Научная статья на тему 'Правосознание как предмет психологического исследования'

Правосознание как предмет психологического исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
386
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SOCIO-LEGAL BEHAVIOR / LEGAL SENSE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стуканов Виталий Григорьевич

в статье рассмотреныподходык исследованиюструктурыправосознания, осуществлен анализ элементовправосознания, важныхв детерминации социально-правового поведения, выделены общие дефекты правосознания, обусловливающие противоправное поведение, определены методологические подходык исследованиюмеханизма формирования правосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SENSE AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH

in the article the author considers some approaches to research of structure of legal sense, analyses its elements which are important for determination of socio-legal behavior, marks out the general defects of legal sense which cause the illegal behavior, describes methodological approaches to research of mechanisms of legal sense development.

Текст научной работы на тему «Правосознание как предмет психологического исследования»

УДК 159.9:343.8 ББК 88.47 С88

ISSN 1999-9917. ЧЕЛОВЕК: преступление и наказание. 2014. № 2 (85)

V.G. STUKANOV*

LEGAL SENSE AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH

Аннотация: в статье рассмотрены подходы к исследованию структуры правосознания, осуществлен анализ элементов правосознания, важных в детерминации социально-правового поведения, выделены общие дефекты правосознания, обусловливающие противоправное поведение, определены методологические подходы к исследованию механизма формирования правосознания.

Ключевые слова: правосознание, социально-правовое поведение.

ВИТАЛИИ ГРИГОРЬЕВИЧ СТУКАНОВ*

ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Annotation: in the article the author considers some approaches to research of structure of legal sense, analyses its elements which are important for determination of socio-legal behavior, marks out the general defects of legal sense which cause the illegal behavior, describes methodological approaches to research of mechanisms of legal sense development.

Key words: legal sense, socio-legal behavior.

Правосознание является важнейшей детер-минантой социально-правового поведения (законопослушного и противоправного). Психологический анализ причин противоправного поведения требует изучения криминогенных дефектов правосознания, а также антикриминогенных свойств правосознания, обусловливающих законопослушное поведение.

Большинство исследователей правосознания выделяют следующие его элементы: знания правовых предписаний, оценочные отношения к праву, к правовому поведению людей и собственному правовому поведению, к правоохранительным органам и их деятельности. Данные элементы являются базовыми и, по сути, составляют стержень правового сознания. Вместе с тем выделяют и другие элементы правосознания (либо конкретизируют вышеназванные): правовые установки (П. П. Баранов, А. Р. Ба-рахоева, О. А. Гулевич, Г. X. Ефремова, А. Р. Ратинов, И. М. Максимова, Л. А. Ясюкова и др.); ценностные ориентации, регулирующие человеческое поведение в юридически значимых ситуациях (Е. М. Еникеев, Г. X. Ефремова и А. Р. Ратинов, А. Н. Пастушеня, В. А. Щегорцев и др.); представления о законопослушном человеке и преступнике (осужденном) и отношение к ним (А. Н. Пастушеня, О. А. Гулевич и Е. О. Голын-чик); социально-правовые ожидания (А. Н. Па-стушеня); отношение к выполнению гражданского долга по участию в поддержании правопорядка (В. И. Бегинин, А. Н. Пастушеня); отношение к криминогенным влияниям других лиц (А. Н. Пастушеня); правовые идеи, теории,

0

1

О

(V)

0

1

CD

а ш

(V)

о

(V)

с -с

CD

О *

С

с<

о с

о *

* Кандидат психологических наук, доцент, докторант (Академия МВД Республики Беларусь) E-mail: Stukanoff@tut.by.

взгляды (К. Т. Бельский, Н. А. Горбаток, С. С. Пи-скунова, И. Ф. Покровский, А. К. Уледов, Н. М. Юрашкевич); правовой опыт (П. П. Баранов; Ю. И. Жегусов); правовые чувства, настроения (И. А. Ильин, И. Е. Фарбер, И. Ф. Покровский, К. Т. Бельский, I? С. Байниязов, Н. А. Горбаток, Е. А. Лукашева); правовые привычки (И. М. Максимова, Ю. К. Погребная); правовые иллюзии (И. Е. Фарбер); правовой менталитет (Р. С. Байниязов, Ю. К. Погребная); правовая идеология (Н. Ю. Евплова); отношение к жертвам преступлений (О. А. Гулевич); отношение к наказанию (О. А. Гулевич); отношение к желаемому праву (Т. В. Синюкова, Н. А. Гор-баток); правовая мораль (Н. А. Горбаток); мотивы соблюдения закона (И. М. Максимова, Л. А. Семенко, И. Н. Трушков); мотивы совершения преступлений (О. В. Пристанская и Е. М. Юцкова) и др.

Исходя из этимологии термина «правовое сознание» к его элементам необходимо относить те психические свойства, которые реализуются в первую очередь в когнитивной сфере личности. Вместе с тем ряд авторов включают в правосознание психические свойства, которые проявляются в том числе в неосознаваемой сфере личности. К ним относятся правовые установки, мотивы социально-правового поведения, правовые опыт, привычки, иллюзии, менталитет и т. д. Так, Т. В. Синюкова считает, что правовая установка как элемент правосознания есть «готовность, предрасположенность субъекта к правомерному или противоправному поведению, складывающаяся под влиянием совокупности социальных и психофизиологических факторов в изменяющихся жизненных ус-

О О

с

>3

is О о

У

<0 о <0 го

0

с

1

о

<0

0

1

о

с:

ловиях»1. Данная методологическая позиция противоречит устоявшемуся подходу отечественной психологии, в основе которого правосознание понимается как специфическая форма сознания. Соглашаясь с тем, что правовая установка выступает одним из детерминантов социально-правового поведения, необходимо отметить: одной из функций установки является «освобождение субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях»2, то есть освобождает субъекта от сознательного регулирования своего поведения. В связи с этим Т. Г. Шав-гулидзе указывал, что «понятие фиксированной социально-правовой установки шире понятия правосознания и охватывает последнее... »3, с чем мы полностью согласны. Социально-правовая установка проявляется как на осознава-

емом, и тогда она относится к правосознанию, так и на неосознаваемом уровне психического.

А. Н. Пастушеня считает, что правосознание отражает правовое мировоззрение человека и включает в свою структуру те психологические свойства личности, которые относятся к феноменологии сознания, прежде всего к когнитивной сфере личности. В качестве таких свойств выступают знания, представления, убеждения, ожидания, оценочные эталоны, личностные принципы и нормы, отношения4. Вместе с тем правосознание - это не продукт сугубо рационального, его свойства реализуются и на эмоционально-чувственном уровне. Так, И. Ф. Покровский, рассматривая правосознание как форму сознания, в своем исследовании убедительно доказывает, что многообразие правовых явлений находит свое отражение в сознании не только в виде правовых понятий, то есть на уровне второсиг-нальной деятельности мозга, но и в многообразии высших чувств, которые выступают наряду с соответствующими правовыми взглядами в качестве относительно самостоятельных элементов единого процесса отражения действительности. Правовые чувства - это эмоциональная окраска сознательного отношения и оценки правовых явлений. К правовым чувствам людей можно отнести чувство уважения к закону, к суду, к законодательной власти, чувство уважения прав других людей и т. д.5

Таким образом, правосознание отражает правовые явления одновременно на рациональном (когнитивном) и эмоциональном (чувственно-эмоциональном) уровнях психической регуляции социально-правового поведения людей. Под правосознанием мы будем понимать систему психологических свойств личности, реализующихся в когнитивной и чувственно-эмоциональной ее сферах и детерминирующих субъективное отражение правовой действительности, а также социально-правовое поведение человека.

Важным представляется психологическое изучение правосознания с точки зрения детерминации социально-правового поведения человека и групп людей. В связи с этим необходимо выделить те элементы правосознания, которые играют первоочередную роль в обусловливании правопослуш-ного поведения человека, его готовности соблюдать закон и следовать его требованиям.

Основываясь на результатах философских, криминологических и психологических исследований содержания правосознания, мы предлагаем выделить следующие базовые структурные компоненты правосознания, существенно детерминирующие социально-правовое поведение

человека и важные для их эмпирического изучения: отношение к закону; отношение к правовому поведению людей; представления о законопослушном человеке и о преступнике; отношение к пра-воохраняемым социальным ценностям; социально-правовые ожидания (представления о последствиях противоправного поведения); отношение к правоохранительным органам и их деятельности; отношение к выполнению гражданского долга по участию в поддержании правопорядка. Мы не включили в данный перечень такой элемент правосознания, как уровень правовой подготовленности. Комплексные исследования А. И. Долговой, А. Р. Ратинова, Г. X. Ефремовой, А. М. Сто-ляренко, а также зарубежных авторов свидетельствуют о том, что уровень правовых знаний существенно не влияет на направленность социально-правового поведения человека6.

Психологическое изучение детерминант социально-правового поведения личности потребует определения дефектов правосознания. Последние могут выражаться в особенностях ее психического склада, специфических характеристиках системы интегративных психических образований, детерминирующих социально-правовое поведение, в социально-правовых ожиданиях, а также в социальной неподготовленности личности (отсутствии необходимых профессиональных, социально значимых умений и навыков, несформированности социально одобряемых личностных норм и принципов поведения и т. д.). Методологической основой исследования дефектов правосознания может явиться концепция криминогенной сущности личности преступника А. Н. Пастушени7. Исходя из понимания криминогенности личности такие дефекты общественного правосознания проявляются прежде всего в приемлемости для части членов общества тех или иных преступных способов действий, которые они используют для удовлетворения определенных потребностей или разрешения жизненных проблем.

На основании общих посылок можно сформулировать отношения и представления о тех или иных сторонах правовой действительности и социально-правового поведения человека, в которых выражаются дефекты правосознания (табл.).

Таким образом, предметом эмпирического изучения правосознания должны выступать: отношение к закону, правовому поведению людей, правоохраняемым социальным ценностям, правоохранительным органам и их деятельности, выполнению гражданского долга по участию в поддержании правопорядка, представления о законопослушном человеке и преступнике, а также социально-правовые ожидания. При изучении индивидуального правосознания в первую очередь необходимо обратить внимание на позицию личности по отношению к преступному и правомерному способам удовлетворения потребностей, отношение личности к субъектам правомерного и преступного поведения, индивидуальные представления о такого рода позициях других людей в обществе, представления о состоянии правопорядка, возможностях правомерного удовлетворения потребностей и др.

Исследование правосознания также требует изучения психологических механизмов его формирования. Учитывая то, что правосознание формируется по механизмам формирования других свойств, предметом изучения должны стать механизмы подражания и психологического заражения, научения, подкрепления (стимулирования), анализа и обобщения воспринимаемых социальных явлений, а также механизмы формирования сознания и др. Одним из направлений разработки данной проблемы должно выступить исследование социальных факторов, обусловливающих формирование правосознания. К таковым относятся семья, социальное окружение, условия жизнедеятельности, занятость, средства массовой информации, отношение к криминальной субкультуре, уровень правопорядка в обществе, степень правовой и социальной защищенности и т. д.

Дефекты правосознания

№ п/п

Элементы правосознания

Дефекты правосознания (отношения и представления)

1

Отношение к закону, правовым предписаниям

Отношение к закону, правовым предписаниям отрицательное или противоречивое.

Представления о правовых требованиях, правах и обязанностях неадекватные, не обязательные для исполнения, вредные для людей и т. д._

Отношение к право-послушному и противоправному поведению людей

Законопослушное поведение, образ жизни считаются неприемлемыми (невыгодными, неправильными).

Представления о невозможности законно удовлетворить свои потребности, интересы и притязания. Либо возможно, но потребуется больше усилий и затрат по сравнению с противоправным способом.

Противоправное поведение воспринимается как нормальное, выражается положительное отношение (выгодное, правильное) к преступному образу жизни, удовлетворению потребностей и притязаний.

Противоправное поведение (способ удовлетворения потребностей и интересов) воспринимается как неправильное, но вынужденно необходимое для решения жизненных проблем.

Оправдательное отношение к отдельным преступлениям.

Отсутствуют реальные и конкретные представления о том, как правопослушно жить, удовлетворять материальные потребности, взаимодействовать с другими людьми, разрешать конфликты, проводить досуг, развлекаться_

Представления о законопослушном человеке, о человеке, совершающем противоправное деяние, и отношение к нему

Представления о том, что большинство совершают правонарушения, спокойное к этому отношение.

Отрицательное отношение к законопослушному гражданину либо безразлично-пренебрежительное.

Положительное отношение к правонарушителю, отсутствие осуждающей позиции к нему.

Оправдательное отношение к преступнику_

Отношение к правоох-раняемым социальным ценностям

Отрицательное (пренебрежительное, негуманное, эгоистичное, потребительское, неприязненное и т. д.) отношение к правоохраняемым социальным ценностям_

Социально-правовые ожидания

Представления о том, что значительная часть преступников избегает ответственности либо что достаточно легко сделать, совершив правонарушение_

Отношение к правоохранительным органам и их деятельности

Представления об отсутствии в обществе должного контроля за правопорядком.

Отсутствие чувства безопасности.

Оценка криминогенной обстановки как сложной с высоким уровнем преступности при объективно должном уровне правопорядка.

Неадекватная оценка деятельности органов правопорядка.

Выраженное неаргументированное отрицательное отношение к органам правопорядка_

Отношение к выполнению гражданского долга по участию в поддержании правопорядка

Отрицательное отношение к возможности оказывать помощь органам правопорядка.

Согласие участвовать в правоохранительной деятельности только при нарушении собственных прав, защите личной собственности либо прав и свобод близких

2

3

4

5

6

7

Список использованной литературы

1 Теория государства и права: курс лекций / М. И. Байтин [и др.]; под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 1997. С. 564.

2 Психология: словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990. С. 419.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Общественное мнение и преступление : монография / Г. X. Ефремова [и др.]. Тбилиси, 1984. С. 16.

4 См.: Пастушеня А. Н. Психологическая характеристика индивидуального и общественного правосознания: структурно-содержательный аспект [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. № 1. URL: http:// psyjournals.ru/psyandlaw (дата обращения: 29.11.2012).

5 См.: Покровский И. Ф. Правосознание как относительно самостоятельная форма сознания. Л., 1970. С. 28-32.

6 См.: Долгова А. И. Изучение правового сознания несовершеннолетних // Правовая культура и вопросы правового воспитания / под ред. А. Д. Бойкова [и др.]. М., 1974. С. 197-206; Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. С. 201-214; Ефремова Г. X., Ратинов А. Р. Правовая психология и преступность молодежи. М., 1976. С. 86, 95-97; Столяренко А. М. Правовая психология личности // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А. М. Столяренко. М., 2003. С. 58.

7 См.: Пастушеня А. Н. Криминогенная сущность личности преступника: методология познания и психологическая концепция. Минск, 1998.

Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 21 февраля 2014 г. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.