Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 8, №3 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/82EVN316.pdf Статья опубликована 03.06.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:
Жидков А.С., Коськина Ю.А. Сущность и перспективы развития механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №3 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/82EVN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 334.7231
Жидков Алексей Сергеевич
ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте», Россия, Москва Заместитель заведующего кафедрой «Экономики городского хозяйства и сферы обслуживания»
E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=677744
Коськина Юлия Артуровна
ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте», Россия, Москва Магистрант факультета «Экономики и финансов»
Сущность и перспективы развития механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации
Аннотация. В данной статье рассматривается сущность, особенности и перспективы развития механизмов государственно-частного партнерства на территории Российской Федерации. Разбираются различные подходы к определению данного понятия, анализируются дефиниции некоторых международных организаций. Выявляются преимущества и недостатки от участия в проектах государственно-частного партнерства государственного сектора. Кратко рассматриваются отличия механизмов реализации инвестиционных проектов на основе государственно-частично партнерства регулируемых новым Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и концессионных соглашений, регулируемых Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О концессионных соглашениях».
Рассматриваются основные законодательные акты Российской федерации, регулирующие правоотношения в сфере государственно-частного партнерства. Анализируется природа взаимодействия государства и частного сектора с позиции целевой функции участников. Рассматривается необходимость и особенности разделения рисков между участниками инвестиционных проектов реализуемых на основе механизмов государственно-частного партнерства. Обосновывается необходимость и перспективы дальнейшего развития механизмов государственно-частного партнерства. Авторами статьи предлагаются некоторые направления, способствующие дальнейшему развитию данного механизма на территории Российской Федерации.
1 115432, Москва, 2-й Кожуховский проезд, д. 12, стр. 1 (http://www.muiv.ru/) 1
Ключевые слова: государственно-частное партнерство; концессионные соглашения; риски; целевая функция участников проектов на основе механизмов государственно-частного партнерства; преимущества и недостатки государственно-частного партнерства; законодательство в сфере государственно-частного партнерства; сущность и перспективы развития механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации
На сегодняшний день, в быстро развивающемся мире, в условиях международного разделения труда, глобальная конкуренция ставит на повестку вопрос об экономическом выживании целых государств и их отдельных регионов. К сожалению, современная Россия пока демонстрирует преимущественно догоняющий тип экономического развития по отношению к мировым лидерам, что не может не вызывать тревоги. Сырьевая и экспортно-ориентированная экономика не способна стать основанием для настоящего технологического прорыва, особенно в условиях падения ценна основные виды природных ресурсов, и не будет в состоянии обеспечить стабильный рост уровня жизни населения страны.
На фоне кризисных явлений в мировой экономике и экономике России, активно проявляющихся с конца 2013 года, сокращение бюджетного финансирования различных направлений государственной политики приводит к необходимости изыскания новых источников внебюджетных инвестиций для реализации социально значимых проектов.
Реализовывать сложные масштабные проекты, например, в инфраструктурной сфере, исключительно за счет бюджетных средств практически невозможно и порой нецелесообразно. Государство должно не только осуществлять регулирование экономики, но и понимать особенности функционирования бизнес-процессов, уметь при совместных действиях с частным сектором организовывать реализацию крупномасштабных проектов ради достижения общего успеха и на взаимовыгодных условиях, что требует необходимости развития такой формы взаимодействия государства и бизнеса как государственно-частное партнерство (далее - ГЧП).
Деятельность по развитию правоотношений ГЧП в Российской Федерации носит стратегический характер. Так, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ
сделанного в 2011 году отмечается, что «нужно создать максимально широкие возможности
2
для привлечения частных, в том числе иностранных, инвестиций...».
Необходимо отметить, что в среднесрочной перспективе соответствующая задача уже интегрирована в бюджетное планирование. В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ на 2013—2015 гг. при исполнении бюджета должны быть обеспечены паритетные возможности и соблюден принцип конкуренции в сфере оказания государственных услуг для государственных, муниципальных и частных организаций. Вместе с тем в настоящее время привлечение частых инвестиций на принципах ГЧП в значительной мере затруднено в силу ограниченного распространения правоотношений ГЧП в гражданском обороте. Так, статистические данные «Единой информационной системы государственно-частного партнерства в Российской Федерации», созданной в рамках информационного сотрудничества Ассоциация «Центр развития ГЧП» и Министерства экономического развития
2 Public-Private Partnerships INTERNATIONAL MONETARY FUND Prepared by the Fiscal Affairs Department (In consultation with other de partments, the World Bank, and the Inter-American Development Bank) Approved by Teresa Ter-Minassian March 12, 2004.
Российской Федерации, по состоянию на 01.05.2016 года в России реализуется 1160 проектов на основе ГЧП, что в масштабах целой страны незначительно.3
Необходимо отметить, что на сегодняшний день активно ведется методическая работа, направленная на активное распространение механизмов ГЧП в инвестиционные процессы, так, в Минэкономразвития России уже подготовлены методические рекомендации, касающиеся средне- и долгосрочного планирования развития ГЧП в субъектах РФ, отбора и управления проектами ГЧП по отраслям. Как показывает практика деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, для ускорения процесса внедрения механизмов ГЧП в соответствующие процедуры существует необходимость подготовки и оформления в виде отдельных руководств и пояснений, разъясняющих каждый этап сделки ГЧП.
Большое значение для перспектив развития ГЧП в России имеет новый Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вносит необходимый порядок в практику регулирования отношений и реализации проектов на основе ГЧП, подробно регламентируя процесс их реализации, четко разъясняя права и обязанности участников данного взаимодействия. Стоит добавить, что до принятия данного закона, практически в каждом субъекте РФ имелся свой, региональный закон о ГЧП, что не позволяло унифицировать данный процесс на всей территории России.
Оценивая перспективы развития механизмов ГЧИ в Российской Федерации необходимо отметить, что взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет довольно давнюю историю, в том числе и в нашей стране. Первым упоминанием о ранних формах взаимодействия государства и частного сектора можно назвать такое явление как «откуп», получившее свое распространение в Древнем Иране (VI в. до н.э.), в Древней Греции и Древнем Риме (IV в. до н.э.), суть которого заключается в передаче права сбора налогов частным лицам (откупщикам), за определенную плату. Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности. [3]
Необходимо отметить, что в каждой отдельно взятой стране, в силу специфики ее развития и национальных особенностей законодательства подходы к пониманию и определению механизмов ГЧП могут отличаться. Наиболее существенное различие заключается в том, что в одних странах ГЧП понимается как альтернатива прямому бюджетному финансированию инфраструктурных проектов, а в других — как вариант партнерства между государством и бизнесом при реализации проектов в различных формах. По причине подобной неоднородности подходов прямая экстраполяция какого-либо одного из зарубежных определений ГЧП в российской практике представляется неприемлемой.
Рассмотрим ряд определений понятия «государственно-частное партнерство», используемых наиболее авторитетными организациями и странами.
Всемирный банк дает наиболее общее определение, согласно которому под ГЧП понимаются среднесрочные или долгосрочные соглашения между государственной и частной
3 Единая информационная система государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Официальный сайт - http://www.pppi.ru.
стороной, в рамках которых ряд услуг передаются из сферы ответственности государственного сектора частной стороне.
В соответствии с определением Международного валютного фонда ГЧП относятся к соглашениям, в рамках которых частная сторона создает инфраструктурные объекты и предоставляет услуги, которые традиционно предоставлялись государством. Частная сторона финансирует и реализует работы (оказывает услуги) и тем самым принимает на себя значительную часть рисков в рамках проекта. Государственно-частные партнерства предполагают широкий спектр социально-экономических инфраструктурных проектов, однако в основном используются для строительства больниц, школ, тюрем, дорог, мостов и туннелей, трамвайных сетей, систем контроля воздушного движения, водно-коммунальных и водоочистных сооружений, а также для эффективного управления ими4.
В Европейском союзе в рамках программ «Европейской инициативы экономического роста» и «Развитие Трансъевропейской транспортной системы» реализуется большое количество инфраструктурных проектов с использованием механизмов ГЧП, постоянно выходят публикации по данной тематике. Однако, на уровне ЕС отсутствует единое понимание сущности ГЧП. В так называемой «Зеленой книге о государственно-частном партнерстве и законодательстве сообщества по государственным контрактам и концессиям» под ГЧП понимаются формы сотрудничества между государственными властями и бизнес-сообществом, целью которого является обеспечение финансирования, строительства, реконструкции, управления и содержания инфраструктурных объектов ши предоставление услуг.
Таким образом, в общем смысле данного понятия, ГЧП есть оказание государственной (общественной) услуги частным сектором, взаимодействующим с государством.
В России под ГЧП в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с первого января 2016 году, понимается юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества5. [5]
Подводя итоги изучения различных подходов к определению понятия ГЧП, следует отметить, что в качестве предмета ГЧП в общем случае можно рассматривать отношения в процессе взаимодействия государственного и частного сектора по выполнению конкретных проектов, включая инвестиции в объекты инфраструктуры и оказание услуг с помощью данных объектов.
4 Public-Private Partnerships INTERNATIONAL MONETARY FUND Prepared by the Fiscal Affairs Department (In consultation with other de partments, the World Bank, and the Inter-American Development Bank) Approved by Teresa Ter-Minassian March 12, 2004.
5 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Также стоит отметить, что обязательным условием отношений ГЧП является разделение рисков. При этом наибольшую сложность представляет поиск его оптимального распределения в зависимости от специфики проекта ГЧП (отрасль, тип контракта, условия финансирования и т.д.). Наиболее рациональный подход предполагает, что каждый риск по проекту должна нести та сторона, которая способна наилучшим образом им управлять, что, например, отражено в законодательстве Германии в отношении регулирования данного механизма. Необходимость поиска оптимального распределения рисков также повышает значимость предпроектной стадии ГЧП по сравнению с государственным заказом. Таким образом, основный целью ГЧП является обеспечение динамичного социально-экономического развития (в первую очередь, на уровне региона) при условии повышения эффективности использования бюджетных средств и за счет дополнительных инвестиций, привлекаемых из внебюджетных источников, а также путем повышения качества услуг государственного сектора. [2], [6]
С точки зрения государственной политики ГЧП направлено на привлечение организаций частного сектора к реализации ресурсо- и капиталоемких инфраструктурных проектов, а также обеспечение развития отраслей общественной инфраструктуры и в конечном счете — на повышение уровня жизни населения.
Одной из распространенных в зарубежной и отечественной практике форм взаимодействия государственного и частного сектора является соглашение о концессии, представляющее собой, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» соглашение, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Некоторые авторы считают концессию одной из форм ГЧП, что подтверждается сутью данного взаимодействия государства и частного сектора6. [8]
Однако между механизмом ГЧП и соглашением о концессии есть одно принципиальное отличие, заключающееся в отношениях права собственности. Так, если при определенных, установленных законом от 13.07.2015г. N 224-ФЗ, условиях создаваемый или реконструируемый объект соглашения может переходить в частную собственность, то при соглашении о концессии, передаваемый концессионеру (частному лицу) объект за определенную концессионную плату, как правило остается в собственности концедента (государства).
В рамках данной статьи наиболее целесообразно остановится именно на механизмах ГЧП, как форме взаимодействия государственного и частного секторов, поскольку данная форма предполагает наиболее активное использование в инфраструктурных и социально-значимых проектах.
Как уже было сказано выше, основная цель развития ГЧП в Российской Федерации заключается в повышении уровня обеспеченности объектами общественной инфраструктуры и качества оказываемых населению услуг посредством стимулирования и организации эффективного взаимодействия публичного и частного партнеров.
6 Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О концессионных соглашениях».
Как правило, для достижения указанной цели необходимо решить ряд важных задач, к числу которых можно отнести:
• создание условий, стимулирующих привлечение хозяйствующих субъектов к участию в проектах на основе ГЧП;
• формирование системы эффективного государственного и муниципального управления в сфере ГЧП;
• формирование системы прогнозирования и планирования развития общественной инфраструктуры (в том числе с применением механизмов ГЧП), интегрированную в общую систему стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
• расширение возможного перечня источников финансирования проектов на основе ГЧП с учетом специфики инфраструктурных отраслей;
• повышение качества проработки, обоснования, оценки и реализации проектов на основе ГЧП;
• стимулирование расширения перечня инфраструктурных отраслей и сфер применения механизмов ГЧП в тех отраслях народного хозяйства, в которых наблюдается низкий уровень обеспеченности объектами общественной инфраструктуры и качества их эксплуатации;
• создание правовых и организационных условий для эффективного использования механизмов ГЧП в Российской Федерации.
Как показывает мировая практика, основной целью участия государства в проектах ГЧП является развитие общественной инфраструктуры, повышение эффективности ее эксплуатации, обеспечение экономического роста, улучшение качества услуг, которое достигается путем привлечения внебюджетного финансирования. [1], [8]
В качестве базовых принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие государственного и частного секторов, при реализации проектов на основе механизмов ГЧП, можно выделить следующие:
• принцип законности реализации проектов ГЧП;
• принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым стоимость и срок реконструкции (создания) объекта инфраструктуры за счет бюджетных средств превышает стоимость и срок реконструкции (создания) объекта инфраструктуры с применением механизмов ГЧП; [9]
• принцип приоритетности исполнения обязательств, принимаемых публично-правовыми образованиями при заключении соглашений о ГЧП;
• принцип эффективности использования государственного и муниципального имущества;
• принцип соблюдения прав и законных интересов участников соглашений о ГЧП;
• принцип добросовестного и взаимовыгодного сотрудничества сторон в рамках соглашений о ГЧП*;
• принцип справедливого разделения рисков между публичным партнером и частным партнерами при реализации проекта ГЧП*;
• принцип соблюдения конкуренции при планировании реализации проектов ГЧП*;
• принцип доступности для населения услуг, оказываемых в ходе реализации проектов ГЧП;
• принцип сбалансированного применения механизмов ГЧП в отраслях народного хозяйства при развитии общественной инфраструктуры в публично-правовых образованиях;
• принцип отсутствия дискриминации среди участников конкурса на право заключения соглашений о ГЧП*;
• принцип информационной открытости сферы ГЧП*;
• принцип квалифицированности государственных гражданских и муниципальных служащих, осуществляющих государственное и муниципальное регулирование сферы ГЧП в публично-правовых образованиях;
• принцип сочетания преимуществ и возможностей государственного и частного партнеров при реализации проекта ГЧП; [5]
• принцип вариативности форм ГЧП.
• - закреплены в статье 4, Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Кратко разберем основные преимущества, открываемые для государственной стороны, от участия в проектах ГЧП при условии выполнения вышеназванных принципов.
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №3 (май - июнь 2016)
http://naukovedenie.ru [email protected]
Снижение рисков по проекту
• Взаимодействие с частными инвесторами позволяет использовать рыночные механизмы реализации проектов, характеризуемые большей эффективностью, нежели государственный заказ, что позволят повысить качество и снизить затраты при эксплуатации объектов.
Привлечение новых технологий
• Проведение конкурентных тендерных процедур способствуют привлечению наиболее технологически развитых исполнителей по проекту, привносящих новые инновационных технологии в процесс создания обекта.
Сокращение общих затрат по проекту
• Передача прав на строительство и эксплуотацию объекта частному партнеру, позволяет минимизировать затраты в течение всего срока реализации проекта ГЧП.
Привлечение дополнительных финансовых ресурсов
• Передача финансовых обязательств по привлечению средств на реализацию проектов в частный сектор создает условия для обеспечения их дополнительными источниками финансирования.
Повышение отдачи от создаваемого объекта
• Частный партнер, привлекая финансирование и неся обязательства перед заемщиками и акционерами, заинтересован в увеличении денежных потоков от проекта.
Повышение эффективности эксплуатации объектов. |
• Механизм ГЧП содержит больше стимулов и возможностей для повышения эффективности эксплуатации инфраструктурных объектов.
Рисунок 1. Основные преимущества государственного сектора от использования механизмов
ГЧП (составлено автором)
Следует отметить также ряд ограничений, накладываемых на проекты реализуемые на основе механизмов ГЧП, которые необходимо учитывать и подробно изучать на предпроектной и проектной стадии. [10]
Дополнительная бюджетная нагрузка
• Дополнительная нагрузка на бюджет обуславливается ростом издержек упущенных возможностей в связи с уменьшением возможных денежных поступлений от использования объекта, из-за его передачи в частный сектор.
Отсутствие большого положитеьного опыта
реализации проектов ГЧП
• Хотя опытреализации концессионных соглашений в России достаточно большой, опыт реализации проектов на основе ГЧП недостаточен, что выражается в отсутствии высоко квалифицированных специалистов в данной области, а также недостаточной контрактной проработкой.
Комплексный характер регулирования (долгосрочные
проекты, трудности с поиском инвесторов)
• ГЧП является эффективным способом привлечения инвестиций в создание объекта, если региональный бюджет имеет стабильные источники финансирования и разумную долговую нагрузку.
Значительное влияние неопределенности
• Поскольку проекты ГЧП является источником долгосрочных расходных обязательств бюджета, проекты подвержены дополнительным рискам и угрозам, которые сложно оценить и спрогнозировать.
Рисунок 2. Возможные ограничения при реализации проектов на основе ГЧП
(составлено автором)
Одним из наиболее серьезных ограничений, накладываемых на использование механизмов ГЧП при реализации социально-значимых проектов является фундаментальное противоречие в целевой функции государства и частного сектора. Если государство в своей деятельности, теоретически, срамиться к созданию наиболее благоприятных условий для жизни населения, то частный сектор стремится максимизировать свою прибыль и рентабельность. Однако, при реализации инвестиционных проектов на основе ГЧП источники получения дохода частным сектором крайне ограничены, и включают в себя сборы с пользователей данного объекта, другими словами - населения, что может приводить к значительной финансовой нагрузке, либо прямые государственные дотации и субсидии, покрывающие затраты на строительство и эксплуатацию объекта ГЧП, что может быть непосильным для бюджета. [4], [5], [6]
Поэтому, принципиальным вопросом, который также следует принимать во внимание при реализации проектов на основе ГЧП, являются инструменты финансирования проектов ГЧП. В соответствии с действующим законодательством РФ финансирование капитальных затрат по проекту ГЧП может осуществляться при помощи следующих инструментов:
государственное финансирование;
собственные средства частного инвестора;
долговое финансирование, в том числе облигационный заем, средства пенсионных фондов;
кредиты российских и международных финансовых институтов, в том числе проектное финансирование;
банковские кредиты;
гранты международных финансовых институтов.
Рисунок 3. Основные источники финансирования проектов, реализуемых на основе ГЧП
(составлено автором)
При реализации проектов на основе ГЧП источники финансирования, как правило, определяет частный инвестор, а органы государственной власти осуществляют координацию и контроль за реализацией проекта с позиции приоритетов развития инфраструктурного комплекса и бюджетной эффективности.
В заключении рассмотрения сущности механизмов ГЧП необходимо выделить перспективные области, в которых использование данной формы взаимодействия государственного и частного сектора наиболее целесообразно.
По мнению ряда зарубежных и отечественных экспертов, наиболее целесообразными объектами ГЧП являются объекты инфраструктуры, под которыми понимается совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования экономики и обеспечения условий жизнедеятельности населения. В укрупненном виде инфраструктура делится на транспортную, инженерную и социальную.
Таким образом, сущность большинства проектов ГЧП заключается в передаче частному сектору функций государства по строительству, реконструкции, модернизации, обслуживанию и эксплуатации объектов инфраструктуры. Объектом ГЧП могут быть любые функции государственного сектора (так называемые публичные, общественные, государственные услуги), выполнение которых закрепляется за частной стороной.
Наиболее часто ГЧП реализуется в следующих инфраструктурных отраслях:
Транспортная инфраструктура:
• железные дороги;
• аэропорты, морские и речные порты;
• автомобильные дороги.
Социальная инфраструктура:
• здравоохранение;
• образование;
• спорт;
• социальное обеспечение;
• туризм и рекреация.
—| Инженерная инфраструктура.
• электроэнергетика;
• водоснабжение и водоотведение;
• газоснабжение;
• теплоснабжение.
Рисунок 4. Наиболее перспективные инфраструктурные объекты для использования
механизмов ГЧП (составлено автором)
Необходимо отметить, что все указанные выше объекты прописаны в законе от 13.07.2015 N 224-ФЗ.
Таким образом, авторы стати считают, что государственно-частного партнерство может стать действенным инструментом стимулирования инвестиционных процессов, позволяющим привлекать инвестиционные ресурсы частного сектора при реализации крупных инфраструктурных и социально значимых проектов. Однако для достижения данной цели необходимо:
• продолжить методическую работу по разъяснению особенностей реализации инвестиционных проектов на основе ГЧП на всех стадиях реализации проекта;
• инициировать курсы по повышению квалификации государственных и муниципальных служащих, участвующих в реализации проектов на основе ГЧП, для повышения правовой грамотности в данном вопросе; [11]
• продолжить активное информационное содействие в данной сфере, при активной поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борщевский, Георгий Александрович. Государственно-частное партнерство [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / Г.А. Борщевский ; Российская акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации. - Москва: Юрайт, 2015. - 343. ISBN 978-5-9916-4863-9.
2. Жидков А.С., Романченко О.В. Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент развития Арктики. Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон: материалы XI международной научной конференции; в 2-х ч. / под ред. А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2015. - с. 102-111.
3. Курысь, Наталья Владимировна. Концессионное право Союза ССР: история, теория, факторы влияния [Текст] / Н.В. Курысь, С.Г. Тищенко. - Санкт-Петербург: Юридический центр-Пресс, 2011. - 263 с. ISBN 978-5-94201-623-4.
4. Руденко Л.Г., Жидков АС. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ВОЗМОЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ Экономика и предпринимательство. 2015. №6-1 (591). С. 179-183.
5. Басалов С.Г. Совершенствование оценки и реализации инновационной политики на предприятии [Текст] / Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук. Москва. 2000. С. 158.
6. Коряков А.Г. Роль государства в обеспечении устойчивого развития отраслей экономики // Национальная безопасность. Nota Bene. 2012. №4. С. 4-12.
7. Коряков А.Г. Этапы реализации и содержание программы государственной поддержки устойчивого развития предприятий // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. №4. С. 115-117.
8. Коряков А.Г. Изменение парадигмы развития в условиях глобализации: актуализация концепции устойчивого развития // Мир науки, культуры, образования. 2012. №3 (34). С. 364-367.
9. Лабзунов П.П. Принципы управления ценами в современной экономике // Микроэкономика. 2012. №6. С. 7-12.
10. Антонов Г.Д., Иванова О.П., Тумин В.М. Управление рисками организации. Учебное пособие. М.:. ИНФРА-М. 2015. С. 153.
11. Суптело Н.П. Влияние мобильности на трудовую адаптацию работников // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2015. №3 (14). С. 93-97.
Zhidkov Aleksey Sergeyevich
Moscow Witte university, Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Koskin Julia Arturovna
Moscow Witte university, Russia, Moscow
The essence and prospects of development of public-private partnership mechanisms in the Russian Federation
Abstract. This article discusses the nature, characteristics and prospects of development of public-private partnership in the Russian Federation. Understand the different approaches to the definition of the concept, analyzes the definitions of certain international organizations. Identifies the advantages and disadvantages of participation in projects of public-private partnership of the public sector. Briefly discusses the differences based on the realization of investment projects of public-partly new partnership regulated by the Federal Law of July 13, 2015 N 224-FZ "On public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and the Introduction of Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation "and concession agreements regulated by the Federal law of 21.07.2005 N 115-FZ (ed. of 12.30.2015)" on concession agreements".
The basic laws of the Russian Federation regulating the relations in the sphere of public-private partnership. It analyzes the nature of interaction between the state and the private sector from the perspective of an objective function of participants. The necessity and features of risk sharing between the participants of investment projects implemented through public-private partnership mechanisms. Necessity and prospects of further development of public-private partnership mechanisms. It offers some directions to facilitate the further development of this mechanism in the Russian Federation.
Keywords: public-private partnerships; concession agreements; the risks; the objective function of project participants on the basis of public-private partnerships; advantages and disadvantages of public-private partnerships; legislation in the field of public-private partnerships; the nature and prospects of development of public-private partnership mechanisms in the Russian Federation
REFERENCES
1. Borshchevskiy, Georgiy Aleksandrovich. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo [Tekst]: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury: dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po ekonomicheskim napravleniyam i spetsial'nostyam / G.A. Borshchevskiy ; Rossiyskaya akad. nar. khoz-va i gos. sluzhby pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii. - Moskva: Yurayt, 2015. - 343. ISBN 978-5-9916-4863-9.
2. Zhidkov A.S., Romanchenko O.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak effektivnyy instrument razvitiya Arktiki. Sovremennye problemy ispol'zovaniya potentsiala morskikh akvatoriy i pribrezhnykh zon: materialy XI mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii; v 2-kh ch. / pod red. A.V. Semenova, N.G. Malysheva, Yu.S. Rudenko. M.: izd. ChOUVO «MU im. S.Yu. Vitte», 2015. - s. 102-111.
3. Kurys', Natal'ya Vladimirovna. Kontsessionnoe pravo Soyuza SSR: istoriya, teoriya, faktory vliyaniya [Tekst] / N.V. Kurys', S.G. Tishchenko. - Sankt-Peterburg: Yuridicheskiy tsentr-Press, 2011. - 263 s. ISBN 978-5-94201-623-4.
4. Rudenko L.G., Zhidkov AS. GOSUDARSTVENNO-ChASTNOE PARTNERSTVO KAK VOZMOZhNYY INSTRUMENT STIMULIROVANIYa IMPORTOZAMEShchENIYa Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2015. №6-1 (59-1). S. 179-183.
5. Basalov S.G. Sovershenstvovanie otsenki i realizatsii innovatsionnoy politiki na predpriyatii [Tekst] / Dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kand. ekon. nauk. Moskva. 2000. S. 158.
6. Koryakov A.G. Rol' gosudarstva v obespechenii ustoychivogo razvitiya otrasley ekonomiki // Natsional'naya bezopasnost'. Nota Bene. 2012. №4. S. 4-12.
7. Koryakov A.G. Etapy realizatsii i soderzhanie programmy gosudarstvennoy podderzhki ustoychivogo razvitiya predpriyatiy // Biznes v zakone. Ekonomiko-yuridicheskiy zhurnal. 2012. №4. S. 115-117.
8. Koryakov A.G. Izmenenie paradigmy razvitiya v usloviyakh globalizatsii: aktualizatsiya kontseptsii ustoychivogo razvitiya // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012. №3 (34). S. 364-367.
9. Labzunov P.P. Printsipy upravleniya tsenami v sovremennoy ekonomike // Mikroekonomika. 2012. №6. S. 7-12.
10. Antonov G.D., Ivanova O.P., Tumin V.M. Upravlenie riskami organizatsii. Uchebnoe posobie. M.:. INFRA-M. 2015. S. 153.
11. Suptelo N.P. Vliyanie mobil'nosti na trudovuyu adaptatsiyu rabotnikov // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. 2015. №3 (14). S. 93-97.