Научная статья на тему 'Актуальные подходы к развитию регионального туризма'

Актуальные подходы к развитию регионального туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
592
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Предприятия сферы туризма / региональный туризм / субъекты малого и среднего предпринимательства / меры государственной поддержки / кластерное развитие / гранты / субсидии / COVID-19 / Tourism enterprises / regional tourism / small and medium-sized businesses / government support measures / cluster development / grants / subsidies / COVID-19

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитрий Викторович Колпакиди

Поступательное развитие туристской сферы было разрушено пандемией COVID19, по завершении которой зарубежные эксперты предсказывают рост туристской отрасли, ввиду ее высокой эластичности, и повышение спроса на услуги внутреннего туризма. Развитие туризма, как и всей социально-экономической сферы, будет продолжаться в рамках программных документов и национальных проектов, которые будут соответствующим образом скорректированы. Совершенствование должно коснуться всех сфер туристско-рекреационной деятельности: нормативноправовой, финансовой, инвестиционной, информационной, маркетинговой и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT APPROACHES TO REGIONAL TOURISM DEVELOPMENT

The progressive development of the tourism sector was destroyed by the COVID-19 pandemic, after which foreign experts predict the growth of the tourism industry, due to its high elasticity, and an increase in demand for domestic tourism services. The development of tourism, as well as the entire socioeconomic sphere, will continue within the framework of program documents and national projects, which will be adjusted accordingly. Improvement should cover all areas of tourist and recreational activities: legal, financial, investment, information, marketing, etc.

Текст научной работы на тему «Актуальные подходы к развитию регионального туризма»

АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Аннотация. Поступательное развитие туристской сферы было разрушено пандемией COVID-19, по завершении которой зарубежные эксперты предсказывают рост туристской отрасли, ввиду ее высокой эластичности, и повышение спроса на услуги внутреннего туризма. Развитие туризма, как и всей социально-экономической сферы, будет продолжаться в рамках программных документов и национальных проектов, которые будут соответствующим образом скорректированы. Совершенствование должно коснуться всех сфер туристско-рекреационной деятельности: нормативно-правовой, финансовой, инвестиционной, информационной, маркетинговой и пр.

Ключевые слова. Предприятия сферы туризма, региональный туризм, субъекты малого и среднего предпринимательства, меры государственной поддержки, кластерное развитие, гранты, субсидии, СОУЮ-19.

Kolpakidi D.V.

CURRENT APPROACHES TO REGIONAL TOURISM DEVELOPMENT

Abstract. The progressive development of the tourism sector was destroyed by the COVID-19 pandemic, after which foreign experts predict the growth of the tourism industry, due to its high elasticity, and an increase in demand for domestic tourism services. The development of tourism, as well as the entire socioeconomic sphere, will continue within the framework of program documents and national projects, which will be adjusted accordingly. Improvement should cover all areas of tourist and recreational activities: legal, financial, investment, information, marketing, etc.

Keywords. Tourism enterprises, regional tourism, small and medium-sized businesses, government support measures, cluster development, grants, subsidies, COVID-19.

Введение

Современный туризм, с одной стороны, следует характеризовать как сектор экономики, в котором у России имеется перспектива успешного продвижения на мировом рынке, с другой стороны - это сфера, подверженная множеству рисков, многие из которых носят глобальный характер и чреваты для отрасли огромными потерями. В 2017 и 2018 годах мировой туризм показал высокие темпы роста, в 2019 году рост несколько замедлился в связи с возникшими ограничениями (Brexit, крах туроператора Thomas Cook, геополитическая и социальная напряженность, экономический спад). 2020 год ввиду пандемии коронавируса характеризуется падением всех показателей туризма.

Всемирная туристская организация (UNWTO) публикует данные о международных туристических поездках (1,5 млрд), совершенных в 2019 году. Превышение по сравнению с 2018 годом составляет 4% [1]. Рейтинг самых посещаемых стран возглавляет Франция (2018 год - 89,4 млн посетителей, 2019 год - 90 млн посетителей). В десятку самых посещаемых стран мира попали также Испания, США, Китай, Италия, Турция, Мексика, Таиланд, Германия, Великобритания. По итогам 2018 года

ГРНТИ 06.71.57 © Колпакиди Д.В., 2020

Дмитрий Викторович Колпакиди - кандидат экономических наук, доцент, доцент Иркутского государственного университета (г. Иркутск).

Контактные данные для связи с автором: 664033, Иркутск, Лермонтова ул., д. 275/15 (Russia, Irkutsk, Lermontova str., 275/15). Тел.: +7 902 516-27-68. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 08.08.2020.

Россия занимала в этом рейтинге только 16 место. В 2019 году Россия не вошла в Топ-20 самых быстрорастущих туристических направлений.

Развитие туризма в России: федеральный уровень

Концептуально, комплексное развитие внутреннего и въездного туризма осуществляется в России в русле «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» [5], национальных проектов, программных документов, проектов, реализуемых на федеральном и региональном уровнях за счет средств из бюджетных и внебюджетных источников.

Ограниченность всех видов ресурсов (в том числе и рекреационных) порождает необходимость выделения на государственном уровне приоритетных территорий, обладающих максимальным туристским потенциалом. Концентрация ресурсов позволит обеспечить комплексный подход к развитию таких территорий, в рамках которого удастся создать конкурентоспособный туристский продукт, за счет развития старой и создания новой туристской и транспортной инфраструктуры, использования инструментов повышения инвестиционной привлекательности, качества и сервисности услуг, обеспечения безопасности туризма. Именно таким территориям должна быть оказана направленная государственная поддержка, в том числе путем использования инструментария специальных режимов для инвесторов, получивших статус резидентов: использование льготных налоговых ставок, выделение земельных участков для реализации инвестиционных проектов, субсидирование затрат на технологическое присоединение к сетям и пр.

В процессе развития туристских территорий должны быть скоординированы плановые документы федерального и регионального уровней. В «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [4] определены перспективные экономические специализации субъектов РФ (туризм включен в список отраслей, определенных как перспективные для экономической специализации, в частности, Иркутской области). В настоящее время разработка всех стратегических документов, вновь принимаемых в РФ, происходит с учетом данной стратегии. Приоритетные территории развития туризма определяются с учетом [4], и им, в первую очередь, будет оказываться государственная поддержка.

В соответствие с [3], в 2020 году в федеральном бюджете предусмотрено ежегодное выделение 54 млн руб. для предоставления предпринимателям субсидий и грантов на развитие внутреннего и въездного туризма. Гранты предоставляются в рамках подпрограммы «Туризм» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (размер гранта не должен превышать 3 млн руб.). В результате привлечения грантов будут созданы дополнительные места; разработаны новые туристские маршруты; реализованы проекты создания безбарьерной среды; созданы мобильные приложения-путеводители и аудиогиды и пр.

Развитие туризма в России: региональный уровень (на примере Иркутской области) Аналогичные стратегические документы в сфере развития туристско-рекреационной сферы принимаются на региональном уровне. В Иркутском регионе исполняется подпрограмма «Развитие внутреннего и въездного туризма в Иркутской области» на 2019-2024 годы государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2019-2024 годы с выделением двух основных мероприятий: (1) повышение уровня использования туристского потенциала Иркутской области (для повышения конкурентоспособности, оказания качественных туристских услуг на базе эффективного использования регионального туристско-рекреационного потенциала); (2) строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Ворота Байкала» в рамках реализации проекта особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, созданной в Слюдянском районе Иркутской области.

В 2019 году на исполнение мероприятий подпрограммы по туризму было предусмотрено 11882,1 тыс. руб., израсходовано 88,5% выделенных на год лимитов (10515,6 тыс. руб.). В том числе, на основное мероприятие «Повышение уровня использования туристского потенциала Иркутской области» в 2019 году выделено 5282,1 тыс. руб. (фактическое исполнение - 82,7%): проведение выставки «Байкалтур» (фактически 696,9 тыс. руб. - 99,6% выделенных средств); предоставление субсидий на поддержку туризма в регионе (978,5 тыс. руб. - 99,8%); развитие событийного и круглогодичного туризма (1002,1 тыс. руб. - 100%); организация обучающих семинаров, конкурсов (408,7 тыс. руб. - 68,1%); проведение маркетинговых, научных и социальных исследований туристской отрасли в регионе

(592,5 тыс. руб. - 98,8%); создание и установка средств туристской навигации (688,0 тыс. руб. -49,1%).

Перспективы развития въездного туризма в Иркутской области нашли отражение в региональном проекте «Экспорт услуг», в рамках которого предложены различные механизмы, использование которых позволит в 2019-2024 гг. продвинуть региональный туристский продукт на мировой рынок. На реализацию регионального проекта «Экспорт услуг» в 2019 году за счет консолидированного бюджета Иркутской области было запланировано 6600,0 тыс. руб., фактически освоено 6148,9 тыс. руб. (93,2%). Всего на период 2019-2024 гг. предусматривается финансирование в объеме 21,6 млн руб.

В качестве важнейшего механизма совершенствования туристско-рекреационной деятельности на территории Иркутской области рассматривается кластерное развитие. Стратегия развития территориального туристско-рекреационного кластера Иркутской области до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Иркутской области от 15 января 2019 года № 3-рп. Кластерная стратегия предполагает осуществление мероприятий по развитию малых и средних предприятий (МСП), оказание им консультационно-маркетинговых услуг, а также всех видов услуг, получаемых субъектами МСП по линии центров Фонда поддержки предпринимательства Иркутской области - Центра кластерного развития, Центра поддержки экспорта, Центра поддержки предпринимательства, Регионального центра инжиниринга. В рамках кластера должны быть созданы условия для эффективного взаимодействия всех его участников (предприятий, некоммерческих и общественных организаций, инвесторов, органов власти и местного самоуправления).

Параллельно развитию производственной и туристской инфраструктуры и объединению усилий участников кластера будет улучшаться качество туристских услуг, повышаться конкурентоспособность, создаваться новые рабочие места. Постепенно в кластер должны быть вовлечены ВУЗы, которые готовят специалистов для сферы туризма (Иркутский государственный университет, Байкальский государственный университет и пр.), институты Иркутского научного центра СО РАН. Формирование кластера по отраслевому признаку не исключает вхождения в него участников, которые обеспечивают инфраструктурную составляющую (транспортные, производящие упаковку, полиграфические и пр. компании). На «выходе» будет измеряться не только эффективность каждого участника кластера, но и коллективная эффективность кластера в целом. Утверждение Стратегии позволит привлечь дополнительный объем финансирования из федерального бюджета на поддержку МСП в сфере туризма. В 2019 году на создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристского кластера «Ворота Байкала» было выделено 136,6 млн руб.

Анализ основных показателей развития туризма в Иркутской области в период 2012-2019 гг., представленных в таблице 1, демонстрирует процесс поступательного развития туристской сферы. Практически по всем показателям фиксируются небольшие темпы роста по сравнению с предшествующими периодами. Сумма налогов, поступивших в бюджет Иркутской области за анализируемый период, увеличилась с 258,3 млн руб. в 2012 году до 997,1 млн руб. в 2019 году (в 3,9 раза).

Таблица 1

Основные показатели развития туристской деятельности в Иркутской области

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Показатель, млн руб. / Темп роста, %

Количество обслуженных туристов, тыс. чел. 976,8/ 126,1 1306,6/ 133,7 1307,5/ 100,1 1411,5/ 108,9 1525,8/ 108,1 1597,8/ 104,7 1655,8/ 103,6 1728,3/ 104,4

Объем предоставленных платных услуг в туристско-рекреационной сфере, млн руб. 4460/ 106,7 4770/ 107,0 4504,6/ 94,4 4887,5/ 108,5 5370,6/ 109,9 5605,5/ 104,4 6478,6/ 115,6 7000,8/ 108,1

Объем платных услуг, оказанных туристам, млн руб. 1370/ 103,0 1460/ 106,6 1550,8/ 106,2 1814,1/ 116,9 1957,5/ 107,9 1597,8/ 81,6 1655,8/ 103,6 1728,3/ 104,4

Сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет Иркутской области от туристско-развлекательной деятельности, млн руб. 258,3/ 108,9 297,4/ 115,1 581,2/ 195,4 599,7/ 103,1 643,5/ 107,3 759,2/ 118,0 869,9/ 114,6 997,1/ 114,6

Иркутская область обладает совокупностью туристско-рекреационных ресурсов для развития самых разнообразных видов туризма, имеет развитую транспортную и туристскую инфраструктуру. В отчете Агентства по туризму Иркутской области по итогам 2019 года фигурируют следующие количественные показатели, характеризующие состав субъектов туристской деятельности: туроператоры, включенные в Единый федеральный реестр туроператоров - 133 ед.; средства размещения -538 ед. (гостиницы - 259 ед.; хостелы - 72 ед.; базы отдыха - 181 ед.; санатории - 26 ед.).

Передача полномочий в сфере развития туризма от Министерства культуры РФ к Министерству экономического развития РФ открывает перспективы более широкого совмещения ресурсов подпрограмм в рамках программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2019-2024 годы, которые курируются Минэкономразвития России (в частности, подпрограмм в сфере туризма и поддержки МСП). Основным рекреационным ресурсом Иркутской области является озеро Байкал, поэтому наступило время включать в программные документы по развитию туризма мероприятия, открывающие возможность лизинга круизных судов и судов на воздушной подушке. Развитие круиз-ного туризма на Байкале - востребованное направление развития как внутреннего, так и въездного туризма [7].

Поддержка развития туризма в условиях пандемии Соу1ё-19

Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) выделил важнейшие направления поддержки отрасли в условиях пандемии, в которых должна быть поддержана сфера мирового туризма, чтобы избежать краха [2], в числе которых: (1) оказание финансовой помощи миллионам работников отрасли; (2) предоставление беспроцентных займов глобальным туристическим компаниям и миллионам МСП; (3) отмена налогов и сборов в туристском секторе. Правительством РФ реализуется комплекс мер по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке наиболее пострадавших отраслей российской экономики на основании Постановления Правительства РФ № 434 [6]. В оперативном режиме был принят ряд федеральных законов и законодательных актов, в том числе, ряд мер направлен на поддержку туриндустрии (таблица 2).

Таблица 2

Меры государственной поддержки туристской сферы

Принятые меры

Нормативные документы

1. Автоматическое продление действия лицензий и разрешений.

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 440.

Продление действия срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых заканчиваются в период с 15.03.2020 по 31.12.2020. Их действие автоматически продлевается на 12 месяцев. Для предприятий всех

сфер деятельности. Срок получения: 15.03.2020 - 31.12.2020._

Экспертная оценка: Востребованная мера поддержки.

2. Субсидии туроператорам на возмещение стоимости невозвратных билетов и компенсацию затрат на вывоз туристов._

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2020 г. № 583; Распоряжение Правительства РФ от 7 апреля 2020 г. № 909-р._

Из резервного фонда Ростуризму выделено 3,5 млрд рублей на субсидирование туроператоров для выплаты компенсаций туристам за аннулированные туры и покрытие расходов на вывоз россиян из стран с неблагоприятной ситуацией в связи с СОУЮ-19._

Экспертная оценка: Данная субсидия направлена на помощь туроператорам, осуществившим возвраты денег туристам только за туры, не состоявшиеся с 24 января до 30 марта 2020 года, и тем, кто осуществлял экстренный вывоз туристов из-за рубежа._

3. Субсидии авиакомпаниям на возмещение затрат, понесенных при вывозе граждан из иностранных государств.

Постановление Правительства РФ от 09.04.2020 № 466; Распоряжение Правительства РФ от 28 марта 2020 г. № 767-р._

Выделено 1,5 млрд рублей в виде субсидий в 2020 году, которые направлены на возмещение затрат авиакомпаниям по вывозу российских граждан из иностранных государств и граждан государств СНГ, Абхазии и Южной Осетии, целью которых был въезд на территорию РФ для последующего следования в государства своего гражданства._

Экспертная оценка: Реализация данного вида поддержки позволила туроператорам исполнить свои обязательства по вывозу туристов, отдыхающих за рубежом._

Принятые меры

Нормативные документы

4. Субсидирование части расходов авиакомпаний в связи со снижением их доходов от пассажирских авиаперевозок в результате влияния пандемии СОУГО-19.

Постановление Правительства РФ от 13 мая 2020 г. № 661.

Выделено 23,4 млрд рублей на возмещение затрат, понесенных в результате распространения СОУШ-19, из которых до 60% могли быть потрачены на заработную плату, до 30% на лизинговые платежи, до 10% на оплату стоянки, содержание имущества, хозяйственную деятельность.

Экспертная оценка: Государственная поддержка деятельности авиакомпаний также способствовала осуществлению вывоза российских туристов из-за рубежа.

5. Доступ к фонду персональной ответственности туроператора (ФПО).

Распоряжение Правительства РФ от 04.04.2020 № 898-р; Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 № 461.

Предоставление туроператорам, работающим в сфере выездного туризма, возможности использования накопленных средств ФПО для возврата денежных средств туристам за туристские продукты, приобретенные в страны, которые ввели ограничения в связи с СОУГО-19.

Экспертная оценка: Данная мера оказалась недостаточно продуктивной, поскольку совокупных объемов ФПО туроператоров хватило не всем туристам в условиях ежедневного нарастания количества несостоявшихся туров.

6. Беспроцентные кредиты на выдачу заработной платы.

Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 575; Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 1129-р; Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 422.

Кредитование предприятий из пострадавших отраслей на выплату зарплат сотрудникам осуществляется банками при поддержке Центрального Банка. Гарантия по кредиту обеспечивается поручительством ВЭБ (до 75%). Первые шесть месяцев ставка по кредитам - 0%, следующие шесть месяцев ставка определяется как ключевая ставка Банка России, уменьшенная на 2 п.п. Максимальная величина заёмных средств рассчитывается по формуле: количество сотрудников (на основании трудовых договоров) х МРОТ х 6 месяцев.

Экспертная оценка: Данный вид поддержки оказался невостребованным субъектами туристской деятельности ввиду проблем с поручительствами.

7. Программа «1/3-1/3-1/3» для МСП из наиболее пострадавших отраслей экономики. Действует до 6 месяцев (с 01.04.2020 по 01.10.2020)._

Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 410.

Полугодовая отсрочка уплаты основного долга по действующему кредиту с делением процентных платежей на три равные доли: 1/3 платит заемщик (по выбору предпринимателя может быть погашена по льготной ставке в обычном графике либо перенесена на срок после 01.10.2020); 1/3 списывается за счет банка; 1/3 субсидирует Правительство РФ.

Экспертная оценка: Программа не пользовалась популярностью ввиду общих сложностей, с которыми сталкиваются МСП в процессе соискания кредитных ресурсов.

8. Кредитные каникулы для субъектов МСП.

Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2020 года № 478; Федеральный закон от 3 апреля 2020 года № 106-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 03 апреля 2020 года № 435._

Отсрочка платежей по кредитам, договоры по которым были заключены до 03 апреля 2020 г., для субъектов МСП из пострадавших секторов экономики. Кредитная задолженность может быть реструктурирована. При отсрочке платежа запрещено увеличение процентной ставки, а в случае использования кредитных каникул кредитная история не должна пострадать. Предприниматели также могут рассчитывать на субсидию, которая позволит снизить отсроченную задолженность, в том случае, если кредитная организация участвует в программе Минэкономразвития. Размер кредита не должен превышать максимальной суммы, установленной Правительством.

Экспертная оценка: Данная мера оказалась недостаточно эффективной для туристских предприятий, поскольку большинство субъектов сферы туризма не имеют залогового обеспечения и других видов гарантий.

9. Субсидии на возобновление деятельности.

Постановление Правительства РФ от 16 мая 2020 г. № 696.

Кредитование предприятий из пострадавших отраслей на расходы по выплате заработной платы сотрудникам и по погашению кредитов, ранее полученных по договорам, заключенным в рамках предоставления субсидий по льготной ставке, либо в рамках предоставления субсидий для поддержки и сохранения занятости. Кредит становится субсидией при соответствии заданным условиям._

Принятые меры Нормативные документы

Экспертная оценка: Вполне востребованная форма поддержки при возможности предоставления всего пакета документов (соответствие требованиям предоставления субсидии).

10. Мораторий на банкротство и взыскание убытков. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2020 года № 729; Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 428; Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ.

Мораторий сроком 6 месяцев дан организациям с принадлежностью (по основному виду деятельности) к одной из отраслей, признанной пострадавшей от пандемии, в т.ч. ОКВЭД 55, 56 и 79.

Экспертная оценка: Вид поддержки, востребованный по мере необходимости.

11. Налоговые каникулы в виде отсрочки уплаты налогов, сборов, страховых взносов на срок от 3 до 12 месяцев для предприятий из пострадавших отраслей. Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 102-ФЗ; Постановление Правительства от 2 апреля 2020 года №409; Постановление Правительства от 24 апреля 2020 года № 570.

Отсрочка или рассрочка по налогам, которые должны быть уплачены в 2020 году, для компаний из пострадавших отраслей (за исключением акцизов и налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, налога на добычу полезных ископаемых, НДС). Отсрочка по выплатам будет действовать 3-12 месяцев. Срок зависит от глубины падения доходов. Впоследствии предприниматели смогут воспользоваться механизмом рассрочки, выплачивая задолженность равными долями в срок до трех лет при значительном снижении доходов. Кроме того, перенесены сроки уплаты страховых взносов для субъектов МСП на 4-6 месяцев.

Экспертная оценка: Для туристской отрасли мера (в практическом отсутствии доходов) оказалась недейственной, поскольку по налоговым платежам в данном случае накапливаются долги.

12. Приостановка мер взыскания налоговой задолженности МСП, отраслей туризма и авиаперевозок, иных отраслей, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции.

Письмо ФНС от 26.05.2020 № ЕД-20-8/71@; Письмо ФНС от 27.04.2020 № ЕД-20-8/53@; Письмо ФНС от 25.03.2020 № ЕД-20-8/32@; Письмо ФНС от 18.03.2020 № 8-2-03/0265@; Письмо ФНС от 16.03.2020 № КЧ-4-8/4506@; Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 409.

По уже существующей налоговой задолженности меры взыскания не применяются. Также не могут быть приостановлены операции по счетам в целях взыскания налогов, пеней, штрафов, сборов, страховых взносов. Срок действия до 01.07.2020. Мера пролонгировалась несколько раз.

Экспертная оценка: Использование данной отсрочки способствовало постепенному накоплению задолженности.

13. Освобождение МСП и НКО от налогов и взносов за II квартал 2020 года._

Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ.

Малый и средний бизнес и некоммерческие организации, которые пострадали от коронавируса, освобождены

от уплаты налогов и сборов за II квартал 2020 года, страховые взносы уплачиваются по ставке 0%._

Экспертная оценка: Мера оказалась действенной для предприятий сферы туризма - субъектов МСП._

14. Освобождение от налога на прибыль субсидий МСП и от НДФЛ субсидий ИП._

Федеральный закон от 22 апреля 2020 г. № 121-ФЗ.

Субсидии из федерального бюджета, полученные в рамках преодоления ситуации, сложившейся в связи с пандемией коронавируса, были освобождены от обложения НДФЛ. Также субсидии не учитываются в составе доходов при исчислении налога на прибыль организаций.

Экспертные оценки: Мера использовалась субъектами МСП - получателями субсидий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Субсидии от государства в размере 12 130 рублей субъектам МСП при сохранении численности штата и отсутствии долгов по налогам._

Постановление Правительства РФ от 24.06.2020 № 915; Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576.

Субсидии для наиболее пострадавших отраслей на выплату заработной платы и неотложные нужды. На каждого работника полагается субсидия в размере 12 130 руб. (МРОТ), если субъект МСП обеспечивает сохранение занятости на уровне не менее 90% от численности штата на 01.04.2020. Выплачивалась за апрель и май 2020 года.

Экспертные оценки: Востребованная мера, особенно для предприятий, которые смогли сохранить численность работающих или сократить ее несущественно._

Принятые меры

Нормативные документы

16. Арендные каникулы (арендаторы получают отсрочку уплаты арендных платежей, если арендодателем является государство или муниципалитет и вправе требовать отсрочки от арендодателей иных организационно-правовых форм)._

Постановление Правительства РФ от 16 мая 2020 г. № 704; Распоряжение Правительства РФ от 16 мая 2020 г. № 1296-р; Постановление Правительства РФ от 03 апреля 2020 г. № 439; Распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2020 г. № 670-р.

Отсрочка по арендным платежам (возможность заключения дополнительных соглашений к договорам аренды госимущества, заключенным с субъектами МСП, предусматривающих отсрочку уплаты арендных платежей в 2020 году). Бизнес из пострадавших отраслей и социально ориентированные некоммерческие организации (НКО) смогут погашать долги по арендной плате за пользование госимуществом в течение двух лет._

Экспертная оценка: Мера оказалась не слишком популярной из-за возрастающего объема платежей в отсутствие доходов.

17. Изменение размера взноса в резервный фонд Ассоциации «Турпомощь» на 2020 год._

Распоряжение № 660-р.

Правительства РФ от 18.03.2020

Размер взноса зарегистрированных туроператоров в сфере выездного туризма в резервный фонд Ассоциации «Турпомощь» на 2020 год составит 1 рубль.

Экспертная оценка: Востребованная мера.

18. Отсрочка представления туроператорами бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год, а также порядок подачи сведений, подтверждающих обеспечение ответственности туроператора.

Указ Президента 28.04.2020 № 294.

Российской Федерации от

Срок представления туроператорами бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год, а также отчетности предусмотренной ст. 17.7 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (для туроператоров осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма) переносится на 12 мая 2020 года.

Экспертная оценка: Востребованная мера.

19. Отсрочка возврата стоимости билета, абонемента или экскурсионной путевки и проведения перенесенных мероприятий.

Постановление Правительства РФ от 3 2020 г. № 442.

апреля

Если договором предусмотрена обязанность по возмещению полной стоимости билета, абонемента или экскурсионной путевки, то организация вправе предложить посетителю посетить то же или иное зрелищное мероприятие после отмены соответствующих режимов либо возместить посетителю полную стоимость билета, абонемента или экскурсионной путевки (не позднее 180 дней со дня обращения посетителя о возврате стоимости билета). Организация обязана провести все зрелищные мероприятия, перенесенные в связи с введением режимов, не позднее 18 месяцев с даты отмены режимов.

Экспертная оценка: Очень актуальный вид поддержки туристской деятельности.

20. Снижение взносов для туроператоров.

Распоряжение Правительства РФ от 13 июня 2020 г. № 1555-р.

В 2020 году размер взносов туроператоров, работающих в сфере выездного туризма, в фонды персональной ответственности составит 0,25% общей цены туристского продукта против действовавшего ранее 1%. Экспертная оценка: Ожидаемая и востребованная мера поддержки.

21. Льготное кредитование: субсидирование доступа субъектов МСП к заемным средствам по льготной ставке.

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2020 г. № 372.

Субсидирование доступа субъектов МСП к заемным средствам по льготной ставке (заем и рефинансирование кредитов по сниженной ставке 8,5% для ИП, микропредприятий и малого бизнеса)._

Экспертная оценка: Кредитные меры не пользовались большой популярностью у субъектов туристской деятельности.

22. Льготное кредитование: гарантийное кредитование и микрокредитование._

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2020 г. № 378.

Комиссии по гарантии региональных гарантийных организаций снижаются до 0,5%. Антикризисные условия получения займов в региональных микрофинансовых организациях - упрощены требования к заёмщикам, процентная ставка за пользование микрозаймом при наличии или отсутствии залогового имущества не превышает ключевую ставку ЦБ РФ, установленную на дату заключения договора микрозайма с субъектом МСП, предусмотрены опции для заемщиков, имеющих трудности с обслуживанием взятых займов._

Принятые меры

Нормативные документы

Экспертная оценка: Кредитные меры не пользовались большой популярностью у субъектов туристской деятельности.

23. Мораторий на налоговые санкции за непредставление документов.

Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409; Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ.

Мораторий на применение налоговых санкций за непредставление документов, срок представления которых

приходится на период с 1 марта 2020 года по 1 июня 2020 года._

Экспертная оценка: Востребованная мера поддержки.

24. Мораторий на проверки (налоговые, таможенные, выездные).

Постановление Правительства РФ от 30 мая 2020 г. № 792; Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409; Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ.

До 30 июня 2020 года приостанавливается проведение всех выездных проверок за исключением внеплановых проверок, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинением вреда жизни и здоровью граждан._

Экспертная оценка: Востребованная мера поддержки.

25. Снижение страховых взносов для субъектов МСП. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ._

Совокупный тариф страховых взносов снижается с 30 до 15% для части зарплат, которая в течение месяца превышает федеральный МРОТ, действующий с начала календарного года (12 130 рублей в 2020 г.). При достижении порогового значения, тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование снизится на 12% и составит 10%, на обязательное медицинское страхование снизится на 0,1% и составит 5%, а страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уплачиваться не будут (т.е. снизятся на 2,9%). Необходимым условием является включение в

Единый реестр МСП. Вводится бессрочно._

Экспертная оценка: Востребованная мера поддержки.

26. Субсидии субъектам МСП и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.

Постановление Правительства РФ от 2 июля 2020 г. № 976.

Данные субсидии являются единоразовыми и предоставляются на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат. Условиями включения МСП в реестр получателя субсидий являются: заявление; включение получателя субсидии в единый реестр субъектов МСП по состоянию на 10 июня 2020 г.; отнесение к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коро-навирусной инфекции, или включение объектов туриндустрии, включающих гостиницы, номерной фонд которых не превышает 100 номеров, горнолыжные трассы, пляжи, в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10 июня 2020 г.; отсутствие задолженностей по налогам и пр. Размер субсидии определяется как первоначальные расходы в фиксированном размере 15 000 рублей и текущие

расходы, рассчитываемые как произведение 6 500 рублей на количество работников в мае 2020 г._

Экспертная оценка: Востребованная мера поддержки.

27. Субсидия по поддержке внутреннего туризма.

Распоряжение Правительства РФ от 18 июля 2020 г. № 1876-р._

Участвуют все субъекты федерации. Туристу предоставляется субсидия (кэшбэк) на приобретение туров или оплату проживания в гостинице продолжительностью не менее 5 дней с использованием карт платежной системы «МИР». Программа начинает действовать в августе, а поездку необходимо совершить до 20 декабря 2020 года. В семь регионов поездки будут доступны только в низкий сезон, с 1 октября по 20 декабря 2020. Размер государственной субсидии при стоимости тура (проживания): от 25 до 50 тыс. руб. - 5 тыс. руб.; от 50 до 75 тыс. руб. - 10 тыс. руб.; свыше 75 тыс. руб. - 15 тыс. руб. Из резервного фонда Правительства на эти

цели выделяется 15 млрд руб._

Экспертная оценка: Востребованная мера поддержки._

Сегодня можно осуществить предварительный анализ востребованности тех или иных мер государственной поддержки предприятий сферы туризма. Это сделано в таблице. В целом, по мнению автора, субъектам туристской сферы хотелось бы видеть в перечне мер большее количество компенсационных мер (на невозвратной основе).

Субъекты туристской сферы, относящиеся к крупному бизнесу, смогли воспользоваться более узким перечнем мер поддержки, который включает: возмещение расходов авиакомпаний на вывоз туристов, продление лицензий и разрешений, беспроцентные кредиты на выплату зарплат, моратории на банкротство, налоговые санкции и проверки, налоговые каникулы, исчисление сроков в целях применения налогового законодательства, исполнения обязательств по кредитным договорам и договорам займа в связи с дополнительными нерабочими днями. Заключение

В допандемийный период туризм занимал третье место в экономике мира (по доле в глобальном ВВП) и приносил ежегодный доход порядка $1,7 трлн. На туристские цели приходилось 55% всех поездок по миру. Развитие российского туризма осуществляется в соответствие с мировыми трендами: происходит его индустриализация и цифровизация. По прогнозам экспертов, туризм останется в реальном секторе экономики, конкуренция в котором будет неуклонно возрастать. На современном туристском рынке, как никогда, возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах, в том числе туроператорах, способных предвидеть и обгонять тренды, и турагентах, которые должны обеспечить качественную работу с потребителем: подобрать нужный тур, продемонстрировать свою эрудицию в знании средств размещения, достопримечательностей, трансферов и пр.

Наметившаяся еще до COVID-19 тенденция к развитию внутреннего туризма сейчас становится чрезвычайно актуальной, поскольку процесс восстановления международного туризма будет носить постепенный характер. Поэтому снятие карантина должно сопровождаться повышенным вниманием к развитию старых и, особенно, открытию новых направлений в сфере внутреннего туризма. Многие туроператоры и чартерные перевозчики понимают это и постепенно перестраиваются на внутренний туризм. Например, помимо существовавших ранее чартерных программ (Сочи, Анапа, Симферополь и т.д.), в этом году анонсированы рейсы и по ряду новых направлений: в Хакассию от ANEX Tour, в Бурятию от TUI, на Алтай от PEGAS Touristik (на базе жестких блоков мест на регулярных рейсах авиакомпании «Nordwind Airlines»), в Калининград от Библио-Глобус. Стоит также отметить, что традиционные у россиян южные направления в настоящий момент переполнены, наблюдается ажиотажный спрос.

В настоящее время Ростуризм приступил к работе над национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства», который будет представлен уже осенью и должен стать ответом на вызовы, поставленные пандемией COVID-19. На фоне пандемии COVID-19 мировая индустрия туризма была практически парализована. Согласно оценкам, приведенным в последнем издании Всемирного туристического барометра UNWTO, падение турпотока за первые пять месяцев 2020 года составило 5б%, что соответствует 300 миллионам туристов и потере $320 млрд. Это более чем в три раза превышает показатели глобального экономического кризиса 2009 года. Индекс доверия UNWTO (UNWTO Confidence Index) упал до рекордно низкого уровня. Большинство членов экспертной группы UNWTO по туризму ожидают восстановления международного туризма лишь ко второй половине 2021 года [8].

ЛИТЕРАТУРА

1. Ассоциация туроператоров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:IIwww.atorus.ruInewsIpress-centreInewI50372.html (дата обращения 24.0б.2020).

2. Мировые лидеры принимают беспрецедентные меры для спасения туриндустрии своих стран. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:IIratanews.ruInewsI news_20032020_4.stm (дата обращения 08.07.2020).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 г. № 1б19 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма».

4. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р.

5. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

7. Удалых С.К. Развитие круизного туризма на Байкальской территории II Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 215-218.

8. UNWTO World Tourism Barometer. 2020. Vol. 18 (4), July.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.