Научная статья на тему 'Проблемы и направления совершенствования процесса формирования национальной инновационной системы России'

Проблемы и направления совершенствования процесса формирования национальной инновационной системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КОСВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фещенко Валентина Владимировна, Щеликова Наталья Юрьевна

Рассмотрены основные механизмы управления инновационными проектами: государственная поддержка, механизм оценки интеллектуальной собственности, механизм формирования региональной инновационной инфраструктуры, правовая база инновационной деятельности, от качества которых зависит эффективность процесса формирования национальной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of process of formation of national innovative system depends on quality of mechanisms of management of innovative projects. The basic mechanisms of management are: the state support, the mechanism of an estimation of intellectual property, the mechanism of formation of a regional innovative infrastructure, legal base of innovative activity.

Текст научной работы на тему «Проблемы и направления совершенствования процесса формирования национальной инновационной системы России»

^ШауЧНО.ТеХНИЧе£КИе«ВеДОМ2£ТИ«СПбГП|У.1..2212.ЭКОНОМИЧе£КИе«НаУКИ

дарство. Именно здесь оно должно осознать и вернуть себе «целеполагающую функцию». И только располагая всей этой информацией, отходя от идеологии либерального рыночного

фундаментализма со всеми его явно выраженными и молчаливыми императивами, можно говорить о форме большого созидательного проекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Развитие российских регионов: новые теоретические и методологические подходы [Текст] / Институт проблем региональной экономики РАН; отв. ред. Е.Б. Костяновская. - СПб.: Наука, 2006 -618 с.

2. Топсахалова, Ф.М.-Г. Инновационные механизмы экономического развития депрессивного региона [Текст] / Ф.М.-Г. Топсахалова, К.В. Кириленко. - М.: Изд. дом «Академия естествознания», 2007. - 170 с.

3. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до

2010 года и дальнейшую перспективу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: шшш/Шиг.ги. - (Нормативно-правовая база. Федеральный уровень. 01.02.2005 г.).

4. Региональные проблемы переходной экономики: Вопросы теории и практики [Текст] / под ред. В.Г. Алиева. - М., 2002. - С. 3, 10, 80.

5. Рейман, Л.Д. Информационное общество [Текст] / Л.Д. Рейман // Экономика и управление. -2004. - № 1. - С. 14.

6. Авербух, Р.Н. Начала инновационной экономики [Текст] : учеб. пособие / Р.Н. Авербух, М.А. Гусаков, Е.М. Рогова. - СПб., 2002.

УДК 338.2

В.В. Фещенко, Н.Ю. Щеликова

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

РОССИИ

Современные тенденции мирового развития предполагают рассмотрение проблем обеспечения высоких темпов экономического роста и уровня конкурентоспособности любой национальной экономики, прежде всего, с позиций организации и эффективного управления инновационными проектами. Особенно это актуально для России, поскольку она обладает уникальным инновационным потенциалом и вполне может претендовать на технологическое лидерство.

Развитие российской экономики должно базироваться не только на экстенсивном росте производства за счет эксплуатации природных ресурсов, но и на создании новых продуктов и услуг, на использовании инновационного по-

тенциала всех отраслей народного хозяйства. При этом эффективность и глубина инновационного потенциала определяются инвестиционной привлекательностью экономических сфер, где происходит создание нововведений, и способностью инновационной инфраструктуры обеспечивать эффективную трансформацию результатов научно-исследовательской деятельности в рыночные продукты и услуги.

Большинство отечественных и зарубежных исследователей в последнее время напрямую связывает успех развития инновационного потенциала с необходимостью построения национальных инновационных систем (НИС) и разработкой механизмов управления инновационными проектами. НИС проявляется как определен-

4

^еоретическиеосновыэкономикииуправлени^^

ная система структурных и инфраструктурных элементов и звеньев, тесно взаимосвязанных между собой, обеспечивающих условия и процессы возникновения, разработки, внедрения и распространения инноваций, пронизывающая социальную и экономическую системы страны, встроенная в них. В ее задачи входит интеграция разрозненных инновационных процессов и структур в единый эффективно действующий механизм посредством рыночных и административных регуляторов, прежде всего, на макроуровне.

К ключевым функциям НИС относятся:

1) формулирование инновационной политики;

2) обеспечение нормативно-законодательной базы; 3) идентификация и выбор приоритетов в области инноваций и научных исследований, разработок; 4) мобилизация и управление ресурсами; 5) осуществление научно-исследовательской деятельности; 6) создание человеческого капитала; 7) предоставление стимулов для развития инноваций; 8) поддержка новых (высокотехнологичных) отраслей промышленности и сферы услуг.

Инновационный проект как процесс осуществления инноваций - это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в результате которых создается инновационный продукт.

В зависимости от социально-экономической и научной значимости инновационных проектов, обеспечивающих освоение и выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции, имеющей высокий потенциал рыночной реализации, необходимо использовать различные формы прямой государственной поддержки: прямое государственное целевое финансирование НИОКР; предоставление государственных субсидий на возмездной и безвозмездной основе; предоставление государственных кредитов на разработку и освоение (по низкой процентной ставке или беспроцентной) либо возмещение сумм выплат по процентам за кредит, предоставляемых коммерческими банками; предоставление государственных гарантий для привлечения кредитных

ресурсов частных кредитных учреждений; долевое финансирование стратегически важных для национальной экономики проектов.

Параллельно необходимо осуществить комплекс мер косвенного стимулирования научных исследований и разработок в государственном и частном секторах. В этих целях: пересмотреть Налоговый кодекс (часть 2) и ввести особый (льготный) режим налогообложения на прибыль путем установления более низких ставок (при этом снижение налога на прибыль тесно увязывать с достигнутым предприятиями уровнем инновационной активности); осуществить меры по стимулированию обновления быстро устаревающих не только физически, но и морально основных фондов и научного оборудования, используемых при проведении НИОКР, и разработать принципы их ускоренной амортизации; расширить льготы по налогу на добавленную стоимость для научных организаций и предприятий независимо от форм собственности; способствовать формированию рынка частного венчурного (рискового) капитала и других внебюджетных фондов как специфического рыночного финансового механизма поддержки перспективных направлений наукоемкого бизнеса; создать благоприятные условия для кредитных учреждений и страховых компаний, в том числе работающих в рамках корпоративных структур в целях финансирования инноваций и страхования кредитных рынков, связанных с освоением инновационной продукции; установить в зарубежных кредитных линиях квоты для закупки оборудования в целях реализации высокоэффективных НИОКР и инновационных проектов под гарантии государства, а также лицензий на высокоэффективные технологии, ноу-хау и программное обеспечение для разработки и освоения производства новейшей продукции; обеспечить внешнеэкономическую поддержку, предусматривающую создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами институциональных структур по выпуску отечественной наукоемкой продукции и реализации ее на внешнем рынке; интенсифицировать рекламную деятельность для отечественных инноваций за рубежом; продолжить

совершенствование выставочно-ярмарочной работы, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам.

В целях обеспечения эффективного использования государственных финансовых ресурсов, выделяемых на разработку и реализацию инновационных проектов, необходимо создать механизм многоуровневой научно-технической экспертизы, а также разработать методики оценки конкурентоспособности инновационных предприятий и оценки предпринимательского риска в инновационной деятельности.

Для расширения предложений на рынке научно-технической продукции следует осуществить: инвентаризацию научно-технических результатов и интеллектуальной собственности, созданной с участием государственного финансирования; разработку методов экономической оценки интеллектуальной собственности, в том числе научно-технических результатов; оценку интеллектуальной собственности и включение ее в состав нематериальных активов предприятий и организаций инновационной сферы; регистрацию инновационных разработок, продуктов и технологий с включением их в соответствующую общероссийскую базу данных; наладить учет статистической информации о рынке товаров и услуг.

Кроме указанных мер необходимо: повысить ответственность регионов за формирование региональной инновационной инфраструктуры и разработать типовые требования к рыночной инфраструктуре инновационной деятельности региона; осуществить реструктуризацию научно-технической сферы с учетом реальной инновационной активности научно-технических организаций и их фактически сложившейся специализации; интегрировать часть узкоспециализированных отраслевых научных и проектных организаций, ведущих научные исследования и разработки в интересах преимущественно одного заказчика, в единую научно-промышленную структуру; акционировать отраслевые научно-исследовательские и проектные организации, ведущие широкий профиль исследований, и передать принадлежащий государству контрольный пакет акций предприятиям, являющимся

заказчиками данной организации; реструктуризировать часть отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые фирмы с развитой маркетинговой и коммерческой инфраструктурой с последующим их акционированием; создать на базе высших учебных заведений и институтов РАН, ведущих активную инновационную деятельность, современные институциональные структуры с участием малого бизнеса, такие как инновационно-технологические центры (технопарки), научные парки, инкубаторы бизнеса и др.; стимулировать кооперацию российских предприятий при разработке конкурентоспособной продукции; создать информационную инфраструктуру рынка научно-технической продукции.

С целью снижения инвестиционного риска необходимо обеспечить совершенствование нормативно-правовой базы рынка научно-технической продукции. Основными направлениями совершенствования законодательства в этой сфере являются: во-первых, правовая охрана интеллектуальной собственности; во-вторых, стимулирование процессов создания и использования объектов интеллектуальной собственности. Необходимо также сократить количество и размеры госпошлин за услуги патентных служб; в-третьих, пресечение неконтролируемой передачи отечественной научно-технической продукции за рубеж. В целом необходимо внести изменения и дополнения в следующие федеральные законы: «О науке и научно-технической политике», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об авторском праве и смежных с ним правах», «Патентный закон», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «Об обязательном экземпляре документов», Гражданский кодекс РФ, Административный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.

Применение методов многоцелевой оптимизации позволяет сформировать систему критериев, которая характеризует совокупность полученных (или ожидаемых) результатов инноваций, создаваемых на базе различных элементов инновационной инфраструктуры. Эта система

4

^еоретическиеосновыэкономикииуправлени^^

критериев может быть использована как инструмент комплексной оценки полученных (или ожидаемых) результатов инвестиций в различные элементы инновационной инфраструктуры. В качестве основных компонентов (составляющих) указанной системы критериев можно выделить следующие: 1) научно-технический эффект (научно-техническая составляющая); 2) экономический эффект (экономическая составляющая); 3) социальный эффект (социальная составляющая); 4) экологический эффект (экологическая составляющая); 5) демографический эффект (демографическая составляющая).

Набор этих критериев зависит от оцениваемого объекта, количество их может варьироваться. Так, например, экономический результат вложений в инновационную инфраструктуру может оцениваться с использованием показателей динамики валового внутреннего продукта, капитализации предприятий и корпораций, производительности труда, снижения материало-и энергоемкости производства, совокупной рентабельности предприятий, налоговых поступлений и других показателей. Социальный

результат может оцениваться с использованием показателей изменения занятости, заработной платы и доходов населения, уровня и качества жизни; экологический результат - показателями уровней загрязнения окружающей среды, экологической нагрузки и др. Демографический результат может быть оценен показателями динамики рождаемости, смертности, средней продолжительности жизни, численности трудоспособного населения, изменения половозрастной структуры населения и т. п. Научно-технический результат могут представлять показатели доли высокотехнологической продукции в общем объеме произведенной продукции, доли российской высокотехнологической продукции на мировом рынке, количество созданных рабочих мест для работников высокой квалификации, средний возраст машин и оборудования и др. Каждый из указанных выше результатов может оцениваться также (полностью или частично) с помощью экспертных заключений.

Формирование НИС требует разработки механизма, позволяющего определять изменение эффективности работы научно-исследовательской

Внутренние факторы

Научные

Экономические

Организационные

Социальные

и

к

с

е

ч

и

н и

и т

е с

Ер о

О н н ь л

ч е

у т

а «

н е

ь н

т

с

а

л

ю

О

к

и

о г н а

о к о

с р

е и

ч л

и у

м м

о и

н т

о с

к о

г

а о

м е т н ь л

с а

и р

С о м

и

«

и

н

е

н

л

о

с

ы

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ги о й О

л К

о н К

и

е

т

ь

н

е

и

о

р

ие рт

ес те о

ан

ияр

нт ен о

а с

Схема факторов повышения эффективности управления НИОКР

^ШаучнО-Технические>ведомости>СПбГПу1'>2012

организации (НИО). Эффективность использования интеллектуального капитала НИО можно определять синтезом динамической структуры воздействий с многофункциональной иерархической системой управления ее деятельностью. Чем выше мотивированность научного коллектива, тем оптимальнее организация и ход выполнения НИОКР.

На представленной здесь схеме факторов повышения эффективности управления ресурсами НИО прежде всего выделены факторы, влияние которых реализуется в рамках научной организации как самостоятельного объекта управления. Кроме того, большое значение имеют внешние факторы (в частности, федеральные органы исполнительной власти).

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что основные механизмы управления инновационными проектами в процессе формирования национальной инновационной системы должны быть направлены на обеспечение более тесного сотрудничества и координации между элементами инновационной системы, формирование более благоприятной нормативно-правовой основы инновационной деятельности, усиление мобилизации и совершенствования распределения ресурсов внутри инновационной системы, повышение эффективности НИОКР, стимулирование более активного развития инновационной деятельности, поддержку развития новых (высокотехнологичных) отраслей промышленности и сферы услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент [Текст]: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - 4-е изд. -М.: Бизнес-шк. «Интел-Синтез», 2007. - 624 с.

2. Гринев, В.Ф. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. пособие [Текст] / В.Ф. Гринев. - 2-е изд. -Киев: МАУП, 2008. - 152 с.

3. Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент [Текст] / И.Т. Балабанов. - СПб.: Питер, 2009. - 278 с.

4. Яковец, Ю.В. Эпохальные инновации XXI века [Текст] / Ю.В. Яковец. - М.: Экономика, 2004.

5. Kleincnecht, A. Innovations overcome the depression [Text] / A. Kleincnecht // Futures. - 2004. - Vol. 17, no. 2.

УДК 332.142.4

К.В. Хлебников

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ

Как всякий феномен федеративного государства, государственно-частное партнерство (ГЧП) в России, включая практику его нормативно-правового регулирования, сочетает в себе начала централизации и децентрализации, а также разграничения полномочий и организацию взаимодействия всех уровней публичного управления. Соответственно выстраивается и «вертикаль» практики ГЧП. Нельзя согласиться с мнением, что федеральный уровень ГЧП более важен

и продуктивен в силу того, что именно здесь реализуются стратегически наиболее важные инициативы ГЧП. Вертикаль отношений ГЧП -это внутренне согласованная система форм и инструментов ГЧП, имеющая нормативно-правовое и методическое единство, сбалансированно отражающая интересы как частного капитала, так и всех уровней публичного управления, т. е. государства в целом, соответствующих территорий и проживающего на них населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.