Научная статья на тему 'Управление изменениями – умение улавливать технологические разрывы'

Управление изменениями – умение улавливать технологические разрывы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчаренко Г. В.

В век глобализации развитие научно-технического прогресса носит взрывной характер, и поэтому все отрасли промышленности вынуждены приспосабливаться к изменениям внешней среды, осуществлять ноостратегический выбор в области применения технологии сохранять прежнюю или переходить на новую. Совершенно очевидно, что топ-менеджерам необходимо уметь оценить существующую технологию с помощью S-кривой, определить время перехода на новую для более эффективного протекания технологического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление изменениями – умение улавливать технологические разрывы»

Однако надо отметить слабую интеграцию производства с наукой, которая, в основном, обеспечивается своими силами за счет внутренних ресурсов организации.

Технологические инновации предопределили необходимые изменения в организации управления инновациями, обновления всей системы подготовки рабочей силы и повышения уровня человеческих ценностей, которые требуют применения нового механизма гибкой мотивации, новой интегрированной системы стимулирования. Иначе говоря, в философии бизнеса происходит переход от техноцентризма к пониманию приоритетности интеллекта человека: его знаниям, квалификации и ценностям - формируется новая модель развития и использования человеческих ресурсов - экономика для человека. Появляется необходимость новационного переосмысливания практики организации бизнеса (деятельности), системы занятости, новых методов обучения и переподготовки, выработки гибких стратегий, на базе новых социо-технических подходов, форм и методов управления человеческими ресурсами.

Технология для человека становится выражением производственной культуры, переходящей в корпоративную, а при наличии инновационного климата и творческой деятельности ^ в организации на уровень инновационной культуры. .о

В связи с этим в различных фирмах проявляется движение к новой модели взаимодейс- о твия различных форм компьютеризации и гуманизации технологии производства, что спо- ® собствуют применению гибких форм ротации рабочих мест и интегрированной бригадной организации труда. ?

Один из выдающихся специалистов в области управления инновациями Дж. Козмецки ^ отмечал: «Эффективная коммерциализация инноваций и технологий - ключ к политическо- Ш му и экономическому могуществу и качеству жизни .... определяют степень процветания ... ^ общественной жизни». I-

Практика и теория подтверждают, что инновационный путь развития организации, охва-

N

тывающий циклы создания новых технологий, товаров и инновационных услуг с рациональ- □ ным использованием различных новшеств, рассматривается, как инновационно-стратеги- О

Ш

О

ческое направление преодоления экономических и социальных проблем в стране. Все это предопределяет преодоление кризисных ситуаций, нестабильности в деятельности организаций, адаптирования к новым экономическим условиям с ориентацией на человека. о

си

I—

ЛИТЕРАТУРА о

1. Фостер Р. Обновление производства. М.: Прогресс, 1987. ш

I

>

0

1_

_ о

I

ОВЧАРЕНКО Г.В. ш

СО I—

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ - УМЕНИЕ УЛАВЛИВАТЬ о.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗРЫВЫ |

0

- о

1_

о

В век глобализации развитие научно-технического прогресса носит взрывной характер, о и поэтому все отрасли промышленности вынуждены приспосабливаться к изменениям вне шней среды, осуществлять ноостратегический выбор в области применения технологии - со хранять прежнюю или переходить на новую. Совершенно очевидно, что топ-менеджерам о необходимо уметь оценить существующую технологию с помощью S-кривой, определить время перехода на новую для более эффективного протекания технологического процесса. £ В. Кушлин говорит, что использование «.циклических комплексных переходов будет спо- ф собствовать появлению новых организационно-технологических парадигм функционирования производительных сил» для создания стимулирующего механизма интеграции «наука ^ производство сервис» в основном звене рыночного хозяйства. ю На практике эффективное управление технологическими разрывами определяется пре- | делом текущей технологии и своевременной организацией освоения новой технологии в £

производственном процессе при изготовлении нового продукта с качественно новым уров- 9

П)

нем маркетинга.

В производственном процессе технология и продукт тесно взаимосвязаны. Надо уметь предвидеть, как ее пределы отразятся на результатах деятельности и сбыте продукта. Однако на практике распознать появление предела не так-то легко, но если предел достигнут, движение вперед невозможно - издержки резко возрастают. Только осознание предела с использованием S-образной кривой способствует видению перехода от одной технологии к другой, именуемой технологическим разрывом на базе новационных знаний, которые скачкообразно нарастают в различных отраслях, вызывая появление новых процессов для введения новых новшеств.

Вопрос в том, когда и где произойдут различные изменения: почему лидеры проигрывают?! почему компании лидеры, задающие темп нововведений в своей отрасли, неизменно терпят неудачу?!

Многие компании лидеры в своей области внезапно лишались преимущества из-за уверенности руководителей в том, что изменения маловероятны и будут происходить медленно. qj Одновременно одни считают, что введение новшеств - это сугубо индивидуальный процесс, _о неподдающийся планированию и сопряженный с риском, другие считают, что перемены не-0 избежны, поддаются анализу, а управление ими - ключ к успеху в бизнесе. Вторая группа j компаний выражает готовность к риску с пониманием динамики конкуренции, т.е. осознает значимость S-образной кривой, которая отражает зависимость между затратами и результа-? тами, которые улучшаются скачкообразно. Эти компании чувствуют приближение предела ^ технологической кривой и необходимость срочно разрабатывать новую технологию для ноШ вого продукта или услуг.

| Ответ видится в том, что не надо делать незнакомые вещи, а необходимо уметь уловить I- передел и переключиться на новые подходы, т.е. производить продукты на стыке старых и ^ новых технологий, одновременно занимаясь поиском новшеств, повышающих конкурентос-□ пособность при технологических разрывах.

^ Нет никаких сомнений в том, что, имея большие издержки при осуществлении производства нового продукта (услуги), менеджер всегда должен осознавать возможность пересмотра хода реализации процесса, поставив перед собой цель радикально его изменить с учетом по-о тенциальных возможностей действующего процесса, что позволит увеличить потребитель-£ скую ценность продукта (услуги).

0 Так Г. Форд в своей книге писал: «Жизнь - это путешествие, надо все время бодрствовать, ш если человек начинает думать значит, нашел свой метод „.надо разобраться в себе, и что но-

1 вовведение - плод усилий выдающейся личности ... оно достояние рынка ... экономический о феномен, логика которого описывается на графике с помощью S-образной кривой - это анализ, о который показывает, как глубоки изменения, когда они произойдут. Без такой информации о ^ технологии организации не способны обновляться ... полагают, что прошлое будет повторять-£ ся, ... не осознают, как быстро время обесценит их продукцию и сотрудников» [2, с. 317].

£1 П. Друкер в своей статье «Век разрыва непрерывности» отметил, что частота разрывов < возрастает, определяя успех одних и потери других из-за появления новых технологий для о разработки новых продуктов (пример ООО «КЗ «РСМ» - Дон-1401, РСМ-081, Вектор и.т.д.). ф Сейчас мировое общество находится в эре появления новых наук: биотехнологии, биоин-о женерии и молекулярной инженерии (управление атомами внутри молекул). Эти науки явля-о ются феноменами создания новых форм материй - начала пятой кондратьевской волны. ¡2 Сегодня все отрасли промышленности испытывают на себе технологические измене-

0 ния - это подход к пределу существующих технологий, который требует взаимодействия ^ ученых и всех производственных подразделений при революционных изменениях во всех

1 производственных процессах, направленных на эконом-человека.

^ Фактически наступил век инновационного маркетинга - эра анализа управления разрывами новационных технологий с применением S-кривых как инструмента прогнозирования I появления новых пределов технологий.

ф Таким образом, новейшие технологии стали объектом инновационно-стратегического | управления, с применением ноостратегического подхода в условиях непрерывных техничес-о ких изменений и разрывных сдвигов - это эра управления организациями технологичес-9 ких разрывов, требующая радикальных изменений в структуре компании при управлении О инновационными процессами и культурой, переходящей в инновационную. Весь комплекс

управленческих функций переходит на уровень управления новационных технологических подходов с учетом прогнозирования S-кривыми будущих новых технологий.

Практика передовых компаний развитых стран показывает архизначимость знания пределов для технологии: умение предвидеть момент приближения технологического разрыва или зрелость технологии предопределяет успех и лидерство в бизнесе.

Представляется, что на практике службы сервиса и маркетинга обязаны осознавать и улавливать потенциальные изменения в потребительских предпочтениях клиентов и новых явлениях на рынке. Качество продукта для клиента должно превышать его ожидания при: эффективной помощи; неожиданных условиях гарантий; предложении новинок в услугах.

Таким путём приобретаются новые знания о том, где находятся технические пределы для принятия гибких технико-управленческих решений с целью применения новой технологии и придания новому продукту рыночной новизны.

Наука доказывает, что на практике нужно применять новационные знания, способствующие выходу за ближайшие ограничения, предопределяющие преодоление технологического

Ш

предела. ^

Р. Фостер в своей книге «Обновление производства» на множестве примеров прак- ц

(О X

тических действий компаний показывает, что рост затрат увеличивается при разработке нового поколения технологий, т.е. чем круче S-кривая, тем результативнее процесс. Однако, возникает вопрос: нет ли другого пути удовлетворения новых потребностей кли- ? ента? [3, с. 86]. 2 Теория анализа S-кривых подтверждает, что на практике кривые неизменно находятся Ш друг к другу относительно параллельно, а промежуток между ними - «разрыв» - показывает, ^ что прежнюю технологию заменит новая, что фактически говорит о постоянном существова- Ь нии конкурирующей технологии. ^ На практике в любой деятельности организации при обновлении продукции и техноло- □ гии издержки увеличиваются, а результативность и эффективность вступают в противоречие ^ из-за отвлечения ресурсов из других производственных подразделений. Появляется элемент самофинансирования и самоокупаемости при выборе инновационного пути развития,

О

который предопределяет момент увеличения эффективности в разы, выход на правильную о

S-кривую с преодолением технологического разрыва, что обеспечивает приращение новых |

знаний при анализе выявления следующего предела технологии. о

Современная жесткая конкуренция предопределяет поведение лидеров компаний в точ- ш

ке технологического разрыва: лидер сохраняет ведущие позиции на рынке, но величина его ^

сегмента сокращается (пример ООО «КЗ «РСМ» - выпуск модели комбайна «ACROS 530»). Од- q

нако, также всегда необходимо учитывать фактор ценовой конкуренции. о

Все вышесказанное подтверждает, что происходит циклическая смена технологий в про- ^

цессе производства продуктов и оказания услуг клиенту, которая заставляет руководителей £

искать новые методы раннего опознавания точек предела технологий, что предопределяет а

использование более эффективного процесса изготовления нового изделия по конкурентос- <

пособной цене. о

Однако практика ведения бизнеса различными компаниями и организациями показыва- ^

ет, что абсолютно всем организациям бывает очень трудно приостановить процесс исполь- о

зования старой технологии и перейти на новую. Это обусловлено рядом факторов, в част- о

ности часть работников теряет работу, другая - находится в стрессовом состоянии, пока не ¡2

адаптируется к новым условиям. Такое происходило и при запуске в серию модели комбайна о

«Вектор» на ООО «КЗ «РСМ». Такие радикальные изменения требуют пересмотра культуры, ^

навыков, традиций, нового интеллекта и новых знаний, дающих новое понимание философии |

бизнеса сотрудниками. ^

Технология является элементом культуры организации, они отождествляют и дополняют

друг друга. Так, запуск шестого поколения модели комбайна «ACROS 650» подтверждает выше §

сказанное, а также настоящие успехи биоинженерии. ф

Процесс изменений - это поиск новационных идей, которые и предопределяют нестан- |

дартные, рисковые управленческие решения, стимулирующие гуманную культуру труда с о

новыми ценностями, гибкую тактику новационных технико-технологических прорывов на 9

базе новых виртуальных моделей управления организациями. ^

Становится очевидным, что в деятельности организации при возникновении технологических разрывов необходима всеобщая переквалификация работников. Это требует от руководителей предвидения появления такой ситуации, которая вызывает как изменения стратегии, так и изменения организационной структуры.

При таком подходе, самое главное точно понимать необходимость в изменениях, чтобы идти по новому пути, предвидя будущие запросы клиентов и непрерывно анализируя рынок, чтобы отслеживать действия конкурентов с учетом запросов отдельных категорий потребителей. Если говорить конкретно, то специалисты по маркетингу должны знать рыночные тенденции спроса в будущем, а технические специалисты предвидеть пределы технологий организации, чтобы процесс производства нового продукта или услуги был высокоэффективным и конкурентоспособным на сегменте рынка.

Именно экономические ситуации объясняют быстрые изменения на сегменте рынка, что и предопределяет переход на новую технологию, момент которого надо уметь улавли-^ вать. Тогда сегментация рынка обеспечит увеличение прибыли и подтвердит значимость .о нужной тактики с использованием свойств S-образной кривой для проведения непрерывных о технико-технологических изменений в бизнес-процессе при наличии новых знаний у со® трудников.

Итак, научное понимание технологии - это понимание будущих запросов потребителей, ? т.е. умение осознавать, что именно нужно изменять в технологии, чтобы удовлетворить раз-^ личные предпочтения клиентов, как преодолеть разрыв между нынешним состоянием тех-Ш нологии и конечным пределом.

| Выше сказанное предопределяет необходимость новых технологических разработок, I- оценки эффективного варианта запуска новационной технологии для нового продукта или ^ услуги.

□ Успех любой организации в бизнесе определяется новой философией бизнеса, стратегия ^ которого направлена на партнерские отношения с клиентами, поставщиками и обеспечивает деятельность самообучающейся организации при постоянном совершенствовании работы компании, лидерство, культуру бизнеса на основе понимания людей и их мотивации [1, с. 2 55].

| Таким образом, возрастание значения человеческого фактора в экономике, предопреде-

0 ляет наличие у менеджера человеческого информационного минимума для подготовки баси зовых технологий, являющихся основой управленческой гуманитарологии. В то же время,

1 новационная культура при решении задач социального управления предприятием, является о матрицей общечеловеческих требований к его гуманизации с восстановлением духовных о ценностей, то есть создает предпосылки появления новых моделей с новационным внимани-^ ем к социальным носителям инновационного потенциала.

Отечественная экономическая наука пытается определить наиболее вероятные направ-£1 ления нового экономического развития страны. Пойдет ли стратегическое развитие по пос-< тиндустриальному пути или, предопределив новые тенденции в мировых экономических о процессах, страна реализует цивилизованную инновационную модель российской экономи-£ ки XXI века.

о Зарождение инновационной модели, которая основывается на новационных прорывах в о межсистемных элементах, возможно при формировании интеграционных альянсов в смешан-¡2 ной экономике, способствующих созданию субъектов транснационального общения на иннова-

0 ционной основе. При таком понимании процесса логистики изменений становится необходи-^ мым поиск закономерностей и выявление специфики формирования инновационного уровня | социально-экономических отношений в рамках новейшей модели цивилизованного развития ^ России.

со

1 ЛИТЕРАТУРА

ф 1. Овчаренко Г.В. Рыночная модель управления инновациями. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, | 2004.

о 2. Форд Г., Файболь А., Эмерсон Г. Управление - это наука и искусство. М.: Изд-во Республика, | 1992.

^ 3. Фостер Р. Обновление производства. М.: Прогресс, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.