Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как мехнизм инновационного развития экономики'

Государственно-частное партнерство как мехнизм инновационного развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЯ / МОТИВАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / INNOVATION / MANAGEMENT / RESEARCH / MOTIVATION / ORGANIZATION / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенков Вячеслав Петрович

В статье рассматриваются организационно-административные механизмы государственно-частного партнерства. Основной акцент сделан на накопленный значительный опыт как государственного, так и частного участия в инновационном развитии экономики. Параметры партнерства представляют собой механизм, способствующий гармоничному развитию экономики и гарантирующий защиту интересов различных слоев общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS MECHANISM OF INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT

This article discusses the organizational and administrative mechanisms for stateprivate partnership. The main emphasis is made on the accumulated considerable experience in both state and private participation in the innovative development of economy. The parameters of partnership represent a mechanism contributing to the harmonious development of economics and guaranteeing the defense of the interests of different society layers.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как мехнизм инновационного развития экономики»

ЭКОНОМИКА

В.П. Семенное

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПРАТНЕРСТВО

КАК МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ экономики

Государственно-частное партнерство, инновация, управление, исследования, мотивация, организация, экономический рост.

В настоящее время накоплен значительный опыт как государственного, так и частного участия в инновационном развитии экономики. Налаживание эффективного диалога и взаимодействия (партнерства) частного сектора в лице бизнеса и власти для целей совместной успешной реализации государственной экономической, инновационно-ориентированной стратегии развития требует определенных «правил поведения» и со стороны т. н. «предпринимательского сообщества», в том числе формализованных (например, налоговые обязательства, обязательства в сфере социальной защиты работников, экологии, прочее) и неформализованных (например, принятие на себя дополнительных форм социальной ответственности). Безусловно, это возможно только вкупе с подготовкой нормативной (законодательной) и методологической (в т. ч. прогнозной) базой, и в этом смысле необходимо отметить наличие определенных положительных сдвигов в данном направлении. Так, согласно прогнозам, озвученным в докладе министра экономического развития Э.С. Набиуллиной, завершение перевода российской экономики на новые, инновационные «рельсы» к концу 2020 г. (в рамках завершения второго этапа) будет характеризоваться следующим:

— доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50 %;

— удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции должен составлять до 25-35 %;

— объем затрат на исследования и разработки должно составлять до 2,5-3 % ВВП.

В ходе реализации данной программы планируется осуществлять:

— стимулирование инвестиций в технологии, в НИОКР, их коммерциализацию, капитализацию интеллектуальной собственности, передачу малому и среднему инновационному бизнесу части госзаказа на НИОКР, инновационную направленность гос. закупок, реализацию системы технологических и научно-исследова-тельских инициатив (проектов), обеспечивающих прорывные позиции России в на-учно-технологической конкуренции на мировых рынках;

— введение института независимой оценки деятельности государственных научных организаций, увеличение доли конкурсного финансирования, создание 5—7 национальных исследовательских центров («национальных лабораторий»), 20—30 исследовательских университетов;

— радикальное повышение эффективности инновационной инфраструктуры (ОЭЗ, центров трансферта технологий, бизнес-инкубаторов и технопарков и т. д.), развитие финансовой инновационной инфраструктуры [Михеев, 2009, с. 55].

Как известно, государственное присутствие в определенных экономических сферах целесообразно, когда бизнес не может взять на себя ответственность за развитие этих сфер без опоры на государство (например, из-за длительных сроков окупаемости вложений) либо когда для развития этих сфер требуются значительные ресурсы. В инновационной деятельности присутствуют оба эти обстоятельства, что и обусловливает значительную роль государства. Вмешательство государства в инновационные процессы необходимо для создания у частного сектора стимулов к инновациям. Эффективность инновационной деятельности в значительной мере зависит от тесного взаимодействия государственного и частного секторов экономики. Конкретные формы и механизмы данного взаимодействия и призвано развивать государство, главный интерес которого состоит в том, чтобы под своим контролем добиться реализации социально значимых научно-технических и инновационных программ, а интерес бизнеса — в снижении коммерческих рисков и сроков окупаемости инвестиций в инновации. Одним из способов организации инновационной деятельности на основе взаимодействия государства и бизнеса может выступить государственно-частное партнерство (ГЧП). Исключительная значимость го-сударственно-частных партнерств как эффективного инструмента реализации инновационной политики в настоящий момент широко признается многими странами ОЭСР [Хайсберс, 2006, с. 36].

В целом понятие государственно-частного партнерства в инновационной сфере было определено в 2002 г. Комитетом ОЭСР по научной и технологической политике следующим образом: под государственно-частным партнерством понимаются «любые официальные отношения или договоренности на фиксированный или бесконечный период времени, между государственными и частными участниками, в котором обе стороны взаимодействуют в процессе принятия решения и соинвести-руют ограниченные ресурсы, такие как деньги, персонал, оборудование и информацию, для достижения конкретных целей в определенной области науки, технологии и инноваций» [Public / private partnerships for inn ovation, 2002, c. 32].

Структура российского сектора исследований и разработок достаточно часто критикуется, и во многом справедливо. Главный её недостаток — организационная и финансовая зависимость от государства, то есть полная невосприимчивость к частным инвестициям.

Среди основных проблем госсектора науки можно выделить:

— множественность субъектов науки в сочетании с ограниченностью бюджетных ресурсов;

— отсутствие реальных приоритетов в политике бюджетного финансирования;

— внутреннюю и внешнюю утечку кадров и дефицит молодых специалистов в научно-технической сфере;

— преимущественно сметное финансирование фундаментальных исследований;

— низкую капитализацию интеллектуальной собственности и недостаточную патентную активность научных организаций;

— разрывы в инновационной цепочке;

— отсутствие тесной взаимосвязи между образовательной и научной деятельностью;

-распылённость по различным федеральным ведомствам ресурсов федерального бюджета на проведение научных исследований и внедрение новых технологий.

В целом, госсектор науки не обеспечивает эффективную реализацию государственной научно-технической политики по следующим причинам:

— организационно-правовая структура причастных к нему учреждений несовершенна;

— составляющие его организации в большинстве своём не обеспечивают ни качество услуг, ни эффективную поддержку государству в решении его задач;

— управление имущественными комплексами научных организаций ведётся нерационально;

— эффективность использования бюджетных средств научными организациями крайне низка;

— исследования и разработки проводятся с невысокой результативностью.

Основным элементом структуры российского сектора исследований и разработок

являются научно-исследовательские организации, представленные по форме собственности федеральными государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями. По статистике, порядка 70 % научных организаций России находятся в собственности государства, и примерно в таком же соотношении они зависят от денег федерального бюджета.

Основные средства для финансирования научной, инновационной и хозяйственной деятельности НИИ поступают из государственного бюджета, а также из внебюджетных источников (не стоит обольщаться названием — это те же государственные деньги, попадающие в НИИ вне сметы через механизмы конкурсного государственного заказа). У научных институтов имеются инфраструктура по профилю их деятельности (как правило, это устаревшее оборудование, оставшееся в наследство с советских времён, чаще всего от оборонки), требующая значительных затрат на её сохранение или утилизацию, и масса непрофильной инфраструктуры социального характера. Изношенность оборудования является одним из системных ограничителей на пути развития российской науки. А усиление огосударствления науки в условиях, когда частный корпоративный сектор имеет все необходимые ресурсы и возможности для использования зарубежных инноваций (организационных и технологических), формирует инфраструктурный разрыв национальной инновационной системы. Чем же его заполнить?

Опыт промышленно развитых стран показывает, что устойчивый экономический рост достигается за счёт интенсификации инновационной деятельности, то есть качественного увеличения объёмов новых продуктов и технологий за счёт научных открытий и изобретений, освоения новых секторов рынка, внедрения более эффективных бизнес-процессов, организационных структур и управленческих механизмов. Первостепенную роль при этом играют научно-исследовательские организации — основные генераторы нового знания. Поиск нового знания является ключевым этапом научно-технического прогресса, и главные вопросы заключаются в том, как наиболее эффективно получить это знание, как с минимальными затратами трансформировать его в инновации, необходимые для прогресса экономики. По мере усиления мировой экономической конкуренции правильный ответ на этот вопрос становится важнейшим средством борьбы за экономическое процветание, обеспечивающим, соответственно, и социальную стабильность той или иной страны.

Среди государственных научных организаций превалируют унитарные предприятия и государственные учреждения, а их возможности в вопросах передачи

результатов научно-технической деятельности (РНТД) и создания новых компаний ограничены. Это приводит к серьёзным трудностям в коммерциализации полученных ими результатов исследований и разработок, усложняет учреждение новых технологических компаний и, соответственно, препятствует развитию государ-ственно-частного партнёрства.

С учетом сложившихся обстоятельств и мировых тенденций в настоящее время в России развитие эффективных институтов взаимодействия власти и бизнеса становится одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инвестиционной и инновационной активности как в целом по стране, так и в отдельных регионах. Такое взаимодействие при использовании адекватных региональных стратегий позволит увеличить темпы роста ВВП, повысить эффективность бюджетного сектора экономики, снизить издержки всех уровней при реализации инфраструктурных проектов. При этом развитие инфраструктуры как одного из условий устойчивого развития экономики России должно являться не самоцелью, а реально способствовать качественному изменению структуры национальной экономики, повышению ее конкурентоспособности в мире. В современном понимании партнерство государства и бизнеса представляет институциональный и организационный альянс между государством и частными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и другими институтами в целях реализации общественно значимых проектов. Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы могут существенно различаться в зависимости от зрелости и национальных особенностей рыночных отношений. При этом государство никогда не бывает свободным от выполнения своих социально ответственных функций, связанных с общенациональными интересами, а бизнес, в свою очередь, всегда остается источником и ускорителем процесса инновационного развития и приращения общественного богатства.

Институциональная среда, в которой партнерство существует, представляет собой относительно новую ступень в развитии партнерских отношений, проявившуюся в период либерализации и призванную сыграть важную роль в совершенствовании рыночных структур и экономики в целом. Развивающееся партнерство, в отличие от традиционных отношений, создает свои базовые модели финансирования, отношений собственности и методов управления. При этом рациональное использование государственного капитала является необходимым условием удовлетворительной динамики как развитой, так и развивающейся рыночной экономики. С другой стороны, именно частное предпринимательство отличают мобильность, высокая эффективность использования ресурсов, склонность к инновациям. Использовать преимущества обеих форм собственности без глубоких социальных перемен и потрясений как раз и оказывается возможным в рамках разнообразных форм и методов го-сударственно-частного партнерства (Public-Private Partnership — РРР). В настоящее время при непосредственном участии бизнеса в России создан достаточно обширный спектр институтов развития и форм ГЧП: торгово-промышленные палаты, особые экономические зоны, технопарки, Инвестиционный фонд Российской Федерации, ОАО «Российская венчурная компания» и т. д. Задача развития ГЧП может быть успешно решена не только за счет эффективного взаимодействия власти и бизнеса, но и при активном участии в инвестиционном процессе институтов развития, финансовых организаций, в том числе международных.

Суть государственно-частного партнерства в инновационной сфере состоит в согласовании интересов государства и бизнеса, а также в координации их действий при доведении научных результатов до инноваций. В целом государственно-час-тное партнерство в инновационной сфере направлено на максимально эффектив-

ное использование ресурсов государственного и частного сектора для реализации инновационных проектов.

Мотивация участия в партнерстве частного сектора экономики, как правило, связана с возможностями получения более высокой прибыли и новыми возможностями для развития инновационного бизнеса. При этом частные компании могут также присоединиться к государственно-частному партнерству с более специфической мотивацией, например для обеспечения доступа к дополнительному государственному финансированию, результатам исследований и разработок государственного сектора и его инфраструктуре [ Золотых, Симонов, 2003, с. 4].

Мотивация участия в партнерстве государственного сектора обусловлена как общими, так и специфическими целями. К общим целям можно отнести:

— обеспечение экономического роста и конкурентоспособности научно-техничес-кой продукции и услуг;

— стимулирование инновационной активности производителей высокотехнологичной продукции и услуг;

— создание новых наукоемких фирм и поддержку малых и средних инновационных предприятий;

— привлечение внебюджетных источников финансирования;

— повышение эффективности государственных расходов на исследования и разработки.

Более специфические цели, как правило, включают в себя:

— разработку ключевых технологий для федеральных государственных нужд;

— вовлечение в экономический оборот и коммерциализацию результатов исследований и разработок, полученных с использованием средств государственного бюджета;

— развитие инфраструктуры.

Представители государственного и частного секторов экономики могут выступать в качестве партнеров на всех этапах инновационного процесса, в том числе на этапе принятия решения о проведении исследований, подготовки документации для участия в конкурсе, финансирования исследований и разработок, проведения исследований, управления проектом и коммерциализации его результатов. Однако в настоящее время государственный сектор, представленный государственными исследовательскими организациями, как правило, проявляет большую активность на этапе выполнения исследований и разработок, а частный — на этапах управления проектом [Золотых, Симонов, 2003, с. 12].

В настоящий момент к наиболее распространенным организационно-административным механизмам государственно-частного партнерства при организации и осуществлении инновационной деятельности образовательных организаций можно отнести:

— технопарки;

— особые экономические зоны технико-внедренческого типа;

— центры трансфера технологий;

— ресурсные центры.

Существенный вклад в развитие ГЧП вносит деятельность Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который на протяжении 2004—2005 гг. ведет программу «СТАРТ» по финансированию инновационных проектов, находящихся на начальной стадии реализации («посевное» финансирование). За два года получили поддержку около 950 отобранных по итогам конкурса предпринимательских проектов. При этом на безвозвратной основе в первый год фонд полностью финансирует создаваемую новую малую инновацион-

ную компанию, а начиная со второго года участвует в софинансировании ее проекта совместно с внебюджетным инвестором.

ГЧП является одним из ключевых инструментов формирования кластеров. Использование кластерного подхода позволяет существенно повысить эффективность взаимодействия в инновационном процессе предприятий частного высокотехнологичного сектора экономики и научно-исследовательских организаций, создает дополнительную мотивацию для частных отечественных и иностранных инвесторов для организации конкурентоспособного высокотехнологичного производства на территориях с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциалов.

Перспективной формой ГЧП в сфере науки и инноваций должно стать создание системы региональных научно-образовательных центров и технологических платформ, куда включаются эти центры, целью которой является интеграция возможностей государственных научных организаций, высших учебных заведений и инновационного предпринимательства для осуществления на базе таких центров совместных исследований и разработок, представляющих интерес для их реализации в частном секторе промышленности.

Интересы государства в создании этих центров заключаются в обеспечении подготовки и переподготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, активизации участия молодых ученых, аспирантов и студентов в научно-технической и инновационной деятельности, которая будет способствовать подготовке квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками в области проведения научных исследований, организации производства и выведения на рынок конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг.

Кроме того, следует отметить, что значительные перспективы для развития ГЧП представляют:

— формирование технико-внедренческих зон, создание которых предусмотрено Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

— деятельность Инвестиционного фонда Российской Федерации, в функции которого входят, в частности, долевое финансирование национальных проектов, имеющих общегосударственное значение, а также инновационной инфраструктуры;

— реализация мероприятий Минэкономразвития России по государственной поддержке малого предпринимательства субъектами Российской Федерации в рамках раздела «Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере», касающихся формирования региональных фондов содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере.

Библиографический список

1. Золотых Н.И., Симонов Б.П. Государственно-частное партнерство в инновационной

сфере. М., 2003. С. 4-12.

2. Михеев O.JL, Финансовые и правовые проблемы частно-государственного партнерства.

М.: Анкил, 2009. С. 55-68.

3. Хайсберс. Критический анализ практики научно-технической инновационной деятельности и результатов коммерциализации технологий в Российской Федерации и в

ЕС. М.: Проект «Наука и коммерциализация технологий» (EuropeAid/115381/C/SV/RU),

2006.

4. Public / private partnerships for inn ovation: policy ration ale, tren ds and issues // OECD.

Headquarters, Paris, 2002, 10-12 December.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.