УДК 658.29
Д.И. Чернявский, D.I. Chernyavsky, e-mail: [email protected] К.С. Шапран, K.S. Shapran
Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FIELD Of CONSTRUCTION
В статье рассматриваются результаты анализа строительства зданий и сооружений в 2009 - 2013 годы за счет средств Федерального бюджета России. Освещены направления и уровни государственно-частного партнерства при строительстве таких объектов, а также основные барьеры для развития такого партнерства на федеральном и региональном уровнях.
This article deals with the analysis of the construction of buildings and structures in the 2009-2013 biennium. Federal budget funds. Lit direction and levels of public-private partnership for construction of such facilities, as well as the main barriers to the development of such partnerships at the Federal and regional levels.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство; сферы деятельности, формы государственно-частного партнерства
Keywords: a public-private partnerships; the scope of activities, the form ofpublic-private partnership
Взаимодействие власти и частного бизнеса - необходимый элемент рыночной экономики. Сотрудничество этих двух движущих сил общественного развития существует давно, и оно не является редкостью. Все чаще в средствах массовой информации упоминается о той или иной форме отношений государственных и бизнес-структур, направленных на развитие региона или страны в целом.
В данной работе представлены результаты исследования степени развития практических элементов взаимодействия бизнеса и государства, входящих в общее понятие государственно-частного партнерства (ГЧП), а также некоторых аспектов взаимодействия бизнеса с властью, в частности, корпоративной социальной ответственности и сотрудничества с некоммерческими организациями.
Изучение материалов показало, что взаимодействие государственных и бизнес- структур в такой отрасли как строительство неразрывно связаны между собой. Сравним удельный вес компаний по исследуемой теме за период с января 2009 по сентябрь 2013 года в организациях, выполняющих государственные федеральные заказы на строительство, табл. 1.
Из табл. 1 видно, что ГЧП имеет значительный резерв для роста. Среди приведенных в табл. 1 организаций - «Резервстрой» выделяется более высоким удельным весом ГЧП. Это связано с широтой охвата видов производства различных строительных работ. В целом, проблемам государственно-
частного партнерства федерального масштаба уделяется достаточно много внимания. В то время как на региональном уровне требуется усилить эту работу.
Достаточно долго отношения бизнеса и власти носили характер сотрудничества, но в последние годы термин «сотрудничество» успешно заменяется экспертами на «государственно-частное партнерство» (ГЧП). Это сочетание достаточно продолжительное время входило в лексикон, как участников взаимодействия, так и общественности. И на сегодняшний день не всякий совместный проект бизнеса и государства можно назвать государственно-частным партнерством. При этом следует заметить, что механизм ЧГП разрабатывают только сами его участники. До сих пор не существует четкой дефиниции государственно-частного партнерства. В общем виде его можно определить как взаимодействие представителей бизнеса с представителями власти, как с отдельными людьми, так и с государственными организациями, результатом которого может выступать проект, чаще всего направленный на развитие инфраструктуры и заключенный на взаимовыгодной основе. В рамках проекта могут быть заключены соглашения в виде договора, контракта и др. Взаимодействие может состоять также в разделении обязанностей между государством и частным капиталом, которое может варьироваться в широких пределах: от исполнения негосударственными компаниями функций подрядчика до полной передачи отдельных видов государственной деятельности в частные руки.
Практика показывает, что среди форм совместной работы бизнеса и государства чаще всего упоминается проектная форма (68,5%). Данную форму можно назвать наиболее общей, так как сами проекты, как правило, включают более конкретные формы взаимодействия, такие как договора или аренда. Ближе к 2009 г. наравне с проектом, а иногда как его синоним, употребляется категория «государственно-частное партнерство», которая рассматривается как единственная форма взаимодействия бизнеса и власти и включает более конкретные методы совместной деятельности, в том числе и проект.
Необходимо отметить, что проектная форма деятельности, так или иначе, присутствует во всех возможных направлениях совместной деятельности бизнеса и власти. Менее всего, как отражает табл. 2, совместная деятельность присуща для социально значимых сфер: образование, жилищно-коммунальное хозяйство и здравоохранение. Это говорит о том, что данные сферы продолжают оставаться под контролем государства с небольшой мерой участия в них бизнеса.
Заключение совместных соглашений также является достаточно распространенной формой взаимодействия бизнеса с государством. В общем смысле соглашение используется как равнозначное понятиям «договор», «контракт». Но при описании форм взаимодействия бизнеса и власти соглашение выступает как альтернатива вышеупомянутым другим формам. Данная форма взаимодействия чаще всего применяется в сфере строительства, в частности, в структуре «Росрезерва» и оборонной промышленности.
В период с 2009 по сентябрь 2013 годы применялись также и другие формы совместной работы. Так, чаще всего использовалось инвестирование (5,5%). Как правило, это крупное финансовое вложение бизнеса в какой-либо государственный проект. Это может быть также совместно созданная программа для какой-либо сферы деятельности (2,8%). Одним из самых распространенных методов выбора партнера из среды частного бизнеса в России является конкурс (2,6%) и аукцион (1,7%), где государство выступает в качестве лидера и выбирает себе партнера для реализации проекта по заранее оговоренным условиям. Примерно в такой же степени часто упоминаются арендные отношения (1,7%), когда государство позволяет пользоваться, к примеру, территорией для строительства каких-либо зданий и т.п.
В зависимости от того, в каком именно сегменте экономики реализуется механизм государственно-частного партнерства, формы партнерства могут быть различными. Выбор формы сотрудничества во многом зависит от специфики самой отрасли. Если говорить о таком сегменте рынка, как национальная промышленность, жилищное строительство и транспортная инфраструктура, то для них характерно заключение контрактов — одной из наиболее простых форм взаимодействия. Названные сферы являются одними из самых распространенных отраслей, где государство выбирает себе в партнеры бизнес, табл. 3.
Контрактная форма взаимодействия является аналогом договорной формы. Концессия, как правило, предполагает сдачу государством в эксплуатацию какой-либо организации части своих природных богатств, предприятий и технологических комплексов, других объектов.
Транспортная инфраструктура, как показывают данные, является той отраслью, в которой чаще всего можно встретить государственно-частное партнерство. Среди проектов транспортной инфраструктуры можно назвать проекты железнодорожного транспорта, взаимодействие бизнеса и власти для улучшения условий перевозки населения и др.
На практике государственно-частное партнерство необходимо рассматривать на трех уровнях: федеральный, региональный и муниципальный. Федеральный уровень включает границы всей России, региональный уровень - рамки Сибирского федерального округа, муниципальный уровень рассматривается в рамках г. Новосибирска. Табл. 4 иллюстрирует данное распределение.
Конкретизация взаимодействия бизнеса и власти в виде таких форм, как контракты, также относится к местному уровню, тогда как соглашения и концессии чаще встречаются в практике взаимодействия бизнеса и власти на региональном уровне. Подобное распределение, скорее всего, можно объяснить спецификой отношений представителей частного бизнеса и государственных чиновников в данном регионе, учитывая историю становления регионов.
Если говорить о направлениях взаимодействия, то в зависимости от уровня, на котором оно происходит, можно выявить локализацию сфер и направлений совместной деятельности.
Анализируя государственно-частного партнерство, можно отметить его позитивную оценку более чем в половине случаев. Данный факт обусловлен тем, что государственное и частное партнерство имеет тенденцию к развитию. Несмотря на все проблемы во взаимодействии бизнеса и власти, государство все чаще обращается за помощью к частному капиталу, а также к опыту управления большими корпорациями представителями бизнеса.
Подводя итог анализу государственно-частного партнерства, можно выделить несколько тенденций к его развитию. Во-первых, государственно-частное партнерство как форма взаимодействия бизнеса и власти находится в стадии активного развития. Данная форма сотрудничества или другими словами, взаимодействие достаточно прочно входит в практическое применение участниками партнерства и общественности, но имеет лишь единичные случаи по некоторым отраслям промышленностей практической его реализации. Во-вторых, данная форма отношений бизнеса и власти реализуется в наиболее значимых социально-экономических направлениях, что характеризует государственно-частное партнерство как эффективную для развития страны форму межсекторного взаимодействия. В-третьих, количественные и качественные характеристики государственного и частного партнерства на региональном уровне зависят от специфики отношений бизнеса и власти, а также от истории их становления в данном регионе.
Таблица 1
Уровень государственно-частное партнерства (ГЧП) по видам выполняемых строительных работ
Виды работ Организации
Тобол ТЭО СЭМ Резервстрой Регионтехстрой
Кол-во контрактов Доля ГЧП от всех контрактов (%) Кол-во контрактов Доля ГЧП от всех контрактов (%) Кол-во контрактов Доля ГЧП от всех контрактов (%) Кол-во контрактов Доля ГЧП от всех контрактов (%)
Технологические работы 27 2,6 24 2.3 130 12,3 77 7,3
Электротехнические работы 25 2,4 45 4,3 121 11,5 103 9,8
Обще-строительные работы 103 9,8 90 8,5 128 12,2 180 17,1
Таблица 2
Использование проектной формы работы по отраслям
Сфера деятельности Проекты
Кол-во Доля ГЧП
контрактов от всех контрактов (%)
Строительство в структуре «Рос- 109 19,2
резерв»
Промышленное строительство 78 13,7
Транспортная инфраструктура 77 13,6
Национальная промышленность 59 10,4
Освоение природных ресурсов 47 8,3
Образование 38 6,7
ЖКХ 28 4,9
Здравоохранение 21 3,7
Таблица 3
Формы взаимодействия государства и бизнеса по отраслям
Соглашения Контракты Концессии
Отрасль Кол-во Доля ГЧП Кол-во Доля ГЧП Кол-во Доля ГЧП
контрактов от всех контрактов (%) контрактов от всех контрактов (%) контрактов от всех контрактов (%)
Транспортная
инфраструкту- 22 3,9 9 1,6 11 1,9
ра
Строительство
в структуре 19 3,3 15 2,6 - -
«Росрезерв»
Национальная
промышлен- 19 3,3 19 3,3 - -
ность
ЖКХ 17 3 - - - -
Промышлен-
ное строитель- 13 2,3 - - - -
ство
Освоение
природных 8 1,4 - - - -
ресурсов
Таблица 4
Формы государственно-частного партнерства по уровням
Формы Федеральный Региональный Муниципальный
партнерства Кол-во Доля ГЧП Кол-во Доля ГЧП Кол-во Доля ГЧП
контрактов от всех контрактов (%) контрактов от всех контрактов (%) контрактов от всех контрактов (%)
Проекты 195 26,3 180 24,3 207 27,9
Контракты 20 2,7 18 2,4 30 5
Соглашения 36 4,9 67 9 40 5,4
Концессии 17 2,3 19 2,6 6 0,8