Государственно-правовые механизмы институционализации системы повышения финансовой грамотности в Российской Федерации: пути повышения эффективности
Кузнецов Олег Васильевич
профессор, Первый проректор по взаимодействию с органами власти и региональному развитию, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, [email protected]
Иванов Анатолий Викторович
профессор, главный специалист Центра инновационных программ Высшей школы государственного управления, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, [email protected]
Шевалкин Игорь Сергеевич
профессор, Директор Высшей школы государственного управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, [email protected]
Родионова Марина Евгеньевна
доцент, Департамент социологии, истории и философии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, [email protected]
В статье производится уточнение понятия и сущности государственно-правовых механизмов, которые задействованы в процессе институционализации системы финансовой грамотности в Российской Федерации. Излагаются выводы об эффективности административно-правового регулирования деятельности по формированию финансовых компетенций у населения. Также представлены меры по совершенствованию организационно-правовых основ и развитию обучающей инфраструктуры в этой сфере, предлагаются пути развития программно-целевых инструментов развития институтов обучения различных категорий граждан. Также обоснована необходимость более полного использования в этих целях научно-образовательного потенциала высших учебных заведений.
Ключевые слова: государственно-правовые механизмы, инсти-туционализация, финансовая грамотность, правовое регулирование, программно-целевые средства.
X
2
о
о сч
сч Статья подготовлена по результатам исследований, выпол-^ ненных за счет бюджетных средств по государственному за-Й данию Финуниверситета.
В современных условиях возрастает важность анализа институциональных факторов и разработкой системы повышения эффективности государственно-правовых механизмов поддержки финансовой грамотности населения Российской Федерации в условиях цифровизации финансово-экономической конъюнктуры, расширения перечня финансовых услуг, требующих получения потребителем новых знаний о финансовых продуктах и услугах, необходимостью развития научных подходов к реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы [2] (Далее - Стратегия).
При этом под механизмом государства в юридической науке понимается структурно оформленная система средств государственного воздействия на общественные процессы. При этом в нем выделяются следующие элементы: государственные органы; публичные службы и корпорации; процедуры принятия государственных решений; ресурсное обеспечение [3, 107].
К функциям государственно-правового механизма институционализации системы финансовой грамотности населения Российской Федерации относятся: целеполагание - обеспечение определенной степени устойчивости отношений и связей в финансово-экономической сфере на основе конституционно-правового определения целей государственной политики в области развития цифрой экономики и цифровизации всех сфер жизни общества и государства; нормативность - обеспечение нормативно-правового функционального взаимодействия субъектов, объектов и институтов повышения финансовой грамотности граждан в соответствии с закрепленными полномочиями; оптимизация -обеспечение оптимального использования форм и средств деятельности по обеспечению прав и законных интересов потребителей финансовых услуг; контроль - обеспечение контроля за соблюдением конституционно-правовых норм правоотношений в сфере финансов.
Проблемы совершенствования государственно-правовых механизмов институционализации системы финансовой грамотности населения нашей стран обсуждены на конференции, проведенной Министерством финансов Российской Федерации 21-22 ноября 2019 года и онлайн-конференции Финансового университета при Правительстве Российской Федерации совместно с Национальным центром финансовой грамотности.
Во-первых, - в приоритетном порядке нуждаются в совершенствовании государственно-правовой механизм развития организационно-технологической основы поддержки эффективной практики формирования комплексных знаний и навыков различных целевых групп финансово грамотного населения, а также развития институциональной системы, направленной на повышение финансовой грамотности населения.
В этих целях предлагается рассмотреть вопрос об уточнении-содержания Стратегии в части перечня целевых групп населения, включив в них категории лиц, испытывающих трудности при реализации своих прав на финансовое образование и их защиту, а именно лиц с ограниченными возможностями, самозанятых граждан.
Кроме того, необходимы институциональные инструменты оказания бесплатной финансовой помощи, по аналогии с существующей системой бесплатной юридической помощи гражданам [4].
В их числе следующие:
- создание системы информирования, просвещения и защиты прав населения в области потребления финансовых продуктов и услуг при взаимодействии с кредитно-финансовыми учреждениями; важно предусмотреть государственные механизмы реализации такой системы на законодательном уровне, а также поддержку негосударственных ее институтов со стороны государства;
- разработка мероприятий на основе системного подхода по обучению населения по проблематике экономики и финансов и формированию необходимых знаний и компетенций в рамках национальных проектов «Цифровая экономика», «Образование», «Культура», «Демография» [1].
В качестве системных мер, направленных на повышение осведомленности различных групп граждан по проблематике экономики и финансов целесообразно предложить следующие:
- повышение интереса граждан к получению новых знаний и навыков в области экономики и финансов, осознание важности и практической пользы для личного и семейного финансового благополучия, формирование чувства личной ответственности за свое финансовое благосостояние;
- информирование населения о новых инструментах: блокчейн, криптовалюта, инвестиционный портфель для разных социальных групп электронные деньги и их возможности и т.д.;
- основные способы противодействия мошенничеству и мисселингу на рынке финансовых услуг;
- информирование населения об основных положениях и изменениях пенсионного законодательства, порядке наступления и реализации пенсионных прав, расчета пенсий в системе обязательного пенсионного страхования.
С целью надлежащей регламентации взаимодействия субъектов, участвующих в реализации мероприятий по формированию знаний и компетенций граждан в области экономики и финансов целесообразна разработка и нормативное закрепление методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации и утверждение типовой
формы Соглашений, заключаемых федеральными и региональными органами исполнительной власти, которые определяют порядок взаимодействия с Центральным Банком России и его территориальными подразделениями, профсоюзами, бизнес-сообществом и другими организациями по вопросам повышения финансовой грамотности различных категорий населения.
Во-вторых, - целесообразна государственно-правовая поддержка мер расширения инфраструктурной обеспеченности федеральных и региональных методических центров, предусмотренных документами стратегического планирования.
В этой связи необходимо уточнить нормы правового статуса, профессионального соответствия, сертификации и мер стимулирования финансовых консультантов в системе федеральных и региональных консультационно-методических центров, развития их организационно-технической, методической, информационной-аналитической и целевой финансовой поддержки, в том числе и с использованием механизмов государственно-частного партнёрства.
Необходимость требует выполнения следующих мер, а именно:
- продолжить работу по подготовке финансовых консультантов для повышения финансовой грамотности взрослого населения на основе уточненных знаний и компетенций,обусловленных изменением российского законодательства и принятием нормативных правовых актов по вопросам обеспечения национальной безопасности и стратегического развития;
- совершенствовать механизмы привлечения финансовых консультантов на проводимые Министерством финансов Российской Федерации ежегодные мероприятия: «Недели по финансовой грамотности», «Недели сбережений», а также проведение в этот период Всероссийского форума финансовых консультантов;
- в рамках создания типовых региональных программ по повышению финансовой грамотности предусмотреть инструменты финансовой поддержки сети региональных консультационно-методических центров, в том числе с использованием государственно-частного партнёрства;
- нормативно закрепить меры по нематериальному стимулированию финансовых консультантов, проведение всероссийского конкурса «Лучший консультант-методист по финансовой грамотности», а также разработки и адаптации системы мотивации для лучших региональных консультационно-методических центров;
- усилить контроль за уровнем компетентности финансовых консультантов посредством включения их в реестр финансовых консультантов, которые ежегодно проходят квалификационное тестирование, возложив данную меру на Федеральный консультационно-методический центр Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
В-третьих, - необходимо развитие механизмов государственного контроля за выполнением про-
5
-о
-С
гп
о
а
Н
А У
т; А
X <¡2 о
0 сч сч
01
граммно-целевых параметров институционализа-ции системы повышения финансовой грамотности населения. В частности, должны быть усовершенствованы инструменты контроля и мониторинга состояния финансовой грамотности целевых групп населения на основе учета базовых индикаторов, утвержденных в документах стратегического планирования.
С этой целью необходимо:
- оптимизировать систему оценки эффективности Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации», включив в перечень ее показателей: а) показатели, отражающие влияние проекта на финансовое поведение целевых групп населения; б) показатели, отражающие количество и качество вовлечения и уровень участия в проекте целевых групп; в) показатели, оценивающие эффективность институтов повышения финансовой грамотности;
- разработать методику анализа официальной статистики, позволяющей строить прогноз изменений финансового поведения населения и востребованности тех или иных финансовых инструментов с целью оперативного учета данной информации в работе финансовых консультантов, а также учета влияния структуры денежных доходов и экономических ожиданий населения на их финансовое поведение и востребованность знаний по финансовой грамотности;
- дополнить текст Стратегии в случае ее конкретизации и дополнения понятием финансовой культуры и ссылками на этот факт в разделах, посвященных финансовому поведению населения, а также рискам, способным негативно отразиться на реализации Стратегии.
Кроме того, разработка программы повышения экономической культуры населения, включающей, на первом этапе, исследование ее элементов, которые влияют на финансовое поведение и востребованность знаний и навыков в области финансов, может быть важна для учета влияния сложившихся в обществе культурных традиций на финансовое поведение и результативность обучения финансовой грамотности.
В-четвертых, - необходимо принять меры к более полному использованию потенциала организаций высшего образования как институциональной основы системы повышения финансовой грамотности в механизме научного обеспечения государственной политики по формированию финансовых компетенций населения в условиях построения цифровой экономики.
В этой связи Министерству науки и высшего образования Российской Федерации рекомендуется поддержать меры развития программ подготовки и регулярной актуализации финансовых знаний государственных и муниципальных служащих, профессорско-преподавательского состава организаций высшего образования путем:
- введения в образовательный процесс в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре программ по финансовому консультированию;
- дополнительных мер обеспечения доступности системы повышения финансовой грамотности на основе дополнительной общеразвивающей программы для лиц с ограниченными возможностями, включающие необходимые материалы, а также обеспечивающие системное изучение и освоение компетенций в области финансов;
- создания электронных платформ и on-line панелей на базе научно-исследовательских центров и образовательных организаций для проведения системного сбора сведений по вопросам состояния финансовой грамотности на основе системы мониторинга с использованием индикаторов уровня осведомленности о федеральных и региональных программах финансовой грамотности; наиболее востребованных тем, требующих финансового просвещения; анализа состояния и уровня финансовой грамотности различных категорий населения; основных каналов получения информации о продуктах и услугах на финансовом рынке; лучшей отечественной и зарубежной практики реализации программ финансовой грамотности, в том числе в субъектах Российской Федерации;
В обеспечение достижения закрепленного в Стратегии результата «совершенствование государственной политики Российской Федерации в отношении мер по повышению финансовой грамотности населения (Раздел 2, подраздел «Ожидаемые результаты») рекомендуется продолжить практику использования потенциала научно-образовательного комплекса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации с привлечением его сотрудников к выполнению соответствующих научно-исследовательских работ, реализации образовательных программ.
Такой подход предполагает следующие меры:
- продолжить на базе Финансового университета практику подготовки соответствующих специалистов и реализации программ повышения финансовой грамотности с использованием результатов выполненной НИР, а также иных научно-исследовательских работ и прикладных исследований по проблематике финансовой грамотности.
Данная мера направлена на выполнение индикаторов мониторинга «количество преподавателей разных уровней, прошедших подготовку и повышение квалификации по программам повышения финансовой грамотности (ежегодно)»; «количество образовательных организаций, проводящих мероприятия и реализующих программы по повышению финансовой грамотности (ежегодно)» (Раздел 2, подраздел «Индикаторы и система мониторинга»).
- расширение практики участия структурных подразделений Финуниверситета (филиалов) в разработке и реализации программ финансовой грамотности в более чем 20 субъектах Российской Федерации для выполнения индикатора мониторинга «Количество регионов Российской Федерации, реализующих программы повышения финансовой грамотности» (Раздел 2, подраздел «Индикаторы и система мониторинга»).
- проведение на базе Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации социологических исследований с использованием традиционных социологических методов и онлайн исследований, а также статистических исследований, на регулярной основе проводимых Центральным банком Российской Федерации с 2017 года и планируемых на 2020 и 2022 годы, и данных других международных и российских исследований по данной проблематике (Раздел 2, подраздел «Индикаторы и система мониторинга»);
- внедрение практики проведения на базе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации постоянного мониторинга нормативно-правовой базы функционирования и развития финансового рынка в целях подготовки предложений по созданию институциональных условий обеспечения реализации программ повышения финансовой грамотности населения как меры снижения и противодействия финансовым рискам (Раздел 2, подраздел «Риски и система корректировки»);
В целях обеспечения эффективности реализации государственных программ повышения финансовой грамотности населения, проведения просветительских мероприятий субъектами финансовой деятельности, развития инфраструктуры информационной, консультационной и методической поддержки юридически обоснованных действий потребителей финансовых продуктов и услуг необходима дальнейшая научно-практическая разработка концептуальных принципов институтов повышения финансовой грамотности населения, обоснования мер дальнейшей разработки данной проблематики в Российской Федерации в современных условиях, а также укрепления доверия к финансовым институтам и формирования целостной системы защиты прав граждан в финансовой сфере.
Таким образом, совершенствование государственно-правовых механизмов дальнейшей инсти-туционализации системы финансовой грамотности населения приобретает особую значимость в условиях становления цифровой экономики, необходимости обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны и обеспечения национальной безопасности в условиях современных вызовов и угроз глобального финансового кризиса.
Литература
1. Паспорт национальных программ. (утв. Президиумом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. №16).
2. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. №2039-р).
3. Теория государства и права: Учебник / Под ред.В.К.Бабаева. - М.: Юристъ, 2004. - С.107.
4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №324-ФЗ от 2011 г. «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
State-legal mechanisms of institutionalization of the system of financial literacy in the Russian Federation: ways to improve efficiency
Kuznetsov O.V., Ivanov A.V., Sevalkin I.S., Rodionova M.E.
Financial University under the Government of the Russian Federation
The article clarifies the concept and essence of state-legal mechanisms that are involved in the process of institutionalization of the financial literacy system in the Russian Federation. The conclusions on the effectiveness of administrative and legal regulation of activities on the formation of financial competencies of the population are presented. It also presents measures to improve the organizational and legal framework and the development of training infrastructure in this area, suggests ways to develop program-specific tools for the development of training institutions for different categories of citizens. The necessity of fuller use of scientific and educational potential of higher educational institutions for these purposes is also substantiated. Keywords: state-legal mechanisms, institutionalization, financial literacy, legal regulation, program-target means.
References
1. Passport of national programs. (approved by the Presidium of the
President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects on December 24, 2018 No. 16).
2. Strategy for improving financial literacy in the Russian Federation
for 2017-2023 (approved by Order of the Government of the Russian Federation of September 25, 2017 No. 2039-r).
3. Theory of state and law: Textbook / Under the editorship of V.K.
Babayev. - M.: Lawyer, 2004. - P.107.
4. Federal Law of November 21, 2011 No. 324-ФЗ of 2011 "On Free
Legal Aid in the Russian Federation".
5
■о
-C
m
о
a
А У
т; А