ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
СТАРЫГИНА А.М.,
кандидат социологических наук, доцент, Северо-Кавказская академия государственной службы, e-mail: [email protected];
ОВЧАРЕНКО Г.В.,
доктор экономических наук, профессор, Северо-Кавказская академия государственной службы, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 70
В статье рассматриваются факторы развития инновационной экономики. Выявляются особенности формирования долгосрочных инновационных стратегий организаций. Определяются инструменты реализации организационной технологии инновационного управления.
Ключевые слова: инновационная экономика; инновационный процесс; устойчивое развитие; инновационная стратегия.
This article reveals the factors of innovative economy increasing. The peculiarities of longterm innovative organizations strategies forming are shown. The implements of innovative management organization technology are determined.
Keywords: innovative economy; organization technology; firm development; innovative strategies.
Коды классификатора JEL: O31, O32.
В современной постиндустриальной экономике инновации, являясь синтезированным результатом непрерывного процесса выработки новых знаний и их коммерческого использования, стали играть роль главного производственного ресурса. В условиях расширяющейся глобализации обостряется конкуренция сохранения достойного места в международном разделении труда, которое невозможно без постоянного обновления технологий, производственного аппарата, схем организации производства и процессов управления им, и как результат предложение более совершенных видов продукции и услуг.
В новой экономической модели научно-технический прогресс и знания в целом выступают в качестве основы и главных факторов развития инновационной экономики. Ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности являются отличительным признаком и выступают в качестве главных приоритетов хозяйственной практики инновационного развития.
Формирование инновационной экономики является чрезвычайно актуальной задачей, решение которой позволит вывести экономику нашей страны из вектора преимущественно экспортно-сырьевого развития и обеспечит конкурентоспособность России в мировом экономическом пространстве. В целом для развития инновационной экономики в большинстве случаев важны одни и те же методы и инструменты: развитие венчурного финансирования, исследовательской инфраструктуры, разработка и реализация налоговых льгот, установление интеграции государства, бизнеса и науки в инновационных формах сотрудничества, формирование и подготовка кадров для реализации инновационных процессов.
Движущей силой инновационного развития не только экономики страны в целом, но и отдельной организации в рыночных условиях становится атакующая инновационная стратегия как специфический инструмент для реализации организационной технологии инновационного управления, которая предопределяет разработку и поиск новых управленческих решений.
Практика развитых стран показывает необходимость быстрого формирования долгосрочных инновационных стратегий развития организации и механизмов государственного регулирования экономики в условиях обязательного сохранения научно-технического потенциала страны при одновременном соче-
© А.М. Старыгина, Г.В. Овчаренко, 2011
тании рыночных методов саморегулирования и стимулирования производства с государственным регулированием, способствующим достижению стратегически-экономических целей в сфере инновационноконкурентной тактики отраслей промышленности страны.
Инновационно-управленческая стратегия всегда альтернативна в том смысле, что фирме приходится в короткий период выбирать между главными источниками роста своего дохода — или за счет минимизации издержек производства, или за счет увеличения объема продаж. В первом случае основная сфера инновационной активности находится «внутри» организации — в виде обновления производственной технологии и организационной структуры, и ставка делается на реализацию инновационного потенциала управления. Во втором основной сферой инновационной активности становится «внешняя» для предприятия сфера — в виде агрессивной рекламы, создания системы сервиса, соответственно, ставка делается на реализацию инновационного потенциала маркетинга.
Инновационная стратегия не может быть успешной без межфирменной кооперации в сфере инновационного управления, способствующей развитию перспективных направлений научно-технического прогресса, особенно в приоритетных наукоемких отраслях, определяющих научно-инновационный потенциал и конкурентоспособность любого предприятия. Для достижения успеха в ней необходим значительный подъем инновационного производства: экспорт наукоемкой продукции, изготовленной по отечественной технологии; переход к рыночным формам внешнеэкономических связей с применением гибкого и взаимовыгодного инновационно-инвестиционного сотрудничества, что, естественно, невозможно без государственночастного партнерства. Одновременно с этим должен усиливается процесс транснационализации научноинновационных связей. Именно такая интеграция становится важным внешним фактором повышения конкурентоспособности экономики стран, их организаций и фирм. Рыночная ориентация инновационной деятельности бизнеса на базе интеграции научно-технической деятельности отмечается на всех стадиях внутрикорпоративного управления инновационным процессом.
В то же время инновационная политика государства должна быть направлена на стимулирование и поддержку межфирменной кооперации, способствовать интеграции институтов инновационной сферы в интересах достижения конкурентоспособности экономики. Интеграция в форме межфирменной кооперации предопределяет такую модель инновационной стратегии, которая сочетает рыночные механизмы с системой экономического стимулирования инновационной деятельности и регулирования рынка со стороны государства.
Практика актуализирует изучение таких факторов формирования инновационной стратегии менеджмента, которые активизируют в среде предпринимателей стимулирование экономических и социальных аспектов инновационной деятельности организаций и определяют элементы, влияющие на «инновационные макростратегии в ходе экономических реформ». [10]
В развитых странах участие работников в управлении производством является одним из основных условий эффективности менеджмента инновационного процесса. Другими важными факторами являются изменение условий конкуренции на рынке и повышение активности участников инновационного развития.
Концепция управления инновационными процессами предопределяет использование творческого потенциала рабочих в процессе разработки и внедрения достижений НТР в производство, реализацию интеллектуального потенциала персонала, что способствует ускорению внедрения инноваций в производство, способного принести дополнительную прибыль. Конкурентная борьба с ориентацией на фактор времени часто используется в форме косвенной стратегии. В этом случае большое значение приобретают инновации, и на первый план выдвигается параллельно-последовательная реализация этапов инновационного процесса. Инновационная стратегия предусматривает, что все участники конкурентной борьбы действуют с ориентацией на спрос конкретного клиента, применяя принцип японских компаний «точно в срок».
Жесткая конкуренция при управлении инновациями строится на принципах минимизации времени внедрении новшеств в новационных проектах, реализация которых ведет к достижению главной цели — удовлетворению инновационных потребностей клиентов. В то же время в сфере инновационной деятельности организаций применение метода «точно в срок» требует перехода:
• к формированию новационно-экономического поведения субъектов рынка инновационных услуг;
• новой социально-культурной адаптации, при этом обязательна атмосфера доверия, открытости, поощрения и взаимного уважения друг к другу участников инновационного процесса.
Бизнес осуществляет инновационную стратегию с риском при внедрении радикальных инноваций: «...вопреки текущей конъюнктуре в надежде на будущую сверхприбыль по-прежнему выполняют роль одной из главных "пружин" механизма технического развития рыночной экономики... при организации системы институтов, обеспечивающих и поддерживающих инновационную активность в рыночной экономике» [13]. Поэтому тактика инновационных прорывов фирм направлена на развитие и укрепление стратегических ресурсов, включая персонал, информационные средства, инновационный маркетинг, сегментацию рынка и горизонтальную интеграцию.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
Важнейшими элементами укрепления управленческого потенциала компаний сегодня являются перекрестное владение акциями, образование лизинговых компаний, повышение инновативности предприятий (с учетом характера нововведений) и разработка нестандартных решений менеджмента.
Поиск и применение новационных организационно-экономических механизмов управления и регулирования производства с внедрением инноваций предопределяет повышение восприимчивости бизнес-среды к инновационным процессам. Интеграция в сфере наукоемких технологий обусловлена международной технологической кооперацией и необходимостью проникновения на рынки других стран в области приоритетно-прорывных технологий, определяющих изготовление продукции с минимальными издержками и риском.
Становится очевидным, что управление инновациями предопределяет интеграцию государства, науки и бизнеса в приоритетных отраслях, увеличивает рост инвестиций, многократно уменьшает издержки производства и является одним из важнейших способов выживания при жесткой конкуренции на рынке новой продукции.
Поэтому инновационное развитие экономики страны предусматривает необходимость использования интеллектуального человеческого потенциала, проявляющего себя в рыночных условиях преимущественно в виде рискового бизнеса малых инновационных фирм. В этих условиях кадры менеджеров-инноваторов должны обладать не только профессиональными знаниями, но и организаторским искусством, специальной подготовкой в области экономики, психологии и инновационного маркетинга.
В России в последнее время проявляется установившаяся тенденция обесценивания квалифицированной рабочей силы, которая становится самой дешевой на рынках экономически развитых стран по отношению к уровню ее производительности. Данная тенденция имеет огромное отрицательное влияние в целом на экономику страны, так как ведет к свертыванию наукоемких и высокотехнологичных производств. В то же время низкая заработная плата стимулирует социальную напряженность в обществе. Этот же процесс ведет к постоянному оттоку высококвалифицированных научных, педагогических, исследовательских кадров. Второй проблемой является несбалансированность в профессиональном, квалификационном, региональном и отраслевом аспекте.
Образовательные услуги и продукты являются одной из форм реализации менеджмента знаний и формируют специалиста — носителя определенной совокупности знаний, умений и навыков. Задачей подготовки высококвалифицированного специалиста для инновационной экономики является обеспечение системой высшего профессионального образования становления и развития творческой личности, подготовки специалистов, обладающих комплексом необходимых теоретических знаний и практических навыков, соответствующих задачам восполнения персонала в производственных и социальных сферах, в частности по направлениям инновационной деятельности [1].
Несмотря на понимание роли и значения образования в развитии новой социально ориентированной инновационной экономики, отношение государства к сфере образования пока невозможно рассматривать как соответствующее потребностям развития страны. Например, Российское государство расходует на одного студента в 20 раз меньше средств, чем в Финляндии, и в 40 раз меньше, чем в США (содержание одного заключенного обходится России в 7 раз дороже, чем обучение одного студента). Бюджетное финансирование образования в реальном выражении резко снизилось до 40% от уровня 1991 г. Доля платного образования только за последний год возросла более чем в 3 раза с 118,8 до 376 млрд рублей [11].
Инновационная стратегия фирм по внедрению инноваций и их реализации — величайшее искусство, своеобразная дипломатия и беспощадная борьба за выживание и достижение успехов. Она характерна для организаций, которые основывают свою деятельность на принципах предпринимательской инновационной конкуренции, выпуская на рынок продукцию-новшество с принципиально новыми потребительскими свойствами, отвечающими спросу рынка. Новейшим эффективным методом инновационного маркетинга в рыночных условиях является создание квазирисковых малых инновационных фирм внутри компаний, базу которых составляет рисковый наукоемкий проект.
Концепция современной инновационной стратегии обусловливает использование информации о спросе на рынке и его изменениях в перспективе, выработку долгосрочных стратегий и создание условий взаимодействия организаций на внешнем и внутреннем рынке. Инновационная стратегия организаций призвана уловить момент уменьшения спроса продукта на рынке и вовремя заменить его другим, отвечающем рыночному спросу.
Новое понимание закономерностей инновационно-стратегического развития особенно важно в условиях паритетного представительства работников труда в правлениях компаний, что подтверждает действенность новой концепции самореализации личности в процессе разработки и внедрения инноваций в производство, требующего творческой инициативы и восприимчивости всех работников. Четко выбранная инновационная стратегия позволит оценить возможности развития рынка и конкретного инвестора.
Анализ практики развитых стран выявляет необходимость быстрого формирования долгосрочной инновационной стратегии развития хозяйства и механизмов регулирования экономики государством, которое в условиях кризиса или экономического спада активно вмешивается в воспроизводственный процесс.
В Японии государство берет на себя роль посредника между национальной экономикой и международными рыночными силами в создании условий для глубокого проникновения национальной промышленности на мировой рынок, и в тесной интеграции в структуру мирового хозяйства на более предпочтительных для нее условиях. В Англии в системе финансирования нововведений участвуют как министерства обороны, просвещения и науки, так и отдельные компании с их научными советами. Во Франции целевые научные программы финансируют Министерство исследований и специальные директораты. В ФРГ эту функцию выполняет Министерство научных исследований и технологии приоритетных направлений экономического развития страны.
Таким образом, реализация приоритетных направлений инновационно-экономического развития осуществляется в развитых странах институтами централизованного управления экономикой с помощью различных форм и методов рыночного регулирования.
Кризисные моменты в экономике заставляют организации корректировать стратегии, так как одним из источников прибыли и эффективного развития становится инновационная активность бизнеса, способствующая росту конкурентоспособности [8] при внедрении инноваций.
У П. Друкера, инновации — это действия, наделяющие ресурсы новой способностью производить новые материальные ценности [2], которые являются инструментом предпринимательства — это поиск изменений, то есть условием внедрения инновации в производство является применение инновационного маркетинга взаимодействия с учетом партнерских отношений с конкретными клиентами [7].
Совершенно очевидно, что различные инновационно-маркетинговые технологии предопределяют революцию в товарно-денежном потоке где «товар-деньги-товар», изменяется на «товар-информация-товар» в Ьнтернет-бизнесе [5], то есть информационный поток управляет потоками товаров и инвестиций, формирует новые качества инновационной экономики.
По оценке В.И. Черникова? «...по мере внедрения в бизнес информационных технологий и систем» происходит становление новейшего периода эволюции маркетинга — глобального интегрировано-коммуникационного [12]. По мнению Р. Коха? процесс формирования концепции инновационного маркетинга предопределяется четырьмя сдвигами в мировой экономике [14]:
— значимостью международных бизнес-сетей;
— закреплением привилегированных положений развитых экономик;
— развитие Интернета;
— дезагрегированием мировой экономики и цепочек ценностей.
Эволюция инновационной теории маркетинга определяется возникновением новых видов маркетинга: сенсорного, блог-маркетинга, нейромаркетинга. Так? Д. Шульц и Ф. Китчен, определив понятие «интерактивное рыночное место»? сделали вывод, что в мировой экономике рождаются новационные элементы ее развития [15]:
— внедрение цифровой техники;
— интеллектуальная собственность — доступная всем субъектам рынка;
— сетевые информационные технологии;
— коммуникационные системы.
Переход экономики страны на инновационный путь развития на современном этапе обуславливает финансирование научно-инновационных программ государством и бизнесом и определяет инновационную способность лидерства на опережающих направлениях: биотехнологии, нанотехнологии, генная инженерия и молекулярная биология. При этом научное знание становится особым экономическим ресурсом, способствующим становлению инновационной системы (ИС) с национальной спецификой ее структуры, создающей необходимые условия функционирования и стимулирования инновационной сферы и ее элементов в рыночных условиях с социальной ориентацией [6].
Интеграция таких фундаментальных предпосылок в концепции инновационных стратегий дает новый вектор к инновационному саморазвитию экономики, учитывая, что информационные технологии полностью изменили развитие мирового хозяйства [3]. Происходит адаптация инновационной системы России к происходящим изменениям среды, прежде всего, вектор моделей инновационной деятельности предпринимательского сегмента с ориентацией спроса на новационные новшества при использовании бизнесом новых особых знаний.
В современных условиях развития инновационной экономики — экономики знаний, происходит переход от традиционного общества к информационному, определяющему формирование особого рода общественной формации — инновационного общества [9], в которой личность — носитель новых особых знаний и новых ценностей.
Таким образом, инновационное развитие — это как организовать и управлять ими в новых условиях с учетом улавливания прорывных инноваций. Любая организация должна управлять инновациями эффективно, а организация — это живая система, которая должна обеспечивать непрерывный поток инноваций, формируя необходимые способности у топ-менеджеров для управления такими ситуациями с вектором удовлетворения будущих потребностей клиента.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
ЛИТЕРАТУРА
1. Бонюшко Н.А. Повышение качества образовательных услуг на основе создания научно-исследовательских университетов // Экономические науки. 2009. № 3. С. 388.
2. Друкер П. Эффективное управление. 2007. С. 8, 142.
3. Дынкин А.А., Иванова Н.И. Инновационная экономика. М.: Наука, 2004. С. 23-24.
4. Зинов В.Г., Лебедев Т.Я., Яшин В.Г. Потребности в инновационных менеджерах // Инновации. 2008. № 3. С. 43.
5. Карнова С.В. Инновационные подходы в маркетинговой политике современных ТНК // Маркетинг. 2009. № 2.
6. Мероприятия инновационной политики включают в себя развитие прогнозирования и Форсайтов, партнерства государственного и частного секторов, государственную поддержку инновационных производств и стимулирование экспорта, развитие фондового рынка, лизинг научного оборудования.
7. Наука, технологии и инновации: 2007. Краткий стат. сб. М.: Центр исследований проблем развития науки РАН, 2007.
8. «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года». Утвержден председателем правительства РФ 05.08.2005 г.
9. «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года». Документ был одобрен Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике под председательством министра образования и науки РФ 15.02.2006 г.
10. Управление инновациями: в 3 кн. Кн. 1. Основы организации инновационных процессов: Учеб. пособие / А.А. Харин, И.Л. Коленский / Под. ред. Ю.В. Шленова. М.: Высш. шк., 2003. С. 252.
11. Фахрутдинова Е. Приоритетный национальный проект «Образование»: предпосылки появления, цели и задачи, итоги и перспективы реализации // Экономические науки. 2009. № 1. С. 377.
12. Черников В. И. Комплексный глобальный интегрированный маркетинговый канал: генезис и кооперация // Инновации. 2003. № 7.
13. Global Competitiveness Index rankings and 2005 comparisons // http://www.weforum.org/en/index.htm.
14. Koch R. The Financial Times Guide to Strategy: How to Create and Deliver a Useful Strategy // Financial Times. London, Prentice-Hall, etc., 2000. p. 279.
15. Schultz D.E., Kitchen Ph.J. Communicating Globally: An Integrated Marketing Approach. Chicago: NTC Business Book, 2000. pp. 3-18. Ch. 2.