Научная статья на тему 'Инновационный маркетинг и инновационная культура как ключевые факторы интенсификаций инновационной деятельности организации'

Инновационный маркетинг и инновационная культура как ключевые факторы интенсификаций инновационной деятельности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный маркетинг и инновационная культура как ключевые факторы интенсификаций инновационной деятельности организации»

РАЗДЕЛ 3. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Г.В. Овчаренко, А.А. Алуханян

ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ И ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ИНТЕНСИФИКАЦИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

В современных условиях общество быстро преобразовывается под воздействием биоинженерии и нанотех-нологий, которые предопределяют ин-

новационное развитие экономики и образование эффективной инновационной системы на макро - и мезоуровнях (рис.1). [1]

Национальная

\ Инновационные Тнновацион. центры ' ный потенциал \

Инновационная инфраструктура

Инновационная ¿приимчивость

инновационная

Инновационный климат

Рис. 1. Национальная инновационная система

Создание таких систем востребовано изменением различных форм внедрения и реализации инноваций в производстве: обновления, реструктуризации и реинжиниринга.

Практика современного развития организации показывает, что нужна новая, гибкая стратегия восстановления интеграции науки и производства при творческом процессе участия сотрудников, что позволит возродить восприимчивость к процесс-инновациям и привлечь инвестиции в новые техноло-

гии и услуги на основе новой философии общности интересов всех участников этого процесса.

Отсюда возникает необходимость применения новых теоретических подходов с практическим управлением инновационной активностью при:

- применении инновационного маркетинга;

- наличии инновационной культуры;

- создании инновационного климата.

Внешняя среда

Рис. 2 Инновационно-стратегическое состояние организации

Научная теория утверждает, что инновационное развитие организации - это процесс самообновления в виде появления новых технологий, новых продуктов, новых знаний, позволяющих прогнозировать внедрение новшеств на основе новой философии бизнеса (рис 2).[2]

Суть новой философии бизнеса заключается в том, чтобы с помощью эффективного управления экономической рентабельностью при обосновании инновационных решений с чисто рыночными ориентирами на конкретного клиента, с учетом анализа технологических пределов увязать технологию с рыночным потенциалом - быть на гребне 5-й технологической (Кондратьевской) волны. [2]

Управление инновационным развитием является средством, стимулирующим экономический рост с использованием антикризисного регулирования на микро уровне, и характеризуется:

- цикличностью изменений экономической конъюнктуры;

- инновационными прорывами в технологиях.

Ускорять процесс создания и реализации новшеств призван инновационный маркетинг - управленческие инновации, в основе которых лежат организационные, технологические, экономические и социальные новшества, предопределяющие процесс поиска новых целевых рынков и потребителей для ускорения реализации новшеств. Одновременно инновационный маркетинг является катализатором переструктуризации производства, главным средством организационно-структурной перестройки его управления и технологического обновления хозяйственного комплекса страны. Инновационный маркетинг улавливает момент уменьшения спроса на продукт и обусловливает необходимость замены его другим, отвечающим в этот момент изменившимся рыночным условиям.

Инновационный маркетинг характерен для предприятий, которые основывают свою деятельность на прин-

ципах предпринимательско-иннова-ционной конкуренции, выпуская на рынок продукцию с принципиально новыми потребительскими свойствами. Только таким путем в инновационной деятельности предприятия реализуется основной принцип инновационного маркетинга: успех на рынке - «время -деньги - время»[3].

Поэтому применение новейшего экономического механизма и новых знаний обеспечит регулирование циклического развития экономики, а потребности каждого потребителя предопределят эффективное функционирование новой парадигмы управления инновациями. При непрерывной разработке и внедрении новшеств решится проблема обновления производства с учетом специфики развития страны, региона и организации.

Изменения в экономике, обусловливаемые циклическими и технологическими сдвигами и неопределенностью среды, а также разрывы теории и практики управления предопределяют применение процессов инновационных решений, основой которых является инновационный маркетинг, который реализуется посредством инновационного проекта, позволяющего получить привлекательный продукт, отвечающий будущим желаниям конкретного клиента (рис.3)[4]

Новейшим эффективным методом инновационного маркетинга в условиях жесткой рыночной конкуренции является создание квазирисковых малых инновационных фирм внутри компаний, основу которых составляет разработка рискового наукоемкого проекта, предусматривающего необходимость систематического обновления номенклатуры выпускаемой продукции при обострении конкуренции со стороны других фирм.

В условиях научно-технического прогресса на рынках сбыта возрастающее значение приобретают факторы неценовой конкуренции (качество, дизайн, надежность), а реализация новшеств осуществляется за счет быстрой замены выпускаемой продукции, что и предопределяет необходимость применения инновационного маркетинга в период рыночного реформирования экономики. Поэтому система инновационного маркетинга призвана обеспечить приток информации о текущем спросе на рынке, разработку стратегии определения ожидаемого спроса на новшества в будущем.

В производственном процессе наступает период спада реализации продукта, от которого нужно уйти путем управления технологическими разрывами, определяя пределы технологии, осуществив быструю разработку и внедрение нового продукта с опережением конкурентов. Практика показывает, что именно инновационная культура предопределяет появление восприимчивости работников к новым идеям и творческому энтузиазму и улучшает производственно-экономические аспекты деятельности организации. В связи с этим видится необходимость разрабоки механизмов формирования в обществе новых ценностей с пониманием значимости инновационной культуры, обеспечивающей взаимосвязь бизнеса с гу-манитарологией технологий для человека на уровне социальных институтов (рис.4).[5]

Инновационная культура «рождается» участниками социального носителя инновационного потенциала, которыми являются инмены нового типа и работники-новаторы, способствующие открытию новых рынков, новых видов товаров инновационных услуг для конкретного потребителя.

л ч

<и о

в

<и И

т

Управление инновациями

Инновационн ый маркетинг

1 г

Научно-инновац ионные центры

Инновационная стратегия роста

Инновационная стратегия

Научно -инновационные фонды (ФНГ)

Гуманитарологические технологии

Нооинформация

Рис.3 Схема стратегического инновационного маркетинга

Более того, гуманитарологиче-ская технология предопределяет создание «чувства доверия» у работников к изменениям, то есть способность к вхождению в инновационную атмосферу с интересом к технической новизне.

На практике в условиях смешанной открытой экономики возникает необходимость новационной культуры, как источника новой энергии и дина-

мизма организаций, новой философии организации, где творцами ее являютя инмены, а носителем - человек. Одновременно растет взаимовлияние новых ценностей управления и персонала, что предопределяет ключевую роль человека в новом производстве с новой его культурой, то есть в организации рождается новационно-социальное партнерство.

гуманитаро-логия

гуманитарные цели

собственники инновационных идей

гуманисти ческие ценн сти

Инновационная культура

инновационная восприимчивость

новационные навыки

новационный интеллект

Рис. 4. Инновационная культура

Новационная культура организации с ориентацией на конкретного потребителя, повышает ее «чуткость», что и предопределяет готовность бизнеса к удовлетворению потребностей каждого клиента, поворот организации к человеку-производителю и человеку - потребителю - это новые гуманистические приоритеты развития как организации, так и экономики в целом. Таким образом, наступает время всеобщего осознания того, что от уровня индивидуальной само-реализации каждой личности зависят масштабы достижения человечества в обретении материальных и духовных благ, сбережения окружающей природной среды, облагораживания общественных отношений. Фактически в современных условиях в сознании человека должны прочно утвердиться общело-веческие гуманистические ценности.

Гуманитарная культура и знания должны стать достоянием современных менеджеров, способных развивать в каждом работнике стремление к творчеству - чувство полета в будущее.

Иначе говоря, нравственное поведение и умственное развитие менеджеров невозможно без их приобщения к историко-философскому наследию, этике, политологии и социологии. Такова должна быть логика воззрения современного менеджера в организации, так как его гуманитарные знания - важнейший фактор новационного развития экономики.

Итак, необходима новая концепция научения инновационно-гуманитарному управлению. Путь к инновационной культуре производства лежит через создание атмосферы становления гуманистического сознания у работников организации при изменении человековедческих технологий, то есть предопределяется «появление управленческой гуманитарологии» в виде гуманизации производства - фактора закономерности гуманистического развития рыночной экономики. Так,

Шепель В. М. утверждает, что «гуманитарный эффект японского бизнеса -стимул в разработке человеческой концепции профессиональной подготовки менеджеров производства».

Особенность современной России - короткий период прохождения всех этапов развития цивилизованного общества, который предопределил переход к новой парадигме управления на макро-, мезо- и микроуровнях с целью удовлетворения потребностей каждого работника и повышения эффективности производства с учетом мирового опыта.

В условиях меняющейся среды и жесткой конкуренции важнейшими факторами, определяющими необходимость внедрения новшеств, являются инновационный потенциал и изменения конъюнктуры рынка.

Надо отметить, что сегодня инновационная сфера России характеризуется слабой интеграцией производства и науки, которая, в основном, обеспечивается своими силами за счет внутренних ресурсов организаций.

Технологические инновации предопределили необходимые изменения в организации управления инновациями, обновления всей системы подготовки рабочей силы и повышения уровня человеческих ценностей, которые требуют применения нового механизма гибкой мотивации, новой интегрированной системы стимулирования. Иначе говоря, в философии бизнеса происходит переход от техноцентризма к пониманию приоритетности интеллекта человека - формируется новая модель развития и использования человеческих ресурсов - экономика для человека. Появляется необходимость новационного переосмысливания практики организации бизнеса (деятельности), системы занятости, новых методов обучения и переподготовки, выработки гибких стратегий, на базе новых социо-технических подходов, форм и методов управления человеческими ресурсами.

Технология для человека становится выражением производственной культуры, переходящей в корпоративную культуру, а при наличии инновационного климата и творческой деятельности в организации - на уровень инновационной культуры.

В связи с этим в различных фирмах проявляется движение к новой модели взаимодействия различных форм компьютеризации и гуманизации технологии производства, что способствуют применению гибких форм ротации рабочих мест и интегрированной бригадной организации труда.

Особо приоритетным является вопрос-экспресс - переподготовка кадров, способных освоить и применять рыночные приемы хозяйствования на основе научных методов управления с непременным использованием лучших отечественных традиций, то есть формирование во всех областях науки и практики необходимой критической массы специалистов, способных быть экспертами по оценке возможных направлений научно-инновационной политики и конкретных альтернативных вариантов нововведенческих программ.

Новационная модель использования человеческих ресурсов может быть экономически эффективной на базе гибких механизмов мотивации, морального стимулирования и наличия универсального социального пакета при внедрении в организации форм инновационного развития. Все это предопределяет процесс и применение новых концепций подготовки кадров для современного бизнеса, в основе которых -развитие и самореализация творческой мощности как главного ресурса экономики при осуществлении в организации принципа самообучения на основе системы управления знаниями и процессами в условиях жесткой конкуренции при внедрении инноваций и весьма высокой степени их реализации.

На современном предприятии важнейшим фактором, определяющим уровень развития организации, становится качество продукции, соответствующее мировым стандартам, достижение которых под силу компаниям, входящим в холдинговую структуру (например, ООО «КЗ «Ростсельмаш») за счет эффективного управления инновациями на базе технического обновления производства, изменения организационной структуры с высокой корпоративной культурой и реализацией точечных пилотных инновационных проектов при обязательном переобучении сотрудников всех уровней управления для получения новых знаний и понимания новых философий бизнеса. Практика показывает, что кризисные ситуации являются началом изменений стратегии и всех бизнес-процессов, протекающих в организации по двум направлениям: эволюционному и революционному. [6]

Эволюционный путь предусматривает организационное развитие - это повышение производительности, квалификации сотрудников и усиление социального пакета.

Революционный путь означает проведение радикальной реализации бизнес-процессов - резкое повышение качества продукции, снижение себестоимости, ориентация на конкретного клиента, новая интеграция логистики, применение гибких информационных технологий, формирование новой философии бизнеса у сотрудников, понимание новых ценностей при инновационном раз-витии.[7]

Становится необходимостью создание новых ориентиров и механизмов, стимулирующих проведение радикальной реструктуризации организации. Ее суть заключается в признании творческой новизны в деятельности предприятий - умение менеджеров-новаторов неординарно мыслить и принимать новоизмененные управленче-

ские решения при создании и внедрении новой продукции на производстве.

Изменения предопределяют возможность замены управленческого типа экономики на инновационный, то есть действовать исходя из новой логики бизнеса, предусматривающей инновационное развитие организации в кризисный период ее функционирования:

- обучение всех работников (в т. ч. менеджеров);

- клиенто-ориентацию;

- выбор миссии и целевой картины будущего развития.

Сегодня происходит переход фазы экономики социального развития в научно-инновационную фазу. С одной стороны, нужно вырабатывать новую политику, миссию, ценности и традиции работников, а с другой - необходимо осуществить переход к управлению постоянными изменениями, пониманию новой философии бизнеса (рис.5).[8]

Практика и теория подтверждают, что инновационный путь развития организации, охватывающий циклы

создания новых технологий, товаров и инновационных услуг с рациональным использованием различных новшеств, рассматривается как инновационно-страте-гическое направление преодоления экономических и социальных проблем в стране. Все это предопределяет преодоление кризисных ситуаций, нестабильности в деятельности организаций, адаптирования к новым экономическим условиям с ориентацией на человека (рис.6).

Итак, сдвиг в экономике - от управленческой к нооэкономике на основе биоинженерии, в которой кризисная внешняя среда заставляет организации революционизировать все системы бизнес-процессов, обусловливает создание инновационного экономического механизма на новой интеграции науки и производства, способного обеспечить эффективное регулирование циклического развития современной экономики человека для будущего процветания страны

Рис. 5. Реинжиниринг - процесс новой философии сферы бизнеса

Процесс инвестиций

Процесс интеллекта

Процесс реализации инновационного проекта

Процесс реализации инновацион-

Рис. 6. Инновационное

Библиографический список

1. Овчаренко Г.В. Рыночная модель управления инновациями. Ростов н/Д. Изд-во СКНЦ ВШ.2004. С.23.

2. Овчаренко Г.В. Рыночная модель управления инновациями. Ростов н/Д. Изд-во СКНЦ ВШ.2004. С.9.

3. Овчаренко Г.В. Рыночная модель управления инновациями. Ростов н\Д. Изд-во СКНЦ ВШ.2004.С.51

4. Овчаренко Г.В., Алуханян А.А. Управление инновациями. Учеб-

поведение организации.

ное пособие для вузов\ РГАСХМ, Ростов-на-Дону, 2003. С. 55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Овчаренко Г. В. Рыночная модель управления инновациями. Ростов н/Д. Изд-во СКНЦ ВШ.2004. С. 65-67.

6. Овчаренко Г. В. Управление инновациями в современной организации. Ростов н/Д. Изд-во ЛАПО.2007. С. 30.

7. Фостер Р. Обновление производства. М. Изд-во Прогресс. 1987. С. 156-157.

8. Хаммер М., Кампи Д. Реинжиниринг корпорации. СПб. 1999. С.6, 10, 19, 103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.