УДК 316.422:338.436.33
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАЗВИТИЯ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Михайлушкин Павел Валерьевич к.э.н., доцент
Баранников Антон Александрович студент учетно-финансового факультета
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
В статье рассматриваются основные аспекты инновационной деятельности в АПК, и необходимость инновационного развития отраслей хозяйства. Обозначаются основные положения регулирования инновационной деятельности в АПК и агромаркетинга
Ключевые слова: АГРОИННОВАЦИЯ, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, АГРОБИЗНЕС, АПК, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, АГРОМАРКЕТИНГ
UDC 316.422:338.436.33
INNOVATIVE ACTIVITY - THE INTEGRAL PART OF DEVELOPMENT OF THE AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX
Mikhailushkin Pavel Valeryevich Cand.Econ.Sci., associate professor
Barannikov Anton Aleksandrovich
student of the Accounting and financial department
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
In the article, the main aspects of innovative activity in agrarian and industrial complex, and need of innovative development of branches of an economy are considered. Basic provisions of regulation of innovative activity in agrarian and industrial complex and agro marketing are designated
Keywords: AGROINNOVATION, INNOVATIVE ACTIVITY, AGROBUSINESS, AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX, STATE REGULATION, AGROMARKETING
Приоритетным направлением аграрной политики в условиях глобализации мировой экономики является развитие инновационной деятельности.
Во многих развитых странах Европы, США инновационную деятельность называют фундаментом экономики.
Понятие инновация означает нововведение при разработке и создании новой высококачественной конкурентной продукции на основе достижений научно-технического прогресса и передовой практики и, прежде всего, внедрения принципиально новой техники и высоких технологий, рыночной организации и управления производством. В современное понятие инновации включаются не только оригинальное изобретение, разработка новой технологии и получение нового продукта. Чрезвычайно важны также распространение нововведения в другие отрасли, адаптация новых методов и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков. В общем инновационном потоке
особое значение приобретает инфраструктура - система подготовки соответствующих кадров, каналы распространения научной информации, финансовые способы активизации научного поиска и т. п.
Инновационный процесс представляет собой единый поток. Его отдельные стадии - научная разработка технической идеи, новой технологии, доведение ее до практического использования, получение нового продукта, его коммерциализация - значительно различаются по организации труда, методам управления и финансирования и т. д. Но, тем не менее, эти стадии взаимообусловлены и обеспечивают успех инновационного процесса при интеграции их в единое целое.
Механизм инновационного процесса будет эффективным тогда, когда обеспечит интеграцию всех его стадий, скорость разработки новшеств, быстрое их внедрение в аграрное производство.
Когда речь идет об инновационном процессе, возникает вопрос о его главных носителях, о хозяйствующих субъектах, которые осуществляют реальное обновление производства. Своеобразие экономического развития рыночной экономики в последние годы выдвинуло на передний план в научно-техническом прогрессе мелкие капиталы, малый бизнес. Так, в последнее десятилетие более половины всех нововведений в аграрной экономике США обеспечивалось небольшими венчурными фирмами, предприятиями [5].
Мелкие капиталы и фирмы, более подвижные и гибкие, успешно выполняют функцию разработки научно-технических идей, доводки их до приемлемых для внедрения и рентабельности технологий. На этих первых стадиях инновационного процесса роль мелких и средних предприятий весьма значительна.
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов. Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из
которых являются инвестиции, мотивация и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции - рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) - рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют инновационную инфраструктуру (рисунок 1) [8].
Для обеспечения эффективности инновационного процесса в целом первостепенное значение имеют такие формы его организации, при которых результат каждой стадии мог бы служить основой для поступательного движения на следующий. Особую важность приобретает стыковка стадий, обеспечивающая непрерывность, гибкость и динамизм всего процесса, который невозможен без системы его стимулирования.
Таким образом, механизм инновационного процесса будет эффективным тогда, когда обеспечит интеграцию всех его стадий, скорость разработки новшеств, быстрое их внедрение в сферы общественного производства.
Рисунок 1 - Схема инновационной деятельности АПК
Развитые страны мира за последние 10-15 лет накопили значительный опыт организации инновационного процесса. Прежде всего, следует отметить множественность тех путей и форм, с помощью которых достигается интеграция стадий, изобретений, их коммерциализация и т. п.
Своеобразие экономического развития мировой экономики в последние годы выдвинуло на передний план в научно-техническом прогрессе мелкие капиталы, малый бизнес. Так, в последнее десятилетие до половины всех нововведений в экономике США обеспечивалось небольшими венчурными фирмами, предприятиями.
Мелкие капиталы и фирмы, более подвижные и гибкие, успешно выполняют функцию разработки научно-технических идей, доводки их до приемлемых для внедрения и рентабельности технологий. На этих первых стадиях инновационного процесса роль мелких и средних предприятий весьма значительна.
Во многих странах мира в роли главного инвестора в сфере инноваций выступают венчурные фонды. Венчурные фирмы осуществляют свой малый бизнес путем рискованного вложения капитала в нововведения ради получения высокой прибыли, компенсирующей неудачные вложения [12].
Для малых фирм характерны простота управления, широкий простор личной инициативы, возможность проведения гибкой научно-технической политики, активное привлечение к своей деятельности изобретателей. Это обусловливает высокую эффективность деятельности венчурных фирм. Многие из них вносят существенный вклад в инновационный прогресс, разработку новой продукции, прогрессивных технологий.
Поэтому в настоящее время венчурное финансирование активно развивается во многих странах мира, особенно при создании совместных предприятий, развитии свободных экономических зон.
По мнению профессора Н.А. Попова, различают два вида агроинноваций - продуктовые инновации и процессные (технологические инновации). Отличие данных видов агроинноваций заключается в следующем [9].
Продуктовые инновации включают разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт - это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных у ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом использовании либо на использовании результатов исследований и разработок.
Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но могут предназначаться также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.
Внедрение новых или значительно усовершенствованных услуг, методов их производства (передачи) может осуществляться на основе принципиально новых технологий или новых комбинаций существующих технологий, либо на основе новых знаний.
Важным этапом при реализации инновационных проектов является определение цены агроинноваций, ее стратегии.
Ценовая рыночная стратегия в отношении реализации агроинноваций может включать в себя следующие направления:
- не снижать цены на конкретную инновацию ниже общей величины затрат на ее производство, реализацию и оптимального уровня рентабельности;
- стремление к обеспечению цен ниже цен конкурентов на аналогичный вид продукта;
- ориентировка на цены конкурентов;
- увеличение количества реализации инноваций за счет более низких цен или лучших условий вложения капитала в них покупателями инновации и др.
Продавец инновации ориентируется, прежде всего, на рыночную цену инновации, чтобы избежать банкротства и обеспечить повышение конкурентоспособности.
Бизнесмену в сфере инновационной деятельности следует знать, что цена инноваций имеет два предела: нижний и верхний. Нижним пределом цены выступает себестоимость производства инновации и издержки обращения. Верхний предел цены определяется спросом на инновацию. Это и поможет продавцу инноваций разрабатывать соответствующую тактику и стратегию установления цены на инновационном рынке.
Для оценки эффективности инновационного проекта применяются следующие основные показатели эффективности инновационного проекта:
- коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;
- бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов;
- экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение [7].
Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и/или о государственной поддержке проектов.
Существует несколько методов экономической оценки инновационных проектов. Все они основаны на оценке и сравнении объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений, обусловленных инвестициями в инновации.
Одним из самых простых и широко распространенных методов оценки является определение срока окупаемости инвестиций на уровне отдельного инновационного (строительного) проекта в виде отношения объема вложений капитала к прибыли, полученной за счет внедрения капитала в инновации [1].
Обобщающим показателем оценки инвестиций является рентабельность инвестиций, которая определяется процентным
отношением общей величины прибыли, полученной от внедрения инноваций к инвестициям [3].
При оценке эффективности инвестиций необходимо проводить учет инфляции и временных лагов строительства. Учет инфляции осуществляется уменьшением расчетной ожидаемой прибыли от инноваций на величину процента инфляции (увеличения цен).
Для учета временных лагов (сдвигов), особенно в строительстве, применяют дисконтирование, представляющее приведение эффекта и затрат к определенному базисному периоду. Благодаря дисконтированию затрат на проект и результатов, получаемых при его осуществлении, достигается их сопоставимость, что позволяет производить сравнение эффекта и затрат, определяя тем самым эффективность инновационного проекта.
Однако, окончательную оценку эффективности агроинноваций дает рынок, потребитель, а результатом инновационной деятельности является продукт, реализованный на рынке с высокой рентабельностью.
Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может быть использована на модернизацию производства, на финансирование новых видов инноваций, обеспечивающих высокую конкурентоспособность производства строительства, социальное развитие организации.
В условиях рыночной экономики возрастает роль кадрового обеспечения функционирования высококонкурентоспособного
производства. Развитию инновационной деятельности по подготовке кадров будет способствовать создание инновационно-кадрового менеджмента. Цель данного менеджмента - формирование инновационного рынка образовательно-профессиональных заслуг; системы современного
управления подготовкой и переподготовкой необходимых кадров для различных сфер экономики, способных организовать экономическую, технологическую, управленческую, финансовую, научно-
консультационную и внешнеэкономическую деятельность.
Проводимые нами исследования состояния и развития инновационной деятельности позволили разработать систему регулирования инновационными процессами в аграрной сфере экономики России (рисунок 2).
Развитию и повышению эффективности инновационной деятельности во всех сферах экономики будет способствовать создание на федеральном и региональном уровнях специализированных инновационных фондов и фондов модернизации производства. Средства, накапливаемые в них, целесообразно освободить от налогов или ввести для них льготное налогообложение. Такая мера позволила бы государству, региону или предприятию концентрировать необходимые ресурсы и направлять их на инвестиционную и инновационную деятельность.
Действительно, развитие рыночных отношений, конкуренция во всех сферах экономики, включая и мировую, вызывает необходимость стимулирования ускорения темпов инновационной деятельности, формирования рынка инновации. Этому будет способствовать государственная поддержка реализации важнейших инновационных проектов, создание государственных и коммерческих научно-консультационных центров.
Развитие аграрной сферы на инновационной основе
Рисунок 2 - Система регулирования инновационной деятельности в АПК
Процесс консультирования включает пять этапов: подготовку, диагностирование, планирование действий, внедрение и завершение научной разработки рекомендаций в виде комплексной программы развития агробизнеса.
Кроме этого, активную роль в развитии инновационной деятельности на аграрном рынке должны играть коммерческие структуры и иностранные компании, совместные предприятия, создание особых (аграрных) экономических зон [6].
В настоящее время государственная политика направлена на развитие инновационной инфраструктуры, привлечение бизнеса в эту сферу. Надо отметить, что достижение поставленной цели - переход к инновационному развитию - возможно только при условии обеспечения относительно устойчивого положения регионов России, главным фактором которого выступает непрерывный инновационный процесс. В связи с этим требуется четкое определение направлений и соответствующих
механизмов реализации эффективной региональной инновационной политики.
Активизация инновационной деятельности в регионе должна осуществляться по наиболее приоритетным направлениям развития инновационного процесса. В сфере экономики, организации и управления производством к таким направлениям относятся: установление и постоянное совершенствование организационно-экономических отношений, внедрение новых, более перспективных форм организации производства и управления, направленных на максимально эффективное использование всех элементов производства, рабочей силы, орудий и предметов труда. При этом основной целью региональной инновационной политики должно стать обеспечение перехода экономики региона в форму диверсифицированной экономической системы с развивающимся высокотехнологичным сектором.
Разумеется, инновационная деятельность каждого региона должна поддерживаться и регулироваться государством. Это вызывает необходимость создания федерального и региональных органов, которые должны осуществлять координацию, регулирование и при необходимости единое управление инновационной деятельностью в различных сферах экономики, в том числе аграрной.
В большинстве развитых стран мира регулирование и стимулирование инновационной деятельности происходит через национальные исследовательские программы, на основе создания льготных условий кредитно-налоговой системы для указанной деятельности. Основополагающим критерием разработки программ является добровольное участие государства, корпораций и фирм.
Эффективность использования такого рода инновационных программ для концентрации национальных ресурсов на ключевых
направлениях научно-технического прогресса показательна на опыте экономики ряда стран Европы и США.
Во Франции наиболее высокий уровень централизованного регулирования инновационной деятельности, где научные исследования признаются общенациональной программой и представлены в виде пятилетних стратегических научно-исследовательских планов.
В Англии — отсутствует система централизованного регулирования инновационной деятельностью, но есть хорошо разработанный механизм взаимодействия, позволяющий осуществлять координацию разработок инноваций на государственном уровне. В США экономисты и социологи видят в венчурном бизнесе свидетельство вхождения американской экономики в фазу подъема.
Опыт государственной поддержки инновационной деятельности в развитых странах показывает, что именно государство должно разрабатывать такую инновационную политику, которая обеспечивала бы повышение конкурентоспособности аграрного сектора экономики.
Государственная политика должна быть направлена на устранение административно-командных подходов к инновационной деятельности и управления ею; создание эффективных социально-экономических мотивов, побуждающих отдельных и ассоциированных субъектов инновационной сферы к разработке новейших технологий и техники; на демонополизацию экономики; развитие экономической свободы личности предпринимательства; расширение кредитных, налоговых, ценовых льгот, а также целевых субсидий и госзаказов.
Государственная инновационная политика должна: — содействовать повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно технических достижений и обновления производства;
— ориентироваться на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
— сочетать государственное регулирование инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма;
— содействовать развитию инновационной деятельности в России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защите интересов национального инновационного предпринимательства [14].
Более конкретными формами государственной поддержки инновационной деятельности являются:
— прямое финансирование;
— предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям бесплатных банковских ссуд;
— создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
— снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
— отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
— реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;
— создание сети технополисов, технопарков и т. п.
Государственная инновационная политика в России реализуется на
двух уровнях деятельности: общегосударственном (федеральном) и региональном (местном).
Основными методами реализации инновационной политики государства являются [2]:
1. Формирование институционных и нормативно-законодательных условий для положительных изменений в инновационной сфере. Масштабы внедрения прогрессивных технологий и производств наукоемких видов продукции в значительной мере определяются институционными преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнеса в этой области экономики. В законодательном плане должны предусматриваться меры по разработке правовых актов, в первую очередь, Федерального закона об инновационной политике в Российской Федерации, указов Президента РФ по вопросам государственной инновационной политики, по инвестированию капитала, постановлений правительства РФ по развитию рынка интеллектуальной собственности, по использованию результатов научно-технической деятельности и др.
2. Государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организации различных форм собственности (в период освоения инноваций) за счет внедрения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов.
3. Совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. В современных экономических условиях речь идет об уточнении налогооблагаемой базы и разработке механизмов взыскания налогов, изменении амортизационной политики с целью обеспечения возможности организациям увеличивать амортизационные фонды в качестве источника инвестиций в инновации.
4. Внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной продукции и реализации ее на
внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам.
5. Обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции.
6. Консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами [15].
7. Развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования.
8. Участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах.
9. Выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.
Государство должно обеспечить необходимые условия реализации инновационной политики.
Условия реализации инновационной политики государства — это требования (в отдельных случаях предложения) государственных органов власти к развитию инновационной деятельности и реализации ее результатов на внутреннем рынке.
Для государственной реализации инновационной политики государства необходимы институционные и законодательно-правовые преобразования, которые создали бы рыночную инфраструктуру и способствовали бы активизации инновационной деятельности.
Среди институционных преобразований важная роль принадлежит демонополизации в инновационной сфере и развитию малого предпринимательства.
Реализация основных этапов инновационной деятельности, начиная от превращения научно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, до налаживания производства, требует расширения сети технопарков, инкубаторов (бизнес-инкубаторов, технологических инкубаторов) инновационно-технических центров в тех регионах России, где сосредоточена инфраструктура, обеспечивающая активизацию инновационного процесса.
Инкубатор - структурное подразделение предприятия (отдел, лаборатория), занимающееся разработкой новых форм бизнеса (предпринимательства) или новых видов технологий [4].
Технопарк или технологический парк - это группа предприятий, объединенных организационно и территориально и занимающихся разработкой передовых технологий [4].
Реализация инновационной политики государства невозможна без анализа существующего законодательства в этой области, обоснования нормативов, работающих на эту сферу деятельности, принятия мер к отмене правовых актов, препятствующих развитию инновационной деятельности.
В условиях рынка важное значение, повышающее эффективность инновационной деятельности, является разработка и внедрение маркетинга инноваций.
Маркетинг инноваций - это целевой маркетинг. Он основан на выборе определенного сегмента аграрного рынка с последующей разработкой инноваций и комплексов маркетинга применительно к
конкретному сегменту рынка, обеспечивающему наибольшую прибыль для продавца и покупателя инноваций (рисунок 3) [10].
Рисунок 3 - Упрощенная схема агромаркетинга инноваций
План маркетинга инновации определяет, какой вид инновации, на какой территории и по какой цене следует продавать в данный период времени. План маркетинга инновации является частью общего плана маркетинга предприятия.
Составление плана маркетинга начинается с разработки стратегии маркетинга, а завершается разработкой тактики маркетинга.
Стратегия маркетинга представляет собой процесс анализа возможностей предприятия по выпуску продукта, определения пели выпуску продукта (операции), обоснования инновации и ее характеристики, обновления маркетинговых исследований инноваций.
В стратегии маркетинга целесообразно выделить следующие концепции [13]:
1) сегментация рынка;
2) выбор целевого рынка (т. е. ниши рынка);
3) выбор методов выхода на рынок;
4) выбор маркетинговых средств;
5) выбор времени выхода на рынок.
Тактика маркетинга представляет собой конкретные приемы для достижения цели плана маркетинга. Они включают в себя рекламу,
продвижение продукта на рынке, организацию работы пунктов по их продаже (или покупке) и др.
На основе плана маркетинга составляется план организационных действий по эффективной реализации агроинноваций.
Как показывают исследования научных учреждений, передовой опыт работы многих сельскохозяйственных организаций, результаты инновационной деятельности очень эффективны.
Усиление инновационной деятельности должно занять сегодня центральное место в реализации государственной экономической политики в агропродовольственной сфере РФ.
Таким образом, составной частью экономической стратегии развития аграрного сектора экономики должны стать разработка и реализация инновационных программ в сфере АПК, что позволит шире и эффективнее использовать мировой опыт решения агропромышленных проблем, привлекать иностранные инвестиции в развитие сельского хозяйства, повысить качество и конкурентоспособность российского продовольствия и сырья.
В этой связи, для обеспечения инновационного развития, как регионов, так и страны в целом необходимо принятие федерального закона «Об инновационной деятельности». Основной идеей закона должно стать создание условий для внедрения в производство научно-технических результатов с целью стимулирования инновационной деятельности, содействия становлению и развитию национальной инновационной системы, а также повышения эффективности научно-технической и инновационной сфер деятельности. Данный закон также должен определить порядок государственного прогнозирования и государственного регулирования инновационной деятельности, порядок распределения полномочий в области осуществления государственной инновационной политики между органами государственной власти
Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Принятие федерального закона потребует принятия соответствующих нормативных актов и на региональном уровне.
Список литературы
1. Баутин В.М. Экономика агротехсервиса. - М., 2004.
2. Болоболов А.В., Сидоренко В.В. Рыночные преобразования в аграрной сфере экономики. - Краснодар: Эдви, 2002. - 285 с.
3. Березенков В.В., Гайдук В.И., Михайлушкин П.В. Коммерческая деятельность: учеб. пособие. - Краснодар, 2010. - С. 256.
4. Булатов Н.С. Мировая экономика: учебник. - М.: Экономист, 2007. - 840 с.
5. Годин М.А. Маркетинг: учебник. - М. : Дашков и К0, 2003. - 602 с.
6. Горфинкель В .Я., Швандер B.A. Экономика предприятия: учебник. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 604 с.
7. Зинченко А.П. Аграрная политика. Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений. - М.: Колосс, 2004. - 305 с.
8. Нечаев В. И., Бершицкий Ю.И., Резниченко С.М. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства. - СПб.: Лань, 2009. - 336 с.
9. Сидоренко В.В., Коровкин В.П. Стратегия развития аграрного сектора экономики России // Международный с.-х. журнал. - 2009. - № 1.
10. Сидоренко В.В., Устич А.В. Развитие фермерства в России // Международный с.-х. журнал. - 2009. - № 3.
11. Сидоренко В.В., Волкодав К.А. Развитие сельских подсобных производств в аграрном секторе экономики // Международный с.-х. журнал. - 2009. - № 4.
12. Сидоренко В.В. Аграрная политика России: учеб. пособие для вузов. -Краснодар: Мир Кубани, 2010. - 471 с.
13. Фигурнова Н.П. Международная экономика: учеб. пособие. - М.: Омега-Л, 2007. - 304 с.
14. Шамхалов Ф. Государство и экономика - основы взаимодействия. - М.: Экономика, 2000.
15. Щербанин Ю.А. Мировая экономика: учебник. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 447 с.
References
1. Bautin V.M. Ekonomika agrotekhservisa. - M., 2004.
2. Bolobolov A.V., Sidorenko V.V. Rynochnyye preobrazovaniya v agrarnoy sfere ekonomiki. - Krasnodar: Edvi, 2002. - 285 s.
3. Berezenkov V.V., Gayduk V.I., Mikhaylushkin P.V. Kommercheskaya deyatelnost: ucheb. posobiye. - Krasnodar, 2010. - S. 256.
4. Bulatov N.S. Mirovaya ekonomika: uchebnik. - M.: Ekonomist, 2007. - 840 s.
5. Godin M.A. Marketing: uchebnik. - M.: Dashkov i K0, 2003. - 602 s.
6. Gorfinkel V.Ya., Shvander B.A. Ekonomika predpriyatiya: uchebnik. - M.: YuNITI, 2007. - 604 s.
7. Zinchenko A.P. Agrarnaya politika. Uchebniki i uchebnyye posobiya dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy. - M.: Koloss, 2004. - 305 s.
8. Nechayev V. I., ВегеЬквЫу Yu.I., ReznicЬenko Б.М. Regionalnyye aspekty gosudarstvennogo regulirovaniya agropromysЬlennogo proizvodstva. - БРЬ.: Lan, 2009. -336 s.
9. Sidorenko V.V., Korovkin V.P. Strategiya razvitiya agrarnogo sektora ekonomiki Rossii // MezЬdunarodnyy s.-kh. zЬurnal. - 2009. - № 1.
10. Sidorenko V.V., и^юЬ A.V. Razvitiye fermerstva v Rossii // MezЬdunarodnyy s.-kЬ. zЬurnal. - 2009. - № 3.
11. Sidorenko V.V., Volkodav К.А. Razvitiye selskikЬ podsobnykЬ proizvodstv v agrarnom sektore ekonomiki // MezЬdunarodnyy s.-kh. zЬurnal. - 2009. - № 4.
12. Sidorenko V.V. Agrarnaya politika Rossii: ucЬeb. posobiye dlya vuzov. - Krasnodar: Mir Kubani, 2010. - 471 s.
13. Figurnova N.P. MezЬdunarodnaya ekonomika: ucheb. posobiye. - M.: Omega-L, 2007. - 304 s.
14. SЬamkЬalov Б. Gosudarstvo i ekonomika - osnovy vzaimodeystviya. - M.: Ekonomika, 2000.
15. SЬcЬerbanin Yu.A. Mirovaya ekonomika: ucЬebnik. - M.: YuNITI, 2009. - 447 s.