Научная статья на тему 'Место правовой установки личности в структуре правосознания'

Место правовой установки личности в структуре правосознания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1391
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ УСТАНОВКА / ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL INSTALLATION / LEGAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шамина Арина Сергеевна

В статье раскрываются особенности правосознания и его структурные элементы, выявляется место правовой установки в структуре правосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OF LEGAL INSTALLATION PERSONALITY IN THE STRUCTURE OF ADVOCACY

The article reveals the peculiarities of legal consciousness and its structural elements, reveals the place of legal installation in the structure of legal consciousness.

Текст научной работы на тему «Место правовой установки личности в структуре правосознания»

УДК 340.01

МЕСТО ПРАВОВОЙ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Шамина Арина Сергеевна,

студентка юридического факультета ФБГОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск

PLACE OF LEGAL INSTALLATION PERSONALITY IN THE STRUCTURE OF ADVOCACY

Arina Shamina,

student of the Faculty of Law Mordovian State University, Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются особенности правосознания и его структурные элементы, выявляется место правовой установки в структуре правосознания.

ABSTRACT

The article reveals the peculiarities of legal consciousness and its structural elements, reveals the place of legal installation in the structure of legal consciousness.

Ключевые слова: правосознание, правовая установка, правовое поведение.

Keywords: legal consciousness, legal installation, legal behavior.

Развитие правовой науки представляет собой непрерывный, постоянно совершенствующийся процесс, в результате которого уравновешиваются как интересы личности, так и всего общества в целом, что неизменно влечет за собой совершенствование не только всей общественно-правовой системы России, но и каждой отдельно взятой личности. Социально-правовые изменения в нашем государстве требуют необходимости совершенствования личности в области действия права. Современному человеку приходится сталкиваться с такими обстоятельствами, при которых перед ним возникает необходимость должным образом ориентироваться в новых для него социально-правовых условиях.

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории. На его содержание, как одну из форм общественного сознания, оказывает воздействие ряд факторов: социально-политические, экономические, культурные и, конечно же, правовые. Оно не только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

Формирование правосознания становится в XIX - XXI вв. процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. От мифологического сознания к логическому, а от него к логико-правовому - так можно определить основной вектор в продвижении общественного сознания к дальнейшим рубежам и высотам.

Достаточно удачным, по нашему мнению, представляется определение, данное М.Н. Юрашевич: «правовое сознание - система чувств, привычек, представлений, оценок, взглядов, теорий, идей субъектов права (носителей правосознания), отражающих правовую действительность и оценочное отношение к ней (к социально-правовым установкам и ценностным ориентациям общества; к прошлому, действующему или ожидаемому праву) и выполняющих посредством этого роль своеобразного регулятора (саморегулятора) их поведения в юридически значимых ситуациях» . [6]

Правовое сознание выступает формой отражения и познания общественного бытия, оно обеспечивает восприятие индивидом правовой реальности, дает оценку и регуляцию поведения в соответствии с полученными знаниями и сформировавшейся правовой установкой личности. Именно правовое сознание, а не правовая норма, предотвращает противоправное поведение и придает поступку желательное юридическое значение. По мнению В. А. Щегорцова, правосознание состоит из познавательных, волевых и оценочных элементов, образующих правовые знания и отношение к действующему праву, различным

правовым явлениям, к правовой надстройке в целом и ее составным частям. [5] Оно представляет собой основной «пункт», собирающий в себе все психические процессы, свойства и состояния, которые проявляются в конкретном правовом поведении, и является совокупностью взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга элементов, которые формируют целостную систему идей, установок, взглядов, оценок и чувств, именно как результат правовых установок в ценностных ориентациях личности. Человек, имея личный опыт и социальную практику, изучает, познаваемые им различные стороны правовой жизни которые позволяют ему определить в целом роль правового сознания, как внутреннего, личностного механизма регулирования собственного поведения в юридически значимых ситуациях.

Анализируя систему "правосознание", Чуйков Д. выделяет следующую структуру [4]. Нижний (нравственный) ярус образует правовая психология, так как она в основном содержит нравственные оценки, присущие обыденному сознанию, и поэтому является основой правосознания. Верхний ярус, воплощающий идею или концепцию, составляет правовая идеология, которая интегрирует взгляды, концепции и теории. Проблема возникает со средним ярусом, который связал бы в единую систему нижний и верхний ярусы. Как видится, ответ на этот вопрос кроется в том, что само по себе правосознание вне конкретного носителя, а именно общества, не имеет и не может иметь этого центрального элемента. Только общность людей, наделенных сознанием, обладающих своей культурой и традициями, может вдохнуть жизнь в систему "правосознание". Таким образом, требуется интеграция в систему "общество". Нравственные категории, например, такие, как "плохо" и "хорошо", "добро" и "зло", изначально не являются правовыми, но становятся таковыми в результате нормативного закрепления, которое, в свою очередь, невозможно без участия правосознания, более того, их обратное воздействие не может оказываться вне правосознания. Таким образом, нижний (нравственный) и средний (правовой)

ярусы системы "общество" связаны правовой психологией, которая является нижним ярусом системы "правосознание".

Данного мнения придерживается Т.Л. Тенилова, полагающая, что "структура правосознания состоит из трех элементов - правовой идеологии, правовой психологии и правовых установок" [1] .

Правовая установка как психологическое явление, определяет отношение к окружающей правовой действительности и является важнейшим структурным элементом правового сознания. Наряду с мотивами, целями, интересами, установка играет существенную роль в усвоении поступающей в правовое сознание, правовой информации.

Отношение личности к правовым нормам, выражающееся в согласии или несогласии с ее требованиями, отражается в правовой установке на выполнение или не выполнение этих требований. Правовая установка возникает под непосредственным влиянием окружающей правовой действительности и служит связующим звеном между правовой нормой и правовым сознанием.

Правовая установка, содержащая рациональные (знание правовых норм, общих требований права), эмоциональные (отношение к правовым нормам и требованиям) и волевые (готовность действовать каким-либо образом) компоненты - это не только готовность и предрасположенность субъекта действовать в юридически значимых ситуациях определенным образом относительно определенных правовых принципов и ценностей. Это установка не на осуществление конкретного акта поведения, а на поведение в сфере действия права вообще. Это особое состояние психического склада личности, предрасполагающее к определенной активности. Правовая установка субъекта имеет прямое отношение не только к осмыслению его поведения в правовой сфере, но и права вообще (так как правовые нормы и есть ни что иное, как определенные установки должного или возможного поведения людей в правовой сфере).

Правовая установка занимает особое место в реализации регулятивной функции правосознания, она заключает в себе готовность, предрасположен-

ность субъекта к правомерному или противоправному поведению. Эта готовность формируется под взаимодействием социальных и психофизиологических факторов. Правовая установка, являясь одним из основных регулятивных элементов правосознания, выступает правовым ориентиром, характеризующим направленность личности на соблюдение правовых норм. Говоря о регулирующем влиянии правосознания на поведение личности необходимо исследование его социально-правовой установки и правовой ориентации. Правовое сознание личности представляет собой совокупность правовой установки и ценностных ориентации личности по отношению к регулируемым правом нормам. Эмоционально-оценочный элемент установки и ценностных ориентации выполняет важнейшую роль в выборе и реализации форм поведения личности. Поведенческий компонент правового сознания (регулятивная сторона) связан с контролированием процесса конкретного правового действия и оценкой его результатов, осуществляемая посредством социально-правовых установок и ценностных ориентации личности. Таким образом, регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок, ценностных ориентации как психологических механизмов правовой активности личности. Правовое сознание ориентирует субъекта в наиболее важных социально-значимых связях и отношениях, формируя понимание того, каким образом следует поступать в той или иной ситуации, регулируемой системой правовых норм. Результатом действия регулятивной функции правового сознания является формирование определенных моделей поведения как должных и социально-необходимых.

Осуществляясь посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности, регулятивная функция правового сознания позволяет нам определить в целом роль правового сознания, как внутреннего, личностного механизма регулирования поведения людей в юридически значимых ситуациях.

С психологической точки зрения зависимость между установкой и поведением очевидна. В юридической деятельности очень важно учитывать любые

установки, особенно с целью предотвращения преступлений. То есть, правовая установка личности может быть угодна обществу, либо не угодна, то есть ее направленность может быть как на правомерное, так и на неправомерное поведение.

Сформированный на основе осознания объективных потребностей, интерес становится «программой» и целью человеческой деятельности. Таким образом, правовая установка, являясь элементом правового сознания, выступает в качестве своеобразного критерия, позволяющего выделить из всей совокупности потребностей наиболее важные и актуальные для успешного развития правовой личности, которой необходимо постоянно находить новые позитивные идеи для развития стабильности и совершенствования в правовой сфере.

Список литературы:

1. Тенилова Т.Л. Временные характеристики в сфере правосознания // "Черные дыры" в Российском законодательстве // Юридический журнал. 2005. N 4. С. 39 - 45.

2. Усманова Е.Ф. Совершенствование правовой культуры и ее роль в развитии общественного сознания гражданского общества // Правопорядок: история, теория, практика. 2018. № 2 (17). С. 66-69.

3. Усманова Е.Ф. Значение правовой культуры в процессе развития правового государства и гражданского общества // Juvenis scientia. 2018. № 7. С. 11-13.

4. Чуйков Д. Системообразующие принципы правосознания // Юридическое образование и наука. 2007. N 3.

5. Щегорцов В.А. Социология правосознания. - М.: Мысль, 1981. - С 63.

6. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. 2004. N 2.С.181.

References:

1. Tenilova T.L. Vremennyye kharakteristiki v sfere pravosoznaniya // "Chernyye dyry" v Rossiyskom zakonodatel'stve // Yuridicheskiy zhurnal. 2005. N 4. S. 39 - 45.

2. Usmanova E.F. Sovershenstvovaniye pravovoy kul'tury i yeye rol' v razvitii obshchestvennogo soznaniya grazhdanskogo obshchestva // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. 2018. № 2 (17). S. 66-69.

3. Usmanova E.F. Znacheniye pravovoy kul'tury v protsesse razvitiya pravovogo gosudarstva i grazhdanskogo obshchestva // Juvenis scientia. 2018. № 7. S. 11-13.

4. Chuykov D. Sistemoobrazuyushchiye printsipy pravosoznaniya // Yuridicheskoye obrazovaniye i nauka. 2007. N 3.

5. Shchegortsov V.A. Sotsiologiya pravosoznaniya. - M.: Mysl', 1981. - S

63.

6. Yurashevich N.M. Evolyutsiya ponyatiya pravovogo soznaniya // Pravovedeniye. 2004. N 2.S.181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.