Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД БОРЬБЫ С COVID-19 С УЧЕТОМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ'

ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД БОРЬБЫ С COVID-19 С УЧЕТОМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / РОССИЙСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галас Марина Леонидовна

Устойчивость развития государства характеризуется уровнем удовлетворения потребностей в безопасности, достойными условиями жизни населения, реализацией способностей индивида к труду, творчеству, личностному росту, комфортным ментально-культурным и бытовым пространством, обеспеченностью законных прав и свобод человека, стабильностью экономической, социальной, политической систем государства. В условиях глобальных угроз (в их числе - пандемии, такие, как COVID-19) перед современным социальным государством встают задачи предотвращения экспонентного снижения качества жизни населения при ограниченности бюджетных ресурсов, турбулентности банковской сферы, кризиса отраслей экономики, малого и среднего бизнеса. В статье рассматриваются основные государственно-политические меры по достижению целей устойчивого развития с учетом повышения качества жизни российского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Галас Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND POLITICAL MEASURES OF THE RUSSIAN FEDERATION TO ACHIEVE THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS DURING THE FIGHT AGAINST COVID-19, WITH THE ACCOUNT OF IMPROVING THE QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION *

Sustainability of the development of the state characterizes the level of satisfaction of security needs, in decent living conditions of the population, in the realization of the individual’s abilities to work, to creativity, to personal growth, in a comfortable mental-cultural and everyday space, in the provision of legal rights and freedoms of the person, in the stability of the economic, social, political systems of the state. In the face of global threats, including pandemics of hazardous infections, such as COVID-19, the modern social state faces the task of preventing the exponential decline in the quality of life of the population with limited budgetary resources, the turbulence of the banking sector, crisis of off-line industries, small and medium-sized businesses. The article examines the main state-political measures to achieve sustainable development goals, taking into account the improvement of the quality of life of the Russian population.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД БОРЬБЫ С COVID-19 С УЧЕТОМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-3-82-88 УДК 323(045)

Государственно-политические меры Российской Федерации по достижению целей устойчивого развития в период борьбы с СОУЮ-19 с учетом повышения качества жизни населения*

М.Л. Галас

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid. огд/0000-0002-1523-8287

АННОТАЦИЯ

Устойчивость развития государства характеризуется уровнем удовлетворения потребностей в безопасности, достойными условиями жизни населения, реализацией способностей индивида к труду, творчеству, личностному росту, комфортным ментально-культурным и бытовым пространством, обеспеченностью законных прав и свобод человека, стабильностью экономической, социальной, политической систем государства . В условиях глобальных угроз (в их числе - пандемии, такие, как COVID-19) перед современным социальным государством встают задачи предотвращения экспонентного снижения качества жизни населения при ограниченности бюджетных ресурсов, турбулентности банковской сферы, кризиса отраслей экономики, малого и среднего бизнеса . В статье рассматриваются основные государственно-политические меры по достижению целей устойчивого развития с учетом повышения качества жизни российского населения

Ключевые слова: устойчивое развитие; качество жизни; государственная политика; социальная стабильность; российское население

Для цитирования: Галас М.Л. Государственно-политические меры Российской Федерации по достижению целей устойчивого развития в период борьбы с СОУЮ-19 с учетом повышения качества жизни населения. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(3):82-88. РО1: 10.26794/2226-7867-2021-11-3-82-88

ORIGINAL PAPER

State and Political Measures of the Russian Federation to Achieve the Sustainable Development Goals during the Fight against COVID-19, with the Account of Improving the Quality of Life of the Population **

M. L. Galas

Financial University, Moscow, Russia https://orcid. org/0000-0002-1523-8287

ABSTRACT

Sustainability of the development of the state characterizes the level of satisfaction of security needs, in decent living conditions of the population, in the realization of the individual's abilities to work, to creativity, to personal growth, in a comfortable mental-cultural and everyday space, in the provision of legal rights and freedoms of the person, in the stability of the economic, social, political systems of the state. In the face of global threats, including pandemics of hazardous infections, such as COVID-19, the modern social state faces the task of preventing the exponential decline in the quality of life of the population with limited budgetary resources, the turbulence of the banking sector, crisis

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.

** The article explores the results of research carried out at the expense of budget funds on the state task of the Financial University. © Галас М. Л ., 2021

of off-Line industries, small and medium-sized businesses . The article examines the main state-political measures to achieve sustainable development goals, taking into account the improvement of the quality of life of the Russian population

Keywords: sustainable development; quality of life; public policy; social stability; the Russian population

For citation: Galas M. L. state and political measures of the Russian Federation to achieve the sustainable development goals during the fight against COVID-19, with the account of improving the quality of life of the population. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2021;11(3):82-88. (In Russ.). DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-3-82-88

Минтруд России инициировал введение инструмента оперативного контроля ситуации на рынке труда: занятость в тех организациях экономики России, которые включены в перечень системообразующих. Основание для включения в перечень — отраслевые показатели, предложенные федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), разрабатывающими государственную политику в соответствующих отраслях экономики и госкорпорациях. В рамках Государственной информационной системы промышленности функционирует сервис мониторинга еженедельного финансово-экономического положения системообразующих организаций1.

Федеральная налоговая служба РФ (далее — ФНС) контролирует информацию о конфликтных ситуациях, возникающих на российском рынке труда. Органам ФНС поручено отсылать в соответствующую государственную инспекцию труда обращения российских граждан о случаях невыплаты или несвоевременной выплаты зарплаты или увольнения2.

Актуальным в Российской Федерации стал вопрос о возможности неисполнения обязательств в связи с COVID-19, т.е. о возможности изменения порядка действий по отношению к определенной сделке, которая признается форс-мажором. Верховный Суд Российской Федерации дал разъяснение: невозможно признание распространения

1 Приказ Минтруда России от 25.03.2020 № 16-2/10/ В-2328 «Об обеспечении оперативного контроля за ситуацией на рынке труда в связи с распространением ко-ронавирусной инфекции». Письмо Минэкономразвития России от 23.03.2020 № 8952-РМ/Д18и «О перечне системообразующих организаций» (вместе с «Перечнем системообразующих организаций российской экономики», утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития Российской экономики от 20.03.2020 г.).

2 Письмо ФНС России от 24.03.2020 № СД-4-2/4988@ «Об информации о возникающих конфликтных ситуациях на рынке труда». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/73700403/.

СОУГО-19 как обстоятельства непреодолимой силы универсально для всех категорий должников. Необходимо учитывать тип деятельности, условия осуществления сделки, региона действия организации (например, срочности исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника)3.

Правом безвозмездной выдачи субъектам предпринимательской деятельности сертификатов о форс-мажоре по внешнеторговым сделкам и международным договорам наделена Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

В целях устойчивого развития в экстраординарных условиях эпидемии коронавирусной инфекции Правительство Российской Федерации легитимировало «особенности» использования гражданско-правового инструмента неустойки, а также других санкций и средств ответственности, применяемых в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по договору долевого участия в строительстве за период с 03.04.2020 до 01.01.2021 г.: 1) неначисление неустойки; 2) непринятие к учету убытков4, причиненных в указанный период, а также вследствие установления не территории строительства объектов долевого строительства режима повышенной готовности или ЧП; 3) невзыскание предусмотренных к выплате участнику долевого строительства процентов.

3 Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/73824465/.

4 Предусмотренных ст. 10 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

За счет средств федерального бюджета по льготной ставке субсидируются рублевые ипотечные кредиты5. Предусмотрено возмещение кредитным организация «недополученных» доходов по кредитам/займам, выданным в период с 17.04.2020 по 01.11.2020 г.6

Правительство РФ уточнило порядок проведения контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в 2020 г.7 В частности, скорректирован порядок осуществления плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не включенных в субъекты малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), включенных в реестр субъектов МСП, а также некоммерческих организаций со средней численностью работников не более 200 человек за 2019 г. Перечень поручений Правительству РФ в целях поддержки бизнеса и граждан8 предусматривает предоставление субъектам МСП, функционирующим в наиболее уязвимых отраслях экономики, финансовую безвозмездную поддержку для решения неотложных задач, в том числе на выплату зарплаты работникам, за счет средств федерального бюджета.

Для МСП и наиболее пострадавших отраслей Правительство РФ рекомендует перенести сроки выплаты налогов и сборов, обязательства по которым появились в течение апреля-сентября 2020 г. После завершения полугодовой отсрочки МСП смогут погашать обязательства по налогам и сборам в равных долях в течение года после ее прекращения, в ряде случаев — до конца 2021 г.9

Банк России представил информацию о снижении с 27.04.2020 г. процентной ставки с 4 до 3,5% годовых по кредитам, предназначенным для поддержки кредитования субъектов МСП. Снижение затрагивает новые и ранее предоставленные

5 Распоряжение Правительства РФ от 18.04.2020 № 1062-р «О внесении изменений в рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утв. Распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 № 762-р».

6 В пределах средств, выделенных АО «ДОМ.РФ» из федерального бюджета и (или) других определенных Правительством РФ источников.

7 Постановление Правительства РФ от 23.04.2020 № 566 «Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 году».

8 Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства РФ (утв. Президентом РФ 21.04.2020).

9 Оперативное совещание с вице-премьерами (информа-

ция с официального сайта Правительства РФ от 13.04.2020).

кредиты Банка России в рамках этого механизма (при совокупном лимите 500 млрд руб.)10.

Одними из приоритетных и универсально встраиваемых в иные направления развития становятся информационные технологии. Минком-связи России сформулировало меры поддержки отрасли 1Т- технологий11: 1) поддержка проектов, нацеленных на повышение эффективности удаленной работы, онлайн-занятости, обучения, культурного досуга; 2) развитие консультационных, коммуникационных сервисов, платформ для предоставления онлайн-услуг; 3) разработка перспективных систем удаленной диагностики, мониторинга состояния здоровья, обеспечение доступа граждан к медицинским услугам при помощи телемедицины.

Предложено поддержать организацию отрасли 1Т-технологий путем: 1) преференциального доступного кредитования разработчиков и производителей программного обеспечения на первоочередные нужды для поддержания занятости, погашения арендных платежей, покрытия «кассового разрыва»; 2) установления до 31.12.2020 г. отсрочки по уплате НДФЛ и обнуления страховых взносов из фонда оплаты труда 1Т-компаний; 3) снижения ставки НДС на приоритетные виды 1Т-деятельности; 4) увеличения максимального размера оборота 1Т-компаний для применения упрощенной схемы налогообложения; 5) увеличения доли 50%-ного авансирования 1Т-компа-ний, выполняющих работы, оказывающих услуги и поставляющих высокотехнологичные продукты по государственным контрактам.

В рамках федерального проекта «Цифровые технологии» и национальной программы «Цифровая экономика» предлагается: предоставить льготные кредиты 1Т-компаниям для выплаты зарплаты, компенсации кассовых разрывов и арендной платы.

Значительный блок государственных мер по социально-экономической стабилизации направлен в настоящее время на поддержку на-

10 Проект федерального закона № 711277-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» (окончательная ред., принятая ГД ФС РФ 17.04.2020).

11 Проект постановления Правительства РФ «О государственной поддержке организаций отрасли информационных технологий, а также разработки и внедрения отечественного программного обеспечения» (по состоянию на 22.04.2020) (подготовлен Минкомсвязью России, ГО проекта 04/12/04-20/00101395).

селения России. Прежде всего следует отметить меры поддержки заемщиков — физических лиц. В апреле 2020 г. законодатель утвердил «кредитные каникулы»12, распространив такой режим и на кредиты по ипотеке13.

Заемщик может определять продолжительность каникулярного периода (но не более 6 месяцев), а также момент его начала, соблюдая определенные законодателем условия. В течение 5 дней кредитор должен рассмотреть предъявленные заемщиком требования и направить ему уведомление о подтверждении или отказе в установлении преференционного периода.

Законодателем определены максимальные размеры потребительских и ипотечных кредитов/ займов, по которым заемщики14 — физические лица правомочны обратиться с требованием об установлении кредитных каникул15. Кредитным организациям Правительством Российской Федерации рекомендовано максимально быстро рассматривать поступившие до 30.09.2020 г. включительно заявления физических лиц о реструктуризации задолженности.

Заемщик правомочен обратиться с требованием о предоставлении ему кредитных каникул лишь единожды по одному и тому же кредитному договору или договору займа. Нет ограничений для обращений заемщика с требованием об установлении льготного периода по нескольким кредитным договорам или договорам займа.

12 Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа». URL: https://rg.ru/2020/04/06/cb-dok.html.

13 Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ (последняя редакция) «О потребительском кредите (займе)». Ст. 6.1-1.

14 От 100 тыс. руб. до 2 млн руб., в зависимости от целей получения кредита. В отношении жилых помещений, находящихся на территории г. Москвы, максимальный объем ипотечного кредита может составлять 4 млн 500 тыс. руб., а расположенных на территориях Московской области, г. Санкт-Петербурга, субъектов Российской Федерации, вошедших в состав Дальневосточного федерального округа,— 3 млн руб.

15 Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 435

«Об установлении максимального размера кредита (зай-

ма) для кредитов (займов), по которому заемщик вправе

обратиться к кредитору с требованием об изменении условий кредитного договора (договора займа), предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств». Постановление Правительства РФ

от 10.04.2020 № 478 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля

2020 г. № 435».

Симптоматична для поддержания социально-экономической ситуации в экстраординарных условиях комплексная программа компенсации банкам предоставленных ими потребителям скидок на уплату процентов по заключенным ранее кредитным договорам на покупку специальной техники (сельскохозяйственной, строительно-дорожной, оборудования пищевого назначения), а также деревянных жилых домов16.

В период с 15.06.2020 по 15.10.2020 г. банки могли подать в Минпромторгом России заявление на участие в программе субсидирования. Банкам, которые прошли квалификационный отбор, будут возмещены «выпадающие доходы» в объеме 10% от стоимости спецтехники или деревянного дома в том случае, если заемщику предоставлены скидки в не меньшем объем при уплате им первоначального взноса по кредиту.

В качестве дополнительных мер поддержки населения Банк России рекомендовал кредитным и микрофинансовым организациям, кредитным потребительским кооперативам, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам, жилищным накопительным кооперативам не проводить до 30.09.2020 г. процедуры принудительного выселения должников из жилых помещений, на которые ранее кредиторами было наложено взыскание.

Правительством Российской Федерации установлены «особенности» выполнения базовой программы ОМС в экстраординарных условиях распространения СОУГО-1917: 1) пролонгирован срок действия временных свидетельств, подтверждающих оформление полиса ОМС, до 31 декабря 2020 г.; 2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть увеличен срок ожидания планового оказания медицинской помощи, предусмотренный территориальной программой госгарантий безвозмездного оказания российским гражданам медицинской помощи; 3) в полном объеме должна оказываться медицинская помощь пациентам, страдающим онкологическими заболеваниями,

16 Информация Минпромторга России. URL: https:// minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!minpromtorg_ rossii_prodolzhaet_lgotnoe_kreditovanie_spectehniki_i_ derevyannyh_domov.

17 Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 432 «Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией». URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/73749670/.

болезнями сердечно-сосудистой и эндокринной системы, а также находящимся на диализе.

Правительством РФ в 2020 г. Министерству здравоохранения РФ из резервного фонда выделены бюджетные ассигнования на предоставление других межбюджетных трансфертов, из федерального бюджета — субсидии бюджетам субъектов Федерации, в том числе на обеспечение вышеназванных стимулирующих выплат.

Проведена оптимизация правил подтверждения целевого назначения товаров медицинского назначения, импортируемых в целях борьбы с инфекцией COVID-1918. На период с 16.03.2020 до 30.10. 2020 г. импорт данных товаров освобожден от уплаты ввозных таможенных пошлин в случае подтверждения целевого назначения.

Одной из наиболее пострадавших от экстраординарной ситуации пандемии COVID-19 является туристическая отрасль19. Из средств фонда персональной ответственности туроператора российским туристам, поездка которых была запланирована на период от начала введения ограничительного режима до 01.06.2020 г., должны быть возвращены затраченные ими денежные суммы. В случае невыполнения данного правила туроператор должен перечислить ежегодный взнос за 2020 г. в фонд персональной ответственности туроператора до 15.04.2021 г.

Важным направлением в поддержании качества жизни населения РФ является оказание социальной помощи российским гражданам, пребывающим на территории зарубежного государства20. Правительство РФ предусмотрело оказание социальной поддержки российским гражданам, оформившим проездные документы на возвращение в Россию с 16.03.2020 по 31.05.2020 г. Соискание социальной поддержки осуществляется дистанционно посредством электронной формы заявления на едином портале государ-

18 Постановление Правительства РФ от 22.04.2020 № 557 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления особенностей осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в 2020 году».

19 Распоряжение Правительства РФ от 04.04.2020 № 898-р «О возврате туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из средств фонда персональной ответственности туроператора».

20 Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 433 «Об утверждении Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции».

ственных и муниципальных услуг. Специальная комиссия МИД России проводила проверочные мероприятия и в течение 24 часов принимала решение о возможности оказания либо отказе в оказании, либо о прекращении социальной помощи заявителям21.

В целях поддержки граждан, оставшихся в условиях ограничительных мер без работы, Правительство Российской Федерации утвердило временные, до конца 2020 г., правила регистрации граждан для соискания приемлемой работы и в статусе безработных, а также порядок предоставления социальных выплат тем гражданам, которые признаны безработными22. Для подбора приемлемой работы введен механизм дистанционного обращения граждан в государственные структуры службы занятости населения.

В случаях безосновательного принуждения работодателем к исполнению трудовых обязанностей под угрозой снижения зарплаты либо увольнения работнику необходимо было сообщить об этих фактах в инспекцию труда, а также при помощи сервиса «Коронавирус: горячая линия», зайдя на портал «Онлайнинспекция.рф». Было принято решение о продлении на пять месяцев сроков действия свидетельств о квалификации, которые были выданы гражданам по итогам прохождения ими независимой оценки квалификации в виде профессионального экзамена23, в том случае, если срок действия квалификационного документа истек или истекает в период с 15.03.2020 до 31.07.2020 г.

В период апреля-июня 2020 г. гражданам, которые были уволены и признаны в утвержденном порядке безработными (за исключением граждан, уволенных ввиду нарушения трудовой дисципли-

21 Помощь оказывается из расчета 2400 руб. на одного человека в день. На ребенка в возрасте до 14 лет — в размере 1600 руб. в день.

22 Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 (с изм. от 12.04.2020) «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными». Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 432 «Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией». Распоряжение Правительства РФ от 04.04.2020 № 898-р «О возврате туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из средств фонда персональной ответственности туроператор».

23 На основании Федерального закона от 03.07.2016 № 238-

ФЗ «О независимой оценке квалификации».

ны или за иные деяния), начиная с 01.03.2020 г. начисляется пособие по безработице в максимальном размере (1 МРОТ — 12 130 руб.). Размер данного пособия для граждан, имеющих несовершеннолетних детей, увеличен пропорционально числу детей в возрасте до 18 лет из расчета 3 тыс. руб. за каждого ребенка для одного из родителей, приемных родителей, усыновителей, опекуна/ попечителя.

Дополнительные меры поддержки безработных принимают регионы России. Так, в Москве за счет бюджетных средств города для граждан, признанных безработными в период с 01.04.2020 по 30.09.2020 г. (за исключением граждан, уволенных ввиду нарушения трудовой дисциплины или за иные деяния) утверждена дополнительная региональная компенсационная выплата. Региональная мера поддержки не распространяется на тех лиц, чья трудовая деятельность и иная деятельность, причисляемая к занятости граждан, насчитывает от 01.01.2020 г. менее 60 календарных дней24.

В целях поддержки семей, имеющих малолетних детей, Правительством РФ утверждены правила25 по осуществлению ежемесячной выплаты в размере 5 тыс. руб. на каждого ребенка в возрасте до 3-х лет. Данная выплата начисляется на ребенка в возрасте до 3-х лет, имеющего российское гражданство, в период апреля-июня 2020 г. лицам, которые проживают на территории России и имеют или имели право на получение материнского капитала лицам (при открытии такого права до 01.07.2020 г.).

Важной социальной новацией стало предоставление гражданам РФ права получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в электронной форме26. На основании поступившей из Федеральной государственной информационной системы (ФГИС) «Единый государственный реестр записи актов

24 Пункт 21 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ в редакции Указа Мэра Москвы от 28.04.2020 № 51-УМ.

25 Постановление Правительства РФ от 09.04.2020 № 474 «Об утверждении Правил осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал».

26 Постановление Правления ПФ РФ от 27.03.2020 № 214п «О внесении изменений в Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 312п».

гражданского состояния» информации о рождении, усыновлении ребенка территориальным органом Пенсионного фонда России в беззаявительном порядке (на основании документов, запрашиваемых в порядке межведомственного взаимодействия) может быть принято решение о предоставлении государственного сертификата либо об отказе в праве на дополнительные меры государственной поддержки.

Значительно упростилась процедура подачи гражданами заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала27.

В связи с переводом на дистанционное обучение субъектам Российской Федерации рекомендовано, с учетом региональных возможностей, обеспечить социально незащищенные категории обучающихся (детей с ОВЗ, из малоимущих и многодетных семей) школьным питанием28, равно — и в случае продленных школьных каникул.

Минобрнауки России инициировало снижение или приостановку взимания платы за наем и за коммунальные услуги с обучающихся или перенос ранее оплаченного периода проживания в общежитии на последующий период, закрепив эту меру социальной поддержки обучающихся в локальных нормативных актах, в распорядительных документах образовательного учреждения29.

В срок до 30.09.2020 г. Банк России рекомендовал кредиторам (кредитным, микрофинансовым организациям, кредитным потребительским и сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам) ввести мораторий на применение процедуры принудительного выселения из жилых помещений должников (бывших собственников и проживающих совместно

27 Постановление Правления ПФ РФ от 07.04.2020 № 232п «О внесении изменений в Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 364п». Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2020 № 58138.

28 Письмо Минпросвещения России от 25.03.2020 № СК-207/03 «Об организации питания школьников».

29 Письмо Минобрнауки России от 07.04.2020 № МН-13/ ВФ-948 «О взимании платы за пользование жилым помещением в общежитии и платы за коммунальные услуги при временном выезде обучающихся на период действия мер по предупреждению распространения новой корона-вирусной инфекции на территории Российской Федерации».

с ними лиц) ввиду неисполнения обязательств по договору кредита (займа)30.

Жилищным накопительным кооперативам (ЖНК) — принять меры по приостановлению до 30.09.2020 г. процедуры принудительного выселения членов ЖНК (бывших членов ЖНК и совместно проживающих с ними лиц) из жилых помещений ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по уплате взносов в ЖНК.

Таким образом, система стабилизационных мер, разработанная Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации во взаимодействии с законодательными органами власти, региональными органами власти, экспертным сообществом, институтами гражданского общества, вследствие комплексности, оперативности и актуальности принимаемых решений может стать основой для создания универсальной для России модели реагирования на глобальные и национальные кризисные ситуации.

С другой стороны, экстраординарная ситуация, связанная с распространением особо опасной инфекции СОУГО-19, обострила уже существующие проблемы социально-экономического, институционального, правового характера, ускорила процесс реализации инновационных макро-и микроэкономических трендов, активизировала формирование гибких подходов в налоговой, банковской, финансовой, социальной, транспор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 Информационное письмо Банка России от 22.04.2020 № ИН-06-59/79 «О приостановлении процедуры принудительного выселения должников из жилых помещений, на которые ранее было обращено взыскание».

тной, образовательной, культурно-просветительной сферах. Вместе с тем обострились проблемы, связанные с организацией деятельности крупного бизнеса и субъектов МСП, модернизацией и диверсификацией производственных отраслей, системно-институциональной, структурной, научно-технической, профессионально-компетен-тностной трансформацией отечественной медицины, с совершенствованием здоровья населения (широкий и качественный охват граждан профилактическими осмотрами и диспансеризацией; профилактическим консультированием и пр.).

В настоящее время в России формируются принципиально новые по инфраструктуре, организационному подходу, целеполаганию механизмы функционирования органов государственной власти, взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти. Есть основания полагать, что выкристаллизуется новый тип руководителей субъектов Федерации, способных противостоять рискам, угрозам и опасностям, принимая оперативные и эффективные решения, и поднять уровень доверия населения к региональной власти.

Как показала практика работы Президента, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти в режиме повышенной готовности в условиях эпидемии, цифровые технологии могут быть широко применимы в деятельности органов государственной власти после нормализации ситуации в ординарном режиме. Таким образом может расшириться сфера услуг в электронной форме ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

информация об авторе

Марина Леонидовна Галас — доктор исторических наук, главный научный сотрудник, Финансовый

университет, Москва, Россия

MLGalas@fa.ru

about the author

Marina L. Galas — Dr. Sci. (History), Chief researcher, Finance University, Moscow, Russia MLGalas@fa.ru

Статья поступила 17.12.2020; принята к публикации 15.03.2021. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article received on 17.12.2020; accepted for publication on 15.03.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.