Научная статья на тему 'Инновационный маркетинг взаимодействия инструмент инновационного управления в социотехнических системах'

Инновационный маркетинг взаимодействия инструмент инновационного управления в социотехнических системах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
953
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОСОБЫЕ ЗНАНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / INNOVATION DEVELOPMENT / INFORMATION TECHNOLOGY / SPECIAL KNOWLEDGE / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчаренко Г. В., Савельева О. Г.

The author stresses importance of special knowledge for survival of a company in the time of crisis because it is the man who creates ideas and promotes implementation of new technologies in production on the basis of new business philosophy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative marketing of interaction as an instrument of innovative management in socio-technical systems

The author stresses importance of special knowledge for survival of a company in the time of crisis because it is the man who creates ideas and promotes implementation of new technologies in production on the basis of new business philosophy.

Текст научной работы на тему «Инновационный маркетинг взаимодействия инструмент инновационного управления в социотехнических системах»

TERRA ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

46

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИА -ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВАЕНИА В СОЦИОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

ОВЧАРЕНКО Г.В.,

доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики и менеджмента в машиностроении, Ростовская-на-Дону государственная академия сельскохозяйственного машиностроения, 344023, г. Ростов-на-Дону, ул. Страны Советов, 1;

САВЕЛЬЕВА О.Г.,

доцент,

кафедра экономики и менеджмента в машиностроении, Донской государственный технический университет, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1

В статье рассматривается значимость особых знаний для выживания организации при кризисе, т.к. носителем и творцом идей является человек, способствующий реализации новых технологий в производстве на основе новой философии бизнеса.

Ключевые слова: инновационное развитие; информационные технологии; особые знания; менеджмент.

The author stresses importance of special knowledge for survival of a company in the time of crisis because it is the man who creates ideas and promotes implementation of new technologies in production on the basis of new business philosophy.

Keywords: innovation development, information technology, special knowledge, management.

Коды классификатора JEL: O32.

В современном развитии России определяющим становится инновационное развитие, которое требует нового понимания значимости взаимодействия неотехнологий и социотехнических систем. Практически нужно создавать новую национальную инновационно-информационную инфраструктуру (НИИИ), обеспечивающую оценку, анализ и прогноз конъюнктуры рынка для расширения новационной восприимчивости компаний к неотехнологиям и организационным новациям, что позволит увеличить выпуск новых конкурентоспособных видов продукции на экспорт.

© Овчаренко Г.В., Савельева О.Г., 2010

Равновесие на рынке предопределяется интеграцией науки, бизнеса и производства при поддержке государством воспроизводственного процесса с применением новационных технологий — гарантии инновационного развития экономики при постоянном обновлении организации управленческих процессов производства для повышения инновационного потенциала России.

Значимость новой экономики характеризуется:

♦ увеличением новшеств за счет новых информационных технологий;

♦ умением генерировать компаниями потоки новой информации;

♦ эффектом распространения цифровой технологии;

♦ компьютерным моделированием — min время на конструирование;

♦ новейшими технологиями и материалами;

♦ цифровой революцией.

Техническая революция — это фаза подъема, отмечает М. Мендел в своей книге «Грядущий упадок Интернета», которая характеризуется быстрыми темпами технологических инноваций, инвестиционным бумом, но также отмечает существование понижательной фазы технологического цикла новой экономики, которую характеризуют:

♦ технологическая стагнация;

♦ нестабильность венчурного капитала;

♦ уменьшение производительности труда.

Технология управления инновационными изменениями базируется на инновационной политике с использованием инструментария инновационного маркетинга взаимодействия для реализации инновационных проектов. Такой алгоритм инновационных технологий предопределяет осуществление:

♦ инновационного маркетинга взаимодействия для определения сегмента рынка новому продукту (услуге);

♦ инновационного проекта с реализацией новшества;

♦ процесса управления инновациями с инномотивацией [5].

Анализ и оценка инновационных изменений — ключевой фактор стратегического управления инновационными возможностями (желаниями) конкретных клиентов. П. Друкер отмечал, что «дисциплина инновации — систематическое исследование тех участков изменений, которые, вероятнее всего, таят в себе, предпринимательские возможности» [1].

При управлении изменяющимися инновациями менеджеры обязаны видеть сценарий моделирования деятельности в конкретной ситуации, что позволит определить путь гибкого развития через инструментарии оперативного и инновационного маркетинга взаимодействия, предопределяющего будущие желания конкретных клиентов, радикально отличающиеся от предложений конкурентов (рис. 1) [5].

Ускорение эффективности управления инновациями определяют внутренние изменения организации через:

♦ мониторинг производительности труда;

♦ степень конкурентоспособности нового продукта (услуги);

♦ социально-психологическое поведение работников;

♦ уровень новых знаний;

♦ индивидуальное удовлетворение желаний конкретного клиента.

ТЕША ЕСОІХІОМІСІІБ ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

ТЕНА ЕСОІХІОМІСІІБ ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

Рис. 1. Инновационный маркетинг взаимодействия — будущие желания клиентов

Как отмечал Г. А. Черчилль, надо уметь раскрыть особенность отношения человека-клиента ко всему новому. Поскольку инновационная сфера становится глобальной, цена перестала быть значимой, так как главным вектором становится новационный товар, ибо конкуренты появляются неожиданно. Как бы происходит «удивительное превращение» инновация-товар в сферу инновация-услуга — поле новационного творчества в безграничность рождения новых идей, так как инновационный товар — это синергетический эффект на рынке, то есть может использоваться во всем мире (пример: мировой уровень конкурентности самолетов МИГ), ибо их модернизация не повышает цену — это называется феномен инновационного предложения — новационное позиционирование на рынке порождает возникновение «нового сознания» у конкретных клиентов. Однако надо отметить значимость качества новационного товара, которое создает его новую ценность, новое сознание у менеджеров и новую рыночную сущность.

Феномен инновационного маркетинга взаимодействия предопределяет практическую реализацию инновационного продукта только при наличии равновесия интересов участников инновационного процесса на основе инновационных технологий с учетом:

♦♦♦ стратегического позиционирования пожеланий участников процесса; ♦♦♦ достижения будущих возможностей;

♦♦♦ улавливания пожеланий клиентов.

В условиях необходимости развития новой экономики в России происходит изменение концепции социотехнических систем — революционные изменения — «бизнес заново» в духе сформулированной М. Хаммером и Дж. Чампи — концепции реинжиниринг бизнеса — радикальные изменения процессов производства по всей цепочке стоимости с учетом будущих потребностей конкретного клиента на уровне мирового качества продукта при жесткой конкуренции, т.е. рождение инновационного управления с применением циф-

ровых информационных технологий в новых гибких бизнес-процессах с новой компетенцией работников с целью раскрытия и реализации их потенциала для повышения конкурентоспособности организации при использовании:

■ инструментов инновационного маркетинга взаимодействия;

■ новых особых знаний;

■ цифровой информации;

■ нанотехнологий, взаимодействие которых предопределяет значимость становления инновационной экономики, воплощенной в реализации инновационных национальных программ.

Одновременно главной целью инновационного развития экономики является создание гибкого и мобильного инновационного потенциала, который предопределит взаимодействие инвесторов, науку и производственный потенциал и генерирование нанотехнологий для перехода к наукоемкому ресурсосберегаемому производству с мировым качеством продукции.

Эффективность использования инновационного потенциала предопределяется инновационным маркетингом взаимодействия при осуществлении направлений инновационной политики в социотехнических системах и общественном производстве с ориентацией на изменение структур потребностей общества «из-за воздействия одних инноваций на другие» [5], что определяет гибкое применение инновационной деятельности с реакцией на изменения экономической среды при внедрении новых новшеств в производстве при регулируемом инновационном процессе на микроуровне и возникновении инновационной ситуации, т.е. способность субъектов к генерации инноваций. Таким образом, возникает диффузия инновационной альтернативы — это процесс решения проблемной ситуации нетрадиционным способом — через инновационный акт.

П. Друкер определил ситуацию в нашем обществе как «эпоху без закономерностей», поэтому менеджерам надо уметь управлять в условиях разрывных изменений технологий. Специалист по системному управлению Р. Аккоф отмечает, что вследствие ускорения изменений необходимо предвидеть развитие производственной системы и учиться адаптироваться.

У П. Друкера инновации — это действия, наделяющие ресурсы новой способностью производить новые материальные ценности [1], которые являются инструментом предпринимательства — это поиск изменений, то есть условием внедрения инновации в производство является применение инновационного маркетинга взаимодействия с учетом партнерских отношений с конкретными клиентами [5].

Маркетинговый подход к управлению инновационными изменениями отражает знание потребителей и предопределяет применение прорывных технологий в инновационной деятельности — как результат инновации — «создание и представление товаров и услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые ими как новые и более современные» [3], отвечающие степени новизны с учетом будущих потребностей клиентов.

Пришла эволюция маркетинга с переходом на уровень инновационного маркетинга взаимодействия с его разнообразными чертами:

ТЕНА ЕСОІ\ЮМІСиБ ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

ТЕ1НА ЕС01\ЮМ!С118 ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

♦ формирование гибких неординарных подходов в деятельности организаций на рынке;

♦ применение нейромаркетинга в сочетании с блог-маркетингом [4]

♦ маркетинг — социальный диалог коммуникативной личности;

♦ маркетинг — чувств человека-потребителя;

♦ мобильно-вирусный маркетинг — привычка людей делиться информацией;

♦ цифровой маркетинг — интернет-маркетинг.

Совершенно очевидно, что различные инновационно-маркетинговые технологии предопределяют революцию в товаро-денежном потоке: вместо «товар-деньги-товар», в интернет-бизнесе имеет место «товар-информация-товар» [2], то есть информационный поток управляет потоками товаров и инвестиций, формирует новые качества инновационного развития.

Логика инновационного развития организации определяет вектор новационно-тактического планирования — переход на новый уровень управления инновационного маркетинга взаимодействия, который предопределяет взаимосвязь: стратегии, новой философии бизнеса и значимости новых особых знаний.

Концепция инновационного маркетинга взаимодействия основана на принципах тонкого исследования рынка и активного поиска новых атакующих стратегий с целью диффузии новшеств на новые сегменты рынка, что позволит гибко проводить анализ конъюнктуры рынка и выбрать нужную нишу на рынке и смоделировать спрос, учитывая поведение и пожелания конкретного клиента. Ключевым фактором инновационной стратегии является прогнозирование спроса на новый вид товара и его позиционирование на рынке, что предопределит при реализации инновационного проекта какой товар, какого качества и какому клиенту предлагать с учетом удовлетворения будущих его пожеланий.

По оценке Черникова В. И., «... по мере внедрения в бизнес цифровых информационных технологий и систем» происходит становление новейшего периода эволюции маркетинга — глобального интегрировано-коммуникационного [б]. По мнению Р. Коха, процесс формирования концепции инновационного маркетинга взаимодействия предопределяется четырьмя сдвигами в мировой экономике [7]:

♦ значимостью международных бизнес-сетей;

♦ закреплением привилегированных положений развитых экономик;

♦ развитием Интернета;

♦ дезагрегированием мировой экономики и цепочек ценностей.

Ключевая роль в этом принадлежит человеку-носителю, творцу идей с

ориентацией на реализацию приоритетных национальных программ — это предопределяет взаимодействие всех элементов государственной инновационной политики, предопределяющие новационные изменения для создания новых социальных ценностей и адаптацию работников организации к инновационной восприимчивости.

Применение агрессивной инновационной стратегии в управлении инновациями с пониманием значимости информационной революции, которая

предопределяет переход от материальной к интеллектуальной экономике — экономике знаний, то есть научные знания и уникальные навыки, как отмечал Т. Сакайя, становятся движущей силой, а ключевым фактором являются ценности, созданные знаниями, определяющие источник стоимости — это новая модель инновационного управления с саморазвитием и самореализацией личности в социотехнических системах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Друкер П. Эффективное управление. М., 2007. С . 8, 142.

2. Карпова С.В. Инновационные подходы в маркетинговой политике современных ТНК // Маркетинг. 2009. № 2.

3. Крутик А.Б.,Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. СПб.: Питер, 2004.

4. Обухова Я. Подсознание на службе у продавцов // Услуги и цены. 2006. № 19. С. 30.

5. Овчарепко Г.В., Овчарепко Н.Г. Инновационное управление в современной организации: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Изд-во ЛаПО, 2007.

6. Черников В.И. Комплексный глобальный интегрированный маркетинговый канал: генезис и кооперация // Инновации. 2003. № 7.

7. Koch, R. The Financial Times Guide to Strategy: How to Create and Deliver a Useful Strategy // Financial Times. London, Prentice-Hall, etc., 2000. P. 279.

ТЕША ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.