Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в сфере строительства'

Государственно-частное партнерство в сфере строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / THE SCOPE OF ACTIVITIES THE FORM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернявский Д. И., Шапран К. С.

В статье рассматриваются результаты анализа строительства зданий и сооружений в 2009 2013 годы за счет средств Федерального бюджета России. Освещены направления и уровни государственно-частного партнерства при строительстве таких объектов, а также основные барьеры для развития такого партнерства на федеральном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FIELD Of CONSTRUCTION

This article deals with the analysis of the construction of buildings and structures in the 2009-2013 biennium. Federal budget funds. Lit direction and levels of public-private partnership for construction of such facilities, as well as the main barriers to the development of such partnerships at the Federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в сфере строительства»

УДК 658.29

Д.И. Чернявский, D.I. Chernyavsky, e-mail: [email protected] К.С. Шапран, K.S. Shapran

Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FIELD Of CONSTRUCTION

В статье рассматриваются результаты анализа строительства зданий и сооружений в 2009 - 2013 годы за счет средств Федерального бюджета России. Освещены направления и уровни государственно-частного партнерства при строительстве таких объектов, а также основные барьеры для развития такого партнерства на федеральном и региональном уровнях.

This article deals with the analysis of the construction of buildings and structures in the 2009-2013 biennium. Federal budget funds. Lit direction and levels of public-private partnership for construction of such facilities, as well as the main barriers to the development of such partnerships at the Federal and regional levels.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; сферы деятельности, формы государственно-частного партнерства

Keywords: a public-private partnerships; the scope of activities, the form ofpublic-private partnership

Взаимодействие власти и частного бизнеса - необходимый элемент рыночной экономики. Сотрудничество этих двух движущих сил общественного развития существует давно, и оно не является редкостью. Все чаще в средствах массовой информации упоминается о той или иной форме отношений государственных и бизнес-структур, направленных на развитие региона или страны в целом.

В данной работе представлены результаты исследования степени развития практических элементов взаимодействия бизнеса и государства, входящих в общее понятие государственно-частного партнерства (ГЧП), а также некоторых аспектов взаимодействия бизнеса с властью, в частности, корпоративной социальной ответственности и сотрудничества с некоммерческими организациями.

Изучение материалов показало, что взаимодействие государственных и бизнес- структур в такой отрасли как строительство неразрывно связаны между собой. Сравним удельный вес компаний по исследуемой теме за период с января 2009 по сентябрь 2013 года в организациях, выполняющих государственные федеральные заказы на строительство, табл. 1.

Из табл. 1 видно, что ГЧП имеет значительный резерв для роста. Среди приведенных в табл. 1 организаций - «Резервстрой» выделяется более высоким удельным весом ГЧП. Это связано с широтой охвата видов производства различных строительных работ. В целом, проблемам государственно-

частного партнерства федерального масштаба уделяется достаточно много внимания. В то время как на региональном уровне требуется усилить эту работу.

Достаточно долго отношения бизнеса и власти носили характер сотрудничества, но в последние годы термин «сотрудничество» успешно заменяется экспертами на «государственно-частное партнерство» (ГЧП). Это сочетание достаточно продолжительное время входило в лексикон, как участников взаимодействия, так и общественности. И на сегодняшний день не всякий совместный проект бизнеса и государства можно назвать государственно-частным партнерством. При этом следует заметить, что механизм ЧГП разрабатывают только сами его участники. До сих пор не существует четкой дефиниции государственно-частного партнерства. В общем виде его можно определить как взаимодействие представителей бизнеса с представителями власти, как с отдельными людьми, так и с государственными организациями, результатом которого может выступать проект, чаще всего направленный на развитие инфраструктуры и заключенный на взаимовыгодной основе. В рамках проекта могут быть заключены соглашения в виде договора, контракта и др. Взаимодействие может состоять также в разделении обязанностей между государством и частным капиталом, которое может варьироваться в широких пределах: от исполнения негосударственными компаниями функций подрядчика до полной передачи отдельных видов государственной деятельности в частные руки.

Практика показывает, что среди форм совместной работы бизнеса и государства чаще всего упоминается проектная форма (68,5%). Данную форму можно назвать наиболее общей, так как сами проекты, как правило, включают более конкретные формы взаимодействия, такие как договора или аренда. Ближе к 2009 г. наравне с проектом, а иногда как его синоним, употребляется категория «государственно-частное партнерство», которая рассматривается как единственная форма взаимодействия бизнеса и власти и включает более конкретные методы совместной деятельности, в том числе и проект.

Необходимо отметить, что проектная форма деятельности, так или иначе, присутствует во всех возможных направлениях совместной деятельности бизнеса и власти. Менее всего, как отражает табл. 2, совместная деятельность присуща для социально значимых сфер: образование, жилищно-коммунальное хозяйство и здравоохранение. Это говорит о том, что данные сферы продолжают оставаться под контролем государства с небольшой мерой участия в них бизнеса.

Заключение совместных соглашений также является достаточно распространенной формой взаимодействия бизнеса с государством. В общем смысле соглашение используется как равнозначное понятиям «договор», «контракт». Но при описании форм взаимодействия бизнеса и власти соглашение выступает как альтернатива вышеупомянутым другим формам. Данная форма взаимодействия чаще всего применяется в сфере строительства, в частности, в структуре «Росрезерва» и оборонной промышленности.

В период с 2009 по сентябрь 2013 годы применялись также и другие формы совместной работы. Так, чаще всего использовалось инвестирование (5,5%). Как правило, это крупное финансовое вложение бизнеса в какой-либо государственный проект. Это может быть также совместно созданная программа для какой-либо сферы деятельности (2,8%). Одним из самых распространенных методов выбора партнера из среды частного бизнеса в России является конкурс (2,6%) и аукцион (1,7%), где государство выступает в качестве лидера и выбирает себе партнера для реализации проекта по заранее оговоренным условиям. Примерно в такой же степени часто упоминаются арендные отношения (1,7%), когда государство позволяет пользоваться, к примеру, территорией для строительства каких-либо зданий и т.п.

В зависимости от того, в каком именно сегменте экономики реализуется механизм государственно-частного партнерства, формы партнерства могут быть различными. Выбор формы сотрудничества во многом зависит от специфики самой отрасли. Если говорить о таком сегменте рынка, как национальная промышленность, жилищное строительство и транспортная инфраструктура, то для них характерно заключение контрактов — одной из наиболее простых форм взаимодействия. Названные сферы являются одними из самых распространенных отраслей, где государство выбирает себе в партнеры бизнес, табл. 3.

Контрактная форма взаимодействия является аналогом договорной формы. Концессия, как правило, предполагает сдачу государством в эксплуатацию какой-либо организации части своих природных богатств, предприятий и технологических комплексов, других объектов.

Транспортная инфраструктура, как показывают данные, является той отраслью, в которой чаще всего можно встретить государственно-частное партнерство. Среди проектов транспортной инфраструктуры можно назвать проекты железнодорожного транспорта, взаимодействие бизнеса и власти для улучшения условий перевозки населения и др.

На практике государственно-частное партнерство необходимо рассматривать на трех уровнях: федеральный, региональный и муниципальный. Федеральный уровень включает границы всей России, региональный уровень - рамки Сибирского федерального округа, муниципальный уровень рассматривается в рамках г. Новосибирска. Табл. 4 иллюстрирует данное распределение.

Конкретизация взаимодействия бизнеса и власти в виде таких форм, как контракты, также относится к местному уровню, тогда как соглашения и концессии чаще встречаются в практике взаимодействия бизнеса и власти на региональном уровне. Подобное распределение, скорее всего, можно объяснить спецификой отношений представителей частного бизнеса и государственных чиновников в данном регионе, учитывая историю становления регионов.

Если говорить о направлениях взаимодействия, то в зависимости от уровня, на котором оно происходит, можно выявить локализацию сфер и направлений совместной деятельности.

Анализируя государственно-частного партнерство, можно отметить его позитивную оценку более чем в половине случаев. Данный факт обусловлен тем, что государственное и частное партнерство имеет тенденцию к развитию. Несмотря на все проблемы во взаимодействии бизнеса и власти, государство все чаще обращается за помощью к частному капиталу, а также к опыту управления большими корпорациями представителями бизнеса.

Подводя итог анализу государственно-частного партнерства, можно выделить несколько тенденций к его развитию. Во-первых, государственно-частное партнерство как форма взаимодействия бизнеса и власти находится в стадии активного развития. Данная форма сотрудничества или другими словами, взаимодействие достаточно прочно входит в практическое применение участниками партнерства и общественности, но имеет лишь единичные случаи по некоторым отраслям промышленностей практической его реализации. Во-вторых, данная форма отношений бизнеса и власти реализуется в наиболее значимых социально-экономических направлениях, что характеризует государственно-частное партнерство как эффективную для развития страны форму межсекторного взаимодействия. В-третьих, количественные и качественные характеристики государственного и частного партнерства на региональном уровне зависят от специфики отношений бизнеса и власти, а также от истории их становления в данном регионе.

Таблица 1

Уровень государственно-частное партнерства (ГЧП) по видам выполняемых строительных работ

Виды работ Организации

Тобол ТЭО СЭМ Резервстрой Регионтехстрой

Кол-во контрактов Доля ГЧП от всех контрактов (%) Кол-во контрактов Доля ГЧП от всех контрактов (%) Кол-во контрактов Доля ГЧП от всех контрактов (%) Кол-во контрактов Доля ГЧП от всех контрактов (%)

Технологические работы 27 2,6 24 2.3 130 12,3 77 7,3

Электротехнические работы 25 2,4 45 4,3 121 11,5 103 9,8

Обще-строительные работы 103 9,8 90 8,5 128 12,2 180 17,1

Таблица 2

Использование проектной формы работы по отраслям

Сфера деятельности Проекты

Кол-во Доля ГЧП

контрактов от всех контрактов (%)

Строительство в структуре «Рос- 109 19,2

резерв»

Промышленное строительство 78 13,7

Транспортная инфраструктура 77 13,6

Национальная промышленность 59 10,4

Освоение природных ресурсов 47 8,3

Образование 38 6,7

ЖКХ 28 4,9

Здравоохранение 21 3,7

Таблица 3

Формы взаимодействия государства и бизнеса по отраслям

Соглашения Контракты Концессии

Отрасль Кол-во Доля ГЧП Кол-во Доля ГЧП Кол-во Доля ГЧП

контрактов от всех контрактов (%) контрактов от всех контрактов (%) контрактов от всех контрактов (%)

Транспортная

инфраструкту- 22 3,9 9 1,6 11 1,9

ра

Строительство

в структуре 19 3,3 15 2,6 - -

«Росрезерв»

Национальная

промышлен- 19 3,3 19 3,3 - -

ность

ЖКХ 17 3 - - - -

Промышлен-

ное строитель- 13 2,3 - - - -

ство

Освоение

природных 8 1,4 - - - -

ресурсов

Таблица 4

Формы государственно-частного партнерства по уровням

Формы Федеральный Региональный Муниципальный

партнерства Кол-во Доля ГЧП Кол-во Доля ГЧП Кол-во Доля ГЧП

контрактов от всех контрактов (%) контрактов от всех контрактов (%) контрактов от всех контрактов (%)

Проекты 195 26,3 180 24,3 207 27,9

Контракты 20 2,7 18 2,4 30 5

Соглашения 36 4,9 67 9 40 5,4

Концессии 17 2,3 19 2,6 6 0,8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.