Научная статья на тему 'Правосознание: к вопросу о понятии'

Правосознание: к вопросу о понятии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14157
1827
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая действительность / отражение / отношение / правосознание / право / правовая психология / legal validity / relation / reflection / legal conscience / law / legal culture / legal psychology

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбаков Владимир Алексеевич

Исследуются проблемы понимания правосознания. Отмечается, что оно складывается из трех частей: отражения правовой действительности, ее познания и отношения к ней человека. Отражение происходит через юридические понятия, категории, отношение определяется оценками и эмоциональными элементами психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENSE OF JUSTICE: QUESTION OF CONCEPTS

The article is devoted to problem of the concept of legal consciousness. It is observed that it is consists of three parts: reflect the legal reality, cognition and attitude of a person. Reflection occurs through legal concepts and categories, attitude – through assessment and emotional elements of psychology.

Текст научной работы на тему «Правосознание: к вопросу о понятии»

УДК 340

ПРАВОСОЗНАНИЕ: К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ

SENSE OF JUSTICE: QUESTION OF CONCEPTS

В. А. РЫБАКОВ (V. A. RYBAKOV)

Исследуются проблемы понимания правосознания. Отмечается, что оно складывается из трех частей: отражения правовой действительности, ее познания и отношения к ней человека. Отражение происходит через юридические понятия, категории, отношение определяется оценками и эмоциональными элементами психологии.

Ключевые слова: правовая действительность; отражение; отношение; правосознание; право; правовая психология.

The article is devoted to problem of the concept of legal consciousness. It is observed that it is consists of three parts: reflect the legal reality, cognition and attitude of a person. Reflection occurs through legal concepts and categories, attitude - through assessment and emotional elements of psychology.

Key words: legal validity; relation; reflection; legal conscience; law; legal culture; legal psychology.

Правосознание является объектом многочисленных научных исследований. В базе Научной электронной библиотеки eLibrary.ru по данной теме содержится более 3000 научных работ. Можно утверждать, что создана теория правосознания. Однако в ней содержится много противоречивых суждений. В частности, это касается понятия правосознания. В юридической литературе оно понимается:

- как знание (правосознание - это система знаний о праве [1], об истории становления и развития права, его современного состояния [2], система понятий, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни [3]);

- как отражение (правосознание - это отражение правовых явлений и представлений о должном правопорядке [4], отражение правовой действительности в форме юридических знаний [5], психологическое отражение государственно-правовой действительности [6]);

- как отношение (правосознание - это отношение человека и общественных объединений к действующему праву [7], отношение людей к поведению людей [8]; отно-

шение людей к своим правам и обязанностям [9]);

- как восприятие (правосознание - это интеллектуальное, а также эмоциональноценностное восприятие информации о правовой действительности [10]);

- как представления о праве, которое формируется у служащих государственного аппарата (в особенности у юристов-практи-ков) на основе мировоззренческой идеологии и специальных юридических знаний, и аккумулирует юридическую практику [11].

Термин «сознание» является трудным для определения, поскольку используется и понимается в широком спектре значений. Сознание может включать мысли, восприятие, воображение и самосознание и пр. В философии сознание понимается как состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях [12].

Отечественная наука утверждает, что психическая жизнь, деятельность - это функциональная способность мозга отражать объективную действительность и обеспечивать адекватные взаимоотношения организма

© Рыбаков В. А., 2015

с окружающей средой. Исходя из этого, можно утверждать, что правосознание включает несколько основных структурных частей, главными из которых являются: отражение, познание и отношение, в которое непосредственно включаются процессы мышления и эмоций. Эти структуры сознания обеспечивают формирование правовых знаний и предметно-практическую деятельность человека по удовлетворению его многообразных потребностей.

1. Отражение правовой действительности. Право, будучи объективно сложившейся в обществе совокупностью принципов и правил поведения, взаимодействует с сознанием индивида посредством его отражения. Правосознание выступает формой отражения общественного бытия, точнее, явлений, связанных с правом. Оно не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием [13]. Именно в результате этого формируется особая форма общественного сознания, именуемая правосознанием, основным содержанием которого является отражение правовой действительности. Это проявляется в способности личности воспринимать окружающий мир.

Человек не может не делать это. «Человеку невозможно не иметь правосознания, -писал И. А. Ильин, - его имеет каждый, кто сознает, что, кроме него, на свете есть другие люди. Человек имеет правосознание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием или относится к нему с пренебрежением. Вся жизнь человека и вся судьба его слагаются при участии правосознания и под его руководством» [14].

Предметом отражения является право. Это не значит, что право и правосознание едины, тождественны. Представляется, что правовое сознание отделимо от собственно права весьма строгой гранью, довольно четкой, зримой. Если правосознание - область сугубо духовной, субъективной жизни людей, существующая независимо от того, получила она или нет внешнюю, «предметную» объективацию, то право объективируется в правовой действительности [15]. Можно сказать, что отражение есть результат взаимодействия объекта (предмета общественных отношений) и субъекта. Право - определенный стопкадр мысли, срез сознания, материальный

отрезок информационного потока или документированный след информации [16].

Отражение правовой действительности находит свое выражение в свойственных только правосознанию понятиях и категориях [17], представляющих собой способ отражения правовой действительности. «Преломление потребностей общественного развития в категориях прав и обязанностей, соотнесенных с действующей системой права, и является способом отражения юридического сознания, качественно отличным от способов отражения других форм общественного сознания» [18].

Правосознание отражает не только право как системы, совокупности правовых норм, но и всю правовую жизнь. Писаное право, утверждал Б. Кистяковский, состоит из общих, абстрактных, безличных и схематических постановлений; напротив, в жизни всё единично, конкретно, индивидуально. Писаное право неподвижно. Напротив, правовая жизнь состоит из непрерывного движения, в ней всё постоянно изменяется, одни правовые отношения возникают, другие прекращаются и уничтожаются. Правовая действительность имеет самостоятельное значение рядом с правовым порядком [19]. Отмечаемое здесь расхождение писаного права с правовой действительностью вполне понятно, так как писаное право никогда не может исчерпать всего права, осуществляющегося в жизни. Правовая действительность есть предмет отражения правосознания.

Б. Кистяковский использовал два термина: «правовая действительность» и «правовая культура». В современной философскоправовой литературе пока еще не сложилось четкого понимания «правовая действительность», хотя сам этот термин применяется исследователями. Необходимость в выработке понятия «правовой действительности» становится всё более очевидной в связи с повышением роли права в функционировании и развитии общества, в укреплении общественного и правового порядка.

В научной литературе правовую действительность часто понимают как «юридическое, правовое бытие», «правовую форму», «правовую жизнь», «правовую сферу», «правовую систему». Между ними, бесспорно, немало общего. Все они выступают своего

рода комплексными, широкими категориями, включающими многочисленные юридические элементы - правовые акты, правосознание, правовую практику, правоотношения и т. п. Эти понятия взаимосвязаны, обозначают собой довольно крупные пласты бытия права, содержат в себе различные формы его проявления. Вместе с тем «правовая действительность», как представляется, - самостоятельная юридическая категория, отличающаяся от вышеназванных категорий. Она наиболее широкая, включающая в себя ранее перечисленные.

Правовая действительность по отношению к правовой жизни и другим сходным понятиям играет организующую роль, придает ей определенное единство, правомерные начала. Ибо правовые явления в их системной организации свидетельствуют об уровне правовой жизни общества. В этой связи понятие «правовая действительность» позволяет гораздо объемнее взглянуть на все проявления как позитивного, так и негативного плана. Такой взгляд необходим, ибо придает правовым реалиям определенную целостность. Ведь важно видеть в правовой действительности не только плюсы, но и минусы [20].

Правовая действительность предполагает контакт человека с миром, внешний мир дает информацию о предмете отражения. Ее воспринимает сознание, формы и характер которого определяются опытом человека и социальной практикой. Информация находит свое проявление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через органы чувств и нервную систему, воспринимает ее.

Отражение правовой реальности состоит из ряда последовательно возникающих психических образований, ощущений, главным образом слуховых и зрительных восприятий. Наиболее непосредственным отражением жизненных отношений людей, живущих в государственно-организованном обществе является правовая психология. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - в мозг поступает информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Через информацию происходит накопление знаний о праве, правовой действительности в целом.

2. Познание правовой действительности. Краеугольным камнем понимания познания

является положение о сознании как активнотворческом отражении правовой действительности. Эта черта сознания проявляется не только в процессе создания и изменения «картины мира», но и в предметно-практической деятельности по удовлетворению потребностей человека, которому необходим адекватный образ мира для того, чтобы его деятельность была эффективной. Эта особенность сознания выражается формулой: «сознание не только отражает мир, но и творит его». Оно может создавать идеальные конструкции, представления, которым нет аналогов, прообразов в реальном мире. Человек способен, отвлекаясь от реального восприятия окружающей правовой действительности, рисовать в своем воображении то, что в данный момент не существует, или даже то, что никогда не существовало.

Сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Содержание знания субъекта зависит от самой действительности, в силу чего познание, мыслительная деятельность человека и общества есть процесс отражения этой действительности в сознании.

Однако это не пассивное, зеркальное отражение правовой действительности. Оно предполагает активное отношение человека к миру уже потому, что человечество познает действительность не ради знания самого по себе, а в целях ее осознанного преобразования. Объект (предмет) познания в силу этого не представляет собой чего-то неизменного. В каждую историческую эпоху объект познания конкретен, он включает лишь часть, лишь определенные фрагменты социальных процессов, те правовые и социальные явления, которые так или иначе вовлечены в круг практической деятельности общества.

Информация о внешнем мире, объекте воспринимается сознанием через мыслительную деятельность человека, которая представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на реализацию практических задач с помощью мыслительных операций. Это анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, будет зависеть от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Главное в познании - мышление. В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности -высшей степени человеческого познания.

Правовое мышление человека можно определить как процесс активной интеллектуальной деятельности личности, как высшую ступень отражения правовой действительности, связанную с выработкой правовых идей, понятий, убеждений. Интеллектуальная работа при разрешении различных правовых ситуаций - это постоянный каждодневный процесс. Мышление позволяет вырабатывать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания [21].

Продукт мышления - правовые идеи, понятия. Идеи права составляют содержание правосознания. Идея есть сама действительность, представленная в нашем сознании. Правовые идеи выступают представлениями о правовых ценностях и путях их реализации.

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени. Всё это возможно благодаря процессу мышления - сложной (логической) форме переработки информации.

Правовое мышление характеризуется, во-первых, опосредованным характером. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта -ощущения, воприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Во-вторых, - обобщённостью.

Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение - это

форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-либо, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли. Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

3. Отношение к правовой действительности. Правовое мышление вызывает к жизни определенное эмоциональное отношение человека к разным сторонам и явлениям правовой действительности на основе опыта и правовой практики. В основе отношения лежат эмоциональные оценки в межличностных отношениях. Эмоции в общей психологии определяются как особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, приятных или неприятных ощущений отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Проблему эмоций в праве обстоятельно исследовал Л. И. Петражицкий. Он придавал эмоциям огромное значение в жизни людей и полагал, что существуют правовые эмоции. Они являются элементами настоящего, действительного права. Индивиды связаны между собой правовыми эмоциями, имеющими атрибутивно-императивный характер [22]. Если в первой части правосознания происходит получение правовой информации, ее накопление, во второй - ее обработка, то в третьей - формирование соответствующего отношения к праву, выработка правовых установок, нацеленности на те или иные варианты поведения. «Правосознание, - писал И. А. Ильин, - представляет собой “инстинктивное правочувствие”, в котором реализуется собственная духовность и признается духовность других людей» [23].

Понятие отношение представляет собой потенциальный аспект психологических

процессов, связанных с избирательной и субъективной активностью личности. Поэтому потребности, вкусы, склонность, оценка, принципы и убеждения представляют варианты отношений человека. Правосознание выражает оценку действующего права, критическое отношение к нему, формирует определенные надежды и пожелания к правовой сфере, к ее изменениям.

Вольно или невольно человек, привлекая правовые нравственные, религиозные, политические и т. п. критерии, дает сравнительную оценку прошлой и настоящей правовой жизни, высказывает свое отношение к перспективам ее совершенствования.

Отношение связано с эмоциональной сферой - от его полного одобрения, глубокого уважения до полного неприятия. При этом оцениваются не только право, законы, но и другие юридические феномены - законность, правопорядок, правотворчество, правосудие, акты правосудия, ход правовой реформы (если иметь в виду современную Россию). Оценке подвергается правовая политика государства, деятельность его органов, властных структур, должностных лиц, законодателей; правомерные и противоправные поступки граждан, собственное поведение субъекта (самооценка). В общем, всё, что происходит в правовой сфере. Ни одно юридическое явление, образование, ни один правовой институт не остаются вне аналитического опосредования их правосознанием. Оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их соответствия или несоответствия определённым критериям.

Оценка, осуществляемая с позиций справедливости и несправедливости, гуманизма и жестокости, совершенства и несовершенства и т. д., может быть как позитивной, так и негативной, т. е. критической.

Правосознание выражает оценку права с точки зрения его справедливости или несправедливости, мягкости или строгости, гуманизма и жестокости, совершенства или несовершенства, эффективности или неэффективности, достоинств или недостатков. Они служат своеобразной основой как для оптимизации социального регулирования в целом, так и для определения позитивных тенденций правового воздействия, для обес-

печения действенности использования правовых средств.

Оценка может быть как позитивной, так и негативной, т. е. критической. Идеализированное отношение к праву выражается в абсолютизации роли права в регулировании правовых отношений (правовой идеализм). Безразличное отношение (правовой конформизм) - в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, нормативному порядку (правовой нигилизм).

Позитивные отношения представляют собой результат развития правовой культуры человека, общественной группы, общества в целом. Социальная ценность такого отношения заключается в направлении человеческого сознания (а следовательно, и поведения) к духу права, его истинному предназначению, к культивированию ценностей права. Они мотивируют совершение личностью правомерных поступков, стимулируют ее юридическую активность, а «через усиление правового стимулирования может повышаться ценность и роль самого права» [24].

Отношение к правовой действительности связано с такими явлениями, как правовая совесть, правовая воля, правовой долг, стыд. Правовая совесть - интуитивное понимание, стремление к справедливому жизненному, нравственному праву (один из важнейших элементов юридической психологии личности); правовая воля предполагает постоянную нацеленность юридического сознания на разработку нужных обществу законов, на их практическую реализацию. Ценность правовой воли заключается в способности направлять в нужное русло законотворческую и правореализующую деятельность физических и юридических лиц. Правовой долг формирует аксиологическую рефлексию соответствующего имманентного отношения к онтологическим структурам позитивного правопорядка. Сущность правового долга состоит в проспективной юридической обязанности по реализации предписаний юридических норм [25]. Стыд - это внутреннее осознание неприемлемости данного поступка для других людей. Стыд подавляет активность, направленную во вред общественным интересам. Поэтому, обращаясь к этому чувству человека, можно в той или иной мере регулировать его отношение и поведение в целом.

Итак, правосознание - сложное правовое образование, складывающееся из трех частей: правового отражения, правового познания, правового отношения, которые можно рассматривать как стадии правосознания. Правосознание - это отражение правовой действительности, ее познание и отношение к ней.

1. Теория государства и права : схемы и комментарии. - 5-е изд. - М. : Юриспруденция, 2007. - С. 30.

2. Сырых В. М. Теория государства и права. -М., 1998. - С. 117.

3. Теория государства и права : учебник / кол. авт. ; отв. ред. А. В. Малько. - М. : КНОРС, 2006. - С. 298.

4. Теория государства и права : учебник / под ред. А. С. Пиголкина. - М. : Юрайт-Издат,

2006. - С. 606 ; Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. - М., 1997. - С. 346.

5. Теория государства и права : учебное пособие. Конспект лекций в схемах и определениях / под ред. Л. В. Смирнова. - М., 2004. -

С. 265 ; Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. - М., 1997. - С. 194.

6. Чашин А. Н. Теория государства и права. -М., 2008. - С. 636 ; Юрашевич Н. М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. - 2004. - № 2. - С. 181 ; Батуркин В. Г. Понятие и структура правового сознания // История государства и права. - 2004. - № 5. -С. 21 ; Поляков А. В., Тимошина Е. В. Теория государства и права. - СПб., 2005. - С. 157.

7. Большая юридическая энциклопедия. - М.,

2007. - С. 463.

8. Пискунова С. С. Современное правосознание: понятие, характерные черты и функции // Закон и право. - 2003. - № 8. - С. 28 ; Теория государства и права / отв. ред. В. Д. Перевалов. - М., 2007. - С. 206.

9. Уледов А. К. Структура общественного сознания (теоретико-социологическое исследование). - М. : Мысль, 1968. - С. 99 ; Чуйков Д. Системообразующие принципы правосознания // Юридическое образование и наука. -2007. - № 3. - С. 40.

10. Поляков А. В., Тимошина Е. В. Указ. соч. -С. 157.

11. Червонюк В. И. Теория государства и права. -М., 2006. - С. 463.

12. Лекторский В. А. Сознание // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2010.

13. В юридической литературе высказывались также мнения, согласно которым правосознание отождествлялось или вплотную сближалось с правом. См.: ФарберИ. Е. Правосознание как форма общественного сознания. -М., 1963. - С. 24, 28 ; Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. -М., 1973. - С. 95.

14. Ильин И. А. О сущности правосознания // Собр. соч. : в 2 т. - М., 1993. - Т. 1. - С. 127.

15. Алексеев С. С. Философия права. - М., 1997. -С. 25-26.

16. Молчанов С. Н. Об использовании понятий

«культурные ценности» и «культурное наследие» (достояние) в международном праве (информационно-аналитический обзор) //

Московский журнал международного права. -2000. - № 2. - С. 20-27.

17. Щегорцов В. А. Социология правосознания. -М., 1981. - С. 33.

18. Соколов Н. Я. Профессиональное правосознание юристов. - М., 1988. - С. 19.

19. Кистяковский Б. Право как социальное явление. - М., 1911. - С. 10.

20. Клименко А. М. Правовая действительность как социокультурный феномен. - URL: http:// www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3741.

21. См.: Большой энциклопедический словарь. -М. ; СПб., 1997. - С. 744.

22. Подробнее см.: Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - Т. 1. - СПб., 1909.

23. Ильин И. А. О сущности правосознания // Собр. соч. : в 10 т. - Т. 4. - М., 1994. - С. 149415, 310.

24. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект. - Саратов, 1994. - С. 4.

25. Байниязов Р. С. Правосознание: психологические аспекты // Правоведение. - 1998. - № 3. - С. 16, 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.