УДК 332.146.2
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР СТРАТЕГИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОРЫВА
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования государственной инновационной политики России как ключевого фактора стратегии технологического прорыва на современном этапе. Актуальность исследования определяется тем, что действующая система управления государственной инновационной политикой России не отвечает современным требованиям. Хозяйствующие субъекты испытывают проблемы, связанные с отсутствием стратегии государственной инновационной политики и с несовершенством экономических механизмов взаимодействия его участников.
Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационная экономика, инновационный потенциал, государственная инновационная политика, стратегия технологического прорыва.
THE STATE INNOVATIVE POLICY AS THE KEY FACTOR OF STRATEGY OF TECHNOLOGICAL BREAK
Abstract. In given article questions of formation of the state innovative policy of Russia as key factor of strategy of technological break at the present stage are considered. The research urgency is defined by that the operating control system of the state innovative policy of Russia doesn't meet modern requirements. Managing subjects have problems the strategy of the state innovative policy connected with absence and with imperfection of economic mechanisms of interaction of its participants. Keywords: an innovation, innovative process, innovative activity, innovative economy, innovative potential, the state innovative policy, strategy of technological break.
Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Она включает в себя несколько основных этапов [16]:
— разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности - осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала;
— определение основных направлений государственной поддержки инноваций;
— осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.
В инновационной политике необходимо выделить две основополагающие составляющие: стратегическую и тактическую. Стратегия государственной инновационной политики формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического и общественно-политического развития страны. Выбор стратегии инновационной политики предполагает определение основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности и принятие методов развития и использования научного потенциала, установление главных целей инновационного развития в соответствии с социально-экономическими целями. Тактика предполагает определение текущих целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с наибольшей эффективностью. Тактические средства - это финансирование исследований и проектно-конструкторских разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий для реализации мероприятий инновационного развития [15].
Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических усло-
© Филатов В .В., Рукина И.М., 2014
В.В. Филатов И.М. Рукина
Vladir Filatov Irina Rukina
вий для осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций. Стратегия как предпринимателей, так и государственных органов в фазе оживления экономического цикла, когда восстанавливается производственный потенциал на новой технологической базе, должна базироваться на следующих основополагающих принципах [18].
1. Восстановление экономики начинается с опережающего роста инвестиций (инвестиционного бума), без чего невозможно обновить основательно устаревший за годы кризиса производственный аппарат. Объем основного капитала в России на начало 2005 г. достиг 19 126 трлн руб., подавляющая часть которого безнадежно устарела, непригодна для производства конкурентоспособных товаров и услуг. Пока не начался рост инвестиций, нет оснований говорить о переходе к фазе оживления.
2. Инвестиционный бум опирается на волну базисных и улучшающих инноваций. Нецелесообразно вкладывать инвестиции в продление жизни устаревших технологий. Конкурентоспособность товара определяется его новизной и ценой, которая зависит от издержек производства. Оба этих фактора находятся под решающим воздействием инноваций. Инновации преодолевают депрессию, являются ключом к оживлению и подъему экономики - такова общая закономерность экономической динамики.
3. Технологический прорыв обычно начинает малый и средний бизнес, затем его успехи перехватываются и реализуются крупным бизнесом. Малые организации меньше скованы инерцией, более чутко реагируют на инновации, склонны к риску, к прорыву на новые рынки. Они устремляются к венчурным (рисковым) программам, многие из них гибнут как разведчики будущего, но те, кто достиг успеха, осваивают новые рыночные ниши, получают высокие прибыли. По оценкам американских экспертов, прибыльность венчурного капитала в США вдвое выше средней.
4. Крупномасштабное освоение базисных инноваций невозможно без прямой и косвенной поддержки государства. Базисные инновации - освоение новых поколений техники и технологии -связаны с крупными инвестициями, не сразу дающими отдачу, со значительным риском, носят межотраслевой характер.
Первоначальные издержки освоения принципиально новой техники и технологии высоки; если их возложить на покупателя, рынок для таких товаров будет закрыт, на производителя - он понесет крупные убытки, товар не появится на рынке; нужен компенсационный механизм, прямые вложения части инвестиций государством, освобождение на время от налогов: со временем затраты перекроются доходом при увеличении выпуска и быстром снижении издержек производства, реализующего базисные и сопровождающие их улучшающие инновации. Однако пока государственная поддержка инноваций в России слишком мала: 77 % затрат на инновации в промышленности составляют средства организаций; 4 % - это средства федерального бюджета, 2 % - средства бюджетов территории. Налоговые льготы для инновационных организаций широко применяются в развитых странах, но их практически нет в России. Исходя из приведенных выше принципов, основные положения инновационно-инвестиционной стратегии организаций, инвесторов и государства представляются нам в следующем виде [13].
1. Центры формирования прибыли в экономической стратегии необходимо перенести на базисные инновации, на подготовку и реализацию технологического прорыва в тех узких сферах, где есть предпосылки для освоения рыночных ниш, производства товаров и услуг, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках. В первую очередь это относится к программам, реализующим достижения отечественной фундаментальной науки и передовые конверсионные технологии.
2. Исходя из указанного выше технологического критерия и стандартного для рыночной экономики критерия рентабельности, для окупаемости инвестиций формируется портфель инновацион-
ных программ, подлежащих первоочередному освоению на федеральном, региональном, межрегиональном, межгосударственном уровнях. Хотя финансово-экономическая обстановка пока неблагоприятна для крупномасштабного прорыва, но нужно заблаговременно готовиться к нему, набирать опыт успешной реализации инновационных программ.
3. Представляется целесообразным объединение наиболее перспективных инновационных программ в федеральную инновационную программу, утверждаемую наряду с федеральными научно-технической и инвестиционной программами и служащую связующим звеном между ними. Федеральная инновационная программа позволит открыть дорогу для реализации наиболее эффективных научно-технических достижений и повысить инновационный уровень инвестиций. В расходной части федерального бюджета можно бы выделить специальную статью «Инновации и инновационная деятельность», за счет которой осуществлялось бы долевое (с привлечением частного и иностранного капитала) финансирование федеральной инновационной программы и поддерживался малый и средний инновационный базис. На финансирование базисных инноваций стоило бы направлять значительную часть бюджета развития. Аналогичные программы нужно иметь и на региональном уровне, а со временем - и в рамках СНГ [12].
4. Потребуется поиск эффективных целевых организационных форм (институциональных структур) для осуществления инновационных программ. В развитых странах для этого активно используются венчурные фонды. В них концентрируются средства крупных корпораций, банков, страховых компаний, государственных органов, отбираются перспективные инновационные программы и для их осуществления выделяются прямые инвестиции (при участии венчурного фонда в управлении реализацией программы). В России накапливается практический опыт функционирования зарубежных и отечественных венчурных фондов. Под эгидой ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) создано более 11 региональных венчурных фондов с объявленным капиталом 520 млн долл., однако они пока в малой мере поддерживают инновационные проекты [14]. Венчурный фонд создан в Чувашской республике. Администрации Новгородской области, Валдайского района и Российская финансовая корпорация создали Валдайский венчурный фонд для реализации программы формирования рекреационно-производственного комплекса. Венчурный альянс создан Мосбизнесбанком, также сформирован венчурный фонд «Россинновация». Можно ожидать, что в ближайшее время пройдет волна формирования региональных и специализированных инновационно-венчурных фондов. Было бы целесообразно создать аналогичный фонд на федеральном уровне для поддержки государственной инновационной программы и методологической помощи региональным, специализированным и международным венчурным фондам [11].
5. Актуальной задачей является правовое обеспечение инновационной деятельности. До сих пор практически нет ни одного эффективного и действенного федерального закона, регулирующего эту важнейшую и сложнейшую сферу хозяйственной деятельности. По заказу Министерства экономического развития торговли России Международный фонд Н.Д. Кондратьева и Институт микроэкономики подготовили проект Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» (аналогичный проект подготовлен в Совете Федерации). Проект прошел ряд обсуждений, одобрен коллегией Минэкономики и подготовлен к представлению в Правительство России; затем он был внесен на рассмотрение в Государственную Думу. Законодательные акты, регулирующие инновационный процесс, разрабатываются и принимаются субъектами Российской Федерации. Можно ожидать, что в ближайшие годы будет заполнена ниша в правовом регулировании инновационной деятельности; это будет способствовать ее активизации, повышению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг [2].
6. Немаловажным фактором реализации стратегии технологического прорыва является формирование профессионального инновационного менеджмента. Не секрет, что практических профес-
сиональных менеджеров, способных эффективно и профессионально осуществлять менеджмент разработкой и реализацией инновационных программ, сейчас в России очень мало. Прежние знания и навыки, обретенные в условиях централизованной плановой экономики, не срабатывают в условиях рыночной экономики, находящейся в чередующихся волнах затяжного экономического кризиса. Подготовка специалистов в области инновационного менеджмента ведется формальным образом, лишь в последнее время наметился поворот в сторону практики и реальных проектных изысканий. Подготовку и повышение квалификации менеджеров инновационных программ необходимо многократно расширить. Следует использовать для этого реализуемую в соответствии с Указом Президента РФ программу подготовки и зарубежной стажировки менеджеров, уделяя при этом значительное внимание освоению и адаптации в российских условиях зарубежного опыта инновационного менеджмента, доработке бизнес-планов и поиску партнеров по инновационным программам [17].
От того, в какие сроки и в каком масштабе удастся разработать и реализовать инновационную стратегию технологического прорыва, в решающей степени зависит будущее России, ее место в мировом технологическом и экономическом пространстве: вернется ли она в число лидеров мирового научно-технического прогресса или надолго отодвинется на его периферию, сохранив за собой положение обширного рынка сбыта высокотехнологичных изделий зарубежных фирм и транснациональных корпораций [9]. Стратегический выбор - за менеджерами предприятий, банков, фондов, научных организаций, за государственными служащими разных рангов. Венчурный капитал играет ключевую роль в осуществлении технологического переворота, в становлении технологической базы постиндустриального общества. Каковы главные черты этого переворота и механизма его осуществления в рыночной экономике?
Технологическая гуманизация и экологизация современного производства требует коренного обновления производственного аппарата, постепенной замены индустриальных технических систем постиндустриальными. В последней четверти XX в. наблюдается высочайшая волна базисных инноваций, которая в начале следующего века охватит весь мир и преобразит облик мирового общества и России в том числе. Генетическое ядро нового технологического способа производства - микроэкономика, биотехнология, информатика. Идет процесс демилитаризации технического прогресса, опережающими темпами развиваются бытовая радиоэлектроника, космические средства связи, малоотходные и безотходные технологии переработки природного сырья, уменьшающие угрозу глобальной экологической катастрофы. На межгосударственной основе осуществляются меры по ограничению и частичному уничтожению оружия массового поражения. Технологический переворот создает предпосылки для повышения благосостояния и улучшения качества жизни населения в каждой стране и во всем мире [3].
Технологический переворот носит глобальный характер. Наблюдается тенденция глобализации прогресса науки и технологий, расширения международного сотрудничества в области инноваций. Новые технические системы наиболее эффективны при крупных масштабах технологического рынка, выходящего за пределы национальных границ. Рынок макротехнологий в 2006 г. оценивался в 22,6 млрд долл. США (в том числе новые материалы - 7 млрд; технологии добычи и переработки нефти - 6,4 млрд; авиакосмические технологии - 4,9 млрд) [1]. Это наиболее быстро развивающийся рынок. Предполагается, что к 2015 г. рынок макротехнологий увеличится более чем на 94-98 млрд. долл. - более чем в четыре раза. Только на основе высоких технологий можно обеспечить преодоление экономической отсталости и бедности во многих развивающихся странах. Это доказывает опыт новых индустриальных стран Азии и Китая, где за последние пять лет производство ВВП на душу населения увеличилось более чем на 42 и 81 % соответственно [4].
Международное технологическое и инновационное сотрудничество, крупномасштабная передача высоких технологий развивающимся странам являются основой партнерства локальных цивили-
заций в постиндустриальном обществе, реальной альтернативой перспективе столкновения цивилизаций и управлению развитием научно-техническим прогрессом [1]. Биотехнологическая революция открывает новые перспективы для решения продовольственной проблемы, хотя и порождает новые противоречия, которые могут быть решены лишь на основе международного инновационного сотрудничества и партнерства локальных цивилизаций.
Пионерами технологического переворота являются малые и средние инновационные организации. Крупные компании, обремененные значительным основным капиталом и сложившимся рынком, мало склонны к базисным инновациям и связанным с ним риском. Малый и средний бизнес менее инерционен, более чуток к изменениям рыночной конъюнктуры и инновациям, склонен к риску. Поэтому обычно он выступает в качестве разведчика на вновь формирующихся рынках. Транснациональные корпорации, в свою очередь, осуществляют в крупных масштабах распространение базисных инноваций, обновление основного капитала, наполнение новых высокотехнологичных рынков. Особенно возрастает роль малого и среднего инновационного бизнеса в периоды технологического переворота, становления нового кондратьевского цикла. Именно в такой период вступили развитые страны (а вслед за ним развивающиеся и постсоциалистические страны) в последние десятилетия XX в. [5].
Наиболее эффективной формой трансфера технологий, поддержки малого и среднего инновационного бизнеса является венчурный капитал. Малые и средние организации обычно не располагают достаточным собственным капиталом и залоговым имуществом, чтобы осуществлять базисные инновации. Часто они не имеют и необходимого коммерческого опыта для прорыва на новые рынки, беспомощны перед сильными конкурентами. Создание венчурных фондов, в которых аккумулируются деньги банков, крупных фирм, страховых компаний, центральных и местных бюджетов, дает возможность создать специализированный сегмент высокотехнологичного рынка, на котором авторы новых перспективных технологий могут получать на льготных условиях прямые инвестиции на реализацию инновационной программы (при участии фонда в управлении его реализацией) [10]. Венчурный капитал охватывает разные стадии инновационного процесса - от доработки и подготовки к освоению плодотворной исследовательской идеи до расширения участия в новом сегменте рынка и продажи акций организации, успешно освоившую свою нишу, чтобы капитал вернулся в фонд и мог быть направлен на поддержку новых инноваций. Как показывает опыт США, несмотря на банкротство многих венчурных организаций, норма прибыли по венчурному капиталу примерно вдвое выше средней нормы по всему капиталу. Поэтому венчурный капитал получил широкое распространение во многих странах в последние десятилетия, стал эффективным инструментом технологического переворота, освоения и распространения базисных инноваций [5].
Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования. Прямые методы государственного регулирования инновационным процессом осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой [6]. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений - договоров между заказчиками и
подрядчиками. В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции [7].
В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий (фирм, корпораций) в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании фундаментальных и поисковых исследований. В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов у промышленных фирм и предприятий, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи [8].
В государственном регулировании инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы. Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной политики, нацелены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности. Состав, структура и содержание косвенных методов государственного регулирования инновационных процессов достаточно разнообразны. К косвенным методам следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление в освобождении от налогообложения той части прибыли предприятий и организаций, которая направляется на проведение перспективных инновационных разработок, создание научно-технического задела; в исключении валютных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полученных от реализации научно-технической (инновационной) продукции и направленных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов; в снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организаций; в уменьшении в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств. Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т.е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.
Итак, на основании изложенного выше следует, что освоение базисных инноваций, осуществление технологического переворота является общегосударственной задачей, обеспечивающей конкурентоспособность экономики в быстро меняющемся мире. Поэтому необходима государственная поддержка трансфера технологий, венчурного капитала, малого и среднего инновационного бизнеса. Такая поддержка практически осуществляется во многих странах и включает следующие основные формы:
— законодательное регулирование инновационной деятельности, трансфера технологий, малого и среднего бизнеса, создание благоприятного инновационного климата. В некоторых странах приняты законодательные акты, определяющие правила игры на инновационном рынке, способствующие притоку на него частных инвестиций, охраняющие интеллектуальную собственность;
— определение долгосрочной стратегии технологического развития, инновационных приоритетов, разработку инновационных программ, пользующихся государственной поддержкой;
— прямое участие государства в финансировании приоритетных инновационных программ, конверсии военных технологий;
— содействие формированию инновационно-венчурных фондов для финансирования проектов малого и среднего инновационного бизнеса, вложение бюджетных средств в эти фонды;
— налоговые и таможенные льготы для трансфера технологий, инвесторов инновационных программ;
— дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса, создание государственных фондов поддержки малого предпринимательства;
— содействие развитию инновационной инфраструктуры - технопарков, технологических инкубаторов, центров трансфера технологий, инновационных центров, банков данных по инновациям;
— организацию обучения инновационных менеджеров, подготовки и повышения квалификации персонала для реализации инновационных программ и развития инновационной инфраструктуры;
— содействие развитию международного сотрудничества в области инноваций и трансфера технологий, защиту интеллектуальной собственности и интересов участников инновационной деятельности.
Венчурный капитал и трансфер технологий приобретают первостепенное значение в современной экономике России и других стран с переходной экономикой. Во-первых, только на основе крупномасштабного освоения высоких технологий современного пятого технологического уклада возможно повысить конкурентоспособность отечественной продукции, восстановить утраченные позиции на внутреннем рынке, обеспечить рабочие места и получить необходимые ресурсы для инвестиций и инноваций. Во-вторых, трансфер технологий от одного из наиболее сильных в мире военно-промышленного комплекса России в гражданские отрасли позволит сохранять мощный научно-технический потенциал и эффективно его использовать для производства конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешних рынках. В-третьих, развитие малого инновационного бизнеса и инновационной инфраструктуры поможет повысить занятость и доходы ученых, инженеров, квалифицированных рабочих - главной движущей силы освоения технологий постиндустриального типа. В-четвертых, освоение базисных инноваций и трансфера технологий поможет сохранить единое технологическое пространство в рамках СНГ (доля СНГ в мировом экспорте упала с 1985 по 1995 г. вдвое, а в области машиностроения - еще больше).
Однако нужно признать, что работа по государственной поддержке трансфера технологий и венчурного капитала не приобрела необходимого размаха ни на федеральном уровне, ни в регионах. Это тормозит переход от депрессии к оживлению экономики, восстановление утраченных позиций на внутреннем и внешнем рынках. Большое значение в преодолении отставания в этой сфере имеет развитие сотрудничества как со странами Запада, так и странами Азиатского региона. Активизация международного сотрудничества в инновационной сфере способствовала бы ускорению становления постиндустриального общества во всех странах, сближению уровня развития богатых и бедных стран, решению глобальных экологических и иных проблем, которые стоят перед человечеством на рубеже третьего тысячелетия.
Библиографический список
1. Рукина И.М. Управление научно-техническим прогрессом: монография / И.М. Рукина. - ЦНТБ Пищевой промышленности, 2009. - 61 с.
2. Рукина И.М. Перспективы развития инновационных разработок в современной России на примере Москвы // Сб. докладов IV научно-практической конференции «Московская наука: проблемы и перспективы». -Москва, 12 мая 2003 г. - С. 126-137.
3. Рукина И.М. Роль нематериальных активов в глобальной конкуренции: антология «Интеллектуальный статус России» том VII - клуб «Реалисты». - М.: Московская типография № 2, 2011. - С. 426
4. Рукина И.М., Филатов В.В. Роль интеллектуальной собственности и нематериальных активов в управлении инновационной экономикой на современном этапе // Качество. Инновации. Образование. - 2012. -№ 10. - С. 22-29.
5. Рукина И.М., Филатов В.В. Роль инновационного управления в развитии экономики знания // Качество. Инновации. Образование. - 2012. - № 12. - С. 32-39.
6. Рукина И.М., Филатов В.В. Интеллектуальный капитал как инновационный ресурс экономики знаний // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 12. - С. 18-27.
7. Рукина И.М., Филатов В.В. Управление интеллектуальной собственностью в инновационных процессах // Право интеллектуальной собственности. - 2012. - № 11. - С. 31-39.
8. Рукина И.М., Филатов В.В. Управление оценкой интеллектуальной собственности в инновационной экономике // Право интеллектуальной собственности. - 2012. - № 12. - С. 34-41.
9. Филатов В.В. Актуальные вопросы управления инновационной деятельностью предпринимательских ассоциаций и стратегических альянсов в условиях нарастающей глобализации // Качество. Инновации. Образование. - 2012. - № 5. - С. 32-41.
10. Филатов В.В. Организация и развитие бизнес-инкубаторов в России в инновационной экономике // Материалы международной научно-практической конференции «Инновации и научные исследования, а также их применение на практике // Innowacje i badania naukowe, jak röwniez ich zastosowanie w praktyce. - Bap-niaBa/Warszawa, Польша/Poland: Diamond trading tour, 2012. - С. 19-23.
11. Филатов В.В. Проблемы развития механизмов венчурного финансирования в России // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемные аспекты, пути решения в современной науке / Problematyczne aspekty i rozwi^zania we wspölczesnej nauce. - Краков/Kraköw, Польша/Poland: Diamond trading tour, 2012. - С. 89-93.
12. Филатов В.В. Государственные планы инновационной политики Российской Федерации на современной этапе // Материалы международной научно-практической конференции «Достижения в науке. Новые взгляды, проблемы, инновации / Postçpow w nauce. Nowe pogl^dy, problemy, innowacje. - Лодзь/Lödz, Польша/Poland: Diamond trading tour, 2012. - С. 12-17.
13. Филатов В.В. Управление инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов РФ, инновационными инфраструктурами и экономическим развитием региональных систем: монография. - ЦНТБ Пищевой промышленности, 2008. - 481 с.
14. Филатов В.В. Управление венчурным капиталом, инновационным предпринимательством и трансфером инновационных технологий в региональных экономических системах РФ: монография/В .В. Филатов. -ЦНТБ Пищевой промышленности, 2009. - 510 с.
15. Филатов В.В. Региональные аспекты управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов СНГ в условиях экономической нестабильности: монография/В .В. Филатов. - ЦНТБ Пищевой промышленности, 2010. - 481 с.
16. Филатов В.В. Управление государственной инновационной политикой РФ с учетом влияния глобализации на структурную экономику России на современном этапе: монография/В .В. Филатов. - ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011. - 392 с.
17. Филатов В.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие с тестовыми заданиями с грифом УМО / В.В. Филатов [и др.]. - ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011. - 479 с.
18. Филатов В.В. Региональные проблемы формирования и развития инновационной экономики РФ в условиях экономической нестабильности // Вестник Российской академии естественных наук. - С. 73-80.