Научная статья на тему 'Государственно-правовой идеал в условиях правовой политики государства'

Государственно-правовой идеал в условиях правовой политики государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
728
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ИДЕАЛ / STATE-LEGAL IDEAL / ЮРИДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / LEGAL REMEDIES / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / LEGAL VALUES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Радачинский Юрий Николаевич, Рассказов Леонид Павлович

Статья посвящена государственно-правовому идеалу как важному элементу правовой политики государства, соединяющему ценностно-правовой и позитивно-правовой аспекты правовой действительности. Автор отмечает, что государственно-правовой идеал оказывает формирующее влияние на правовой порядок и содержание законности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STATE AND LEGAL IDEAL IN THE CONDITIONS OF LEGAL POLICY OF THE STATE

The authors study state and legal ideal in the structure of the legal policy of the state. It is concluded that the state-legal ideal occupies an important place in the structure of the state legal policy, speaking as an element that connects the value-law and positive law the legal aspects of reality, providing a formative influence on the legal order and legality

Текст научной работы на тему «Государственно-правовой идеал в условиях правовой политики государства»

Ю. Н. Радачинский, Л. П. Рассказов

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ИДЕАЛ В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Статья посвящена государственно-правовому идеалу как важному элементу правовой политики государства, соединяющему ценностно-правовой и позитивно-правовой аспекты правовой действительности. Автор отмечает, что государственно-правовой идеал оказывает формирующее влияние на правовой порядок и содержание законности.

Ключевые слова: государственно-правовой идеал, юридические средства, правовая политика, правовые ценности.

Постановка, формулирование цели, как и ее юридическая реализация посредством юридических средств, возможны лишь в случае полного осознания законодателем тех имеющих нормативное значение ценностей, которые должны быть реализованы в позитивном праве. Так, возникают правовые идеи как совокупность представлений о желаемом позитивном праве, закрепляющем порядок общества, основанный на соответствующих правовых ценностях.

По верному замечанию Р. З. Лившица, «в правовых идеях формулируются намерения людей претворить свои разносторонние интересы в нормы, установить на основе своих интересов и с их учетом определенный порядок в обществе. Правовые идеи включают обращенность к настоящему - отношение к существующим нормам, отношение позитивное или негативное, а также обращенность к будущему - представления о желаемых правовых нормах» [1, с. 83].

Система официально принятых правовых идей есть государственная правовая идеология, которая формулируется в официально принятых документах на основе обобщенного представления о цели права - государственно-правовом идеале. Государственно-правовой идеал основывается на «.. .системе ценностей, которые функционируют в обществе на данном этапе исторического развития. С теоретической точки зрения государственно-правовой идеал - это обусловленное правовыми морально-этическими нормами общественное (личностное) представление о наиболее совершенной (в максимальной степени соответствующей идеям добра и справедливости) государственно-правовой организации общества, являющейся конечной (идеальной) целью общественных (личностных) стремлений и деятельности» [2, с. 11].

По некоторым оценкам, перевод правового идеала в нормативно-юридическую плоскость может иметь разные формы, которые во многом определяются правовыми традициями общества. Однако его юридическое закрепление имеет форму правового начала, общеправового принципа, который формулируется в контексте нормативно-правового акта, как правило, в конституциях, кодексах, преамбулах некоторых законов [3]. Таковы принцип справедливости, законности, гуманизма, которые определяют основные механизмы правообразования и правореализации, закономерности правового регулирования.

Очевидно, что рассматриваемая проблема может быть решена посредством интерпретации права, его сущности, содержания и формы. В процессе решения данной проблемы сформировались основные подходы к пониманию формы права, то есть того, в каких формах оно существует и организовано.

Здесь необходимо подчеркнуть ущербность этатистски-позитивистского подхода, согласно которому формы права ограничиваются совокупностью официальных правовых источников общеобязательных велений, формируемых официальными правотворческими органами. С другой стороны, иные подходы «.позволяют сначала расширить круг официальных признаваемых форм, включив в него правовой обычай, судебный прецедент, акты негосударственных организаций, а затем и увидеть право в форме правовых идеалов, принципов, коренящихся в общественном правосознании, правоотношений, договорной и иной юридической практики» [4, с. 54]. При этом сущность права, как справедливо отмечается некоторыми авторами, коренится в его цели, в качестве которой рассматриваются «.порядок и социальная стабильность»[5, с. 39].

Право, государство, власть, управление

Вопросы, связанные с содержанием и формой права, нельзя решить вне его контекста -правовой действительности, где на каждом его уровне они имеют свой состав, проявляясь в особенностях его формирования и функционирования. Так, по мнению М. Л. Давыдова, содержание нормативного уровня составляют правила поведения и иные властные установления, а форму - нормативно-правовые акты и иные источники, закрепляющие данное содержание. Содержанием уровня правоотношений являются субъективные права и обязанности участников правоотношений, а формой - документы, их устанавливающие. Содержанием уровня правосознания выступают правовые ценности, правовые идеи, правовые идеалы, установки, теоретические правовые конструкции и пр., а формой -правовая доктрина и профессиональная правовая культура [4].

Указывая на несомненную плодотворность такого подхода к рассмотрению соотношения содержания и формы права в контексте понимания его цели, раскрывающей сущность, позволим себе внести некоторое дополнение в приведенный перечень. Так, говоря об уровне правосознания (идеологическом уровне), следует рассматривать государственно-правовой идеал в качестве элемента его сущности, а форму его существования - как официально принятую систему взглядов на цель и задачи регулирования той или иной сферы общественных отношений.

Подтверждением может быть то, что в традиции российского права существует такой пласт идеолого-правового обеспечения, который связан с принятием официальных документов концептуального программного значения, играющих существенную роль в правообразовании. Речь идет о концепциях, доктринах, программах, планах, которые принимаются на основе систематизации правовых ценностей и идей в той или иной сфере правового регулирования.

Так, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537, описывается в документе как «.. .официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу». Очевидно, что развитие личности, общества и государства, их жизненно важные интересы, являющиеся основополагающими цен-

ностями государственной политики, легли в основу государственной правовой идеологии в данной сфере в качестве идеи минимизации рисков для них, создания эффективных правовых механизмов защиты данных интересов. В соответствии с этим указом была сформулирована цель, заключающаяся в «.консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и граждан Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности» [6].

По сути, каждая сфера правового регулирования является юридическим закреплением государственно-правового идеала в нормативно-правовых актах. Так, например, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» устанавливает следующие принципы противодействия коррупции в Российской Федерации:

«1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами» [7].

Данные принципы первоначально были сформулированы в Национальном плане противодействия коррупции, утвержденным Президентом РФ 31 июля 2008 года [8].

В заключение следует отметить, что государственно-правовой идеал, официально закрепленный в документах разного уровня, является итогом доктринального синтеза ценностей и интересов государственной политики, в ходе которого они обобщаются и находят правовую концептуализацию в формулировании юридической (правовой) цели, реализация которой предполагает и соответствующие юридические средства. Таким образом, государственно-правовой идеал занимает важное место в структуре государственной правовой политики, выступая в качестве элемента, соединяющего ценностно-правовой и по-

зитивно-правовой аспекты правовой действительности, оказывая формирующее влияние на правовой порядок и содержание законности.

Литература

1. Лившиц Р. З. Теория права: учебник. М., 2004.

2. Величко А. М. Государственно-правовые идеалы России и Запада: соотношение правовых культур: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2000.

3. Рожкова А. К. Правовая реальность и пра-

вовой идеал: точки соприкосновения // Известия ИГЭА. 2010. № 6 (74).

4. Давыдова М. Л. Юридическая техника: проблемы теории и методологии. Волгоград, 2009.

5. Лейст О. Э. Сущность права. М., 2002.

6. Собрание законодательства РФ. 2009. № 2. Ст. 170.

7. Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ст. 6228.

8. Национальный план противодействия коррупции (утв. Указом Президента РФ от 31.07.2008) // Российская газета. 2008. 5 августа.

П. В. Анисимов, А. А. Савченко

ГЕНЕЗИС ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

В статье аргументируется вывод о том, что в Российской империи действовало весьма развитое по тем временам законодательство, которое регулировало широкий круг вопросов в сфере поземельных отношений. Проанализировав развитие правового регулирования земельных отношений, авторы отмечают необходимость учета дореволюционного опыта реформирования земельных отношений в современном законотворчестве.

Ключевые слова: земельные отношения, самодержавие, община, аграрная реформа, отруб, крестьяне, деревня.

Земельные отношения России имеют давнюю историю, изучение которой является одним из важнейших путей к правильному пониманию теоретических и практических вопросов современной организации управления земельными ресурсами [1, с. 7-52].

Основной чертой, характеризующей правовое регулирование земельных отношений в Российской империи, была централизация. Земельный фонд империи рассматривался как единое целое, и управление им осуществлялось посредством указов самодержцев или Правительствующего Сената. Более того, даже с утверждением в 1864 году Положения о губернских и уездных земских учреждениях управление земельными ресурсами не было предусмотрено в качестве полномочий учрежденных органов.

Вероятно, именно благодаря централизации земельно-правового регулирования право землепользования самодержавной России характеризовалось уникальной устойчивостью, чего не скажешь о современном земельном законодательстве [2, с. 52]. К примеру, с 1798 года и на протяжении столетия действовала норма, согласно которой при межевании земель под поселения вместо

одной десятины удобной земли полагалось три десятины солончаков [3, с. 339; 4, с. 451].

Прежде всего нужно отметить, что земля уже в XVIII веке рассматривалась как недвижимость. Термин «недвижимость» впервые был закреплен в указе от 23 марта 1714 года № 2789 «О порядке наследования в движимых и недвижимых иму-ществах» [5, с. 91]. До этого применительно к земельным участкам использовались такие понятия, как «вотчина», «поместье», «дворы», «тяглые земли».

Главной особенностью земельных отношений в рассматриваемый период было не сохранение плодородия земель или рациональное их использование, а защита права собственности на землю путем межевания и предоставления правоустанавливающих документов в виде грамот, кабалы, крепостей, отписей, записей, памятей [6, с. 45]. Подтверждением тому является и классификация земель Российской империи в зависимости от формы собственности на нее. Так, различались следующие виды земель [2, с. 52]: 1) казенные, приписанные к государственной казне; 2) удельные земли, принадлежавшие царской фамилии; 3) майоратные земли - раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.