2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 9. Ст. 851.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 46. Ст. 4720.
4. Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 20102011 годы // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 16. Ст. 1875.
5. Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане
противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 12. Ст. 1391.
6. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 декабря.
7. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.
8. Плотников А. А. Общественный контроль и его потенциал в противодействии коррупции // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2013. № 2.
© 2014 г. В. Е. Зелинский, П. В. Анисимов
РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННОПРАВОВОЙ ДОКТРИНЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
В статье анализируется эволюция представлений о понятии правосознания в юридической доктрине, отмечается, что в российской правовой науке не сложилось единого мнения по поводу его определения. Исходя из того, что правосознание - понятие многогранное, требующее пристального внимания со стороны ученых, авторы трактуют данное явление как совокупность рациональных и психологических компонентов, которые не только отражают осознание правовой действительности, но и воздействуют на нее, формируя готовность личности к правовому поведению.
Ключевые слова: правосознание, естественное право, признаки правосознания, правовое поведение, правовые нормы.
Вне сознания и деятельности человека немыс- общественной жизни. «Индивид есть обществен-
лимо общественное развитие. Сознание содейст- ное существо. Поэтому всякое проявление его
вует приспособляемости человека к внешнему жизни, даже если оно и не выступает в непосред-
миру, формирует его программу и внутренний план ственной форме коллективного, совершенного
деятельности. Именно в сознании синтезируют- совместно с другими, является проявлением и
ся динамические модели действительности, при утверждением общественной жизни» [1, с. 590]. помощи которых человек ориентируется в окру- Существуют различные формы сознания, по-
жающей физической и социальной среде. средством которых люди осознают окружающий
Сознание определяет предварительную мыс- мир: политическое, религиозное, нравственное,
ленную модель действий человека, его способ- правовое. Правовое сознание, его содержание,
ность отдавать себе отчет в том, что происхо- структура и функционирование были и по-преж-
дит в нем самом и в окружающем мире. Таким нему остаются важнейшими проблемами ряда
образом, сознание осуществляет контроль и общественных наук, в том числе и правоведения. управление поведением человека. Развитое соз- В настоящее время имеется множество опре-
нание формируется у человека только тогда, ко- делений понятия правосознания. Н. Л. Гранат тол-
гда он вовлекается в общественную жизнь, при- кует его как «сферу или область сознания, отра-
общается к ее культурному наследию, и поэтому жающую правовую действительность в форме юри-
его нельзя рассматривать в отрыве от явлений дических знаний и оценочных отношений к праву и
практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях» [3, с. 243]. Такого же мнения придерживаются А. Р. Ратинов и Г. Х. Ефремова [4, с. 48]. Р. С. Байниязов включает в понятие правосознания «духовную систему представлений, идей, взглядов, убеждений, концепций, теорий, чувств, эмоций, настроений, психологических переживаний, складывающихся по поводу правовой действительности в ходе ее отражения, осмысления, познания, чувствования» [5, с. 24]. Однако наряду с указанными слагаемыми правосознания в нем можно выделить, по мнению исследователя, еще такие, как «юридические цели, интересы, мотивы, привычки, традиции, иллюзии, интуицию, ментальные установки, стереотипы, правовое внушение, подражание, реакции, волевые импульсы, правокультурные модели поведения и многие другие составляющие» [5, с. 25].
Е. А. Белканов утверждает, что на формирование правосознания оказывают влияние не только сознательные процессы, но и бессознательные, которые выражаются в воздействии на ход логических мыслительных процессов совокупного опыта предыдущих поколений, осадков в памяти повторяющихся психических процессов. Правосознание, с его точки зрения, представляет собой открытую подсистему сознания, отражающую сквозь призму должного и желаемого в чувственно-рациональной форме правовую действительность, оказывающую на социальную деятельность людей нормативно-регулирующее воздействие, которая формируется под влиянием социальных условий, межличностного общения, других форм сознания и бессознательного [6, с. 21].
Н. Ю. Евплова считает, что правосознание -это «совокупность рациональных и чувственных представлений и знаний о существующих ранее и действующих в настоящее время взглядах на сущность права, правовых нормах, идеях, теориях, доктринах, правовых отношениях и субъектах права, а также представлений о тенденции их дальнейшего развития» [7, с. 65-66], то есть помимо отражения в сознании действующего (настоящего) и желаемого (будущего) права автор ведет речь о прошлом, об отражении в сознании существовавших знаний и представлений о праве, нормативно-правовых актах и так далее.
А. Б. Венгеров описывает правосознание и как «объективно существующий набор взаимосвязанных идей, эмоций, выражающих отношение общества, групп индивидов к праву...», и как «канал воздействия права через мотивацию, эмоции, сознание на поведение людей, на формирование общественных отношений», и как «оценку права,
существующую в обществе, выражающую критику действующего права и формирующую определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющую, что считать правомерным, а что противоправным» [8, с. 482].
Н. М. Юрашевич определяет правосознание как «систему чувств, привычек, представлений, оценок, взглядов, теорий, идей субъектов права (носителей правосознания), отражающих правовую действительность и оценочное отношение к ней (к социально-правовым установкам и ценностным ориентациям общества; к прошлому, действующему или ожидаемому праву) и выполняющих посредством этого роль своеобразного регулятора (саморегулятора) их поведения в юридически значимых ситуациях» [9]. Данное определение, по мнению автора, выражает взаимосвязь и соотношение общественного сознания и правосознания (их составляющих), гносеологический и социологический срезы изучения данного феномена, внутреннюю организацию содержания правосознания (структуру), связь между ее элементами, закономерности его формирования и развития и, наконец, важную социальную роль.
Следует отметить, что в российской правовой науке существует точка зрения, согласно которой правовое сознание оценивается с позиции естественного права.
О. Э. Лейст считает, что доктринальным выражением нового правосознания, заключающегося в стремлении к юридическому равенству и свободе, стала теория естественного права [11, с. 203].
С. С. Алексеев рассматривает естественное право как явление высокого социального назначения. Исследователь полагает, что без него невозможно понимание правовой действительности, так как естественное право призвано концентрированно выражать те объективные требования, которые сама жизнь, условия жизнедеятельности людей предопределяют возможности поведения, когда они призваны поступать «по праву» [13, с. 271-272].
В. С. Нерсесянц трактует естественное право как преданное (природой вещей и человека), предпозитивное [12, с. 15], то есть сами по себе требования, вытекающие из условий жизнедеятельности, естественной среды, - это еще не правовые требования и идеалы. Для того чтобы приобрести правовой характер, они должны преломиться через правосознание, его культурные коды, приобрести правовой облик и в соответствии с этим выступать в виде правовых требований - норм позитивного права [12, с. 272-273].
Поэтому само по себе естественное право не может выполнять функции, присущие позитивному праву, выступая в качестве регулятора поведения людей - непосредственного критерия
юридической правомерности и неправомерности этого поведения. Однако данное обстоятельство не умаляет роли естественного права в социальном регулировании, поскольку непосредственно выражая требования и идеалы, построенные на природных, естественных условиях жизнедеятельности людей, оно выступает в «качестве известного базисного основания позитивного права» [10, с. 355-356].
Естественное право, сохранив свою первичность, изначальность, образует слой жизни, лежащий в основе социальной регуляции и в первую очередь позитивного права, то есть через естественное право в положения юридических норм внедряются идеи, которые базируются на исконных требованиях естественной жизни людей. Следует отметить, что без обращения к истокам естественного права, без осознанного движения к праву не будут воплощены в действительность в полной мере идеи гражданского общества и правового государства, к построению которых стремится все мировое сообщество.
Таким образом, в современной российской правовой доктрине не сложилось единого мнения по поводу определения понятия правосознания, тем не менее важно подчеркнуть, что в каждом рассмотренном подходе имеется свое рациональное зерно, характеризующее отдельные взгляды ученых на данную проблему. Приведем основные признаки правосознания:
- правосознание является частью, одной из форм общественного сознания;
- правосознание способно к взаимодействию и взаимопроникновению с другими формами сознания. Е. А. Белканов считает, что «открытость правосознания обеспечивает такие его качества, как оперативность, гибкость, которые выражены в нем в большей степени, чем в закрытой системе позитивных прав» [6, с. 20-21];
- объектом отражения правосознания служит правовая действительность. Конечно, правовые явления отражаются и другими формами общественного сознания, например политическими, нравственными, но для них, по мнению Р. С. Бай-ниязова, «правовая действительность не является главным объектом познания» [5, с. 9-10];
- по содержанию правосознание является специфическим духовным феноменом, так как включает в себя правовые чувства, эмоции, взгляды, переживания, традиции и другие духовные проявления [14, с. 61];
- правосознание выступает не только как результат отражения объекта, но и как средство воздействия на объект, поскольку предполагает, на взгляд Н. Ю. Евпловой, не только представления и знания о существовавших и действующих в настоящее время взглядах на правовые
явления, но и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве [7, с. 66-67];
- правосознание лабильно, так как его содержание находится в постоянном развитии под воздействием различных факторов, например социальных, психических и других;
- правосознание обладает таким свойством, как нормативность. «Важно, - пишет Е. А. Лука-шева, - наличие в сознании идеи законности, дающей общую нормативно-правовую ориентацию индивида» [2, с. 95].
Правовое сознание предстает специфической формой общественного сознания, а именно нормативным осмыслением, осознанием социально-правовой действительности, общественных явлений. Это правовые представления и правовые чувства общего характера, имеющие нормативное значение для поведения людей [15, с. 28]. Правосознанию присущ оценочный характер, и поэтому нормативно оно не менее чем право, в нормативности которого никто не сомневался [11, с. 195];
- правосознанию всегда свойственна психологическая сторона, основанная на правовых чувствах, эмоциях, переживаниях, воле и так далее. Поэтому в правовом сознании могут концентрироваться как позитивные, так и негативные юридические чувства. К первым можно отнести чувство закона, права, долга перед обществом и государством, а ко вторым - чувство беззакония, правовой безответственности, отрицание общепризнанных юридических ценностей и другие;
- правосознание - это субъективное явление, так как «оно состоит из представлений людей о праве и из субъективного отношения к самому феномену права, его ценностям» [13, с. 264];
- правосознание не может существовать без своего конкретного носителя - личности, групп, коллективов и общества в целом;
- правосознание возникает не с момента рождения, а в процессе социализации личности, то есть формирования способностей личности к жизни в данном обществе, на основе присвоения ею социальных ценностей и способов социально адаптированного поведения;
- правосознание не может замещать, подменять, пусть и на время, право, потому что, по мнению С. С. Алексеева, при такой замене, как показал опыт советского права, права других социалистических стран - прямой путь к произволу, иным негативным явлениям [13, с. 269];
- осознание правовой жизни общества осуществляется посредством правовых понятий и категорий. К их числу относятся «правомерность», «противоправность», «законность», «правопорядок» и другие.
Анализируя признаки правосознания, можно сформулировать следующее его определение:
правосознание - совокупность рациональных и пси- 5. Байниязов Р. С. Проблемы правосознания в
хологических компонентов, которые не только от- современном российском обществе: автореф.
ражают осознание правовой действительности, но дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999. и воздействуют на нее, формируя готовность лич- 6. Белканов Е. А. Структура и функции право-
ности к правовому поведению. Таким образом, сознания: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ека-
правосознание не только отражает процессы об- теринбург, 1996.
щественного развития, но и «требует установле- 7. Евплова Н. Ю. Правосознание молодежи: ния определенных общеобязательных масштабов теоретический и социологический аспекты: автоповедения, обосновывает необходимость установ- реф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. ления определенного круга юридических прав и 8. Венгеров А. Б. Теория государства и права. обязанностей участников общественных отноше- М., 2000.
ний» [2, с. 91] и поэтому является своего рода 9. Юрашевич Н. М. Эволюция понятия право-
специфическим источником» [9, с. 180] права. вого сознания // Известия вузов. Правоведение.
Иными словами, правосознание, конечно, не вхо- 2004. № 2.
дит в круг традиционных источников права, но оно 10. Алексеев С. С. Восхождение к праву. По-
всегда оказывает влияние как на создание нор- иски и решения. М., 2002.
мы права, так и на выбор субъектом определен- 11. Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы
ной модели правового поведения. теории и философии права. М., 2002.
12. Нерсесянц В. С. Юриспруденция. Введение Литер атура в курс общей теории права и государства. М., 1998.
13. Алексеев С.С. Право: азбука - теория -
1. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведе- философия: опыт комплексного исследования. М., ний. М., 1956. 1999.
2. Лукашева Е. А. Социалистическое право- 14. Ямбушев Ф. Ш. Правовое сознание в ме-сознание и законность. М., 1974. ханизме правового регулирования общественных
3. Гранат Н. Л. Правосознание и правовая куль- отношений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. тура. Общая теория государства и права. М., 2001. Н. Новгород, 2002.
4. Ратинов А. Р., Ефремова Г. Х. Правовая пси- 15. Бегинин В. А. Общественное правосозна-хология и преступное поведение. Красноярск, 1988. ние и государственность. Саратов, 1994.
© 2014 г. Р. А. Лежнин
ВЛИЯНИЕ ОФИЦИАЛЬНОГО ТОЛКОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ НА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНУЮ ПРАКТИКУ
В статье рассматриваются проблемы влияния официального толкования нормативных актов на правоприменительную практику. Автор делает вывод о том, что в России на протяжении многих десятилетий прочно закрепилась такая практика, когда органы исполнительной власти в той или иной форме дают нижестоящим либо подконтрольным им структурам разъяснения по применению нормативных правовых актов.
Ключевые слова: нормативные акты, правоприменительная практика, толкование права, исполнительная власть.
Толкование юридических норм является необходимым и важным элементом механизма правового регулирования в современном цивилизованном обществе. Это связано с наличием неоднозначных формулировок в законодательных актах, что приводит к различной, а порой и полярной их интерпретации исполнительными органами власти и судами, по-разному применяющими в сложных ситуациях одни и те же правовые нормы.
Толкование права представляет собой специальную деятельность, направленную на уяснение
и разъяснение его содержания. В ходе уяснения права устанавливается подлинный смысл его норм, а при разъяснении результаты уяснения толкуемых норм в той или иной форме доводятся до сведения других лиц.
По мысли Н. М. Коркунова, высказанной им еще в начале XIX века, «знать, какие именно нормы подлежат применению, еще мало. Надо, кроме того, суметь применить эти нормы. А для этого следует выяснить смысл данной юридической нормы. Если законодатель по неумелости или