Научная статья на тему 'Партнерство бизнеса и власти как эффективный инструмент экономического сотрудничества'

Партнерство бизнеса и власти как эффективный инструмент экономического сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1281
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВО / БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА / PARTNERSHIP / STATE / BUSINESS / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / INNOVATIVE SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меньщикова Вера Ивановна, Пахомов Максим Александрович

Представлено партнерство бизнеса и власти как эффективный инструмент экономического сотрудничества; дается трактование термина государственно-частного партнерства; приводятся основные преимущества государственно-частного партнерства как для самого государства, так и для бизнеса. Особое внимание уделено механизмам государственно-частного партнерства в инновационной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTNERSHIP OF BUSINESS AND POWER AS EFFECTIVE INSTRUMENT OF ECONOMIC COOPERATION

The partnership of business and the power as the effective instrument of economic cooperation is presented; interpretation of the term of public-private partnerships is given; the main advantages of public-private partnerships both to the state, and to business are given. The special attention is paid to mechanisms of public-private partnerships in the innovative sphere.

Текст научной работы на тему «Партнерство бизнеса и власти как эффективный инструмент экономического сотрудничества»

УДК 334.021(04)

ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕСА И ВЛАСТИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

© Вера Ивановна МЕНЬЩИКОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: menshikova@list.ru © Максим Александрович ПАХОМОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления и предпринимательства, e-mail: pachomov2006@yandex.ru

Представлено партнерство бизнеса и власти как эффективный инструмент экономического сотрудничества; дается трактование термина государственно-частного партнерства; приводятся основные преимущества государственно-частного партнерства как для самого государства, так и для бизнеса. Особое внимание уделено механизмам государственно-частного партнерства в инновационной сфере.

Ключевые слова: партнерство; государство; бизнес; государственно-частное партнерство; инновационная сфера.

Ни для кого не секрет, что интересы корпоративного бизнеса, особенно в реализации масштабных инвестиционных проектов, пересекаются с возрастающими общественными потребностями. Это обусловливает заинтересованность властей в совместном финансировании подобных проектов, поскольку зачастую в бюджетах регионов имеет место недостаточное финансирование. Кроме того софинансирование позволяет осуществить государственный контроль за реализацией стратегии в различных важных сферах экономики.

В последнее десятилетие огромное значение придается такой форме экономического сотрудничества власти и бизнеса, как государственно-частное партнерство.

В целом государственно-частное партнерство представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых национальных и международных, масштабных и локальных проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий [1].

Однако понятие государственно-частного партнерства не так однозначно, как может

показаться на первый взгляд. До сих пор в специальной литературе отсутствует единство мнений по поводу сущности и содержания государственно-частного партнерства. Большая часть работ содержит определения сущности государственно-частного партнерства исключительно в широком смысле слова, подразумевая весь спектр взаимодействия власти и бизнеса, нацеленный на решение глобальных и локальных задач социальноэкономического развития [2-6]. Однако это не совсем верно, ведь по своей природе государственно-частное партнерство относится к средне- и долгосрочным формам сотрудничества государства и бизнеса, что позволяет отделить государственно-частное партнерство от некоторых сходных форм взаимодействия власти и бизнеса, таких, в частности, как единичный государственный заказ или полная приватизация объектов государственной собственности, также, как правило, осуществляемая в течение относительно непродолжительного времени. Кроме того, в состав государственно-частного партнерства следует включать механизмы взаимодействия власти и бизнеса. Необходимо также отметить, что государственно-частное партнерство охватывает не только экономическую сторону общественной жизни, но и ее другие сферы: политику, культуру, науку и др.

Интересен подход к определению сущности государственно-частного партнерства в работе А.А. Козлова [7]. По его мнению, государственно-частное партнерство целесообразно рассматривать в двух аспектах - широком и узком, а именно:

1) в узком смысле государственно-частное партнерство представляет собой механизм долгосрочного взаимовыгодного взаимодействия власти и предпринимательских структур, заключающийся в инвестировании частных финансовых ресурсов в объекты государственной собственности и последующем совместном управлении ими;

2) в широком смысле государственно-частное партнерство представляет собой институт долгосрочной устойчивой легальной кооперации финансово-инвестиционных, организационно-управленческих и интеллектуальных ресурсов органов государственной власти и частного предпринимательства для совместного решения социально значимых задач.

Однако следует не согласиться с трактовкой понятия государственно-частного партнерства в узком смысле слова. Ведь при партнерстве власти и бизнеса, как правило, не происходит финансирование социально значимых проектов исключительно на средства частного инвестора. В проектах такого партнерства зачастую предусматривается совместное финансирование и определенные государственные гарантии. Поэтому правильнее сказать, что государственно-частное партнерство - это механизм долгосрочного взаимовыгодного взаимодействия власти и предпринимательских структур, заключающийся в устойчивой кооперации финансовоинвестиционных, организационно-управленческих и интеллектуальных ресурсов органов государственной власти и частного предпринимательства для совместного решения социально значимых задач.

Государственно-частное партнерство как одна из форм экономического сотрудничества власти и бизнеса предполагает официальные отношения договоренности между государственными и частными участниками экономического процесса, которые фиксируются нормативно-правовыми документами и регламентами. Ему присущ характер совместных действий, когда государство и бизнес совместно привлекают ресурсы, принимают

решения в процессе финансирования и управления проектами. При этом органы государственного и муниципального управления рассматриваются, прежде всего, как равноправные участники инвестирования крупных проектов совместно с представителями частного капитала [8].

При этом очевидны преимущества государственно-частного партнерства как для самого государства, так и для бизнеса (табл. 1).

Таким образом, механизм применения государственно-частного партнерства способен обеспечить, прежде всего, возможность осуществления общественно-значимых проектов в наиболее короткие сроки, малопривлекательных для традиционных форм частного финансирования, а во-вторых, повысить эффективность проектов за счет участия в них частного бизнеса, как правило, более эффективного на рынке, чем государственные институты. Кроме того, при этом обеспечивается снижение нагрузки на бюджет за счет привлечения частных средств и переложения части затрат на пользователей, возможность привлечения лучших управленческих кадров, техники и технологий, повышение качества обслуживания конечных пользователей. Наконец, появляется возможность сконцентрировать внимание государственных органов на наиболее свойственных им административных функциях и сократить государственные риски за счет распределения их между частным партнером и властью. Со своей стороны государство обеспечивает правомочия собственника, возможность предоставления налоговых и иных льгот, гарантий, а также материальных и финансовых ресурсов. Следовательно, государственно-частное партнерство выгодно и частным компаниям, которые извлекают доход от инвестиций, и государству, поскольку проекты партнерства имеют значительный социальный эффект при одновременной экономии бюджетных средств и направлены на реализацию общественных интересов.

В России уже сложилась определенная практика государственно-частного партнерства, при этом такие проекты реализуются главным образом на региональном уровне. Региональные инвестиционные проекты, в отличие от масштабных (комплексных), характеризуются менее длительными сроками реализации и окупаемости, следовательно,

они оказываются более эффективными, что особенно важно для снижения негативных последствий кризиса в субъектах федерации. Так, сроки реализации инвестиционных (комплексных) проектов варьируют от 4 до 15 лет, а региональных инвестиционных - от 2 до 10 лет.

Однако, несмотря на то, что мировой финансовый кризис негативно повлиял на масштабы реализации проектов государственно-частного партнерства, в регионах по данным Министерства регионального развития РФ с начала 2010 г. поступило 47 новых заявок от 25 субъектов федерации на финансирование региональных инвестиционных проектов на сумму более 137 млрд руб. Эти данные свидетельствуют о заинтересованности регионов в осуществлении новых региональных инвестиционных проектов, призванных оказать положительное воздействие на социально-экономическое развитие регионов [5].

В настоящее время приняты региональные законы о государственно-частном партнерстве в 32 субъектах РФ. Однако, несмотря на это, во многих регионах существует проблема реализации проектов государственночастного партнерства в социально значимых сферах экономики, заключающаяся в непривлекательности этих сфер для частного бизнеса в целях инвестирования. В связи с этим для успешного привлечения частных инвестиций в социально значимые сферы развития регионов необходимо следующее:

- сформировать региональную нормативно-правовую базу, способствующую разрешению спорных вопросов, возникающих в

процессе реализации проектов государственно-частного партнерства;

- предоставлять социально ориентированным компаниям льготы и преференции по налогам;

- учитывая опыт некоторых регионов России, рассмотреть вопрос о создании региональных центров государственно-частного партнерства, деятельность которых была бы направлена на подготовку, запуск и управление проектами государственно-частного партнерства [8].

Партнерство власти и бизнеса в различных сферах экономики не может происходить по определенному типовому сценарию. Оно имеет свою специфику и инструментарий взаимодействия власти и бизнеса. Рассмотрим более подробно партнерство власти и бизнеса в инновационной сфере.

Понятие государственно-частного партнерства в инновационной сфере было определено еще в 2002 г. Комитетом организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по научной и технологической политике. Согласно данному определению, под государственно-частным партнерством понимаются любые официальные отношения или договоренности на фиксированный или бесконечный период времени между государственными и частными участниками, в котором обе стороны взаимодействуют в процессе принятия решения и соинвестиру-ют ограниченные ресурсы, такие как деньги, персонал, оборудование и информацию для достижения конкретных целей в определенной области науки, технологии и инноваций

[9].

Таблица 1

Преимущества государственно-частного партнерства для государства и частного сектора

Преимущества партнерства для:

государства бизнеса

- повышение бюджетной и социально-экономической эффективности реализации проектов; - привлечение частных инвестиций; - снижение бюджетных затрат на реализацию проектов; - снижение различного рода рисков при осуществлении крупных инвестиционных проектов; - привлечение квалифицированных управленческих и интеллектуальных кадров частного сектора - государственные гарантии для инвестиционных проектов и возможности их софинансирования; - субсидии для долгосрочного инвестирования; - содействие государства и протекционистская политика при реализации масштабных экономических проектов; - распределение участия и ответственности между бизнесом и государство

Как было отметено выше, государственное присутствие в определенных экономических сферах целесообразно, когда бизнес не может взять на себя ответственность за развитие этих сфер без опоры на государство (например, из-за длительных сроков окупаемости вложений) либо когда для развития этих сфер требуются значительные ресурсы. В инновационной деятельности присутствуют оба эти обстоятельства, что и обусловливает значительную роль государства. Вмешательство государства в инновационные процессы необходимо для создания у частного сектора стимулов к инновациям. В то же время было бы неправильно сводить решение проблемы «провалов» рынка в осуществлении инновационной деятельности только к одностороннему расширению прямого участия государства в инновационном процессе (в частности, посредством увеличения бюджетных вложений в приоритетные направления исследований и разработок).

Эффективность инновационной деятельности в значительной мере зависит от тесного взаимодействия государственного и частного секторов экономики. Конкретные формы и механизмы данного взаимодействия и призвано развивать государство, главный интерес которого состоит в том, чтобы под своим контролем добиться реализации социально значимых научно-технических и инновационных программ, а интерес бизнеса - в снижении коммерческих рисков и сроков окупаемости инвестиций в инновации. Одним из способов организации инновацион-

ной деятельности на основе взаимодействия государства и бизнеса как раз и выступает государственно-частное партнерство. Исключительная значимость государственночастных партнерств как эффективного инструмента реализации инновационной политики в настоящий момент широко признается многими странами ОЭСР.

Суть государственно-частного партнерства в инновационной сфере состоит в согласовании интересов государства и бизнеса, а также в координации их действий при доведении научных результатов до инноваций. В целом государственно-частное партнерство в инновационной сфере направлено на максимально эффективное использование ресурсов государственного и частного сектора для реализации инновационных проектов [3].

Мотивация участия в партнерстве частного сектора экономики, как правило, связана с возможностями получения более высокой прибыли и новыми возможностями для развития инновационного бизнеса. При этом частные компании могут также присоединиться к государственно-частному партнерству с более специфической мотивацией, например, для обеспечения доступа к дополнительному государственному финансированию, результатам исследований и разработок государственного сектора и его инфраструктуре [3].

Мотивация участия в партнерстве государственного сектора обусловлена как общими, так и специфическими целями (табл. 2).

Таблица 2

Цели мотивации участия в государственно-частном партнерстве инновационной сферы

Общие цели Специфические цели

- обеспечение экономического роста и конкурентоспособности научно-технической продукции и услуг; - стимулирование инновационной активности производителей высокотехнологичной продукции и услуг; - создание новых наукоемких фирм и поддержка малых и средних инновационных предприятий; - привлечение внебюджетных источников финансирования; - повышение эффективности государственных расходов на исследования и разработки - разработка ключевых технологий для федеральных государственных нужд; - вовлечение в экономический оборот и коммерциализация результатов исследований и разработок, полученных с использованием средств государственного бюджета; - развитие инфраструктуры

Представители государственного и частного секторов экономики могут выступать в качестве партнеров на всех этапах инновационного процесса, в т. ч. на этапе принятия решения о проведении исследований, подготовки документации для участия в конкурсе, финансирования исследований и разработок, проведения исследований, управления проектом и коммерциализации его результатов. Однако в настоящее время государственный сектор, представленный государственными исследовательскими организациями, как правило, проявляет большую активность на этапе выполнения исследований и разработок, а частный - на этапах управления проектом.

Сегодня к наиболее распространенным организационно-административным меха-

низмам государственно-частного партнерства при организации и осуществлении инновационной деятельности образовательных организаций относят: технопарки; особые экономические зоны технико-внедренческого типа; центры трансфера технологий; ресурсные центры.

В целом государственно-частное партнерство рассматривается в качестве важнейшего инструмента экономического сотрудничества власти и бизнеса в любом секторе экономики для решения задач повышения национальной и региональной конкурентоспособности. И власть, и бизнес возлагают на такое партнерство большие надежды, но его механизмы утверждаются в российской практике крайне медленно [6]. Основными причинами, сдерживающими внедрение и развитие государственно-частного партнерства в России, являются: неразвитость законодательной и нормативной базы, отсутствие соответствующего опыта, бюрократические барьеры, отсутствие квалифицированных кад-

ров государственно-муниципального управления в сфере ГЧП, низкая информированность частных партнеров, а также целый комплекс методологических вопросов перехода к партнерским отношениям государства и бизнеса.

1. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. URL: http://www.imemo.ru/. Загл. с экрана.

2. Алпатов А.А., Пушкин А.В., Джапаридзе Р.М. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации. М., 2010.

3. Золотых Н.И., Симонов Б.П. Государственночастное партнерство в инновационной сфере. М., 2003.

4. Пахомов М.А., Пахомова Е.С. Государственно-частное партнерство в сфере дошкольного образования // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 11.

5. Понизов П. Государственно-частное партнерство в субъектах РФ // Человек и труд. 2010. № 10.

6. Спиридонов А.А. Государственно-частное партнерство: понятие и перспективы совершенствования законодательного регулирования. URL: http://pppcenter.ru/ru/press-center/ smi-o-centre/19032010. Загл. с экрана.

7. Козлов А.А. Государственно-частное партнерство: сущность, классификация // Управление экономическими системами. 2012. № 2.

8. Меньщикова В.И., Пахомов М.А. Роль государственно-частного партнерства в социально-экономическом развитии региона // Сборник трудов кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства ТГУ имени Г.Р. Державина. Тамбов, 2012. Вып. 3.

9. Public/private partnerships for inn ovation: policy ration ale, tren ds an d issues, OECD, 10-12 December 2002, Headquarters, Paris.

Поступила в редакцию 10.09.2012 г.

UDC 334.021(04)

PARTNERSHIP OF BUSINESS AND POWER AS EFFECTIVE INSTRUMENT OF ECONOMIC COOPERATION

Vera Ivanovna MENSHCHIKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: menshikova@list.ru

Maksim Aleksandrovich PAKHOMOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Professor of Management and Entrepreneurship Department, e-mail: pacho-mov2006@yandex.ru

The partnership of business and the power as the effective instrument of economic cooperation is presented; interpretation of the term of public-private partnerships is given; the main advantages of public-private partnerships both to the state, and to business are given. The special attention is paid to mechanisms of public-private partnerships in the innovative sphere.

Key words: partnership; state; business; public-private partnership; innovative sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.