестиций и рынок капитала, которые предопределяют создание элементов инновационной инфраструктуры (рисунок).
Схема инновационной инфраструктуры
Исходя из реальности, мы полагаем, что рыночная среда в состоянии охватить лишь отдельные сегменты процесса инноваций услуг, это способствует возникновению рынка инноваций, а с ним и рыночной модели поведения производителей и потребителей этих услуг - финансовое обеспечение инновационной инфраструктуры.
Формирование трансформации производственных ин-
Поступила в редакцию
новационных отношений требует перманентного обновления механизма регулирования инновационного процесса посредством создания и функциональной деятельности научно-инновационной инфраструктуры, где рыночные отношения предопределяют приоритетные направления государственного регулирования развития наукоемких отраслей на основе партнерских отношений с предприятием, реализующим инновационные идеи и решения.
Современный этап инновационного развития характеризуется применением новационных форм кооперации с участием промышленности и государства, т.е. возникает специфический механизм интеграции инновационной сферы и стратегии инновационного развития, а инновационная инфраструктура обусловливает скорость реализации новшеств на рынке инновационных услуг в виде сети инжиниринговых и реинжиниринговых центров, ориентированных на достижение конечных результатов по гибкому циклу: инвестиции ^ инновационный маркетинг ^ инновационный проект ^ мониторинг ^ инновация (на рынок), это обеспечивает адаптацию к изменяющимся требованиям клиентов рынка.
Инновационные инфраструктуры должны сочетать в себе региональные и отраслевые приоритеты инновационного развития с помощью инжиниринговых центров, обеспечивающих связь между всеми узлами инжиниринг-сети, что позволит быстро реализовать инновационные проекты с высоким качеством конечного результата - внедрения новшеств в производство.
Направление инновационной политики государства определяется его стремлением реализовать свои главные функции регулирования инновационной сферы, проверенные практикой цивилизованного рынка в странах с развитой экономикой.
В рыночно ориентированной экономике инновационная сфера актуальна для становления рынка инновационных услуг как особого неотъемлемого звена формирующейся в России микро- и мезорыночной системы.
Литература
1. Овчаренко Г.В. Рыночная модель управления инновациями. Ростов н/Д, 2004. С. 28-29.
2. Овчаренко Г.В. Инновационное управление в современной организации. Ростов н/Д, 2007.
3. О науке и государственной научно-технической политике : федеральный закон РФ от 23.08.96 № 127-ФЗ; О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации указ Президента РФ от 27.04.92. № 426. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
4. Рудакова И.Е. Инновационный процесс в странах развитого капитализма. М., 1991. 144 с.
17 сентября 2008 г.