Научная статья на тему 'Управление технологическими разрывами при переходе на новую технологию'

Управление технологическими разрывами при переходе на новую технологию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ / ПРЕДЕЛ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ / ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчаренко Георгий Васильевич, Алуханян Артур Александрович

Исследуются вопросы управления технологическими разрывами в организации с учетом взаимосвязи технологии и конечного продукта. Обосновывается роль инновационного маркетинга как инструмента прогнозирования наступления новых пределов технологий. Технология рассматривается как элемент организационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Овчаренко Георгий Васильевич, Алуханян Артур Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление технологическими разрывами при переходе на новую технологию»

Г.В. Овчаренко, А.А. Алуханян

УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ РАЗРЫВАМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА НОВУЮ ТЕХНОЛОГИЮ Аннотация

Исследуются вопросы управления технологическими разрывами в организации с учетом взаимосвязи технологии и конечного продукта. Обосновывается роль инновационного маркетинга как инструмента прогнозирования наступления новых пределов технологий. Технология рассматривается как элемент организационной культуры.

Annotation

Problems of the technological gap management in organization are investigated with regard for interrelation of technology and final product. The role of innovative marketing as an instrument of new technological limits approach is substantiated. Technology is considered as an element of organization culture.

Ключевые слова

Технологический разрыв, предел технологии, технологический процесс, революционные изменения, управление изменениями, инновационный маркетинг

2009 №1

Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

Key words

Technological gap, technological limit, technological process, revolutionary changes, changes management, innovative marketing

Глобализация научно-техни-

ческого прогресса носит взрывной характер и предопределяет осуществление всеми отраслями промышленности ноо-стратегического выбора в области применения технологии — сохранять прежнюю или переходить на новую. Совершенно очевидно, что топ-менеджеры должны уметь оценить существующую технологию с помощью 5-кривой, определить время перехода на новую технологию для более эффективного протекания технологического процесса. [1] В. Кушлин говорит, что использование «...циклических комплексных переходов будет способствовать появлению новых организационнотехнологических парадигм функционирования производительных сил» для создания стимулирующего механизма интеграции «наука - производство -сервис» в основном звене рыночного хозяйства.

На практике эффективное управление технологическими разрывами определяется пределом текущей технологии и своевременной организацией освоения новой технологии в производственном процессе при изготовлении нового продукта с качественно новым уровнем маркетинга.

В производственном процессе технология и продукт тесно взаимосвязаны. Необходимо уметь предвидеть, как пределы технологии отразятся на результатах деятельности и сбыте продукта. На практике распознать появление предела нелегко, но если предел достигнут, движение вперед невозможно вследствие резкого возрастания издержек. Переход от одной технологии к другой, именуемый технологическим разрывом, скачкообразно нарастает в различных отраслях, вызывая появление новых процессов для введения нов-

шеств. Основной вопрос заключается в том, когда и где произойдут изменения?!

Многие компании лидеры, задающие темп нововведений в своей отрасли, неизменно терпели неудачу, внезапно лишались преимущества из-за уверенности руководителей в том, что изменения маловероятны и будут происходить медленно. Сегодня мировой бизнес континуум может быть представлен в виде двух групп компаний. С одной стороны, есть компании, руководители которых считают, что введение новшеств — это сугубо индивидуальный процесс, не поддающийся планированию и сопряженный с риском, другие полагают, что перемены неизбежны, поддаются анализу, а управление ими

— ключ к успеху в бизнесе. Вторая группа компаний выражает готовность к риску с пониманием динамики конкуренции, то есть осознает значимость 5-кривой, которая отражает зависимость между затратами и результатами, имеющими скачкообразный характер. Эти компании чувствуют приближение предела технологической кривой и необходимость срочной разработки новой технологии для нового продукта или услуги (рис.1). (см.ниже)

Нет никаких сомнений в том, что, имея большие издержки при осуществлении процесса производства нового продукта (услуги), менеджер всегда должен осознавать возможность пересмотра хода реализации этого процесса, поставив перед собой цель радикально его изменить с учетом потенциальных возможностей действующего процесса, что позволит увеличить потребительскую ценность продукта (услуги) (рис.2). (см. ниже)

Рис. 1. Этапы развития технологий

н

Ч

И

К

Ч

4

5 Н

и

в

£

Рис. 2. Совершенствования, способствующие развитию нового продукта

Так, Г. Форд в своей книге писал: «Жизнь — это путешествие, надо все время бодрствовать; если человек начинает думать, значит, нашел свой метод . надо разобраться в себе, нововведение

— плод усилий выдающейся личности . оно достояние рынка . экономический феномен, логика которого описывается на графике с помощью 5-кривой

- это анализ, который показывает, как

глубоки изменения, когда они произойдут. Без такой информации о технологии, организации не способны обновляться . полагают, что прошлое будет повторяться, . не осознают, как быстро время обесценит их продукцию и сотрудников». [2]

П. Друкер в своей статье «Век разрыва непрерывности» отметил, что частота разрывов возрастает, определяя успех одних и потери других из-за появления новых технологий для разработки новых продуктов.

На современном этапе мировое общество находится в эре появления новых наук: биотехнологии, биоинженерии и молекулярной инженерии (управление атомами внутри молекул). Эти науки являются феноменами создания новых форм материй — начала пятой кондратьевской волны.

Сегодня все отрасли промышленности испытывают на себе технологические изменения, предвещающие скорый подход к пределу существующих технологий, который требует взаимодействия ученых и всех производственных подразделений организаций в целях осуществления революционных изменений во всех производственных процессах.

Фактически можно говорить о наступлении века инновационного маркетинга, ознаменованного появлением

анализа управления разрывами новационных технологий с применением 5-кривых как инструмента прогнозирования наступления новых пределов технологий.

Новейшие технологии стали объектом инновационно-стратегического

управления, с применением ноострате-гического подхода в условиях непрерывных технических изменений и разрывных сдвигов. Весь комплекс управленческих функций переходит на уровень управления новационными подходами прогнозирования новых технологий.

Практика передовых компаний развитых стран доказывает архизначимость знания пределов для технологии: умение предвидеть момент приближения технологического разрыва или зрелость технологии предопределяет успех и лидерство в бизнесе.

Представляется, что на практике службы сервиса и маркетинга обязаны осознавать и улавливать потенциальные изменения в потребительских предпочтениях клиентов и новых явлениях на рынке. Качество продукта для клиента должно превышать его ожидания при:

■ эффективной помощи;

■ неожиданных условиях гарантий;

■ предложении новинок в услугах (рис.3).

Наука доказывает, что на практике нужно применять новационные знания, способствующие выходу за ближайшие ограничения, предопределяющие преодоление технологического предела.

Р. Фостер в своей книге «Обновление производства» на множестве примеров практических действий компаний показывает, что рост затрат увеличивается при разработке нового поколения технологий, то есть чем круче 5-кривая, тем результативнее процесс. Однако

возникает вопрос: нет ли другого пути удовлетворения новых потребностей клиента? [3]

Теория анализа 5-кривых подтверждает, что на практике кривые неизменно находятся друг к другу относительно параллельно, а промежуток между ними — «разрыв» — показывает, что прежнюю технологию заменит новая, что фактически говорит о постоянном существовании конкурирующей технологии (рис.4).

Рис. 4. Технологические разрывы

На практике в любой деятельности организации при обновлении продукции и технологии издержки увеличиваются, а результативность и эффективность вступают в противоречие из-за отвлечения ресурсов из других производственных подразделений. Появляется элемент самофинансирования и самоокупаемости при выборе инновационного пути развития, который предопределяет момент увеличения эффективности в разы, выход на крутую правильную 5-кривую с преодолением технологического разрыва, что обеспечивает приращение новых знаний при анализе выявления следующего предела технологии.

Современная жесткая конкуренция предопределяет поведение компаний-лидеров в точке технологического раз-

Затраты

рыва: лидер сохраняет ведущие позиции на рынке, но величина его сегмента сокращается (пример ООО «КЗ «РСМ» — выпуск модели комбайна «ЛСЯОБ 530»). Однако также всегда необходимо учитывать фактор ценовой конкуренции.

Все вышесказанное подтверждает, что происходит циклическая смена технологий в процессе производства продуктов и оказания услуг клиенту, которая заставляет руководителей искать новые методы раннего опознавания точек предела технологий, что предопределяет использование более эффективного процесса изготовления нового изделия по конкурентоспособной цене.

Однако практика ведения бизнеса различными компаниями и организациями показывает, что абсолютно всем

организациям бывает очень трудно приостановить процесс использования старой технологии и перейти на новую. Это обусловлено рядом факторов, в частности, часть работников теряет работу, другая — находится в стрессовом состоянии, пока не адаптируется к новым условиям. Такие радикальные изменения требуют пересмотра культуры, навыков, традиций, нового интеллекта и новых знаний, дающих новое понимание философии бизнеса сотрудниками. Можно утверждать, что технология является элементом культуры организации, они отождествляют и дополняют друг друга.

Процесс изменений - это поиск новационных идей, которые и предопределяют нестандартные, рисковые управленческие решения, стимулирующие гуманную культуру труда с новыми ценностями, гибкую тактику новационных технико-технологических прорывов на базе новых виртуальных моделей управления организациями. [4]

Становится очевидным, что в деятельности организации при возникновении технологических разрывов необходима всеобщая переквалификация работников. Это требует от руководителей предвидения появления такой ситуации, которая вызывает как изменение стратегии, так и изменение организационной структуры.

При таком подходе самое главное

- точно понимать необходимость в изменениях, чтобы идти по новому пути, предвидя будущие запросы клиентов и непрерывно анализируя рынок, чтобы отслеживать действия конкурентов с учетом запросов отдельных категорий потребителей. Специалисты по маркетингу должны знать рыночные тенденции спроса в будущем, а технические специалисты - предвидеть пределы технологий организации, чтобы процесс производства нового продукта или услуги был высокоэффективным и конкурентоспособным на сегменте рынка.

Именно экономические ситуации объясняют быстрые изменения на сегменте рынка, что и предопределяет переход на новую технологию, момент которого надо уметь улавливать. Тогда сегментация рынка обеспечит увеличение прибыли и подтвердит значимость нужной тактики с использованием свойств 5-кривой для проведения непрерывных технико-технологических изменений в бизнес-процессе при наличии новых знаний у сотрудников.

Итак, научное понимание технологии — это понимание будущих запросов потребителей, то есть умение осознавать, что именно нужно изменять в технологии, чтобы удовлетворить различные предпочтения клиентов, как преодолеть разрыв между нынешним состоянием технологии и конечным пределом.

Вышесказанное предопределяет необходимость новых технологических разработок, оценки эффективного варианта запуска новационной технологии для нового продукта или услуги.

Успех любой организации в бизнесе определяется новой философией бизнеса, стратегия которого направлена на партнерские отношения с клиентами, поставщиками и обеспечивает деятельность самообучающейся организации при постоянном совершенствовании работы компании, лидерство, культуру бизнеса на основе понимания людей и их мотивации. [1]

Таким образом, возрастание значения человеческого фактора в экономике предопределяет наличие у менеджера человеческого информационного минимума для подготовки базовых че-ловековедческих технологий, являю-

щихся основой управленческой гумани-тарологии. В то же время новационная культура при решении задач социального управления предприятием является матрицей общечеловеческих требований к его гуманизации с восстановлением духовных ценностей, то есть создает

предпосылки появления новых моделей с новационным вниманием к социальным носителям инновационного потенциала.

Отечественная экономическая наука пытается определить наиболее вероятные направления нового экономического развития страны. Пойдет ли стратегическое развитие по постиндустриальному пути, или, предопределив новые тенденции в мировых экономических процессах, страна реализует цивилизованную инновационную модель российской экономики XXI века.

Зарождение инновационной модели, которая основывается на новационных прорывах в межсистемных элементах, возможно при формировании интеграционных альянсов в смешанной экономике, способствующих созданию субъектов транснационального общения на инновационной основе. При таком понимании процесса логистики изменений становится необходимым поиск закономерностей и выявление специфики формирования инновационного уровня социально-экономических отношений в рамках новейшей модели цивилизованного развития России.

Библиографический список

1.0вчаренко Г.В. Рыночная модель управления инновациями. Ростов н/Д. Изд-во СКНЦ ВШ.2004. С. 25.

2.Форд Г., Файоль А., Эмерсон Г. Управление - это наука и искусство. М., Изд-во «Республика». 1992. С. 317.

3.Фостер Р. Обновление производства. М., Прогресс. 1987.

4.0вчаренко Г.В., Алуханян А.А. Управление инновациями. Учебное пособие для вузов\ РГАСХМ, Ростов н/Д, 2003, С. 47.

Bibliographical list

l.Ovcharenko G.V. Market model of innovation management. Rostov-on-Don, NSCS, 2004. p. 25.

2.Ford G., Fayol A., Emerson G. Management is a science and a skill., Republica, 1992, p. 317.

3.Foster R. Production improvement. М., Progress, 1987.

4.0vcharenko G.V., Alukhanyan A.A. Innovation management. RSAEA, Rostov-on-Don, 2003, p. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.