Научная статья на тему 'Правовая характеристика государственно-правового идеала'

Правовая характеристика государственно-правового идеала Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
894
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственно-правовой идеал / правовая реальность / правосознание / правоприменение / закон

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Небратенко Г.Г., Анисимов П.В.

В статье дается правовая характеристика государственно-правового идеала. Автор отмечает, что категория правового идеала является одной из предельно общих в теории права и сопряжена с такими понятиями, как «право», «правовая система», «правоотношения», «правовая действительность» (реальность).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая характеристика государственно-правового идеала»

начале XX века: дис. ... канд. ист. наук. Владимир, 2000.

7. Устав о предупреждении преступлений. Изд. 1890 года // Свод законов. М., 1910. Т. XIV.

8. ГА РФ. Ф. 102. Оп. 38. Д. 669. Л. 150.

9. Линдер И. Б., Чуркин С. А. История специальных служб России Х-ХХ веков. М., 2005.

10. Уставы уголовного судопроизводства. Изд. 1892 г. // Свод законов Российской империи. М., 1912. Т. XVI.

11. Гессен В. М. Исключительное положение. СПб., 1908.

12. Сапаргалиев Г. С. Карательная политика царизма в Казахстане (1905-1917 годы). Алма-Ата, 1966.

13. ПСЗ. Собр. 3. Т. 1. Ст. № 350.

14. Сибирь в составе Российской империи / под ред. А. И. Миллера. М., 2007.

15. Фойницкий И. Я. Управление ссылки // Сборник государственных знаний. М., 1880. Т. 8.

16. Марголис А. Д. Система сибирской ссылки и закон от 12 июня 1900 года // Ссылка и обще-

ственно-политическая жизнь Сибири (XVIII -начало XX века). Новосибирск, 1978.

17. Правила о местностях, объявленных состоящими на военном положении от 18 июня 1892 года // Свод законов Российской империи. 1912. Т. II.

18. Правительственный вестник. 1906. № 190.

19. Царизм в борьбе с революцией 19051907 годов: сборник документов. М., 1936.

20. Гейфман А. Революционный террор в России (1894-1917) / пер. с англ. Е. Дорман. М., 1997.

21. Из истории применения военно-полевых судов в России. URL // http: // arhivio.narod.ru / 12 / htm

23. Рассказов Л. П. ВЧК-ГПУ -ОГПУ-НКВД в механизме формирования и функционирования политической системы советского общества (1917-1941): дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1994.

24. Рассказов Л. П. Деятельность органов государственной безопасности по реализации политики ВКП(б) (конец 20-х - 1941 год). М., 2001.

Г. Г. Небратенко, П. В. Анисимов

ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ИДЕАЛА

В статье дается правовая характеристика государственно-правового идеала. Автор отмечает, что категория правового идеала является одной из предельно общих в теории права и сопряжена с такими понятиями, как «право», «правовая система», «правоотношения», «правовая действительность» (реальность ).

Ключевые слова: государственно-правовой идеал, правовая реальность, правосознание, правоприменение, закон.

Категории как предельно общие универсальные понятия являются инструментарием науки, при помощи которого она проникает в сущность процессов, дает возможность выделять наиболее важные характеристики действительности, устанавливать связи между явлениями. Соответственно, правовые категории выражают предельно общие начала правовой науки, устанавливающие связи между явлениями правовой действительности, играющие роль некоего систематизирующего принципа в процессе приобретения и развития знаний о ней. Так, правовую категорию принято рассматривать в качестве некоего узла, на базе которого формируется система понятий, отражающих соответствующий ряд явлений правовой действительности.

С одной стороны, правовые категории являются теоретическим отображением права, его

моделью, слепком, что непосредственно определяется уровнем его познания, с другой - выступают в качестве средства, инструмента познания права. Так, раскрыть содержание правовой действительности невозможно без таких категорий, как «право», «правоотношение», «правопорядок», «законность» и так далее, которые теоретически отображают соответствующие правовые явления. Данные категории являются итогом познания правовой действительности. В то же время научное познание правовой действительности, закономерностей правообразования, право-реализации, действия права, правоприменения и пр. невозможно без выработанных правовой доктриной и юридической практикой категорий, каждая из которых выражает сущностные значения тех или иных явлений.

Очевидно, что развитие знаний о правовой

Философия права, 2014, № 5 (66)

действительности предполагает и развитие категориального аппарата науки права. Так, теория государства и права постоянно обогащается новыми категориями, знаменующими приращение нового знания. Учитывая связь теории права с другими науками социально-гуманитарного знания, многие термины, используемые ранее в них, переходят в ее сферу, обогащаясь новым содержанием в соответствии с предметом правовой науки, ее задачами и методологией. Одной из относительно новых является категория государственно-правового идеала, отражающая важнейшую область явлений правовой действительности, связанную с правовым сознанием.

В целом необходимо отметить, что основная задача, которая ставится как перед правовыми категориями, так и перед категорией правового идеала, заключается в объяснении действующего права, его системном изложении и толковании, что обусловлено задачами как правотворческой, так и правоприменительной практики. Так, анализ категориально-понятийного аппарата, сложившегося в праве, позволяет выявить закономерности его функционирования и развития, что составляет важную часть как процесса познания права, так и процесса правового регулирования юридической практики.

Категория правового идеала сопряжена с такими понятиями, как «право», «правовая система», «правоотношения», «правовая действительность» (реальность). Поэтому для выяснения категориального статуса категории «государственно-правовой идеал» необходимо рассмотреть это понятие в данном категориальном контексте. Так, очевидно, что по степени обобщения понятие правового идеала соотносится с категорией правовой реальности, которая выступает в качестве его когнитивно-содержательного контекста.

Понятие правовой действительности (реальности) давно стало частью теоретико-правового дискурса и приобрело достаточно устойчивое содержание. Как правило, под правовой действительностью подразумевают ту совокупность социальных явлений, которые характеризуются определенным правовым содержанием и формой. При этом действия, соответствующие правовому требованию, не только относятся к правовой действительности, но и являются противоправными. Следовательно, правовая действительность - это мир права, включающий все правовые явления и процессы, способ упорядочивания и интерпретации жизни общества.

В этом смысле следует согласиться с мнением, согласно которому правовая реальность отождествляется с правовой системой, которая объ-

единяет «.. .всю правовую организацию общества, всю систему правовых средств, она непрерывно развивается, но ее подсистемы претерпевают изменения с различными скоростями» [1]. В данном контексте не выдерживает критики точка зрения, согласно которой правовая реальность «.рассматривается как надстроечное явление, включающее правовые учреждения, правовые отношения и правосознание» [2, с. 121]. По нашему мнению, такая интерпретация правовой реальности существенно упрощает данное понятие, лишая его содержания.

Необходимо отметить, что проблема правовой действительности (реальности) по своей сущности есть проблема правопонимания, поскольку интерпретация правовой реальности определяется пониманием права, его социальной природы и сущности. В этой связи очевидна роль, которую может сыграть философско-правовой подход в решении данной проблемы.

Так, можно выделить несколько подходов к правовой реальности, культивируемых философ-ско-правовыми исследованиями. Давно известен феноменологический подход к правовой реальности, сформулированный П. Бергером и Т. Лукма-ном и, как известно, развивавшийся в учении русского философа-правоведа Н. Н. Алексеева. По некоторым оценкам, «феноменологический подход исследует правовую реальность как взаимодействие социума, системного мира и повседневной реальности» [2, с. 120]. Так, П. Бергер и Т. Лукман отождествляли реальность с присущим феноменам свойством существовать независимо от нашей воли и сознания. Речь идет о том, что квинтэссенцией правовой реальности является объективность норм, институтов, отраслей и пр., что делает невозможным игнорирование такой реальности субъектом, которая по своей природе очевидна. В то же время правовая реальность конструируется самим человеком (субъектом) «.как в процессе повседневной деятельности, так и в теоретических ее определениях» [3].

По нашему мнению, Н. Н. Алексеев пошел значительно дальше своих предшественников в феноменологической интерпретации правовой реальности. Суть подхода Н. Н. Алексеева заключается «.в выявлении правовой структуры, состоящей из набора универсальных феноменов, различное содержание которых в рамках различных культурных и социально-политических традиций задает различные рамки правовых систем» [4, с. 45]. К таким правовым феноменам, составляющим правовую реальность, он, в частности, относит субъекта права, ценности, а также не-

сводимые друг к другу понятия правомочности и правообязанности.

Очевидно, что системный подход к правовой реальности является более перспективным в ее интерпретации. Согласно этому подходу правовая реальность представляет собой систему элементов, взаимосвязь которых определяется жизнедеятельностью общества, правовых субъектов в контексте права и юридического закона. При этом интегрирующей основой правовой реальности выступает право. Соответственно, характер права свидетельствует о характере правовой политики, правовой идеологии и правовой системы.

Литература

1. Рожкова А. К. Правовая реальность и правовой идеал // Известия ИГЭА. 2010. № 6 (74).

2. Иконникова Г. И., Лященко В. П. Основы философии права. М., 2007.

3. Ткачева Н. Г. Проблемы исследования социальной реальности: теоретико-методологический аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Иркутск, 2006.

4. Амбарцумян А. С. Концепция права Н. Н. Алексеева: социокультурные и политические основания: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2013.

П. В. Анисимов, А. Ю. Чикильдина, Г. С. Працко

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА: ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ

В настоящей статье путем исторического анализа выделяются ключевые этапы становления и развития концептуальных аспектов земельного права. Авторы характеризуют правовые источники земельного права, политические реформы, повлиявшие на формирование земельного права в качестве отдельной отрасли права. Отстаивается позиция, согласно которой ключевым критерием периодизации развития правовых основ земельных отношений выступает концепция права собственности, признаваемая народом и охраняемая государством.

Ключевые слова: земельное право, история права, периодизация, советское земельное законодательство, земельные реформы.

Земельное право имеет довольно длительный путь становления и отличается бурным характером развития: концепция правового регулирования земельных отношений в отечественной правовой системе неоднократно менялась, но законодатель никогда не оставлял эту сферу без внимания. Для российского гражданина вопросы, связанные с владением землей, в прошлом имели не меньшее значение, чем сейчас, однако эта сфера отношений до сих пор является одной из наиболее проблемных, требующих ретроспективного исследования. Целью данной статьи является выделение ключевых этапов становления и развития концептуальных аспектов земельного права с использованием метода исторического анализа.

На сегодняшний день правовые вопросы собственности на землю составляют одну из классических и центральных тем земельно-правовой науки, однако это не позволяет говорить об отсутствии пробелов в регулировании этих вопросов либо о существовании единой общепризнанной теории земельной собственности среди рос-

сийских и зарубежных цивилистов. Скорее, наоборот, - в земельном праве растет и ширится многообразие мнений и взглядов на правовую природу, содержание и сущность данной теоретически важной и практически необходимой категории. Согласие среди ученых достигнуто, безусловно, в том, что ни одно общество объективно не может существовать без права собственности. Как утверждал Д. И. Мейер, оно иногда сокрыто, существует в грубых формах, но тем не менее всегда и везде существует. Это право, по его мнению, выражается в господстве человека над вещью, необходимом для удовлетворения его потребностей [13, с. 4-5].

О первопричинах возникновения собственности удачно выразился Б. Н. Чичерин: «.Человек есть существо самобытное, которое должно своеобразно устроить свою жизнь, он должен иметь нечто для себя. Из самобытного и для себя бытия вытекает самобытное и для себя имение. Собственность есть, следовательно, объективация или отражение личности во внешнем, вещественном мире; это - круг вещных благ, прове-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.