ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МЕТОД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Б.А. Спириденков
Spiridenkov B.A. State-private partnership as a method of improvement of managing the development of the regional innovation-investment system. The article emphasizes that development of effective institutes of interaction of state, business, scientific and scientific-research organizations, higher educational institutions is one of the most important conditions of forming effective economical policy and raising investment-innovation activity.
Современное состояние научно-технической сферы в России таково, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, развитию инновационной инфраструктуры Российская Федерация заметно отстает от развитых стран.
Многолетний опыт взаимодействия Международного Фонда Технологий и Инвестиций (ШТ1) с крупными российскими корпорациями показывает, что их незаинтересованность использования инновационных разработок связана со многими причинами и, в частности, с отсутствием конкурентов на внутреннем рынке и жестких государственных стандартов, стимулирующих разработку новой продукции; высоким риском приобретения отечественной разработки, связанным с отсутствием гарантий по надежности и сервису ит. п.
Средние и малые предприятия, в свою очередь, не активны в инновационной сфере из-за отсутствия специалистов в этой области и инновационных инфраструктур поддержки, недостаточного стартового финансирования для внедрения разработок и т. д.
Создание новой или усовершенствование инновационной продукции и ее освоение в наукоемких высокотехнологичных отраслях (производстве) нельзя рассматривать как предпринимательскую деятельность в строгом значении этого понятия, т. к. на этих этапах нет явных и устойчивых источников получения прибыли, а участие в них предпринимателей - явление весьма редкое. Специфичны роль и место в этих вопросах государства.
У инвесторов отсутствуют стимулы вкладывать средства в такое рискованное дело, как инновационный бизнес. Как пока-
зывает анализ законодательства нормативноправовое обеспечение инновационно-инвестиционной деятельности в России отстает в своем развитии от требований времени. Принятые законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие условия вовлечения в хозяйственный оборот результатов научнотехнической деятельности, интеллектуальной собственности, имеют существенные пробелы:
- не обеспечены нормативно-правовые условия использования интеллектуальной собственности и результатов научной деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, что тормозит процессы коммерциализации результатов научных исследований;
- не сформирована благоприятная среда для стимулирования инновационно-инвестиционной деятельности, коммерциализации инноваций, развития инновационно-инвестиционного и малого предпринимательства;
- не обеспечены необходимые условия для развития венчурного инвестирования и рискового предпринимательства;
- отсутствуют необходимые меры налогового стимулирования, антимонопольного, таможенного, финансового контроля и технического регулирования инновационноинвестиционной деятельности;
- требует совершенствования нормативно-правовая база, регулирующая договорные отношения по регулированию деятельности на рынке научно-технической продукции (услуг), в том числе для государственных нужд, условия заключения лицензионных договоров, договоров на проведение совместных исследований и разработок (на-
учно-техническое сотрудничество, научнопроизводственная кооперация);
- отсутствует адекватная времени система бухгалтерского учета объектов интеллектуальной собственности, статистической отчетности в области инновационно-инвестиционной деятельности.
Все это требует дальнейшего совершенствования системы правовых актов, регулирующих использование научно-технической информации, включая защиту авторского права на неопубликованные научно-исследовательские результаты (научно-исследовательские отчеты, научно-техническая документация) и др. И главная роль здесь отводится государству.
Государству в отличие от предпринимательской деятельности (где оно только создает условия для осуществления такой деятельности) необходимо участвовать в инновационных процессах.
В настоящее время в мире существует много способов по участию государства в инновационной деятельности. Например, в Республике Кипр государство выделяет финансовые средства для поддержки частных инкубаторов, «выращивающих» малые предприятия. Во Франции государство финансирует использование конверсионных разработок муниципальными технопарками, созданными при университетах.
Согласно Конституции Российской Федерации, в России в настоящее время признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности и свободы договора. Эти положения российского законодательства создают правовой фундамент для развития государственно-частных партнерств (ГЧП) в Российской Федерации.
В течение последнего времени были приняты нормативно-правовые акты, позволяющие ускорить запуск механизмов ГЧП. К таким актам, в первую очередь, относятся:
• Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г.;
• Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 27 августа 2005 г.;
• Постановление Правительства от 4 мая 2005 г. РФ № 284 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения»;
• Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
• Постановление Правительства от 17 ноября 2005 г. РФ № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научнотехнической деятельности»;
• Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 19-р.
Если все хозяйствующие субъекты квалифицировать по европейской методике, то в России на сегодняшний день из всех хозяйствующих субъектов: 6 % крупных предприятий, 30 % средних, 10 % малых предприятий, 54 % предприниматели без образования юридического лица. Поэтому партнерство государства и частных предприятий - это, прежде всего, партнерство государства, малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей.
Переход на инновационное развитие не может быть осуществлен без участия государства. Первые стадии инновационного процесса связаны с большим риском недостижения желаемых результатов. Решающим обстоятельством возникновения источников прибыли будет появление новой конечной продукции или технологии. Государству необходимо участвовать в инновационных процессах, и оно обязано разделить совместно с инвестором первоначальные риски разработки и создания новых видов наукоемкой продукции.
Одним из способов привлечения частного бизнеса в инновационную сферу и разделения государством совместно с инвестором первоначальных рисков является создание государственно-частных партнерств в инновационной сфере. В России до последнего времени отсутствовали такие партнерства, и первые примеры возникли в ходе реализации федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по
приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 гг.». Они преследовали цель - привлечение новых инвесторов, частного бизнеса к участию в Программе в сочетании с усилением их роли в выработке и принятии решений.
В настоящее время в российском законодательстве нет определения термина государственно-частного партнерства. В Гражданском Кодексе отсутствует даже такой термин, как «партнер».
На основе проведенного анализа возможных путей взаимодействия государства и бизнеса в инновационной сфере предлагается следующее определение термина «Государственно-частное партнерство в инновационной сфере».
Государственно-частное партнерство в инновационной сфере - сотрудничество между государственными и частными участниками, носящее равноправный характер, зафиксированное официальными документами, направленное на достижение определенных целей в области науки, технологий и инноваций, в котором каждый из участников взаимодействует между собой в процессе принятия решений и соинвестирует различные ограниченные ресурсы (денежные, имущественные, трудовые, информационные).
Таким образом, государство поддерживает систему образования и науки, являющихся источниками инноваций, создает благоприятные правовые условия и инновационную инфраструктуру, стимулирующих инновационное предпринимательство, а частный (предпринимательский) сектор берет на себя основной коммерческий риск работы на рынке и получает основную часть прибыли. Государство же получает свои дивиденды в виде увеличения поступлений налоговых платежей, решения социально-экономических проблем, таких как создание новых рабочих мест, увеличения заработной платы, повышения общего уровня производства, тем самым, увеличивая конкурентоспособность продукции и услуг на мировом рынке.
В области инноваций важнейшим направлением государственно-частного партнерства должна стать целенаправленная реализация мер по вовлечению в инновационный процесс вузов, вовлечение бизнеса в формулирование приоритетов государственного финансирования фундаментальных и
прикладных исследований через формирование общероссийского, отраслевых и региональных советов по научно-технической и инновационной политике.
В настоящее время остро обозначилась проблема подготовки кадров для малых и средних предприятий в сфере ведения инновационного бизнеса. Также требует пересмотра ошибочная позиция, когда предпринимались попытки научить ученого инновационному бизнесу. Управлять интеллектуальной собственностью должны квалифицированные специалисты, и в настоящее время страна испытывает большую потребность в таких специалистах. Учебные программы во многих учебных заведениях по подготовке инновационных менеджеров не могут быть реализованы по причине отсутствия соответствующих преподавателей.
Прежде всего, необходим комплексный подход к интенсификации инновационной активности на базе вузов, являющихся естественным генератором высокотехнологичных нововведений.
Для этого необходимо содействовать формированию на базе высших учебных заведений высокотехнологичных предприятий, в т. ч. через:
- введение образовательных курсов, направленных на формирование у студентов и преподавателей навыков создания и ведения инновационного бизнеса;
- целенаправленную поддержку и мониторинг создания на их базе элементов инновационной инфраструктуры, организации и финансирования, создаваемых на базе вузов венчурных предприятий.
В настоящее время бизнес недостаточно активно вовлечен в процесс формулирования приоритетов государственного финансирования фундаментальных и прикладных исследований и проведения кооперационных исследований. Кроме того, отсутствует эффективная государственная поддержка привлечения бизнеса к формулированию приоритетов государственной научно-технической и инновационной политики. Создание совета по научно-технической и инновационной политике, формируемого на основе активного представительства наукоемкого бизнеса, расширит возможности для воздействия на эффективность инновационной системы.
Рис. 1. Блок-схема государственно-частного партнерства в инновационной сфере
Государственно-частное партнерство
предполагает использование лизинговых и концессионных механизмов, финансирование с привлечением частных инвестиций социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение.
Важным инструментом стимулирования предпринимательской деятельности должна стать государственная поддержка техниковнедренческих парков, предусматривающая создание инфраструктуры, предоставление необходимой методической поддержки и распространение лучшей практики.
Основными этапами создания ГЧП являются следующие:
1. Формирование и выражение инициативы государством.
2. Предложения частного бизнеса по реализации выдвинутой инициативы.
3. Проведение переговоров между государством и частным бизнесом по поводу будущего проекта ГЧП.
4. Закрепление достигнутых договоренностей в официальных документах между участниками партнерства.
5. Мониторинг исполнения сторонами принятых на себя обязательств в рамках достигнутых договоренностей.
6. На основании данных проведенного мониторинга проводится анализ полученных результатов.
7. По результатам анализа разрабатываются более совершенные модели ГЧП и формируются новые инициативы.
Для целого ряда элементов инновационной инфраструктуры в целях улучшения инвестиционного климата требуется развитие механизмов государственно-частного партнерства по следующим ключевым направлениям:
- использование частного бизнеса для инвестирования средств в создание сети центров коллективного пользования научным оборудованием;
- привлечение частного бизнеса к созданию отраслевых центров трансфера технологий, основанного на поиске и разработке технологий, которые нужны промышленности;
- создание фондов, предоставляющих финансовые ресурсы организациям на стадии научно-исследовательских разработок.
Роль и место органов власти в государственно-частном партнерстве может выражаться:
- в оценке мотиваций и стимулировании инновационной деятельности в корпоративном секторе;
- в оценке потенциала различных налоговых инициатив как на федеральном, так и региональном уровне;
- в разработке принципов и механизмов организации построения инновационных инфраструктурных систем поддержки «технологических коридоров», исходя из возможности их нормативно-правового обеспечения, различных способов достижения продукцией рынка и обеспечения конкурентоспособной среды;
- в участии в различных моделях государственно-частного партнерства и в разработке методического и нормативного обеспечения государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сферах, в т. ч. определение типов, моделей, участников партнерств и реализация механизмов государственно-частных партнерств.
Подводя итог вышеизложенному можно констатировать тот факт, что развитие эффективных институтов взаимодействия государства, бизнеса, научных и научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений является одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инвестиционноинновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры.
Поступила в редакцию 2.06.2007 г.